что такое умение высшего порядка

Понятие об умениях высшего порядка

На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором проявляется способность к самостоятельному решению новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности

В спортиграх и единоборствах двигательные умения высшего порядка теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Так, чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и т.д.

В гимнастических видах спорта успешность выполнения тех или иных двигательных действий во многом зависит от состояния спортивной площадки, снарядов и другого инвентаря. В частности, известны случаи, когда из-за мощной работы кондиционеров в зале у художественных гимнасток изменялась траектория бросков предметов, в результате чего девушкам приходилось корректировать технику бросков.

По существу, именно умения высшего порядка являются конечной целью обучения.
2. Взаимодействие двигательных навыков

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название перенос навыков.

В частности, выделяют положительный и отрицательный переносы навыков:

Положительный перенос навыков проявляется тем ярче, чем больше сходства между структурой двигательных действий.

А) управление велосипедом – управление мотоциклом;

Б) акробатические прыжки – прыжки в воду;

В) метание малого мяча – метание гранаты.

Учитывая положительное взаимодействие навыков, целесообразной последовательностью обучения будет такая, при которой в наиболее полной мере используются явления положительного переноса навыков: например, кувырок вперед – сальто вперёд в группировке и т.д.

Наиболее часто отрицательный перенос навыков проявляется в тех случаях, когда в структуре двигательных актов имеется сходство в начальных фазах и в финале усваиваемых двигательных действий, но существенные различия в их главных фазах.

А) прыжок в высоту – барьерный бег;

Б) катание на фигурных коньках – катание на роликовых коньках;

В) сальто назад – переворот назад.

При взаимодействии так называемых «конкурирующих» навыков следует ожидать нарушение того из них, который менее прочно закреплён. В случае если степень прочности одинаковая, нарушается тот, структура которого более сложна.

Кроме того, выделяют следующие варианты переноса навыков:

К явлению, именуемому «перенос навыков», относят и влияние врождённых автоматизмов. Так, врождённая перекрёстная координация составляет основу ходьбы, бега и некоторых других действий.
3. Основы формирования двигательных навыков

Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определённым закономерностям.

Овладение тем или иным двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:

1.
Формирование у обучающегося положительной учебной мотивации.

2.
Формирование знаний о сущности двигательного действия.

3.
Создание полноценного представления об изучаемом движении. В частности, эти представления должны включать:

а) зрительный образ двигательного действия, возникающий на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;

б) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

в) двигательный образ, создаваемый на основе уже имеющегося двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые возникают при выполнении подводящих упражнений.

4.
Освоение изучаемого двигательного действия в целом.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи устранение допущенных ошибок. Двигательное действие, сформированное путём многократного повторения и доведённое до автоматизма, переходит в двигательный навык.

что такое умение высшего порядка. Смотреть фото что такое умение высшего порядка. Смотреть картинку что такое умение высшего порядка. Картинка про что такое умение высшего порядка. Фото что такое умение высшего порядка

Формирование двигательного навыка проходит три фазы, каждая из которых характеризуется физиологическими, биомеханическими, регуляторными особенностями и особенностями обучения.

Физиологические особенности: широкая иррадиация (распространение) нервных процессов возбуждения в коре головного мозга, генерализация ответных реакций;

Биомеханические особенности: излишняя мышечная фиксация, неточность и излишняя скованность движений, плохое распределение и координация усилий, отсутствие слитности движений, неустойчивый ритм;

Регуляторные особенности: активное участие в управлении движениями высших отделов центральной нервной системы;

Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 3 : 2.

Физиологические особенности: развитие процессов торможения и постепенная концентрация процессов возбуждения, уравновешивание процессов возбуждения и торможения;

Биомеханические особенности: уменьшение мышечной фиксации и скованности движений, улучшение координации движений отдельных звеньев тела, сохранение постоянного темпа, ритма и величины усилий, естественная пластичность движений, но всё ещё слабая устойчивость к помехам (нагрузка, эмоциональное напряжение, стрессы и т.д.);

Регуляторные особенности: периодический контроль сознания над выполнением движения, передача управления деталями движений в ниже лежащие уровни управления;

Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 2 : 3.

Физиологические особенности: стабилизация процесса возбуждения и чёткое согласование процессов возбуждения и торможения;

Биомеханические особенности: отсутствие мышечного напряжения, скованности движений, точное согласование движений между отдельными звеньями тела, чёткое выполнение движений с оптимальной дозировкой усилий, амплитуды, темпа и ритма, структура движений сохраняется, несмотря на помехи;

Регуляторные особенности: точное распределение функций отделов центральной нервной системы, контроль сознания преимущественно над смысловой частью (целью) движения;

Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 1 : 3.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Основные понятия: «двигательное умение», «двигательный навык», «двигательное умение высшего порядка»

что такое умение высшего порядка. Смотреть фото что такое умение высшего порядка. Смотреть картинку что такое умение высшего порядка. Картинка про что такое умение высшего порядка. Фото что такое умение высшего порядка что такое умение высшего порядка. Смотреть фото что такое умение высшего порядка. Смотреть картинку что такое умение высшего порядка. Картинка про что такое умение высшего порядка. Фото что такое умение высшего порядка что такое умение высшего порядка. Смотреть фото что такое умение высшего порядка. Смотреть картинку что такое умение высшего порядка. Картинка про что такое умение высшего порядка. Фото что такое умение высшего порядка что такое умение высшего порядка. Смотреть фото что такое умение высшего порядка. Смотреть картинку что такое умение высшего порядка. Картинка про что такое умение высшего порядка. Фото что такое умение высшего порядка

что такое умение высшего порядка. Смотреть фото что такое умение высшего порядка. Смотреть картинку что такое умение высшего порядка. Картинка про что такое умение высшего порядка. Фото что такое умение высшего порядка

что такое умение высшего порядка. Смотреть фото что такое умение высшего порядка. Смотреть картинку что такое умение высшего порядка. Картинка про что такое умение высшего порядка. Фото что такое умение высшего порядка

«Двигательное умение»-способность выполнять двигательное действие, при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в состав двигательного действия. Примеры.

«Двигательное умение» характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Признаки умения: 1)управление движением происходит неавтоматизированно; 2) способ решения задачи нестабилен;3)длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности двигательного действия и других причин.

Характерные признаки двигательного умения высшего порядка (ДУВП): 1) повышенная роль пусковой функции сознания;2) движения входящие в состав двигательного действия, могут выполняться автоматизировано и могут попадать под контроль сознания при необходимости их коррекции;3) проявляются всегда в условиях целостной деятельности. Примеры.

Значение ДУВП: 1) приспособления сформированного навыка к изменяющимся условиям процесс творческий, интенсивно развивающий интеллектуальную составляющую двигательной деятельности; 2) выражает прикладной характер физического воспитания, является основой повышения спортивного мастерства.

Разновидности ДУВП: 1) умение эффективно использовать приобретенные навыки параллельно или в разнообразной последовательности; 2) умение одновременно использовать два или несколько навыков;3) умение последовательно использовать два или несколько навыков.

Источник

Двигательное умение: определение понятия, характерные признаки

Двигательное умение — это способность выполнять двигательные действия на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок, при значительной концентрации внимания занимающихся построить заданную схему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания.

В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию. Она может проявляться в двух случаях:

1)когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных двигательных действий;

2)когда необходимо добиться простого освоения техники соответствующих двигательных действий, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков

Характерными признаками двигательного умения являются:

— управление движениями происходит неавтоматизированно;

— сознание загружено контролем каждого движения;

— невысокая быстрота выполнения действия;

— действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления;

— относительная расчленённость движений;

— непрочное запоминание действия.

В процессе обучения движениям умения, зачастую, несут вспомогательную функцию:

во-первых, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков;

во-вторых, умения выступают в качестве подводящих упражнений для последующего разучивания более сложных двигательных действий.

Признаки умения: 1)управление движением происходит неавтоматизированно; 2) способ решения задачи нестабилен;3)длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности двигательного действия и других причин.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при его многократном повторении, уточнении и коррекции приводит к автоматизированному его выполнению. В результате появляется слитность, устойчивость движения. Таким образом, умение переходит в навык.

Двигательный навык: определение понятия, характерные признаки.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой надёжностью исполнения.

Характерными признаками двигательного навыка являются:

— автоматизированное управление движениями;

— слитность движений (объединение ряда элементарных движений в единое целое);

— отсутствие излишнего напряжения мышц;

— высокая быстрота выполнения действий;

— экономичность и точность движений;

— высокая устойчивость действия;

Навык, если он сформирован и достаточно закреплён, не исчезает даже при длительных перерывах.

Человеку, умеющему плавать, ездить на велосипеде, играть в теннис и т.п., даже после многолетнего перерыва не нужно заново учиться этим двигательным действиям.

Двигательное умение высшего порядка: определение понятия, характерные признаки.

Характерные признаки двигательного умения высшего порядка (ДУВП): 1) повышенная роль пусковой функции сознания;2) движения входящие в состав двигательного действия, могут выполняться автоматизировано и могут попадать под контроль сознания при необходимости их коррекции;3) проявляются всегда в условиях целостной деятельности. Примеры.

Значение ДУВП: 1) приспособления сформированного навыка к изменяющимся условиям процесс творческий, интенсивно развивающий интеллектуальную составляющую двигательной деятельности; 2) выражает прикладной характер физического воспитания, является основой повышения спортивного мастерства.

Разновидности ДУВП: 1) умение эффективно использовать приобретенные навыки параллельно или в разнообразной последовательности; 2) умение одновременно использовать два или несколько навыков;3) умение последовательно использовать два или несколько навыков.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 5124 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Понятие об умениях высшего порядка

Общая характеристика двигательных навыков.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК – это такая степень владения действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано.

Характерные признаки навыка:

? Автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается от необходимого контроля за деталями движений, что, во- первых, облегчает функционирование высших механизмов управления движениями, а во-вторых, позволяет переключить внимание и мышление на результат и условия действия.

? Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое. Проявляется в легкости, взаимосвязанности и устойчивости двигательного действия.

? Устойчивость. Характеризуется способностью сохранять эффективность действия при различных неблагоприятных условиях: необычном психологическом состоянии (волнение, страх), сниженных физических возможностях (утомление, недомогание), неблагоприятных внешних условиях (метеорологические).

? Прочность запоминания. Ценность представляет только в тех случаях, когда техника действия не подлежит дальнейшему изменению (оздоровительный бег, катание на коньках, велосипеде).

В теории физического воспитания выделяют умения, навыки и умения высшего порядка. И умения и навыки это программы ответных реакций человека на определенный внешний и/или внутренний раздражитель или совокупность раздражителей, различает их лишь степень активного участия сознания в процессе их выполнения. Если умения представляют собой условные рефлексы, требующие контроля со стороны нашего сознания, то навыки – это полностью автоматизированные условные рефлексы, выполняемые без активного участия сознания. В определенном смысле, обучение – это программирование человека, наделение его готовыми штампами, шаблонами, двигательными стереотипами. То же относится и к ментальной сфере, где педагогическая работа совершается в доступной нам области – в сознании, которое является «программируемой» надстройкой над подсознанием. Проблема любого «программирующего» обучения заключается в том, что невозможно наделить человека универсальными двигательными и ментальными стереотипами, которые бы охватывали все возможные жизненные ситуации. Всегда есть шанс допустить ошибку, не потому что ты не умеешь чего-либо, а потому, что ты что-то уже умеешь! Ошибочность выработанных рефлексов может сыграть роковую службу, особенно в тех видах деятельности, которые связаны с жизнью и здоровьем человека.

Во многом благодаря этим выводам в отечественной теории физического воспитания была сформулирована идея об умениях высшего порядка, которые являются более высокой ступенью в овладении собой и способностью реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Умения высшего порядка знаменуют собой качественный скачок в процессе освоения количественного освоения навыков, которые формируют систему условных рефлексов, в результате чего человек обретает способность изменять свои реакции в соответствии с изменяющимися требованиями развивающихся обстоятельств. В каком то смысле, это процесс «частичного раскодирования сознания»! Рефлексы становятся более гибкими и пластичными, по причине их взаимного влияния друг на друга. Восприятие человека становится более избирательным, он выделяет наиболее важные из раздражителей, большую роль начинает играть интуиция. Умения высшего порядка – это уровень двигательного творчества, импровизационности и попытка максимально эффективного использования имеющейся системы условных рефлексов. Теория формирования умений высшего порядка была создана для «спорта высших достижений», но в дальнейшем успешно применялась во многих областях педагогической деятельности. Эта теория оказалась очень действенна в рамках систем спортивной подготовки единоборцев, которая ориентируется на условно-игровой характер состязаний (даже в спорте высших достижений есть правила – условности, которые ограничивают соперников в их проявлениях), но в «полевых условиях» любая система условных рефлексов может стать не только малоэффективно, но и опасна для ее обладателя.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Взаимодействие двигательных навыков. Понятие об умениях высшего порядка

Понятие об умениях высшего порядка

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором проявляется способность к самостоятельному решению новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности

В спортиграх и единоборствах двигательные умения высшего порядка теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Так, чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и т.д.

В гимнастических видах спорта успешность выполнения тех или иных двигательных действий во многом зависит от состояния спортивной площадки, снарядов и другого инвентаря. В частности, известны случаи, когда из-за мощной работы кондиционеров в зале у художественных гимнасток изменялась траектория бросков предметов, в результате чего девушкам приходилось корректировать технику бросков.

По существу, именно умения высшего порядка являются конечной целью обучения.

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название перенос навыков.

В частности, выделяют положительный и отрицательный переносы навыков:

· Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего.

Положительный перенос навыков проявляется тем ярче, чем больше сходства между структурой двигательных действий.

А) управление велосипедом – управление мотоциклом;

Б) акробатические прыжки – прыжки в воду;

В) метание малого мяча – метание гранаты.

Учитывая положительное взаимодействие навыков, целесообразной последовательностью обучения будет такая, при которой в наиболее полной мере используются явления положительного переноса навыков: например, кувырок вперед – сальто вперёд в группировке и т.д.

· Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего.

Наиболее часто отрицательный перенос навыков проявляется в тех случаях, когда в структуре двигательных актов имеется сходство в начальных фазах и в финале усваиваемых двигательных действий, но существенные различия в их главных фазах.

При взаимодействии так называемых «конкурирующих» навыков следует ожидать нарушение того из них, который менее прочно закреплён. В случае если степень прочности одинаковая, нарушается тот, структура которого более сложна.

Кроме того, выделяют следующие варианты переноса навыков:

· односторонний перенос: возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается (пр., ходьба – бег);

· взаимный перенос: перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно (пр., управление велосипедом – управление мотоциклом);

· прямой перенос: характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении (пр., кроль на спине – кроль на груди, метание малого мяча – метание гранаты – метание копья);

· косвенный (опосредованный) перенос: такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создаёт только благоприятные предпосылки для приобретения нового (пр., работа рук при передвижении на лыжах – работа рук при гребле на байдарках, акробатические прыжки – прыжки с шестом). На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки для увеличения запаса неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта;

· ограниченный (частичный) перенос: происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство (однако в этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне: пр., перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне);

· обобщённый перенос: имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним (пр., трудно обнаружить сходство в движениях велосипедиста и конькобежца, однако оба способа передвижения объединяет общая задача – необходимость сохранить равновесие);

· перекрёстный перенос: представляет собой перенос навыков на симметричные органы тела (пр., движение, освоенное правой рукой, без специальной подготовки выполняется левой).

К явлению, именуемому «перенос навыков», относят и влияние врождённых автоматизмов. Так, врождённая перекрёстная координация составляет основу ходьбы, бега и некоторых других действий.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *