что такое украинская гтс
Есть ли жизнь после СП-2? Какое будущее ждет украинскую газотранспортную систему
Глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в 2016 году говорил о сокращении мощностей газопроводов в «ужгородском коридоре». Монополия обещала ликвидировать часть своих газопроводов в центральном транзитном коридоре Уренгой—Помары—Ужгород, по которому через Украину проходил основной поток российского газа в ЕС. Эти намерения были реализованы лишь частично, поскольку транзит через Украину был сохранен. Пока что на ближайшие четыре года.
После запуска первой нитки «Турецкого потока» (в начале 2020 года) украинская ГТС уже потеряла 15 млрд куб. м в год транзита, который раньше шел через Украину в Турцию, Болгарию и Грецию. Сейчас по южному направлению Киев транспортирует газ только для Румынии и Молдовы. После запуска второй нитки «Турецкого потока» и окончания строительства газопровода Болгария — Сербия — Венгрия Украину ожидает потеря еще 15 млрд куб. м. А завершение строительства «Северного потока – 2» приведет к потере оставшихся 50 млрд куб. м. Поэтому после окончания этих проектов у «Газпрома» будет возможность полностью отказаться от транзита по Украине. И в Киеве это понимают.
«Очевидно, что если «Газпром» достроит «Северный поток – 2», то мощности украинской ГТС станут избыточными для него. Я не вижу причин для «Газпрома» продлевать транзит газа через Украину после 2025 года, хотя наши тарифы на транзит абсолютно конкурентные», — заявил в интервью РБК-Украина глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон.
Но надежды на дальнейшее сотрудничество с «Газпромом» в Киеве не теряют. Правда, для этого потребуется отбросить в сторону политическую составляющую.
«Газпром» для обеспечения гибкости уже сейчас вынужден арендовать или покупать дорогие европейские подземные хранилища газа. Кроме этого, в случае аварий и отказов нашей газотранспортной системы мы всегда можем перенаправить газ через другие газовые коридоры внутри Украины, а «Северный поток» и «Турецкий поток» — это по две трубы, которые не имеют дублирующих мощностей», — признал Сергей Макогон.
Водородно-транспортная труба
Согласно действующему контракту между украинским «Нафтогазом» и российским «Газпромом», объемы транспортировки природного газа по территории Украины из России в Европу будут существенно уменьшаться в течение 2020–2025 годов, а дальнейшие перспективы пока не определены. В случае реализации сценария нулевого транзита после 2025 года на Украине освободятся значительные объемы мощностей магистральных газопроводов, которые теоретически могут быть использованы для транспортировки возобновляемых газов потребителям Украины и стран Европы.
Недавно ЕС назвал Украину приоритетным партнером своей «Водородной стратегии». ЕС при разработке долгосрочных стратегий учитывает потенциал Украины. Для Киева это создает поле для переговоров и конкретных инициатив в кооперации как на этапе исследования и разработки, так и на этапе внедрения новых энергетических решений на базе водорода. Оператор ГТС Украины уже вошел в новый Европейский альянс чистого водорода. Членство в Альянсе предусматривает привлечение Оператора ГТС Украины к ключевым стратегическим форумам, круглым столам и другим мероприятиям по имплементации Водородной стратегии для климатически нейтральной Европы.
Как заявил в августе 2020 года министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, украинская газотранспортная система вскоре может оказаться «газо-водородно-транспортной» — Украина обсуждает возможность транспортировки по ней водорода в Германию. По словам чиновника, Германия будет крупнейшим рынком потребления водородной энергетики, а Украина может стать надежным поставщиком водорода в ЕС, в том числе в Германию.
«Мы договорились, что сотрудничество с Германией продолжится в виде разработки «дорожной карты» развития энергетического партнерства и будет проведено исследование возможности использования газотранспортной системы Украины для транспортировки водорода», — уточнил Кулеба.
Министр считает, что подобное сотрудничество будет предполагать инвестиции в модернизацию газотранспортной системы Украины.
Водород — один из самых потенциально выгодных энергоносителей, но его потенциал не стоит преувеличивать в среднесрочной перспективе. Поэтому сейчас главный приоритет для Украины — обеспечить работоспособность и надежность ГТС для транзита природного газа.
Демонтаж
Из-за сокращения транзита газа из России в Европу украинская ГТС поэтапно откажется от 60–70% своих мощностей.
«Наша ГТС способна транспортировать 145 млрд куб. м газа в год из России в Европу, но в следующем году транзит составит всего 40 млрд куб. м. Нам не нужна такая компрессорная мощность, которую мы имеем сейчас. Нам придется поэтапно отказаться от 60–70% мощностей, потому что они просто не нужны», — рассказал Сергей Макогон в интервью S&P Global Platts.
ГТС нужно будет уменьшить мощности для сокращения расходов, поскольку через пять лет, возможно, придется обеспечивать социально приемлемые тарифы в случае потери транзита российского «Газпрома».
По словам Макагона, уже определены компрессорные станции, которые будут сокращены: «Сейчас мы находимся в процессе подготовки, и через пять лет наша система будет полностью оптимизирована и будет функционировать в новых рыночных условиях».
Частично порежут на металлолом
Эксперт энергетического рынка Валентин Землянский отмечает, что объемы транзита по украинской ГТС после постройки «Северного потока – 2» будут однозначно снижаться, весь вопрос в том, насколько Украина останется в логике кооперации, которая уже была опробована.
«Это когда в ПХГ оставляют газ в режиме транзита, а потом зимой — забирают. В этом случае определенные объемы будут сохраняться, поскольку будет существовать запрос на подъем газа, находящегося в хранилищах. Как это будет в абсолютных цифрах, сейчас сказать достаточно сложно, поскольку не понятно, какой будет спрос в Европе, как будет складываться конъюнктура», — сказал в комментарии Украина.ру Валентин Землянский.
По словам эксперта, украинскую ГТС в любом случае придется оптимизировать.
Сейчас говорить о том, что экономическая составляющая возьмет верх над политической, достаточно сложно: зависшее состояние, на которое накладывается еще и коронакризис, стагнирующая экономика — не понятно, какой будет спрос на газ в ЕС. Я думаю, что в Газпроме есть экономическое обоснование (то есть они считали), но насколько это будет реализовано, пока не скажет никто.
Но «Газпром» заинтересован в сохранении украинского маршрута в любом случае, потому что есть предпочтения европейских партеров относительно маршрутов доставки. Например, итальянцы высказывали свое пожелание, и их украинский маршрут устраивает, а это самая дальняя точка. Поэтому это больше вопрос трехсторонних переговоров и достижения договоренностей в трехстороннем формате. Но сейчас мы о таких переговорах ничего не слышим. И я боюсь, что украинская сторона опомнится перед самым окончанием действия пятилетнего транзитного контракта», — заключил Валентин Землянский.
Газотранспортная система Украины
Газотранспортная система Украины состоит из магистральных газопроводов, распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций.
Газотранспортная система Украины является второй в Европе и одной из крупнейших в мире.
В 2007 году через украинские газопроводы в Европу было прокачано 115 млрд куб. м российского газа.
Содержание
Газопроводы
Общая протяжённость газопроводов Украины составляет 283,2 тыс. км
Магистральные газопроводы
Природный газ поступает на Украину по 22 магистральным газопроводам («Союз», «Прогресс», «Уренгой — Помары — Ужгород» и др.), а выходит за пределы Украины — по 15. Протяжённость газопроводов — 37,1 тыс. км, в том числе 14 тыс. км — трубопроводы крупнейшего диаметра (1020—1420 мм).
Распределительные сети
Длина — 246,1 тыс. км.
Станции и ПХГ
Система объединяет 72 компрессионные станции (122 компрессорных цеха) и 13 подземных хранилищ с самым большим в Европе после России активным объёмом газа — более 32 млрд куб. м или 21,3 % от общеевропейской активной ёмкости. Сеть подземного хранения газа включает четыре комплекса: Западноукраинский (Предкарпатский), Киевский, Донецкий и Южноукраинский.
Учёт природного газа на газоизмерительных и газораспределительных станциях
«Газоизмерительная Станция» (ГИС) — станция, на которой производится измерение количества и определение качества передаваемого природного газа.
Учёт поступающего на Украину газа осуществляется на девяти газоизмерительных станциях (ГИС) и двух пунктах измерения газа: две ГИС на территории Белоруссии, остальные — в РФ.
Учёт транспортируемого за пределы Украины газа осуществляется на десяти приграничных ГИС. Из них девять находятся на территории Украины и одна в РФ.
По одной ГИС на границах с Польшей, Словакией, Венгрией и Россией, две ГИС — на границе с Румынией («Орловка»), три — с Молдовой («Гребеники»).
Добываемый Украиной газ после обработки попадает в ГТС Украины через ГИС, ПРГ и ГРС: 68 станций ДК «Укргазвидобування», 13 станций ОАО «Укрнафта» и непосредственно потребителям через 177 газораспределительных станций (ГРС). Передача газа из газотранспортной системы в газораспределительную сеть происходит на 1416 ГРС.
Начиная с 2002 года на Украине для учёта природного газа применяются только [2] современные электронные и электронно-механические приборы.
История
Первый газопровод на территории Украины — от пгт Дашава до города Стрый — был построен в 1924 году. Этот год принято считать годом основания газовой промышленности Украины.
В 1948 году построен газопровод «Дашава-Киев». Этот год принято считать годом основания газотранспортной системы Украины. На то время «Дашава-Киев» был самым мощным газопроводом в Европе, его пропускная способность составляла около 2 млрд.куб.м. в год.
В 1951 году «Дашава-Киев» был продлён до Москвы (Дашава — Москва).
Бурное развитие газотранспортная система Украины получила в 60-70 годы. В 1967 году после введения в эксплуатацию магистрального газопровода «Долина-Ужгород-Западная граница» (газопровод «Братство») началась подача украинского и российского газа в страны Центральной и Западной Европы.
В 70-80 годы началось строительство трансконтинентальных газопроводов «Союз», Уренгой-Ужгород, «Прогрес» и ряда других.
В 1970 году общая длина газопроводов составляла 11,5 тыс. км., в 1980 году 18 тыс.км., в 1990 году — почти 30 тыс. км.
Современность
Проект объединения «Газпрома» и «Нафтогаза Украины»
После предложения в мае 2010 года российского премьера Владимира Путина объединить газовые монополии двух стран «Газпром» и «Нафтогаз Украины», в июле 2010 года премьер-министр Украины Н. Я. Азаров заявил, что правительство Украины ведёт переговоры о создании газотранспортного консорциума между Украиной, ЕС и Россией. [4] После этого российская сторона предложила создать СП на базе магистральных газопроводов Украины и месторождений «Газпрома» в России.
25 января 2011 года комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер впервые прямо заявил, что выделение средств ЕС на модернизацию украинской ГТС зависит от гарантий России на прокачку газа в Европу, и посоветовал властям Украины убедить российскую сторону отказаться от строительства газопровода «Южный поток» и профинансировать модернизацию украинской ГТС. Оттингер упомянул, что суммарная пропускная способность строящегося в 2011—2012 годах подводного газопровода «Северный поток» мощностью 55 млрд кубометров и проектируемого газопровода «Южный поток» мощностью 63 млрд кубометров составит 118 млрд кубометров и позволит России поставлять газ в ЕС без помощи Украины или Белоруссии. [5]
Примечания
См. также
Ссылки
Уренгой — Помары — Ужгород • «Союз» (Оренбург — Западная граница СССР) • Ямбург — Западная граница СССР • Ямал — Европа • Северный поток • Газотранспортная система Украины • Газотранспортная система Белоруссии (белор.) русск.
«Нужны огромные деньги»: сможет ли Украина сохранить свою ГТС в работоспособном состоянии
Поставки природного газа через трубопровод «Ямал — Европа» приостановлены с 6 до 10 июля из-за планового техобслуживания топливной магистрали. Об этом сообщили в «Газпроме». По информации компании, сроки проведения работ были согласованы ещё в 2020 году.
Напомним, газопровод «Ямал — Европа» проложен из России через территорию Белоруссии и Польши в Германию. Строительство магистрали было начато в 1994 году, её проектная мощность достигает 32,9 млрд куб. м в год.
Также в июле на десять дней приостановит работу ещё один экспортный газопровод — «Северный поток». Магистраль мощностью 55 млрд куб. м газа в год встанет на плановую профилактику с 13 по 23 июля.
Несмотря на приостановку транзитного газопровода, «Газпром» не стал бронировать дополнительные транзитные мощности украинской газотранспортной системы на июль 2021 года. Об этом ранее сообщило агентство Интерфакс со ссылкой на данные системы бронирования Regional Booking Platform. Выставленные на аукцион украинским оператором ГТС дополнительные мощности в объёме 63,7 млн куб. м в сутки остались невостребованными.
Кроме того, «Газпром» ранее не стал бронировать транзитные мощности на украинском и польском направлениях на период с 1 октября 2021 по 1 октября 2022 года. Об этом также стало известно из данных платформ бронирования GSA Platform и Regional Booking Platform.
Украинский оператор ГТС ранее выставил для годового бронирования дополнительные мощности в объёме 9,8 млн куб. м в сутки, а польская сторона — 79 млн куб. м в сутки.
Как отметил в комментарии RT заместитель генерального директора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, сейчас «Газпром» не нуждается в том, чтобы задействовать дополнительные транзитные мощности Украины для поставок топлива в Европу. При этом объём транзита, предусмотренный подписанным в конце 2019 года Киевом и Москвой соглашением, сохраняется, пояснил эксперт.
«Обойтись без закупки дополнительных мощностей позволяет сезонный фактор — летом спрос на газ ниже, чем осенью и зимой. Плановые работы на обоих газопроводах — «Ямал — Европа» и «Северный поток» — займут немного времени, «Газпром» спокойно выполнит свои обязательства перед покупателями в Европе», — пояснил эксперт.
Футуристические идеи
Одновременно близится к завершению строительство двух новых транзитных газопроводов в обход территорий Украины и Польши — «Турецкий поток» и «Северный поток — 2».
В начале июля сербский участок продолжения трубопровода «Турецкий поток» был состыкован с венгерской газотранспортной системой.
Как сообщило РИА Новости со ссылкой на главу госкомпании «Србиягаз» Душана Баятовича, первые поставки российского газа в Венгрию через Турцию, Болгарию и Сербию могут начаться уже 1 октября 2021 года.
Также близится к завершению проект строительства трансбалтийского газопровода «Северный поток — 2». В пресс-службе оператора проекта — компании Nord Stream 2 AG ранее сообщили, что 4 июня 2021 года была завершена укладка труб первой нитки, 11 июня начнутся пусконаладочные работы по заполнению «Северного потока — 2» газом. Этот процесс может занять несколько месяцев.
Готовящийся запуск Россией новых транзитных газопроводов вызывает особую тревогу у Киева. Как заявил в середине июня 2021 года глава украинского МИД Дмитрий Кулеба, власти страны готовы рассмотреть возможность переговоров о «компенсации» украинской стороне потерь от запуска «Северного потока — 2».
«Мы поняли, что между Германией и США были переговоры. Мы в них не участвовали. Если нам предложат поговорить о компенсациях, мы это рассмотрим. Однако мы не обязательно согласимся с тем, что будет предложено», — сказал Кулеба в интервью Die Welt.
Он не уточнил, от кого конкретно можно ожидать такого предложения.
Прежний контракт истекал в конце 2019 года. Киев и Москва смогли договориться об условиях продления транзита, хотя и без сохранения прежних объёмов прокачки газа. Новый контракт сроком на пять лет был подписан сторонами в декабре 2019 года. Соглашение предусматривает суммарно прокачку 225 млрд куб. м газа через территорию Украины с постепенным снижением объёмов транзита. В 2020 году он составил 65 млрд куб. м, с 2021 года через Украину на европейский рынок будет поступать по 40 млрд куб. м в год.
Генеральный директор «Укратомэнерго» Валерий Токарь пояснил в беседе с RT, что при сокращении прокачки топлива через Украину до уровня ниже 40 млрд куб. м в год работа украинской газотранспортной системы может стать нерентабельной.
«После запуска «Северного потока — 2» украинская ГТС потеряет свою привлекательность для европейского рынка и России. Чтобы транзит приносил хотя бы какую-то прибыль и ГТС сохранялась в нынешнем состоянии, нужно прокачивать в год порядка 40 млрд кубометров», — пояснил Токарь.
На фоне сокращения газового транзита через украинскую территорию в Киеве пытаются найти альтернативное применение украинской ГТС. К примеру, в 2019 году исполнительный директор НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко заявил, что в газотранспортную систему можно будет закачать водород.
Впрочем, эксперты оценивают подобные идеи скептически. Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин пояснил в комментарии RT, что Киев рассматривал разные варианты использования своей ГТС. К примеру, изучался вариант прокачки газа из Азии, но это сложно, так как почти весь он уже законтрактован под Китай.
«Более того, для этого необходима территория России, и ей уже решать, насколько она готова к такому сотрудничеству. Что же касается водорода, то нужно сначала понять, куда его качать. Ведь сегодня потенциального потребителя для него просто нет. Второй момент: при нынешнем техническом состоянии украинской ГТС качать водород просто невозможно. Если попытаться это сделать, система развалится, потому что трубы, которые там лежат, пропустить водород не в состоянии», — отметил эксперт.
Кулагин пояснил, что единственным технически осуществимым вариантом была бы прокачка водорода, смешанного с метаном.
«Однако это возможно только в случае, если через Украину уже ведётся транзит природного газа, к которому можно этот водород подмешать. К тому же для многих украинских труб предусмотрен очень низкий процент водорода в смеси. Поэтому пока что такие планы кажутся футуристическими», — добавил эксперт.
В свою очередь, Алексей Гривач сомневается, что Киев сможет найти какое-то применение своей ГТС после сокращения транзита российского газа.
«Вряд ли Украина найдёт замену российскому транзиту. Проблема в том, что Киев сам целенаправленно разрушал отношения с Россией, шантажировал её. Такое поведение явно не способствовало развитию дальнейшего партнёрства между странами. Пока неясно, что ждёт Украину после того, как истечёт нынешний контракт на транзит газа. Он может быть пролонгирован, но также нельзя исключать, что стороны вообще не станут заключать новое соглашение», — полагает эксперт.
Вячеслав Кулагин считает, что «Газпром» всё же заинтересован в сохранении транзита топлива через Украину, пусть и не в прежних объёмах.
«Пока что говорить о продлении действующего контракта рано, всё будет решаться ближе к 2025 году. Главным критерием в переговорах будет спрос — если в Европе он будет, то и транзит может продолжиться. Украина должна понимать, что конкурирует с другими каналами транзита», — уверен эксперт.
Технический износ
По мнению аналитиков, Украина теряет транзит газа не только из-за ухудшения отношений с Москвой, но также из-за высокого износа украинской ГТС.
В 2017 году на эту проблему публично обращал внимание Игорь Насалик, возглавлявший в то время украинское Минэнерго. Министр критиковал руководство «Нафтогаза» за урезание инвестиций в обновление ГТС страны.
«Я считаю бестолковой политику НАК «Нафтогаз» относительно транспортной системы, они уже её для себя, скажем так, зачеркнули и не рассматривают в 2019 году. Мало того, с такой позицией НАК «Нафтогаз Украины» мы можем дойти до того, что «Укртрансгаз» может быть технически не готов к прокачке газа», — заявил тогда Насалик в эфире украинского телеканала «Первый национальный».
В 2020 году ГТС была выведена из подчинения НАК «Нафтогаз» в рамках анбандлинга — газопроводы были переданы в управление АО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ).
Как рассказал порталу «Правовой контроль» заместитель пресс-секретаря НАК «Нафтогаз Украины» Роман Иванченко, у компании «Оператор ГТС Украины» есть программа модернизации компрессорных станций.
«Они («Оператор ГТС Украины») рассчитали, согласно плану, десять ключевых точек, которые точно нужно модернизировать», — отметил он.
При этом в «Нафтогазе» пояснили порталу «Правовой контроль», что, хотя украинская ГТС может продолжить работу после сокращения российского транзита, её мощности станут избыточными.
«Это как на фуре возить килограмм картофеля. Разумеется, если такое произойдёт, то придётся оптимизировать компрессорные станции, возможно, консервировать и выводить из эксплуатации какие-то трубопроводы», — добавил он.
Несколько иного мнения придерживается источник RT в Министерстве топлива и энергетики Украины.
«Украинская ГТС — это очень сложный механизм, который включает массу инженерного оборудования и даже более десяти подземных газохранилищ. Вся система работает неэффективно и уже давно нуждается в модернизации, но денег на эти цели, как всегда, не хватает. Украина не только потеряет миллиарды долларов на транзите, но и лишится крупного инфраструктурного проекта. Видимо, это вопрос времени», — считает чиновник.
В то же время источник RT в «Нафтогазе» пояснил, что снижение транзита газа со стороны России становится большой проблемой для Украины.
«ГТС конструировалась с расчётом на мощность более 100 млрд куб. м в год, но до 2025 года «Газпром» будет прокачивать через нее только 40 млрд куб. м в год. Обслуживать же приходится все мощности, которые устаревают, а это очень дорого», — отметил собеседник RT.
С этой оценкой согласен и Алексей Гривач. Эксперт отметил, что украинские власти вкладывали какие-то средства в поддержание ГТС в нормальном техническом состоянии, однако эти усилия были несопоставимы с реальными потребностями.
«Фактически сейчас относительно бесперебойное функционирование системы поддерживается только за счёт сокращения объёмов транспортировки газа. Чтобы дать ГТС новую жизнь, в том числе она могла бы качать водород, необходимо провести глубокую реконструкцию системы, полностью заменить основные мощности», — считает эксперт.
Схожего мнения придерживается и Вячеслав Кулагин. По его словам, в свете сокращения газового транзита властям Украины следует подумать об оптимизации мощностей ГТС.
Конец украинской ГТС. Кремль полностью переиграл Киев
В 2011 году наша страна была плотно завязана на транзит через магистральные газопроводы Украины и Беларуси. За десятилетие «Газпром» реализовал великолепную комбинацию по уничтожению украинского транзита. Введены в эксплуатацию «Северный поток» и «Северный поток – 2», сдан «Турецкий поток». Шахматную партию с отечественным энергетическим монополистом «Нафтогаз» проиграл полностью.
Венгрия нанесла Украине настоящий экономический удар: маленькое, но гордое европейское государство больше не будет зависеть от украинской газотранспортной системы, потому что заключило долгосрочный контракт с «Газпромом» на поставки голубого топлива через Австрийскую республику и Сербию. В год мадьяры будут получать 4,5 миллиарда кубических метров природного газа. Действие контракта продлится до 2036 года (естественно, существует более чем высокая вероятность его пролонгирования).
В Киеве заплакал один комик
Реакция украинских властей весьма красноречива. Руководитель «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон написал на своей странице в «Фейсбуке» про поставки в Венгрию в обход «нэзалэжной»:
Яркий пример политики Кремля в отношении Украины – как только появляется техническая возможность обойти Украину при транзите газа, «Газпром» запускает газ через более длинные, но собственные транзитные газопроводы.
Так и хочется прокомментировать: вы так говорите «обойти Украину», как будто это что-то плохое.
На самом деле в Кремле на протяжении двух десятилетий пытались добиться от Киева гарантий стабильного и беспроблемного транзита природного газа в Европу. За счёт работы ГТС украинское государство получало огромные деньги: тридцать лет независимости принесли казне суверенной Украины 100 (!) миллиардов долларов. И эти доходы продолжали бы течь рекой, если бы не стремление Банковой использовать газотранспортную систему в целях шантажа. Верно говорят: деньги любят тишину, но вот её-то как раз и не хватало. Транзитные скандалы при президенте Викторе Ющенко привели к началу строительства магистрального газопровода «Северный поток». Последовавший политический конфликт 2014 года способствовал началу возведения его дублёра – «Северного потока – 2».
«Газпром», реализовав за несколько лет стратегию диверсификации поставок, переиграл и уничтожил украинский «Нафтогаз». Уже сейчас администрация Владимира Зеленского размышляет над тем, как в дальнейшем использовать огромную ГТС, доставшуюся в наследство от Советского Союза. Высказываются различные завиральные идеи вроде закачки в трубы водорода, но эксперты полагают такой вариант нереализуемым.
Газовые «щупальца» Кремля
Просто обратимся к цифрам. На 2011 год у нас имелась украинская ГТС, через которую транзит шёл объёмом в 100 млрд кубометров ежегодно, а также газопровод «Ямал – Европа» (через Белоруссию и Польшу) мощностью 32,9 миллиарда кубов.
За 10 лет к ним добавились «Северный поток» (55 млрд м 3 ), «Северный поток – 2» (55 млрд м 3 ) и «Турецкий поток» (31,5 миллиарда м 3 ) общей пропускной способностью в 141,5 миллиарда кубических метров (плюс «Ямал – Европа» со своими 32,9 миллиарда). Да, существуют определённые проблемы с тем, что европейская бюрократия всячески ставит палки в колёса и стремится применить к «газпромовским» магистральным газопроводам положения антимонопольного Третьего энергетического пакета, согласно которому пропускная способность «Северного потока – 2» может быть ограничена наполовину. Однако эти ограничения можно обойти, что Россия сейчас и намеревается сделать.
Нам в помощь складывается и ценовая конъюнктура на европейском рынке газа. Буквально вчера стоимость голубого топлива на нидерландской бирже TFF пробила отметку в 1000 долларов за тысячу кубометров и достигла стоимости 1030 долларов за тысячу кубов. Аналитики уже сравнивают эту ситуацию со знаменитым энергетическим кризисом 1973 года, когда арабские государства решили устроить поддерживающим Израиль странам Запада нефтяной армагеддон. Американское агентство «Блумберг» вообще прогнозирует в случае аномально холодной зимы и непогоды в Мексиканском заливе цену в 3500 долларов за тысячу кубометров. Есть подозрение, что при таком раскладе своё неуёмное стремление уйти от «русской зависимости» в Брюсселе заархивируют.
Либералам по зубам
А ведь как кричали и истерили либералы, заливаясь пеной изо рта, утверждая, что газопроводы являются непомерными для России тратами, которые не окупятся никогда. Якобы всё это геополитические игрушки Путина, воплощение его «хотелок».
Но достаточно сугубо посмотреть на цифры, чтобы опровергнуть этот либеральный бред. Транспортируя 90 млрд кубометров газа через украинскую ГТС, «Газпром» ежегодно платил Киеву порядка 3 млрд долларов. То есть 330 млн за каждые 10 млрд кубометров.
Стоимость «Северного потока – 2» составляет 9,5 млрд евро (11,1 млрд долларов), «Турецкого потока» – 7 млрд долларов. Мощность газопроводов, как было сказано выше, 55 млрд кубометров и 31,5 млрд кубометров соответственно. Таким образом, путём несложных подсчётов можно установить, что только в результате экономии от транзитных платежей через Украину «Северный поток – 2» окупится за 6 лет, «Турецкий поток» – за 7 лет. А дальше газопроводы будут приносить огромную прибыль. 6-7 лет для подобных мегапроектов – очень хороший срок. К тому же бонусом, помимо очевидной коммерческой выгоды, является снятие головной боли, которая регулярно возникает при начале переговоров о транзитном контракте с Украиной.
Что с того?
Избавление России от украинской транзитной зависимости следует рассматривать не только в геополитическом контексте. «Газпром» является государственной компанией, которая направляет львиную долю своей выручки в консолидированный бюджет. Только за один докризисный год в государственную казну от «Газпрома» поступило 2,6 трлн налоговых отчислений плюс 180 млрд рублей в пользу государства составили дивиденды газового монополиста. Таким образом, чем больше прибыль «Газпрома», тем больше доходов получает федеральный бюджет.