что такое уклад детского сада
Уклад детского сада №14
Одним из аспектов дошкольного образования, имеющим большое значение для воспитания в современных условиях, затрагивающим многие процессы дошкольной жизни, является уклад жизни ДОУ. Уклад жизни МАДОУ представляет собой стиль жизнедеятельности общеобразовательной организации, явные или неявные нормы и правила организации образовательного пространства.
В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» сказано, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Во ФГОС ДО определено, что среда, пространство, уклад жизни ДОУ являются главными факторами воспитания и социализации детей, их личностного развития. Это означает, что реализация основной образовательной программы и программы воспитания должны обеспечить: формирование уклада жизни ДОУ, обеспечивающего создание социальной среды развития воспитанников, включающего образовательную, дополнительную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.
Уклад в МБДОУ
1.2.1. Уклад ДОУ
Уклад МБДОУ №11 определяет смысл, стиль и характер взаимоотношений в ДОУ. Уклад охватывает всех лиц,включенных в деятельность ДОУ: воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей, сотрудников ДОУ. Ценности воспитания, заданные укладом ДОУ, принимаются всеми без исключения. Внутри этого пространства рождается команда, коллектив, сообщество, общность. Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни группы. Основой реализации Программы воспитания являются примерные темы (праздники, события, проекты, которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес. Каждая из тем представлена в соответствующем модуле. Модуль «Традиции детского сада». Традиции являются основой воспитательной работы в ДОУ.
— общественных праздников («День Матери», «День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства») и др. ;
— сезонных праздников («Праздник осени», «Новый год», «Пришла Коляда», «Масленица») и др. ;
— тематических мероприятий («День Здоровья», «Неделя безопасности», «Неделя науки», «Неделя музыки», «День земли») и др. ;
— социальных и экологических акций («Рисунок для ветерана», «Окна Победы», «Кормушка для пернатых», «Эколята-Дошколята молодые защитники природы», «Посади дерево») и др. ;
Модуль «Организованная образовательная деятельность» В ДОУ процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Усилена воспитательная составляющая организованной образовательной деятельности,где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др. В содержание организованной образовательной деятельности включается материал, который отражает духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России.Цель деятельности педагога: создание условий для развития личностных качеств детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются в рамках всех пяти образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», где применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений.
Экскурсия в Борский краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Старинный уклад жизни наших предков» (фотоотчет) «Экскурсия в Борский краеведческий музей «Знакомство с экспозицией: Старинный уклад жизни наших предков». Фотоотчет. Цель: Посетить музей,.
Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.
Благоустройство участка группы №4 «Непоседы» на территории МБДОУ №8 «Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша» А. П. Чехов Проект по благоустройству.
Уклад образовательной организации
Термин «уклад» имеет множество трактовок своего значения,но более четко передает всю суть следующее определение: это установившийся порядок, сложившийся образ жизни, включающий в себя нравственные, религиозные и идеологические устои жизни, традиционно передающиеся от поколения к поколению. Я полностью согласна с данной трактовкой, особенно применительно к моей теме образования.
Содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.
Таким образом, скажу одно, что уклад и ценности образовательной организации складывают из себя фундамент того устоя, который должен быть в каждом образовательном учреждении. Именно от того какими они будут, зависит будущее нашего образования.
Коррекционное и инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации Образование в современном мире является сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою.
Аттестация педагогических работников в образовательной организации АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Как известно, педагогические работники должны проходить аттестацию регулярно. В 2014 году порядок.
Использование музыки при организации образовательной деятельности «Музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывать детей, причем воспитывать не только их художественный вкус и творческое.
Лэпбук — новая форма организации образовательной деятельности Мастер-класс воспитателя Тимашевой Лены Вадимовны «» Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется.
Особенности управления персоналом в дошкольной образовательной организации Изменения, которые сегодня происходят в системе общего образования, обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию.
Реализация принципа индивидуализации в дошкольной образовательной организации Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности.
Современные подходы к организации образовательной деятельности дошкольников В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка, на сегодняшний день активно проявляется интерес.
Управление персоналом в образовательной организации АНО ВПО «Европейский Университет «Бизнес Треугольник» РЕФЕРАТ по программе профессиональной подготовки (ПП__ДО) «Менеджмент в образовании».
Детский сад – деревня в мегаполисе
Школа педагогов и директоров
18 октября 2017 • 18:11
Незадолго до начала Пятой выездной школы педагогов и директоров мы попросили Сергея Владимировича Плахотникова рассказать о том, что будет происходить в рамках проекта «Управление дошкольной образовательной организацией: «без воды»». Разговор, в том числе, пойдет о том, как использовать шкалу ECERS, как работает «ровесническая педагогика» и почему кубики лучше гаджетов.
Каким должен быть современный детский сад?
Детский сад должен, во-первых, быть вывернутым на изнанку, ближе к тому социуму, который его окружает. Детям необходима возможность исследовать все, что находится вокруг, – почта, пожарная часть, милицейский участок, ресторан, магазин, другой магазин, третий магазин…
Ребенку важно понимать, что еда, вещи, игрушки, книги, то есть всё, что его окружает каждый день, не с неба падают, а появляется благодаря труду людей вокруг.
Во-вторых, детский сад может и должен поддерживать детскую общность, сообщество ровесников со своим языком, своими смыслами, опытом.
Третья составляющая – у детей, воспитанников детского сада, безусловно, должен складываться образ грамотно действующего человека (это понятие ввел Евгений Евгеньевич Шулешко). То есть мы помогаем сформировать представление о, например, читающем человеке как норме. Для этого чтение должно стать средством общения между людьми: от чтения воспитателя перед сном до чтения своего имени на шкафчике.
Еще одна составляющая современного детского сада — исследование, право ребенка на ошибку, на возможность все попробовать, проверять. Так в строительстве из кубиков есть исследование, поскольку ребенок в виде объемной модели отображает свои представления об объекте. Исследование есть в, казалось бы, бессмысленной манипуляции с водой и песком. Обилие вопросов, которые ребенок задает ежедневно старшим или ровесникам – это тоже важный момент в исследовании. Хотя, у детского вопроса есть и регуляторная функция, когда ребенок, спрашивая, получает внимание.
Помимо этого, исследование предполагает риск. Дети исследуют свои физические возможности, то есть: с какой высоты могут спрыгнуть, как далеко могут бросить предмет, как высоко или быстро могут залезть и т.д.
Еще один очень важный момент связан с самостоятельностью. Об этом сейчас говорят и пишут достаточно, но мало кто делает. Очень сложно снять себя с ребенка и позволить ему отвечать за собственную жизнь в предлагаемых обстоятельствах детского сада.
Опытные воспитатели понимают, что уклад детского сада связан не столько с «режимными моментами», сколько с подробностями организации детской самостоятельности.
К примеру, дневной сон в большинстве детских садов не предполагает возможности приготовить кровать до и после сна. А это важнейший момент, когда есть возможность встать с двух сторон кроватки и натянуть простыню вдвоем с товарищем, почувствовав соразмерное натяжение ткани, подоткнуть края под матрас, вскинуть одеяло и плавно его опустить, взбить подушку…
Педагогика будущего
Ровесническая педагогика была разработана и придумана Евгением Евгениевичем Шулешко, Вячеславом Михайловичем Букатовым, Александрой Петровной Ершовой. На мой взгляд, это педагогика будущего.
Она позволяет человеку быть свободным в отношениях с другими людьми, потому что тот знает, как действовать в неопределенной ситуации, на что опираться.
Детей часто воспитывают как индивидуалистов, ориентированных на достижения. Их балуют медалями, их поздравляют, вручают призы за всякие глупости… Они вырастают социально-ориентированными индивидуалистами, зачастую чрезмерно послушными.
Ровесническая педагогика — о другом. Мы готовы к невзрачным детским результатам. Мы готовы с ними разбираться. Готовы их уважать. Ровесническая педагогика — это отношения равных перед неопределенным будущим. В ровеснической педагогике взрослые создают условия, в которых возникающие противоречия между детьми не доводятся до конфликта, а разрешаются в деле, потому что общее дело важнее сиюминутных капризов. Нам очень важна дружественность, построенная на общности интересов, а не социально-приемлемом поведении.
Волшебная шкала
На школе педагогов и директоров мы поговорим о ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale). Это шкала, инструмент управления развитием дошкольной организацией, которую мы внедряем пи поддержке специалистов МГПУ, Института системных проектов, их образовательной программы «Независимый аудит качества дошкольного образования с помощью шкал ECERS». Обученные эксперты могут измерить уровень развития образовательной среды детского сада не для того, чтобы по результатам управленцы делали кадровые перестановки, а для того, чтобы образовательные учреждения понимали, где их ресурсные места и, соответственно, могли создавать собственную программу развития.
По назначению – это инструмент управления изменениями, это зеркало, которое позволяет сотрудникам детского сада всякий раз возвращаться к ребенку, его подлинным потребностям.
Что шкала позволяет преодолеть? Во-первых, изменить структуру программы, опираясь не на занятийную форму организации жизни ребенка, когда его водят от одного взрослого к другому, а на логику жизни группы ровесников и освоение родной культуры через общее дело. Во-вторых, позволяет избавиться от превалирования «конкурсного» способа управления изменениями, мотивации дошкольников к учению через соревнование от доминанты фронтальной работы с детьми, нацеленной на воспроизведение образца, от нехватки времени для развития свободной игры.
К чему может привести работа коллектива детского сада со шкалой
Например, неожиданно в группах детского сада появились песок и вода в доступе у детей. Неожиданно оказалось – машинки можно брать с полок без разрешения. Неожиданно воспитательница, утром встречая детей, начала им радушно улыбаться, называть их по имени и здороваться с родителями, а не ждать, пока они проникнут в группу. Неожиданно появился уголок в группе, который прикрыт ширмой, и туда можно пойти, прилечь и остаться одному или со своим другом. Неожиданно в группе появилось большое обилие кубиков и разного строительного материала, из которого много чего можно построить. Неожиданно книжки внутри группы начали обновляться в связи с тем, какие темы детей волнуют, потому что воспитатель озадачен этим. Неожиданно воспитатели стали проявлять живой интерес к детским идеям и вопросам, стали поддерживать самостийную детскую игру, а не игры по плану, дисциплина при этом налаживается, в группах сада доминирует дружественная и рабочая атмосфера.
Забудьте о девайсах
Ребенок долго может выстругивать палочку, забивать гвоздь, не думая о том, что нарушает какой-то план и что надо куда-то спешить, он может себе это позволить. При этом ребенок не может ничего не делать. Я почти не встречал ничего не делающих детей.
Ничего не делающие дети — это дети, развращенные взрослыми.
Вместо девайсов для развития намного эффективнее… кубики. Большие. Чтобы ребенок мог строить конструкции своего роста. Во всем мире эта простая идея востребована. У наших же детей даже из стульев и столов строить не разрешают. При этом во время игры, когда дети преобразуют пространство самостоятельно, самоорганизуются, тогда и происходит истинное развитие.
Возвращаясь к новым технологиям: если девайсы внедрять, то это имеет смысл делать в третьем классе. Тогда, когда ребенок уже получил базовые навыки: вырезать, приклеивать, раскрашивать, читать, писать, считать, в этой ситуации детям важно сэкономить время, тогда девайсы приходятся впору.
Что нам делать с родителями?
Родителей надо ценить и при этом научиться держать границы. Не быть продавленными родителями. Потому что мы знаем, что ребенку полезно. И если мы профессионалы, специалисты в раннем развитии, то сможем убедить родителей нас слушать.
Я все время говорю воспитателям и учителям моим: «Ребята, мы можем с родителями разговаривать в «четырехугольнике». Первое — было так, стало вот так. Для того, чтобы так стало, мы сделали вот это. А Ваш ребенок имеет ресурсы сделать следующий шаг, и этот шаг будет вот такой». Все. Больше ничего не нужно для полноценных взаимоотношений с родителями.
Знаете, я тут недавно встречался с известным проповедником, отцом Дмитрием Смирновым. Он мне в разговоре передал услышанную недавно африканскую пословицу — «для того, чтобы воспитать одного человека — нужна целая деревня».
Где ты найдешь деревню в мегаполисе? Не найдешь. А вот детский сад — хорошая деревня. Это место, чтобы заложить нормальные, человеческие отношения, чего не сможет сделать ни один даже самый навороченный гаджет.
Сергей Плахотников — известный эксперт по дошкольному образованию, возглавлял различные образовательные учреждения, сейчас — руководитель структурного подразделения «Начальная школа ОАНО «Новая школа»» и регионального проекта «Детские сады г.Альметьевска: высокое качество образовательной среды через развитие открытого профессионального взаимодействия педагогов».
Интересна тема развития современной дошкольной образовательной организации?
Опыт работы «Традиции детского сада»
Тамара Аубакирова
Опыт работы «Традиции детского сада»
Традиции детского сада.
Каждый человек – неповторим, особенный. Как нет двух внешне одинаковых людей с абсолютно одинаковым внутренним миром, одинаковым опытом, интересами, стремлениями. Уникальность каждого «жителя» детского сада (взрослого, ребенка) и должна стать предметом развития. Мы говорим о «жителях» детского сада, потому что стремимся сделать его Домом для детей, их родителей и сотрудников. Поэтому, такие разные и непохожие люди должны объединяться вокруг чего-либо, значимого для каждого. Этим значимым, объединяющим вокруг себя всех, по нашему мнению, должен стать Детский сад. Воспитание у детей чувства дома по отношению к детскому саду мы считаем основной своей задачей. Для этого мы используем традиции в группе и в детском саду.
Традиция- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Однако каждая традиция должна решать определенные образовательные задачи и соответствовать возрастным особенностям детей.
В нашем детском саду есть уже прочно сложившиеся традиции. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем.
Праздники, которые по традиции мы отмечаем в детском саду.
• День знаний (1 сентября)
• День народного единства (4 октября)
• День матери (27 ноября)
• День защитника Отечества (23 февраля)
• Международный женский день 8Марта
• День космонавтики (12 апреля)
• Международный день защиты детей
• День России (12 июня)
Итак, представляем вашему вниманию традиции, которые организованы в нашей группе.
12. Личное приветствие каждого ребенка и родителей.
Воспитатель должен лично встретить родителей и каждого ребенка. Поздороваться с ними. Выразить радость по поводу того, что они пришли. Сказать ребенку, что его прихода с нетерпением ждут другие дети.
Традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому мы считаем необходимым введение традиций в жизнедеятельность детского сада, чтобы еще больше сплотить детский коллектив, сформировать благоприятный психологический климат и добрые взаимоотношения между всеми детским садом, детьми и родителями.
Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.
Фотоотчёт «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Сохранение жизни и здоровья детей — это главная цель нашего общества. Работу по воспитанию и обучению Правилам дорожного движения в детском.
Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.
Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.
План совместной работы детского сада и ДК План совместной работы МБДОУ «Зеленогорский детский сад» и МБУ «Межпоселенческий ДК» на 2015 – 2016 учебный год. №п/п, наименование мероприятий,.
План совместной работы детского сада и библиотеки План совместной работы МБДОУ «Зеленогорский детский сад» и МУК «Зеленогорская библиотека» на 2015 – 2016 учебный год. №п/п, наименование.
Планирование работы по взаимодействию детского сада и библиотеки План совместной работы МБДОУ «Зеленогорский детский сад» и МУК «Зеленогорская модельная библиотека» на 2017 – 2018 учебный год. № п/п,.