что такое угроза блокирования
Новые угрозы транспортной безопасности
Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности
События последних лет заставляют уделять вопросам безопасности большее внимание. И несмотря на то что некоторые дополнительные меры со стороны государства и транспортных предприятий вызывают общественный резонанс и сопровождаются негативом некоторых пассажиров, они все же обоснованны с точки зрения безопасного функционирования транспортного комплекса и защиты граждан. Данная статья посвящена исследованию установленных и действующих угроз транспортной безопасности, а также анализу новых. В ней рассмотрены проблемные вопросы применения действующего законодательства в части определения угроз в условиях текущей санитарно-эпидемиологической обстановки, а также практический опыт и возможные пути решения, которые будут интересны коллегам по транспортной отрасли и представителям компетентных органов.
Для защиты объектов каждого вида транспорта создано три уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС). Различие системы принимаемых мер для каждого уровня является отдельной темой.
В этой статье мы упомянем лишь 1-й уровень безопасности — степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов и создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. Данный уровень действует постоянно, если не объявлен другой, и именно для него создан специальный перечень потенциальных угроз, о которых мы и поговорим.
Международный автовокзал “Северные Ворота”, Москва
Трансформация транспортного терроризма
Текущий перечень потенциальных угроз
Перечень потенциальных угроз и их определений:
Обнаружение бесхозного подозрительного предмета
Бесхозный подозрительный предмет
Слабые места в нормативном регулировании
Предупреждение террористических актов на транспорте заключается в проведении эффективных мероприятий по усилению охраны важных объектов (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других мест транспортной инфраструктуры, так как они чаще всего являются объектами атак террористов). Совершенствование механизма нормативного регулирования требует внедрения самых современных технических средств контроля и защиты, что автоматически подразумевает увеличение ассигнований на подобные цели, разработку и реализацию программ подготовки спецподразделений по обеспечению безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры (2).
В настоящее время городской пассажирский автомобильный транспорт обладает высокой степенью децентрализации управления, с необоснованно большим количеством хозяйствующих субъектов, многие из которых характеризуются малым количеством подвижного состава, низкой производственно-технической культурой, не позволяющей должным образом организовать подготовку и осуществить процесс перевозки. Безопасности и качеству перевозок этими хозяйствующими субъектами не уделяется должного внимания3.
Анализ действующих угроз
Компетентными причастными органами рассмотрены самые возможные потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства на транспортном комплексе. Некоторые из угроз являются наиболее привлекательными для достижения целей нарушителей. Вместе с тем, если учитывать текущий уровень информационных технологий и условия санитарно-эпидемиологической обстановки, которые уже никому не кажутся временным явлением, данный перечень угроз должен быть актуализирован, а главное — не быть типовым для каждого вида транспорта.
Прежде чем рассмотреть возможные новые угрозы транспортной безопасности, постараемся понять, какие из уже действующих являются актуальными и незаменимыми.
Угроза 4 не так распространена на практике в связи со сложностью ее реализации и риском недостижения конечных целей для нарушителей. Однако не стоит забывать про террористический акт с применением отравляющего вещества зарина, произошедший 20 марта 1995 г. в токийском метро. По разным данным, погибло от 10 до 12 человек, более 5 тыс. человек получили отравления различной степени тяжести.
Зариновая атака в Токийском метро, 20 марта 1995 г.
Угрозы 5–7 сопряжены с критическим элементом и возможностью его захвата или разрушения. Критический элемент ОТИ и/или ТС — это строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
Если применять данные угрозы в отношении автомобильного городского наземного транспорта, то их актуальность и востребованность вызывает вопросы, поскольку де-юре критические элементы на автовокзале могут быть установлены, а де-факто отсутствуют, что еще раз подтверждает мысль о том, что перечень угроз должен быть актуализирован для каждого вида транспорта.
Угрозы 8–9 в отношении городского автомобильного транспорта применяются нечасто, однако технически более реализуемы в сравнении с любым другим видом транспорта.
Полноценное видение решения максимума задач по совершенствованию антитеррористической защищенности объектов транспорта находит свое отражение в глубоком и многогранном анализе потенциальных угроз. Объективность и своевременность анализа позволяют выбирать наиболее правильное направление для каждого объекта в отдельности, с дальнейшим устранением необоснованных затрат как человеческого, так и финансового ресурса, обеспечивая при этом должную защиту (4).
Теперь рассмотрим новые возможные угрозы транспортной безопасности, которые пока не имеют юридической основы.
Смешанные угрозы
Перечисленные выше угрозы, безусловно, важны к рассмотрению и неслучайно были приняты компетентными органами. Каждая угроза при проведении оценки уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС предусматривает комплекс мер по предотвращению данной конкретной угрозы. Однако на практике сценарий террористического акта может предусматривать, а также включать в себя одновременно несколько угроз. Именно поэтому важно, чтобы транспортный комплекс оказался готов к отражению подобного типа угроз.
Угрозы эпидемиологического характера
Пандемия — один из тех современных мировых вызовов, которые сегодня представляют собой глобальную угрозу всему человечеству. Обращение к проблематике пандемии, обеспечению охраны здоровья человека через призму правового обеспечения экологической безопасности имеет весьма актуальный характер. Вполне понятно, что неблагоприятные санитарно-эпидемиологические условия, помимо многих прочих причин, могут возникнуть и в силу отсутствия хорошо обоснованной правовой базы, поддерживающей реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (5).
Проведение мероприятий по обнаружению, распознаванию и идентификации большинства перечисленных веществ возможно только в лабораторных условиях, которыми не обладает ни один объект транспорта!
Масочный режим в общественном городском наземном транспорте
При этом в состав предметов и веществ, содержащих опасные биологические агенты, помимо прочего, входят вирусы, вызывающие болезни, даже такие, как грипп и пневмония, J10, J11. В современных условиях пандемии COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, это приобретает особое значение.
Как применять требования закона по выявлению веществ, входящих в данный перечень, нет ответа ни у одного транспортного предприятия страны, а остановить перевозочный процесс в угоду неукоснительному исполнению законодательства также не видится самым целесообразным решением6.
Угрозы информационной безопасности
Глобальные вызовы и угрозы политического и экономического характера выражаются в виде политических, экономических и социально-культурных кризисов. Например, главным современным вызовом развитию всей мировой экономики является активное внедрение цифровых технологий. Все это сопровождается угрозой ослабления информационной безопасности и нарастания кибератак, что требует повышения уровня защиты и вложения дополнительных инвестиций в информационную безопасность (7).
Говоря об угрозах информационной безопасности, важно понимать, что сегодня объекты транспорта оснащены техническими системами обеспечения транспортной безопасности (сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, досмотра и др.). Взяв под контроль данные системы через удаленный доступ либо применив модель внутреннего скрытого нарушителя, возникает возможность совершения акта незаконного вмешательства любой сложности. Именно поэтому следует рассматривать угрозы транспортной и информационной безопасности не в отдельности, а как части единого целого.
Помимо изложенного, законодателем не учитываются и новые угрозы транспортной безопасности, возникновение которых обусловлено современным развитием науки, техники и технологий (8).
Так, не уделяется должного внимания киберугрозам. Помимо отсутствия в вышеуказанном перечне, в приказе Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87 “О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств” потенциальная уязвимость информационных систем не выступает объектом подобной оценки. Однако ущерб от кибератаки может превосходить ущерб от традиционного способа нападения. К примеру, даже незначительный сбой в системе реализации билетов в период сезона отпусков может вызвать большие проблемы в функционировании транспортной системы. Будет парализована доставка товаров, корреспонденции и особо важных грузов. Все это делает данный аспект обеспечения безопасности на транспорте крайне актуальным как в организационном, так и законодательном плане (9).
Угроза применения беспилотников
Стоит признаться, что применение беспилотных летающих аппаратов еще не стало очевидной и существенной проблемой для транспортной безопасности. Однако можно рассмотреть данное явление как одну из многих скрытых угроз, обделенных вниманием действующего законодательства по транспортной безопасности.
Согласно Прогнозу научно-технологического развития РФ на период до 2030 г., подготовленному Минобрнауки России и утвержденному Правительством РФ 3 января 2014 г., перспективными рынками и продуктовыми группами определены в том числе интеллектуальные транспортные системы автоматизированного и автоматического управления воздушными транспортными средствами, в том числе беспилотными, а также их группами (8).
Пути совершенствования
Проведя анализ действующего законодательства в области транспортной безопасности и рассмотрев установленные потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства (в том числе террористических актов), можно сделать вывод о необходимости актуализации установленного перечня угроз. При этом практический опыт показывает, что законодательные нормы требуют детализации по отношению к каждому конкретному виду транспорта.
Новые угрозы транспортной безопасности актуализировались и требуют принятия адекватных и своевременных мер. Вместе с тем законодателем такие факторы опасности необоснованно игнорируются, политика в области обеспечения транспортной безопасности является узконаправленной и сосредоточена лишь на антитеррористической защищенности, значимость которой не отрицается, но и не исчерпывает эффективное противодействие актуальным угрозам. Своевременное комплексное осуществление законодательных и административных реформ, принятие предупредительных и профилактических мер уполномоченными органами, безусловно, может снизить угрозы транспортной безопасности и риски их реализации (8).
На основании изложенного простым и логичным решением в сложившейся ситуации является отмена действующего перечня потенциальных угроз в рамках проекта “регуляторной гильотины”. Принятие нового актуального перечня потенциальных угроз актов незаконного вмешательства может стать новым шагом в развитии отрасли транспортной безопасности. Наличие вышеупомянутых новых угроз транспортной безопасности говорит о желании транспортного сообщества участвовать в обсуждении изменений законодательства для совершенствования функционирования транспортного комплекса.
1 Карманов М.В., Кузин С.И. Особенности статистической характеристики терроризма на транспорте // Вестник государственного университета управления. 2018. № 2. С. 147–152.
2 Левин А.О. Предупреждение террористических актов на транспорте // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 114–117.
3 Якунина Н.В. Совершенствование методологии определения структуры подвижного состава городского пассажирского автомобильного транспорта // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 10 (129). С. 13–19.
4 Амельчаков И.Ф., Тычинин С.В., Карагодин А.В., Москаленко С.А. Актуальные проблемы антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 1. С. 6–10.
5 Нематов А.Р., Собитдухт Н. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях глобализации, мировых угроз и вызовов на примере пандемии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. № 3. С. 513–529.
6 Тушко И.С. Предметы и вещества, запрещенные к перевозке // Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2020. № 3. С. 72–77.
7 Меркулов А.В., Авдеева И.Л., Головина Т.А. Информационное обеспечение системы публичного управления с учетом современных вызовов и угроз // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 3. № 1. С. 153–165.
8 Фокин М.С. Новые угрозы безопасности на транспорте // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 86–96.
9 Мотин В.В. Проблемы обеспечения транспортной безопасности при развитии современных информационных технологий // Транспортное право. №2, 2013. С. 5–6.
Угроза блокирования
Возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Смотреть что такое «Угроза блокирования» в других словарях:
Транспортная безопасность — Содержание 1 Определения 2 Федеральный закон в области обеспечения транспортной безопасности … Википедия
ГОСТ Р 52551-2006: Системы охраны и безопасности. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 52551 2006: Системы охраны и безопасности. Термины и определения оригинал документа: 2.2.1 безопасность: Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Фильтрация и блокирование интернет-контента: мировой опыт — Ниже приводится справочная информация о законодательном регулировании и способах фильтрации интернет контента в других странах. Великобритания Регулирующий орган: Фонд интернет наблюдения (Internet Watch Foundation); Совет по безопасности детей в … Энциклопедия ньюсмейкеров
Политический кризис на Украине (2004) — Политический кризис на Украине осенью зимой 2004 года был вызван многочисленными факторами, к которым, в первую очередь, относятся: Столкновение экономических интересов крупных финансово экономических группировок в традиционных украинских… … Википедия
Политический кризис в Украине (2004) — Содержание Содержание 1 Преамбула 2 … Википедия
Политический кризис на Украине 2004 года — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
Украинский кризис: хроника противостояния в апреле 2015 года — Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Список способностей персонажей телесериала «Герои» — Спираль, также известная как Символ Большинство персонажей сериала «Герои» обладает сверхчеловеческими способностями. Способности связаны с генотипом и передаются по наследству. Статья является переводом интерпретацией статьи на английском.… … Википедия
Афганская война (1979—1989) — У этого термина существуют и другие значения, см. Афганская война (значения). Афганская война (1979 1989) … Википедия
Категория 5 (досмотр). Тематические вопросы по транспортной безопасности c 11 по 20
Тематические вопросы для работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности
Вопрос 11. Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
1. Угроза захвата — возможность захвата объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и/или транспортных средств (ТС), установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
2. Угроза взрыва — возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).
3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им и/или их грузу повреждения.
4. Угроза поражения опасными веществами — возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементов опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
5. Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
6. Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
8. Угроза блокирования — возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
9. Угроза хищения — возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Вопрос 12. Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта и объектов метрополитена, какими нормативными правовыми актами установлены и на кого распространяются
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» указанные требования включают в себя требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками (в том числе иностранных государств), осуществляющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж), а также требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками иностранных государств, осуществляющими перевозки в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации, учитывающие требования, предусмотренные положениями международных договоров Российской Федерации.
Железнодорожный транспорт
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее — Требования), разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», на основании Постановления Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1633.
Требования применяется в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона “О транспортной безопасности” к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию:
Требования являются обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Метрополитены
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) (далее — Требования), разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», на основании Постановления Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1641.
Требования применяется в отношении объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), являющихся объектами транспортной инфраструктуры, определяемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Требования являются обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Вопрос 13. Понятие зоны транспортной безопасности, критических элементов объектов метрополитена
В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»:
Зона транспортной безопасности — объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1641:
Критический элемент метрополитена — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта метрополитена, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта метрополитена и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций.
Вопрос 14. Понятие зоны транспортной безопасности, критических элементов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта
В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»:
Зона транспортной безопасности — объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) железнодорожного транспорта — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры (ТС), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (ТС) и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций.
Вопрос 15. Определение сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1641:
Сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности – часть зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), на которых в отношении допускаемых физических лиц, транспортных средств и (или) перемещаемых грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных проводятся досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление у физических лиц (транспортных средств) правовых оснований для допуска не требуется.
Вопрос 16. Определение перевозочного сектора зоны транспортной безопасности
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1641:
Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности — участки зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), допуск физических лиц в которые осуществляется по перевозочным документам и пропускам установленных видов с учётом запрета или ограничения на предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Вопрос 17. Определение технологического сектора зоны транспортной безопасности
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1641:
Технологический сектор зоны транспортной безопасности — участки зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), допуск в которые ограничен для пассажиров и осуществляется по пропускам установленных видов для персонала и посетителей объекта метрополитена с учётом запрета или ограничения на предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Вопрос 18. Содержание планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2010 г. N 34:
План оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью.
В Плане отражаются сведения:
1) о полном наименовании юридического или физического лица, являющегося собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, или использующего их на иных законных основаниях, юридическом и фактическом адресе, полном наименовании объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства;
2) о технических и технологических характеристиках объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (порядке функционирования, эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства);
3) о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее — лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее — лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства), персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;
4) о границах части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, проход в которую осуществляется через специально оборудованные места на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств (далее — зона транспортной безопасности);
5) о строениях, помещениях, конструктивных, технологических и технических элементах объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций (далее — критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ);
6) о порядке допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (пропускной режим), о порядке передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (внутриобъектовый режим);
7) о количестве и местах расположения специально оборудованных помещений, из которых осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве);
8) о местах размещения и составе конструкций объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося совершить акт незаконного вмешательства в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства (далее — инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности);
10) о местах размещения и составе систем и средств сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации (далее — технические средства обеспечения транспортной безопасности);
11) о местах размещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства (далее — инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности);
12) о порядке накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации;
13) о местах размещения и оснащенности, специально оборудованных мест на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности (далее — контрольно-пропускные пункты);
14) о порядке выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на объект транспортной инфраструктуры, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ, а также идентификации личности по ним;
15) порядке прохода, проезда лиц, транспортных средств в зону транспортной безопасности, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства через контрольно-пропускной пункт;
16) порядке организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;
17) порядке действий при тревогах: «угроза захвата», «угроза взрыва»;
18) порядке доступа к сведениям, содержащимся в Плане;
19) порядке информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения акта незаконного вмешательства;
20) порядке организации как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти учений и тренировок.
Вопрос 19. Организационно-распорядительные документы субъектов транспортной инфраструктуры, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), являющиеся приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) железнодорожного транспорта и объектов метрополитенов
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1633 субъекты транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта:
Метрополитены. Перечень организационно-распорядительных документов объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) — пункт 9 части 5 Постановления Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1641 (Портал «Гарант»)
В соответствии с п. 10 приказа Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. N 227 «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения ТБ»:
Включает 4 группы опасных предметов и веществ: