что такое удобные флаги
Удобный флаг
Удобный флаг – офшоры, предлагающие судовладельцам выгодные условия регистрации морских судов. Большая часть мирового торгового флота зарегистрирована в таких странах.
Что такое – удобный флаг
Термин удобный флаг применяют к странам, которые предлагают выгодные условия регистрации морских судов. Фактически это оффшорные зоны для судовладельцев.
Как и в ситуации с другими офшорами, судовладельцы, зарегистрировав свои суда в странах с удобным флагом, не планируют работать непосредственно на их экономику.
Как алкоголь привел к появлению стран – удобных флагов
Своей популярностью удобные флаги обязаны … алкоголю. Когда в США вступил в силу «сухой закон», судовладельцы начали нести крупные убытки, ведь продажа спиртного во время круизов составляла немалую часть выручки. Лазейка нашлась быстро: суда перерегистрировали на страны, которые не запрещали продавать алкоголь. Большинство перерегистраций пришлось на Панаму, которая с тех пор прочно удерживается в лидерах.
«Сухой закон» американцы отменили в 1933 году, но к тому моменту судовладельцы оценили преимущества удобных флагов в полной мере, ведь это не только возможность продавать пассажирам виски, бренди, водку, коньяк и прочие горячительные напитки. Поэтому спрос на удобные флаги не угас, а увеличивался.
Преимущества удобного флага для судовладельцев
Какие преимущества открыли для себя судовладельцы, регистрируя торговые суда в странах – удобных флагах:
Минусы удобного флага для моряков
Что хорошо одним, другим – плохо. Судовладельцы получают множество плюсов, регистрируя суда под удобными флагами, а вот для моряков такая работа несет немало минусов:
ТОП стран – удобных флагов
Сегодня большая часть мирового торгового флота ходит под удобными флагами. Ниже список самых популярных удобных флагов по количеству судов.
ТОП стран с удобным флагом (на 2019 год):
В 2002 году удобным флагом хотела стать Беларусь. Минск активно прорабатывал варианты льготного налогообложения для судовладельцев. Однако проект до реализации не дошел.
Кто-то спросит: какой такой удобный флаг из Беларуси, если она не имеет выхода к морю? Дело в том, что это не является преградой. В числе удобных флагов такие не морские государства как Монголия (271 судно), Молдова (142) и Боливия (43).
Какие грузы перевозят суда под удобными флагами
Торговый флот перевозит:
Финансовые регуляторы удобных флагов
Влияние удобных флагов на мировую экономику
Удобные флаги оказывают немалое влияние на мировую экономику, ведь зарегистрированные там суда перевозят львиную долю всех грузов. К примеру, в 2009 году на флот всего трех стран (Панамы, Маршалловых островов и Либерии) приходилось 39% мировой грузоподъемности судов. Если взять ТОП-10, это уже 55% грузоподъемности.
Торговые суда перевозят грузы по частным контрактам и по заключенным на товарных биржах.
Ведущие товарные биржи мира:
Дополнительные материалы о мировой экономике
Рекомендованные брокеры для торговли финансовыми инструментами
Торговля финансовыми инструментами, включая товарные фьючерсы, завоевала широкую популярность благодаря расширению ассортимента, сокращению лимитов, появлению кредитного плеча и другим условиям. Например, сегодня заработок в Интернете на финансовых инструментах не предполагает в обязательном порядке физическое обладание товаром. Трейдеры и инвесторы могут торговать нефтью, бензином, пшеницей, кофе … исключительно «на бумаге», продавая и покупая права на него или заключая контракты на разницу цен.
Доступ к биржевым торгам открывается через брокеров. Смотрите рейтинг брокерских компаний Форекс от Академии Masterforex-V, чтобы узнать о 12 самых надежных форекс брокеров для безопасного трейдинга.
№ | Название брокера, год основания | Финансовые инструменты | Лицензии финансовых регуляторов | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Валюты | Товары | Фондовый рынок | Криптовалюты | ПАММ | |||
1. | NordFX (2008 г.) | + | + | + | + | + | CySEC, MiFID |
2. | Swissquote (1996 г.) | + | + | + | + | — | FINMA, FCA, SFC, Dubai FSA |
3. | Dukascopy (1998 г.) | + | + | + | — | — | FINMA, FCMC |
4. | Alpari (1998 г.) | + | + | + | + | + | АРФИН |
5. | FxPro (2006 г.) | + | + | + | — | — | FCA, CySEC, FSB, Dubai FSA, BaFin, ACPR, CNMV |
6. | Interactive Brokers (1977 г.) | + | + | + | — | — | NFA, CFTC, FCA, IIROC |
7. | Oanda (1996 г.) | + | + | + | — | — | NFA, CFTC, FCA, IIROC, MAS, ASIC |
8. | FXCM (1999 г.) | + | + | + | + | — | FCA, BaFin, ACPR, AMF, Dubai FSA, SFC, ISA, ASIC, FSB |
9. | Saxo Bank (1992 г.) | + | + | + | — | — | Danish FSA, Consob, CNB, ASIC, MAS, FINMA, JFSA, SFC Hong Kong |
10. | FOREX.com (1999 г.) | + | + | + | + | — | NFA, CFTC, FCA, ASIC, JSDA, MAS, SFC |
11. | FIBO Group (1998 г.) | + | + | + | + | + | CySEC |
12. | ФИНАМ ФОРЕКС (1994 г.) | + | — | — | — | — | Банк России |
Удобный флаг судна: понятия и причины развития
Флаг судна — это, в первую очередь, внешнее выражение его государственной принадлежности. В свою очередь, под национальностью судна можно понимать его принадлежность к определенному государству. В зависимости от того, в какой стране судно было зарегистрировано и под каким флагом плавает, законам этой страны, обязаны подчиняться все, кто находится на его борту. Принадлежность судна к определенному государству обуславливается его регистрацией и выдачей соответствующих документов, а также предоставлением права под флагом этой страны. Статья 91 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, подписанная в Монтего-Бее, Ямайка (далее по тексту — Конвенция ООН) гласит, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия и права предоставления своего флага судам. Украина ратифицировала Конвенцию ООН Законом «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года и Соглашения об имплементации Части XІ Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года» от 03.06.1999. Обязательным условием является то, что между страной, предоставляющей свою национальность и судами должна существовать связь, которая позволяет государству осуществлять контроль над судами. Согласно Конвенции ООН, судно обязано плавать под флагом только одной страны, не имеет права менять флаг в течение плавания или после захода в порт. Исключением служат случаи, когда судно проходит процесс изменения регистрации. Россия пошла еще дальше.
Международным сообществом была сделана попытка унифицировать и уточнить отношение связи и контроля государства флага над судами, поскольку содержание такого контроля понимается многими государствами далеко неоднозначно. С 20 января по 7 февраля 1986 г. в Женеве проходила Конференция ООН по условиям регистрации судов, в результате была подписана Конвенция об условиях регистрации судов. Из 109 государств, принявших участие в Конференции, Конвенцию подписали 81 государство, но Конвенция эта в силу не вступила и не вступит никогда, наверняка. Для такого утверждения много смелости не нужно, поскольку общеизвестно, что ни экономической заинтересованности, ни юридической основательности большинство государств, подписавших Конвенцию, не обнаружили. Что касается экономической незаинтересованности, то она очевидна, ибо признание принципа реальной связи судна с государством флага подорвет позиции государств, предоставляющих удобный флаг. Тем не менее, Россия эту Конвенцию ратифицировала, чем поставила себя в довольно неудобное положение, ведь она теперь имеет обязанности, предусмотренные в этой Конвенции, хотя они и не носят строго обязательного юридического характера. Таким образом, созданный в России второй регистр оказался далеко не столь успешным, как международные реестры судов в других странах.
Практика стран удобного флага
В начале ХХ века несколько государств приняли законы об упрощенной регистрации иностранных судов под флагом своей страны. Упрощенный процесс регистрации включал в себя, в том числе занижение налогообложения и стандартов охраны труда. Такая практика быстро обрела популярность и невиданный масштаб — в настоящий момент более половины всех судов в мире плавают под так называемыми удобными флагами. К числу государств, предоставляющих удобные флаги, Международный профессиональный союз транспортников (далее по тексту — ITF), относит следующие страны: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Боливию, Бирму, Камбоджу, Каймановы острова, Коморские острова, Кипр, Экваториальную Гвинею, Францию (второй регистр), Грузию, Германию (второй регистр), Гибралтар, Гондурас, Ямайку, Ливан, Либерию, Мальту, Республику Маршалловы Острова, Маврикий, Монголию, Нидерландские Антильские острова, Северную Корею, Панаму, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланку, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Вануату. Более 30% мирового тоннажа торгового флота находится под юрисдикцией Панамы.
Понятие удобного флага подразумевает под собой регистрацию судна под национальным флагом определенной страны, при этом фактической привязки судовладельца к этой стране может и не быть.
В первую очередь, удобный флаг судна выгоден стране, предоставляющей такие услуги, так как это легкий способ получить определенный доход. Бюджет стран удобных флагов формируется в значительной части от регистрационных взносов судовладельцев. В этой связи, между странами удобного флага возникает конкуренция, вследствие которой, для привлечения новых судов под свой флаг, занижаются требования к охране труда, к возрасту и состоянию судов, что негативно сказывается на состоянии мирового флота и условиях работы моряков.
Преимущества удобного флага для судовладельца
Для судовладельцев преимущества применения удобного флага заключаются в следующем: за невысокую плату они получают низкие налоговые ставки и регистрационные сборы, причем все процедуры, касающиеся регистрации судна происходят по максимально упрощенной схеме и в самые сжатые сроки. Стандартное время регистрации судна под удобным флагом занимает около недели. К тому же наличие удобного флага судна гарантировано дает владельцам судов возможность перерегистрации в реестре другого государства и также параллельной регистрации. Регистрация судна возможна как в самом государстве, предоставляющем такие услуги, так и в его зарубежных консульствах.
Регистрация под удобным флагом обладает определенными преимуществами для судовладельца относительно налогообложения, как правило, налоговые ставки в таких государствах существенно ниже, чем в морских державах. Следует отметить, что вместе с налоговыми затратами значительно снижаются и эксплуатационные расходы, так как предъявляются значительно меньшие требования к техническому состоянию и экипажу судна. В ряде государств практически полностью отсутствует контроль за выполнением норм по безопасной эксплуатации судна и зачастую отсутствует требование освидетельствования технического состояния судна, так как существует более упрощенная процедура получения документов, удостоверяющих пригодность судна к плаванию.
Еще одной причиной распространенности такого явления, как удобный флаг, является то, что требования касательно соблюдения адекватных условий жизни и труда команд на суднах занижены по сравнению с нормами, существующими в иных государствах. Особенно это касается соблюдения трудового распорядка и выплаты заработной платы. Это обуславливает резкое снижение расходов на содержание команды, к тому же существует практика найма моряков вне зависимости от их гражданства, что также позволяет значительно экономить на рабочей силе.
Однако минимальные требования к составу экипажа, предъявляемые странами открытой регистрации, могут привести к тому, что трудовое законодательство по отношению к членам команды почти не соблюдается или же не соблюдается вовсе. Несоблюдение норм законодательства и отсутствие социальных гарантий приводит к ухудшению условий жизни на борту, частичной или полной невыплате заработной платы, отсутствию каких-либо норм охраны труда. Суда под удобным флагом часто не имеют никакого медицинского обслуживания, не подготовлены к аварийным ситуациям, что ведет к повышению уровня травматизма на борту. Еще одной проблемой членов такого экипажа может стать отсутствие коллективного договора, который, согласно требованиям ITF, является гарантией оплаты труда и предоставления достойных условий работы. Обычно в целях экономии расходов на заработную плату экипажа, судовладельцы прибегают к найму моряков из стран, с низким уровнем жизни, таких как: Филиппины, Индия, Китай и др. Соответственно, уровень профессиональной подготовки таких моряков является довольно низким. Кроме того, существуют также языковые препятствия. Часто на судах возникает ситуация, когда моряки, офицеры и капитан не понимают друг друга, что ведет к значительному риску, при возникновении аварийных ситуаций.
Официальная позиция ITF по данному вопросу, заключается в том, что регистрация судов под удобными флагами недопустима, поскольку делает невозможным соблюдение всех прав моряков — работников судна. Довольно часто происходят такие конфликтные ситуации, что для их разрешения на основе трудового законодательства, моряку приходится обращаться в суд по месту регистрации судна, так как контракт составлен по законодательству этой страны, что приводит к значительным издержкам на наем адвокатов и ведение процесса в другой стране. Подобные расходы зачастую могут превышать сумму спора, и в этой связи многие моряки не решаются на разбирательство.
Дает ли удобный флаг защиту от ареста судна?
Некоторые судовладельцы надеются, что удобный флаг дает какие-то преимущества или даже может помешать наложению ареста на морское судно, поскольку государство флага не является членом ни одной из конвенций об аресте судов. Хотя большинство государств удобного флага, действительно, не присоединились ни к одной из конвенций об аресте судов, это, разумеется, не спасает судно от ареста. Виду того, что страна, где зарегистрировано судно, не является договаривающимся государством, например, Конвенции по унификации некоторых правил относительно наложения ареста на морские суда 1952 года, к которой присоединились как Украина, так и Россия, следует отметить, что в ч. 2 ст. 8 этой Конвенции предусматривается, в частности, что судно, которое ходит под флагом государства, не являющегося договаривающимся государством Конвенции, может быть арестовано в пределах юрисдикции любого из договаривающихся государств по любому из морских требований, перечисленных в ст.1 Конвенции.
Таким образом, мы полагаем, что и раньше, до вступления в силу упомянутой Конвенции в отношении Украины и Российской Федерации, арест морского судна был преимущественно институтом гражданского материального права, а также процессуальным институтом частного права. Как бы то ни было, судовой арест вполне может быть проведен в отношении судна под удобным флагом как в России, так и в Украине.
Попытки маскировки действительности и позиция ITF
Как уже было сказано выше, в настоящее время огромное количество судовладельцев предпочитают регистрацию своего флота под удобным флагом. В рамках конкуренции страны открытой регистрации активно начинают принимать участие в различных морских конвенциях международного масштаба, сотрудничать с профсоюзами, вступать в соглашения, которые призваны подтвердить их высокий статус, безопасность мореплавания и благонадежность. Любое подобное государство заинтересовано в том, чтобы под их флагом ходили крупные суда успешных судовладельцев, поэтому и стремится поднять престиж своего флага. Тем не менее, такие меры носят больше формальный характер, требования безопасности мореплавания и охраны труда в странах с «престижным» удобным флагом, все равно значительно ниже, чем в крупных морских державах с устоявшимися морскими традициями.
Долгое время ITF ведет борьбу с системой удобных флагов. Следует отметить, что все страны, предоставляющие удобный флаг, являются суверенными, и в этой связи, вмешательство со стороны международных организаций, или других стран, в их внутреннюю деятельность является недопустимым.
Соответственно, деятельность ITF в этой части, носит скорее контролирующий характер. В частности принимаются такие меры, как: постоянная проверка судов специальными инспекторами и возвращение заработной платы морякам в случае ее задержания, постоянный контроль владельцев судов с целью обеспечения экипажа всеми стандартами, указанными в международных правовых актах. К методам борьбы с системой удобных флагов также можно отнести необходимую помощь членам экипажа в медицинском обслуживании и правовой защите, в связи с чем нельзя не отметить значительный вклад ITF в области охраны прав моряков на судах с удобными флагами.
Что такое удобный флаг?
Что делает ее возможной?
Кроме того, растет доля развивающихся стран в тоннаже мирового флота и количественном составе его. Так, в конце XX века на судовладельцев из развивающихся государств приходилось почти 20% дедвейта мирового флота, причем особенно быстро удельный вес судовладения развивающихся стран в тоннаже мирового флота рос в последние два десятилетия, за которые удельный вес судовладения развивающихся стран увеличился в два раза.
Основными факторами, которые обеспечили интернационализацию судоходства, являются гибкая судоходная политика развивающихся стран и использование удобных флагов.
Чтобы понять суть и значение удобных флагов, необходимо владеть основными понятиями, употребляющимися в нормах морского права. Основополагающим в морском праве является понятие судна. Слово «судно» означает все виды плавучих средств, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.
Представляется, что это определение слишком широкое, поскольку под него подпадают и объекты естественного происхождения. Теория морского права предполагает существенную характеристику судна как сооружения, то есть только искусственно и целесообразно созданный человеком объект, предназначенный для плавания или передвижения по воде, или непосредственно над ней, либо под ней (в толще воды) может быть морским судном.
Кроме того, идентификация сооружения как судна возможна только при наличии юридических признаков, атрибутов, которые обязательно должны иметь место фактически для идентификации объекта как судна. Такими атрибутами считаются название судна и его регистрация.
Условия государственной регистрации различаются в разных странах. Пространство, занимаемое судном, считается частью территории страны, под флагом которой морское судно вправе плавать.
Таким образом, очевидно, что государство флага получает суверенные права в этом пространстве, и органы этого государства получают соответствующую компетенцию, что означает возникновение также определенных обязанностей государства и его органов в пространстве, которое занимает морское судно. На морском судне устанавливается правопорядок государства флага. Этот правопорядок в разных государствах может значительно различаться.
Заразительный пример Панамы
Уже во время Первой мировой войны в Панаме были приняты законы, устанавливающие условия регистрации торговых судов и упрощающие порядок регистрации иностранных морских судов, которые позволяли судовладельцам получить преимущества перед конкурентами при регистрации своих судов в Панаме.
Кроме того, такие судовладельцы получали преимущества, позволяющие обойти конкурентов, поскольку законодательством Панамы упрощались или намеренно занижались правовые стандарты в сфере трудовых отношений. Наконец, законодательство этого государства предоставляло льготы в области налогообложения.
Такие правовые послабления оказались столь удобными для судовладельцев, что они стали предпочитать регистрацию своих судов в Панаме регистрации в развитых в экономическом отношении государствах. Под панамским флагом стало ходить столько судов, преимущественно американских судовладельцев, что уже в 1933 году это вызвало обеспокоенность Международной федерации транспортных рабочих (МФТ).
Пример Панамы оказался заразительным. Гондурас, затем Либерия и Коста-Рика присоединились к тенденции учитывать в законодательстве преимущественно интересы судовладельцев.
Эти государства также ввели порядок открытой регистрации торговых судов иностранных судовладельцев. После Второй мировой войны масштабы регистрации морских судов под «удобные» флаги стали столь значительными, что МФТ предпринял кампанию против эксплуатации флота под «удобным» флагом, основные положения которой были сформулированы в 1949 году. Съезды МФТ в Стокгольме в 1952 году и в Амстердаме в 1958 году сыграли большую роль в борьбе против регистрации флота под удобные флаги.
Эти съезды призывали бойкотировать суда, судовладельцы которых отказывались признавать минимальные социальные гарантии для моряков, выработанные МФТ. Бойкот затронул от 300 до 400 судов.
Кроме стран открытой регистрации, странами удобного флага считаются страны экстерриториальной регистрации судов или офшорные зоны. В основном они представлены территориями, которые управляются метрополиями. Гансом Титмайером, бывшим президентом Бундесбанка, при поддержке министров финансов и национальных банков развитых стран был создан «Форум финансовой стабильности», которым в зависимости от надежности или прозрачности выделяются следующие 3 группы офшорных зон:
Гонконг, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, Гернси, Джерси, остров Мэн;
Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Лабуан, Мальта, Монако, Макао;
Антилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова,
Маврикий, Науру, Антильские острова, Ниуэ, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Терке и Кайкос.
Офшорные зоны относятся к группам от наиболее надежных до наименее надежных по критериям, которые выделяются в законодательстве соответствующих государств. Чем надежнее офшорная зона, тем менее строгие условия соблюдения банковской тайны, тем более развиты функции органов государственного надзора, тем детальнее и строже правовое регулирование.
Таким образом, чем более надежна офшорная зона, тем меньше возможностей для сокрытия капиталов она предоставляет. Это вовсе не означает, что прозрачные офшорные зоны не могут быть использованы для целей оптимизации налогообложения и налогового планирования.
Проблема второго регистра
Наконец, к странам удобного флага относятся страны международной регистрации судов. Международную регистрацию судов обеспечивают международные или альтернативные регистры, которые учреждаются развитыми в экономическом и техническом отношениях государствами для осуществления параллельной с национальной регистрации судов. Впервые второй регистр был организован в Норвегии, в Бергене.
Судно может быть зарегистрировано в Германском международном судовом регистре только, если оно уже зарегистрировано в традиционном германском национальном регистре. Несмотря на это, первоначально Германский международный регистр был довольно успешным, но в 1992 году, после объявления о налоговой реформы, в результате которой увеличивались налоги со всех судов, зарегистрированных в Германии, бегство флота из-под флага Германии возобновилось.
Профессиональные союзы отрицательно относятся ко второй регистрации. Тем не менее, под давлением судовладельцев правительства многих государств склоняются к поддержке идеи открытия второго регистра судов.
Так, 29 марта 2004 года Коллегия Минтранса Российской Федерации одобрила проект Федерального Закона «О российским международном Реестре судов». Международные регистры имеют целью соединение преимуществ индустриально развитых государств, обеспечивающих свободный доступ к рынкам капиталов и ноу-хау, с преимуществами в отношении упрощения правил найма экипажей и уменьшения расходов на их содержание.
Отрицательное в целом отношение общественности к открытой регистрации и стабилизация фрахтового рынка способны противодействовать уходу флота из основного и международного регистров стран традиционного флага.
Однако, стоит условиям работы флота измениться в худшую сторону, как более жестко контролируемые регистры оказываются неспособными выдержать конкуренцию открытых регистров. Даже наиболее успешный Норвежский международный регипр потерял почти 750 тыс. тони за 1991 год. В то же время под иностранными флагами наблюдался рост тоннажа судов норвежских судовладельцем на 0.2 млн. тонн.
МФТ отрицательно относится ко второй регистрации, но не выдвигает требования о том, чтобы коллективный договор удовлетворял требованиям МФТ.
Считается необходимым и достаточным, чтобы коллективный договор получил одобрение национального профсоюза. МФТ предлагает считать судамн под удобным флагом только суда, принадлежащие судовладельцам, национальность которых не совпадает со страной регистрации судна.
Полезность создания международного регистра в Украине не менее очевидна, чем для России. Однако и препятствий для этого будет, вероятно, не меньше чем в Российской Федерации, где соответствующий законопроект обсуждается с 1998 года. Конечно, успешность второго регистра в Украине никто не сможет гарантировать.
Ведь, чем выше требования и цены, тем менее привлекательным регистр будет для судовладельцев, а чем ниже требования и цены, тем менее привлекательным регистр будет для государства.
Для успешного введения второго регистра необходимо найти соломоново решение, которое бы обеспечивало баланс интересов государства и судовладельцев, поскольку, если международный регистр Украины приобретет характер мусоросборника, который будет обеспечивать возможность регистрации и притягивать таким образом устаревшие суда («плавающие гробы»), то на международной репутации Украины может появиться еще одно пятно.
Если же второй регистр будет предъявлять требования, даже ненамного ниже, чем усредненные, он не станет привлекательным для судовладельцев, ни отечественных, ни зарубежных. Таким образом, ситуация представляется в следующем свете: обеспечивать регистрацию только новых судов или судов, например, не старше 10 лет, предоставляя при этом экономические льготы в виде низких регистрационных сборов и налогов.
Мировая тенденция повышения удобства флага заключается в повышении удобства правил найма экипажа. Для международного регистра достаточно обязательного требования о том, чтобы капитан был гражданином страны флага. И еще очень важно обеспечить доступность финансового кредита. Идеальным решением этого вопроса представляется организация морского ипотечного банка.
Конечно, в рамках небольшой публикации достаточно полно исследовать поднятые проблемы невозможно. Мы попытались лишь обозначить важнейшие отношения, анализ которых представляется нам продуктивным для выяснения существа рассматриваемых вопросов. К осознанию необходимости предпринять подобное исследование нас подвела практическая работа нашей фирмы, специализирующейся в разрешении, часто довольно сложных, вопросов регистрации морских судов и яхт.