что такое ударение для дошкольников
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Ударение. Ударный слог»
Елена Шарипова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Ударение. Ударный слог»
Цель: знать понятие «Ударение», «Ударный слог», уметь обозначать знак ударения, выделять ударный слог.
Задачи: Закреплять у детей представление об ударении, слоговом составе слова; закреплять умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова, умение составлять из слогов слово. Закреплять умение дифференцировать звонкие и глухие согласные, расширять глагольный словарь. Развивать связную речь, речевой слух, зрительное восприятие. Воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование:Демонстрационные: карта, микрофон, мяч, аудиозапись сказки.Картинки: замок, стрелки, гвоздики, хлопок, кружки; схемы, слова.
Раздаточные: тетради, карта, карандаши.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
У меня в руках волшебный микрофон. Нам прислала этот микрофон королева Грамматика. Дети встают в круг для игры. Тот, кто справится с заданием волшебного микрофона, тот сможет продолжить наше путешествие к школе. Послушайте стихотворение.
Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!
Микрофон предлагает поиграть в слова. Педагог предлагает детям назвать слова – предметы, которые находятся на себе (юбка, футболка, носки, платье, шорты).
— Молодцы! А нас с вами уже ждёт «Весёлый звонок» и карта.
-Откройте карту, какая следующая остановка, на которую нам надо добраться.Дети читают: «Ударение. Ударный слог».
II. Вхождение в тему. Сообщение темы занятия.
«Весёлый звонок» очень много путешествует по разным странам. И однажды, он стал свидетелем одного происшествия, о котором он нам сейчас расскажет. Дети слушают аудиозапись «Сказка про обиду мастера Ударения».
Сказка про обиду Мастера Ударения
Однажды собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на совет Мастера Ударение, и он на них обиделся.Выскочил из-за угла и закричал: Что вы без меня значите! Если захочу, уйду от каждого из вас!
А слова ему не поверили, ведь Ударение – просто чёрточка. Тогда Мастер Ударение рассердился и стал перепрыгивать с одного слога в слове на другой. И ничего стало непонятно.
Послала Мальвина Буратино в магазин купить атлас на платье, он купил карту. Так и живут с тех пор в той стране с непонятными словами.
— Ребята, давайте поможем навести порядок в словах с ударением?
-Помогите Буратино поставить ударение в словах и подобрать к ним схему. Ударный слог отмечен в схеме молоточком. Дети выполняют упражнение, один ребёнок у доски. (На доске слова, схемы и картинки).
-Молодцы! Теперь к ним вернётся ударение, и слова в этой стране станут понятными.
— Как называется слог, который произносится с большей силой голоса? (Ударный)
III. Упражнения на закрепление темы
А сейчас я приглашаю вас на полянку. Давайте поиграем. Дети встают в круг. Игра называется «Пара».
— Я буду бросать мяч, и называет звук. Вы должны поймать мяч и называть его парный звук. Какие это звуки? (звонкие и глухие).
Самостоятельная работа в тетрадях. Задание 2. Игра «Найди товарища». Соедините их парами, чтобы первый звук составляли пару «звонкий и глухой согласный звук». Проверка.
Знайка играл с кубиками и решил собрать слово. Давайте поможем собрать ему слово. Дети соединяют кубики стрелкой, чтоб получилось слово. Какое слово получилось? (КАРАНДАШ) Давайте раскрась кубики по характеристики звука. Дети проводят звуковой анализ слова.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
Поиграли, отдохнули, набрались сил. Пора идти дальше.
V. Упражнения на развитие речи и техники чтения.
Прочитайте слова в столбике. Подберите к этим словам – действиям картинки.
Педагог обращает внимание детей на карту. Мы пришли к домику. «Весёлый звонок» просит нас заглянуть в домик и рассказать ему, кто что делает. Рассматривают картинки, составляют по картинкам предложения.
-Ребята, в том домике живут малыши, которые очень любят сказки. Прочитайте им сказку «Курочка Ряба» Дети читают сказку. Что произошло дальше? Рассказы детей.
-На какой остановке мы сегодня побывали?
— Для чего нужно ударение?
Дети закрашивают пройденный маршрут.
Перспективное планирование НОД по обучению грамоте по программе «Развитие» Л. А. Венгера в старшей группе Сроки № занятий Программные задачи Средства решения задач Сентябрь 1-2 * закреплять представления детей о слове; * закреплять интонационно.
Памятка для родителей «Звуковой анализ в детском саду» 1. Гласные звуки поются и во рту не встречают преграду: а,о,у,и,э, ы. Они могут быть ударными или безударными. Обозначаются красным цветом.
Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Методики и рекомендации
Ударение в русском языке отличается подвижностью. Верно запомнить его место в словах – задача, с которой не справляются даже многие взрослые. Конечно же, сталкиваются с этой проблемой и дети. Как научить ребенка ставить ударение в словах? Существуют простые техники, которые помогут справиться с этой задачей. Регулярность тренировок – залог успеха.
Почему дети ошибаются?
Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Для начала следует разобраться в том, почему дети ошибаются. Причины возникновения проблемы могут быть различными.
Вам будет интересно: Самоотвод — это добровольный отказ
Когда начинать занятия?
Вам будет интересно: Онтологический статус: понятие, виды и их описание
Важно не только то, как научить ребенка ставить ударение в словах. Важно также правильно выбрать время для начала занятий. Необходимо учитывать то, что все дети разные. Один ребенок развивается быстро, у другого это происходит медленнее.
Считается, что словарный запас, позволяющий строить фразы, формируется приблизительно к 3-4 годам. Необходимости в систематических занятиях в более раннем возрасте нет. Однако не стоит дожидаться и того момента, когда малыш пойдет в школу. Первоклассника научить правильно говорить сложнее, чем 4-5-летнее дитя. Решить проблему всегда труднее, чем предотвратить ее возникновение.
Как научить ставить ударение: правило №1
Итак, с чего же начать? Что маме и папе следует запомнить в первую очередь? Как научить правильно ставить ударение ребенка быстро и легко? В беседах со своим малышом необходимо всегда произносить слова правильно и четко. Это же нужно делать и в разговорах с другими взрослыми, которые слышит малыш.
Ни в коем случае нельзя коверкать слова, пытаясь сделать их милыми и детскими. С раннего возраста нужно объяснять малышу явления и предметы, комментировать свои действия. Замечательно, если при этом ребенок видит мимику, движение губ.
Как часто заниматься?
Положительный эффект зависит от регулярности занятий. По возможности мамы и папы должны упражняться с малышом каждый день. Однако форму занятий следует постоянно менять. В противном случае чадо начнет скучать, в связи с чем будет хуже воспринимать информацию.
Чем с большим интересом занимается ребенок, тем больше пользы это ему принесет. Поэтому тренировки лучше всего проводить в игровой форме. Скучные упражнения малыш будет воспринимать как развлечения, если родители проявят немного фантазии.
«Угадываем слова»
Как научить ребенка разбираться в том, где ставить ударение в слове? Упражнение «Угадываем слова» поможет в этом. Мама или папа произносит слово с неправильным ударением, а затем обращается к малышу с просьбой исправить свою ошибку. Скажем, можно произнести «кошка» с выделением второго слога, а затем предложить ребенку назвать правильный вариант. Постепенно задачу следует усложнять.
Существует и другая версия этой игры. Ребенку можно предложить выбрать правильный вариант сразу из пары слов с разными ударениями. К примеру, произнести «чашка», выделив сначала первый, а затем второй слог. Как правило, малыши угадывают верный вариант интуитивно, а регулярные тренировки способствуют этому. Также можно предложить ученику перебрать все варианты произнесения слова. После этого он должен выбрать тот, что, на его взгляд, лучше всего звучит.
«Позови меня»
Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно с помощью упражнения «Позови меня»? Эта техника подразумевает, что предметы потерялись, к примеру, в лесу. Малыш должен позвать их, произнося названия на распев. Скажем, «табурееетка!», «тууумбочка!», «портфееель!».
Слова важно произносить нараспев, при этом их не нужно разделять по слогам. Помимо этого можно звать по именам друзей и знакомых, «искать» любимые игрушки и так далее.
«Молоточек»
Использовать молоточек вовсе не обязательно. Как вариант, разрешается бить по столу кулаком или хлопать в ладоши. Это развлечение также придется детям по душе. Главная задача – выделить ударный слог с помощью громкого звука.
Народные методы
Народные методы также не следует сбрасывать со счетов. Их преимущество в том, что их эффективность проверена многими поколениями.
Для начала следует посадить малыша за стол. Свои кулачки он должен поставить на поверхность, расположив один на другом. Подбородок должен располагаться прямо над ними. Далее нужно вместе с ребенком произносить разные слова. Начать можно с простых, переходя к сложным постепенно. Подбородок будет касаться рук во время произнесения ударного звука.
Кубики Зайцева
Как научить первоклассника ставить ударение в словах? Для детей 6-8 лет идеально подходят кубики Зайцева. Особенность их заключается в том, что на каждой стороне изображен слог, а не буква.
Для начала родители могут сами составлять слова. Ребенок должен лишь поставить специальный кубик на ударный слог. Затем задание необходимо усложнить. Малыш должен складывать слоги в слова самостоятельно, подчеркивая ударение. Это занятие не только научит его правильно произносить слова, оно также развивает навыки чтения. К кубикам Зайцева прилагается методическое пособие, которое поможет сделать тренировки максимально эффективными.
Разные упражнения
Разобраться в том, где ставить ударение в слове, помогут и другие упражнения. К примеру, «Крик и шепот». Мама или папа называет проблемное слово. Ребенок должен сначала прокричать его во весь голос, а затем прошептать. Так малыш избавится от привычки разбивать слова на слоги.
«Раскрась букву» — еще одно полезное упражнение, решающее проблему с неправильной постановкой ударения. Если ребенок уже умеет читать и писать, то его можно выполнять. Малыш должен написать проблемное слово, а затем закрасить ударную букву.
Помимо этого
Обязательно стоит обратить внимание сына или дочери на то, что существуют слова, которые имеют одинаковое написание, но отличаются ударением. Скажем, значение слова «атлас» зависит от того, какой слог выделяется.
Также малыш должен запомнить, что ударение всегда падает на гласный звук. Только его можно пропеть, протянуть. Объяснить ребенку необходимо и то, что слово не нужно произносить по слогам, чтобы найти ударный слог. Вместо этого надо произнести его нараспев, «позвать».
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе на тему «Ударение»
Ольга Асеева
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе на тему «Ударение»
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе
Тема: Ударение
Программное содержание: закрепить полученные детьми навыки выделения слогов в слове, знания о предложениях. Учить замедленно проговаривать слова, вслушиваясь в разное звучание слогов в слове, определять местонахождение ударного слога в слове. Формирование грамматического строя речи: учить подбирать слова с противоположным значением. Развивать фонематический слух, выразительность речи.
Пособие: мяч, ромашка, картина «Медвежья семья», игрушки-кот, заяц.
Ход занятия
Дети по лесу гуляли, землянику собирали
Много ягодок везде- и на кочках и в траве.
Но вот сучья затрещали, дети, дети не зевайте.
Волк за елью, убегайте!
2.Правила: Кто правильно сидит, тот красиво говорит.
Мы правильно сидим, и красиво говорим.
Буду я сейчас водить, буду я произносить
Какое-нибудь слово, вам нужно повторить,
Потом на слоги разделить. Начинаем!
РОДИНА, СЛИВЫ, САД, МАШИНА, ТАНЯ и т. д.
Разбор: назови сколько слогов.
Б) буду я сейчас водить, буду я произносить
Только слоги слов сначала
В) Буду я сейчас водить, буду я произносить
Только слоги слов с конца!
— КИ (РУКИ, РОЖКИ, САНКИ)
-КА (ШАПКА, РОМАШКА, РУКАВИЧКА). Разбор слов на слоги.
4. Игровое упражнение «Ромашка»
Предложить вытащить лепестки и определить количество слогов в слове. (с 2-мя слогами, 3-мя слогами. С 1-им слогом)
Вывод: слово состоит из слогов. Слово легко делится на слоги. Слова бывают длинные и короткие.
Игра «Про то, как Мишка удивлялся»
Стук. Незнайка прислал картину «Медвежья семья». Восп-ль предлагает прослушать рассказ по картине.
«Сынок, медку поел? – спрашивает папа-медведь. – Поел, поел. Как интересно ты сказал слово «поел, поел» как будто ты пропел. Повтори –ка еще разок, а заодно послушай, где в этом слове ударение?- попросил медведь.» (Дети медленно произносят слово и определяют место ударения в нем)
А Мишутка подумал и говорит: «В 1 слоге слова ударение, потому что ударение всегда там: ВЕТКИ, ШИШКА, ДЕРЕВО.
Удивляется Мишутка: вроде звучит ударение в конце слова.
— Где звучит голос сильнее? Ударение звучит во втором слоге, конце.
(Дети подверждают правильность его ответа, проводят указкой по полоске бумаги)
Определение ударения в словах: ЗАМОК, ВАГОН и т. д.
Вывод: ударение может быть не только в начале слова, но и в конце. В разных словах ударение может быть в разных слогах слова.
6. Игра «Как зовут друзей»
У нас в гостях игрушки кот и заяц. Подберите им такие клички, чтобы они действительно подходили каждому животному и состояли из 2 слогов. (Пушок, Тиска и т. д.) для зайца (Хваста, Беляк)
Разбор слова: Сколько слогов, последовательность их расположение.
Другое задание: отберите из названных кличек кота лишь те, ударение в которых слышится в 1-м слоге, затем во 2-м слоге и т. д. (зайца)
7. Игра «Звуковые часы». Найти стрелкой картинки, где 2,3 слога. Где ударение в начале слова, в конце.
8. Игра «Дополни предложение» с наших крыш по желобку
Раз спросила мама дочь вся вода стекает в (бочку)
Что всего темнее? (ночь) слышно мяу из окошка
Загорайте с нами тоже это значит дома (кошка)
Почернела ваша (кожа) зайка громко баранит
Ходит по лесу хорек он серьезно делом (занят)
Хищный, маленький (зверек)
Телефон опять звенит, от него в ушах (звенит)
Уронила белка шишку, шишка стукнула (зайчишку)
Голосок твой так хорош, очень сладко ты (поешь)
9. 2 часть. Формирование грам. строя речи.
Интересные есть слова. Слова-блезницы, слова-друзья. А есть слова с противоположным значением.
1. Червякам я враг, а деревьям – друг.
2. Как столкнутся стук да стук
Тишину вспугнут вокруг
Толстый тонкого побьет
Тонкий что-нибудь прибьет.
Скажу я слово-высоко,
А вы ответьте – низко.
Скажу я слово – далеко,
А вы ответьте близко.
Скажу я слово – трус,
Ответишь ты храбрец
Ну отвечай – конец – начало
Итог занятия.
Конспект занятия «Слово. Слог. Ударение» Если медленно продиктовать слово, можно заметить, звуки в нём объединяются в слоги, при этом «главным» в каждом слоге становится гласный.
Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия «Ударение в слове. Прогулка по осеннему лесу» Цель: сформировать у детей представления о словесном ударении и его роли в русском языке. Задачи: образовательные: • формирование грамматической.
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [а], буква А» Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.» Задачи: Коррекционно.
Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Ударение» Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе Тема «Ударение» Цель: Познакомить с.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [М], [М’]. Буква М» Программное содержание: познакомить детей с буквой «м» и с тем, что она обозначает звуки «м» и «мь» Задачи: Образовательные: Совершенствовать.
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие Мамонтенка. Звук [М] и буква М» Форма организации НОД: фронтальная. Продолжительность: 35 минут. Участники: подготовительная к школе группа. Возраст обучающихся: от 6 до.
Конспект занятия по обучению грамоте детей в подготовительной группе на тему «Звуки [п], [п’]» Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной группе «Звуки [п], [п’]». Ход занятия Организационный момент: С добрым утром друзья.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [С] и [С’], буква С» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №46» Конспект занятия по обучению.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушениями речи на тему «Звуки [А], [У]. Буквы А, У» Тема Звуки [А], [У]. Буквы А, У. Цель занятия: Закрепить навыки различения и четкого произнесения звуков [А], [У]. Развивать фонематический.
Игры на выделение словесного ударения
Фавзана Аюпова
Игры на выделение словесного ударения
Важным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков должна участвовать, прежде всего языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять. Наиболее удобным объектом для пробуждения звуковой интуиции, нужной для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые легче всего тянутся, произношению которых ничто не мешает. Хочу предложить вам игры на выделение и интонирование ударных гласных звуков. (Идеи для некоторых игр взяты у Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, И. Р. Калмыковой)
Научить ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего в игре «Позови друга». Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища, который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете ребёнку позвать их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик. И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.
Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру «Найди ударный слог» (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).
Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).
Играющим поровну раздают маленькие карточки. По очереди дети произносят свои слова (названия картинок, определяют ударный слог и находят на игровом поле соответствующую слогоударную схему и закрывают схему предметной картинкой. Если ребёнок ошибается, право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый разместил свои карточки на игровом поле.
Звуковое царство. Дворец гласных звуков.
Цель игры: продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.
В конце игры считают, у кого, сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.
Мастера Звуковых дел
Они научат детей выделять в словах ударные звуки.
Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили, у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова «медвЕЕЕдь», «лисААА», » тИИИгр», «волчОООк»? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т. д.)
Цель: на практике показать детям силу звучания ударного слога.
Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан». Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.
Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:
«Слова разнообразные – одинаковые и разные»
Цель: помочь детям понять, что ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.
Детям предлагаются пары слов:
Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые. Предлагаю прочесть слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.
Игра помогает понять детям, что от изменения ударения, может измениться смысл слова.
Игра «Кастинг»
помогает детям понять подвижность ударения.
В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.
А теперь предлагаю игру
«Кастинг».
Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.
Данные игры на закрепление умения детей выделять в словах ударный звук и слог помогают лучше ориентироваться в звуковой системе языка.
Аппликация из ткани «Азбука» Несколько лет использую в своей работе необычную азбуку. Её я сделала с помощью аппликации из ткани. Детям очень нравится работать с этой.
Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.