что такое учтенный объем работ
Как читать смету: взгляд бухгалтера
Современный бухгалтер не просто ведет учет, подготавливает отчетность и отвечает на письма из налоговой инспекции, он выполняет широкий круг обязанностей, часто от секретаря до юриста. При этом приходится учиться разбираться в совершенно новых областях. Лично для меня ими стали госконтракты, аукционы и сметная документация (помимо прочего).
Самым сложным оказались сметы, ведь они являются основанием для формирования суммы контракта на работы по госзаказу и сдаточных документов, таких как формы КС-2 (акт о приёмке выполненных работ) и КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат). Тем, кто только начинает осваиваться в сметном деле, я предлагаю прочитать статью и узнать об основах работы со сметной документацией и хитростях, которые помогут разобраться в самой смете.
Что такое смета?
Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:
Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР.
Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания.
Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат.
Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости.
После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом.
Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру.
Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь).
Основные составляющие локальной сметы
Если не вдаваться в подробности, сметы бывают разного вида, составлены с использованием различных методов и нормативных баз, даже внешне могут отличаться, потому что созданы в разных программах, но в общем они состоят из нескольких блоков:
Чтобы вам проще было ориентироваться в терминологии, дам некоторые определения.
Расценка – это стоимость определенного объема работ, она включает не только оплату труда рабочих, но и затраты на технику, некоторые материалы. Берется из специальных сборников, имеет особый шифр, отражающий, к какому сборнику, его разделу относится.
Базовые цены – установленные цены на работы на определенную дату (базовую). К ним добавляются различные коэффициенты, и в итоге они пересчитываются в цены текущего периода.
Сметная прибыль – прибыль подрядчика. Для бюджетных смет производится расчет по определенным нормативам, в коммерции могут быть и свои показатели, хотя ориентироваться необходимо на установленные для государственных нужд. Они регулярно корректируются, дополняются и меняются.
Накладные расходы – это косвенные расходы, такие как зарплата административного персонала или другие, непосредственно не относящиеся к работам. Конкретно они не расписываются в смете. Аналогично прибыли определены для госорганизаций по нормативам.
Важно! Расчет накладных расходов и сметной прибыли производится в процентах от ФОТ, включенного в расценки. Информация о процентовке и коэффициентах есть в самой смете, в графе с наименованием работ. Там же можно найти и некоторые расчеты объемов. Это хорошая подсказка.
Табличная часть сметы: расценки и ресурсы
Сметы могут составляться в расценках ГЭСН – государственные сметные элементные нормы, в региональных ТЕР – территориальные единичные расценки, в ФЕР (федеральные единичные расценки). Каждая из баз отличается своей шифрацией. Количество сборников расценок очень большое. По ГЭСН написано целых 47 сборников только на строительные работы.
При правильном подходе смета, составленная на основе любой базы, должна выходить одинаковой по стоимости. Но не всегда так получается, т.к. каждая база имеет свои особенности. Например, при составлении в ГЭСН вы увидите достаточно подробную информацию по каждой позиции, в ТЕР она более свернутая. Зато ТЕРы учитывают местные особенности: в локальных сборниках могут учесть перевозку по городу и специфику региона (допустим, отсутствие метро означает, что относящиеся к нему работы исключат).
В расценках, как уже говорилось, учтены затраты на работников, технику (автовышки, краны и т.п.), некоторые материалы. Если у вас есть возможность получить смету в электронном виде и открыть ее в программе (при условии одинакового ПО; не могу сказать, насколько корректно откроются документы, созданные в разных программах), то вы сможете просмотреть составляющие каждой строки.
Некоторые позиции удивляют. Гвозди вместо саморезов или мыло там, где его вроде бы и быть не должно. Дело в том, что сборники зачастую составлены давно, а технологии меняются. Конечно, происходят постепенные изменения и обновления, но это очень медленный процесс, поэтому сметчикам приходится пользоваться имеющимися данными.
Кстати! По креативности и творческому подходу составление смет вполне сравнимо с бухгалтерским учетом. Чтобы понимать правомерность включения позиции в документ, важно представлять хотя бы в общих чертах технологию и этапы производства работ.
К ресурсам относятся:
Вместе три пункта составляют прямые затраты. Это фактически костяк сметы. Самое важное — обратить внимание на сумму расходов на материалы. При изменчивой экономике (даже в 2020 году это хорошо видно на фоне происходящего в мире кризиса с коронавирусом) необходимо учитывать неожиданное изменение цен на товары. При продолжительном цикле работ фиксированная смета станет проблемой – увеличение суммы контракта не произойдет, а затраты вырастут.
Важно! Особенно внимательно отнеситесь к госсметам. Выиграв аукцион по сниженной цене, учитывайте вероятность получения убытка. Не за счет дешевизны работ (можно нанять рабочих и за более низкую оплату), а за счет повышения цен на материальные ресурсы (они обычно четко оговорены, и не получится поменять одни материалы на другие).
Неучтенные материалы. Мониторинг цен
Иногда в смете встречается отдельный раздел со списком материалов или оборудования. Спрашивается, почему, ведь подобные ресурсы должны включаться в расценки на работы? На самом деле это нереально сделать в некоторых ситуациях, поскольку все зависит от конкретных инженерных и дизайнерских решений, принятых при создании проекта.
При выполнении монтажа оборудования устанавливается объем и стоимость работ, а вот цена оборудования сильно различается в зависимости от производителя и технических характеристик. Значит, нужно отразить его обособленно.
Узнать такие позиции нетрудно. Во-первых, они обычно расположены отдельным блоком в таблице (но не всегда, могут и «прикрепляться» к строке с расценкой на работу), а во-вторых, у них нет собственного шифра, и в колонке, где обычно находится номер из сборника, написано «прайс», «по прайсу ООО «Ромашка», «мониторинг цен» или что-то подобное.
Обратите внимание! Мониторинг означает, что для установления цены были собраны несколько (как правило, не менее 3) коммерческих предложений от разных организаций или ИП и выведена средняя арифметическая (или минимальная, зависит от заказчика). О методике можно прочитать в пп. 4.25 МДС 81-35.2004.
Учтите, при работе со сметой в программе или при проверке привязанные к расценкам и включенные в них материальные ресурсы зависят от объема работы и меняются вместе с ним. Неучтенным материалам количество и цена задаются вручную.
Коэффициенты и НДС
Наверное, самым запутанным и сложным является система применения специальных коэффициентов. Они бывают как понижающими, так и повышающими. Могут использоваться в следующих случаях (к каждому приведены примеры):
Таких значений много, они установлены как на федеральном, так и на местном уровне. Неспециалисту понять правомерность их применения сложно, в большинстве случаев это и не требуется бухгалтеру, но знать об их существовании необходимо.
Большое количество вопросов вызывает НДС, если точнее, его отсутствие в документах, которые составлены для фирм-упрощенцев. Когда подрядчик применяет УСН и не платит НДС, он покупает материалы, которые в подавляющем большинстве случаев включают налог. Заказчики иногда норовят выкинуть НДС из сметы вообще, это в корне неверно.
Обратите внимание! Коэффициенты могут указываться построчно, это видно в колонке с шифром, а могут отражаться в итоговой таблице. Зависит от выбранного метода расчета.
Лучше согласовать конкретный вариант оформления итоговой таблицы в части НДС с заказчиком напрямую. Обращаться при этом можно и в сметный отдел, и в бухгалтерию, ведь именно они передают документы на оплату в казначейство и наверняка знают, какой документ пройдет проверку, какой нет.
Составление форм КС-2 и КС-3
Программным способом составить акт и справку легко, они формируются автоматически на основании готовой сметы. Но, допустим, локальную смету вам предоставили в Excel или Word (хуже, если в PDF или другом подобном формате в виде нередактируемой картинки). Это тоже позволяет облегчить задачу и перекопировать построчно данные в форму КС-2, ведь информация там очень похожая.
Отличия между сметой и КС-2:
Форма КС-3 еще более упрощенная. Обычно в ней достаточно указать общее наименование работы («работы по установке фундамента»). В ней отражаются суммы в разрезе трех периодов – с начала проведения работ, с начала года и в том числе за отчетный период.
Если выполняются дополнительные работы, не предусмотренные изначально, то на них необходимо сформировать отдельную смету и составить отдельные акты и справки. По 44-ФЗ (госзакупки) возможность проведения таких работ, как правило, не предусмотрена. Можно либо увеличить объем включенных в смету работ или использовать «зазор» в виде непредвиденных затрат и только при наличии подобного условия в контракте.
Важно! При работе с бюджетным учреждением увеличение возможно, как правило, в пределах 10% от стоимости конкретных работ, а не от полной стоимости сметы. Аналогичен подход к материалам. Некоторые госзаказчики строго замеряют фактический расход материалов и соответственно корректируют объемы. В итоге сумма выигранного тендера может упасть при окончательном расчете.
Проверка сметы
Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону.
Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то тот может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, нет ли лишних работ и материалов, реальный ли уровень цен отражен в документе. Для этого обращаются в специализированные организации в регионе (т.к. местные больше знакомы с территориальными особенностями).
Составляя смету по ремонту жилья для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если это ремонт после того, как у соседа прорвало трубу, и необходимо подготовить претензию в суд, то такую смету также могут подвергнуть проверке с привлечением эксперта.
Хитрости и советы
Есть небольшие секреты, которые помогут правильно «читать» смету и показать осведомленность в вопросе, а также пригодятся, если вы решите самостоятельно заняться подготовкой документации:
Лично мне пришлось отправиться на курсы повышения квалификации, чтобы начать разбираться в сметном деле. Не каждому бухгалтеру это необходимо, но дополнительные знания определенно дают преимущества: понимание принципов работы сметчиков, упрощение анализа документации, нахождения ошибок и несоответствий, оспаривание завышенных смет или отстаивание своих.
Исполнительная
Пособие инженеру ПТО по исполнительной документации. Как считать объемы
Как считать объемы
Деление на виды работ имеет свои особенности монтажа. Самое обширное конечно в электромонтаже, весь он условно делится на высоковольтную часть подстанции с ВЛ и все остальное. На линии ВЛ и подстанции вообще все по-другому, фундаменты, опоры, провода, оснастка с арматурой. В остальном, все примерно одинаковое.
В начале стройки, пока объемы выполнены не большие, технический надзор с заказчиком могут очень тщательно проверять каждую кабельную полочку или там светильник, но к концу, когда на объекте работает хуева туча народу, никто быстро и точно ничего не посчитает. Поэтому первые две-три процентовки можете даже сами дотошно все считать, а потом пользуетесь КС-6а чтобы ориентироваться на остатки и потом забрать их без мозгоебства.
В зависимости от хуевости проекта и выполненных по нему работ, как правило, отчеты мастеров нужны на процентовку только чтобы ориентироваться какие работы проводились. Все равно забрать на процентовку можно только то, что сидит в смете и поэтому лучше ориентироваться на отчеты, марки ставить как по проекту, а объемы как в смете (по распределению):
В общем, когда очень мало времени на подсчеты, считая некоторые вещи эмпирическим путем, главное не брать того, что не соответствует технологии производства, например не брать заделки, когда не проложили кабель и т.п. Так в принципе делают многие, когда КСки делает человек в офисе, а у него не достаточно данных для этого.
Все объемы по возможности проверяйте с приходом оборудования и материалов. Нельзя смонтировать то, что не пришло и особенно не передано накладной или актом ОС-15 поставки заказчика. Т.е. иногда легче узнать, что не пришло и следить, чтобы не взяли с выполнением, чем проверять каждую позицию.
Сначала подсчитайте материальную часть сметы, а потом раскидайте их по работам (не считая земляных, концевых заделок с подключениями кабелей, проверки и зарядки светильников и т.п. что в материалах нет).
Основной гемар будет с кабелем, и чтобы нормально раскидать по расценкам, нужно знать вес каждого кабеля и его градацию в расценках (до 1, 2, 3, 6, 13кг и т.д. в электрике). Я обычно ищу в нете и проставляю вес напротив каждой позиции материальной части сметы (вес одного и того же кабеля сильно зависит от его напряжения и разница 1кВ или 0,4кВ бывает приличной). Для точности кабель считайте ежемесячно, сколько кинули всего по маркам и сравнивайте с остатками по КС-6а. Еще нужно знать, что расценка «прокладка кабеля по эстакаде» есть только на до 3, до 6 и до 13кг, т.е. кабель и до 1кг, до 2кг и до 3кг будет браться частично одной из этих расценок. Главное чтобы при проверке сумма кабеля по маркам в материалах совпадала с суммой кабеля по расценкам. Считайте вначале то, что знаете и на что есть данные, а потом остальное методом исключения. Ходите на склад и смотрите, сколько там осталось материалов, чаще легче так посчитать, сколько осталось смонтировать, чем пересчитывать по всей площадке.
Еще согласно МДС 81-36.2004 п.4.2.: «4.2. Федеральные единичные расценки корректировке не подлежат, в т.ч. в случаях, когда:
Если нет возможности по срокам или людям точно посчитать, а в распределении часто стоит «комплект» или «комплекс», то если на 200% знаете, что выработка была на достойном уровне, можете посчитать физику обратно от денег. Если знаете, сколько нужно заплатить рабочим, можно высчитать ФОТ и от него всю сумму. Но такое чревато, и если расчеты хуевые, можно перебрать выполнение вместе с ФОТом и тогда кто будет доделывать, может остаться лошарой. Короче дело тонкое и здесь лучше планировать и подстраховываться, чем отпускать все на самотек. Ну или на худой конец, если знаете на 200%, что выработка была вдвое меньше и все, что заработали люди это всего лишь половина от того на что рассчитывали, то можно и так рассчитать.
Подсчитать все точно и подать объемы за один день по сметам бывает невозможно, да и начать делать это нужно заблаговременно (дней за 3-5 до отчетной даты) чтобы генподрядчик успел сделать свои КСки. Поэтому нужно подавать с учетом того, что еще что-то сделают, или это останется на следующий месяц. Так или иначе, то, что еще не сделали, а хочется уже забрать может дать только начальник участка и если он не принимает в этом активного участия, то этот задел в 3-5 дней (за которые бывает можно 50км кабеля бросить) будет не в его пользу.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Определение объемов отдельных видов строительных работ по проектным данным производится с целью исчисления сметной стоимости базисно-индексным или ресурсным (ресурсно-индексным) методом с использованием единичных расценок и текущих цен стоимости необходимых ресурсов. Для этого составляется ведомость подсчета объемов работ или локальная ресурсная ведомость, которые являются исходными документами для определения сметной стоимости строительства.
Подсчет объемов работ следует вести в определенной последовательности, соответствующей технологии выполнения работ, чтобы результаты ранее выполненных подсчетов могли быть использованы для последующих этапов.
В проектных организациях объем работ по зданию в целом подсчитывают, как правило, проектировщики, обычно — техники. Для большей точности рекомендуется, чтобы подсчеты проверялись квалифицированными сметными работниками.
Локальные сметы при их составлении, как правило, подразделяются на разделы. Запроектированное здание условно делится на части — конструктивные элементы. Все работы, относящиеся к одному конструктивному элементу, группируются в одном разделе сметы (отделочные работы — внутренние и наружные — рассматриваются как самостоятельные конструктивные элементы). Кроме того, в сметах выделяются подземная и надземная части здания.
Аналогично построению смет ведомости подсчета объемов работ также составляются с подразделением на такие же разделы.
В жилищно-гражданском строительстве перечень конструктивных элементов (разделов) следующий:
По производственному строительству примерный перечень разделов ведомости подсчета объема работ следующий:
Определение строительного объема здания
Строительный объем здания с чердачным перекрытием (V1) определяется по формуле:
Строительный объем здания без чердачного перекрытия (V2) определяется по формуле:
В обоих случаях из объема здания исключается объем проездов, но добавляются объемы лоджий, ниш, эркеров, веранд, тамбуров, световых фонарей. В то же время к объему здания не добавляется объем портиков, балконов (открытых и крытых).
Если здание имеет разные по площади этажи, то для каждой части здания строительные объемы определяются отдельно, а затем суммируются.
Чердачное помещение, приспособленное для технических целей, в объем здания не включается. Объем мансардного помещения учитывается.
Строительный объем здания с подвалом или полуподвалом определяется суммарными данными об объеме надземной и подземной его частей.
Строительный объем надземной части определяется по формуле:
Объемы земляных работ определяются по проектным данным с учетом классификации грунтов (СНиП IV–2–82), крутизны откосов (h/c, СНиП III, т. 9, разд. Б, гл. 1) и глубины заложения подошвы фундамента (h). Глубина котлована или траншей для фундаментов стен, оборудования, колонн жби и т. д. должна приниматься по проектным отметкам от подошвы заложения фундамента (или подушки под фундамент) до черной отметки земли (черная отметка земли — отметка, существующая до начала работ; красная отметка земли — планировочная отметка).
Для определения объема отрывки котлованов (траншей) целесообразно предварительно схематично (с размерами) изобразить планы и сечения разработок.
Для траншеи площадь поперечного сечения (прямоугольник или трапеция) умножается на длину. Длина наружных траншей принимается по осям наружных фундаментов; длина внутренних траншей — между внутренними гранями наружных траншей (при траншеях с откосами принимается ширина до средней линии).
В табл. 1.2 приводится классификация грунтов и пород, а в табл. 1.3 — глубина отрывки и крутизна откосов котлована и траншей.
При определении объема котлована с вертикальными стенками площадь горизонтального сечения котлована умножается на глубину отрывки. Для котлована с откосами объем подсчитывается по формуле усеченной (перевернутой) пирамиды:
где: а и b — размеры соответственно низа и верха котлована; с — размер основания треугольника откоса.
Недобор грунта до проектной отметки не должен превышать 5–7 см, которые в местах установки фундаментов дорабатываются вручную.
Ширина котлованов и траншей по дну для ленточных и отдельностоящих фундаментов должна назначаться с учетом ширины конструкций с добавлением 0,25 м.
При необходимости спуска людей в котлован наибольшая ширина между боковой поверхностью конструкции и креплением должна составлять не менее 0,7 м.
Специфика подсчета объема работ по устройству сборных конструкций заключается в том, что единичные расценки учитывают комплекс работ по монтажу конструкций без стоимости самих конструкций. Поэтому в сметах, как правило, по монтажу конструкций предусматриваются две позиции: для определения стоимости монтажа по действующим единичным расценкам и для определения стоимости конструкций — по действующим (текущим) ценам на них.
Подсчет объемов работ осложняется тем, что в отдельных случаях единичные расценки и оптовые цены предусматривают разные измерители, например, сметные нормы на монтаж лестничных маршей установлены на одну конструкцию, а оптовые цены — на 1 м 2 площади и на 1 м 3 бетона. В таких случаях приходится определять и число конструкций в шт., и их площадь.
В связи с этим обращается внимание на следующее обстоятельство: составитель ведомости подсчета объема работ пользуется чертежами проекта и достаточно ясно представляет конструкцию. При составлении смет обычно к чертежам не прибегают, а руководствуются только ведомостью подсчета объемов работ. Поэтому в ведомости объемов работ необходимо давать достаточно полную характеристику конструкций.
Как отмечалось выше, исходными документами для подсчета объемов работ служат спецификации проекта и чертежи конструкций. По спецификациям устанавливается число изделий, по чертежам — их характеристики, необходимые для подсчета размеров, марки бетонов, данные об армировании и т. д.
Объем конструкций, в том числе и пустотных, должен определяться в плотном теле.
Укладка сборных фундаментов производится на готовое песчаное, гравийное и щебеночное основание. При укладке их на бетонное основание учитывается дополнительно устройство прослойки под подошвы в м 2 площади подошвы фундаментов.
Затраты на укладку сборных бетонных и железобетонных фундаментов и фундаментных балок определяются на одну штуку.
Стоимость металлических элементов, не учтенных оптовыми ценами, определяется в сметах, исходя из проектного веса (массы) и цен за 1 кг. Поэтому для таких конструкций в ведомости подсчета объема работ следует указывать массу (по спецификациям проекта) металлических элементов, не учтенных оптовыми ценами.
Площадь стеновых панелей, перегородок, плит покрытий, перекрытий и лестничных площадок определяется по наружному обводу конструкций без вычета проемов. Площадь лестничных маршей также просчитывается по наружному обводу изделий.
Сметные нормы на монтаж сборных конструкций дифференцированы в зависимости от их веса, поэтому в ведомости подсчета объемов работ необходимо указывать для каждого вида изделий его вес применительно к построению норм (например, блоки ленточных фундаментов весом до 0,5 т; колонны цельные весом до 1,5 т и т. д.).
Для большинства видов монолитных железобетонных и бетонных конструкций должен определяться их проектный объем (в м 3 бетона и железобетона в деле).
В ведомости подсчета объемов работ необходимо указывать для каждой конструкции проектную марку бетона, так как от этого зависит ее стоимость по единичной расценке.
Объем монолитных конструкций определяется по проектным размерам без добавок на уплотнение бетона.
При определении объема монолитного железобетона необходимо учитывать следующие особенности его подсчета для отдельных конструкций.
Колонна. Площадь поперечного сечения колонны умножается на ее высоту. В объем колонны также включается объем консолей и подоконников, если их высота более 2 м.
Фундамент. Объем определяется по проектным размерам за вычетом объема, занимаемого нишами, проемами, каналами, колодцами. В объем фундаментов включается объем подколонников при их высоте до 2 м.
Балка. Площадь поперечного сечения балки умножается на ее длину.
Плоская плита. Площадь горизонтальной проекции плиты умножается на ее толщину. При определении площади учитывается заделка плиты в стены (опорная часть).
Ребристые перекрытия. Определяется объем балок и плит и итоги суммируются.
Стены и перегородки. Объем определяется за вычетом проемов (по наружному обводу коробок). В случае заделки стен или перегородок в кирпичные стены учитывается также объем заделываемой части.
Объем кладки стен из кирпича определяют за вычетом проемов по наружному обводу коробок. Объем кладки архитектурных деталей, выполняемых из материала, предусмотренного нормами (пилястры, эркеры, парапеты и т. п.), включают в общий объем кладки стен.
Оставленные в кладке гнезда или борозды для заделки концов балок, панелей перекрытий, плит, а также объемы ниш для отопления, вентиляционных и дымовых каналов, ступеней и т. п. из объема кладки не исключаются. Объем ниш внутреннего оборудования из объема кладки исключается. При кладке стен из кирпича с воздушной прослойкой объем воздушной прослойки учитывается.
При возведении конструкций из кирпича следует указывать вид кирпича (красный, силикатный и т. д.), число этажей здания, так как при высоте здания более девяти этажей применяется иная марка раствора.
Отдельно подсчитывают в м 3 возведение кирпичных столбов (прямоугольных, круглых, армированных и неармированных).
Каркасом называются конструкции, несущие нагрузку от перекрытий здания и ограждающих конструкций (стеновых панелей и перекрытий): это колонны, ригели, балки, фермы и связи. Здания, в которых нагрузка от перекрытий распределяется на стены (из кирпича и блоков), называются бескаркасными. При этом раздел «Каркас» в локальных сметах на жилищно-гражданское строительство отсутствует. Сметная стоимость ригелей, балок, ферм и связей в таких случаях включается в разделы «Перекрытия» и «Покрытия», а отдельно стоящих колонн — в раздел «Стены».
Объем работ по установке сборных железобетонных колонн и капителей определяют на 1 шт.
При монолитном железобетонном каркасе единицей измерения для всех железобетонных конструкций является 1 м 3 железобетона в деле.
Затраты на укладку сборных железобетонных плит и панелей, покрытий и перекрытий определяются на 1 шт.
Объем работ по покрытию кровель следует исчислять по полной площади покрытия согласно проектным данным без вычета площади, занимаемой слуховыми окнами и дымовыми трубами и без учета их обделки.
Длину ската кровли принимают от конька до крайней грани карниза.
Объемы работ, связанные с покрытием парапетов, брандмауэрных стен и других элементов, не связанных с основным покрытием кровлей, следует учитывать дополнительно.
При покрытиях с зенитными фонарями площадь кровли, соответствующая горизонтальным проекциям по их наружному контуру, исключается. Изоляция стаканов зенитных фонарей и обделка примыканий кровли к ним подсчитываются дополнительно.
При устройстве рулонных кровель кроме подсчета площади покрытия с указанием числа слоев и характеристики рулонных материалов отдельно подсчитываются: объемы работ по утеплению покрытий в м 3 или м 2 с указанием толщины; по устройству выравнивающих и уклонообразующих стяжек, пароизоляции в м 2 ; по другим предусмотренным проектом элементам, не учтенным расценками на кровлю.
Объем заполнения оконных и дверных проемов определяется в м 2 площади, измеренной по наружному обводу коробок.
Для ворот в деревянных коробках также подсчитывается площадь по наружному обводу коробок, а для ворот в стальных коробках — площадь полотен.
Приборы оконные, дверные и воротные в единичные расценки не включены и должны учитываться в сметах отдельно.
Площадь полов подсчитывается между внутренними гранями стен и перегородок с учетом толщины их отделки.
Объемы штукатурных работ подсчитываются раздельно для фасадов и внутренних помещений зданий.
Площадь оштукатуривания фасадных стен подсчитывается за вычетом площади проемов по наружному обводу коробок.
При улучшенной и высококачественной штукатурке фасадов площадь, занимаемая архитектурными деталями (карнизами, поясами, наличниками и другими тянутыми деталями), а также примыкающими к зданию колоннами и пилястрами, не включается в площадь стен и исчисляется отдельно.
Оконные и дверные откосы и отливы при штукатурке фасадов исчисляют отдельно.
Сметными нормами СНиП предусмотрены три вида (по качеству) штукатурки внутренних поверхностей помещений: простая, улучшенная и высококачественная.
Объем малярных работ подсчитывается раздельно для фасадов и для внутренних помещений зданий.
Объемы работ по окраске фасадов известковыми, силикатными и цементными составами определяют с учетом переломов фасадных стен в плане без вычета проемов. При этом оконные и дверные откосы, а также развернутые поверхности карнизов, тяг и других архитектурных деталей не учитываются.
Объем работ по окраске фасадов перхлорвиниловыми, кремнийорганическими и поливинилацетатными составами определяют по площади окрашиваемой поверхности.
Объем работ по окраске внутренних поверхностей водными составами определяют без вычета проемов и без учета площади оконных и дверных откосов и боковых сторон ниш. Площадь столбов и боковых сторон пилястр включается в объем работ.
Объем работ по окраске стен масляными и поливинилацетатными составами определяется за вычетом проемов.
Объем работ по устройству крылец по Сборнику «Конструкции из кирпича и блоков» подсчитывается в м 2 (нормы даны на 1 м 2 крыльца). Деревянные крыльца подсчитываются в м 2 горизонтальной проекции.
Пандусы устраиваются для въезда транспорта и состоят из бетонной подушки толщиной 200–300 мм и покрытия из бетона или асфальтобетона. Бетонная подушка подсчитывается в м 3 (с указанием класса бетона), покрытия — в м 2 (с указанием толщины).
Вопросы определения объемов строительных работ более подробно изложены в «Справочнике по сметному делу в строительстве», ч. 1 и в справочнике Б. И. Голубева «Определение объемов строительных работ».