что такое учебно методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение: определение понятия, типовые материалы, организация образовательного процесса
Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации ФГОС является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение. Более опытные преподаватели, возможно, предпочтут не использовать готовые разработки, а будут составлять собственные материалы. Начинающим же педагогам без наработок других специалистов просто не обойтись. Что такое учебно-методическое обеспечение учебного процесса? Что в него входит? Для чего оно нужно? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.
Определение
Вам будет интересно: Шестиугольная призма и ее основные характеристики
Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы процесса.
Ключевые признаки
Учебно-методическое обеспечение дисциплины, специальности, предмета, раздела, модуля и пр. представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:
Вам будет интересно: Кто такой эмир? И правитель, и мужское имя
Обеспечение дисциплины, модуля, специальности, предмета, темы и пр. должно полностью охватывать основное содержание учебного материала. Комплексность выражена в том, что изучение каждого последующего узлового вопроса по содержанию обучения по каждому разделу (теме) программы обеспечивается оптимальным минимумом инструментов и средств обучения, документацией, благодаря которым повышается качество всего процесса в целом.
Цели и задачи
Для преподавателя учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо для детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия той или иной дисциплины в программах различных специальностей и последующего их сведения в единую логическую систему.
Вам будет интересно: Что такое бескорыстие? Значение слова
Обучающемуся комплекс дидактических материалов помогает получить знания о теоретических и практических основах изучаемого предмета.
В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения учебного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.
Средства обучения
Их разделяют на следующие группы:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Неотъемлемыми его элементами являются:
Нормативно-правовые документы
В этом разделе учебно-методического обеспечения предмета должны присутствовать:
Учебно-программные, планирующие документы
В этом разделе должны присутствовать:
Учебно-методическое обеспечение формируется из:
Вам будет интересно: Как написать письмо учителю? Образец письма учителю от ученика
Программное, информационное, материально-техническое обеспечение
В этом разделе должны присутствовать перечни:
Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения рабочей программы включает в себя:
Особенности разработки
При формировании учебно-методического обеспечения курса (модуля, дисциплины) педагог руководствуется планом предметной комиссии и индивидуальным планом. Непосредственная разработка осуществляется преподавателями, ведущими соответствующий курс, модуль, предмет.
Педагоги, формирующие учебно-методическое обеспечение программы (учебного процесса), отвечают за его содержание. Материалы, включенные в его состав, подлежат обсуждению на заседании предметной комиссии. Контрольно-оценочные документы, рабочие программы должны быть утверждены замдиректора по учебной работе, а программы по промежуточной аттестации (в форме экзамена, в т. ч. комплексного), комплекты контрольно-оценочных инструментов и средств утверждаются замдиректора по учебно-производственной работе. Рабочие программы учебно-производственной практики, комплекты оценочных средств для квалификационных экзаменов по профессиональным модулям согласовываются с представителями работодателя.
Контроль качества элементов, включенных в состав учебно-методического обеспечения, осуществляется председателем предметной комиссии и методистом. Контрольный экземпляр хранится в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.
Сопровождение производственной деятельности
Учебно-методическое обеспечение практики состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам профессиональной деятельности. В него входят:
Раздел «Курсовое проектирование и курсовые работы»
Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, если в плане предусмотрено время на курсовое проектирование. Если проект или курсовая является комплексной работой, т. е. объединяет 2 и более предметов, наличие этих материалов необязательно.
Речь, в частности, о:
Сборник «Итоговая аттестация»
Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект «Дипломное проектирование или дипломные работы». Он включает в себя:
Самостоятельная работа обучающихся
Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки специалистов.
Комплект «Самостоятельная работа обучающихся» – это сборник учебно-методических материалов для организации процесса внеаудиторного освоения дисциплин, приобретения профессионального опыта. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых дисциплин. Кроме этого, в комплект входят метапредметные (междисциплинарные) разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру:
Вам будет интересно: Пополняем словарный запас: дебош — это.
Учебные материалы
В этот комплект входят:
В качестве источников для создания таких материалов вполне можно использовать обычные учебники, аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.
Дополнительно
Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:
Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?
Разработку целесообразно осуществлять для:
Заключение
Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать КУМО как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов, проект описания педагогического процесса, готового к реализации.
Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения.
Качество и эффективность КУМО определяется рядом факторов. Речь, в частности, о:
Тема: Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:
Просмотр содержимого документа
«Тема: Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса»
Тема: Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:
На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего образования находит отражение в учебном плане школы.
типы учебных планов
Характеристика учебных планов
федеральный) — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта.
разрабатываются на основе федерального базисного учебного плана, утверждаются органами управления образования субъектов Российской Федерации.
составляется с соблюдением нормативов базисного и учетом рекомендаций примерного учебных планов.
Базисный учебный план общеобразовательной школы (федеральный) — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта. Исходный документ для финансирования школы.
Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной думой, а для полной средней школы — Министерством образования и науки Российской Федерации.
Примерные учебные планы общеобразовательной школы разрабатываются на основе федерального базисного учебного плана, утверждаются органами управления образования субъектов Российской Федерации и носят рекомендательный характер.
Рабочие учебные планы общеобразовательной школы составляются с соблюдением нормативов базисного и учетом рекомендаций примерного учебных планов.
Существует два типа рабочих учебных планов школы:
В учебных планах, как и в государственном стандарте общего образования, выделяются:
-компонент образовательного учреждения.
Структура учебного плана содержит инвариантную и вариативную части.
Инвариантная часть (ядро) обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования их базовой культуры.
Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.
В учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:
-обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
В учебных планах школы представлены также теоретическое и практическое обучение.
Их пересечение приводит к необходимости введения лабораторно-практических занятий, учебных и производственных практик.
Однако в основной школе нет большинства видов практических занятий. Поэтому в учебном плане на первых двух ступенях средней школы в явном виде отсутствует разделение обучения на теоретическое и практическое. Оно может иметь место на старшей ступени средней школы при начальной профессиональной подготовке в виде производственной практики школьников.
Базисный учебный план охватывает нормативы:
-продолжительность обучения (в учебных годах);
-недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;
-максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
-суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.
Традиционно общеобразовательная школа в нашей стране и во многих других странах строится на трехступенчатой основе:
Задание » Найдите ошибки «
В учебных планах выделяются
В учебном плане выделяются три основных вида учебных занятий:
-обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
Курсовая работа: Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Название: Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа Добавлен 10:36:38 15 декабря 2010 Похожие работы Просмотров: 2514 Комментариев: 15 Оценило: 2 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать |