что такое участь для человека
Значение слова «участь»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
У’ЧАСТЬ, и, мн. нет, ж. Положение, созданное условиями жизни, судьба, доля. Разделить с кем-н. какую-н. у. (попасть в одинаковое с кем-н. положение). Охота смертная, да участь горькая. Поговорка. Ты будешь сожалеть об участи, отвергнутой тобою. Пушкин. И я, злодей, не тронусь участью твоей. Лермонтов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
у́часть
1. положение, созданное жизненными условиями или какими-либо обстоятельствами; доля, судьба ◆ Здесь если и занимались судьбою евреев, то почти не заботились об улучшении их участи, а только выискивали средства от них оберегаться. Н. С. Лесков, «Еврей в России: несколько замечаний по еврейскому вопросу», 1883 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В одно мгновение участь его была решена. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Пошехонские рассказы», 1883—1884 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Когда он учился в университете, ему казалось, что медицину скоро постигнет участь алхимии и метафизики, теперь же, когда он читает по ночам, медицина трогает его и возбуждает в нём удивление и даже восторг. А. П. Чехов, «Палата 6», 1892 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: детальность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
УЧАСТЬ
Смотреть что такое «УЧАСТЬ» в других словарях:
участь — участь, и … Русский орфографический словарь
участь — См … Словарь синонимов
УЧАСТЬ — УЧАСТЬ, участи, мн. нет, жен. положение, созданное условиями жизни, судьба, доля. Разделить с кем нибудь какую нибудь участь (попасть в одинаковое с кем нибудь положение). «Охота смертная, да участь горькая.» погов. «Ты будешь сожалеть об участи … Толковый словарь Ушакова
Участь — Участь ♦ Destinée Неизбежная судьба, если искать в ней какой то смысл. Противоположностью участи служит случай, который представляет собой бессмысленную необходимость (ничего не значащий узел причин) … Философский словарь Спонвиля
участь — заслуживать лучшей участи • оценка, соответствие облегчить участь • изменение, положительная постигла участь • действие, субъект разделить участь • обладание, совместность решить участь • зависимость, контроль участь ждёт • субъект, модальность,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
участь — и, ж. 1) Положение кого л., обусловленное жизненными обстоятельствами. Разделить общую участь (попасть в одинаковое со всеми положение). Эти фигурки магические изображения вражеских войск, которые при прикосновении волшебного шила либо обращались … Популярный словарь русского языка
Участь — ж. Положение, созданное жизненными условиями или какими либо обстоятельствами; доля, судьба. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
участь — участь, участи, участи, участей, участи, участям, участь, участи, участью, участями, участи, участях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
участь — Искон. Преф. производное (ср. удел), от часть «доля». Ср. доля, удел в значении «судьба» (часть, выделенная Всевышним). Исходное значение «часть, доля» … Этимологический словарь русского языка
УЧАСТЬ
Смотреть что такое «УЧАСТЬ» в других словарях:
участь — участь, и … Русский орфографический словарь
участь — См … Словарь синонимов
УЧАСТЬ — УЧАСТЬ, и, жен. Жизненные обстоятельства, доля, судьба. Горькая у. Счастливая у. Разделить чью н. у. (попасть в одинаковое с кем н. плохое положение; книжн.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Участь — Участь ♦ Destinée Неизбежная судьба, если искать в ней какой то смысл. Противоположностью участи служит случай, который представляет собой бессмысленную необходимость (ничего не значащий узел причин) … Философский словарь Спонвиля
участь — заслуживать лучшей участи • оценка, соответствие облегчить участь • изменение, положительная постигла участь • действие, субъект разделить участь • обладание, совместность решить участь • зависимость, контроль участь ждёт • субъект, модальность,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
участь — и, ж. 1) Положение кого л., обусловленное жизненными обстоятельствами. Разделить общую участь (попасть в одинаковое со всеми положение). Эти фигурки магические изображения вражеских войск, которые при прикосновении волшебного шила либо обращались … Популярный словарь русского языка
Участь — ж. Положение, созданное жизненными условиями или какими либо обстоятельствами; доля, судьба. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
участь — участь, участи, участи, участей, участи, участям, участь, участи, участью, участями, участи, участях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
участь — Искон. Преф. производное (ср. удел), от часть «доля». Ср. доля, удел в значении «судьба» (часть, выделенная Всевышним). Исходное значение «часть, доля» … Этимологический словарь русского языка
Участь человека. Ирония жизни и последняя иллюзия
Счастливая участь… По особой иронии оба этих слова, «участь» и «счастье», имеют один корень.
В жизни много чего, что в себе содержит особую иронию. Начинается такая ирония с того, что тебя перед началом жизни никто не спрашивает, хотел ли ты жить вообще, тем более – как бы ты хотел жить в ЧАСТности.
Тебе же даётся уЧАСТь – вот и пользуйся.
Участь – это не участие. Значение слова «участие» – это совместная с другими деятельность. Причём, это может быть участие в том, что разрушает совместное, – например, каком-нибудь разделе чего-то совместного. Ещё одна ирония.
Участие может быть без участия сознания. Снова ирония. Сплошная ирония, куда ни сунься.
Участием может называться сочувствие к кому-то или чему-либо. И здесь можно найти иронию, если участие показное, бездеятельное. А если настоящее, искреннее – ирония улетает. Ирония с искренностью «не дружит».
Возникает ещё один довольно серьёзный вопрос: если каждый человек имеет свою участь, то что получится, если люди когда-нибудь вдруг станут осознанными, и осознанно смогут собрать свои у-части вместе? Нечто действительно единое и дружелюбное?
Увы. Вдруг не станут и не смогут. Хотя бы потому, что действительно единое и дружелюбное называется по-другому: ЦЕЛОЕ.
Целое – это не сумма частей. Хотя бы потому, что ни одна из частей, изъятая из целого, не будет тем, чем она является внутри целого. Изъятая из целого часть превращается в нечто другое. Сущностью части, её определением является самое целое.
Становится понятно, что, пытаясь что-то понять о целом, человеки попадают в субъективное. И из него никогда не выберутся – у нас нет языка для однозначной интерпретации целого. Все интерпретации абсолютно субъективны.
Для того, чтобы работать с целым, людям нужны какие-то дополнительные структуры в пространстве сознания.
Но сейчас не об этом, а о том, что в пространстве сознания есть. О том, что при обдумывании сего вопроса сама собой вырисовывается последняя участь осознанного человека.
Осознанного – того, который осознал принцип. Этот принцип – не определяющий и не самый высший, потому что никакой человек не сможет действительно, а не иллюзорно или фантазийно осознать то, что свыше.
Итак, какова же последняя участь того, кто осознал принцип.
А она выявляется сразу, как только его, принцип, осознал:
– ты, хоть и числишься частью, по своей сути никакой частью в этой жизни не являешься. Потому что жизнь – это категория целого.
Последняя участь – это одновременно и растворение последней иллюзии. Иллюзии того, что ты кому-то и зачем-то нужен.
У особо социально ориентированных вместе с иллюзией своей нужности прозябает и иллюзия того, что ты кому-то что-то должен. При этом, как правило, к ней ещё пристёгнута иллюзия того, что что-то должны тебе.
Эти иллюзии поддерживаются снаружи и изнутри до тех пор, пока с тебя есть что взять. Попробуй убедительно объявить себе и вокруг себя, что с тебя больше взять нечего. И тут же обнаружишь, что ты никому не нужен.
Даже как бы и себе уже не нужен.
А вот это – уже чересчур. Если не будешь нужен даже себе, тогда – что?!
Да ничего! Тогда ты и станешь осознанным. Тебя выбросит из «коллективно-сознательного», а по сути – из бессознательного. Куда потом переместиться – зависит от тебя.
Как только становишься осознанным, сразу приходит «облегчение»: никто никому не нужен, никто никому ничего не должен.
Нет, если тебе так НЕ хочется, ты можешь жить в иллюзии того, что ты что-то кому-то даёшь. Но если никто этого не берёт, если это никому не нужно – это лишний раз доказывает, что это – иллюзия.
Вся пережитая тобой боль, весь твой и горький, и солёный опыт, все твои «как надо, чтобы было (или стало) лучше» нужны только тебе – для себя.
У кого-то другого это всё – своё. Если этот другой тебя ещё слушает, то только из-за хорошего воспитания, да и то, если ты взял его за пуговицу и не даёшь свободы отойти. Но ничего твоего он всё равно не возьмёт.
Только если что-то совпало во взглядах, оценках, это может другого приятно тронуть… и всё. Прикоснулся и отошёл. Результат – тот же, как если бы и не прикасался.
Конечно, есть люди, с которыми тебя что-то связывает или связывало раньше.
Все, с которыми связывает то, что «здесь и сейчас», лишь только оно развяжется, – исчезнут из твоей жизни сразу же, или через время.
С людьми, с которыми что-то связывало и осталось, – не даёт развязаться добрая память. Добрая память – носитель добра.
Чаще всего это родственники, друзья детства, юности, одноклассники. Мы связаны тем, что греет через резонанс на приятных воспоминаниях, в которых – счастливое время ещё нереализованных ожиданий, или время желанной реализации себя.
От непрятных воспоминаний мы убегаем. Мы их вытесняем и страдаем, когда они возвращаются вопреки желанию забыть. Такая память – носитель опыта.
Но твой опыт никому не понадобится. Потому что он – твой, а у другого будет свой.
Так же никому не надо того, что у тебя в душе.
Если кто-то будет стоять над твоей душой, то как правило не для того, чтобы ей восхищаться, а чтобы воспользоваться тобой, твоими возможностями. Если, конечно, они есть, а если нет – и попыток не будет лезть в душу.
Только твоя душа, если она остаётся твоей, будет этим владеть. Для чего? Для развития? Этого ты не знаешь. Но хочешь узнать, поэтому и гоношишься. И ещё больше недоумеваешь, когда обнаруживаешь, что этого не знает никто.
Только твоя душа может «встретится» с Богом и что-то Ему предъявить – если будет что. Будет или не будет что предъявить – вот это уже твоя забота.
Или Богу тоже ничего не будет нужно твоего, убогого? Ведь Он – совершенный и вездесущий, зачем ему какая-то пыль, даже не космическая, а земная?
Вот если тому, кто тебя сотворил, важно только то, что ты есть – вот это другое дело, это греет.
Если он не стращает и не призывает к ответу за твои действия в тех провокациях, которые он тебе устраивал для твоего, скажем, развития. Или исправления – через горький опыт.
Если не собирается судить за то, что ты должен был сделать по неизвестно кем утверждённым «должностным обязанностям», а не сделал.
Если так, то это будет «по правде», понятной тебе.
Но как бы то ни было, а Он, твой Создатель, – где-то ТАМ, а ты пока что ТУТ.
А тут ты в конце концов окажешься наедине с самим собой. Как сделать так, чтобы эта встреча и пребывание с самим собой в конец тебя не разочаровали?
Есть где-то место, где ты не у-часть, а со-часть? Где его искать, где найти ответ или понимание, найти со-у-част-ие? Чтобы найдя уразуметь, в чём твоя при-част-ность?
Может, блажь всё это? Вопрос-то рассматривается в однобоком аспекте бытия, а именно урбанистическом, двинуто-цивилизованном. Свали в естественные условия, живи в лесу, питайся кореньями – и быстро уестествишься, вернёшься в… бессознанку? Или напротив, – обретёшь высшую осознанность?
Мы же этого не познаем, покуда не осознаем. А как забраться выше-то? Самому – никак. Только просить, чтобы тебя приподняли. А тебя приподнимут только тогда, когда ты этого очень захочешь. Иначе к этому окажешься НЕ готов.
Может, лучше сразу, по-простому встретиться и остаться с Богом? Если повезёт встретить своего Бога. Не потому ли все мудрецы один за другим говорят, что Бог – он внутри тебя? С Христом, который ничего не требует, только приди к Нему? Или ты к Нему или Он к тебе – нет в этом разницы, потому что в любом случае это может быть взаимопроникновение. Если взаимопроникновения нет, то ничего и не может быть. Трудно это понять, но придётся.
Вот на этом фоне возникла мысль: всё, раз никому ничего не нужно, надо не тратить впустую время и из трансляторского писания уходить.
А от кого уходить? Я же, выходит, для себя и пишу, потому что понимаю, что другие этого не возьмут и пользоваться не станут.
Просто надо делать паузу. Пока не залезешь выше. Если ещё что-то писать – то для себя, для структурирования памяти, чтобы не забыть, где ступеньки. А ведь ступеньки к тому же скользкие – от потных ручонок.
Если писать, – то о том, что может кого-то согреть, или позабавить, или раззадорить.
P.S. Если заходить издалека, разбирая смыслы Библейских писаний, то можно найти много того, что не укладывается в наши нынешние представления. В том числе относительно затронутой темы.
В древних текстах, в самых разных переводах, встречаются слова участь, часть, участие, причастие. А вот слова счастье там нет!
В первичных текстах Ветхого и Нового Завета оно напрочь отсутствует. Оно появляется только в 19 веке в Синодальном переводе, и в более поздних переводах на современный русский язык, и используется как замена слову БЛАЖЕНСТВО.
От чего же так?
В современном речевом обиходе русского языка слову счастье придаётся значение чего-то достижимого, желаемого и искомого в этой жизни. Суетясь и страдая от несчастий, внутренней разобщённости и внешних разделений, современные люди упорно продолжают внушать себе и другим иллюзию собственного счастья. Следствием этой иллюзии становится избегание настоящей жизни.
Но этого мало. Кто-то ещё берётся говорить о всеобщем счастье, а кто-то в это верит и это подхватывает! Более мягкого определения, чем идиотизм, этому трудно подобрать.
Между тем Новый Завет, дарованный и утверждённый Сыном Божиим Иисусом Христом, открыл каждому человеку путь к вполне достижимому и реальному блаженству.
Христовы Заповеди блаженства не называются заповедями счастья даже в Синодальном переводе, но и тот допускает замену слов «благо» и «блаженный» словами «счастье» и «счастливый» только в текстах Ветхого Завета.
А в Новом Завете слова счастье нет вообще. Ни в греческом тексте, ни в одном из современных переводов на языки мира. Есть только однокоренное словосочетание «благая часть»: «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лук. 10:41-42).
В русском языке слово «целое» противоположно однокоренному слову «часть». Разделённое на части человечество не может стать «счастливым», то есть самовольно собрать себя по частям в единое целое. Несмотря на то, что этого «желает» Господь Бог.
«Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле… Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Матф. 23:33-39).
Вот так, разбирая слова, которыми уже всё на свете названо, можно добраться до сути. Остаётся только эту суть уразуметь. Только и всего?
Ещё чего! А точнее – уразуметь ещё нечем.
Значение слова участь
Участь в словаре кроссвордиста
участь
ж.Положение, созданное жизненными условиями или какими-либо обстоятельствами; доля, судьба.
Большой современный толковый словарь русского языка
ж. Положение, созданное жизненными условиями или какими-л. обстоятельствами; доля, судьба.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
жизненные обстоятельства, доля, судьба Горькая у. Счастливая у. Разделить чью-н. у. (попасть в одинаковое с кем-н. плохое положение; книжн.).
Словарь русского языка Ожегова
участь ж. Положение, созданное жизненными условиями или какими-л. обстоятельствами; доля, судьба.
Толковый словарь Ефремовой
участи, мн. нет, ж. положение, созданное условиями жизни, судьба, доля. Разделить с кем-н. какую-н. участь. (попасть в одинаковое с кем-н. положение). Охота смертная, да участь горькая. Поговорка. Ты будешь сожалеть об участи, отвергнутой тобою. Пушкин. И я, злодей, не тронусь участью твоей Лермонтов.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Полный орфографический словарь русского языка
положение, созданное жизненными условиями или какими-либо обстоятельствами; доля, судьба
Это не только защитит его от изгнания, которое в действительности могло оказаться участью хуже смерти, так как какой смысл в жизни без магии? – и завоюет ему Сабрину – участь значительно лучше смерти.
Его участь можно сравнить с участью людей, которых сжигали заживо на медленном огне в медном быке Фалариса: жертвы не могли потрясти слуха тирана своими воплями, звучавшими для него сладкой музыкой.
Их участь была решена одновременно с участью графини-предательницы: слишком далеко они уселись сегодня от хозяйки, непривычно устроившись на скамье возле гонга.
Сам черт навязал мне родство с Чертополохом, и я поневоле должен помогать ему, сам и посредством друзей моих, потому что с участью его сопряжена участь родственников и так далее.
Так великий нравственный принцип: «люби ближнего, как самого себя», хотя бы в ослабленной умаленной форме простого усмотрения в другом человеке «ближнего», «себе подобного», восприятия его, как «ты», т.е, связанного со мною и тождественного «мне» существа, с участью которого связана моя участь — есть незыблемая и вечная основа, без которой немыслимо никакое общество; и всяческий новейший «индивидуализм», что бы он ни проповедывал и сколько бы относительной истины в нем ни заключалось, не может нарушить или отменить этого первого и основного начала общественности.
Его участь как представителя рабочего класса, «не имеющего образования», в лучшем случае была бы участью человека, которого могли оценить за «золотые руки», рабочего или мастера, но перед которым был закрыт дальнейший путь.
Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины. (ср. слова Печорина с репликой героя драмы «Два брата»)
Герой нашего времени
Кто думает о прошлом, тот имеет в виду и будущее. Кто думает о будущем, тот не имеет права забывать прошлое. Прошедший сквозь огонь многих сражений, я знаю тяжесть войны и не хочу, чтобы эта участь снова выпала на долю народов. (Мемуары)
Василий Иванович Чуйков
Я знаю, о чём ты думаешь: если мы оплошаем, злая участь ждёт бедную Англию! — Нет, я думаю о пути в обход канализационной трубы! — Напрасно, альтернативы нет; я прокачал ситуацию, — лучший вариант!
Агент Джонни Инглиш
Зод: Тогда ты разделишь участь Земли
Будущее народов и участь их решаются на океане, и потому военно-морская идея с вытекающей из неё обдуманной программой постройки однотипных боевых эскадр приобретает высшее мировое значение.
Борис Иосифович Доливо-Добровольский
Дмитрий Ильич Гордон
Но и то я узнал, что единая участь постигнет и мудрого и глупого.
Бывает на земле и такая тщета: есть праведники, а дана им участь в меру деяния нечестивцев, и есть нечестивцы, а дана им участь в меру деяния добрых.