что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами

Какие последствия могут быть при возникновении убытков в бухгалтерском учете

что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами. Смотреть фото что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами. Смотреть картинку что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами. Картинка про что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами. Фото что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами

Предпринимательской в гражданском законодательстве называется деятельность, направленная на извлечение прибыли, при этом осуществляемая на собственный риск. Мало какая организация или индивидуальный предприниматель начали работать сразу с финансовой отдачей, зато рискуют абсолютно все.

Неважно, чем вы занимаетесь – продаете товары, строите дома, оказываете услуги посредника, производите запчасти или сдаете внаем недвижимость, всегда есть шанс, что, завершив очередной год, увидите в отчете убыток. Насколько отрицательный результат между доходами и расходами критичен для текущих дел и будущего, почему он вообще возникает и можно ли от него избавиться – вопросы, на которые постараюсь сегодня ответить.

Понятие убытка в бухучете

Определение можно найти в пункте 79 ПБУ, утвержденном Приказом № 34-н от 29.07.1998. Если точнее, там дано совместное определение прибыли и убытка – это результат, полученный в отчетном периоде при бухгалтерском учете всех хозяйственных операций в итоге оценки статей баланса по принятым в законе правилам.

Т.е. для определения результата в БУ нужно выполнить два условия:

Почему делаю акцент на этом? Если первичные данные были учтены в бухгалтерии неправильно или вообще не указывались, то исказятся итоги на счетах, а они формируют статьи баланса. В свою очередь некорректное распределение некоторых остатков по строкам и разделам приведет к искажению итогов баланса и отчета о финансовых результатах.

Исходя из первоначального значения, убыток – это отрицательный результат хозяйственной деятельности. Грубо говоря, когда расходы превзошли доходы. Итоги года показывают не только эффективность работы за прошедший период, но и формируют стратегию на будущее. Если нет прибыли, придется разобраться, что пошло не так.

Как возникает убыток

Он возникает по-разному в трех видах учета: бухгалтерском, налоговом и управленческом (УУ). Чем отличается отражение операций:

В НУ могут использоваться оба метода в зависимости от системы налогообложения. На ОСНО традиционно – метод начисления, на УСН – всегда кассовый.

Управленческий учет отражает все реальные расходы, включая те, которые по каким-то причинам не попали в официальные отчеты.

Налоговый создает базу для подготовки деклараций, расчетов по страховым взносам и т.д. Он определяет суммы налогов к начислению и уплате в бюджет.

Управленческий необходим для внутреннего пользования, для представления о реальной картине расходов и доходов, для внешних пользователей бесполезен, т.к. не всегда может быть документально подкреплен и обоснован.

НУ передает информацию государственным органам – ФНС, ПФР, ФСС, на основе которых делаются выводы о финансовом состоянии организации, сокращениях отдельных видов затрат или, наоборот, об их увеличении, сопоставляются данные из разных отчетов для выявления недостоверных или искаженных данных.

УУ служит инструментом планирования, если бухучет неполноценно показывает реальные затраты и ресурсы.

Исходя из вышесказанного, убыток возникает в каждом виде учета по-разному. В НУ появляется только на некоторых системах налогообложения, при формировании налогооблагаемой базы:

В УУ выводится почти аналогично бухгалтерскому, ведущемуся кассовым методом. Если в общем, то формула несложная: остаток средств на счетах (в кассе организации) на начало периода минус фактические затраты плюс поступления. Иногда добавляются еще прогнозные показатели.

Бухгалтерский учет

В бухучете убыток возникает, если создается одна из следующих ситуаций:

В остальных случаях, когда невозможно установить виновного или в результате судебного разбирательства вынесено решение не в пользу организации, операции проводятся с участием счета 94 таким образом:

Или Дебет 91.2 Кредит 94, Дебет 91.9 Кредит 91.2, Дебет 99 Кредит 91.9 – в зависимости от вида недостачи.

Обратите внимание! Использование более быстрого списания амортизации приводит к возрастанию риска убытков. Например, если вы купили оборудование, относящееся к шестой амортизационной группе со сроком полезного использования от 10 до 15 лет и установили минимальный СПИ 10 лет.

Важно! В БУ обязательно должен создаваться резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утвержденному Приказом 34-н), исключений не предусмотрено.

При этом даже у неработающей организации есть расходы: зарплата сторожа, аренда, земельный налог и т. д. Некоторые сохраняют счет в банке и платят за обслуживание.

Наверное, самый распространенный вопрос, который слышит главный бухгалтер от собственника по окончании очередного года и подведения итогов – «Почему деньги на счете есть, а прибыли нет и дивиденды я получить не могу?» Пункты выше зачастую и есть ответ.

Убыток в отчетности

Весь год вы добросовестно учитывали все хозяйственные операции, и настало время сформировать бухгалтерскую отчетность, которая бывает двух видов: полная и упрощенная. Полный комплект состоит из 6 отчетов и приложений. Это не значит, что сдавать надо весь набор. Те, у кого не наблюдалось изменений в капитале или целевых поступлений, соответствующие приложения не сдают.

Упрощенную отчетность вправе сдавать только некоторые категории организаций, указанные в п. 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете 402-ФЗ:

При этом не могут воспользоваться этим правом организации, обязанные проходить аудит, некоторые виды кооперативов, компании, занимающиеся микрофинансовыми операциями, бюджетники и еще ряд организаций.

Многие организации, как субъекты малого предпринимательства, пользуются своим правом. В этом случае нужно подавать только первые два отчета: баланс и отчет о финансовых результатах, а также отчет о целевых средствах, если они были (для НКО, которые к СМП не могут относиться по определению, обязательно всегда).

Отдельно в балансе убыток отчетного периода, конечно, вы не увидите, в нем зафиксированы остатки по счетам на конец года. Всю информацию ищем во втором отчете.

В упрощенной форме всего несколько строк (в скобках их номер):

Показатели указываются в обобщенном виде, более подробно их раскрывают в пояснительной записке (не всегда обязательно). Организации на УСН указывают в строке налога на прибыль единый налог. Строка итога вычисляется путем суммирования строк 2110 и 2340 и вычитанием из них всех остальных.

Полный отчет несколько шире, он раскрывает более полно каждый показатель. Например, не включительно в себестоимости, а отдельно показывает коммерческие и управленческие расходы, отражает доходы от участия в других организациях, проценты не только к уплате, но и получению, формирует промежуточные итоги.

В форме есть и особые строчки: налог на прибыль и включенные в него текущий и отложенный налог. Это формулировки для тех, кто применяет ПБУ 18/02. Организации на общей системе налогообложения, если они могут вести упрощенный учет, но отказались от этого права или те, кто изначально должен вести только полный, используют указанное Положение при расчете налога на прибыль.

Во второй части отчета расположены строки справочных данных: результаты от переоценки активов или от прочих операций, которые не вошли в расчет, а также прибыль (убыток) на акцию (для акционерных обществ).

Для сравнения в формах есть две колонки – по данным отчетного периода и аналогичного периода прошлого года. Так можно проследить динамику показателей.

Важно! В некоторых случаях, когда в бухгалтерской отчетности исправлялись ошибки, возможно, что данные, указанные за прошлый период в текущем отчет, не совпадут с прошлогодними (часть II ПБУ 22/2010).

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода находится в строке 2400 формы отчета о финансовых результатах.

Влияние на деятельность

Как наличие убытка в бухгалтерии повлияет на организацию – таким вопросом в первую очередь задаются собственники и руководители. Если ваше руководство упорно считает, что нужно платить налогов как можно меньше, поэтому расходов должно быть как можно больше (кстати, не всегда реальных), а убыток – вообще супер (да, таких тоже много), покажите им следующий список причин, чем плоха такая ситуация:

Варианты решений: ликвидация или уменьшение УК. Причем если он минимальный, то, наоборот, придется, возможно, увеличивать его, доводя до уровня ЧА.

Наверное, ни один пункт не порадует собственников. Сокращение расходов и оптимизацию можно проводить и не доводя компанию до кризиса (пусть даже формального).

Как избежать убытков

Есть ли способы избавиться от убытка в бухгалтерском учете? На самом деле – да. Рассмотрим самые оптимальные варианты, которые осуществимы в любой организации:

Можно списывать МПЗ методом ФИФО (п. 16 ПБУ 5/01), т.е. начиная со стоимости первой партии и переходя к последней. Поскольку цены на многие товары поднимаются регулярно, это позволит при большом обороте материалов снизить затраты, включаемые в себестоимость.

Не забудьте про компьютерные программы, системы, ЭЦП, антивирусы их в бухучете допустимо отражать как расходы будущих периодов на время действия ключей, сертификатов, лицензий и т.д., а не списывать одномоментно.

Эта статья ни в коем случае не призыв скрывать какие-то операции или указывать недостоверные данные. Грамотный специалист различает сокрытие фактов хозяйственной деятельности и оптимизацию, а главбух должен уметь оптимизировать учет, не нарушая законодательство.

Источник

Убыток по итогам года: анализ, учет и внимание налоговиков

что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами. Смотреть фото что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами. Смотреть картинку что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами. Картинка про что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами. Фото что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами

Убыток в общем случае представляет собой разницу между доходами и расходами хозяйствующего субъекта с отрицательным значением. Это понятие закреплено статьей 274 НК РФ. Разница между доходами и расходами определяется в рамках налогооблагаемых доходов и учитываемых расходов (гл. 25 НК РФ).

Финансовый результат в бухгалтерском и налоговом учете

Доходы и расходы учитываются в бухгалтерском учете на основании положений приказа Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Доходы организации“ ПБУ 9/99» и приказа Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Расходы организации“ ПБУ 10/99».

Конечный финансовый результат деятельности хозяйственного субъекта отражается в Отчете о финансовых результатах по строке «Чистая прибыль (убыток)».

Конечный финансовый результат в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться, так как правила учета доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом законодательстве различаются. «Убыток не всегда убыток»/

Нельзя говорить об убыточности деятельности юридического лица только основываясь на том, что по итогам финансового года получен отрицательный финансовый результат, как и наличие в бухгалтерском балансе непокрытого убытка.

Первый фактор заключается в том, что отечественное законодательство устанавливает такое понятие как величина чистых активов, значение которых и будет говорить об успешности хозяйственной деятельности. Законодатель под чистыми активами понимает активы, которые остались бы в организации после погашения всех обязательств (п.4-6 приказа Минфина России от 28.08.2014 № 84н). То есть чистые активы — это собственные средства.

Второй фактор связан с общими итогами деятельности юридического лица, рассчитанными на основании финансового анализа деятельности в динамике. Например, по итогам анализа сделан вывод, что убыток в отчетном периоде снизился по сравнению с предыдущем периодом в 2 раза, что конечно же будет свидетельствовать о положительной динамике деятельности в целом.

Финансовый анализ

Обратимся к отчету о финансовых результатах, который является одним из основных компонентов отчетности в целом, и показывает изменение капитала под влиянием доходов и расходов. Информация, представленная в отчете нарастающим итогом отчетного года, позволяет оценить эффективность деятельности предприятия.

Оценка и анализ статей отчета дает возможность сделать заключение об экономическом положении организации, оценить рентабельность и финансовую устойчивость, сформировать представление о дальнейшем развитии организации.
Посмотрим на полученный убыток «со стороны».

Основные показатели исследования эффективности активов:
— прибыль (убыток) от продаж, полученная за период;
— прибыль (убыток) до налогообложения, полученная за период;
— чистая прибыль (непокрытый убыток), полученная за период;
— показатели рентабельности (убыточности).

Показатели рентабельности (убыточности) характеризуют эффективность использования активов и источников их формирования. Под рентабельностью понимается эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности.
Можно сделать вывод об эффективности использования ресурсов, так как в расчете может участвовать не только показатель прибыли, но и показатель убытка. Соответственно, рассчитанные таким образом показатели рентабельности должны быть больше нуля и в этом случае оценка динамики показателей будет иметь положительное значение, даже несмотря на то, что может быть получен убыток.

Внимание налоговиков

Одним из оснований проверки налоговиков является низкая рентабельность, а также отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более лет (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», далее Концепция).

Положения Концепции связаны с критериями самостоятельной оценки рисков, среди них есть такой критерий как отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Конечно, для налоговых органов больший интерес представляет налоговая, а не бухгалтерская отчетность, тем более, что налогоплательщик может в бухгалтерской отчетности отражать убыток, а в налоговой прибыль и это не противоречит законодательству.

Тем не менее, даже если только в бухгалтерской отчетности отражается убыток, контролирующие органы могут пригласить руководство организации на «убыточную комиссию», где и попросят объяснить причины убытков, ведь деятельность коммерческой организации направлена, прежде всего, на получение прибыли, о чем указано в п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Кроме того, налоговые органы рассчитывают рентабельность предприятия. Цель —сравнить ее со среднестатической рентабельностью по отрасли, отклонение которой должны быть не более 10%. Иначе организация будет кандидатом на выездную налоговую проверку. Рентабельность рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности, поэтому имеют место случаи, когда споры с налоговыми органами о низкой рентабельности приходится доказывать в судебном порядке.

Примером могут служить постановления ФАС Московского округа от 09.11.2010 № А40-175533/09-35-1333 и от 04.05.2010 № А40-114683/09-4-826.

Таким образом, полученный убыток может быть «опасен» не только с точки зрения дальнейшей деятельности самой организации, но и с точки зрения пристального внимания налоговых органов.

«Борьба» с убытком

Рассмотрим возможные варианты увеличения прибыли. Однако некоторые из них могут показаться «недостижимыми», и в этом будет доля истины.

Увеличивать выручку от реализации, сохраняя при этом уровень издержек организации.

Увеличение продаж

Что делать:
В данной ситуации необходимо тщательное изучение рынка, в том числе и в регионах. а в крайнем случае путем повышения стоимости, конечно если это возможно в условиях рынка.

Кроме того, увеличение продаж возможно добиться гибкой маркетинговой политикой. Сама по себе маркетинговая политика будет являться не только программой лояльности клиентов, но и направлена на исключение налоговых рисков при предоставлении скидок и бонусов клиентам, так как зачастую налоговые органы пристально следят за ценообразованием и пытаются «доказать» получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Свидетельствует об этом и судебная практика, например, Постановления АС УО от 11.02.2015 по делу № А34-2255/2014, АС ВВО от 03.03.2016 по делу № А43-14608/2013.

В учетной политике целесообразно предусмотреть следующие положения: товарная политика, ценовая политика, сбытовая политика, политика продвижения.

Снижение себестоимости

Что делать:
Например, проанализировать транспортные расходы, и, возможно, сменить транспортную компанию, на ту, в которой стоимость доставки ниже, либо рассмотреть вопрос о вложении средств в собственный транспорт. Все направления нужно тщательно проанализировать для принятия решения.

Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.

Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.

Источник

Учет убытка и его отражение в отчетности

По результатам финансового года у предприятия может образоваться убыток. Бухгалтеру следует обратить внимание на то, что убыток в отчетности – это моментально повышенное внимание представителей налоговых органов к деятельности компании. Вопросы, связанные с учетом убытка при применении общей системы налогообложения и ПБУ 18/02, поможет рассмотреть Ольга Ильюшина, эксперт Аудиторской фирмы «Бизнес-студио».

Одним из критериев отбора фирм для проведения выездных проверок является убыточная деятельность организации на протяжении двух и более календарных лет (прил. № 2 к приказу ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333). Учитывая данное обстоятельство, бухгалтер может прибегнуть к излюбленному способу сокрытия полученных убытков – отнести часть расходов на счет 97 «Расходы будущих периодов». Действительно, в некоторых случаях к этому методу можно обратиться. Но осторожность тут не помешает, так как далеко не все затраты можно совершенно спокойно оставить на будущее. В налоговом учете постепенно списывают затраты, которые согласно учетной политике относятся к прямым расходам. Поэтому косвенные расходы относить на счет 97 не совсем корректно, так как в налоговой декларации убыток уменьшить таким способом не получится – косвенные расходы списываются в полном объеме (п. 2 ст. 318 НК РФ).

В данной статье мы рассмотрим тот вариант, когда бухгалтер все-таки решил отразить правомерно полученный убыток в отчетности по итогам финансового года и готов его отстоять.

Вначале следует сказать о том, что налоговые органы требуют обосновывать возникновение убытка у предприятия и в качестве аргументов придется привести конкретные причины. Если говорить о данном требовании налоговых органов, то можно обратить внимание и на то, что обосновывать убыток ни один нормативный акт от налогоплательщиков не требует. Статья 252 НК РФ задает два условия для признания расходов при расчете налога на прибыль: экономическая обоснованность и документальное подтверждение. Тем не менее, лучше запастись хорошо сформулированными пояснениями, которые удовлетворят интерес налоговых органов, нежели спорить и портить отношения с проверяющими.

В качестве причин возникновения убытка по итогам года могут быть использованы следующие аргументы.

Причина первая: предположим, организация испытывает трудности со сбытом своей продукции. Но расходы у такой организации, как правило, снижаются медленнее, чем падает выручка.

Причина вторая: еще одна причина ухудшения показателей – компания из-за падения спроса вынуждена снижать цены на свою продукцию, а иногда и вовсе опускать их ниже себестоимости.

Причина третья: также может быть использован тот аргумент, что компания провела дорогостоящий ремонт производственных помещений и сразу учла его стоимость в составе затрат; именно поэтому и возник убыток.

Как известно, предприятия могут быть малыми, средними, крупными, кроме того, они могут использовать разные системы налогообложения, такие как общая система, упрощенная система и ЕНВД.

Вначале рассмотрим учет убытка при применении общей системы налогообложения и ПБУ 18/02. При закрытии отчетного периода сальдо, сформированное на субсчете 90-9, списывается на счет 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Прибыль (убыток) до налогообложения». При получении убытка может быть сформирована следующая запись:

Дебет 99 субсчет «Прибыль (убыток) до налогообложения» Кредит 90-9

– отражен убыток по обычным видам деятельности за отчетный период.

Так же при получении убытка может закрываться и счет 91-9. Проводка при этом будет такая:

Дебет 99 субсчет «Прибыль (убыток) до налогообложения» Кредит 91-9

– отражен убыток по прочим операциям за отчетный период.

По состоянию на 1 января следующего года сальдо по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4, 90-9, 91-1, 91-2 должно равняться нулю. Для этого по итогам отчетного года проводят реформацию баланса. Бухгалтерские программы для ведения учета предусматривают проведение реформации баланса при закрытии года.

В бухучете сумму условного дохода нужно отразить записью:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «Условный доход по налогу на прибыль»

— начислена сумма условного дохода за отчетный период.

Далее следует сделать еще одну запись:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— отражен отложенный налоговый актив с убытка, который будет погашен в следующих отчетных (налоговых) периодах.

Подробнее об этом можно узнать, перечитав пункт 14 ПБУ 18/02, статьи 283 Налогового кодекса РФ и письмо Минфина от 14 июля 2003 г. № 16-00-14/219. В данном письме указано на то, что статья 283 главы 25 НК РФ полученный убыток в целях налогообложения квалифицирует как убыток, перенесенный на будущее, который будет уменьшать налогооблагаемую базу следующих отчетных периодов. Таким образом, убыток отчетного периода, перенесенный на будущее для целей налогообложения, является отложенным налоговым активом и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Рассмотрим отражение финансовых результатов (прибыли и убытка) для организации, которая исчисляет ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли и применяет ПБУ 18/02. Бухгалтер запишет следующие проводки:

Дебет 90-9 91-9 Кредит 99

– отражен финансовый результат (прибыль) за январь на сумму 50 000 руб.;

Дебет 99 Кредит 68

– отражен условный расход по налогу на прибыль на сумму 10 000 руб. (50 000 х 20%).

Дебет 68 Кредит 51

– перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль за январь на сумму 10 000 руб.;

Дебет 90-9 91-9 Кредит 99

– отражен финансовый результат (прибыль) за февраль на сумму 120 000 руб.;

Дебет 99 Кредит 68

– отражен условный расход по налогу на прибыль на сумму 24 000 руб. (120 000 х 20%).

Дебет 68 Кредит 51

– перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль за февраль на сумму 24000 руб.;

Дебет 99 Кредит 90-9, 91-9

– отражен финансовый результат (убыток) за март на сумму 280 000 руб.;

Дебет 68 Кредит 99

– отражен условный доход по налогу на прибыль на сумму 56 000 руб. (280000 х 20%);

Дебет 09 Кредит 68

– отражен отложенный налоговый актив на сумму 22 000 руб. ((50 000 + 120 000 – 280 000) х 20%).

В результате сальдо по счету 99 на 1 апреля 2011 года дебетовое и составляет 88 000 рублей. По счету 68 сальдо также дебетовое – 34000 рублей.

Отчет о прибылях и убытках в части формирования расчетов по налогу на прибыль и чистой прибыли (убытка) в данном случае будет выглядеть следующим образом (в тыс. рублей):

Формирование расчетов по налогу на прибыль и чистой прибыли (убытка)

в Отчете о прибылях и убытках

Название статей отчета

За I квартал 2011 года

Прибыль (убыток) до налогообложения

Текущий налог на прибыль

в том числе постоянные налоговые обязательства (активы)

Изменение отложенных налоговых обязательств

Изменение отложенных налоговых активов

Чистая прибыль (убыток)

Организации, применяющие ЕНВД, обязаны вести бухучет (ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Значит, они должны составлять и сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию в полном объеме (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). У таких организаций также может возникать убыток по итогам отчетного периода.

Предположим, что у организации возник убыток в сумме 100 000 рублей, а единый налог на вмененный доход составил 35 000 рублей. В этом случае Отчет о прибылях и убытках будет выглядеть следующим образом:

(Продолжение отчета о прибылях и убытках)

Название статей отчета

За I квартал 2011 года

Прибыль (убыток) до налогообложения

Текущий налог на прибыль

в том числе постоянные налоговые обязательства (активы)

Изменение отложенных налоговых обязательств

Изменение отложенных налоговых активов

Чистая прибыль (убыток)

Помимо учета текущего убытка при расчете налога на прибыль можно учесть убытки, полученные в предыдущих налоговых периодах (п. 1 ст. 283 НК РФ). При этом учитываются только те убытки, которые сформированы по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ. Для переноса на будущее убытков предыдущих периодов нужно применять два правила (установленные в пунктах 2 и 3 статьи 283 НК РФ):

Первое правило: убыток может быть перенесен не более чем на 10 лет.

Второе правило: убытки погашаются в порядке очередности их получения.

Переносить убытки можно не в каждом налоговом периоде, а с перерывами во времени. В любом случае период времени, в течение которого убыток определенного года может уменьшать налоговую базу, не должен превышать 10 лет. Убыток, не списанный за этот период, остается непогашенным. Это следует из положений абзаца 3 пункта 2 статьи 283 Налогового кодекса.

Согласно письму Минфина России от 21 сентября 2009 года №03-03-06/2/177 сумму убытка, сложившегося по операциям, которые облагаются налогом на прибыль по ставке 20 процентов, при переносе на будущее не нужно уменьшать на сумму доходов, полученных по операциям, которые облагаются налогом на прибыль по ставкам 9 или 15 процентов.

Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство, на погашение некоторых видов убытков можно направлять прибыль только от определенных видов деятельности. Данное правило применяется в отношении убытков, полученных от деятельности обслуживающих производств и хозяйств. Такие убытки можно покрыть только за счет прибыли, полученной от деятельности указанных производств и хозяйств. То же относится к убыткам, полученным по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, к убыткам по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также к убыткам, полученным по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

Перейдем к предприятиям, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Если по итогам года расходы организации превысили налогооблагаемые доходы, то вместо единого налога в бюджет нужно перечислить минимальный налог. Он составляет 1 процент от суммы налогооблагаемых доходов за год. Кроме этого на основании пункта 6 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ при получении убытка сумму уплаченного минимального налога можно списать на расходы в течение следующих 10 лет. И здесь, как и в общей системе налогообложения, существуют определенные правила учета убытка прошлых лет:

Первое правило: сумму убытка можно перенести на будущее, но не более чем на 10 лет вперед.

Второе правило: размер убытка и его сумма, уменьшающая налоговую базу в каждом налоговом периоде, должны быть документально подтверждены (например, первичной документацией (актами, накладными, копиями налоговых деклараций, книгой учета доходов и расходов и т. д.). Хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, принятую в уменьшение по каждому году, нужно в течение всего срока использования права на его перенос.

Рассмотрим пример учета убытка прошлых лет для организации, которая применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы».

За 2008 год организация получила убыток в сумме 300 000 руб. В бюджет перечислен минимальный налог в размере 10 000 руб. (с полученных доходов 1 000 000 руб. × 1%).

В 2009 году налоговая база уменьшена на сумму уплаченного за 2008 год минимального налога в сумме 10 000 руб. Таким образом, по итогам 2009 года организация получила убыток в сумме 6000 руб. (доходы в сумме1 150 000 руб. – расходы в сумме 1 146 000 руб. – 10 000 руб.).

В бюджет будет перечислен минимальный налог в размере 11 500 рублей.

В 2010 году налоговая база уменьшена на сумму уплаченного за 2009 год минимального налога в сумме 11 500 руб. Налоговая база по единому налогу за 2010 год составила 1 388 500 руб. (доходы в сумме 2 550 000 руб. – расходы в сумме 1 150 000 руб. – 11 500 руб.).

На начало 2010 года сумма непогашенного убытка прошлых лет составила 306 000 руб. Единый налог, подлежащий уплате по итогам 2010 года, составит:

162 375 руб. ((1 388 500 руб. – 306 000 руб.) × 15%).

Зачет убытка прошлых лет в налоговой декларации по единому налогу за 2010 год в данном случае будет выглядеть следующим образом.

Сумму налогооблагаемых доходов за 2010 год (2 550 000 руб.) указывают по строке 210 раздела 2 декларации, утвержденной приказом Минфина от 22 июня 2009 г. № 58н. Сумму налогооблагаемых расходов с включенной суммой уплаченного минимального налога за 2009 год (1 150 000 руб. – 11 500 руб.) указывают по строке 220 того же раздела. Так как налоговая база за 2010 год положительна (доходов больше, чем расходов), сумму убытков прошлых лет в размере, не превышающем налоговую базу 2010 года, указывают по строке 230. Итоговая сумма доходов (строка 240) за 2010 год рассчитывается как разница между строками 210, 220 и 230. Таким образом, налоговая база за 2010 год будет уменьшена на сумму убытков прошлых лет.

Если бы налоговая база за 2010 год была отрицательной (доходов меньше, чем расходов), то в строке 250 следовало отразить убыток текущего налогового периода. В этом случае источника для покрытия убытков прошлых лет у организации нет, поэтому их сумму в декларации указывать не нужно (раздел V Порядка, утвержденного приказом Минфина от 22 июня 2009 г. № 58н).

Подводя итог вышесказанному, обращаем внимание читателей на изменения, которые введены приказом Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н. Этим документом утверждены формы бухгалтерской отчетности организаций: бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а также формы отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и отчета о целевом использовании полученных средств.

В типовой форме Отчета о прибылях и убытках строки не пронумерованы. Коды для строк приведены отдельно в приложении 4 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Нумеровать строки в соответствии с утвержденными кодами нужно, когда организация сдает отчетность в органы статистики и другие органы исполнительной власти. Если же отчетность составляется для акционеров или других пользователей, не являющихся органами исполнительной власти, строки баланса нумеровать не обязательно. Это следует из пункта 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Использовать новые формы нужно будет только при сдаче бухгалтерской отчетности за 2011 год.

что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами. Смотреть фото что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами. Смотреть картинку что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами. Картинка про что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами. Фото что такое убыток в бухгалтерском учете простыми словами

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *