что такое убеждение и виды

Убеждение в психологии. Что это общения, определение, примеры

Убеждение — это в психологии процесс представления аргументов, которые могут мотивировать или изменить взгляды аудитории. Более тысячелетия назад Аристотель определил риторику как способ обнаружения «доступных средств убеждения». Аристотель учил, что риторика, или искусство публичных выступлений, предполагает способность в каждом конкретном случае наблюдать доступные средства убеждения.

Процесс убеждения часто определяется как человеческое общение, которое предназначено для влияния на других путем изменения их мировоззрений, ценностей или отношений. Такое определение ввел в 1976 г. Саймонс О΄Киф.

В основе общения лежит убеждение. Некоторые ученые утверждают, что общаться — значит убеждать — что всякое общение в той или иной форме является убеждением. Действительно, убеждение является центральным элементом некоторых из наиболее важных функций человечества, составляющих основу политики, религии и здоровья, и одновременно присутствует в повседневной жизни, например, в маркетинге и воспитании детей.

В самом широком смысле убеждение — это коммуникативный процесс, посредством которого сообщение побуждает к изменению убеждений, взглядов или поведения человека или группы.

Убеждения — это буквально линза, через которую человек смотрит на мир.

Убеждения могут:

Каждый человек имеет внутри и действует в рамках сложного набора убеждений, которые определяют его и мир, в котором он живет. Убеждения — это способ, которым обрабатывается поток информации, поступающий через 5 основных органов чувств в каждый момент каждого дня.

Определение

В Средние века в университетах Европы убеждение (риторика) была одним из основных свободных искусств, которым должен был овладеть любой образованный человек. Со времен имперского Рима до Реформации проповедники подняли риторику до уровня изящного искусства, которые использовали устное слово, чтобы вдохновить на любое количество действий, таких как добродетельное поведение или религиозные паломничества. В современную эпоху убеждение наиболее заметно в форме рекламы.

что такое убеждение и виды. Смотреть фото что такое убеждение и виды. Смотреть картинку что такое убеждение и виды. Картинка про что такое убеждение и виды. Фото что такое убеждение и видыУбеждение в психологии

Политологи, психологи, изучающие процесс убеждения в области коммуникативных исследований, прослеживают историю этой дисциплины еще до древних греков.

Жаркие споры между Платоном и софистами относительно достоинства и места убеждения в обществе очень живы сегодня. Платон ненавидел то, что многие считают темной и сомнительной частью веры — сильно преувеличенные заявления. Софисты, с другой стороны, приняли эту сторону веры, аргументируя его практическую основу и повсеместное присутствие в повседневной жизни.

Будучи поколением после Платона и софистов, Аристотель видел достоинства обеих философских школ и рассматривал риторику как инструмент для понимания силы убеждения. Аристотелевское описание художественных доказательств (этоса, логоса и пафоса) определяло большую часть исследований убеждения в течение тысячелетия после него, и эти доказательства используются до сих пор. Влияние Аристотеля на убеждение и, собственно, на коммуникативные исследования, очень велико.

Убеждение — это в психологии определяется и как навык, для овладения которым требуется много практики. Понимание психологии людей помогает доставлять информацию более эффективно и иметь большее влияние в личной и профессиональной жизни.

Изучение этого понятия необходимо для понимания человеческого общения, и современные исследования продолжают приносить новые идеи и концепции.

Некоторые теоретики подчеркивают сходство между образованием и убеждением. Они считают, что убеждение очень похоже на обучение новой информации посредством информативного общения.

Реакция человека на убедительное общение частично зависит от сообщения и в значительной степени от того, как человек его воспринимает или интерпретирует. Слова в газетной рекламе могут быть более убедительными, если они напечатаны красным, а не черным цветом.

Основополагающие теории

Следующие теории считаются основополагающими в психологии в разделе отношений и веры:

Классификация

В психологии рассматриваются нейтральные убеждения, ресурсные и ограничивающие. Первые представляют набор научных понятий, доступных людям. Ресурсные включают возможности, на которых создаются убеждения. К последней группе относятся негативные ресурсы.

Вся процедура убеждений складывается из 4 видов воздействия:

Характеристики и свойства

Убеждения – это в психологии то, что человек считает аксиомой, независимо от того, есть ли у него какие-либо доказательства объективной истинности. Многие верования развиваются и передаются по наследству. Родители, учителя, наставники, коллеги — все они передают свои убеждения, и у каждого человека есть возможность принять их или нет. Со временем они могут превратиться их в собственные убеждения или быть отвергнутыми.

Любой индивид также развивает убеждения, основанные на личном опыте и чувствах. Более того, человек развивает их через свои повторяющиеся действия. Если он постоянно опаздывает, то начинает верить, что плохо умеет управлять своим временем, хотя на самом деле изменить этот ярлык помогут смена будильника на лучший или привычка вовремя ложиться спать.

Убеждения определяются как понятия в том, что вещи, о которых человек думает, истинны. Если люди думают, что определенные принципы верны, они им верят. Если люди думают, что определенные принципы вряд ли верны, они им не верят.

В своей основной форме убеждения не имеют ценности. Например, если кто-то считает, что небо голубое, эта вера может быть оценена либо положительно (если человеку нравится синий цвет и он думает, что небо будет хуже в красном), либо это убеждение может быть оценено отрицательно (если человеку не нравится цвет синий и он думает, что красное небо было бы лучше). Таким образом, существует тонкая разница между взглядами и убеждениями.

У людей имеется 3 основных типа убеждений, которые часто формируют основу отношений.

Убеждения о себе

Стойкие представления о самих себе — это то, что движет или подавляет мотивацию. Они могут быть ограничивающими (не могу, плохо получается, просто нет навыка) или могут расширять возможности (могу, делаю). что такое убеждение и виды. Смотреть фото что такое убеждение и виды. Смотреть картинку что такое убеждение и виды. Картинка про что такое убеждение и виды. Фото что такое убеждение и виды

Убеждения о самих себе растут с детства, и сильно связаны с окружающей средой. Люди, выросшие в дружной семье, которая их регулярно поддерживала, вероятно, будут расти с чувством уверенности в себе, хотя это не является правилом.

То, как разные люди впитывают эти обусловленные окружающей средой представления или отвергают их, также зависит от их личности. Люди с естественным вопрошающим умом и любопытством к миру не будут слепо принимать верования окружающих. Точно так же люди с сильным самоощущением не будут думать о себе то, что им говорят о них. Вместо этого они будут развивать собственное представление о себе, анализируя свои сильные и слабые стороны.

Убеждения укореняются в характере, и человек начинает все фильтровать через них. Речь, язык тела, проявление эмоций — все это, так или иначе, движется этими убеждениями. Со временем они могут превратиться в ярлыки.

Убеждения о других

Стойкие верования обычно внушают наставники и родители. Иногда убеждения внушаются через собственный опыт. Например, если один раз человек столкнулся с плохим обращением полицейского, может развиться вера, что вся полиция несправедлива. Более экстремальные переживания могут даже вызвать фобии. Такие убеждения определяют отношение и поведение человека по отношению к другим.

Убеждения о жизни и мире

Гамма ощущений от: «жизнь ужасна», «все безнадёжно» до: «мир полон возможностей» – относится к убеждениям, которые развиваются в отношении внешнего мира. Человек формулирует такие представления, начиная от ближайшего мира (дом, улица, работа) вплоть до человечества в целом. При этом мнение о группе людей, событий зависит от собственной ситуации и контекста.

Люди с высоким социально-экономическим положением могут подумать, что люди с низким социально-экономическим положением недостаточно много работают. Вторая группа может подумать, что у первой все было подано им на блюде. Хотя есть вероятность, что эти мысли объективно верны, в большинстве случаев это не так. Человек развивает эти предубеждения по отношению к миру из-за врожденной потребности оправдать свое место в нем.

В то время как убеждения в отношении других и мира порождают стереотипы и могут привести к ксенофобии, расизму и сексизму, убеждения в отношении самих себя определяют представление человека о себе. Вместе они устанавливают границы того, с кем комфортно разговаривать, действовать, помогать или просить о помощи. Разрыв между представлениями человека о других и о самом себе создает отношение человека и в итоге, формирует представления о мире в целом.

Все зависит от того, в каком направлении ведут человека эти убеждения.

Функции и роль

Убеждения — важная основа отношения и поведения, но их бывает чрезвычайно трудно изменить. Часто люди будут яростно придерживаться своих убеждений даже в свете опровергающих свидетельств. Это явление известно в психологии как стойкость убеждений. что такое убеждение и виды. Смотреть фото что такое убеждение и виды. Смотреть картинку что такое убеждение и виды. Картинка про что такое убеждение и виды. Фото что такое убеждение и виды

Настойчивость обычно возникает из-за того, что люди основывают свои убеждения на информации, которую они считают логичной, убедительной или в некотором роде привлекательной. Следовательно, даже когда убеждения кажутся опровергнутыми новыми доказательствами, основа того, во что верит человек, может все еще существовать.

Убеждения влияют на жизнь человека во всех отношениях. Потому что с момента рождения они формируют восприятие мира. А восприятие — это человеческая реальность. Вот почему крайне важно замечать собственные убеждения и узнавать их содержание, чтобы можно было сознательно понять, как они влияют на реальность. Только когда индивид осознает свои убеждения, он может их изменить.

Например, человек считает, что у него сильное беспокойство, и оно мешает ему делать то, что он хочет. Под влиянием этого убеждения восприятие будет влиять на жизнь, потому что эта вера буквально меняет восприятие мира. И по мере того, как восприятие реальности меняется, меняется и поведение индивида в этой реальности.

Поскольку человек считает, что у него сильное беспокойство, он будет видеть, слышать, чувствовать, пробовать на вкус и обонять то, что подтверждает это убеждение. Вера изменяет его восприятие мира, так что он видят мир, полный беспокойства и стрессов.

Убеждение – это в психологии элемент мировоззрения, который влияет на жизнь, заставляя человека создавать и воспринимать свою реальность и мир таким образом, чтобы эта вера казалась истинной, абсолютной.

Другой пример: человек считает себя неудачником. Он будет воспринимать мир как источник невезения, и постоянно будет вспоминать пути, на которых он потерпел поражение. И из-за этого и дальше будут терпеть неудачу.

Таким образом, функция убеждений состоит в том, что убеждения влияют на жизнь индивида, изменяя его восприятие реальности, что, в свою очередь, приводит к изменению поведения и даже может вызвать биологические изменение тела.

Понимание того, как формируются верования и как они лежат в основе последующего отношения и поведения, важно, потому что оно может помочь понять социальные явления:

Убеждения – это в психологии основной тип социального знания.

Источники убеждений

Источники убеждений представлены в таблице: что такое убеждение и виды. Смотреть фото что такое убеждение и виды. Смотреть картинку что такое убеждение и виды. Картинка про что такое убеждение и виды. Фото что такое убеждение и виды

ДоказательстваЛогическое и рациональное формирование убеждений, основанных на доказательствах, подтверждающих причинную связь.
ТрадицииСемейные и общественные традиции.
ВластьОбычно убеждения передаются от родителей, но могут идти и от религиозного лидера, учителя или любого другого лица, наделенного властью.
АссоциацииУбеждения могут формироваться через людей или группы, с которыми человек связан.
ОткровенияУбеждения, которые сформировались благодаря «божественному вмешательству», догадке, или «шестому» чувству.

Цели и задачи

Интеллект и культура развивались как способ ускорения человеческого развития — не на физическом, а на ментальном уровне. Культурная эволюция происходит намного быстрее, чем биологическая. Системы убеждений эволюционировали как часть этого развития, чтобы обеспечить выживание людей.

Помимо этой конечной цели достижения выживания, существуют также подцели систем убеждений в различных аспектах жизни.

Другими словами, подцели систем убеждений существуют для того, чтобы гарантировать, что человек способен удовлетворить определенные потребности, развить самооценку.

Методы

Существует определенные методы или призывы к убеждению: обращение к разуму, эмоциям, характеру. что такое убеждение и виды. Смотреть фото что такое убеждение и виды. Смотреть картинку что такое убеждение и виды. Картинка про что такое убеждение и виды. Фото что такое убеждение и виды

Постоянный конфликт общества заключается в том, что убеждения и ценности отдельного человека определяют его личное отношение и поведение по отношению к миру, однако моральные ценности общества и действующие этические правила соответственно ограничивают действия индивида.

Человек обычно выбирает решение вести себя в соответствии с моралью и этикой общества, в котором живет. Даже если личные ценности вступают в противоречие с ценностями общества, человек все равно будет соблюдать общественные правила, потому что боится последствий.

Убеждения не вписаны в ДНК индивида. Они усваиваются, развиваются и растут с момента рождения. Они достигают нынешнего уровня благодаря окружению, опыту, событиям и решениям в жизни. Человек с повышенным самосознанием, может решить изменить убеждения и ценности и заменить их новой системой, которая расширяет возможности и поддерживает цели и видение жизни.

Убеждения индивида в психологии — это идеи, которые он считает правдой. Многие из этих убеждений составляют личные ценности, которые определяют отношение, то есть то, как человек относится к другим, себе, как подходит к любой ситуации. Все три составляющие, в итоге определяют поведение или то, как человек действует.

Автор: Беляева Анна

Видео об убеждении в психологии

50 способов быть убедительным. Психология убеждения:

Источник

Что такое убеждение и виды

Библиографическая ссылка на статью:
Авдеев П.С. Понятие, функции и виды убеждений // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/12/4058 (дата обращения: 08.12.2021).

Существует большое количество определений понятия «убеждения», но до сих пор люди, практикующие работу с ними, так и не сошлись на общем понимании данного явления.

В когнитивной терапии убеждения подразделяются на два вида: глубинные и промежуточные.

Глубинные убеждения – это установки, которые настолько глубоки и фундаментальны, что люди часто не могут их выразить и даже осознать.

На основе глубинных убеждений формируются промежуточные убеждения, включающие отношения, правила и предположения[1].

Сложно спорить, с тем, что в психике одного индивида может существовать большое количество слоев убеждений. Критерием глубины, в данном случае, может являться количество: подкрепляющих убеждение; подсознательных установок и фактов, подтверждающих убеждение; предрасположенность типа личности к данному убеждению и др. Однако, вышеприведенное определение является, во-первых, слишком широким, а, во-вторых, стирает разницу между самим понятием «убеждение» и понятиями «установка» и «предположение».

Большое внимание работе с убеждениями уделяется в нейролингвистическом программировании (НЛП), которое является отраслью когнитивной психологии, занимающейся моделированием поведенческих навыков. В НЛП в качестве определения убеждений используется описание тех лингвистических структур из которых они строятся. Вот эти структуры:

Убеждение, в НЛП, – это обобщение, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших способов взаимодействия с ним. При этом, убеждения являются одним из логических уровней в пирамиде, разработанной Робертом Дилтсом (Robert Dilts)[2], которая включает в себя следующие уровни снизу-вверх: окружение, поведение, способности и навыки, убеждения, ценности, идентификация, миссия. При этом, убеждения являются связующим звеном между ценностями и нашим фактическим поведением.

Для большей точности мы изменим предыдущее определение так, что оно приобретет следующий вид:

Убеждение – это обобщенная интерпретация опыта.

Мы говорим об интерпретации, а не непосредственно об опыте, поскольку такое определение позволяет учитывать субъективность данного феномена. Оно показывает, что человек обобщает именно свою интерпретацию или оценку своего опыта.

«Обобщенная», в данном определении предполагает, что убеждение включает в себя не только прошлый опыт, но и охватывает новые или будущие события. Более того, такая интерпретация может распространиться на ситуации, не связанные с той, которая изначально была объектом оценки.

Функции убеждений

Разбирая понятие убеждений, нельзя не рассмотреть их функции. В частности, убеждения выполняют следующие функции:

Виды убеждений

В статье была предпринята попытка создать классификацию убеждений.

Прежде всего, необходимо понять, с какими убеждениями работаем. Отвечая на этот вопрос, можно поделить убеждения на три вида:

a) Когда убеждение само по себе является ресурсом, т.е. предполагает наличие в нас способностей, качеств, состояний, необходимых для достижения данной цели.

b) Когда убеждение содержит в себе энергию мотивации, и направлено на цель. Например, «данная цель является важной для меня», «каждый должен достичь этого в своей жизни», «это достижение (вещь) повысит мой статус в обществе». То есть в данных убеждениях мы можем увидеть определенные стимулы (например, желание что-то сделать ради социального одобрения) создающие в человеке дополнительную мотивацию.

Важно отметить, что как позитивные, так и негативные убеждения отражают возможность достижения цели в том или ином ключе, только ресурсные убеждения предполагают определенную вероятность успеха в деле, а нересурсные определенную вероятность неудачи. Это одно из наиболее важных отличий этих видов убеждения.

Однако, не все убеждения, сформулированные негативно, являются негативными убеждениями, например, убеждение «все люди враги» может быть вполне ресурсным, если человек находиться в тылу врага во время войны.

Отдельный, но очень важный вопрос, состоит в том, должны ли быть ресурсные убеждения всегда адекватны реальности. Так, если мы меняем человеку, у которого лишний вес и, который ходит в спортзал, убеждение «У меня лишний вес», на убеждение «все красивы по-своему», то соответственно, человек просто перестает ходить в спортзал и его ресурсное убеждение становится нересурсным. Но, с другой стороны, неадекватные реальности убеждения, часто могут оградить человека от душевных страданий. Автор статьи все же стоит на точке зрения, что ресурсное убеждение должно быть адекватным, но при этом сформулированным таким образом, чтобы нести в себе заряд мотивации на исправление или улучшение ситуации.

Роберт Дилтс в своей книге «Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП» выделил три вида негативных убеждений:

Убеждения также можно разделить на глубинные и неглубинные. Критерием глубины, в данном случае, является количество: подкрепляющих убеждение, подсознательных установок, фактов, подтверждающих убеждение и др. Другим критерием может являться предрасположенность данного типа личности к данному убеждению.

Теперь стоит перейти к той инструментальной классификации убеждений, которая поможет нам понять направление работы с убеждениями. Данная классификация включает следующие виды убеждений:

Если в первом из видов убеждений человек полностью принимает свою ответственность, то переходя к другим видам, он от нее отказывается. Если в убеждении вида «Я делаю» еще можно получить конкретное описание ситуации, то, например, когда человек предъявляет нам убеждение вида «Состояние явления», нам вообще сложно понять, что он имеет в виду.

Таким образом, мы поняли, что виды убеждений бывают по поводу: себя, других людей и явлений. Другим критерием является действие или состояние.

Есть и другие критерии: частное («у меня плохо получается учить математику») или общее убеждение («у меня не получается учиться»); убеждения насчет будущего («если я выйду на сцену, то меня засмеют») и убеждения, относящиеся к конкретной ситуации в прошлом («моя мать никогда не любила меня»). Следует отметить схожую по своему звучанию, но имеющую другое значение, классификацию, включающую убеждения, основанные на прошлом (или обоснованные убеждения), и убеждения-предположения.

Важный моментом является и другой критерий – время, в течении которого формировалось убеждение: бывают убеждения сформированные в течении жизни, с которыми работать сложнее всего, бывают убеждения, сформированные недавно (с ними работать проще). Однако и здесь бывают исключения.

На самом деле, можно классифицировать убеждения по еще большему количеству критериев, в соответствии с метапрограммами и фильтрами восприятия, которые использовал человек при их создании. Например, убеждение может быть по поводу сходства или различия в чем-либо, или оно может содержать в себе оценку ситуации, как мотивирующую «от» или «к», но вышеприведённой классификации вполне достаточно, чтобы, например, определить задачи в рамках психотерапии, которыми включают в себя:

Выходя за рамки данной статьи, также стоит добавить еще одну задачу: дать понять человеку, что терапевт не пытается менять факты его жизни, так как это в принципе невозможно. Его задача изменить у человека что-то в голове, внести в его сознание ресурс, который, в последствие, поможет ему добиться лучших результатов.

Источник

Убеждения человека

Каждое из наших самых прочных убеждений может быть опрокинуто или, во всяком случае, изменено дальнейшими успехами знания.
Томас Генри Гексли

Обращали ли вы, уважаемые читатели, внимание на то, как сильно зависит наша жизнь от тех убеждений, которых мы осознанно или неосознанно придерживаемся? Мы ведь очень редко смотрим или хотя бы пытаемся смотреть объективно на различные события в нашей жизни. В подавляющем большинстве случаев мы пропускаем эти события через фильтр своих убеждений и таким образом искажаем их. И эти искажения могут негативно сказываться на нашем восприятии реальности и принятии нами различных решений. При этом, большая часть наших убеждений откуда-то и от кого-то к нам пришли. Они были в нас кем-то заложены. И лишь малая их часть основана на нашем собственном жизненном опыте. Но даже в этом случае, мы должны понимать, что наш опыт отражает лишь малую часть того, что происходит в жизни. Поэтому не всегда следует доверять своим убеждениям, на чем бы они ни были основаны.

Таким образом, в убеждениях, как и во всем остальном, есть свои положительные и отрицательные стороны. Нам приходится сталкиваться и с тем и с другим. А это означает, что польза от убеждений должна либо перекрывать причиняемый ими вред, либо нужно уметь полностью отказываться от тех своих убеждений, которые не отвечают нашим интересам, либо пересматривать и переосмысливать их. О том, как это можно сделать, мы поговорим с вами в этой статье.

Убеждения это

Для начала, давайте выясним, о чем собственно идет речь, когда мы говорим об убеждениях. Убеждения – это устойчивая система взглядов человека, которая основана на его знаниях, жизненном опыте, вере, отношении к чему бы то ни было, желаниях и идеях. В более глубоком смысле, убеждения человека – это та его картина мира, которую он принимает и которой придерживается. Под убеждениями мы также можем понимать базовые представления человека о мире, о жизни, о других людях и о самом себе. С помощью своих убеждений человек ориентируется в этом мире и принимает решения. Если его убеждения по большей части верные, адекватные действительности, то и решения его будут в большинстве своем результативными. Если же убеждения неверные, тогда человек будет совершать в жизни много ошибок. Но независимо от того, насколько убеждения человека являются правильными, у них есть один серьезный недостаток – они по большей части статичны, потому и являются убеждениями, а не живым мышлением, которое всегда находится в поиске чего-то нового. В этом смысле мышление отличается от убеждений – оно более эффективно при решении некоторых проблем и задач, так как позволяет найти к ним новый подход. Жизнь не стоит на месте, а мир до конца не познан, поэтому крайне наивно полагать, что знаешь и понимаешь все, придерживаясь определенных убеждений.

С другой стороны, без убеждений, основанных в том числе и на вере, тоже не обойтись. Мы не можем постоянно все подвергать сомнению и каждый раз по-новому подходить к уже известным нам вопросам и делам. На это у нас ни умственных, ни временных ресурсов не хватит. Следовательно, нужно опираться на те знания и верования, имеющиеся у нас в виде убеждений, которые позволяют нам быстро сориентироваться в той или иной ситуации и понять, как нам надо действовать, чтобы решить стоящую перед нами задачу, проблему. Таким образом, наши убеждения – это карта, с помощью которой мы можем передвигаться из одной точки в другую, принимая определенные решения. Эта карта не отражает реальность такой, какой она является в действительности. Она представляет нам лишь упрощенную ее модель, которая точна ровно настолько, насколько разумными являются наши убеждения. А разумность наших убеждений во многом зависит от того, насколько хорошо мы их осознаем. Подумайте, на чем основаны именно ваши убеждения? Какие знания [проверенные], верования, опыт, ценности и прочее лежать в их основе? Как часто вы задумываетесь над качеством своих убеждений? Насколько хорошо они помогают вам добиваться в жизни своих целей? Таких вопросов может быть много. С их помощью вы можете понять, насколько ваша модель мира точна и, следовательно, полезна для вас. Она в значительной степени основана на ваших в меру осознанных убеждениях.

Всегда ли наши убеждения бывают осознанными, обдуманными и полезными для нас? Разумеется, нет. Большинство убеждений, которых придерживаются люди, базируются на их слепой вере во что-либо. В некоторые вещи мы верим не потому, что они разумны, адекватны действительности и полезны для нас, а потому, что мы просто к ним привыкли и они нам нравятся. Вот вам простой пример. Хотим мы, к примеру, верить в жизнь после смерти, которая устроена определенным образом [жизнь в раю], и мы верим в эту жизнь. Потому что нам хочется в нее верить, нам это нравится, нам так удобно. А заодно мы верим и в то, что нам надо придерживаться определенного поведения, чтобы потом, после смерти, эту жизнь обрести. Поэтому мы считаем [некоторые из нас], что есть правильное и неправильное поведение, правильность и неправильность которого зависит не от его эффективности, а от его соответствия тем требованиям, отвечая которым мы можем обрести жизнь в раю, после того, как умрем. То есть, получается, что цель, в которую мы верим, определяет наше поведение в настоящем. Но при этом, это наше поведение в настоящем может не отвечать нашим текущим интересам. Вот и подумайте, насколько такие убеждения, которые выражаются в стремлении человека к неясным отдаленным целям, в ущерб более близким и осязаемым целям, можно считать осознанными и разумными. Между тем многие люди именно так оценивают свое поведение. Они сравнивают его с имеющимся в их голове эталоном поведения, от которого, как они считают, зависит качество, как текущей их жизни, так и возможной последующей жизни после смерти. Другими словами, правильность или неправильность своего поведения они определяют не теми результатами, которые благодаря ему получают здесь и сейчас, а тем, во что они верят. Это я привел вам только один пример достаточно сомнительных в своей разумности убеждений, вероятно, самый яркий, учитывая количество людей, которые воспринимают религию традиционным образом. В действительности таких примеров гораздо больше. Ведь все люди во что-то верят, что-то знают, что-то пережили. И все, во что они верят, что они знают, что видели, слышали, переживали, ложится в основу их убеждений, которые необязательно будут осознанными, обдуманными и полезными. Но зато они будут довольно прочными, потому что люди очень ценят то, что считают своим.

Некоторые наши убеждения могут быть нелогичными, но при этом весьма устойчивыми, благодаря общественному мнению. Оно для многих людей имеет большое значение. Допустим, человек может придерживаться убеждения, согласно которому, врать – плохо, грешно. И ему может быть абсолютно неинтересна другая точка зрения на этот вопрос. Даже если ему указать на то, что он сам часто врет и что иногда его вранье необходимо, без него никак не обойтись в этой жизни, то он все равно может остаться при своем мнении. То есть, его убеждение относительно вранья останется непоколебимым. Почему? Потому что это убеждение является составной частью его картины мира. Вся его жизнь базируется в том числе и на этом убеждении. Многие решения, которые он когда-то принимал и принимает сейчас, в той или иной мере основаны на этом убеждении. Как вы думаете, легко человеку от всего этого отказаться, особенно если он прожил с этим убеждением большую часть своей жизни? Пожалуй, что нет. Если он от него откажется, тогда ему придется пересмотреть и множество других своих взглядов на многие другие вопросы, которые так или иначе связаны с этим его убеждением. Ему и опыт свой придется переосмыслить и пересмотреть свои взгляды на многие решения, которые он принимал, опираясь на свое убеждение. Представляете, какая это работа? А какой дискомфорт от понимания того, что ты столько времени ошибался, считая истиной то, что ею не является. И со всем этим человеку нужно справиться. Ибо если он, изменив свое убеждение, не станет наводить порядок в своей голове, он просто потеряет покой, его будут мучить такие мысли, которые, как на сознательном, так и на бессознательном уровне начнут конфликтовать с его новыми убеждениями. Поэтому многие люди предпочитают оставаться при своих старых убеждениях, чтобы не выходить из своей зоны комфорта и не проделывать сложную умственную работу.

Есть и другой момент – наше Эго. Мы как-то не очень любим признавать, что в чем-то заблуждались, что-то не понимали, чего-то не знали. Это снижает нашу самооценку, подрывает наш авторитет в собственных глазах, питает нашу неуверенность при принятии решений в будущем. Особенно это сложно сделать людям с подавленной психикой, ибо внутри них и так много негатива, который необходимо уравновешивать хорошими мыслями о самом себе, чтобы не впасть в депрессию. Поэтому признавать свои ошибки и заблуждения в таком состоянии очень нелегко. И именно поэтому многие люди сопротивляются всему тому, что не вписывается в их, якобы идеальную картину мира, в которой они видят себя очень умными, хорошими, правильными, адекватными и не допускающими ошибок людьми.

Вот теперь представьте себе, как сложно тому же психологу побудить человека [клиента, пациента] задуматься о своих убеждениях, понять, как они связаны с теми его проблемами, которые он хочет решить и начать предпринимать необходимые волевые усилия для изменения неправильных убеждений на более конструктивные. Иногда это похоже на попытку проломить лбом бетонную стену. Но психологам удается это сделать, когда они проявляют настойчивость и изобретательность. В таких случаях работать по учебнику не всегда получается, приходится много импровизировать, чтобы найти путь к разуму клиента.

Так что видите, сколько всего значат для человека его убеждения. Это не просто те вещи, которые мы знаем и в которые верим – это существенная часть нашей личности и нашей жизни.

Смысл убеждения

Смысл любого убеждения заключается в том, чтобы упростить нам жизнь. Мы с вами можем долго философствовать по поводу любого базового утверждения, которое существует в этом мире, мы можем все перевернуть с ног на голову, подвергнуть сомнению, исказить, опровергнуть, доказать обратное, благодаря своему мышлению. Но нам некогда, а кому-то и не очень хочется этим заниматься. Поэтому многое приходится принимать на веру и соглашаться с теми истинами, которые только выглядят, как истина, но на самом деле ею не являются. Так жизнь становится проще и понятнее. И у этой простоты есть своя практическая польза. Дело в том, что в нашем мире порой нужно очень быстро реагировать на те или иные события, не особо задумываясь над ними. Для этого необходимо уметь правильно оценивать эти события и подбирать под них наиболее подходящий шаблон поведения. Это надо делать быстро. Вот тут нам и помогают наши убеждения, благодаря которым мы в течение короткого времени расставляем все по своим местам и принимаем необходимые решения. При этом мы убеждаем себя, что все понимаем и все контролируем, потому что знаем, что именно происходит и что с этим делать. Иногда, конечно, мы ошибаемся, но в большинстве случаев наши убеждения помогают нам выживать и добиваться определенных успехов, поэтому мы ими дорожим.

Есть и другой смысл в наших убеждениях – это психологический комфорт. Мы чувствуем себя гораздо увереннее и умнее, когда думаем, что знаем, ну уж если не все, то многое, или как минимум необходимое нам для нормальной жизни. В действительности это не так. Ибо не то что отдельно взятый человек, а вообще все человечество еще очень многого не знает об этом мире. Но думая, что мы многое знаем, мы считаем, что можем многое контролировать и на многое способны повлиять. И благодаря этому мнению мы спокойны и даже порой излишне самоуверенны. Также на нашем психологическом комфорте сказывается удобство для нас наших убеждений. К примеру, если человек считает себя хорошим, умным, талантливым и так далее, то ему же хорошо от такого мнения о самом себе, верно? Другие-то люди могут в нем видеть совсем другую личность и быть о нем совсем иного мнения. Но ему ведь необязательно об этом знать. Он живет в своем вымышленном мире, в котором ему нравится то, что он каждый день по нескольку раз видит в зеркале, как в прямом, так и в переносном смысле. И еще один важный момент, благодаря которому наши убеждения помогают нам чувствовать себя комфортно, связан с леностью человеческого ума. Люди не очень любят над чем-то долго и изнурительно думать, о чем-то рассуждать и размышлять – по-настоящему, задаваясь непростыми вопросами и выстраивая из них сложные конструкции, а не просто гоняя чужие мысли по голове или споря о чем-то с пеной у рта. Они потому этого не любят, что умственный труд – это очень тяжелый труд, гораздо тяжелее физического. И без особой необходимости людям не хочется им заниматься. Гораздо проще обращаться к своим убеждениям, давая оценку тому или иному событию и принимая то или иное решение. Убеждения не требуют внешнего и внутреннего диалога от человека, если только он не собирается их переосмысливать. Они просто есть и их можно накладывать на разные события и разных людей. Думать для этого не надо, во всяком случае много.

Вот такой смысл в убеждениях человека. Благодаря нашим убеждениям, наша жизнь относительно проста и комфортна для нас. Хотя убеждения бывают разные и некоторые из них отравляют людям жизнь. Поэтому с такими вредными убеждениями нужно работать, самостоятельно или с помощью специалиста, чтобы заменить их на более полезные.

Суть убеждения

Теперь давайте коснемся более интересного вопроса и поговорим о сути убеждений. Суть – это самое главное и существенное в чем-либо. Так вот, суть любого убеждения – это желание человека жить в понятном и объяснимом мире. Это самое главное, что дают нам наши убеждения. Благодаря им у нас есть стабильная модель мира в голове. Без убеждений, мы были бы вынуждены каждый раз заново открывать для себя этот мир, изучая его особенности так, словно только что родились. При этом, как я уже писал выше, убеждения делают нашу жизнь проще. И чем проще само убеждение, тем легче его принять. Люди любят все мазать черными и белыми красками – видя в одних вещах только хорошее, а в других только плохое. И поэтому им нужны такие убеждения, которые позволяют им забетонировать свою картину мира с помощью вечных и нерушимых истин. Не надо людям таких философских точек зрения, как знание того, что ты ничего не знаешь. Люди хотят знать очевидные вещи, очевидность которых не должна подвергаться сомнению ни при каких обстоятельствах. В этом смысле наши убеждения делают нас зрячими во мраке невежества и придают нам уверенности в собственных возможностях.

Как формируются убеждения?

А теперь мы рассмотрим еще более интересный и важный вопрос, касающийся убеждений человека. Это вопрос о том, как они формируются, наши с вами убеждения. Мы должны понимать, откуда к нам пришло и приходит то, что мы считаем своим. Это легко понять, понимая суть и смысл убеждений, о которых я писал выше. Поэтому, зная, для чего нужны убеждения и что в них является самым главным, мы можем увидеть и понять закономерность их формирования.

Убеждения формируются благодаря личному опыту человека, его знаниям, воспитанию, каким-то ярким событиям в его жизни, которые произвели на него сильное впечатление и заставили его поверить во что-то, а также благодаря социальным стереотипам и авторитетным личностям, которым человек верил и верит. Все эти источники убеждений в той или иной мере когда-то повлияли и продолжают влиять на каждого из нас. Не знаю, верите ли вы в то, что любой, даже самый гениальный человек привносит в этот мир не более десяти процентов действительно чего-то своего, но совершенно очевидно, что многое из того, что мы знаем и во что мы верим пришло к нам от других людей. А это означает, что любая информация из внешнего мира в той или иной мере формирует наши убеждения. Нет смысла как-то ее классифицировать, хотя выше я именно это и сделал, чтобы показать вам, откуда мы берем то, что потом становится нашими убеждениями. Главное, на мой взгляд, здесь другое. Нам нужно понимать, как наши убеждения влияют на нашу жизнь. Для этого можно сделать обратный ход – подумать, глядя на свою жизнь, что вас к ней привело. Наша жизнь сформировала у нас определенные убеждения. А они теперь сказываются на нашей жизни, делая ее такой, какая она есть.

У каждого человека свой опыт обретения тех или иных убеждений. Кто-то в основном поддался общественному мнению и на его основе сформировал свои убеждения. Для кого-то главным источником его убеждений стали авторитетные личности, например, родители, учителя, наставники и просто успешные в чем-то люди. А у кого-то убеждения сформировались преимущественно благодаря книгам, которые он читал. Ну и свой жизненный опыт не следует сбрасывать со счетов. Он нас тоже многому учит. У кого-то этот опыт лежит в основе всех его убеждений, когда человек верит преимущественно в то, что сам когда-то видел, слышал, трогал, чувствовал и так далее. Обычно людей хорошо убеждает то, что производит на них очень сильное впечатление. Я имею в виду то, что вызывает сильные эмоции и чувства. Логика и разум гораздо реже и в меньшей степени способствуют формированию убеждений. Чтобы вы это лучше понимали, давайте теперь поговорим о методах убеждения.

Методы убеждения

Как в чем-то убедить человека, людей? Существует много различных методов, позволяющих это сделать. Я расскажу вам о некоторых из них, которые, на мой взгляд, являются наиболее сильными и часто используемыми. Первым делом следует сказать, что любые методы убеждения имеют одну общую основу – они обращены к потребностям и желаниям людей. Легко убедить человека в том, что в той или иной мере отвечает его интересам, желаниям, потребностям. А это означает, что человека можно убедить в чем угодно, ибо с его интересами, желаниями и потребностями можно связать любые идеи. Простой пример – это плоская Земля. Зачем человеку такое убеждение, особенно в том случае, если он знает, что она круглая? Если он живет в таком обществе, в котором важно придерживаться точки зрения большинства, чтобы как минимум выжить, а как максимум заручиться чей-то поддержкой, то какая ему разница, какой Земля является на самом деле? Пусть будет плоской, если этого хотят другие.

Не в истине дело, а в том, что она дает человеку. Поэтому людям гораздо легче начать верить в то, во что им выгодно верить или даже жизненно необходимо верить. По этой причине люди всегда стараются придерживаться выгодных и удобных для них убеждений, а не истинных.

Простота, определенность, понятность – это еще один очень важный критерий для большинства методов убеждения. Люди не хотят носить в своей голове слишком сложные мыслительные конструкции, теории, концепции. Им не нужны убеждения с переменными истинами, относительными утверждениями, разного рода вариациями. Им проще принять четкие и ясные утверждения, которые конкретно говорят о конкретных вещах. Вот такие люди хорошие, а такие плохие, вот это правильно, а это нет, вот это истинно, а это ложно. И все, без вариантов. Вот такие убеждения могут просидеть в голове многих людей всю жизнь. Убеждения должны быть простыми и легкими, понятными и определенными, и можно даже сказать интересными, чтобы людям легко было их запомнить и взять на вооружение.

Следующий важный момент в методах убеждения – это, как я уже говорил, красочность, яркость события или какого-то утверждения. Людей легко убедить в чем-то, если произвести на них сильное эмоциональное впечатление. Людям нужны эмоции, чувства, энергия, в которые нужно облачать передаваемые им истины. Недаром в народе больше верят тому, кто громче всех говорит, кричит, ругается. Иногда имеет смысл даже упомянуть такие качества, как смелость, дерзость и напористость, и даже наглость, благодаря которым многие ораторы убеждали людей в своих взглядах. В убеждениях должна чувствовать сила, чтобы большинство людей их приняли, так как сила в этом мире – это очень весомый аргумент.

Следующий метод убеждения основан на умении подвести человека к нужным мыслям, установкам, выводам, не задевая при этом его чувства собственного достоинства, гордость и Эго. Нужно всячески помогать человеку сохранить лицо, убеждая его в чем-либо, чтобы он не считал себя глупее и слабее вас. Это, на мой взгляд, наиболее полезный метод убеждения, с помощью которого людей можно чему-то учить и помогать им решать свои проблемы. Именно такой подход я использую в своих консультациях, ибо давно убедился в том, что какие бы полезные советы специалист не давал своим клиентам, чаще всего они им не следуют, в том числе и из-за нежелания следовать чужим советам и рекомендациям, в ущерб своему собственному мнению и желаниям. Такой подход позволяет обойти множество психологических защит человека и донести до его сознания важные мысли. Но есть у него и недостаток. Его невозможно использовать, если человек, клиент, ученик, пациент – не желает думать, рассуждать, мыслить. Или что еще хуже, не умеет этого делать. Тогда сколько не наталкивай человека на полезные мысли, он все равно не сделает самостоятельных выводов. Поэтому этот прием убеждения иногда бесполезен.

Логика также часто используется для убеждения людей в чем-либо, но ее не всегда хорошо воспринимают. Я могу использовать железную логику, доказывая курильщику вредность его привычки. И он может со мной соглашаться во всем, но курить все равно не бросит. Потому что мое убеждение о вреде курения не станет его убеждением, так как головой он может понимать все, а вот его тело будет подталкивать его и дальше вредить своему здоровью. Логика помогает объяснить, разжевать, доказать, но она не способна помочь разуму другого человека справиться с его животной сущностью. По сути, все доводы, обращенные к разуму, в процессе убеждения человека, будут настолько эффективны, насколько разумен этот человек. Если логику он воспринимает плохо, если он не привык обдумывать свои или чужие мысли, то убеждать его с помощью одной только логики бессмысленно. Тем не менее, логика всегда должна присутствовать в процессе убеждения, хотя бы самая элементарная. Мозг человека так устроен, что он всегда ищет связь между различными утверждениями. Мышление, конечно, можно расстроить, как это иногда происходит в религиозных сектах, где человеку могут внушать настолько абсурдные, нелогичные, противоречащие всякому здравому смыслу убеждения, что он просто разучится правильно думать. В этих случаях используется псевдологика и некоторые другие методы убеждения. Но в большинстве других случаев нормальная логика нужна. Причем чем проще она будет [будет состоять из меньшего количества звеньев], тем лучше. Если А, то Б – вот такую схему людям легче всего понять и принять. А вот чем сложнее логическая конструкция, тем больше подозрений она вызывает. Ибо все сложное нередко оказывается ложным. В этом большинство из нас ни раз убеждались в своей жизни.

Многократное повторение информации – это относительно простой и весьма эффективный метод убеждения. Если вам будут постоянно вдалбливать какую-то мысль, то рано или поздно вы ее примите, ну, скорее всего примите, потому что начнете считать ее очень важной, раз ее так часто повторяют. А раз она важная, значит и истинная. В любом случае, ее необходимо запомнить. А запомнив что-то, мы потом считаем эту информацию своей, и она становится частью наших убеждений. Именно так работает примитивная реклама, которая по сто раз на день внушает людям, что именно этот стиральный порошок является самым лучшим на рынке, поэтому покупать надо его. Многие люди говорят, что реклама на них не действует. А посмотришь, и увидишь, что их повсюду окружают рекламируемые вещи. Так что, что бы там кто не говорил об этом методе убеждения, он всегда был и остается очень действенным.

Страх – очень эффективный способ убеждения. Когда люди испытывают страх, то они готовы поверить во что угодно, лишь бы избавиться от него. Также они хорошо запоминают то, что связано с чувством страха и стараются не сталкиваться с теми, что его вызывает. К примеру, родители часто используют чувства страха, чтобы убедить ребенка не делать того, чего ему, по их мнению, делать нельзя. Мифы и легенды, которые обращаются к чувству страху людей, тоже являются довольно устойчивыми – в них верят, на них ссылаются, при объяснении странных и страшных явлений, ими пугают. Так что это чувство, пожалуй, самое сильное из всех, используется во многих приемах убеждения.

Мифы и легенды – это то, на чем основаны убеждения большинства людей. Даже многие исторические факты нередко оказываются не более чем мифами. И эти мифы ложатся в основу убеждений огромного числа людей, которые затем принимают важные жизненные решения, отталкиваясь от этих своих убеждений. Так можно всю жизнь прожить вслепую, так и не осознав, что двигался по несуществующему пути к недостижимой цели. Суть данного метода заключается в том, чтобы обратиться к прошлому, к мифам и легендам, убеждая в чем-то другого человека, других людей. Люди охотно верят в то, что имеет очень длинную историю, во что верили многие поколения до них. Ну а красочность и необычность мифа, легенды, как я уже писал выше, придает ей дополнительный вес.

Вот такие методы убеждения я могу представить вашему вниманию. На самом деле их гораздо больше. Но и этих вполне достаточно, чтобы убедить большинство людей практически в чем угодно.

Сила убеждения

Теперь давайте поговорим о силе убеждений. Эту силу не следует недооценивать. Она гораздо могущественнее, чем кажется. Большинством людей движет не здравый смысл, а то, во что они верят. А верить люди могут во все, даже в самые абсурдные вещи. Как я уже сказал выше, я абсолютно уверен в том, что практически любого человека можно убедить в чем угодно. Почему я так считаю? Потому что невозможно синхронизировать объективную реальность с той реальностью, которая находится в голове человека. Мы все живем в воображаемых мирах, которые лишь частично являются отражением внешнего мира. Поэтому в любом случае, человек будет придерживаться каких-то убеждений, независимо от того, кто окажется их автором. Ибо всем нам нужна какая-то модель мира в голове, чтобы ориентироваться в окружающей среде. Так что убеждения сильны прежде всего тем, что мы просто не можем без них обойтись. А вот какими будут эти убеждения, это уже другой вопрос.

Повторю, люди могут верить во что угодно. Поэтому если кто-то убедит человека в том, что черное это белое, а белое это черное, то не стоит удивляться тому, что он начнет считать это истиной. Никогда не удивляйтесь абсурдности чьих-то убеждений и не идите против человека, если видите, что он не готов от них отказаться. Ваша картина мира является истинной только для вас, а другие люди могут смотреть на жизнь иначе и понимать ее по-своему. Нужно уметь принимать их взгляды, чтобы находить с ними общий язык. Вот поэтому я советую чаще соглашаться с людьми в различных вопросах, если это возможно, а не спорить и не переубеждать их, чтобы иметь возможность договориться с ними.

Но есть и другая, позитивная сила убеждений – сила ненасилия, сила любви, сила добра. Человека можно убедить в необходимости совершать добрые дела, помогать другим людям, работать на всеобщее благо, вести созидательный образ жизни. И хотя убедить человека в необходимости быть добрым и хорошим сложнее, чем злым и плохим, мы все же видим, что нашей культуре это в целом удается. Культура противопоставляет природной агрессивной сущности человека разум и добродетель. Таким образом, человека можно запрограммировать на любую жизнь, сформировав у него соответствующие убеждения. В этом также выражается их сила – они делают человека тем, кто он есть.

И все же наибольшую силу убеждениям придает то, что они могут быть какими угодно, независимо от объективной реальности. Убеждения могут быть хорошими, то есть полезными для человека и общества, а могут быть плохими, приносящими людям боль и страдание. Однако главное их качество – это живучесть. Как не крути, а без каких-либо убеждений мы не можем жить. И чем долговечнее убеждение, чем оно устойчивее и чем больше людей его придерживается, тем оно сильнее. При этом большинство наших убеждений основаны на таких утверждениях, истинах и фактах, которые мы сами проверить не в состоянии. По сути, большинство наших убеждений основаны на нашей вере во что-то. Даже то, что мы знаем по собственному опыту, может иметь разное объяснение. Вопрос лишь в том, какое объяснение мы примем, в какое поверим. А какое-то объяснение всему, что мы видим, слышим, знаем, нам все равно придется принять. И когда мы это сделаем, когда определимся со своими убеждениями – мы наделим их силой, позволив им управлять нашей жизнью. Следовательно, ваши нынешние убеждения в значительной степени управляют вашей жизнью и вашим поведением. И если вам ваша жизнь по каким-либо причинам не очень нравится, то имеет смысл задуматься над этими убеждениями и, по возможности и необходимости, пересмотреть их.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *