что такое тжс в лагере
Работа вожатого с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях
Цель: Дать основы психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях в условиях временного детского коллектива
1 этап: Потребностно-мотивационный
В лагерь приезжают дети разные, в том числе дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях.
Мы хотим вам помочь, подсказать, как работать с такими детьми в лагере. Золотой ключик к сердцам таких ребят лежит в знании их психологии, умении выслушать и услышать, понять и почувствовать каждого, в умении увидеть все их глазами, принять их беды своим сердцем.
Возможно после сегодняшнего занятия, вам будет легче найти свой почерк в общении с такими ребятами*.
* Леванова Е.А. Готовность работать с подростками. – М.: МПГУ, 1993, 152 с.
2 этап: Информационный
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин “трудная жизненная ситуация” относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в психолого-педагогической литературе.
Под этим понятием понимают ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом.
Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Однако в современном обществе остро стоит проблема дезорганизации семьи. Это связано прежде всего, с нарушением взаимодействия между супругами, рассогласованием в системе “родитель – ребенок”, взаимным отчуждением детей и родителей и др.*
* Майданкина И. В. Причины девиации в поведении детей и как их избежать // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 160-162.
Всё это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультурных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей, испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В Федеральном законе Российской Федерации “Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации” от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 28 ноября 2015 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.
3 этап: Диагностический
Предлагаем вашему вниманию экспресс-методики для обследования подростков. Они сориентируют вас в контингенте отряда и помогут определить круг детей, требующих вашего особого внимания.
* Сысоева М.Е., Ханаева С.С. Основы вожатского мастерства / Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы “РОН”, 2002. – 128 с.
1) Ты совершил нехороший поступок. Несправедливо обвиняют твоего товарища. Твои действия:
а) признаешься в совершённом поступке;
б) тебе будет стыдно, но ты промолчишь;
в) обрадуешься тому, что тебя не уличили.
2) Если во время спора ты замечаешь, что ошибся:
б) перестаешь спорить;
в) хотя и знаешь, что допустил ошибку, продолжаешь доказывать свою правоту.
3) Любишь ли ты говорить о недостатках людей?
4) Обычно ты вступаешь в спор, потому что хочешь:
а) защитить тех, кто в этом нуждается;
б) вызвать таким образом восхищение окружающих;
в) получить какую-то выгоду.
5) Огорчаешься ли ты, когда видишь, что кто-то делает что-нибудь лучше тебя?
6) Доставляет ли тебе удовольствие, когда тебе завидуют:
Обработка и интерпретация данных:
Диагностика отклонений в самосознании личности (ДОСЛ)
Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях лагеря (Е.В.Киржой)
Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря
(на примере корчаковского интеграционного лагеря «Наш Дом»).
Политические и экономические изменения, произошедшие в современном обществе, повлекли за собой ряд негативных социальных изменений. Среди них массовая безработица, увеличение числа сирот, распространение болезней, алкоголизма, и т.д. Это означает, что все большее число детей оказывается в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к категории детей, находящихся в ТЖС, относятся дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В последние десятилетия существенно усилился интерес к проблеме изучения детей, находящихся в ТЖС, в педагогической науке. Особое внимание при этом уделяется предупреждению асоциального поведения детей, находящихся в ТЖС и анализу социально-педагогических способов преодоления негативных последствий трудной ситуации.
По нашему мнению, эффективными могут быть такие формы социально-педагогической работы, при которых поддержка детей, находящихся в ТЖС, осуществляется через создание особых условий его пребывания в образовательном учреждении, в частности, учреждении дополнительного образования, учреждении отдыха и оздоровления детей.
Именно на такую организацию работы с детьми ориентирован проект Московской региональной общественной организации «Молодежный Центр «Наш Дом» – корчковский лагерь «Наш Дом».
Целями проекта являются: интеграция детей разных социальных групп в единое сообщество; реабилитация и адаптация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; приобретение участниками проекта опыта жизни в гуманной, доброжелательной атмосфере, в атмосфере уважения; социальное и эмоциональное развитие детей.
Целевой группой проекта являются дети из семей группы риска и социально благополучных семей; дети с ограниченными физическими возможностями и здоровые; дети из детских домов, дети, оставленные родителями и проживающие с родственниками, дети из полных, неполных и многодетных семей; из бедных и материально обеспеченных семей; дети разных национальностей из разных стран (Россия, Украина, Голландия и др.).
Отметим, что организация работы с детьми в летнем лагере, вне зависимости от поставленных целей, имеет ряд особенностей: временный характер деятельности (смена длится 18-21 день); относительно автономное пространство существования; разновозрастная детская группа; доминирование коллективного характера жизнедеятельности; ускоренное формирование системы межличностных отношений и др.
Теоретической основой организации работы с детьми в лагере «Наш Дом» являются принципы педагогики гуманизма: субъект – субъектные отношения детей и взрослых, опора на положительные качества в ребенке, признание самоценности детства и ценности каждого ребенка как личности, возможность выбора ребенком способов организации своей жизни в лагере, свобода для творчества и саморазвития
В основе педагогической концепции лагеря лежат гуманистические идеи выдающегося польского педагога, врача и писателя Януша Корчака, главными из которых являются: право ребенка на уважение, принцип прощения и партнерские отношения между детьми и взрослыми. Лагерь был назван «Наш Дом» в честь одного из детских домов, которым руководил Корчак. Был сделан флаг, повторивший корчаковский (золотой клевер на зеленом поле). Этот клевер стал символом лагеря.
В качестве механизмов достижения поставленных целей в лагере используются следующие методы подготовки и организации жизнедеятельности участников воспитательного пространства:
Подготовка вожатского состава.
В лагере организована школа для стажеров. Она ориентирована на юношей и девушек 17-19 лет, пробующих себя в работе с детьми. Работая, они одновременно ежедневно занимаются с опытными педагогами, обсуждают возникшие проблемы, вопросы.
Главный педагогический метод руководителя лагеря в работе с вожатыми – отказ от директивного руководства и опеки, с одной стороны, и, с другой, помощь каждому вожатому в определении своего особого стиля работы.
Организация правового пространства лагеря
Основой организации правового пространства лагеря «Наш Дом» является Конституция. В этом документе подчеркивается, что и дети, и взрослые в лагере «Наш Дом» имеют право на уважение своего мнения, привычек, привязанностей, право на ошибку и право на помощь со стороны других участников лагеря. Этот свод правил является гарантом того, все ребята, независимо от их социального положения, уровня здоровья, этнической принадлежности имеют равные права и заслуживают одинаково уважительного отношения. В первый день лагеря вожатые знакомят ребят с Правилами жизни в лагере, и вместе обсуждают их.
Создание «семейной», домашней атмосферы
Лагерь получил название «Наш Дом» в честь одного из детских домов, руководимых Я. Корчаком. Название определяет и новую, по сравнению с традиционной, организацию жизни в лагере: участники живут в так называемых «семьях», состоящих из небольшой группы детей и их воспитателей – «папы» и «мамы». У каждой лагерной «семьи», как и у любой реальной, есть свои традиции, заботы и праздники. Большое внимание в «семье» уделяется поощрению взаимопомощи и созданию доверительных отношений. В «семье» создаются условия для хорошего эмоционального самочувствия каждого ребёнка. Таким образом, у детей из неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, появляется возможность получить опыт жизни в атмосфере внимания и доверия.
Обеспечение возможности творческого и интеллектуального развития через организацию активной жизнедеятельности детей в лагере
Вовлечение в разнообразную деятельность дает шанс ребенку попробовать себя в тех видах деятельности, которые он, возможно, в силу жизненных обстоятельств, никогда раньше не пробовал. Параллельно происходит поиск такого дела, в котором он будет успешен. В лагере большое внимание уделяется разностороннему развитию детей. Ежедневно работают разнообразные кружки и мастерские, руководителями которых зачастую являются сами детей. Они изучают иностранные языки, поют, рисуют, танцуют, шьют, учатся играть на гитаре и других музыкальных инструментах, активно участвуют в праздниках и конкурсах. При этом совместная деятельность является основой интеграции ребят из различных социальных групп, в процессе которой они естественным образом вступают в контакт друг с другом.
Гибкий режим, обеспечивающий высокую степень свободы
Например, ребёнок может в любой момент перейти в другую «семью», переселиться в другую комнату, решить, хочет ли он участвовать в том или ином мероприятии и т.д.
Организация детского самоуправления
Самоуправление рассматривается нами как средство самореализации каждого участника лагеря, возможность почувствовать собственную значимость, «нужность». Так, дети могут активно участвовать в жизни лагеря: помогать вожатым младших семей, проводить кружок или секцию, организовывать различные праздники, оформлять лагерь, делать настенную газету, готовить походы для младших семей и пр. Традиционно проводятся Дни самоуправления, на время которых большинство педагогов покидает пределы лагеря, а функции вожатых передаются детям из старших «семей».
Оздоровление
В связи с тем, что в лагере отдыхает много ребят с ограниченными возможностями жизнедеятельности, особая важность придается оздоровлению детей. Нахождение лагеря на территории детских баз или санаториев дает возможность укрепить их здоровье.
Вовлечения детей в посильные спортивные мероприятия − важная часть жизни лагеря. Педагогический коллектив старается организовывать соревнования, где смогли бы участвовать и те, у кого есть проблемы со здоровьем. Годы работы показали, что, например, морские процедуры практически стирают физические различия между здоровыми и незрячими детьми, что является реабилитирующим фактором.
Организация «обратной связи»
С помощью средств обратной связи педагоги лагеря получают информацию о скрытых детских проблемах и получают возможность решить их:
Обеспечение возможности знакомства с культурой других стран.
В лагере ежегодно проводятся дни России, Голландии и Германии, карнавалы и фестивали культур, это расширяет внутренний мир детей, делает их более открытыми для принятия чужого опыта. Привлечение в лагерь вожатых и детей из других стран стимулирует изучение иностранных языков, а знакомство с культурой и традициями других народов расширяет кругозор детей, воспитывает терпимость к людям других рас, национальностей, религиозных конфессий.
Таким образом, создание в лагере особых социально-педагогических условий способствует расширению возможностей своевременного оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Методические рекомендации по организации работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях детского оздоровительного лагеря
Методические рекомендации по организации работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях детского оздоровительного лагеря (на примере корчаковского интеграционного лагеря «Наш Дом»)
, научный сотрудник ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи», Москва.
В современной России чрезвычайно актуальна проблема поддержки и развития подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Существует множество психологических, социально-педагогических технологий и форм работы с подростками в ТЖС, направленных, в том числе, на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних. Их анализ указывает на то, что они представляют собой, в основном, целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на личность подростка.
По нашему мнению не менее эффективными могут быть такие формы работы, при которых реабилитация и поддержка подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации осуществляется через создание особых социально-педагогических условий его пребывания в образовательном учреждении, в частности, учреждении дополнительного образования.
Именно на такую организацию работы с подростками, находящимися в ТЖС, подростками из семей групп риска ориентирован проект Московской региональной общественной организации «Молодежный Центр «Наш Дом» – интеграционный корчковский лагерь «Наш Дом».
× адаптация, и интеграция подростков разных социальных групп в единое сообщество;
× реабилитация и адаптация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
× приобретение подростками опыта жизни в гуманной, доброжелательной атмосфере, в атмосфере тепла и уважения;
× социальное и эмоциональное развитие подростков.
× создание условий для самореализации каждого ребёнка и переживания им чувства успешности;
× создание условий для творческого развития, оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
× воспитание у подростков толерантности по отношению к другим людям, к другим культурам;
× расширение границ внутреннего мира за счёт знакомства с другими культурами и субкультурами;
— подростки, находящиеся в ТЖС, подростки из проблемных (безработица, алкоголизм и пр.) и социально благополучных семей;
— подростки с ограниченными физическими возможностями (слабовидящие и незрячие, больные: астма, болезни сердца и др.) и здоровые;
— подростки из детских домов, подростки, оставленные родителями и проживающие с родственниками, подростки из полных, неполных и многодетных семей;
— подростки из бедных и материально обеспеченных семей;
— подростки разных национальностей и из разных стран (Россия, Украина, Голландия и др.)
Отметим, что организация работы с детьми и подростками в летнем лагере, вне зависимости от поставленных целей, имеет ряд особенностей: временный характер деятельности (смена длится 18-21 день); относительно автономное пространство существования; разновозрастная детская группа: как правило, в лагерь едут отдыхать ребята разных возрастов, от 6 до 17 лет; доминирование коллективного характера жизнедеятельности; ускоренное формирование системы межличностных отношений.
Теоретической основой организации работы с подростками в лагере «Наш Дом» являются принципы гуманистической педагогики: субъект – субъектные отношения, опора на положительное, признание самоценности детства и ценности ребенка как личности.
В качестве механизмов достижения поставленных целей в лагере используются следующие условия подготовки и организации жизнедеятельности участников лагеря:
1. Подготовка вожатского состава.
× Перед лагерем: проводятся выездные психолого-педагогические семинары, проходят регулярные встречи с вожатыми, на которых обсуждаются значимые педагогические проблемы.
× Во время проведения лагеря: тренинги, ежедневные вожатские планерки, индивидуальные консультации.
× По окончании лагеря: семинар, направленный на рефлексию, анализ прошедшего лагеря.
В лагере работает стажёрская школа. Она ориентирована на ребят 17-19 лет, пробующих себя в работе с детьми. Работая в «семьях», они одновременно ежедневно занимаются с педагогами, обсуждают возникшие у них проблемы, ищут ответы на возникшие вопросы.
Главный педагогический метод руководителя лагеря в работе с вожатыми – отказ от директивного руководства и опеки с одной стороны, и, с другой, помощь каждому вожатому в определении своего особого стиля работы.
2. Организация правового пространства лагеря.
В основе Конституции лагеря, как и в целом его концепции, лежат гуманистические идеи выдающегося польского педагога, врача и писателя Януша Корчака, главными из которых являются: право ребенка на уважение, принцип прощения и партнерские отношения между детьми и взрослыми (см. Приложение).
3. Создание «семейной», домашней атмосферы.
4. Обеспечение возможности творческого и интеллектуального развития, через организацию активной жизнедеятельности подростков в лагере.
Вовлечение в разнообразную деятельность дает шанс подростку попробовать себя в тех видах деятельности, которые он, возможно, в силу трудных жизненных обстоятельств, никогда раньше не пробовал. Параллельно происходит поиск такого дела, в котором он будет успешен. В лагере большое внимание уделяется разностороннему развитию подростков. Ежедневно работают разнообразные кружки и мастерские, руководителями которых являются и сами подростки. Они изучают иностранные языки, поют, рисуют, танцуют, шьют, учатся играть на гитаре и других музыкальных инструментах, активно участвуют в праздниках и конкурсах. При этом совместная деятельность является основой интеграции ребят из различных социальных групп, в процессе которой они естественным образом вступают в контакт друг с другом.
5. Организация детского самоуправления.
Самоуправление рассматривается нами как средство самореализации каждого участника лагеря, возможность почувствовать собственную значимость, «нужность». Так, подростки могут активно участвовать в жизни лагеря: помогать вожатым младших семей, проводить кружок или секцию, организовывать различные праздники, оформлять лагерь, делать настенную газету, подготавливать походы для младших семей и пр. Традиционно проводятся Дни самоуправления, на время которых большинство педагогов покидает пределы лагеря, а функции вожатых передаются подросткам из старших «семей».
В связи с тем, что в лагере много ребят с ограниченными физическими возможностями, особая важность придается оздоровлению детей и подростков. Нахождение лагеря на территории детских баз или санаториев дает возможность укрепить их здоровье.
С помощью средств обратной связи педагоги получают информацию о скрытых детских проблемах и решают их:
× В лагере в общей комнате стоит почтовый ящик для писем вожатым (подросток может написать письмо, в том числе анонимное, если у него есть проблема и ему трудно сказать о ней);
× существует доска объявлений (каждый может написать на ней всё, что считает нужным и важным);
× в лагере ведется газета-дневник, на страницах которой все участники лагеря обмениваются впечатлениями.
8. Обеспечение возможности знакомства с культурой других стран.
В лагере ежегодно проводятся дни России, Голландии и Германии, карнавалы и фестивали культур, это расширяет внутренний мир подростков, делает их более открытыми для принятия чужого опыта.
Таким образом, создание особых социально-педагогических условий пребывания в детском лагере способствует расширению возможностей своевременного оказания помощи подросткам, оказавшимся в ТЖС, и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Что такое тжс в лагере
Детский загородный оздоровительный лагерь
Особенности и принципы выстраивания педагогической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в рамках организации лагерной смены на базе ДЗОЛ «Дружба»
Среди многообразия факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют, прежде всего, биологические факторы и факторы социальной среды. Если врожденные качества выступают как предпосылки формирования личности, то социальные факторы играют решающую роль в процессе адаптации в социальной среде.
Существуют следующие факторы неблагополучия: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком, семьи с эмоциально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи.
Возникновение социальных отклонений в поведении детей требует повышенного внимания всех субъектов профилактики, одним из которых является детский лагерь, где наряду с детьми из нормальных полноценных семей, живут и отдыхают дети из неблагополучных семей, дети – сироты, оставшиеся без попечения родителей.
Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов. Такое воздействие необходимо осуществлять, прежде всего, при организации активного досуга, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Положение ребенка в семьях с низким уровнем культуры, где собственный ребенок становится обузой, сильно влияет на физическое и психическое состояние, что в свою очередь влечет за собой проблемы социализации ребенка в незнакомом ему обществе. Он замкнут, груб, ищет подвох в хорошем и добром отношении со стороны воспитателей, недоверчив, плохо идет на контакт с детьми и взрослыми, ему все непривычное чуждо.
Воспитание ребенка, формирование его как полноценной личности, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий много сил и терпения и, как показывает практика, за 3 недели лагерной смены «перевоспитать» ребенка невозможно, но в наших силах показать ему другую сторону жизни, подтолкнуть к самореализации, помочь раскрыть неведанные ему самому потенциальные возможности через приобщение к спорту и здоровому образу жизни, творчеству, искусству, культуре общения и поведения. Так же уделяется особое внимание налаживанию доверительных мирных отношений внутри отряда, воспитанию командного духа, чувства ответственности.
Задачи программы:
— Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
— Создать и укрепить у детей и молодежи ресурс противостояния факторам риска возникновения различного вида зависимостей.
— Привить навык культуры поведения в обществе, толерантности и межнационального согласия в детской и молодежной среде.
— Развить у детей и молодежи компетентность в отношении здоровья и здорового образа жизни.
— Защитить права и законные интересы несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
— Осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и оказать помощь в охране его психофизического и нравственного здоровья.
Системное вовлечение детей и молодежи в общественную жизнь, развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности, информирование о возможности их здорового развития, приобщение к культуре и искусству, позволяет ребенку полнее реализовать свой потенциал, укрепить его уверенность в своих силах и своем будущем.
Основные формы организации досуговой деятельности в ДЗОЛ «Дружба»:
— Организация и проведение культурно-массовых мероприятий в целях патриотического воспитания, в т. ч. посвященных календарным праздникам – День России, День Российского флага, День дружбы и единения славян.
— Организация и проведение спортивных соревнований, праздников, турниров, викторин, конкурсных программ.
— Организация и проведение творческих конкурсов, фестивалей таланта, родительских концертов с целью приобщения к различным видам и жанрам искусства – вокал, хореография, актерское мастерство, цирковое искусство, театральное творчество, искусство слова.
— Проведение культурно – массовых мероприятий и акций под девизом «За здоровый образ жизни».
— Проведение семинаров, ток-шоу, просмотров фильмов для детей и молодежи, направленных на профилактику потребления психоактивных веществ.
— Привлечение к участию в профилактических мероприятиях специалистов-наркологов, психологов, сотрудников полиции и ГИБДД. (Акция «Знать, чтобы жить»).
— Развитие общественной деятельности в сфере профилактики различной направленности, конкурсы социальной рекламы на тему здорового образа жизни, социальный проект «Танцуй, ради жизни».
— Организация и проведение массовых мероприятий спортивной направленности с привлечением к участию членов межведомственной комиссии. (Чемпионат лагеря по футболу на кубок начальника главного управления администрации города Тулы по Центральному территориальному округу, Олимпиада « 5 колец Дружбы»)
— Популяризация ценностей российского общества среди молодежи: здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность. (Выборы Президента лагеря, День самоуправления, военно-патриотическая игра «Зарница», «День семьи, любви и верности»)
— Разработка и выпуск информационной, справочной и методической литературы, оформление информационных стендов и уголков здоровья, конкурсы рисунков, плакатов, слоганов на тему охраны здоровья человека и окружающей среды.
— Организация и проведение индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, организация их досуга (кружки, мастер-классы, участие в мероприятиях и общественно-полезном труде, с последующей процедурой мотивации к нормальному поведению через систему поощрения грамотами, благодарностями, сладкими призами, похвалой, системой «зарабатывания бонусов»).
Деятельность в рамках программы ДЗОЛ «Дружба» основывается на следующих принципах:
— формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, воспитание уважения к человеку, государству, окружающей среде;
— сочетание различных направлений целевой деятельности (общественная, культурная, социальная, спортивная, профилактическая);
— увлекательность – работа должна быть «эмоционально заряженной», завоевать души детей. Как любят цитировать воспитатели лагеря слова замечательной детской песни: «Дружба – это не работа!»;
— дифференциация работы с учетом возраста и особенностей развития детей;
— проявление уважения и толерантности к окружающим, воспитание в этом духе подрастающего поколения россиян;
— сохранение и преумножение ценностей семьи, традиции и обычаи наших предков, и, прежде всего, исторического многовекового сосуществования, взаимопонимания и взаимоуважения всех народов нашей Великой страны.
В современных условиях важно развитие и усиление «Я» ребенка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, к обществу, развитие навыков самовыражения личности. В данных целях несколько лет назад была разработана (реализуется и в этом году) досуговая программа «Хочу стать звездой», завоевавшая популярность среди отдыхающих детей и подростков, ведь главной целью реализации данной программы является выявление и развитие творческих способностей ребенка. Основные мероприятия программы видоизменяются, обновляются, идут в ногу с требованиями и предпочтениями современной молодежи, но главный принцип работы остается незыблемым – у нас нет чужих и плохих детей, все дети наши, уникальны и неповторимы, просто взрослые зачастую забывают о том, что это плоды их воспитания и эти плоды рано или поздно придется пожинать.
К главным ожидаемым результатам реализации программы лагерной смены относятся:
— повышение уровня здоровья, повышение их социальной, культурной, творческой и спортивной активности.
— повышение эффективности работы с детьми и молодежью, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
— повышение уровня заинтересованности детей и молодежи в формировании потребности здорового образа жизни, приобщение их к занятиям физической культурой и спортом; вовлечение большего количества детей и молодежи в организованный отдых и досуг.
— повышение в детской и молодежной среде культуры поведения, чувства толерантности, патриотизма и межнационального и этнического согласия и уважения.
Детский загородный оздоровительный лагерь «Дружба» (Индивидуальный предприниматель А.Н. Федяев).
Тульская область, Ленинский район, деревня Севрюково.