что такое тысячелетнее царство
Что такое тысячелетнее царство
Что такое Тысячелетнее царство, и должно ли оно восприниматься буквально?
Тысячелетнее царство – это название 1000 лет правления Иисуса Христа на земле. Некоторые пытаются толковать эти 1000 лет аллегорическим методом. Другие воспринимают 1000 лет как чисто фигуральный способ сказать «длительный период времени». Эти приводит к тому, что многие люди не ожидают буквального, физического правления Иисуса Христа на земле. Тем не менее, в книге Откровение 20:2-7 шесть раз конкретно упоминается, что Тысячелетнее царство будет длиться 1000 лет. Если бы Бог желал сообщить о «длительном периоде времени», Он мог бы легко сделать это, не повторяя однозначно и многократно точные сроки.
Библия говорит нам – когда Иисус вернется на землю, Он провозгласит Себя царем Иерусалима и воссядет на троне Давида (Луки 1:32-33). Буквального, физического возвращения Христа для установления царства требуют и заветы Бога с людьми. В завете с Авраамом Господь обещал Израилю землю, потомство, величие и духовное благословение (Бытие 12:1-3). В палестинском завете Израилю обещалось возвращение на землю предков и владение ею (Второзаконие 30:1-10). Завет с Давидом обещал Израилю прощение, благодаря которому нация могла бы получить благословение (Иеремии 31:31-34). Эти заветы будут исполнены при Втором пришествии, так как в то время Израиль будет вновь собран со всех концов мира (Матфея 24:31), обращен к Богу (Захарии 12:10-14) и возвращен на землю под правлением Мессии, Иисуса Христа.
Библия также сообщает о Тысячелетнем царстве, как о совершенной физической и духовной среде. Это будет время мира (Михея 4:2-4; Исаии 32:17-18), радости (Исаии 61:7, 10), утешения (Исаии 40:1-2), свободное от лишений (Амоса 9:13-15) и болезней (Иоиля 2:28-29). Библия также говорит нам, что только верующие войдут в Тысячелетнее царство. Таким образом, это будет время абсолютной праведности (Матфея 25:37; Псалтирь 23:3-4), послушания (Иеремии 31:33), святости (Исаии 35:8), правды (Исаии 65:16) и полноты Святого Духа (Иоиля 2:28-29). Христос будет царем (Исаии 9:3-7; 11:1-10), с Давидом как правителем (Иеремии 33:15, 17, 21; Амоса 9:11). Также будут править князья (Исаии 32:1; Матфея 19:28). Иерусалим станет «политическим» центром мира (Захарии 8:3).
Откровение 20:2-7 просто называет точный период длительности Тысячелетнего царства. Но даже без этого отрывка существует множество других текстов, указывающих на буквальное правление Мессии на земле. Исполнение многих Божьих заветов и обетований подразумевает Его буквальное, физическое царство в будущем. Нет поводов для отрицания буквального понимания Тысячелетнего царства и его длительности в 1000 лет.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
О разном понятии 1000-го Царства в христианстве
Материал из Википедии: Хиализм (греч.тысяча)- понятие о периоде торжества правды Божьей на земле, в котором Христос и христиане будут править миром на протяжении 1000 лет. Наступление «Золотого века» предрекал ряд ветхозаветных пророков. Об этом пророчествовали Исайя(2:2-4, 11:6-9 16:4,65:17-25и пр.), Иезекииль(40-48), Михей(4:1) и другие. В Ветхом Завете этот период описан как время счастья, здоровья и благоденствия (Ис.35:5). В это время земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис.11:9). Тогда будут дружить не только отдельные люди, но и целые народы, люди уже не будут учиться воевать (Ис.2:4).
В настоящее время различные варианты милленаризма (премилленаризм, постмилленаризм) получили распространение в некоторых поздних протестантских церквях (баптисты, адвентисты, пятидесятники, мессианские иудеи и другие конфессии). В классическом протестантизме преобладает амилленнаризм, однако присутствуют и другие формы хилиазма.
Сторонники амилленаризма также понимают Тысячелетнее царство аллегорически. Они считают, что этот период длится в настоящее время, в эпоху воинствующей Церкви. Некоторые амилленаристы считают, что Христос вообще никогда, даже символически, не будет править на земле. Для них тысячелетнее Царство означает небесное правление Христа в вечности.
Православная церковь никогда официально не выражала богословскую позицию по данному вопросу, однако в целом традиционно придерживается амилленаризма, отвергая буквальную трактовку «Тысячелетнего царства», и считая, что «Царство»- это сама Церковь, дьявол со времени её рождения уже не прельщает народы, которым проповедано Евангелие.
Хилиастические взгляды разделялись некоторыми из отцов и учителей Православной церкви, которые держались их как своего частного мнения, не вступая в конфликт с общим церковным вероучением. До настоящего времени в православии нет единодушия в осуждении буквального понимания Тысячелетнего Царства. Православное богословие не ставит окончательную точку в этом вопросе. «История догмы,- пишет протоиерей С.Н.Булгаков знает отдельные частные мнения, притом различные до полной противоположности, однако не было и нет еще определения церковного».
Представляю здесь свою беседу с представителем амилленаризма, которого обозначу словом АМИЛ, а себя, как представителя хилиазма, обозначу словои ХИЛ.
Амил: Сейчас наш Господь имеет Царскую Плоть, которую получают все христиане, наследующие Царство Небесное.
Хил: Христос сказал, что Бог есть дух. Разве Вы этому не верите? На каком основании Вы решили, Владимир, что Христос имеет Царскую плоть? В Библии этого нет. Бог есть дух, а «дух плоти и костей не имеет» (Лука 24:39). Вы ошиблись или не доверяете Апостолу? Христос есть Бог, а значит Христос есть дух и костей и плоти у Него нет сейчас.
Хил: Это интересно! 1)Если Вы это утверждаете, то скажите, что это такое «Царская плоть» у христиан будет? Христос имел обычную человеческую плоть, имел болезни, а что такое Царская плоть сейчас у Христа, она уже другая? И где это сказано в Святых Писаниях? Где сказано, что Христос сейчас имеет плоть? 2)При Тысячелетнем царстве воскресшие верующие будут служить священниками, так что назовите их, и где их можно увидеть, и послушать их о бывшем пребывании на небе? 3)Назовите время действия и окончания Армагеддонской битвы! 4)После окончания 1000-го Царства сатана (дьявол) будет брошен в озеро огненное, то-есть его действий уже не будет среди людей, так что докажите, что это уже произошло!
Хил: 1)Но после окончания Тысячелетнеего царства дьявол был броошен в озеро огненное (Откр. 20:10). 2)Войны были всё время на земле, так при династии Ираклия была эпоха борьбы с мусульманством (610-717 г.), было иконоборчество. На земле не было такого периода, когда не было войн. Всё время люди воюют, в том числе воевали и во времена Византии, о которой Вы говорили.
1)Падение Западной Римской империи. Западную империю изнутри подтачивало движение рабов и колонов, а снаружи постоянно беспокоили набеги варваров, что, по одной из версий, привело к её упадку. В 410 году вестготами был взят Рим, а в 476 году вождь немцев Одоакр заставил последнего западного римского императора отречься от престола. Таким образом завершилось 12-вековое владычество Рима.
2)Битва при Пуатье (732), историки до XX века характеризовали эту битву как решающий поворот в сопротивлении исламу. Многие современные историки придерживаются той точки зрения, что битва при Туре была одной из самых кровавых и важных битв за всю историю завоеваний, совершённых Омейядами. Явившись сокрушительным поражением Омейядов, она ускорила их закат, остановив распространение ислама в Европе, утвердив владычество франков и их властителей как доминирующей европейской династии.
3)Ирано-Византийские войны- ряд войн за контроль над Арменией, Сирией, Египтом и Месопотамией. Начало войн ознаменовало вторжение арабов в Византию в 630 годы и начало территориальных захватов с их стороны. Иногда рассматривается как одна большая Ирано-византийская война, так как за 126 лет от начала первой до конца последней войны, 75 лет государства находились в состоянии войны.
4)Войны были везде и я написал об этом ранее. Войны были и в Средней Азии. Вот ещё один пример из Википедии: «Когда кидани совершили набег на Китай, китайский военачальник собрал в общей сложности около 20 тысяч тюркских воинов против них. Империя Тан и Тибетская Империя соперничали за некоторые территории в Центральной Азии. Некоторые тибетские источники говорят, что китайские войска захватили Лхасу в 649 году, однако это событие не упоминается ни в китайских летописях, ни в рукописях Дуньхуан. Было много военных конфликтов Тан и Тибета за территории в Таримской впадине. В 763 году, во время гражданской войны в Танском Китае, тибетцам удавалось даже захватить столицу империи Тан-Чанъань. Военные действия между Китаем и Тибетом продолжались вплоть до подписания мирного договора в 821 году.»
Хил: 1)Плоть человеческая на небо не попадает, а становится прахом после смерти согласно Библии. Плоть Христа была восхищена, но не Сын Бога, так как Сын Бога не умирал на кресте. В Библии не сказано, что Господь снова воплотился в человеческую плоть, но сказано о разном другом виде плоти, не похожей на человека, которые видели ученики, а Иоанн в книге Откровение при личной встрече с Господом (См. Откровение 1-я глава). Постарайтесь найти эти места в Библии самостоятельно!
2)Бессмертную плоть обретут верующие после воскресения новой, без болезней, о чём я и написал Вам, но это будет никакая не царская плоть, которую Вы придумали.
Амил: Всех ветхозаветных праведников и пророков Господь вывел из темниц адовых и все они, воскреснув первым воскресением, вошли в Небесный Иерусалим, в Котором пребывают и по ныне.
Хил: Этого нет в Библии, а поэтому не надо искажать Библию!
Амил: А какую же плоть обретут воскресшие? Неужели не такую, как обрел Христос после Своего воскрешения?
Хил: нет не такую, читайте Библию: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. (Откровение 1:14-16)
Амил: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный»
Это речь не о плоти, а о Славе Божьей.
Хил: А разве слава имеет волосы. Первый раз в жизни такое услышал.
Амил: Плоть у воскресающих вы сразу делите по праведности их еще до суда Божьего, т.е. по-вашему люди идут на суд в разной плоти. Вы находите себя справедливым, так расценивая Божьи действия?
Хил: Верующие на суд не идут. По праведности не я делю, но Господь разделил всех людей ещё при их жизни на верующих и неверующих: «Верующий в Него (Сына Бога) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». (Иоанна 3:18)
Амил: Верующие на суд не идут потому, что они сразу воскресают первым воскресение
Хил: Не судятся не потому, что имеют первое воскресение, а потому что не подлежат суду, являясь детьми Бога, а Бог Своих детей не судит. Прошу Вас подумать над словами Христа и не говорить иное: «Верующий в Него не судится»
Амил: 1)Новая плоть которую сейчас имеет Иисус Христос и все ветхозаветные праведники, а также все христиане, воскресшие первым воскресением подобно плоти Ангелов. 2)Такую же бессмертную плоть получат и все воскресшие в последний день независимо от их духовного состояния, ибо прежняя плоть отменится.
Хил: 1)Этого нет в Библии, это искажение Библии. Бог не может находиться в плоти ангелов, а также и в человеческой плоти, но только для встречи с людьми будет иметь похожее на человеческую плоть, но только отчасти. Иоанн видел Христа не в человеческой плоти, читайте книгу Откровение и не надо искажать Библию! 2)Неверующие такую плоть не получат, но только верующие. Не отменится, а согласно Библии изменится.
Амил: 1)Если у Иисуса Христа и у людей, получивших новую плоть по воскресению, будет плоть разная, то как же они объединятся в Одно Тело Христово, где люди призваны быть членами этого Тела?. Поэтому я и говорю, что не Христос будет в человеческой плоти, а 2)люди получат плоть Христа(Царскую), для соединения с Ним.
Хил: 1)Тело Христа (Невеста и жена Христа) из верующих- жителей небесного Иерусалима. Это есть образное выражение. Так что Тело Христа (Жена Христа) в действительности из плоти верующих состоять не может и не буде состоять.
2)Я Вам уже ранее сказал, что в Библии этого нет, никакой Царской плоти у людей не будет. Искажать Библию нельзя!
Хил: Нет его сейчас. Когда будет Жена у Господа, тогда и будет Святой Иерусалим с Рождёнными свыше в нём. Нет его сейчас. Когда будет Жена у Господа, тогда и будет Святой Иерусалим с Рождёнными свыше в нём. «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25). «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников». (Лука 21:24)
Амил: Т.е. вы считаете, что никакого Царства Небесного в настоящее время не существует?
Хил: Когда будет Жена у Господа, тогда и будет Святой Иерусалим с Рождёнными свыше в нём. Царствие Небесное надо отличать от Царствия Божьего, но не всегда. Царство Небесное присуще исключительно Матфею и означает Мессианское земное царствование Господа. Оно означает земное 1000-е Царство, когда Небо будет править землёю: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мат.6:10)
Хил: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матфей 24-36). Я уже написал раньше, что Небесный Иерусалим будет тогда, когда будет Жена у Господа, а не Невеста и это есть ВСЕ Рождённые свыше на земле, но не часть их, в отличие от Невесты Господа, число. Это есть полное по числу Рождённых свыше верующих, которое знает только Отец Небесный, и пока ещё на земле продолжается этот процесс Рождения свыше. А поэтому Жены ещё нет у Господа, а только Невеста и тело Господа пока ещё находится в процессе наполнения другими верующими на земле. А ЕСЛИ ЖЕНЫ ПОКА НЕТ, то нет и небыло Небесного Иерусалима.
Так что Ваши домыслы, ложны о Небесном Иерусалиме. Читайте 21-ю главу, начиная с 9-го стиха, а также продолжение об этом 22-ю главу. Ваше утверждение о приходе Христа в 21-м веке может быть только человеческим гаданием, в Библии этого нет. Не надо искажать Библию!
Хил:1)Невеста и Жена- это сравнение духовное о качественном различии состояний истинной церкви на (Рождённых свыше) человеческих отношений до брака и после него, а поэтому оно не может быть ложью, как Вы утверждаете, что они уже есть. Невеста и жена у людей одновременно существовать не могут. Может быть такой порядок на Марсе существует, но на земле этого нет. 2)Иметь двоих: невесту и жену есть прелюбодеяние. Вопрос, поднятый Амилом, есть важный вопрос. Описание 1000-го Царства Бога на земле и его наступление согласно всей Библии говорит о том, что это только должно произойти. Только в 1000-м Царстве Христа на земле может восторжествовать порядок и справедливость в человеческом обществе. Это ещё далеко не есть Небесный Иерусалим, но это есть Царство, Его Царство на земле, в котором будут править небеса (Христос), а поэтому оно и названо небесным. Когда пришёл Сын Бога на землю Первый раз, то оно могло быть, если бы Его не убили: Мф 3.2 ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4.17 покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Так, что верующие вновь ждут прихода Господа на землю. Мы ждём это с надеждой и радостью и говорим: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откровение 22,20)
1000-летнее Царство
Как считают милленаристы, по окончании 1000-летнего Царства наступит время Страшного суда, Конца света и установления будущего вечного состояния — под новым небом на новой Земле (Откр.21:1). Некоторые из них считают, что между окончанием Тысячелетнего Царства и Страшным судом будет короткий период, в который состоится решающая битва с сатаной.
В настоящее время различные варианты милленаризма (премилленаризм, постмилленаризма) получили распространение в некоторых протестантских церквях (баптисты, пятидесятники и другие направления, эсхатология которых испытала влияние диспенсационализма). В «исторических церквях» и классическом протестантизме преобладает амилленнаризм, однако присутствуют и другие формы хилиазма.
Нередко под милленаризмом в широком смысле понимают учение о периоде торжества правды Бога на земле.
Содержание
Хилиазм и Библия
В Ветхом Завете
В апокрифах
В Книге Откровение
В основе милленаризма лежит буквальное прочтение библейского пророчества:
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откр.20:4)
Всего же в начале 20 главы Книги Откровение выражение «тысяча лет» (греч. τὰ χίλια ἔτη) употребляется шесть раз:
Кроме этих пророчеств, с тысячелетним царством в хилиазме связываются отдельные ветхозаветние пророчества.
Основные концепции толкования Тысячелетнего Царства
Премилленаризм
Выделяют две основные формы премилленаризма: [10] [11] [12]
В эсхатологии исторического премилленаризма видимому пришествию Иисуса Христа и восхищению Церкви предшествует великая скорбь, а в диспенсациональном премилленаризме отдельно от видимого второго пришествия выделяется невидимое восхищение Церкви, которое согласно их взглядам будем перед Великой скорбью.
Постмилленаризм
Приверженцы постмилленаризма полагают, что Тысячелетнее Царство предшествует Второму пришествию Иисуса Христа. При этом собственно Миллениум обычно понимается не буквально как 1000 лет, а просто как продолжительный период времени.
Амилленаризм
Амилленаризм и премилленаризм близки между собой историческим пессимизмом (ожиданием всеобщего отступления и воцарения антихриста, а не окончательной христианизации мира), который противопоставляет их постмилленаризму. Поэтому амилленаристская критика «хилиазма» направлена главным образом на постмилленаристские взгляды. С амилленаризмом не следует смешивать формы постмилленаризма, считающие историю Церкви «скрытой стадией» Царства, но также исповедующие его видимое торжество в мире до пришествия Христа. [16]
Тысячелетнее Царство в богословии христианских конфессий
Амилленаристские воззрения, господствующие в католическом и православном богословии, а также вошедшие в богословие церквей Реформации, были сформулированы в 4 веке Августином Блаженным (наиболее полно они изложены в его сочинении «О граде Божьем»).
Позиция Римо-Католической церкви
Позиция Православной церкви
Известно, что в древней Церкви были отдельные сторонники учения о грядущем тысячелетнем царстве Христа со святыми. Однако на Втором Вселенском соборе данная доктрина была осуждена Церковью.
Немаловажным аргументом в пользу такого толкования является понимание того, что будет не два или даже три пришествия Христа, а одно, как и одно всеобщее воскресение и произойдет все это в последний день, в кончину века.
Таким образом Благая Весть или Евангелие Царства заключается в том, что наступило лето Господне и вход в это лето или Царство открыт для ищущих правды Его.
Протестантизм
Лютеранство — со времен Лютера лютеранское богословие придерживается амилленаристской концепции.
В главных вероучительных документах церквей Реформации (Аугсбургское исповедание, 1, vii; «Тридцать девять статей», IV; Вестминстерское исповедание, гл. 32-33), выражена вера в возвращение Христа, но ничего не говорится об апокалиптическом милленаризме.
Идеи милленаризма были популярны в определенное время среди анабаптистов во времена Реформации, в среде пуритан во время английской революции в XVII веке. После Великой французской революции возродился интерес к идеям премилленаризма, который получил особую популярность в протестантской среде в XIX веке. В XIX веке благодаря Дарби диспенсационализм получил широкое распространение в среде консервативных протестантов в США и вытеснил старые премилленаристские идеи. В XX веке новый импульс распространению идеи диспенсационализма получили благодаря выходу в свет Справочной Библии Скоуфилда и деятельности богословских школ Библейскиого института Муди и Далласской теологической семинарии.
В настоящее время различные варианты милленаризма (премилленаризм, постмилленаризма) получили распространение в протестантских церквях, эсхатология которых подверглась влиянию диспенсационализма (главным образом баптисты, пятидесятники).
Тысячелетнее Царство в богословии парахристианских конфессий
Представления о Тысячелетнем Царстве существуют в некоторых парахристианских конфессиях.
Свидетели Иеговы
В эсхатологии свидетелей Иеговы Тысячелетнее царство понимается буквально как 1000 лет после Армагеддона, во время которого будут уничтожены неправедные, после чего построен рай на Земле под руководством 144 000 «помазанников», взятых на небо.
История милленаризма
Богослов Уэйн Грудэм подметил, что популярность премилленаризма среди верующих растет в те исторические периоды, когда Церковь претерпевает гонения, а «зло и страдания умножаются в мире».
Хилиазм и Церковь первых веков
В свою очередь, против хилиазма в ту же эпоху выступили Ориген, Александрийская богословская школа, Августин, Григорий Богослов, Ефрем Сирин и другие.
Средневековый хилиазм
В константиновскую эпоху хилиастические чаяния постепенно переносятся на Империю, христианизация которой рассматривается как исполнение пророчества. Как писал историк Евсевий Кесарийский, участники Никейского Собора, только что перенесшие ужасы гонения Диоклетиана, при виде почестей, которые им воздавал Император и его войско, размышляли, «не наступило ли уже Тысячелетнее Царство, обещанное Иоанном». В этих условиях ожидание Христова Царства на земле могло только подогревать мятежные настроения против Империи, что не раз происходило впоследствии. С другой стороны, Римская Церковь по мере углубления своей конфронтации с Империей, постепенно пришла к тому, чтобы объявить не Империю, но саму себя уже наступившим «Мессианским Царством».
Интересно отметить, что Братиды в Сакартвело (Грузия), начиная с XI века, объявили себя потомками царя Давида, а Сакартвело отождествили с Тысячелетним Царством Откровения.
Аналогично митрополит Зосима, после краха всеобщих ожиданий пришествия Христа в 1492 г. (7000 г. «от сотворения мира»), в новой Пасхалии проводит ту же мысль по отношению к Русскому государству.
Широко распространено ошибочное мнение о том, что хилиазм якобы был осужден Вселенскими соборами. В действительности Второй Вселенский Собор отверг только использование этого учения Аполлинарием Лаодикийским, который умалял Сына перед Отцом, противопоставляя временное, «тысячелетнее» царство Сына вечному царству Отца. Против этого лжеучения Собор принял добавление к Символу Веры «царствию же Его не будет конца».
В соответствии с установившейся традицией «духовного» толкования Тысячелетия многие средневековые переписчики просто выпускали те главы, в которых Ириней Лионский говорил о тысячелетнем Царстве. В первом русском издании сочинений Иринея (1900 г.) эти главы сохранены, но в библиотеках духовных академий и семинарий они зачастую были просто вырезаны.
Сильный толчок к новой волне хилиазма дал калабрийский аббат Иоахим Флорский (1132—1201) с учением о так называемом христианстве Третьего Завета. Согласно учению Иоахима, всемирная история распадается на три периода: Ветхого Завета — Царство Бога-Отца, Нового Завета — Царство Бога-Сына и грядущего Третьего Завета — Царство Святого Духа, которое наступит с 1260 года. Именно в Царстве Третьего Завета исполнятся все обетования Ветхого и Нового Заветов: люди будут обладать духовными телами, не требующими пищи; на земле победит свобода и любовь, а всякая власть отомрет за ненадобностью. Это будет тысячелетнее райское состояние на земле. Последователи гностицизма же были не до конца согласны с этим учением, так как выступали за уничтожение мира. Хилиазм Иоахима Флорского был осужден Католической Церковью на IV Латеранском соборе. Историк Норман Кон, посвятивший основательное исследование апокалиптическим движениям в Европе XI—XVI вв., называет Иоахима Флорского «самым влиятельным европейским пророком до появления марксизма». Под воздействием идей Иоахима Флорского в XIII века в Италии возникло движение флагеллантов.
В эпоху Реформации
В новое и новейшее время
Хилиазм среди русской интеллигенции
Влияние хилиазма оказалось длительным и глубоким; его последний всплеск мы видим в русском Серебряном веке — в так называемом «новом религиозном сознании» (Д. Мережковский, Н. Бердяев, В. Розанов, 3. Гиппиус и др.), которое С. Н. Булгаков охарактеризовал как интеллигентскую хилиастическую секту.
Влияние на историю человечества
Христианская идея о царстве справедливости и благоденствия на земле много раз заимствовалась различными политическими движениями социалистического и коммунистического направления. Разумеется, ждать прихода Христа социалисты не собирались. «Рай на земле» предлагалось построить своими силами. Эта идеология ярко выражена в пролетарском гимне «Интернационал»
Никто не даст нам избавленья: Ни бог, ни царь и ни герой. Добьёмся мы освобожденья Своею собственной рукой.
Рабочие, крестьяне, будем Великой армией Труда. Земля дана для счастья людям, Прогоним трутней навсегда! Напившись крови до отвала, Стервятник пьян, и ворон сыт. Добьёмся, чтобы их не стало, И вновь мир солнце озарит! [48]