что такое твенг вокал
Что такое твенг вокал
Voiceberry #1 | Уроки вокала СПб запись закреплена
ТВАНГ!
ИЛИ МОЁ САМОЕ ГЛАВНОЕ ВОКАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ.
Когда я только начинала петь, я не знала ничего о вокальной технике. Я старалась скопировать манеру и звучание певицы или певца. Кумиры часто менялись, шли годы, мой вокал улучшался, но не так стремительно, как мне бы этого хотелось.
Но несмотря на это, я считала, что пою очень хорошо. И эта самоуверенность двигала меня вперёд.
На занятиях со своими студентами я часто говорю про тванг, прошу изобразить кряканье уточки или злобный смех. Сделать звук более «плоским», «резким» и «в носик». Зачем? Мои студенты знают зачем. Я хочу, чтоб об этом знало как можно больше людей, чтобы любой человек мог управлять своим голосом осознанно! Имитирование кряканья утки, злобного смеха помогают освоить такую вокальность как тванг, без которой ваше пение не будет профессиональным.
Важно понимать, что человеческий голос — это спектр разных частот. И во время фонации воздух проходит через полости: бронхи, трахея, гортань, глотка, рот, нос. Эти полости представляют из себя систему резонаторов, которая создаёт голос человека. И каждая из этих полостей по-своему влияет на звук. Поэтому и голос наш звучит по-разному. Грудной голос, головной, фальцет, микст. То же и с твангом.
Имитация утиного крякания или злобного смеха Бабы-Яги способствует лучшему пониманию того, каким должен быть звук, насколько резкий и звонкий. Известные упражнения на «ней-ней» способствуют именно развитию твангового звучания во время пения, а так же протяжные «м» и «н», которыми я всегда начинаю свои занятия.
Что такое тванг, как научиться им петь
Хотите научиться продолжительно петь звонким голосом, не испытывая при этом усталости? В этом поможет вокальный прием тванг. Использовать тванг в вокале должен уметь каждый вокалист. Он делает звучание интересным и нескучным и не заставляет напрягать горло. Этой непростой технике можно научиться и самостоятельно, зная какие упражнения и приемы стоит практиковать.
Интересно! Считается, что тванг изобрели певцы, которые работали в жанре живого исполнения. Чтобы слышать исполнителя ему требовалось петь громче и ярче, чем все музыкальные инструменты.
Механика вокального приема
Для того чтобы быстро и правильно освоить пение твангом, важно знать певческую анатомию. Для создания приема необходимо особое положение гортани, и тогда он получится с первого раза. Техника тванга построена на сочетании таких факторов:
Тванг бывает оральным и назальным. Назальные распевки идеальны при разогреве голоса, но они не дают голосу требуемого объема. При этом звучание получается достаточно громким и звонким, но несколько плоским. При оральном тванге резонирование голоса происходит во рту. При таком исполнении в голосе появляется сила и мощь. Этот прием используют многие профессиональные оперные певцы.
Как научиться петь твангом
Для обучения технике тванга можно попробовать выполнять простые приемы:
Важно! На этапе обучения вокальному твангу не следует петь слишком громко. Так можно включить в процесс ложные связки, что может привести к зажиму.
Чтобы быстро и правильно научиться петь твангом следует хорошо тренировать мышцы вокального тракта. Помимо специальных упражнений можно использовать Гомеовокс, который улучшит звонкость голоса и обеспечит надежную защиту при повышенных голосовых нагрузках. С Гомеовокс ваши голосовые связки всегда в порядке!
Тванг
Тванг (англ. – twang) – СОСТАВЛЯЮЩАЯ в спектре голоса, аналог высокой певческой форманты. Название происходит от некоторого слышимого совпадения звучания «чистого» тванга с «остаточным» звоном струны, резко оттянутой и отпущенной.
Услышать тванг вне спектра всего голоса невозможно в принципе, поэтому определение «чистый» всегда берется в кавычки. Наиболее соответствуют твангу такие звуки, как плач младенца, «ор» кота или кошки, утиное кряканье. Это лишь совпадение акустического впечатления, подобно тому, как цвет крови мы называем красным, хотя на самом деле в цвете крови есть присутствие различных оттенков красного цвета у кого-то она бордовая, у кого-то алая, да и смотря из какого сосуда вытекает.
Тванг – элементная вокальность, поскольку представляет собой часть спектра голоса, за создание которой отвечает надскладочная полость – верхняя часть гортани. Поскольку над гортанью расположена ротоглоточная полость, включающая в себя два «выделяемых» резонатора (глоточный и ротовой), создаваемая надскладочной полостью форманта не может миновать более высоко расположенных полостей. «Чистого» тванга не существует. В любом случае голос будет состоять из набора формант.
В обычном разговорном голосе их две – глоточная и ротовая. Умение задействовать надскладочную полость добавляет к ним (в спектр голоса) третью форманту – высокую, тванг.
Эта форманта представляет собой «сгущение» и усиление обертонов, располагающихся на частотах 2-4 Кгц, что в соответствии с акустическими особенностям слуха человека существенно повышает громкость слышимого звука без необходимости изменения его силы (которая зависит от величины подскладочного давления).
Кроме того, управление надскладочной полостью приводит к увеличению импеданса.
В современном вокале роль тванга не менее значима, чем в вокале оперном. Так, например, высокие ноты, о которых часто судят сентенцией «взяты грудью», на самом деле представляют собой тембр, в котором хорошо проявлен тванг. Слуховое впечатление обманывает. В данном случае способ создания голоса – механизм тонких связок (М2) плюс резонанс надскладочной полости (тванг), что в целом дает слуховое ощущение полного, насыщенного низкими обертонами голоса, как говорят – «груди» (см. «Микст»).
В классическом вокале высокая певческая форманта служит показателем подготовленности голоса для исполнения реальных ( а не тренировочных) партий.
Тванг, как элементная вокальность, может быть совместим с любой простой вокальностью (кроме фальцета), а также является неотъемлемой составляющей сложных вокальностей – opera, belting.
Twang VS Гнусавость
Twang или как его уже привыкли называть — вокальный нос.
Это один из основных приемов в технике современного вокала. Вокальный нос добавляет в тембр звонких обертонов, помогает звучать голосу на высоких нотах плотно и мощно. На слух вокальный прием Тванг характеризуется своим звенящим, металлическим звучанием. По данным последних исследований техника достижения Тванг влияет на вибрацию голосовых связок и позволяет им смыкаться в растянутом состоянии, подобно толстой массе, продлевая сам период смыкания.
Есть тонкая грань между вокальным носом и гнусавым носом. Гнусавый нос наоборот забирает всю звонкость с голоса и звучит глухо. Не гармоничность такого звучания сразу режет ухо и легко улавливается на слух.
Гнусавое звучание является дефектом в вокале, над которым нужно работать и убирать его специальными упражнениями. Одно из них, самое классическое, закрыть нос пальцами во время пения и следить за характером звука, если воздух упирается в нос и голос противный и гнусавый, значит Ваш Тванг, совсем Тванг.
Давайте разберемся почему голос может звучать гнусаво
Необходимо немного нырнуть в физиологическую составляющую, без этого не куда… Вокал в целом, это работа мышц и чем быстрее Вы разберетесь какая мышка включается и выключается, когда дается тот или иной звук, тем быстрее начнете наблюдать колоссальные изменения в своем голосе.
Гнусавый звук получается, когда небная занавеска, иными словами язычок, который мы видим когда широко открываем рот, опускается, тем самым пропуская поток воздуха в носовую половить, формируя носовой звук.
Причины гнусавости:
• недостаточная подвижность мягкого нёба и неправильная форма языка при звукоизвлечении (самая распространенная причина)
• врожденные дефекты мягкого и твердого неба
• аденоиды — патологически увеличенная носоглоточная миндалина, вызывающая затруднение носового дыхания
• ринит (насморк) – воспаление слизистой оболочки носа
• искривление перегородки носа
• травмы и др.
Как убрать гнусавость?
Упражнение 1
Зевок, один из самых действенных способов перенаправить поток воздуха из носовой в ротовую полость. Делая это упражнения, чередуйте открытый зевок и закрытый.
Вокальный прием Twang
Эта техника формируется путем поднятия корня языка.
Именно сжатие преддверия гортани, сформированное сфинктером черпалонадгортанной складки (СЧН), создает форманту 2-4 кГц (2000-4000 Гц) и, как следствие, проникающий, звенящий, звук, который является главной характеристикой такой вокальности, как тванг.
На картинке можно увидеть расположение черпалонадгортанного сфинктера:
Можно ли самостоятельно научиться технике Тванг?
Данный вокальный прием используется практически во всех стилях, помимо того, что он привносит в тембр вокалиста красивых ноток, еще служит неким спасательный жилетом, помогая плотно звучать на верхних нотах, не «рассыпать» финальные фразы в песнях и многое другое…Это не лёгкая техника, так как необходимо разбираться в особенностях формирования вокальности, чтобы ее не превратить в откровенную гнусавость.
Но есть еще некие риски самостоятельного обучения этому вокальному приему, так как присущий элемент сужения черпалонадгортанной сфинктера, несет за собой вероятность сужения и других сфинктеров, например такого как ложные связки, они же включаются при избыточной подаче воздуха. Поэтому для начинающих вокалистов, которые еще не освоили досконально технику вокального выдоха, заметьте не вдоха, а именно выдоха, может оказаться не легкой задачей. Именно умение сбалансировать поток выдыхаемого воздуха является успехом достижения любых вокальных техник, в частности и Тванг.
Советы для самостоятельного обучения:
Буква «Н» самая актуальная для данной вокальности, так как при ее произношении небная перегородка остаётся полностью открыта. Скажите протяжно букву «Н», именно в том месте где вы слышите звукообразование и зарождается Тванг, если он получается слишком назальный, поменяйте букву на «М».
Сочетайте эти буквы с гласной «Е».
Пример упражнения:
Быстрое чередование «НЕНЕНЕ-МЕМЕМЕ-НЕНЕНЕ-МЕМЕМЕ-НЕНЕНЕ-МЕМЕМЕ».
Пример западный звезд, использующих технику Тванг:
Я желаю Вам удачи в начинаниях, пусть все дается легко. Заменяйте свою лень на действия, не знания на знания, все в Ваших руках.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник
Что такое тванг. Или зачем мяукать при пении?
Я столько раз слышала от учеников: «Я хочу петь громче!», «У меня устает голос», «Я чувствую зажим на горле». Если у вас есть подобные проблемы, освойте такой прием вокала, как тванг! Эта техника позволяет петь громко долгое время и не уставать. Тванг усиливает резонанс голоса в разы! А вы даже не ощущаете напряжения в горле.
Что такое тванг?
Всегда, когда вы слышите «металл», «звоночек» в голосе исполнителя, можно безошибочно говорить о тванге. У этого вокального приема характерный звонкий и резкий тембр. В конце статьи можно послушать примеры, как звучит тванг в вокале знаменитых современных певцов.
Зачем мяукать при пении?
Педагоги по вокалу часто пытаются объяснить «тванговый» звук на простых примерах. Просят ученика помяукать как кошка или покрякать как уточка. Изобразить, как пронзительно кричит чайка. Или как громко плачет новорожденный ребенок. Слышали такое хоть раз на уроке вокала от педагога?
Да, мяуканье помогает петь громче!
На слоге «Мяу» легче найти резонанс, ощутить вибрации в носу и лице, петь «в маску» – в общем, добавить тванг. Но, к сожалению, никто не объясняет, зачем ученику эти странные резкие звуки. Ведь не будете же вы потом мяукать или крякать во время песни?!
Большинство педагогов по вокалу даже не понимают, как работает голос при тванге и как изменяется физиология вокального тракта. В итоге, кому-то из учеников эти приемы помогают обрести яркий тембр. Но у кого-то, наоборот, вызывают зажимы.
Внимание, спойлер! Дальше будет много анатомии. Не интересно?! Тогда можете изображать утку или мяукать, и ждать, что результат появится сам, без понимания, как устроен ваш голос. А можете прочитать эту статью и разобраться, как правильно петь твангом. И звучать громко без усилий.
Техника тванга или как работает этот прием?
Итак, сразу к делу. Если вы готовы научиться твангу? Этот прием получается у каждого вокалиста с первого раза, если соблюдены ВСЕ четыре пункта ниже:
- Для получения тванга нужно поднять гортань при пении. Необходимо сделать гортань узкой.
В каком положении должна быть гортань при пении твангом?
Взгляните на картинку. Видите небольшую «трубку», расположенную в вашем горле? Это гортань, через нее мы дышим. В гортани также находятся голосовые связки. Для получения тванга нужно поднять гортань и сделать ее узкой вверху, как отмечено на картинке ниже.
Как поднять гортань при пении?
Поднять гортань очень просто. Каждый из нас совершает эти движения во время еды! В горле близко с гортанью вы можете увидеть еще один «проход» – пищевод. Чтобы не мешать еде двигаться по пищеводу, верх гортани при глотании становится узким. А когда мы глотаем пищу, гортань поднимается. Как на видео ниже, где вы можете заметить, какой скачок вверх делает гортань, когда человек глотает сок. Пищевод обозначен желтой линией:
Надгортанник и тванг
В момент сглатывания гортань прикрывается хрящом – надгортанником. Надгортанник защищает вход в гортань, чтобы пища прошла в желудок и не попала в легкие. Когда надгортанник сжимается при глотании, гортань становится узкой. Эти мышцы мы используем для пения твангом. Посмотрите внимательнее на картинку ниже, какую часть гортани мы сужаем:
Что такое сфинктер СЧН?
В техниках вокала, описывающих прием тванга, вы можете встретить такие названия: «преддверие гортани», «сфинктер черпало-надгортанной складки», «надгортанная воронка». Все это о кольце мышц вверху гортани. Сфинктр СЧН находится вокруг надгортанника. Сфинтер сжимается и как будто слегка стягивает гортань сверху НАД голосовыми связками. Делаете ее узкой.
Как найти тванг в голосе?
Если в теории все понятно, то как почувствовать, где сжать гортань? Как мы выяснили, легче всего ощутить эти мышцы при глотании. Сделайте следующее:
Это лишь первые шаги к тому, чтобы почувствовать мышцы гортани. В следующей статье вас ждут распевки и упражнения, которые помогут научиться петь с твангом.
Два вида тванга: назальный и оральный
1. Назальный тванг или носовой тванг.
2. Оральный тванг или гортанный тванг.
При оральный тванге звук резонирует во рту. Вы делаете все то же, что и при назальном, но широко открываете рот. Звучит оральный тванг как громкое пение на открытом звуке. В голосе появляется сила и мощность. Таким приемом поют все профессиональные певцы, включая оперных.
Оральный или ротовой тванг часто называют гортанным. Так как это резонирование звука не только во рту, но и в глотке. Благодаря чему в вокале создается дополнительный объем. К оральному или гортанному твангу можно переходить, только когда вы освоили назальный.
НАУЧИСЬ ТВАНГУ С ПЕДАГОГОМ
АВТОРСКИЙ КУРС ВОКАЛА ПО СОВРЕМЕННЫМ ПРИЕМАМ ПЕНИЯ
А теперь вернемся к нашему первому вопросу. Зачем все-таки мяукать и крякать при пении в поисках тванга? Именно слог «МЯУ» переводит назальный тванг в оральный. При мяуканье нам легко сделать высокую узкую гортань. Но в то же время мы открываем рот и получаем объем в голосе. Ну, и само по себе мяуканье звучит очень естественно и мелодично, не вызывая зажимов у начинающего вокалиста.
Тванг – это пение в нос?
Проясню еще один момент. Назальный тванг часто создает ощущение, что вы резонируете носом. И многие горе-певцы раз ощутив назальность, стремятся постоянно добавлять в вокал «нос». Это ошибка! И из-за незнания, как правильно петь назальным твангом, голос может стать гнусавым!
Тванг, вообще, не имеет ничего общего с носовым призвуком. Он не рождается в носу (как учат педагоги). Он формируется гораздо ниже носовых пазух. «Тванговость» создается мышцами гортани, до того, как вы решите, куда направить голос – в нос или рот. Посмотрите на картинку:
Выбор всегда остается за вами, каким в итоге будет ваш голос. Ярким, пронзительным, но плоским, если добавите назального тванга. Или мощным, глубоким и объемным, если используете рот и оральный тванг. Мышцы гортани работают одинаково в обоих случаях, и тванг остается твангом – с носовым призвуком или без.
Запомните! «Вокальный нос», резонирование носом – это не причина тванга, а следствие. Тванг дает звонкость, а не гнусавость. Искать тванг нужно через высокую узкую гортань, а не через пение в нос.
Все начинающие вокалисты проходят через этап пения «носом», но со временем назальный тванг должен перейти в оральный с использованием рта, а назальность стать меньше. Откровенное «пение в нос» считается дефектом голоса, но убирается очень быстро при правильных упражнениях и распевках.
Как петь твангом на примере известных исполнителей
Тванг изобрели певцы, которые работают с живыми музыкантами, поют в группе или оркестре. Когда в музыкальном бенде много инструментов, они заглушают голос вокалиста. Именно тванг помогает прорезать, как лазерный луч, громкость всех инструментов, даже целого оркестра, и голос певца звучит громко и ярко.
Американские и европейские вокалисты поголовно используют тванг, и очень часто назальный. Но западные знаменитости не создают его специально. Они родились с ним. Ведь английский язык имеет огромную долю «тванговости». Он плоский и звонкий. Английские гласные говорятся на высокой узкой гортани и с высоким корнем языка. А окончания «ING» провоцируют назальность.
Это идеальные условия для вокальной техники тванга. Русским певцам приходится осваивать этот вокальный прием, чтобы петь по-английски. Звучать стильно и современно, с западной манерой пения. Поэтому будьте терпеливы к себе, и если не получилось с первого раза, пытайтесь еще. Слушайте больше англоговорящих исполнителей и повторяйте звуки за ними.
Многие из современных певцов поют с огромной долей назального тванга – например, Amy Winehouse, Duffy, Meghan Trainor. Некоторые совмещают назальный и оральный тванг – Rihanna, Justin Timberlake. Либо назальный тванг чередуется с придыханием, как это происходит у Alicia Keys. Shakira к назальному твангу добавляет гортанный. А Christina Aguilera поет в большинстве случаев оральным твангом с белтингом.
А вы знаете, откуда
появился термин «TWANG».
…Раньше «твангом» называли звук, который издает струна банджо или гитары, когда ее задевают — » Twang!». Струна дает звонкий металлический призвук. Именно такому тембру — звонкому и резкому — подражали американские кантри-исполнители. Банджо, кстати, тоже активно использовали в кантри. И до сих пор этот стиль музыки считается самым «тванговым». У любого кантри-исполнителя сразу заметен носовой плоский тембр. В джазе, поп и рок-музыке тванг не такой яркий. Вокалисты умело разбавляют его другими приемами пения.
Больше тванга в голосе!
Не стоит забывать, что тванг это прием пения. Вы можете петь и без него. Можете давать больше «тванговости» или меньше. Но вся современная музыка требует тванга, и побольше! Когда вы понимаете, как получить тванг, можете смело мяукать или изображать плач ребенка.
Эти упражнения действительно помогают, если подойти к ним без фанатизма и использовать только для тренировки при занятиях вокалом. Несколько распевок, как найти назальный тванг и перевести его в оральный, вы найдете в следующей статье.
Курс «Техника пения»
9 комментариев
Оперные певицы никогда не поют твангом. Потому что, они всегда поют на низкой гортани! Обратное может утверждать только совершенно некомпетентный человек!
Лейла, добрый день! Приятно познакомиться. Вы занимаетесь вокалом с педагогом или сами преподаете? Хотелось бы узнать на каком уровне вашей компетенции происходит наше общение:)
По поводу оперы — конечно же, оперные певцы используют тванг. И даже бэлтинг. Просто называют их разными терминами (пение в маску, например). Иначе без твангового звука оперный вокалист не сможет достичь нужного резонанса (высокой форманты). Только в опере используют оральный тванг, в отличии от современных поп-исполнителей, которые добавляют больше «носа». А на счет гортани. При оральном тванге она может не занимать совсем высокого положения, тут вы правы, но в то же время также сжимается сфинктер черпалонадгортанной складки. Если уж лезть совсем в дебри, то при оперном пении гортань не опускается настолько низко, насколько учат в российской классической школе. А оперное звучание происходит из-за разного положения хрящей гортани. Но наличие тванга у оперного певца это не отменяет. Просто он умело манипулирует гортанью, также создавая резонанс в глотке и в «маске»)