что такое туристический продукт определение
Что такое туристический продукт определение
Статья 1. Основные понятия
(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.07.2022 в абз. 12 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 в абз. 15 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 16 (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 в абз. 21 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 22 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 23 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 24 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 28 (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 465-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
С 01.01.2022 в абз. 34 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 419-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
Туристский продукт
Туристский продукт — комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его туристского путешествия.
Туристский продукт состоит из трёх элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары.
Тур — первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое.
3 компонента туристского продукта:
В туристский продукт входят основные и дополнительные услуги:
Литература
Ссылки
География туризма • Туристическое снаряжение
Полезное
Смотреть что такое «Туристский продукт» в других словарях:
ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ — право на тур, предназначенное для реализации туристу (ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 4 октября 1996 г.) … Юридический словарь
Туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;. Источник: Федеральный закон от … Официальная терминология
ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ — право на тур, предназначенное для реализации туристу … Юридическая энциклопедия
ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ — право на тур, предназначенное для реализации туристу … Энциклопедический словарь экономики и права
туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу (ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 4 октября 1996 г.) … Большой юридический словарь
Туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу. Федеральный закон от 24.11.96 N 132 ФЗ, ст.1 … Словарь юридических понятий
Туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта; … Лексикон туриста
ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ — в соответствии со ст. 1 Закона от 25 ноября 1999 г. О туризме под туристским продуктом понимается комплекс услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемых в период его туристского путешествия и в связи с этим… … Юридический словарь современного гражданского права
ПРОДУКТ ТУРИСТСКИЙ — ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ … Юридическая энциклопедия
туристский и туристический — Вопрос Скажите, пожалуйста, как различать значения паронимов «туристский» и «туристический»? «Туристическая» или «туристская» база, ботинки, палатка, маршрут. Прилагательное туристский образовано непосредственно от слова турист и имеет… … Словарь трудностей русского языка
1.1. Понятие и виды турпродукта
Особенности турпродукта, характеризующие специфику его продаж
Основным объектом туристских продаж выступает турпродукт. На сегодняшний день четкого международного термина данного понятия, утвержденного Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) нет, и законодательство разных стран мира по-разному трактует данное понятие.
Кроме этого, очень часто, помимо понятия «туристский продукт», встречается и активно используется синонимичное понятие «тур». В законодательстве многих стран эти определения очень похожи по сути, но немного различаются по подаче.
1. В Российской Федерации понятие «турпродукт» изложено в Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»):
Туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Понятие «Тур» приводится в ГОСТ Р 50690–2000 Туристские услуги. Общие требования.
Тур – это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
2. В Республике Казахстан оба понятия «турпродукт» и «тур» изложены в одном документе – Законе Республики Казахстан от 13.06.2001 № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан»:
Туристский продукт – совокупность туристских услуг, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в ходе путешествия.
Тур – комплекс туристских услуг, включающий путешествие по определенному маршруту в рамках определенных сроков.
3. В Республике Беларусь понятия «турпродукт» не существует, а используется только понятие «тур», трактовка которого изложена в Законе Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З «О туризме»:
Тур – сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее двух из следующих трех видов услуг: по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие.
Таким образом, законодательство разных стран по-разному трактует основной объект продаж в сфере туристской деятельности. Кроме того, само понятие «турпродукт» достаточно многогранно, и специалисты выделяют множество его видов, в зависимости от целого спектра классификационных критериев. Рассмотрим основные критерии классификации турпродукта:
1. По территориальной ориентированности (направленности) турпродукт в Российской Федерации бывает трех видов:
1) внутренний турпродукт – это турпродукт в пределах территории Российской Федерации, предлагаемый лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, т. е. туристам, являющимися резидентами данной страны;
2) выездной турпродукт – это турпродукт, предполагающий выезд лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну, т. е. турпродукт, связанный с пересечением государственной границы своими собственными жителями;
3) въездной турпродукт – это турпродукт, предполагающий въезд лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации, на территорию страны и организацию поездки в пределах территории Российской Федерации.
2. По масштабности и субъекту генерирования турпродукта выделяют следующие его виды:
1) турпродукт, как результат деятельности отдельно взятой турфирмы. Это турпродукт, который разработан конкретным предприятием туризма и очень часто является авторским;
2) брендовый турпродукт – это региональный или межрегиональный турпродукт (туристский маршрут), прошедший оценку федерального органа исполнительной власти в сфере туризма и продвигающий культурно-познавательное наследие конкретного региона(ов), отличительными характеристиками которого являются: узнаваемость, круглогодичность, регулярность, целостность, завершенность, соответствие стандартам услуг;
3) национальный турпродукт – это совокупность природно-рекреационного, климатического, культурно-познавательного, историко-архитектурного потенциала страны, обслуживающей туристскую инфраструктуру, которая используется в туристской деятельности, выраженная в формировании, продвижении и реализации конкретных туристских продуктов, направленных на привлечение туристского интереса, как со стороны местного социума, так и со стороны жителей зарубежных государств. По сути, национальный турпродукт – это результат деятельности страны по стимулированию привлечения и обслуживания туристов и формированию имиджа страны, как привлекательного туристского направления. Стоит отметить, что одной из задач государственного регулирования туристской деятельности в РФ является содействие в продвижении турпродукта на внутреннем и мировом туристских рынках.
3. По основным мотивам приобретения турпродукта туристом выделяют следующие их виды:
1) культурно-познавательный турпродукт – это турпродукт, предусматривающий активное посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей с целью изучения культуры и истории, природы, религии и т. д.;
2) религиозный (паломнический) турпродукт – это турпродукт, предусматривающий познание религий и объектов религиозного значения (культа), а также поездки верующих к религиозным святыням с целью расширения кругозора и (или) духовного совершенствования;
3) экологический турпродукт – это турпродукт, предусматривающий посещение преимущественно места с относительно нетронутой природой с целью, не нарушая целостности экосистем, получить представление о природных и рекреационных особенностях конкретной территории;
4) спортивный турпродукт – это турпродукт, предусматривающий поездки, носящие как пассивный характер участия в спортивных соревнованиях (зрительский аспект), так и активное участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях (дайвинг, виндсерфинг, каякинг, рафтинг);
5) оздоровительный турпродукт – это турпродукт, предусматривающий целый спектр услуг, связанных с лечением, профилактикой различных заболеваний и поддержанием хорошего жизненного тонуса человека;
6) образовательный турпродукт – это турпродукт, предусматривающий поездки, совершаемые с целью обучения (как внутри страны, так и за рубежом) или стажировки;
7) профессионально-деловой турпродукт – это турпродукт, включающий в себя участие в работе деловых мероприятий (заседаний, конференций, конгрессов, выставок), выступления с лекциями, концертами и т. д., за исключением случаев получения дохода в месте временного пребывания).
4. По продолжительности турпродукта выделяют следующие виды:
1) краткосрочный турпродукт – продолжительность не более двух-трех дней;
2) среднесрочный турпродукт – продолжительность сроком от четырех дней до двух недель;
3) долгосрочный или длительный турпродукт – продолжительность 14 дней и более.
5. По степени организации турпродукт подразделяется на:
1) турпродукт массового спроса (туризма) – это турпродукт, разработанный турфирмой с четко оговоренным сроком начала, длительности туристской поездки, маршрутом, условиями поездки, совершаемый в составе туристской группы;
2) индивидуальный турпродукт – турпродукт, разработанный турфирмой по запросу заказчика (потенциального туриста) по индивидуальным особенностям и потребностям последнего.
6. По возрастному цензу туристов:
1) детский турпродукт;
2) молодежный турпродукт;
3) турпродукт для лиц средней возрастной группы;
4) турпродукт лиц пожилого возраста.
Важно отметить, что сформированный турпродукт является основным, но не единственным объектом продаж турфирм. Многие турфирмы, помимо турпродукта, оказывают клиентам целый спектр туристских услуг. Понятие «туристская услуга» дано в действующей системе российской национальной стандартизации документом ГОСТ Р 50690–2000 Туристские услуги. Общие требования.
Туристская услуга – это результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих.
Ассортимент предлагаемых и реализуемых турфирмами туристских услуг может быть очень многообразен и зависит от субъективных особенностей самих субъектов хозяйствования. Так, отдельные услуги туроператора и турагента могут включать:
• услуги по организации проживания туристов;
• услуги по организации питания туристов;
• услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта;
• услуги по организации спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных и других мероприятий;
• услуги экскурсоводов по организации экскурсий.
• Услуги при самодеятельном туризме могут включать:
• предоставление информационных материалов, туристских схем, описаний маршрутов, естественных препятствий, объектов;
• консалтинговые услуги, включающие вопросы организации туризма, обеспечения безопасности на туристских маршрутах и др.;
• посреднические услуги по обеспечению безопасности на туристских маршрутах;
• обучение основам туристских и альпинистских навыков.
Важно отметить, что турпродукты так же, как и отдельные туристские услуги, обладают целым рядом специфических особенностей, которые во многом отличают их от товара иных услуг и обусловливают определенную сложность в туристских продажах. Так, к специфическим особенностям турпродукта можно отнести:
1. Неосязаемость. Турпродукт не имеет материально-вещественной формы, следовательно, неосязаем для покупателя, т. е. его нельзя взять в руки, потрогать, попробовать, ощутить. По сути, турпродукт – это нечто эфемерное, что невозможно ощутить в момент выбора и совершения процесса покупки с помощью органов чувств человека. Клиент турфирмы в каком-то смысле приобретает «кота в мешке», и после свершения процесса купли-продажи он не получает турпродукт как некий товар, а получает лишь документально оформленное право на получение услуг турпродукта в будущем в момент свершения туристской поездки. Эта особенность турпродукта является определенным препятствием в осуществлении продаж, поскольку менеджеру турфирмы необходимо убедить человека приобрести то, что для него не видимо и не ощутимо, постараться продать не материальный актив. Сделать это иногда довольно сложно, особенно в условиях жесткой конкуренции на рынке туристских услуг и довольно высокой степени недоверия российских граждан к турфирмам и их надежности (что отчасти выражено многочисленными банкротствами турфирм в последнее время и несоответствием приобретаемых туристских благ реальным). Неосязаемость турпродукта во многом заставляет менеджеров по продажам активно использовать маркетинговые рекламные инструменты в процессе общения с клиентами для усиления убеждения в необходимости приобретения турпродукта. В качестве таких инструментов используются фотографии курортов, отелей, пляжей и т. д., туристские каталоги, интернет-сайты партнеров по организации приема туристов, видеоролики. Используется все то, что может визуально подкрепить красивый и красочный рассказ менеджера турфирмы о предлагаемом турпродукте и склонить клиента к положительному решению о покупке. При этом нужно помнить, что наглядный иллюстрационный материал ни в коем случае не должен быть фальсифицированным или приукрашенным в сравнении с действительной реальностью, в противном случае это приведет к тому, что клиент, воспользовавшись услугами турфирмы один раз, никогда больше не обратится к ее услугам и может создать негативный образ турфирмы в глазах своих коллег, знакомых, друзей и т. д. (потенциальных клиентов турфирмы).
2. Временной разрыв между моментом приобретения турпродукта (его оплатой) и оказанием услуг по нему. Эта особенность присуща только товарам, приобретаемым дистанционным способом, и некоторым видам услуг и работ (например: покупка одежды на заказ в ателье, приобретение мебели под заказ и т. д.). Применительно к турпродукту – это объективная особенность, которая является спецификой работы всех турфирм. Современные люди планируют свой отдых всегда заранее и приобретают турпродукты загодя, до совершения туристской поездки. При этом оплата турпродукта подразумевает внесение хотя бы части стоимости турпродукта уже в момент заключения договора о реализации турпродукта (а иногда и всей суммы целиком). Это вызывает определенные опасения у клиента в психологическом плане, когда деньги он уже отдал, а самой услуги еще не получил и получит только через какое-то определенное время.
3. Несохраняемость (невозможность складирования и затоваривания). Турпродукт, в отличие от большинства иных товаров, невозможно запасти впрок. В частности, если обычный непродовольственный товар менеджер не продал сегодня, он сможет, в большинстве случаев, продать завтра, послезавтра, через неделю, месяц, т. е. когда на него будет спрос. С турпродуктом такое невозможно: если менеджер турфирмы не продал турпродукт до момента начала туристской поездки, он не сможет перепродать его позже, и неполученная экономическая выгода будет упущена навсегда. Например, в автобусном туре на день его начала (автобус на 40 посадочных мест) продано только 35 турпродуктов, то непроданные пять турпродуктов менеджер не сможет продать позже, и доход от непроданных мест в автобусе будет утерян навсегда, что формирует упущенную экономическую выгоду турфирмы и минимизирует ее прибыль. По этой причине следует сказать, что применительно к турпродукту можно использовать такой термин, «как срок годности», по истечению которого турпродукт продать уже невозможно. Именно по этой причине показатель порога рентабельности туристских продаж очень важен для менеджеров турфирм и рассматривается ими в качестве основного ориентира, чтобы не уйти в убыток и точно знать, сколько нужно минимум продать туров, чтобы не иметь убытков.
4. Непостоянство и изменчивость качества предоставляемых туристских услуг турпродукта. Продавая турпродукт, менеджер по продажам не может на 100 % гарантировать туристу качество услуг, которые будут ему оказаны в процессе поездки. Это выражено тем, что оказывает эти услуги не сама турфирма, а партнеры по ведению бизнеса, поставщики туристских услуг, из которых и формируется конечный турпродукт. При этом даже высокая степень надежности и профессиональной компетентности партнеров не гарантирует того, что услуги будут предоставлены на крайне высоком уровне. Например, один и тот же официант может обслужить клиента турфирмы на курорте в ресторане по-разному потому, что в какой-то день у него было плохое самочувствие, личностные проблемы и т. д. В отличие от товара турпродукт, представляющий собой набор туристских услуг, крайне сильно зависим от человеческого фактора, который в значительной степени больше допускает ошибок, неточностей и «брака», нежели производство товара, где этот процесс в современном мире высоко автоматизирован и сводит к минимуму человеческий фактор.
Следует отметить, что турпродукт обладает такой положительной особенностью, как гибкость, под которой понимается возможность замены тех или иных туристских услуг, входящих в турпродукт, в целях максимально полной ориентации на удовлетворение разных туристских потребностей и ожиданий. Например, во многих турпродуктах (даже группового массового туризма) имеется возможность выбрать гостиницу из различных предложений, тип питания и т. д. Что дает менеджеру турфирмы возможность подстраивать турпродукт под потребности клиента.
Турпродукт, равно как и туристские услуги должны соответствовать следующим основным требованиям:
• полезность турпродукта – это способность служить достижению какой-либо туристской потребительской цели, т. е. удовлетворять потребности конечного потребителя;
• обоснованность турпродукта – это соответствие турпродукта его назначению, т. е. предоставление всех туристских услуг должно соответствовать цели путешествия туриста;
• безопасность турпродукта – это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью туриста, его имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений;
• надежность турпродукта – это своевременность и точность оказания туристских услуг турпродукта по таким параметрам, как сроки, объемы, номенклатура и т. д.;
• достоверность турпродукта – это соответствие фактически предоставляемого туристу турпродукта рекламе и иной информации о нем до момента его приобретения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности
Глава 6. Туристский продукт
Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это кардинальное отличие и используют турагенты, когда продают вам путевку в путешествие. Приобретая путевку, вы еще не приобретаете туристские услуги, хотя уже и заплатили деньги, но вы приобретаете гарантии отдыха.
Есть еще одно обстоятельство, которое делает необходимой работу туроператора по производству туристского продукта. Поясним это на примере. Вряд ли вы отправитесь в Вену ради того, чтобы съесть венский шницель и выпить пиво «Гесер». Эти услуги хотя и приятны, но окажутся слишком дороги. Транспортные издержки намного превысят стоимость самих услуг, которые побуждали вас к поездке в Австрию. Другое дело, вы приехали в Австрию на Зальцбургский фестиваль, так почему бы заодно не отведать местного пива?
Теперь представим себе, что туроператор формирует туристский продукт в Австрию и включает в него стоимость посещения Моцартовского фестиваля в Зальцбурге. Что происходит? Тем самым он сузил рынок потребителей до любителей музыки В. А. Моцарта. А если он включит в этот тур еще и посещение пивного бара как обязательный компонент, то скорее всего ему придется искать уже любителей музыки Моцарта в партии любителей пива.
Технология составления туристского продукта будет рассмотрена несколько позже, сейчас же остановимся на некоторых важных свойствах туристского продукта как товара.
Туристский продукт как товар характеризуется потребительской стоимостью, т. е. полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т. е. по возможности он должен иметь массового потребителя. Тогда можно использовать и индустриальные технологии для производства туристского продукта.
6.1. Туристский пакет
Рис. 6.1. Структура туристского пакета
Обычно турист имеет возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций, при этом, заказывая ВВ как вариант обслуживания, турист выбирает его отнюдь не из-за соображений экономии. Действительно, туроператор получает значительные скидки при пакетировании услуг размещения и питания, поскольку гарантирует загрузку отелей и ресторанов. При этом «пакетные цены» могут быть в три-четыре раза ниже розничных. Что же приобретает турист, выкупая комбинацию ВВ или НВ? Прежде всего свободу выбора, поскольку в этом случае он может сам моделировать программу пребывания в туристском центре, по собственному усмотрению выбирая ресторан, или может отправиться на экскурсию, в которой обычно предусмотрен обед.
Этот пакет обязательности туристских услуг и отличает туристский пакет от туристского продукта. Действительно, приобретая пакет, включающий четыре обязательных базовых элемента, вы не только имеете значительные скидки от туроператора, поскольку приобрели серийный туристский продукт туристской компании, но всегда можете попросить туроператора расширить его за счет включения других услуг или сможете это сделать самостоятельно  непосредственно в туристском центре.
После заключения Шенгенской конвенции (1995 г.) вопросы унификации требований к туристскому продукту стали особенно актуальны. Дело в том, что тур, приобретенный в одном месте, потребляется в другом, и только полное согласование позиций туроператора, туристского агента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств. Согласно Международной конвенции по туристским контрактам (Брюссель, 1970 г.) такое согласование осуществляется на контрактной основе в форме ваучера, который подписывают все участники соглашения: туроператор, турагент и турист. В специальной директиве Европейского союза (ЕС) по пэкидж-турам от 15 июня 1990 г. приводятся обязательные требования к содержанию ваучера. Он должен иметь полную информацию о туре:
Согласно этому контракту туроператор несет ответственность:
— за соблюдение программы пребывания;
— соответствие рекламы и предоставляемой туристу информации фактическому комплексу услуг;
— произвольное изменение цены тура;
— достоверность информации о туристском продукте.
В случае нарушения одного из этих пунктов туроператор обязан компенсировать туристу не только материальный, но и моральный ущерб.
6.2. Структура туристского продукта
Туристский продукт состоит из трех элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Структура туристского продукта
Рис. 6.3. Структура тура
День
(«Шереметьево-2»)
Прилет
(«Шарль-де-Голь»)
Трансфер «Отель Риц»
Отель
Отель
Отель
Отель
Отель
Отель
Отлет
(«Шарль-де-Голь»)
Прилет
(«Шереметьево-2»)
Обед
Обед
Обед
Ужин
Ужин
Вечер
Ужин
Ужин
Ужин
Обед
Обед
Из таблицы видно, что тур не покрывает всего времени путешествия и оставляет туристу много свободного времени для выбора собственной программы. Эта «своя» программа может быть реализована с помощью многих альтернатив. И если на второй день пребывания в Париже у вас свободный вечер, обед и ужин, то принимающий туроператор предложит вам массу альтернатив: и шопинг, и культурную программу, и посещение джаз-клуба, и прогулку по вечернему Монмартру с гидом и т. д.
Как свидетельствует статистика, структура стоимости туристского продукта при инклюзив-турах из России в европейские страны составляет:
ТПр (100 %) = Т (30 %) + ДТЭУ (40 %) + Тв (30 %),
Из этой структуры видно, что туроператор выручает менее 1/3 стоимости турпродукта. Гораздо больше туристы оставляют в местной туристской индустрии непосредственно, минуя услуги туроператора. Значительная часть расходов российских туристов поступает в местный бюджет через торговлю.
6.3. Валовой туристский продукт
Туристский продукт оценивается как суммарный объем товаров и услуг, производимых в сфере туризма. Он может быть оценен двумя способами:
а) как сумма всех произведенных затрат;
б) как сумма всех расходов туристов (туристских расходов), т. е. доход от туризма.
Рис. 6.4. Валовой туристский продукт в затратах и доходах
Валовой туристский продукт как доход включает:
Затраты вычитаются из выручки от реализации туристских товаров и услуг. Это означает, что результат может быть и отрицательным, т. е. в этом случае получаем убытки. Часть доходов может не вернуться к собственнику, но может остаться в туристском бизнесе для дальнейшего использования. Именно эта часть и рассматривается как доход.
Валовой туристский продукт как затраты включает:
1) затраты на туристское потребление (все туристские затраты на покупку товаров и услуг);
2) частные туристские инвестиции, включающие общее количество затрат, которые сделаны при осуществлении новых капиталовложений, и затраты частного сектора для улучшения структуры туризма. Сюда включены изменения в потоке проектов, которые производит турбизнес;
3) государственные туристские затраты, которые сделаны государством для приобретения туристских товаров и услуг;
4) туристский экспорт минус импорт. В этой категории общий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть добавлен к валовому туристскому продукту. И наоборот, общий объем импорта турпродукта должен вычитаться из валового туристского продукта.
Доход от туризма в стоимостном выражении равен затратам на производство туристского продукта:
— Государственные субсидии
— туристский доход
— туристский продукт
— косвенные платежи
При определении валового туристского продукта необходимо учитывать следующие обстоятельства:
— Ликвидация долгов рассматривается как уменьшение туристского капитала. Погашение долгов рассматривается как часть затрат по формированию туристского капитала. Другими словами, хотя эти затраты и являются частью добавленной стоимости, но они не включаются в доход, поскольку объем денег не возвращается для использования в туристском бизнесе. В результате их необходимо учитывать как процент на погашение различных долгов.
— Косвенные налоги относятся к числу туристских товаров и услуг. Поэтому при суммировании затрат, которые были сделаны при производстве туристского продукта, чтобы сделать их равными доходу, необходимо часть дохода добавить к косвенным налогам для погашения долгов.
Для усиления производственной активности экономики туризма капитал, который был израсходован для производства туристского продукта, должен быть направлен на создание нового туристского продукта, т. е. на диверсификацию туристского производства.