что такое тунеядец и тунеядство

Тунеядство

Содержание

Этимология

Существительное «тунеядство» церковнославянского происхождения; это сложное слово, образованное слиянием устаревшего ныне наречия «туне», означающего «даром», «бесплатно», «безвозмездно», с глаголом «ясти» (означающего «есть», «питаться»). Аналогично устроено исконное существительное дармоед.

Резко критическое отношение к социальному паразитизму характерно для социалистов начиная с XIX в. Французский текст гимна социалистов «Интернационал» (1875) содержит эту идею, заострённую в русском переводе Аркадия Коца (в 1917—1944 — советский гимн):

Лишь мы, работники всемирной Великой армии труда, Владеть землёй имеем право, Но паразиты — никогда!

(В оригинале Эжена Потье: Ouvriers, paysans, nous sommes // Le grand parti des travailleurs: // La terre n’appartient qu’aux hommes // L’oisif ira loger ailleurs «Мы, рабочие, крестьяне — великая партия трудящихся. Земля принадлежит только людям, бездельник пойдёт жить в другое место»).

Слово «тунеядец» употреблялось в некоторых законодательных актах Российской империи, но не составляло особого состава преступления. Петровская «Табель о рангах», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий, «…дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона. В досоветские времена в понятие тунеядства не вкладывалось никакого особого социально значимого контекста. Бездельник жил за счёт своих близких, общественной моралью это не одобрялось, и не более того. В Советском Союзе под тунеядством уже понималось паразитическое существование за счёт не отдельных граждан, а за счёт всего общества.

Борьба с тунеядством в СССР

Вскоре после захвата власти в крупных городах России большевики занялись проведением марксистских экономических реформ, сводившихся к конфискации имеющегося в наличии у зажиточного населения имущества и мобилизации людских ресурсов в целях скорейшего построения социализма. В своей статье «Как организовать соревнование?» (декабрь 1917 — январь 1918 гг.). Ленин говорит о необходимости применения суровых мер по отношению к классово чуждым сознательному пролетариату элементам, которые, по мнению Ленина, нуждались в разных формах перевоспитания:

Тысячи форм и способов практического учёта и контроля за богатыми, жуликами и тунеядцами должны быть выработаны и испытаны на практике самими коммунами, мелкими ячейками в деревне и в городе. Разнообразие здесь есть ручательство жизненности, порука успеха в достижении общей единой цели: очистки земли российской от всяких вредных насекомых, от блох — жуликов, от клопов — богатых и прочее и прочее. В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы…
В другом — поставят их чистить сортиры.
В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, жёлтыми билетами, чтобы весь народ до их исправления надзирал за ними, как за вредными людьми.
В четвёртом — расстреляют на месте, одного из десяти, виновных в тунеядстве.
В пятом — придумают комбинации разных средств и путём, например, условного освобождения добьются быстрого исправления исправимых элементов из богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов. Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт, тем вернее и быстрее будет успех социализма, тем легче практика выработает — ибо только практика может выработать — наилучшие приёмы и средства борьбы.

Конституция РСФСР 1918 года была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав.

4 мая 1961 года на основании ст. 12 Конституции Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Он гласил:

«Установить, что совершеннолетние, трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда, извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади или совершающие иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путем, и обязательным привлечением к труду по месту поселения. Этим же мерам воздействия, назначаемым как по постановлению районного (городского) народного суда, так и по общественному приговору, вынесенному коллективами трудящихся по предприятиям, цехам, учреждениям, организациям, колхозам и колхозным бригадам, подвергаются также лица, устраивающиеся на работу на предприятия, в государственные и общественные учреждения или состоящие членами колхозов лишь для видимости, которые, пользуясь льготами и преимуществами рабочих, колхозников и служащих, в действительности подрывают дисциплину труда, занимаются частнопредпринимательской деятельностью, живут на средства, добытые нетрудовым путем, или совершают иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни. Постановление районного (городского) народного суда или общественный приговор о выселении выносятся после того, когда лицо, ведущее паразитический образ жизни, несмотря на предупреждение общественных организаций или государственных органов, в установленный ими срок не встало на путь честной трудовой жизни».

Данный указ иногда также использовался для преследований по политическим мотивам.Наиболее известный пример — дело поэта Иосифа Бродского (1964 г.)

Статьёй 209 УК РСФСР устанавливалась ответственность за три разные формы т. н. паразитического существования, образующие самостоятельные составы преступления, — занятие бродяжничеством, попрошайничеством, ведение иного паразитического образа жизни. Под понятие иного паразитического образа жизни, ведущегося в течение длительного времени подпадали те случаи, когда лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырёх месяцев подряд или в общей сложности в течение года и в этой связи ему сделано официальное предостережение о недопустимости такого образа жизни. [7]

— Статья 209 УК РСФСР. Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством. [8]

При этом под «общественно полезным трудом» понимался лишь труд в санкционированной государством форме. Самодеятельный же труд разрешался только в свободное от «общественно полезного труда» время, иначе он приравнивался к тунеядству. Учёба в государственном учебном заведении считалась достаточным эквивалентом «общественно полезного труда».

В СССР лицам, обвинённым в тунеядстве, присваивалась аббревиатура — БОРЗ (без определённого рода занятий), и в уголовной среде на т. н. «блатном» жаргоне появились формулировки — «борзо́й» и «бо́рзый», то есть человек, стойко не желающий работать.

Вопреки мнению о массовом использовании 209-ой уголовной статьи на самом деле тотальной массовости наказания за тунеядство в СССР не наблюдалось. [источник не указан 30 дней] В каждом конкретном случае тунеядства суды были обязаны тщательно проверять, какова продолжительность неучастия в общественно полезном труде лица в отдельные периоды года и чем она была обусловлена. [10] Так называемой «показательной порки» (слушания по «делам о тунеядцах» действительно не проводились в закрытом режиме, напротив, их было настолько мало, что такие дела использовались для пропагандистской кампании с публикацией отчётов в центральных СМИ) и последующему уголовному наказанию подвергались только самые выдающиеся, самые «борзые» борцы за право не заниматься общественно полезным трудом.

Борьба с тунеядством велась до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и признавшего безработицу. В дальнейшем в законодательстве постсоветских государств термин «тунеядство» не употребляется.

Тунеядство и преступность

Основные условия и направления в создании преступных ситуаций совершаемых лицами без определённого рода занятий [11] :

Основные преступления совершаемые при прямом и косвенном участии лиц без определённого рода занятий:

Источник

Кто такие тунеядцы? Это и основные законы

Наверное, каждый из нас в кино, литературе или жизни неоднократно слышал о тунеядстве. Что же это такое и кто попадает под данное определение? В общем, тунеядцы — это люди, которые ведут паразитический образ жизни. В Советском Союзе можно было получить наказание за такой вид существования.

что такое тунеядец и тунеядство. Смотреть фото что такое тунеядец и тунеядство. Смотреть картинку что такое тунеядец и тунеядство. Картинка про что такое тунеядец и тунеядство. Фото что такое тунеядец и тунеядство

Определение

Слово «тунеядец» произошло от устаревшего наречия, которое означало «даром» или «бесплатно», а также глагола «есть». Поэтому тунеядство — суть дармоедства. Также «тунеядец» (значение слова мы рассмотрели), имеет и синоним — социальный паразитизм. Под данным термином понимается существование человека или группы людей за счет других. Закон о тунеядстве появился в СССР в 1961-м и просуществовал до 1991 года. Суть его заключалась в том, что каждый совершеннолетний гражданин, проживающий на нетрудовые средства и уклоняющийся от общественно полезного труда, привлекался к ответственности. Ответственность убрали 5 декабря 1991 года. Сегодня данный термин в законодательстве РФ не применяется.

что такое тунеядец и тунеядство. Смотреть фото что такое тунеядец и тунеядство. Смотреть картинку что такое тунеядец и тунеядство. Картинка про что такое тунеядец и тунеядство. Фото что такое тунеядец и тунеядство

Тунеядство в Российской империи

«Тунеядцы» — это слово, которое начало использоваться в некоторых документах еще в Российской Империи. Однако наказания за такой образ жизни предусмотрено не было. Хотя закон о тунеядстве и не был принят, но в определенных табелях значились упоминания о тунеядцах. В те времена существовали бездельники в основном за счет родственников, при этом следовало лишь неодобрение общественности. В СССР тунеядцы — это личности, ведущие паразитический образ жизни за счет общества в целом, а не отдельных граждан.

Борьба с тунеядством

После прихода к власти большевиков начались существенные преобразования. Заключались они в том, что у богатого населения забиралось имущество, которое использовалось для ускорения построения социализма. Тогда же стали появляться первые привычные значения того, кто такие тунеядцы. Это были граждане, которые далеки от сознательного пролетариата. Они, по мнению Ленина, должны были перевоспитываться.

В 1918 году была принята Конституция РСФСР. Главным, что вошло в нее, стали права работающего и эксплуатируемого народа. Граждане, которые проживали на деньги, заработанные нетрудовым путем и использовали наемный труд, были лишены политических привилегий.

В 1936 году в соответствии с двенадцатой статьей труд в Советском Союзе считался обязанностью и делом чести всего народа, который способен работать. Начал использоваться принцип поговорки «кто не работает, тот не ест».

что такое тунеядец и тунеядство. Смотреть фото что такое тунеядец и тунеядство. Смотреть картинку что такое тунеядец и тунеядство. Картинка про что такое тунеядец и тунеядство. Фото что такое тунеядец и тунеядство

Борьба с нищенством

В 1951 году появилось постановление, в соответствии с которым усилилась борьба с нищенством и паразитическими элементами. Однако на первых порах это не дало особого результата. Судили граждан по данной статье неохотно. За два года понес наказание за нищенство лишь один процент от общего количества данного ряда граждан.

Усиление борьбы

4 мая 1961 года был принят указ об усилении борьбы с лицами, ведущими паразитический образ жизни. Согласно данному постановлению, люди, нежелающие честно работать и избегающие общественного труда, а также получающие прибыль запрещенными способами, обязаны быть выселенными в определенную местность. Срок переселения варьировался от двух до пяти лет. При этом происходила конфискация имущества, которое было получено нетрудовым путем. В дальнейшем осужденное лицо должно было привлекаться к труду по месту переселения. Приговору подвергались граждане, которые не прислушались к призывам встать на путь честного труда.

что такое тунеядец и тунеядство. Смотреть фото что такое тунеядец и тунеядство. Смотреть картинку что такое тунеядец и тунеядство. Картинка про что такое тунеядец и тунеядство. Фото что такое тунеядец и тунеядство

Кто считается тунеядцем, мы рассмотрели, теперь перейдем непосредственно к тому, кто попал под действия постановления. Уже через три года в соответствии с законом было сослано тридцать семь тысяч человек. При этом под действия закона попал инженер-технолог, который покинул рабочее место и получал прибыль от разведения кроликов. Также был сослан пожарный, занимающийся трудом на собственном земельном участке и получающий прибыль от продажи выращенных овощей и фруктов.

Были случаи, когда данный указ применялся для преследования преступников по политическим мотивам. Ярким примером может выступать Иосиф Бродской.

В Советском Союзе граждане, которые были осуждены по данному закону, именовались аббревиатурой БОРЗ. Расшифровывается она как «без определенного рода занятий».

Каждое разбирательство начиналось с того, что судам требовалось для начала скрупулезно проверить срок неучастия лица в трудовой деятельности и причины.

Боролись с тунеядством вплоть до 1991 года. Затем последовало принятие Закона о занятости населения. В соответствии с ним было отменено уголовное наказание за тунеядство, а также признана безработица. Впоследствии термин «тунеядство» в законах стран СНГ не применялся.

что такое тунеядец и тунеядство. Смотреть фото что такое тунеядец и тунеядство. Смотреть картинку что такое тунеядец и тунеядство. Картинка про что такое тунеядец и тунеядство. Фото что такое тунеядец и тунеядство

Преступность

По мнению многих специалистов, тунеядство является отличным условием для появления лиц, вовлеченных в преступную деятельность. Ведь именно люди, не имеющие постоянной работы, нередко прибегают к получению прибыли незаконными путями. Главные условия, предрасполагающие лиц БОРЗ к преступной деятельности:

Главные преступления, которые совершаются лицами без определенного рода занятий:

Источник

Кто такие тунеядцы и как с ними бороться

Раскрытие сути понятия «тунеядец»

Тунеядец – это человек, который утверждает, что, не смотря на все приложенные усилия просто нереально найти нормальную работу с достойной заработной платой. Поэтому легче довольствоваться малым, «сидя на шее» у своих близких людей, в ожидании того самого «великого шанса», который изменит всю жизнь и докажет окружающим правильность данной теории.

Иногда сложно бывает отличить тунеядца от обычного безработного, но если вникнуть в ситуацию, то это не составит большого труда. Проблемы с работой могут возникнуть у каждого, но у большинства нормальных людей они обычно носят временный характер. О потенциальных методах борьбы с тунеядством на законодательном уровне можно узнать по ссылке http://ooocivilist.ru/nalog-na-tuneyadstvo-v-rossii-kakovyi-perspektivyi-ego-vvedeniya.html.

Какие слои населения подвергаются особым рискам?

Тунеядство – это своего рода болезнь, которая возникает из-за невозможности найти работу, а потом становится привычкой или способом жизни. Сложности с поиском места работы чаще всего могут возникать у женщин с маленькими детьми, людей пред пенсионного возраста, выпускников ВУЗов или других учебных заведений, которые не имеют опыта работы и связей, чтобы реализовать вновь приобретенные знания и навыки. Также к группе риска можно отнести людей со слабым здоровьем или проблемами с ним, поскольку для них рынок становится еще более ограниченным.

Тунеядец – это тот, кто пришел к пониманию, что ему просто нет необходимости работать, да и желания особого также не наблюдается. В некоторых случаях он даже может создавать видимость активности, делая вид, что штудирует объявления и ходит на собеседования. Он будет специально отказываться от предложений, находя все более веские аргументы «против», убеждая в этом и себя и окружающих. Данный случай можно отнести к разряду «запущенных».

«Портрет» тунеядца глазами психологов

В настоящий момент психологи выделяю четыре группы тунеядцев:

«Джентльмены удачи». Люди одержимые надеждой на богатую жизнь. Они не хотят долго и упорно работать, для достижения поставленной цели, желая получить все «здесь и сейчас»;

Философы. У таких людей в приоритете духовная сторона жизни. Они путешествуют, занимаются саморазвитием и способны довольствоваться малым;

«Инфантилы». Это люди, которые так и не выросли из детского возраста. Они просто не приспособлены к реальной жизни и самостоятельному принятию решений;

«Хикикомори». Люди, что абстрагируются от реальности, предпочитая жизнь в своем, выдуманном мире.

Как бороться с тунеядством?

Многие могут посчитать, что проблема носит чисто психологический характер. Но на самом деле чаще всего тунеядцами становятся те, у кого «за спиной» стоит человек, имеющий возможность оплатить его нужды и делает это на регулярной основе. Такие люди часто «одевают маску» жертвы. Близкие стараются всячески поддержать тунеядца, воспринимая его тщетные поиски близко к сердцу, тем самым еще больше усугубляя ситуацию. Если лишить его подспорья, то есть шанс, что он пересмотрит свое отношение к жизни.

Источник

Лексикон тунеядства

Что объединяет шабашников, рантье, проституток, священников, самогонщиков, инвалидов и производителей грампластинок

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 года «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» узаконил уголовное преследование людей, попадавших под категорию «паразитов». Поскольку точно определить, кто в эту категорию входит, никогда не представлялось возможным, борьба с тунеядством стала одним из самых эффективных и универсальных репрессивных инструментов последних 30 лет существования СССР. Чтобы стать преступником, можно было буквально ничего не делать — или, наоборот, делать что‑то неподобающее советскому человеку. Для объяснения, как под одну статью могут попасть ленинградский поэт Бродский, привокзальный попрошайка, продавец самопальных пластинок и сочинский рантье, нужно было мощное идеологическое сопровождение. Мобилизация юристов, пропагандистов и просто бдительных граждан началась еще до принятия указа и не прекращалась до конца 1980-х. Arzamas разобрался в индустрии борьбы с тунеядством.

Алкоголики

Хрестоматийные «алкоголики, тунеядцы, хулиганы» из комедии Гайдая — типичный продукт борьбы с тунеядством. К моменту выхода фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» на экраны в 1965 году десятки тысяч человек были осуждены по статье 209 «Тунеядство» и сосланы на исправительные работы. Руководители предприятий жаловались: «Это такие лица, которые не поддаются мерам воспитания… Ничего им нельзя разъяснить, потому что они никогда не бывают трезвыми». Высылки были вскоре прекращены, осужденных приговаривали к исправительным работам по месту жительства, иногда к приговору добавлялось принудительное лечение от алкоголизма.

Антиобщественный паразитический образ жизни

Бездельники

Со статьи в «Известиях» «Бездельники карабкаются на Парнас» (1960) началась традиция борьбы с литературным тунеядством. Игоря Холина, Юрия Галанскова, Александра Гинзбурга и других авторов машинописного альманаха «Синтаксис» «Синтаксис» — самиздатский машинописный альманах, выпускавшийся в 1959–1960 годах журналистом Александром Гинзбургом. Вышло три номера; во время работы над четвертым Гинзбурга арестовали, архив был конфискован и издание остановлено. обвинили в безделье, иждивенчестве и издевательстве «над всем, что дорого и свято советским людям».

БОРЗ

«Без определенного рода занятий» — аббревиатура, присваиваемая обвиненным в тунеядстве.

Бродяги

«Как правило, это неряшливо одетые люди, „обшарпанные“, в старой, затасканной, истрепанной одежде, такой же обуви; личного имущества обычно не имеют, а небольшой запас (кое-что из белья, полотенце или тряпка, бритвенный прибор и непременный атрибут — граненый стакан) носят обычно в вещмешке, сумке („сидоре“) либо просто авоське (все свое ношу с собой). Характерные испитые, опухшие, сморщенные, рано состарившиеся, заросшие щетиной лица… тоска и безразличие в глазах, без любви и надежды, все отдано водке и безделью».

Воспитательная работа

Важнейшая задача советского общества в борьбе с антиобщественным поведением. Почти каждая публикация о тунеядстве наряду с требованием «не цацкаться» сопровождалась положительным примером перевоспитания. Например:

«Молодая девушка, что называется, „свихнулась“: не вылезала из ресторанов, крутилась возле иностранцев. Никакие увещевания не могли оторвать ее от „сладкой жизни“. Тогда жильцы дома — а это был дружный здоровый коллектив — решили провести товарищеский суд. Суд был по-настоящему страстным и гневным. Случилось „педагогическое чудо“. Девушка разом все оборвала. Ни ресторанов, ни сомнительных знакомств. С тех пор прошло больше года. Она кончила институт, получила диплом, вышла замуж».

Гадалки

«Карты не врут», киножурнал «Фитиль» (см. Сатира). 1964 год В роли гадалки — Фаина Раневская

Грампластинки

Владельцам подпольных микрофабричек требовалось в 1960 году два-три дня на выпуск граммофонной пластинки из рентгеновской пленки. Поэтому свой бизнес они делали не только на «рок-н-роллах», но и на том, что записи популярных советских мелодий появлялись у них на полгода раньше, чем в магазинах. Но устоявшийся образ продавца грампластинок, безусловно, предполагал, что и музыка, которой он торгует, вредоносна:

«Валерий Генкин по кличке Гном… давно потерял облик советского человека. Заведя обширное знакомство с туристами, он делает свой „бизнес“ при помощи граммофонных пластинок. „Я меняю классику на джаз, и в этом мое призвание, — говорит Генкин. — Я способ­ствую укреплению культурных связей с ‚заграницей‘“».

Доставалы

«Из уважения к Уголовному кодексу» не притрагивались к краденым или контрабандным товарам, но могли указать, где в данный момент продается нужная вещь.

Еда

Базовый принцип «Кто не работает, тот не ест» прописан в советской конституции 1936 года и восходит к трудам Ленина, который называл этот афоризм «коренным началом социализма». Между тем первоначальный источник фразы — Второе послание апостола Павла фессалоникийцам: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3:10). У слова «тунеядец» та же этимология, что у слова дармоед: «туне» (напрасно, даром) и «ядец» (едок).

Жилплощадь

Один из главных источников нетрудовых доходов (см. Нетрудовые доходы). Сдача жилья внаем была запрещена, как и деятельность квартирных маклеров. Вредоносный рантье — постоянный объект насмешек официальной сатиры. Например, в фельетоне «Литературной газеты» «Тараканы» описывается некто Макарян, сдающий курортникам комнаты в Сочи:

«В последний раз, когда снова возникла угроза выселения из Сочи, Макарян прикинулся даже калекой, заполучив… липовую справку об инвалидности. По-прежнему, останавливая на перекрестках курортников, таинственно шепчет: „Не угодно ли комнатку. Дорого не возьму“. Но попробуйте-ка схватить его. У дармоеда высшее образование, он знает много хороших слов. Он начнет истошно кричать о законах и своих гражданских правах».

Злостные тунеядцы

В отличие от неустойчивых (пассивных) тунеядцев — открыто провозглашали свое нежелание трудиться.

«Они не мучаются угрызениями совести, их моральные взгляды не противоречат их образу жизни, они не осуждают своего поведения. Вот пример такого нахрапистого бездельника. Некто Владимир Б., филолог по образованию, более полутора лет нигде не работал, скитался по рабочим общежитиям, за проживание, конечно, не платил. Питался у знакомых девушек и ребят, которым объяснял, что не может устроиться на работу по специальности, и те его кормили и одевали, т. е. по существу жил на подаяния, выпрашивая их. Более того, бравировал, утверждая свои принципы: „Я уверен, что большинство людей предпочло бы отдыхать, а не работать“. Такова воинствующая „идеология“ бездельника. Некоторые из таких „принципиальных“ тунеядцев, когда их выявляют, могут каяться, просить их отпустить, на словах, для маскировки обещать исправиться и устроиться на работу. Журналист Б. Резник описывает подобный пример, который он увидел в Хабаровском приемнике-распределителе. Там находилась молодая кокетливая женщина, которую завсегдатаи этого заведения прозвали Маша Метранос. Прозвище Метранос она получила за то, что слыла постоянной хранительницей „метра“ — захватанного граненого стакана, который она давала жаждущим в обмен на спивки и пустую посуду. За месяц до ее задержания она клятвенно обещала участковому „прямо по утрянке“ начать новую, честную, трудовую жизнь. И на вопрос: „Почему же не сдержала слово?“ — ответила: „Пусть работает папа, пусть работает мама, пусть работает трактор, а гулять буду я“».

Инвалиды

Официально не могли быть признаны тунеядцами, однако обилие инвалидов среди просящих милостыню вело к тому, что инвалиды, подлинные или мнимые, тоже становились объектами сатиры. В статье Елены Ярской-Смирновой и Павла Романова «Герои и тунеядцы: иконография инвалидности в советском визуальном дискурсе» авторы вспоминают эпизод из того же фильма «Операция „Ы“» Леонида Гайдая:

«Водитель: „Где этот чертов инвалид?!“ Бывалый: „Не шуми, я инвалид“.
По сюжету Бывалый… ездит на мотоколяске „инвалидке“, которую он легко приподнимает и двигает… В этом эпизоде отчетливо звучит мотив иждивенчества, игры с приписанным статусом инвалидности и прилагающимися к нему преимуществами».

Иностранцы

В контексте борьбы с антиобщественным образом жизни, как правило, упоминались в роли дурачков, которых обманывают предприимчивые барыги, а также проводников западной заразы: рок-н-ролла, джинсов и тому подобного:

«День-деньской проводит Коган у подъездов гостиниц и ресторанов в ожидании иностранных туристов. Заметив их, он бросается навстречу с громким возгласом: „Сэр, сделаем бизнес!“ Коган не брезгует ничем. Он готов взять рубашку, носки, жевательную резинку»

Борьба со спекулянтами, таким образом, приобретала характер национальной обороны:

«По своим взглядам они приближаются к духу частнокапиталистиче­ского предпринимательства — все эти спекулянты, мошенники и безусые бизнесмены у гостиниц. Не случайно оказалось, что именно бездельники-стиляги, занявшиеся спекуляцией валютой (чем не респектабельный бизнес!) стали подходящими кандидатами для вербовки иностранной разведкой. Наиболее обнаглевшие из них не скрывают, что по сути своей чужды нашему строю. Недавно один трутень-фарцовщик заявил: „Запад скоро проявит протест по поводу того, что в Советском Союзе преследуют частную инициативу“. „Свободный“ мир, дескать, за меня заступится! Он бы, может, и заступился, да… руки коротки!»

Картежники

В представлении борцов с тунеядством делились на «деловых мужчин», разъезжавших на богатых машинах с телохранителями, и шулеров рангом пониже (курортные, поездные):

«…[такие] действуют раскованно, порой даже развязно, играют под этакого „рубаху-парня“, веселого общительного гуляку, который ради риска готов на все, лишь бы „поиграть“ всласть, с азартом».

Луковые

Бродяги, работающие по найму на луковых плантациях. В среднеазиатских республиках возник термин «луковые мужья» — те, кто нанимается на сезон к одиноким женщинам. Среди сельских бродяг (см. Бродяги) выделяли также категории, например арбузников, работавших на арбузных полях, скирдятников, ночевавших в скирдах, и камышатников, обитавших в камышовых зарослях.

Музыканты

Каноническая формулировка Бориса Гребенщикова «поколение дворников и сторожей» описывает, в частности, рок-музыкантов 1980-х, многим из которых приходилось устраиваться на подобную работу, чтобы избежать обвинений в тунеядстве. Виктор Цой и Александр Башлачев числились кочегарами, Петр Мамонов работал лифтером, а его младший брат, гитарист Алексей Бортничук, не удержался на работе в бойлерной и за тунеядство был приговорен к двум годам лишения свободы.

что такое тунеядец и тунеядство. Смотреть фото что такое тунеядец и тунеядство. Смотреть картинку что такое тунеядец и тунеядство. Картинка про что такое тунеядец и тунеядство. Фото что такое тунеядец и тунеядствоВ сборочном цехе Угличского часового завода. 1982 год © Сергей Метелица / ТАСС

Наши люди

Неопределенный, но крайне важный концепт, антоним дармоедов, которых, как правило, легко распознать среди «наших людей» по внешним признакам:

«Да, такие типы, к сожалению, еще мелькают на наших улицах. Их не так уж много. И они хорошо известны. Даже неопытному взгляду не трудно их выделить среди наших людей. Что же их отличает? Вызывающе крикливые наряды и шаркающая походка паралитика? Да! Но главное — это мутный взор и пустая душонка паразита!»

В статье Татьяны Ластовки «Тунеядство в СССР (1961–1991): юридическая теория и социальная практика» Т. Ластовка. Тунеядство в СССР (1961–1991): юридическая теория и социальная практика // Антропологический форум. № 14. 2011. содержится ключевой для понимания сути борьбы с тунеядством фрагмент:

«Но как выявить и определить этого врага? Что объединяет кочующих и попрошайничающих цыган, привокзальных проституток, запойных пьяниц, спекулянтов, фарцовщиков и стиляг? Если обратиться к тому, как изображались все эти лица на страницах сатирической периодики, то общим мерилом для их социального выделения служила их подразумеваемая инаковость, резко контрастирующая с рекомендуемым образом „настоящего советского человека“. Определение последнего предстает при этом отчасти доказательством от противного: для того, чтобы судить о том, каким должен быть советский человек, важно знать, как выглядит его антипод».

Нетрудовые доходы

Широко трактуемый термин, необходимый для подавления любой экономической активности граждан, неподконтрольной государству. В пересказе «Известий» указа «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда» поэтически сообщается:

«…в городе и деревне есть еще отдельные лица, которые упорно не желают трудиться. Такие люди нередко, для видимости, устраиваются на работу, а фактически живут на нетрудовые доходы…»

Далее следует подробный, но не полный перечень того, как эти люди обогащаются за счет трудящихся:

«…занимаются запрещенными промыслами, частнопредпринима­тельской деятельностью, спекуляцией, попрошайничеством, извлекают нетрудовые доходы от эксплуатации частных автомашин, применяют наемную рабочую силу и получают нетрудовые доходы от дачных и земельных участков, производят строительство домов, дач на средства, добытые нетрудовым путем, используя для этой цели незаконно приобретенные материалы, а также совершают другие антиобщественные поступки».

Облавы

Милицейские облавы, проводившиеся в магазинах, кинотеатрах, банях и других местах, где трудящийся не должен был находиться в рабочее время, считаются андроповским методом. Однако похожая практика применялась еще в 1960-х. Так, «Комсомольская правда» сообщала об акции молодежного движения «Комсомольский прожектор»: в рейдах по выявлению «жуликов, хапуг, тунеядцев и прочей нечисти» наряду с милиционерами участвовали комсомольцы и журналисты.

Попрошайки

«Отличаются своеобразными внешними данными: выглядят нарочито бедно одетыми, оборванными, „сирыми и убогими“, чтобы вызвать жалость и сострадание у окружающих, нередко умело симулируют болезни, физические либо психологические недостатки. Есть отличия в манере поведения в зависимости от места обитания: вокзальные, вагонные, уличные, церковные и кладбищенские. Они прекрасно знают и „творчески“ используют психологию публики, выжимая у них „слезу“ и вымогая помощь».

Проституция

До середины 1980-х годов такого явления для Уголовного кодекса СССР официально не существовало, это был один из эндемических признаков загнивающего Запада. Соответственно, преследование проституток проходило по линии борьбы с тунеядством. Когда наличие проституток было признано, отношение к ним оказалось в значительной степени сочувственным: например, в авторитетной брошюре Николая Кондрашкова сообщается:

«Проституция — страшная язва на теле нашего общества, но лечить ее надо не только хирургическим путем, не административными мерами, а прежде всего воспитанием нравственности».

Религия

Наряду с тунеядством — главная мишень хрущевской пропаганды. «Лица, возглавляющие нелегальные религиозные секты», официально входили в перечень ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни, однако давлением на «сектантов» антирелигиозная кампания не ограничивалась. Священнослужители и верующие противопоставлялись честному советскому человеку. Например, на целиком посвященной борьбе с тунеядством полосе газеты «Правда» от 20 сентября 1962 года описывается, в частности, раскаяние бывшего дьякона:

«С интересом слушали литейщики выступление обрубщика Л. С. Петренко, который в прошлом был священнослужителем. — Религия и церковь, — сказал он, — безвозвратно отняли у меня больше пяти лучших лет жизни. На своем горьком опыте я убедился, что церковники и сектантские руководители — это тунеядцы. Что мы давали обманутым людям, за счет которых существовали? Ничего, кроме вреда».

Самогонщики

Cатира

Индустрия обличения тунеядства начиная с 60-х кормила сотни и тысячи литераторов, режиссеров, журналистов и других представителей творческих профессий. Журнал «Крокодил», специально созданный в 1962 году киножурнал «Фитиль», газетные фельетоны и полнометражные фильмы работали не только на узнаваемости образа паразита, но и на признании повсеместного распространения проблемы и бессмысленности борьбы с ней. В лучших своих проявлениях сатира оборачивалась против самих обличителей. Успех комедий Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая или Георгия Данелии строился в значительной степени на том, что представители общественности оказывались таким же объектом насмешек, что и асоциальные элементы.

«Пострадавший», киножурнал «Фитиль». 1962 годВ роли вора — Юрий Никулин

Трутень

Знаменитая статья «Окололитературный трутень» в «Вечернем Ленинграде» от 29 ноября 1963 года — важнейший текст в истории борьбы с тунеядством, не только потому, что ее герой — Бродский. В этом выдающемся публичном доносе сконцентрировано такое количество риторических штампов, что хватило бы на целую «галерею дармоедов», какие во множестве печатали советские газеты. Формирование образа врага начинается с его расчеловечивания (трутень). Далее перечисляются классические признаки тунеядца: молодой, одетый в вельветовые штаны, недоучка, кустарь-одиночка, иждивенец. Процитировав не имеющие отношения к Бродскому стихи, упомянув дурную компанию и обязательную тщетную воспитательную работу, авторы переходят к связке «бездельник = предатель»:

«И наконец, еще одно заявление: „Люблю я родину чужую“. Как видите, этот пигмей, самоуверенно карабкающийся на Парнас, не так уж безобиден. Признавшись, что он „любит родину чужую“, Бродский был предельно откровенен. Он и в самом деле не любит своей Отчизны и не скрывает этого. Больше того! Им долгое время вынашивались планы измены Родине».

Фарцовщики

Шабашники

Они же леваки, частники, калымщики. Самые трудолюбивые тунеядцы, выполняющие разную работу в частном порядке. Призывы к борьбе с ними традиционно сопровождались признанием недостатков советского сервиса, что нашло отражение, например, в песне Владимира Высоцкого 1971 года:

«Шабашэлектро» наш нарубит дров еще,
С ним вместе — дружный смежный «Шабашгаз».
Шабашник — унизительное прозвище,
Но что-то не обходятся без нас!

Экстрасенсы

Позднейшая паразитическая специальность, невнятно описанная в цитируемой брошюре Николая Кондрашкова:

«Некоторые вовсе не заняты трудом, проживают на нетрудовые доходы и уклоняются от общественно полезного труда. Внешняя атрибутика таких „экстрасенсов“… своеобразная, в ходу различные приемы восточных обрядов индийских йогов, чтение псалмов и совершение других ритуалов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *