что такое тугра османской империи
Тугра
Тугра ставится на всех государственных документах, иногда на монетах и воротах мечетей.
Содержание
Тугры османских султанов
Первая тугра — тугра Орхана I (1326)
Примечания
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Тугра» в других словарях:
ТУГРА — (перс. tugra). Вензелевое изображение князя; вензель шаха, турецкого султана. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТУГРА перс. tugra. Вензель шаха, помещаемый вверху патентов и грамот, но преимущественно … Словарь иностранных слов русского языка
Тугра — или Тогра так называется подпись (шифр) турецкого султана. Со времени малограмотного султана Орхана, прикладывавшего к документам оттиск руки, погруженной в чернила, вошло в обычай окружать подпись султана изображением его титула и титула его… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ТУГРА — печать (подпись) тур. султанов, изображенная на марках Османской империи 1863 1921. Т. др. вост. правителей изображались на марках Хиджаса Неджда 1926 32, Саудовской Аравии 1934 45 и Афганистана 1927 … Большой филателистический словарь
тугра — Урта гасыр төрки дәүләтләрдә (мәс. Казан ханлыгында) хан мөһере; хан исеме матур итеп боргалап сыргалап язылган мөһер … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
История почты и почтовых марок Турции — Турецкая Республика тур … Википедия
Почтовые марки и история почты Турции — Доплатная марка Турции (1913): мечеть Селимие в Адрианополе (Скотт #J61) Почтовые марки и история почты Турции представляют собой совокупность филателистического наследия Турции и её государства предшественник … Википедия
Почтовые марки Турции — Доплатная марка Турции (1913 … Википедия
Любовь моя, печаль моя (фильм) — Любовь моя, печаль моя Любовь моя, печаль моя Жанр драма Притча … Википедия
Любовь моя, печаль моя — Ferhat ile Şirin … Википедия
Абдул-Хамид II — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. У этого термина существуют и другие значения, см … Википедия
Тугра: зачем русские цари ставили мусульманскую подпись
Тугра в качестве графического символа высшей власти до развития геральдики представляла собой и герб, и печать, удостоверяя принадлежность ознаменованного ею документа первому лицу государства. Историки сходятся во мнении, что тугры появились в империи Чинхисхана ориентировочно в XIII—XVI веках. По поводу того, зачем ими пользовались русские цари, точки зрения исследователей расходятся.
Простое заимствование
По мнению российского кандидата исторических наук и этнолога Дамира Хайретдинова, Московская Русь в полном объеме инкорпорировала идеологию и атрибутику империи, созданной Чингисханом, и использовала ее вплоть до эпохи Петра Первого. Помимо московских тугр, у русских царей было много татарских заимствований, начиная от названия Кремля (слово в переводе на татарский означает «крепость») и заканчивая шапкой Мономаха, сильно смахивавшей по внешнему виду на головной убор, который носил хан Узбек.
Дань уважения
Доктор политических наук, советский и российский историк Рафик Мухаметшин, не оспаривая своего коллеги Дамира Хайретдинова, развивает его гипотезу, добавляя, что русские царские тугры использовались на именных грамотах и посланиях в дипломатической переписке правителей России с лидерами мусульманских империй. С конца XVI века, когда Золотая Орда обрела фактическую независимость, подобные письма от русских царей получали Османская империя, Крымский юрт. Среди адресатов были персидские шахи, крымские тайши, индийские падишахи, бухарские, крымские, хивинские ханы, монгольские алтын-ханы, азербайджанские и северокавказские князья и ханы. Тугра, как и у мусульманских шахов, на русских бумагах помещалась над первой строкой документа в центре и поначалу графические символы просто копировались с мусульманских.
Первая российская, отличная от иноземных, тугра, обнаруженная отечественными историками, относится к 20-у году XVII века. Царскую тугру от графических символов правителей восточных стран отличали внешние признаки. Один из авторов издания «Ислам в Москве: энциклопедический словарь» кандидат исторических наук Сагит Фаизов писал, что если у мусульманских адресатов тугра выступала как одна из составных частей послания вкупе с собственно текстом, его расположением, элементами, стилем (что вместе взятое подразумевало единение «земли», «неба», «человечества» и «Бога»), то для русских грамот она имела число утилитарное значение — как подтверждение подлинности авторства царского документа.
По рисунку тугра отличалась от крымских и османских образцов тем, что представляла собой изящно исполненную восточную криптограмму — древнюю арабскую богословскую формулу, в переводе на русский означающую «милостью Владыки миров». Символизировать тугра должна была близость Российской империи к Восточному миру, доверительное отношение к нему.
Подпись султана Сулеймана Великолепного
Еще и предшественница водяных знаков?
Кандидат физико-математических наук и самодеятельный исследователь темы российских тугр Глеб Носовский (отечественное научное сообщество его не жалует и причисляет к приверженцам псевдонауки) на основе анализа грамот XVII и даже XVIII веков (время правления Петра I) пытается обосновать такое свое соображение: на всех средневековых грамотах «Руси-Орды» (термин Носовского) тугры присутствовали, просто потом большую часть этих документов цари династии Романовых уничтожили.
Еще одно предположение Глеба Носовского, касающееся тугр на российских документах: это не что иное, как предшественницы водяных знаков или иных обозначений на официальных и потому особо ценных бумагах, наносимые с целью избежать подделки посланий. Носовский приводит примеры «сложных росписей» в начале документов царей династии Романовых и грамоты более раннего времени, не имеющие тугр. Отсутствие «росписей» исследователь объясняет так: Романовы попросту подделали эти «царско-ханские указы», а нарисовать тугры было некому — каллиграфы погибли во время Великой Смуты. Отсутствием мастеров Носовский объясняет сравнительную простоту «сложных росписей» на документах романовской эпохи.
Тугра… все, что вам нужно знать
Тугра — это один из важных шрифтов, в котором надпись писем османского султана, некоторые золотом, некоторые красивыми яркими цветами, пишутся в верхней части книг над басмой толстым пером, и ее содержание — это имя османского султана, для которого была выпущена книга, его эпитеты или титулы.
Тугра также используется в качестве османского королевского знака, подписи, печати или королевской эмблемы, и иногда рисуется поверх королевских патентов и фирманов.
Происхождение слова «Тугра»
В своем труде 11 века «Dīwān Luġāt at-Turk» («Сборник диалектов тюрков») Махмуд аль-Кашгари упоминает огузский термин tughragh для обозначения печати (bi) и подписи (taw) огузского правителя (malik).
Утрата гортанного огузского окончания gh, распространенного в османском языке, объясняет форму tughra. Махмуд ал-Кшгар также понимает глагол туграгланмак (на основании документа это означает «туграгто получить»). Это соответствует арабскому tagh-ghara («поставить на него тугру»), засвидетельствованному Мухаммадом аль-Макризи в 1270 году.
Можно предположить, что tughra имеет турецкое происхождение, хотя основное значение неизвестно.
Форма османской тугры
Османская тугра в своей классической форме, датируемой XVI веком, сочетает имя османского правителя и имя его отца с титулами, заимствованными из персидского и монгольского языков, а также арабскими словами, и использует арабскую вязь. Его происхождение можно проследить в османской и арабской каллиграфии.
Можно проследить устойчивый прогресс от первой сохранившейся простой тугры Орхана Гази до тугры Сулеймана Великолепного, Тугры становятся все более насыщенными и сложными, особенно после Баязида II.
Одновременно увеличивается их размер, от ширины около 7 см для Орхана Гази до ширины около 40 см для Сулеймана Великолепного, что соответствует ширине записей, в которых они использовались.
Их объединяет то, что слова текста написаны поверх и внутри друг друга с использованием каллиграфических критериев.
Кто нарисовал Тугру?
Соответствующий нисанчи отвечал за назначение тугра, который после того, как нисанчи стал главой императорской канцелярии и участником дивана, должен был быть ученым, по возможности профессором в медресе, согласно закону Мехмеда II.
Нишанчи обычно рисовал тугру в своем кабинете или в диване, или поручал их нарисовать там.
По указанию султана Нишанчи также мог добавлять тугры на пустые листы для письма, чтобы указы, которые требовались быстро за пределами столицы, могли быть отправлены немедленно.
Затем представитель султана, например, один из визирей, получал право составить указ прямо на месте и написать его под сборным тугром.
То же самое делалось, когда султана не было в Стамбуле, а указы были необходимы.
Несанкционированное написание или рисование тугры может караться смертью.
Применение османской тугры
Османская тугра имела множество применений, таких как:
Проверка подлинности документов
Использование османской тугры хорошо документировано во многих сохранившихся документах, в отличие от использования ее возможных моделей, огузских и сельджукских тугр и печатей (дамга), которые упоминаются лишь в нескольких.
Османская тугра была в первую очередь стилизованным ручным праздником османских султанов (официальное, первоначально рукописное название).
Она служила печатью для императорских писем, придавая им легитимность и заверяя их.
Тугры на нем были просто выполнены или написаны драгоценными красками, или раскрашены и великолепно иллюминированы, в зависимости от предпочтений султана и времени, а также важности повода и адресата.
То, что многие документы тугра в основном были свернуты, а иногда сложены и хранились в шелковых мешочках или шкатулках, объясняет их хорошую сохранность.
Некоторые из наиболее богато иллюминированных учредительных актов (вакфие) хранились в виде сборников страниц или переплетались в твердые обложки.
Учреждения, назначения, повышения, дипломатические посольства, заверения, передача недвижимого имущества, арбитраж споров и так далее — все это было поводом для императорских писем.
О зданиях и монетах
Несомненно то, что тугры использовались в качестве символов и украшений на зданиях и в зданиях, особенно в 18 веке. Султан Махмуд II. Тугра, например, была установлена в виде скульптуры рядом с печатью Сулеймана Великолепного на видном месте, а именно над михрабом мечети Яшар Мехмед-паши в Приштине, которая была построена в 1834 году.
Тугры использовались на зданиях и в зданиях как украшения и как имперский символ на более поздних этапах строительства стамбульского сераля Топкапы. Хорошим примером является тугра справа от входа в «Ворота блаженства» (Bab-ı Saadet), которые были переделаны в стиле рококо в 18 веке.
Abdülhamid II. Тугру можно найти у Немецкого фонтана в Стамбуле, который был построен в 1900 году германским императором Вильгельмом II. Медальоны с изображением тугры Абдулхамида II и монограммы Вильгельма II поочередно украшают внутреннюю часть купола над восемью концами колонн в виде мозаики.
Самые ранние известные османские монеты с тугрой принадлежат Мураду I и эмиру Сулейману, который был провозглашен в Адриане Опелем Султаном и в 1410 году задушен от имени своего брата Мусы во время междуцарствия (1402 — 1413).
После него другие султаны регулярно чеканили монеты со своими туграми, начиная с Мехмеда II и все чаще при Сулеймане II.
Около 1700 года разновидность османского золотого дуката даже называлась «туграли».
Даже если на монете больше не изображена тугра, аверс (голова) в современном турецком языке называется «тура».
Запрет османской тугры
Закон № 1057, вступивший в силу в середине 1927 года, предписывал удалить тугры, а также османские гербы и надписи с государственных и общественных зданий на всей территории Турецкой Республики.
Тугры из государственных и муниципальных структур должны были быть помещены в музеи. Если художественная ценность тугр подвергается опасности во время демонтажа, тугры должны быть покрыты на месте. Министерство культуры уполномочено принимать решения относительно соответствующей процедуры. Этот закон был специально направлен на то, чтобы убрать с глаз общественности тугры, которые ранее были установлены для представления османского правления.
«Пётр великий сын Алексеевич, султан двух северов и хакан двух морей»
Тот, кто в последние годы посещал столицу Татарстана, наверняка встретился с таким любопытным явлением, как тугра (от османского слова tuğra) – красочная композиция с декоративным написанием имени собственного, построенным по определенным законам с помощью букв арабского алфавита.
Сегодня тугра на магните почти с любым именем – популярный сувенир, который продаётся в магазинах Казани. Долгая история этого символа хорошо иллюстрирует адаптацию древних знаков власти современной популярной культурой и опосредованно – современной властью. Собственные тугры созданы художниками для Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Рустама Минниханова… Сегодня возрождение традиции изготовления тугр – уникальный случай реставрации древней тюркской властной символики. Мало кто знает, что свои тугры имелись у некоторых русских царей, а у Петра I их было несколько… Но обо всем по порядку.
1.Тугра османского падишаха Орхана I Гази. 1326 год. Надпись: «Орхан ибн Усман» |
С начала XVIII века в Османской империи, помимо султанских тугр, начинают создаваться каллиграфические композиции в форме тугры, которые содержат имена Пророка Мухаммада и четырех праведных халифов, а также тексты хадисов 3 Keskiner Ph.B. Sultan Ahmed III’s Hadith-Tughra: Uniting the Word of the Prophet and the Imperial Monogram // İstanbul Araştırmaları Yıllığı. No. 2, 2013. или же басмалы (арабской формулы «бисмилляхиррахманиррахим» – «Во имя Бога, милостивого, милосердного»).
В 1475 году под протекторатом Османской империи оказалось Крымское ханство. Многие будущие крымские ханы получали воспитание в столице империи. Блеск османского двора, пышные символы могущества падишахов не могли не повлиять на крымских ханов – они выстраивали новый образ собственной власти, соединяя в нём золотоордынские и османские черты. Тугра стала одним из ярких символов, который пришелся в Крыму по вкусу. Ею украшали ханские документы – ярлыки и дипломатические послания. Первая крымская тугра появляется у хана Сахиб-Гирея (1532–1551), который, по всей вероятности, заимствовал её у османских падишахов. Вплоть до 1783 года тугра – непременный атрибут власти крымских ханов. (2)
2. Тугра крымского хана Сахиб-Гирея. 1549 год. Надпись: «Абу-л-Фетх ал-Гази Сахиб-Гирей хан. Слово мое…» (Ярлык хана Сахиб-Гирея ТиляуБирди, 15 июля 1549 года; Государственный архив Республики Крым, ф.49, оп.1, ед. хр. 6462, л. 37а) |
Тугру крымским ханам изготавливали в Стамбуле и вручали вновь назначенному претенденту на престол. Традиция её применения утвердилась не сразу. На первых порах у преемников Сахиб-Гирея мы видим, как колеблются очертания ханской тугры, но вскоре она стала легко узнаваемым и непременным атрибутом крымской канцелярии. (3)
3. Тугра крымского хана Мехмед-Гирея. 1578 год. Надпись: «Мехмед-Гирей хан. Слово мое…» (Ярлык хана Мехмед-Гирея Малик-паша-оглану, 1578 год; Государственный архив Республики Крым, ф.49, оп.1, ед. хр. 6449, л. 8) |
Любопытно, что примерно в то же время тугры (вернее, псевдотугры) появляются и на православной периферии османского мира – в Валахии. Молдавский господарь Стефан IX Томша (1611– 1615, 1621–1623), посаженный на престол османами, в своей канцелярии явно следовал турецким обычаям и использовал кириллическую псевдотугру.
4. Тугра царя Михаила Федоровича Романова. 1620 год. (Мохаббат-наме царя Михаила Федоровича; РГАДА, ф.123, оп. 4, ед. хр. 34) |
В действительности все российские тугры XVII столетия безымянны: они включали только богословскую формулу на арабском языке – «Милостью Владыки миров». (5)
5. Тугра царя Алексея Михайловича. 1675 год. (Грамота царя Алексея Михайловича падишаху Аурангзебу с предложением об установлении дипломатических отношений между Россией и Индией, 28 февраля 1675 года; РГАДА, ф. Посольский приказ. Сношения с Индией, 1675 г., д. 1) |
До конца XVII века нам известны тугры Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и тугра, украшавшая послания царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей (1695 год). (6, 7)
6. Тугра царей Петра и Ивана Алексеевичей. 1695 год. (Мохаббат-наме, Российский государственный архив древних актов, ф.134, оп. 2, ед. хр. 46) |
7. Тугра царей Петра и Ивана Алексеевичей. 1695 год. (Проезжая грамота, выданная русскому купцу Семёну Маленькому на проезд в Индию, Персию, Балх, Бухару и Хиву, 10 июня 1695 года; РГАДА, ф. Посольский приказ. Сношения с Индией, 1695 год, д. 1) |
«Пётр I у стен Дербента, 1722 год» Художники Мурад и Мухтар Камбулатовы |
8. Тугра Петра I (экземпляр РГАДА). Надпись на арабском: «Петр Великий сын Алексеевич, султан двух Северов и хакан двух морей» |
9. Тугра Петра I (экземпляр РГАДА) Надпись на персидском: «Петр Первый сын Алексея, падишах Руси» |
Логично было бы ожидать появления тугры у императрицы Екатерины II, при которой Крым стал частью Российской империи, однако образцы нам неизвестны. Что было тому причиной, мы не знаем: возможно, отсутствие традиции в тюркском мире иметь тугры у женщин-правительниц. Пышная и многословная титулатура императрицы на турецком языке нам хорошо известна, например, по крымскому тексту ратификационной грамоты Карасубазарского трактата 1772 года, но документов с екатерининской тугрой как будто бы нет… Однако у внука Екатерины тугра была. И связано её появление было именно с Крымом. В самом Крыму тугра была у последнего хана Шахин-Гирея. После него традиция изготовления тугр у потомков ханов замирает, но уже в российском Крыму символ продолжал жить. (10)
10. Тугра последнего крымского хана Шахин-Гирея. 1781 год. (Государственный архив Республики Крым) |
Тугра Александра I была, во-первых, именной российской тугрой, которая содержала имя монарха (тугры русских царей XVII века были безымянны и передавали лишь арабскую формулу «Милостью Владыки миров»). Только у Петра I в тугре появляется его имя. Во-вторых, совершенно очевидно, что тугра Николая I стилистически и текстуально (за исключением только имени императора) повторяла тугру Александра I и фактически была её разновидностью. (11)
11. Тугра императора Александра I. 1828 год. (Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник) Текст и перевод надписи: «Александр Павлович, император России, всегда побеждающий» |
Сравнив александровскую тугру с современными ей османскими, мы увидим, что именно они были образцами для её создания. (12)
12. Тугра императора Николая I. 1830 год. Литографированный бланк «открытого предписания» – подорожной, выданной статскому советнику Сгущеву. Симферополь, 17 июня 1830 года; Архив РАН, ф.1532, оп.1, ед. хр. 381. |
Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов вручает Президенту Российской Федерации В.В. Путину именную тугру, изготовленную художником Р. Насыбулловым. 2018 год. Фото муфтия Республики Татарстан Камиля хазрат Самигуллина |
Древний символ, происхождение которого связано с кочевой тюркской средой Евразии, обрел впоследствие новую жизнь. Из сельджукского знака собственности он превратился сначала в османский символ власти. Военная и политическая мощь Османской империи и эстетическое обаяние её атрибутов были столь притягательны, что тугру в XVI веке заимствуют соседи турок – крымские ханы и московские государи, а затем и российские императоры. После развала Османской империи политическое значение тугры утрачивается. Но вскоре тугра возвращается в массовую культуру как часть образа ушедшего прошлого, которое продолжает говорить с нами на своеобразном языке политической каллиграфии.
Илья Зайцев,
член правления фонда «История Отечества»,
доктор исторических наук, профессор РАН,
заместитель генерального директора Государственного музея Востока
Что такое тугра османской империи
Тугра – каллиграфическая симфония
Арабское письмо, витиеватая вязь букв, в которых для европейца всегда затаен какой-то особый скрытый смысл, магический и непонятный. Именно эта уникальная система букв стала кладезем для каллиграфов, которые создавали уникальные произведения, используя только перо и набор графических символов
Каллиграфия стала одной из главных областей исламского изобразительного искусства, в ней черпали вдохновение и реализовывали свои таланты мусульманские дизайнеры (выражаясь современным языком) на протяжении многих лет.
Небывалого расцвета достигла каллиграфия в Османской империи. В течение 500 лет её могущества она развивалась и совершенствовалась. Одной из вершин османского каллиграфического искусства стала знаменитая тугра (по-арабски طغراء, по-турецки tuğra) – персональный знак правителя (султана, халифа, хана), содержащий его имя и титул
Это не просто красиво оформленная подпись правителя, не только личный герб падишаха и государственная печать, это еще и своеобразный исторический шифр, разгадав который можно понять многое из блистательной и великолепной эпохи турецких султанов.
В современной Турции тугра стала государственным историческим брендом, она встречается повсюду: на стаканах и платках, в книгах и в магазинах, в оформлении площадей и улиц.
А начиналось всё в первой половине XIV века. Турецкий султан Орхан I сын легендарного Османа – основателя названной в его честь османской династии, прикладывал к государственным бумагам ладонь, погружённую предварительно в чернила. Ее оттиск и становился государственной печатью. Со временем вошло в обычай окружать «отпечатки пальцев» султана рукописным каллиграфическим вензелем, содержащим его имя и титул, а также имя и титул его отца. Слова при этом сливались и переплетались, образуя витиеватую монограмму, которая чем-то напоминала форму распростертой ладони. Красиво оформленная тугра создавалась с помощью арабских букв, хотя текст ее мог быть на любом языке, использующем арабское письмо.
Тугра в обязательном порядке присутствовала на фирманах – письменных указах османских султанов, подтверждая подлинность документов.
Вскоре тугра прочно вошла в государственный оборот и стала появляться не только на всех государственных документах, но также на деньгах, а позже – на банкнотах и почтовых марках.
Пять веков тугра была символом Османского владычества в Азии, Африке и Европе.
По сути тугра – набор слов, который достаточно легко может озвучить любой, кто знаком с арабским алфавитом. Форма ее со временем стала строго регламентированной, а за исполнение брались только лучшие мастера каллиграфии.
Тугра состоит из 6 основных составных частей.
Фундамент тугры – «кюрсю» (буквально – кафедра). Здесь, в основании тугры размещался основной текст: имя и титул правителя. Как правило, буквы очень сильно переплетались друг с другом и писались таким образом, что их верхние окончания становились тугами-флагштоками, а завершающие слова завитки превращались в каллиграфические кольца, обрамляющие тугру слева.
А еще османские идеологи придали некоторым чертам тугры политическую подоплеку.
Так считалось, что три верхних флагштока тугры османского султана символизируют владычество Османской империи над тремя континентами и ее суверенитет в Африке, Европе и Азии.
Большое внешнее кольцо тугры символизировало право собственности Османской империи на весомую часть побережья Средиземного моря и многие его острова, а маленькое внутреннее – право собственности Османской империи на Черное море.
Верхняя линия правого кинжаловидного конца тугры обозначалась как границы халифата, а нижняя – как официальные границы Османской империи.
Основание тугры ассоциировалось с данным свыше успехом османских султанов.
Вот такая мудреная философия и политика были зашифрованы в этом старинном знаке, пережившем не одно столетие.
Кстати, подделка тугры каралась в Османской империи смертной казнью.
Интересен тот факт, что даже российские государи, вплоть до Петра I, имели подобные тугры для скрепления грамот и посланий, предназначенных мусульманским правителям.
Всего известно 35 тугр османских падишахов (тугра султана Османа I Гази либо не сохранилась, либо вовсе не существовала) – и все они настоящие произведения искусства. Особенно прекрасна тугра знаменитого султана Сулеймана I Великолепного.
35-я тугра последнего 36-го османского султана Мехмета IV Вахидеддина была отчеканена на последней монете Османской империи в 40 пара или 1 куруш в 1336 году по хиджре (1920).
Но история тугры не закончилась с уходом султанов. Этот символ стал очень популярным. Собственная тугра появилась даже у Стамбул
Сейчас мастера искусно писать умудряются делать для любителей каллиграфии персональные тугры, не только используя арабские буквы, но и применяя латиницу. К слову на латинице тугра выглядит не столь изящно как в классическом варианте.
А в венгерском городе Сигетвар, во время осады которого в 1566 году умер турецкий султан Сулейман I Великолепный даже установлен памятник ему и его тугре.