Что такое цветовая гармония
Цветовая гармония для моушн-дизайна
В этом материале поговорим о цветовой гармонии и о том, как она помогает решать задачи в моушн-дизайне.
Часто в работе моушн-дизайнера возникает противоречие. С одной стороны, дизайн строго привязан к цветовой палитре клиента, и в ролике важно учесть корпоративные цвета бренда (они часто становятся ключевыми). С другой, одного корпоративного цвета недостаточно, и дополнительные цвета обогащают цветовую палитру, помогают в передаче эмоций. Цветовая гармония как раз помогает найти решение на стыке этих двух запросов и сочетать цвета так, чтобы и клиент, и зритель были довольны.
В целом, вся цветовая гармония сосредоточена вокруг понятия цветового круга. Этот круг изначально возник в живописи: художники придумали разместить на круговой палитре на равном расстоянии друг от друга основные три цвета (красный, синий и желтый) а между ними — показать множество различных их сочетаний.
Виды цветовой гармонии
Цвета в ролик стоит вводить аккуратно, не добавляя лишнего, чтобы не перегрузить композицию, не отвлечь внимание зрителя на менее важное. Поэтому начнём с цветовых гармоний, в которых используется минимальное количество цветов, — ахроматической и монохромной.
Ахроматическая + цвет (Achromatic)
В роли основного цвета и вариаций его оттенков здесь выступают черный и белый. В ахроматической гармонии часто встречается один акцентный цвет (как правило — выполняющий задачи брендинга), чтобы подчеркнуть и выделить важные детали.
Ахроматический + золото
С точки зрения классической цветовой палитры, золотой — такой же цвет, как и все остальные. Но в моушне этому цвету уделяется особое значение. Примерно половина роликов сделана с использованием золотого цвета. Поэтому, выделяем отдельную цветовую гармонии, монохромную с акцентным золотым. В ролике, который наша студия сделала для Hadoro, видим удачный пример сочетания акцентного золотого с ахроматической гармонией.
Монохромная (Monochromatic)
Монохромная — цветовая гармония, в которой использован один цвет, с разными вариациями оттенков, теней и тональности. Ниже — пример студийного проекта для ЦУМа. Здесь использован монохром и ахроматический акцентный белый цвет, чтобы выделить фразу «Sale», обратить на неё внимание зрителя.
Последовательная, гармония родственных цветов (Analogous)
Эта гармония основана на примеси ключевого цвета во всех других. Все цвета, как мы можем видеть, расположены последовательно на цветовом круге. Пример — студийный ролик для Касперского, последовательная цветовая гармония помогла выделить и подчеркнуть технологичность, прозрачность процессов и продуктов бренда.
Комплементарная (Complementary)
Это основная гармония, в которой точка добавочного цвета находится прямо напротив ключевой. Но ключевого цвета в общей композиции должно быть больше. При соотношении цветов 50:50 цветовая гармония рушится, и глазу кажется непривычным и “неправильным” общее изображение.
Вот, например, два ролика, выполненных нашей студией для ЦУМа. Хорошие примеры комплементарной гармонии: акцентные детали, минималистичное, запоминающееся и стильное изображение.
Хотим выделить этот ролик как отдельный пример. Сочетание голубого и золотого, формально, — пример комплементарной палитры. Но, как мы уже писали выше, золотой — специальный случай для моушн-дизайна.
Сплит-комплементарная (Split complementary)
В сплит-комплементарной гармонии напротив одного ключевого цвета расположены два дополнительных, по разные стороны от него. За счёт того, что акцент в той или иной степени падает на большее количество цветов, чем в комплементарной гармонии, это сочетание считается более безопасным, не таким бросающимся в глаза и комфортным для зрителя. Удачный пример, один из любимых проектов студии Effectno, ролик для Geotech Reserves. За счёт такого цветового сочетания получается сочная, живая и яркая картинка.
Треугольная (Triad)
Это гармония, в которой три ключевых цвета находятся на равном расстоянии друг от друга. Она позволяет увеличить диапазон используемых цветов в композиции, сделать более разнообразным цветовое сочетание. Однако здесь нужно быть аккуратным, так как есть шанс переборщить с акцентами, насыщенностью и яркостью. Поэтому при использовании этого принципа сочетания цветов стоит делать его сбалансированным, выбрав один цвет ключевым, а другие два — дополняющими его.
Двойная комплементарная (Square)
Аналогична триадной, только на цветовом круге располагаются четыре равноудалённые от центра точки. В этом сочетании цветов есть вероятность получить перегруженное изображение, однако для некоторых задач эта гармония будет удачным решением. Например, когда в кадре располагаются четыре объекта/персонажа, каждого из которых нужно подчеркнуть и выделить в равной мере.
Что такое цветовая гармония
Да, грамотному и осмысленному сочетанию цветов можно научиться.
Классификация цветов
Но прежде чем говорить о цветовых гармониях, я хочу немного остановиться на классификации цветов.
К хроматическим цветам относятся все спектральные цвета и их оттенки (красный, оранжевый, желтый и т. д.). К ахроматическим цветам относятся белый, черный и все оттенки серого.
Хроматические цвета разделяют на: первичные (цвета первого порядка), вторичные (цвета второго порядка), третичные (цвета третьего порядка) и т. д.
В теории первичные цвета – это три цвета, которые нельзя получить при смешивании –желтый, красный и синий. Я сейчас говорю только о субтрактивном смешении цветов, которое соответствует смешиванию красок. Если вы не знакомы с понятиями субтрактивное и аддитивное смешением цветов, рекомендую прочитать статью о теории цвета.
Смешивание первичных цветов дает нам вторичные цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Кстати я нарисовала цветовой круг Иттена. В начале ХХ века швейцарский художник, автор и преподаватель шестимесячного предварительного курса для художников Иоганнес Иттен издал книгу «Искусство цвета», в которой и предложил такой вариант цветового круга.
Эта книга периодически переиздается, ее и сейчас можно купить или скачать. Только при изучении цветового круга Иттена учтите, что это всего лишь схематическое отображение цветовой системы, а сами цвета в иллюстрациях на страницах книги не являются по-настоящему первичными.
Иоганнес Иттен был не единственным, кто пытался систематизировать цвета. В свое время разными ученными, занимающимися проблематикой цвета, предлагались различные цветовые модели и классификации цветов (Подборка сделана Ф. Геритсеном).
Каждая из этих моделей заслуживает внимание и может применяться как «гармонизатор», то есть инструмент для поиска и определения гармоничных цветосочетаний в цветовых композициях. Но если их всех подробно описывать, получится сочинение в несколько томов. А я все-таки веду речь об основах колористики. Вернемся к классификации цветов.
Далее идут цвета четвертого порядка: оранжевато-желтый, желтовато-оранжевый, красновато-оранжевый, оранжевато-красный и т. д. Думаю, смысл понятен.
Хроматические цвета по температуре делятся на теплые и холодные. Причем такое разделение может быть как абсолютным, так и относительным. В некоторых источниках встречается такое разделение, когда цветовой круг буквально делится пополам. Причем разделение может быть либо по центру желтого и фиолетового секторов, либо желтый цвет целиком относят к теплому, а фиолетовый – к холодному. По одну сторону такого разделения оказываются теплые цвета, а по другую – холодные.
Но если сравнивать 2 теплых цвета, например красный и оранжевый, красный будет казаться нам теплее. Из двух красных, также один будет теплее. Аналогично можно сравнивать и холодные цвета, например холодный фиолетовый и относительно него теплый голубой. Такое разделение цветов по температуре называют относительным.
Однако цветовой круг – это всего на всего графическое отображение видимого спектра электромагнитного излучения. А распознавание температуры цвета строится на длине волны спектра: чем короче волна, тем более холодным мы ощущаем цвет. Самые короткие волны фиолетового цвета, а самые длинные – красные. Соответственно температура цвета понижается от красного к фиолетовому.
Сразу за красным концом видимого спектра идут невидимые нам невооруженным глазом инфракрасные волны. Их еще называют тепловыми и рассмотреть их можно при помощи тепловизера. Именно инфракрасное излучение мы ощущаем тактильно, когда дотрагиваемся до разогретых предметов или объектов. Поэтому соседний красный спектральный цвет кажутся нам самым теплым.
Некоторые считают зеленый цвет нейтральным. Из ахроматических цветов серый – тоже нейтральный, а белый и черный – холодные.
Характеристики цвета
Кроме классификации, цвета имеют свои характеристики,
Самая простая для восприятия характеристика – это светлота. Она определяет близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному. Из спектральных цветов самый светлый – желтый, а самый темный – фиолетовый. Еще светлота определяется ощущением большей или меньшей относительной яркости цвета по сравнению с другими цветами при одинаковых условиях освещения.
Ну и основной характеристикой хроматических цветов является цветовой тон. Он определяет сходство анализируемого цвета с одним из спектральных цветов. Собственно это и есть сами цвета – красный, оранжевый, желтый…
В изобразительном искусстве еще применяются термины: полутон, подтон и оттенок. Полутон – это более темный или светлый тон. Например, желтый и светло-желтый. Поддтон – это примесь другого цвета в основном цветовом тоне, который и создает оттенок. Например, пурпурный цвет – это оттенок красного, а именно – красный цвет с синим подтоном.
Цветовые гармонии
Как же правильно сочетать все эти тона, полутона и оттенки? Сразу хочу отметить, что абсолютно все цвета сочетаются друг с другом. Просто в одной ситуации сочетание будет казаться большинству людей уместным, а в другой – те же цвета будут выглядеть для них странно. Ну и «правила» гармоничного сочетания цветов, про которые я буду дальше рассказывать, являются обобщенными знаниями, результатом работы разных исследователей в разных областях, которые были получены на протяжении многих веков. Например, художники наблюдали за природными колоритами, искусствоведы анализировали применение художниками цветовых комбинаций, естествоиспытатели уделяли внимание физическим свойствам цветов, а врачей интересовало воздействие тех или иных цветов на поведение и настроение человека. Грубо говоря, гармоничное сочетание цветов – это субъективное, иногда противоречивое, мнение небольшой группы людей, которое нам постоянно навязывается. И только вам решать: применять ли эти правила или игнорировать их.
Гармония – это равновесие сил. В древнегреческой мифологии Гармония – богиня согласия, дочь противоположностей – бога войны Ареса и богини любви Афродиты. Принцип гармонии, то есть единства противоположностей, положен в основу теории гармоничного сочетания цветов.
Типы цветовых гармоний лучше всего воспринимаются на цветовом круге. Он состоит из 12-ти первичных, вторичных и третичных цветовых тонов наибольшей насыщенности, расположенных в III ряду. В I и II ряду те же тона, но с постепенным осветлением, а в IV и V рядах – с постепенным затемнением.
Различают следующие типы цветовых гармоний.
I тип – однотонная или монохромная гармония – строится на сочетании цветов одного цветового тона при различной светлоте и насыщенности. Ахроматический цветовой ряд от белого к черному также является гармоничным.
Этот тип гармонии широко применяется в живописи, декоративно-прикладном искусстве, фотографии и дизайне одежды. А вот в интерьере такое сочетание цветов не рекомендуется, считается, что оно доставляет дискомфорт, вплоть до появления психических расстройств.
Мягкая аналоговая гармония широко применяется в дизайне интерьера, поскольку такая комбинация цветов создает ощущение спокойствия. Еще нюансная гармония очень выигрышно смотрится в сочетании цветов одежды и в макияже.
III тип – полярная гармония – сочетание предельно контрастных или дополнительных цветовых тонов. При этом за самые контрастные цвета принимаются желтый, красный и синий. Дополнительные, противоположные или комплементарные цвета – те, которые при смешивании соответствующих красок дают серый цвет, а на цветовом круге они расположены напротив друг друга. Этот тип гармонии имеет 2 подтипа:
1) сочетание пар полярных цветов, например, красного с синим, желтым или зеленым; сине-фиолетового с красно-оранжевым, желто-оранжевым или желто-зеленым.
Сочетания пар цветов в их максимальной насыщенности придает композиции динамичности и обеспечивает максимальную контрастность. А снижение насыщенности придает композиции мягкости, но поддерживает баланс.
При применении только насыщенных цветов, чтобы композиция была комфортной для глаз, теплые, имеющие большую светлоту цвета, должны применяться в меньшей пропорции, чем холодные, так как сила их воздействия намного активнее.
Гете для измерения светлоты установил простое числовое соотношение:
— желтый цвет, самый светлый, получил 9,
— оранжевый – 8,
— красный и зеленый равнозначны по светлоте – 6,
— синий – 4,
— фиолетовый 3.
Соотношение трех основных цветов с их дополнительными по светлоте будет следующим:
— желтый – фиолетовый = 9:3=3:1
— оранжевый – синий = 8:4=2:1
— красный – зеленый = 6:6=1:1
Таким образом, гармоничным сочетание основного с дополнительным цветом в композиции будет при соблюдении пропорций:
— желтый – фиолетовый = 3:9=1:3
— оранжевый – синий = 4:8=1:2
— красный – зеленый = 6:6=1:1
Точно так же можно вычислить пропорцию комфортного для глаз сочетания остальных пар цветов:
Если есть необходимость визуально снизить контраст, добавлением в композицию нейтральные цвета – белый, серый или черный.
Естественно все эти вычисления являются чисто условными, никто специально с линейкой не рассчитывает каждый квадратный миллиметр площади полотна.
2) полярные триады – это сочетания трех основных цветов (классическая триада); одного цвета из пары противоположных цветов и двух соседних со вторым противоположным цветом (родственно-контрастная триада); одного из основных цветов со вторым смежным ему и третьим, контрастным второму (контрастно-родственная триада). Говоря проще, это – сочетания трех цветов, расположенных на цветовом круге у вершин треугольников, вписанных в центр круга. Сюда же можно отнести комбинацию: белый + черный + любой хроматический цвет.
Тут следует отметить, что и Гете, и Иттен были приверженцами контрастов и не очень-то жаловали монохромию. Гете считал все цветосочетания, кроме комплементарных, скучными, а Иттен, хоть и не рассматривает сочетания оттенков одного цветового тона и сочетания родственных цветов как гармоничные, но не отрицал возможности использования таких сочетаний для создания определенной эмоциональной выразительности цветовой композиции.
Многие исследователи, искусствоведы и колористы считают полярную гармонию наиболее удачным сочетание цветов. Такая гармония применима не только в творчестве и изобразительном искусстве, но и в дизайне интерьера, в рекламе, в оформлении сайтов, в одежде, ногтевом дизайне и т. д.
Однако с точки зрения современной эстетики, комбинирование чистых спектральных цветов, которых не существует в природе, выглядит не естественно, поэтому применяя полярную гармонию, лучше соблюдать некоторые рекомендации:
1. Хоть одного из цветов должно быть меньше по площади.
2. К хроматическому сочетанию добавить ахроматический цвет.
3. Хоть один из цветов разбелить или затемнить.
4. В одну из красок добавить немного контрастной. Например, если в красный подмешать немного зеленого, он станет серо-красным и будет хорошо гармонировать с зеленым.
Многоцветные гармонии для многих считаются сложными в применении. Но соблюдая несколько простых рекомендаций, чтобы не получилось цветового хаоса, можно создавать довольно интересные и сочные колориты:
1. Во все цвета добавить какой-то один цвет, снизив контрастность, например в аналогово-комплементарной гармонии – красно-оранжевый+оранжевый+желто-оранжевый+синий – в синюю краску добавить немного оранжевой, получив сине-серый цвет.
2. Один цвет сделать доминирующим или фоновым, то есть преобладающим по суммарной площади, и окружить им остальные цвета композиции.
3. Создавать композицию из одинаково мелких цветовых пятен.
Запоминать все гармоничные цветовые комбинации нет необходимости. На первое время можно завести себе вот такую удобную шпаргалку. Это двухсторонний цветовой круг. Одна сторона предназначена для подбора цветовых сочетаний, а вторая – для смешивания красок.
С одной стороны цветового круга на неподвижном элементе расположены: первый (крайний) рая – цвета в их максимальной насыщенности, второй – разбеленные цвета (с добавлением белого), третий – приглушенные (с добавлением серого), четвертый – затемненные (с добавлением черного). В центре круга расположен гид по основным цветовым сочетания: стрелка, указывающая на комплементарное сочетание; равнобедренный и равносторонний треугольники, показывающие триадные сочетания; квадрат с прямоугольником подсказывает тетраидные комбинации. Нужно только определить для себя главный цвет и, совместив с ним стрелку на подвижном элементе, подбирать подходящие цвета.
С другой стороны цветового круга на неподвижном элементе расположены 12 цветов, а на подвижном – 3 первичных цвета (красный, желтый, синий) и белый с черным. Совмещая цвета подвижного элемента с неподвижным в вырезанных окошках показывается какой цвет получится при смешивании. В нижней части подвижного элемента расположена шкала насыщенности из 10-ти тонов от черного к белому для определения насыщенности хроматических цветов и понимания насколько нужно высветлить или затемнить краску, чтобы получить нужный оттенок.
На самом деле этот или подобный цветовой круг – всего на всего схема и цвета здесь вполне можно было бы обозначить словами. Здесь нет ни одного чистого первичного цвета. Но об этом подробнее поговорим в третьей части, когда будем смешивать краски.
Более точно определить цвета и их сочетания получится в мобильном приложении. Например, я пользуюсь «Цветовым колесом». В бесплатной версии доступны все типы гармоний, кроме двойного контраста. В каждом сочетании цветов можно менять светлоту и контрастность. Еще здесь есть подбор сочетаний по названию цвета, по коду, что очень удобно для компьютерного дизайна, а также по фото, классная вещь в подборе, например, тканей для тех, кто увлекается пэчворком. Но фотографировать нужно при ярком освещении, иначе приложение неправильно определяет цвета.
Если вместо 12-ти цветов круга использовать 24, систематизация типов цветовых гармоний усложняется.
Подробно о цветовых гармониях на основе 24-х цветов и других цветовых систем можно прочитать в книге В. Ю. Медведева «Цветоведение и колористика».
Говоря о гармоничном сочетании цветов, нельзя не упомянуть о цветовой теории «Времена года», которая в последнее время стала мега популярной среди дизайнеров, парикмахеров и визажистов, хотя изначально она, в основном, применялась в живописи. Подробнее о цветовой теории «Времена года».
Как показывает практика, даже овладев в совершенстве теоретическими знаниями цветовых гармоний, не всегда получается удачно подбирать цвета. Что делать в таком случае? Делать то, что делали до вас и продолжают делать многие специалисты – наблюдать за природными колоритами, рассматривать работы известных художников, коллекционировать понравившиеся изображения из журналов, рекламных проспектов или из интернета. Заведите себе папку, реальную или виртуальную, куда будете складировать понравившиеся цвета. Попытайтесь структурировать их в удобный для себя способ. Периодически просматривайте свою коллекцию, сопоставляйте цвета между собой и оценивайте полученные комбинации.
Еще для того, чтобы лучше прочувствовать цвета, стоит хотя бы раз заняться смешиванием красок. А как это делать осознанно, получая нужные оттенки и почему смесь красного с синим не дает фиолетовый, я расскажу в следующий раз.