Что такое цветокоррекция icm
Сравнение режимов «Adobe RGB» и «ICM=OFF» для плоттеров EPSON
Автор: ПРОФИЛИРОВАНИЕ точка RU · Опубликовано 08.01.2018 · Обновлено 25.02.2021
Способ определения оптимального режима печати тестовых шкал на плоттерах EPSON.
Необходим для дальнейшего построения цветового профиля. Печатаем из Windows.
В инструкциях по печати тестовых шкал для плоттеров Epson фигурируют два основных способа печати тестовых шкал.
Первый режим печати тестовых шкал — это печать с отключённым управлением цвета.
Он же «ICM=OFF», он же «ICM+Отключённая цветокоррекция» и он же «Без выравнивания цветов».
Второй — это «Осветлённый», он же «Adobe RGB + Gamma 2.2».
Данный способ печати тестовых шкал на плоттерах Epson позволяет при печати их сделать светлее, что особенно полезно при слишком плотной заливке при печати (изображения в режиме ICM=OFF получаются ОЧЕНЬ ТЕМНЫМИ!).
Об этих двух режимах на нашем сайте будет масса упоминаний. И всё же, чем они отличаются и как распознать, какой из способов построения цветового профиля лучше.
Главных отличия ДВА:
Как можно применять эти варианты построенных цветовых профилей?
Цветовой профиль, построенный по методу ICM=OFF (отключённое управление цветом) можно применять, во всех программах, начиная с Windows XP Professional SP 3.
Корректировка цвета производится драйверами плоттера Epson, точнее встроенным блоком по работе с цветовыми профилями. То есть с данным цветовым профилем можно печатать из просмоторщика Windows, из Фотошопа, из Автокада и Архикада. Можно печатать ИЗ ЛЮБЫХ ПРОГРАММ.
Вариант цветового профиля, построенного по способу «Adobe RGB + Gamma 2.2» он же «Осветлённый» имеет явно меньший круг программ, с которыми он может работать. При использовании данного цветового профиля, с ним может работать только софт, имеющий в себе блок управления цветом. Это Фотошоп (просто), Корел (сложно), Qimage (сложно), GIMP (легко) наверняка есть и ещё, но эти программы самые ходовые.
Отсюда вывод — если у вас программа, не умеющая работать с цветовыми профилями напрямую (Автокад и Архикад), то лучше использовать цветовой профиль, построенный по способу «ICM+OFF» или вам придется использовать прослойку из программ, умеющих работать с цветовым профилем.
Но это НЕ должно быть главным выбором при способе построения цветового профиля.
Качество печати. Осветлённый режим (Adobe RGB + Gamma 2.2) печати потому так и называется, что он печатает до 80% светлее, чем режим печати ICM=OFF. Но печатает светлее не просто все подряд (типа уменьшил подачу чернил), а используя определённый метод. Как это выражается на практике? Самые темные цвета у этих двух вариантов печати тестовых шкал получаются практически идентичные, отличия минимальные, можно сказать на уровне погрешности замеров. А вот все промежуточные полутона имеют явные отличия и в «Осветлённом варианте» — они получаются заметно светлее.
Второе отличие — по цвету. Режим печати «Adobe RGB + Gamma 2.2» он же «Осветлённый», в большинстве случаев выдаёт (печатает) более правильные, более близкие цвета к оригиналу, чем режим печати «ICM=OFF». Иногда, но это очень редко, «Осветлённый» вариант печати выдаёт уж излишне светлую картинку и тогда выбираем режим печати тестовых шкал равный ICM=OFF.
Если для вас оба варианта кажутся одинаковыми (оба врут и ни один не кажется вам более предпочтительным по качеству печати), то есть три варианта развития событий:
Увидеть отличия двух вариантов печати тестовых шкал можно на приведённом ниже примере.
Сразу оговорюсь — координаты RGB цветов не стандартные. Они отталкиваются от значений в Lab координатах, для более корректного сравнения по цвету. Здесь придётся поверить на слово — для корректного сравнения двух режимов печати пришлось сделать именно такие цвета.
На что смотрим? Пойдём по порядку. Слева изображение распечатано в режиме «Adobe RGB + Gamma 2.2» он же «Осветлённый», справа — в режиме «ICM=OFF». Отсканированные денежные знаки приведены в качестве «белой точки», чтобы вы могли сориентироваться, насколько врут цвета вашего монитора (это для пользователей ноутбуков и мониторов с TNT матрицей).
Желтый градиент — пропускаем. Он не показателен. На него ориентироваться нельзя. Врёт при любом режиме печати тестовых шкал.
Малиновые цвета — смотрим, где ближе к малиновому цвету. В нашем примере — справа идет явно коричневый оттенок. Значит предпочтительнее режим — «Adobe RGB + Gamma 2.2». Кроме того, на левой половине, максимальная плотность малинового цвета (визуально), практически соответствует эталонной (чуть темнее), что также является плюсом при выборе режима «Adobe RGB + Gamma 2.2».
Красные цвета — в нашем примере особой разницы нет, но бывают случаи, когда вместо красного цвета печатается тёмно-красный или даже бордовый цвет.
Голубые оттенки. Смотрим на пример, который ближе к цифровому оригиналу (как по яркости, так и по цвету). Причем, голубой не должен переходить в синий цвет и крайний правый голубой квадрат (самый тёмный из голубых оттенков) не должен быть темно-голубым или даже синим. В нашем случае — правая часть изображения (режим ICM=OFF) имеет явный сдвиг по цвету в синюю область, а крайний голубой квадратик (пятый ряд и самый правый) опять же на правой половине изображения — имеет излишне тёмный цвет. Вывод — по голубому цвету режим печати «ICM=OFF» также проигрывает.
Зелёный цвет — ничего сказать не могу. Для меня они равнозначны.
Синий цвет — левая половина изображения слегка не дотягивает до нормы (процентов 10-15), а правая половина наоборот излишне тёмная — на эти же 10-15%. Вывод — они равнозначны.
Черный цвет — ориентируйтесь на цифровой оригинал (на монитор). Могу сказать — что правая часть изображения — по черному излишне темная (светлые полутона должны быть гораздо светлее). Более того, даже левая немного темнее нормы.
Я в своей практике, чаще всего ориентируюсь на малиновый, голубой и черный цвета — они заметнее всего показывают отклонения от нормы.
КАК НУЖНО ПЕЧАТАТЬ ТЕСТОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ на плоттерах EPSON.
Теперь о том, как нужно печатать тестовое изображение.
При этом, в изображение встроено цветовое пространство Adobe RGB 1998 и открывать его нужно без изменения. То есть при открытии нашей тестовой картинки в Фотошопе, мы должны оставить встроенный цветовой профиль, а не назначать установленный у вас в PhotoShop «по умолчанию». Смотрим рисунок ниже.
Затем, согласно прочитанным выше инструкциям, печатаем нашу тестовую картинку в двух режимах:
После печати, сушим час и сравниваем при солнечном (уличном) свете днём. Это позволит вам избежать массу проблем, заблуждений из-за неверного освещения и сделать правильный выбор.
После выбора оптимального режима печати тестовых шкал для построения цветового профиля, можно переходить непосредственно к построению цветового профиля. Печатаем тестовые шкалы в выбранном режиме (ICM=OFF или AdobeRGB + Gamma 2.2) и отсылаем их нам.
Применяем icm профиль (вар №1) в Photoshop. Сделан по ICM=OFF. EPSON. Windows.
Автор: ПРОФИЛИРОВАНИЕ точка RU · Опубликовано 27.03.2018 · Обновлено 27.03.2018
СПРАВОЧНО. Вариант № 1. Данный вариант больше носит теоретический интерес, чем практический. Просто, вы должны знать, что такой способ существует, т.к. этот способ применяется в других режимах построения и применения цветового профиля. В режиме, когда цветовой профиль был построен в режиме ICM=OFF имеется более простой способ применения построенного цветового профиля при печати из Photoshop.
Печать с применением профиля из Фотошоп. Windows XP, 7, 8, 10. «Стандартный» цветовой профиль (ICM=OFF). Принтер или МФУ Epson с максимальным форматом печати А4, A3. Струйная печать с использованием родных драйверов.
Уникальные предложения на рынке построения цветовых профилей
В данной инструкции, перерасчёт цвета будут производиться в Photoshop, то есть icc профиль будем применять в Photoshop. Фотошоп может быть любой версии, начиная от Фотошоп 7 от 2003 года и заканчивая последним Photoshop CC. Инструкция приведена для операционных систем Windows. Для версий Photoshop CS5, CS6, CC также можно применить цветовой профиль по данной технологии, но в новых версиях Photoshop данным способом применения цветового профиля практически никто не пользуется и он больше применяется как проверочный (на предмет криво активированного Photoshop — рабочий ли фотошоп при работе с цветом).
Существует два варианта печати фотографий из PhotoShop с применением цветовых профилей. Получаемые изображения что в первом, что во втором варианте абсолютно одинаковые, за одним исключением. При печати по второму варианту иногда бывают сбои и профиль работает некорректно. Поэтому, рекомендуем распечатать одно и тоже изображение по первому и второму варианту и сравнить их. Если они идентичны, то можно печатать по любому из вариантов.
В ЭТОЙ СТАТЬЕ МЫ РАССМАТРИВАЕМ ВАРИАНТ №1 (цветовой профиль применяется отдельным шагом). Вариант №2 — цветовой профиль применяется автоматически при отправке изображения на печать.
Установку цветового профиля в систему Windows «По умолчанию» для принтеров Epson при работе с цветовым icc профилем, построенного по режиму печати тестовых шкал ICM=OFF можно НЕ ДЕЛАТЬ. Для принтеров Epson, драйвера чётко отключают работу с цветом в режиме ICM=OFF, он же «Стандартный», он же «ICM+Без цветокоррекции». Для принтеров Canon, HP, Brother другой порядок работы.
ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТОВОГО ПРОФИЛЯ В ФОТОШОПЕ И ПОСЛЕДУЮЩАЯ ПЕЧАТЬ НА ПРИНТЕРАХ EPSON
Настройка PhotoShop 7, CS, CS2, CS3, CS4 для применения цветового профиля и последующей печати фото и изображений на принтерах Epson формата А4.
Если вы проверяете цветовой профиль, то перед печатью, если с утра ничего не печатали, ОБЯЗАТЕЛЬНО «ПРОГРЕТЬ ДЮЗЫ», распечатав 1 лист 10х15 с любым изображением в максимальном качестве (желательно на фото бумаге). Дело в том, что первый лист после долгого простоя принтера печатается с «брачком».
Затем настраиваем фотошоп. Для этого заходим в Редактирование/Настройка цветов… (Edit /Color Settings).
Настройка принтеров Epson при печати из Фотошоп CS5 и CC
и выставляем цветовые настройки «по умолчанию», согласно рисунка. Галочки с пунктов «Спрашивать при открытии» / «Ask When Opening», «Спрашивать при вклеивании » / «Ask When Pasting» и снова снимаем, удаляем с «Спрашивать при открытии» / «Ask When Opening». При выборе в выпадающем меню раздела Color Management Policies, можно выбрать — оставить встроенный профиль, преобразовать в рабочее пространство Photoshop. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы и здесь однозначного решения нет.
Просто очень многие жалуются, что постоянно всплывающее окно — «Что делать с открываемым изображением» — утомляет. Если хотите, то можете оставить эти настройки, как при печати тестовых шкал. Тогда, при несовпадении цветового профиля в открываемой картинке и в photoshop — фотошоп вас об этом предупредит и вы сделаете осознанный выбор. Лично у меня галочки так и остались стоят, как при печати тестовых шкал.
Настройки фотошопа при печати изображений
Настройка Photoshop для печати изображений и фотографий
Внимание, если раньше я рекомендовал выбирать напротив RGB пространства цветовой профиль = «sRGB IEC61966-2.1», примерно с середины 2017 года, вновь генерируемые цветовые профили немного потеряли в насыщенности.
Поэтому, для вновь создаваемых цветовых профилей с лета 2017 (может немного и раньше) лучше выбирать напротив RGB пространства цветовой профиль = «Adobe RGB(1998)». AdobeRGB прибавляет насыщенность картинке (цветастость) примерно на 10-20%. При тестировании — смотрите на фото с лицами, снятые в профессиональной студии, и на пейзажи с цветами в полях.
После настроек выше, у вас ПЕРЕСТАНЕТ появляться сообщение из рисунка ниже. Сейчас, эти сообщения для нас не играют уже роли. Ну разве что в RGB картинки не встроены какие то специфические профили от принтера (и так делают).
Отказ присвоения цветового пространства при открытии тестовых шкал в Photoshop CS3
Установка Управление цветом в программе PhotoShop CS3
Для чего это делается? Дело в том, что часть изображений не имеет встроенных цветовых профилей. Такое часто происходит при редактировании фотографий в программах, которые не сохраняют МЕТА данные, в частности ACDSee, Программы для снятия скриншотов с экрана монитора. Если изображение, которое не имеет встроенного цветового профиля конвертировать в цветовой профиль принтера, то будет произведен неверный перерасчет цветовых координат (будет просто сопоставлены значения RGB без привязки к цветовому охвату) и как следствие, изображение на выходе получится излишне насыщенным, цвета получатся ядовитыми.
Если же вы оставите появление окошка с рисунка выше и при появлении в нём сообщения «изображение не содержит встроенного профиля», то нужно будет выбрать «Назначить рабочее цветовое пространство sRGB (в 99% случаев) или Adobe RGB (в 1%). В большинстве случаев это цветовое пространство «sRGB» для RGB изображений. Для CMYK изображений рекомендуем выбрать «Fogra39» или требуемый для вашей работы.
Существует два варианта печати фотографий из PhotoShop с применением цветовых профилей. Получаемые изображения что в первом, что во втором варианте абсолютно одинаковые, за одним исключением. При печати по второму варианту иногда бывают сбои и профиль работает некорректно. Поэтому, рекомендуем распечатать одно и тоже изображение по первому и второму варианту и сравнить их. Если они идентичны, то можно печатать по любому из вариантов. В ЭТОЙ СТАТЬЕ МЫ РАССМАТРИВАЕМ ВАРИАНТ №1.
При печати с использованием цветового профиля нужно печатать либо по варианту №1 либо по варианту №2. Одновременное использование двух вариантов (сперва №1, а затем при отправке на печать использовать вариант №2) ЗАПРЕЩЕНО! Иначе изображение дважды будет преобразовано в цветовой профиль (в некоторых версиях Фотошопа) и цвета на распечатанном изображении будут сильно искажены.
Приступаем непосредственно к печати из фотошоп с использованием персонально построенных цветовых профилей. Для этого изображение необходимо конвертировать в цветовой профиль. На этом этапе происходит устранение цветовых отклонений принтера при печати. Для этого идем в меню, выбираем Edit/Convert To Profile… (рис 4).
Изображение нужно именно конвертировать в профиль, а не «назначить профиль» (Assign Profile…). Еще раз повторяем — следуйте инструкции. Примерно около 95% из всех обратившихся к нам с проблемами игнорировали предыдущий абзац. В результате, если человек выбирает «назначить профиль» — распечатанные изображения получаются ОЧЕНЬ ТЕМНЫМИ и искажёнными по цвету.
При печати чёрно-белых фотографий обязательно нужно перевести их ИЗ формата «оттенки серого» в формат «RGB» (при использовании RGB цветовых профилей). Если вы отправите на печать изображение в формате «оттенки серого» и при этом будете использовать цветовой профиль, то ничего хорошего не получится — фотография будет ОЧЕНЬ темной с явными перекосами оттенков.
Есть некоторые исключения — если в вашем принтере есть картриджи с серой краской, то при отправке на печать изображения как «Оттенки серого» дадут команду печатать ТОЛЬКО серой и черной краской, без использования цветных красок.
Еще одно замечание — конвертировать в цветовой профиль нужно на самом последнем этапе, то есть уже после всех редактирований вашей фотографии. Если у вас старый фотошоп, то слои лучше склеить, иначе также могут быть проблемы с правильной цветопередачей.
Затем открываете своё RGB изображение. После чего применяете к нему цветовой профиль. Для этого заходим в Edit / Convert to Profile… (Правка / Конвертировать в профиль (иногда как Преобразовать в профиль) рисунок №4.
рисунок 4
Применение цветового профиля к картинке в Photoshop
Затем применяем нужный цветовой профиль (рис 5). Где Source Space / Profile — это текущий цветовой профиль вашего изображения.
В поле «Destination Space / Profile» выбираем нужный icc цветовой профиль. После чего выбираете метод преобразования (способ перерасчёта цветовых координат). Происходит это в поле «Intent».
Рекомендуем выбирать или первый Perceptual (Перцептуальный) или третий Relative Colorimetric (Относительный колориметрический) способы. На разных фотографиях они ведут себя по разному. Но в целом рекомендация следующая — при печати фотографий лучше использовать режим «Perceptual».
Активируем три галочки снизу. Поле «Use Black Point Compensation» — « Использовать компенсацию черной точки» обязательно выделяем! Use Black Point Compensation — означает использование в расчетах «черной точки» на изображении. Влияет на проработку полутонов, особенно на матовых бумагах.
Нужно также поставить галочку «Use Dither» и «Flatten Image» (объединение слоев). Дважды конвертировать в цветовой профиль НЕЛЬЗЯ, иначе принтер снова будет врать по цветам при печати.
рисунок 5
Применение цветового профиля к картинке в Photoshop. Способы применения icc цветового профиля в Фотошопе.
Цветовой профиль применился. Теперь отправляем на печать. Цветовой профиль должен применяться один раз. Теперь отправляем фото на печать.
Для печати используйте команду File/Print… После чего попадёте в окошко настроек печати (рис 6).
рисунок 6
Отправка на печать из Фотошоп с применением цветового icc профиля. Принтер Epson
Нужно сделать настройки, согласно рисунка 6.
Print Settings… или Page Settings (в разных версия фотошоп по разному). Делаем настройки вашего принтера. Тип бумаги, качество печати, скорость печати. Вы должны выставить те же настройки, что были и при печати тестовых шкал на этой бумаге. Единственное отличие — теперь вы можете печатать «Без полей».
Document. Напротив «Document / Profile:» должно быть название применённого цветового профиля. В Фотошоп 7, CS, CS2, CS3 имеется глюк — если название цветового профиля длиннее 27 символов, то напротив Profile: ничего не будет (будет пустое поле).
Color Handling: (Управление цветом). Кто управляет цветом. В нашем случае нужно выбрать значение «No Color Management» (без управления цветом).
Изображение центрировать. Если происходит сбой настроек в блоке Color Handling: (Управление цветом), то снимаем галочку с «Центрировать» и устанавливаем поля сверху и слева равными 0.
После чего нажать «Print» и и ещё раз проверить правильность настроек своего принтера для печати.
Если вы редактируете изображение, то рекомендуем его сперва сохранить и только потом уже конвертировать в профиль и печатать.
Конвертация в цветовой профиль (рис 4 и 5) должна происходить в самую последнюю очередь, то есть после всех цветовых корректировок и изменения масштаба.
НАСТРОЙКА ПРИНТЕРОВ ЕПСОН ПРИ ПЕЧАТИ ТЕСТОВЫХ ШКАЛ.
Итак, настроили Фотошоп, применили цветовой профиль, отправили изображение на печать. Теперь нужно проверить настройки самого принтера. Как уже говорилось ранее, при отправке на печать, согласно данной (текущей) инструкции, настройки принтера должны быть такие же как и при печати тестовых шкал. Давайте вспомним, какие же настройки должны быть (рисунок 7).
рисунок 7
Настройки принтера Epson для печати с цветовым icc профилем из программы Фотошоп
На что следует обратить особое внимание:
Рекомендуем сделать скриншот (снимок экрана) настроек принтера. Периодически систему переустанавливают. Цветовой профиль мы сможем выслать повторно по вашему запросу, а вот сказать, какие настройки были у вас во время печати тестовых шкал — уже не сможем.
Пусть у вас будет графическое изображение настроек принтера при печати тестовых шкал. В дальнейшем, вы всегда сможете открыть и просмотреть этот файл с настройками печати.
Именно эти настройки нужно будет устанавливать и в дальнейшем, при печати изображений, с использованием персонально построенного цветового профиля.
Можете сделать предустановки для вашего принтера Epson. Предустановки (установки по умолчанию) позволяют вам всего одним нажатием кнопки сделать ВСЕ настройки (бумага, качество печати, режимы печати, скорость и прочие настройки). Для этого действуем согласно рисункам 8 и 9.
рисунок 8
Настраиваем быстрый доступ к печати c цветовым профилем на принтерах Epson из программы Фотошоп
изображение 9
Установки быстрой печати на принтерах Епсон из Фотошоп
При печати, вам нужно будет просто выбрать предустановки из выпадающего меню, как на рисунке 9.
Информация для тех, у кого установлены не оригинальные СНПЧ. Знайте, что чернила подвержены расслоению, особенно это сильно проявляется на пигментных чернилах. Поэтому, раз в 20-30 дней, емкости с пигментными чернилами необходимо трясти (но не очень сильно), хотя бы секунд 20. Главное — перемешать верхний и нижний слои краски. Для водорастворимых чернил такую операцию желательно делать раз в 45-60 дней. При «тряске», емкости с чернилами нужно двигать в горизонтальном направлении (вправо-влево) на уровне головки принтера.
Для оригинальных (родных) чернил — тряска не нужна. Для Epson L800 тряска не нужна (СНПЧ сама взбалтывается при печати).
Даём время на стабилизацию чернил (сушка распечатанных изображений). Время сушки фотографий (стабилизация чернил) зависит от бумаги, на которой вы печатаете изображение. Для пигментных чернил примерно 1-2 часа, для водорастворимых чернил время зависит от типа бумаги, на которой происходит печать.
Что такое цветокоррекция icm
Как печатает принтер? Профилирование.
На сайтах компаний предлагающие чернила можно увидеть типовой вопрос и соответственно ответ:
Вопрос: «Существуют ли цветовые профили для предлагаемых у вас на сайте чернил?»
Ответ: «Наши чернила по цветопередаче близки к оригинальным. Поэтому для большинства пользователей достаточно будет регулировок цвета с помощью стандартных средств драйвера для того, что бы добиться цветопередачи такой же как с применением оригинальных картриджей.»
Так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо уточнить, что такое профиль, для чего он нужен. А вот «близость чернил к оригинальным» это отдельная статья.
Типичный ответ оператора по распечатке фотографий 10X15 по 3-4 рубля за штуку «я с профилями не работаю, печатаю так как есть из Windows».
На самом деле профили есть всегда, только вот какие? При установке драйверов принтера, хотите вы или нет, в Windows, а точнее. WINDOWS\system32(64)\spool\drivers\color устанавливаются все профили предусмотренные авторами при инсталляции. В этой папке … drivers\color находятся профили не только для принтера, но и для всех остальных устройств (пожалуйста, не путайте с профилями, например в ICQ, которые никакого не имеет отношения к цветопередаче). Так вот профиль это не просто некий файлик для улучшения в нашем случае цветопередачи, а описание данного устройства то есть его характеристики какой цветовой охват, насыщенность, контрастность будет на данной фотобумаге конкретными чернилами, принтером и настройкой печати (типом бумаги, скоростью печати, качеством, режимом управления цветом).
Узнать именно какой профиль сопоставлен принтеру просто:
Пуск /настройка/принтеры и факсы/ правая кнопка мыши на принтер/свойства/управление цветом. Именно там мы и увидим сколько профилей сопоставлено данному принтеру и что стоит по умолчанию. Конечно, можно удалить, добавить только вот какой лучше?
2. SP T50 P50 T60 Epson Matte Paper-HW.icc,
SP T50 P50 T60 Epson Photo Qlty IJP.icc просто профили для матовой бумаги.
3. Все остальные на все случаи жизни:
SP T50 P50 T60 Epson Glossy.icc,
SP T50 P50 T60 Epson Photo.icc,
SP T50 P50 T60 Epson Premium Glossy.icc,
SP T50 P50 T60 Epson Premium Semigloss.icc,
SP T50 P50 T60 Epson Ultra Glossy.icc.
И это еще не все. В настройке драйвера принтера есть меню управления цветом:
Цветороррекция, PhotoEnhance, ICM.
В свою очередь, каждый из пункт из меню управления цветом имеет свои варианты выбора: стандартный Epson, насыщенный Epson, Adobe RGB, гамма, автокоррекция, люди, пейзаж, ночная сцена, сепия, серый, коррекция цифрового фото, ICM, без цветокоррекции.
Конечно, часть режимов взаимоисключающая, т.е возможны не все варианты, но не надо обладать математическим складом ума чтобы представить большое количество всех возможных комбинаций.
Решением задачи так сказать в лоб, а конкретно, печать пробников с целью достичь хорошего или приемлемого результата, может затянутся на очень, очень длительное время съедая огромный ресурс терпенья и собственного уважения ко всему этому процессу печатанья.
Допустим, удалось достичь приемлемого результата при каких-то вариантах с выбором типа бумаги и режимов печати. Но и это еще не все, есть еще одна проблема связанная с преобразованием одного (исходного) цветового пространства в другое (конечное), включая промежуточное. По научному рендеринг (rendering — «визуализация»). Иными словами конечный результат будет зависеть от того в каком цветовом пространстве исходное изображение.
Поясню на примере. Допустим мы имеем хороший фотоаппарат который может снимать с максимальным цветовым охватом в режиме Adobe RGB.
Фотографию мы смотрим на экране монитора, который уже имеет существенно меньший цветовой охват в силу технических возможностей. И, наконец, мы распечатываем, а способность чернил на фотобумаге по передаче палитры цветов еще меньше.
Итак, как изначально из большого цветового охвата сделать гораздо меньший?
Существуют общепринятые четыре метода рендеринга:
1. Абсолютный колориметрический.
Грубо говоря, остается меньший цветовой охват. Все остальное усекается. Точка белого не сохраняется.
Применяется для цветопробы особенно когда надо оценить влияние цвета фотобумаги.
Назначение увеличение насыщенности, яркости в ущерб всему остальному. Применяется где не требуется
достоверность передачи цвета например для презентаций, рекламы.
3. Относительный колориметрический.
Происходит преобразование исходного цветового пространства с учетом максимальной яркости в конечное так же с
учетом максимальной яркости. Цветовые оттенки за границами цветового охвата смещаются в сторону
ближайших воспроизводимых. Ничего никуда не исчезает и не отсекается. Но белая точка не сохраняется.
В Европе и Северной Америке это стандарт при допечатной подготовки.
4. Перцепционный (фотографический).
Этот метод позволяет преобразовать исходное в конечное цветовое пространство с учетом точки белого и цветового
баланса. Происходит как бы сжатие большее в меньшее при сохранении цветовых пропорций так, чтобы было
естественное изображение. Это стандарт для Японии.
Возвращаясь к вопросу о точности передачи необходимо задать рендеринг. Хорошо если у нас есть программа типа Photoshop, а если нет? Тогда при одинаковых настройках будет тем больше цветовых искажений чем больше разница в цветовом охвате по отношению к пробнику. Последнее предложение справедливо для Windows XP в 7ом есть меню в котором задается метод рендеринга.
Целью данной стати не является подробное описание существующих проблем по цветопередаче и подведение читателя к неизбежности индивидуального профилирования у автора статьи или таких как он, хоть от части, именно так, но и передача практического собственного опыта по настройке печати из того что имеем по умолчанию.
Ввиду того что чернила, фотобумага да и собственно сами принтеры имеют существенные разбросы параметров то взамен конкретной жесткой инструкции можно предложить советы именно советы по настройке печати и у каждого остается право выбора своих настроек.
1. При выборе типа бумаги не следует устанавливать предельное значение особенно не свойственное для бюджетной расходки. Далеко не каждая фотобумага способна впитать большое количество краски. Краска начинает течь, явно заметно на контрастных границах и наблюдается существенное изменение цвета(тона) по мере высыхания и все равно даже существенный перелив не ведет к повышению насыщенности.
Конкретно, какой тип бумаги выбрать просто. Достаточно распечатать не широкую (для экономии) полоску градиента серого (черного) с разными значениями типа бумаги. Критерий – отсутствие перелива в максимальной насыщенности. Этим «недостатком» страдают даже и оригинальные носители и тем более все остальные. Очень даже может получится, что для суперглянца оптимально подходит матовая фотобумага.
2. Управление цветом. В меню цветокоррекция есть возможность изменения цвета, насыщенности, яркости. Коррекция работает пропорционально, т.е на все изображение. Невозможно изменить оттенок допустим красного в одной плотности и синий в другой. Пропорциональная корректировка определенного цвета возможна нелинейная нет.
PhotoEnhance. В этом меню есть ступенчатая коррекция сцены по фиксированной маске: люди, пейзаж, ночь, сепия серый с возможностью цифрового фото.
На практике замечено если в файле с изображением есть методанные (информация о режимах съемки) то автокоррекция и коррекция цифрового фото работает достаточно хорошо, в противном случае или становится хуже или вообще никак. В любом случае с метаданными или без обязательно найдется такая сцена где автокоррекция улучшит и обязательно найдется такая которую ухудшит исходное изображение.
ICM – система управление цветом. С практической точки зрения это выглядит так:
Когда мы включаем этот режим то «работает» профиль сопоставленный принтеру. А если в режиме ICM установить «выкл (Без коррекции)» то драйвер не вмешивается в цветокоррекцию.
3. Профиль. Как я уже писал фактически их три. По умолчанию SP T50 P50 T60 Standard.icc. Профиль теоретический похож на Adobe RGB, но с большем цветовым охватом. Два других ближе к реальности. Какой применить в конкретном случае все равно должен решить пользователь не забывая, что это усредненный профиль его делали для оригинальных чернил и фотобумаги. Если вам чужд дух исследователя и экспериментатора оставьте профиль какой был по умолчанию, а точнее все. Все равно никакой профиль работать не будет когда не стоит режим ICM. В случае если удалить все профили и включить ICM то не будет печатать? Будет. Windows cамостоятельно «подставит» профиль sRGB.
Итак, ответ на вопрос нужен ли профили для конкретных чернил?
Ответ на этот вопрос предполагает с каким качеством, в смысле цвета, мы печатаем. При печати фотографий 10X15 по 3-4 рубля сомнительно заморачиваться по этому поводу. Дополнительные финансовые затраты на профилирование, требования к стабильности использованных расходных материалов опять же умственное осмысление всего процесса все это располагает оставить все как есть, по умолчанию.
Опять же всегда клиенту можно сказать, что у него уже не качественная съемка, как бы подготовить к заведомо не достойному конечному результату. Но если попадется с действительно безукоризненным исходным материалом, то можно ему отказать со словами «что бы я не сделал Вас это не устроит, так что идите в какое-нибудь другое место печатать». Последнее выражение это абсолютная правда из жизни, а не моя выдумка.
А как быть, если качество предполагается как первое условие при печати? Чтобы не стыдно было за свои дела, да и самому лет через десять приятно посмотреть. Технически точность 1-2% по цветопередаче которую видно, мы никогда не «поймаем» без индивидуального профилирования причем для оригинальных материалов, и уж тем более для всей «совместимки».
Следующий текст написан для тех кто принял решение применять профили.
У нас есть четыре ключевых момента связанных с профилированием.
1. Установка профиля в операционную систему (Windows)
2. Настройка печати в драйвере принтера
3. Настройка графического приложения (Photoshop)
4. Настройка системы управления цветом принтера (Windows) если печать осуществляется непосредственно из Windows без дополнительного графического приложения.
Установка профиля в операционную систему (Windows).
Профиль установится в папку C:\WINDOWS\system32(64)\spool\drivers\color.
Не хотите «кликом» просто перенесите профиль в эту папку.
Настройка печати в драйвере принтера.
Обязательно ICM и Выкл(Без коррекции). Единственный случай когда мы будем печатать через проводник или непосредственно из Windows XP, Выкл(Без коррекции) ставить не надо. Для этого случая создается особый профиль. Подробно об этом в конце статьи.
Бумага: если у вас бумага матовая то ставьте матовая, если глянцевая то глянцевая.
Вообще, должно быть точное соответствие параметров настройки именно такие как при создании профиля.
Настройка графического приложения (Photoshop).
В зависимости от версии возможны не принципиальнее изменения режима печати меню Photoshop Файл/Предварительный просмотр.
Во второй версии это выглядет так:
В опциях (options) управление цветом (Color Handling) должен быть Photoshop (Let Photoshop Determine Colors).
Рендеринг (Rendering Intent) – Перципционный (Perception).
Использовать компенсацию черной точки.
4.Настройка системы управления цветом принтера (Windows).
Повторюсь, этот пункт необходим если печатать непосредственно из Windows.
Пуск/Настройка/Принтеры и факсы.
Нужный принтер/Свойства/Управление цветом.
Вручную добавляем из списка (если нет) необходимый профиль и делаем его по умолчанию.
Для Windows 7 есть еще одно меню в управление цветом.
Надо сделать как на рисунке.
Жесткая инструкция хорошо, но немного по подробней как «оно» работает.
При включенном ICM становится активным меню «Выкл (без цветокоррекции)».
Это означает, что будет работать и профиль и не будет или будет коррекция цвета драйвером принтера в зависимости от установки «вкл-выкл».
Когда создаются «правильные» профили, конечно, коррекция цвета отключается, программа профилировщик сама сделает все что надо с коррекцией. Соответственно и когда мы применяем «правильный» профиль коррекция должна быть выключена.
А нужна эта опция для того чтобы применять профиль установленный в Windows, причем Windows XP, причем для некоторых принтеров типа R200 и печатать из проводника или непосредственно из операционки, а также из различных приложений которые не умеют непосредственно работать с профилями.
Немного по подробней как происходит профилирование принтера когда заведомо печать будет осуществляться непосредственно из Windows?
Устанавливаем режим ICM, предварительно из Windows удаляем все сопоставленные профили для данного принтера.
Тут есть один момент: мы печатаем измерительные плашки как бы без какого либо профиля, но компьютер без математического описания конкретной задачи не может работать и тут вступает в силу не видимый профиль, функционально заложенный авторами, типа sRGB. А он sRGB имеет не самый большой, не максимально возможный цветовой охват, то есть уже на этом этапе происходит ограничение цветового охвата будущего профиля.
Далее поскольку у нас не отключена цветовая коррекция, то и тут еще будет коррекция цвета драйвером. Совершенно логично ее отключить, чтобы драйвер принтера не вносил каких либо коррекций, но с отключенной коррекцией, а точнее с активным меню «Выкл (без цветокоррекции)» плашки цветов для создания профиля получаются через чур темными и не пригодными для корректного измерения. Почему это происходит это вопрос к авторам драйвера или операционной системы ли и то и другое. Есть очень серьезное подозрение на не совместимость Service Pack 2/3 с принтерами серии R200/R300. Фактически мы можем как-то построить профиль для непосредственной печати из WindowsXP только не активируя режим «Выкл (без цветокоррекции)».
Поэтому, профилирование с установкой в систему Windows XP и соответственно применение проводника в качестве управляющей программы не дает точного, однозначного результата.
Все выше написанное для режима с включенной коррекции цвета справедливо для Windows XP и ряда конкретных принтеров, а вот Windows7 ведет себя совершенно корректно, у него есть собственное меню управление цветом. Правда и с «семеркой» есть проблемы со старыми принтерами особенно в 64bit версии.
Немного про Photoshop. А точнее про его управление цветом печати.
С точки зрения управления цветом возможны три варианта:
1. Вообще без какой либо коррекции цвета, т.е никакие профили не будут подключатся.
3. Сам Photoshop подключает профиль и метод рендеринга, конечно, если в драйвере принтера установлен режим ICM.
Прочитав, выше написанное, читатель, конечно, примет все это к сведению, но наверняка начнет искать и сравнивать с другой информаций по этому поводу из других источников. Что-то сойдется, что-то наоборот.
Отчасти, многообразие противоречивых сведений по установке, настройке, созданию и применению профилей объясняется частичными ответами не учитывающие конкретные условия:
— какая операционная система?
— как будем печатать из Windows или Photoshop?
— какую бумагу будем использовать?
— какой режим печати фото или RPM?
— профиль сделать понейтральней или потеплее?
— с каким качеством делать профиль, что предполагается печатать 10×15 или портреты?
Так вот, автор статьи предлагает не верить всем на слово и ему, то же, а самому сделать тестовые распечатки и самостоятельно сделать свои выводы о том, как работает система управлением цвета принтера совместно с профилями.
Можно все это сделать, например, по такому плану:
1.Удалить все профили из Windows сопоставленные данному принтеру.
2.Распечатать одну и ту же фотографию в разных режимах настройки управления цветом в драйвере принтера: Цветороррекция, PhotoEnhance, ICM, Выкл(Без коррекции).
3.Установить профиль и по п.2.
4.Установить другой реальный профиль, желательно вообще не от этого принтера для очевидности результата и по п.2.
5.Распечатать из Photoshop с различными настройками управления цветом режима печати по п.2.