Что такое цвет для детей
Представления о цвете для детей
Цвет в живописи
Дети к одному годику хорошо воспринимают цвета. Легко идут на контакт и запоминают информацию. Уже к трем годам ребенок безошибочно показывает цвета, которые просят показать. А к четырем уверенно говорит о цветах, которые он использовал в своей работе. Но эти знания надо сгруппировать и разложить по полочкам.
Существует три основных цвета (первичные): желтый, красный, синий. Основными цветами называются чистые цвета, которые лежат в основе других цветов и оттенков.
При смешивании основных цветов между собой по парам получаются дополнительные цвета (вторичные): оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Теперь у нас получилось 6 цветов, из которых при смешивании в разных пропорциях можно получить большое множество цветов и оттенков.
Йоханесс Итенн
Он первым из всех выделил именно 12 цветов и расположил их по окружности определенным образом. В центре он расположил три основных цвета красный, синий, желтый в виде треугольника. К ним прилегают другие треугольники, образуя шестиугольник, таким образом, чтобы было видно, какие цвета получаются при смешивании. Шестиугольник заключен в кольцо, которое состоит из основных цветов и их оттенков.
Чем ближе секция к одному или другому цвету, тем больше этого цвета находится в нем.
Такая схема удобна для начинающих художников. В ней наглядно представлены цвета и результаты их смешивания.
Цвета Радуги
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Фраза, которая помогает запомнить основные цвета радуги, которую так любят рисовать дети. В каждом слове, первая буква соответствует названию цвета на радуге.
Так получилось, что в радуге собраны те цвета, которые чаще всего встречаются в окружающем нас мире. Повторяйте эту фразу чаще и малыш ее со временем запомнит. Когда ребенок сможет повторить предложение без труда, тогда приступайте к ее осмысливанию, то есть, как же она может помочь ему вспомнить очередность цветов в радуге.
Теплый и холодный
В живописи часто встречаются такие понятия как теплый и холодный цвет.
Как же разобраться в этом? А очень легко, чисто по ощущениям.
Красный, оранжевый, желтый ассоциируется у нас с огнем, солнцем. Мы как будто чувствуем тепло, глядя на них. Значит они теплые.
А оттенки синего цвета будут относиться к холодным, потому что ассоциируются у нас с зимой и снегом.
Ну, вот мы разложили все по полочкам. В этой статье собрана основная информация по цвету для дошкольника, которая поможет ему и вам лучше разбираться в цветах.
Консультация «Ознакомление дошкольников с цветом»
Евгения Мельникова
Консультация «Ознакомление дошкольников с цветом»
Ознакомление дошкольников с цветом
В изобразительном искусстве цвет служит правдивым воспроизведением реальных предметов в реальной среде. Глаз человека обладает способностью различать 7 основных цветов и 150 цветовых оттенков (тонов). Выделяют основные цвета или чистые (красный, синий, желтый) и составные (все остальные, образованные от соединения основных цветов).
Цветовой круг обычно разделяют на две части – теплую и холодную. Теплые цвета близки по цвету солнцу – это красный, оранжевый, желтый. Холодные цвета – синий, фиолетовый, голубой. Эти цвета ассоциируются в представлении человека со льдом, лунным светом. А зеленый цвет занимает промежуточное положение. Он может быть как теплым, так и холодным в зависимости от преобладания в нем желтого или синего. Например, зелень травяная ближе к теплым цветам, а изумрудный – к холодным.
С давних времен люди придавали цвету особое значение. Они по – разному воспринимали и ощущали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Полагают, что сначала люди научились видеть более яркие цвета – красный и желтый, а затем уже синий и зеленый.
Известно, что палитра древнегреческих живописцев состояла всего из четырех цветов: красной, охры, черной и белой.
Постепенно палитра становилась богаче, но художники еще долго продолжали путать синий и зеленый цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее. Но это только предположения.
Можно сказать, что восприятие мира было более живописным на Севере, где большая влажность воздуха дает мягкие переходы цветовых тонов. Поэтому художники были вынуждены более внимательно вглядываться в богатую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей. Это постепенно привело к рождению колористической живописи в Венеции, Париже, Амстердаме, Лондоне. Важным было и то, что художники вышли писать картины на открытый воздух (пленэр). Это развило их восприятие цвета.
Таким образом, развитию цветового восприятия у людей помогает сама природа.
Действие цвета обусловлено непосредственным влиянием на организм человека и ассоциациями, которые вызывают цвета. Единой системы символического значения цветов никогда не существовало, но за века сложились определенные цветовые символы, понятные всем. Рассмотрим символическое значение отдельных цветов.
Красный цвет– это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Огонь с древних времен играл важную роль в жизни человека.
Но вместе с тем красный – цвет опасности. Красный сигнал светофора предупреждает нас о том, что надо остановиться. Большинство цветовых сигналов вокруг нас именно красного цвета.
Красный цвет выражает торжественность, означает уважение, почет, его еще называют королевским цветом. Так для дорогих гостей выстилают красные ковровые дорожки в знак особого уважения; короли предпочитали носить мантии красного цвета; персидские цари носили красную одежду, расшитую золотыми птицами.
В Китае красный – символ птицы Феникс, обладающей способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла.
В Японии, где существует культ Солнца, красный – цвет солнца, приносит урожай, благополучие. Японцы верят, что красный цвет охраняет от беды, злых сил, болезней, несчастий. На государственном флаге Японии изображен красный диск солнца.
На Руси красный цвет считался самым красивым (“красна девица”, “красный угол в избе”, “не красна изба углами, а красна пирогами”, красный сарафан, красная рубаха). Красный цвет в русской народной культуре был оберегом. Одежда шилась красными нитками.
Красный цвет символизирует и любовь. Красные розы дарят в знак любви, а на открытках рисуют красное сердце.
Оранжевый цвет– тоже цвет солнца. Очень жизнерадостный цвет, приносящий успех и удачу. Все боги Солнца были одеты в золотые одежды, разъезжали в золотых колесницах. Солнечные блики перекликаются с золотом, оранжевыми и желтыми цветами.
В природе не так много оранжевого цвета.
Желтый цвет имеет много значений и оттенков. С желтым цветом ассоциируется солнечный свет, он дает ощущение истины, творческого подъема и вдохновения.
Но в культуре разных народов существует поверье, что желтый цвет означает измену, трусость, страх.
Зеленый цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зеленых растений, символ обновления, возрождения, юности, молодости, надежды.
Голубой и синий – цвет неба и воды, общения и эмоциональности. Это легкость, воздушность, чистота, прохлада. Синий символизирует вечность, устойчивость, тайну и истину.
Фиолетовый– цвет философов и поэтов, познание истины. Красивый чистый фиолетовый цвет связан с интеллектуальными способностями человека.
Белый цвет – символ чистоты, невинности, нежности.
Черный цвет – символ траура, печаль и символ торжественности и строгости.
У разных народов одному и тому же цвету могли придавать разное символическое значение.
Итак, восприятие цвета у людей индивидуально. Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих других причин.
Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно связаны с нравственными. Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.
О влиянии цвета, его воздействии на эмоциональную сферу свидетельствует реакция детей дошкольного возраста на объекты разных цветов. Характерно, что в солнечные ясные дни дети до одного года охотнее следят за перемещением предметов, окрашенных в зеленые и синие цвета, а в пасмурные дни их внимание привлекают предметы, окрашенные в желтые, оранжевые цвета.
У детей 2– 3 лет еще одинаковое отношение к различным цветам. Ребенок этого возраста с удовольствием покрывает поверхность листа бумаги любым цветом. Но уже к четырем годам дети воспринимают цвет как средство украшения. Как установила В. С. Мухина, дети этого возраста выражают цветом свое отношение к красивому и некрасивому. Красивое изображается яркими и чистыми цветами, причем преимущественно желтыми, оранжевыми, красными красками. А не красивое окрашивается темным цветом.
Наблюдается и другая тенденция: ребенок стремится изображать предметы в соответствии с их действительным цветом. При этом цвет определенных предметов дети воспринимают в качестве их обязательного признака и окрашивают их, как правило, стандартно, без учета освещенности и индивидуальных различий. Это объясняется тем, что, рисуя, дети часто пользуются не собственными зрительными представлениями о цвете предмета, а усвоенными от взрослых. Поэтому в большинстве случаев детские работы заполнены цветовыми штампами: синее небо, желтое солнце, зеленая трава.
По мнению Н. П. Сакулиной, недостаточность использования цветов в рисунках нельзя мотивировать неполнотой цветового восприятия, якобы свойственной детям. При соответствующей педагогической работе у детей 5- 6 лет развивается тонкое цветовое восприятие.
В практике детских садов овладение цветоморганизуется через решение двух взаимосвязанных задач:
1. Формирование чувства цвета как неотъемлемой части сенсорного воспитания.
2. Овладение детьми эталонной системой свойств и признаков предметов непосредственно в изобразительной деятельности.
К концу пребывания в детском саду ребенок должен овладеть представлениями о разновидности хроматических цветов и их оттенков, а также усвоить принципы выбора цветовой гаммы для создания образа.
Дети учатся различать цветовые характеристики и усваивают их названия непосредственно в процессе обследования конкретных объектов и воспроизведении их в рисунке.
Особую сложность представляет процесс ознакомления детей с принципами выбора цветовой гаммы для создания конкретного образа. Ребенок, как известно, не столько видит цвет, сколько знает о нем, и соответственно этому знанию, раскрашивает те или иные предметы. Потому что на первых этапах овладения представлениями о цвете в качестве наглядных примеров ему предлагают конкретные объекты, содержащие в себе ярко выраженные эталонные признаки.
Формирование у детей представлений о цвете целесообразно осуществлять параллельно с обучением способам и приемам рисования.
Рассмотрим, как происходит знакомство с цветом в каждой возрастной группе детского сада.
Первая младшая группа.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо выбирать такой изобразительный материал, который не требует от них больших умений и в тоже время позволяет им решать цветовые задачи. Это могут быть цветные карандаши. Набор должен быть небольшим, до шести карандашей. Детей знакомят с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленым цветом и ахроматическими цветами (черный, белый). Или предложить для рисования гуашевые краски, т. к. гуашь дает яркое сочное цветовое пятно.
При ознакомлении младших дошкольников с цветом можно использовать дидактические игрушки, в которых ярко выражен цвет: интенсивной окраски шары, кольца, башенки, пирамидки, матрешки, мячи, флажки и др.
Игра – ведущий вид деятельности, в котором дети 2 – 3 лет получают знания о цвете. Это игры –поручения:
“Найди такой же шар”,
“Составь башенку из колец желтого цвета”,
“Разноцветное лото”,
“Выбери шар такого цвета, какого цвета воротца и прокати его”,
“У кого такого цвета платье?”…
Главная задача при проведении таких игр – сосредоточить внимание детей на цвете, научить их различать и правильно называть основные цвета.
Необходимо чаще произносить названия красок, не надеясь, что ребенок сам перенесет на цвет слова, его обозначающий. Это может не произойти, т. к. в этом возрасте цвет еще тесно связан с конкретным предметом.
Вторая младшая группа.
Дети второй младшей группы (3 – 4 года) уже различают оттенки – розовый, голубой, серый и правильно соотносят их с основным цветом. Но дети последовательно овладевают точным названием оттенка.Часто дети применяют свои названия: оттенки слабой интенсивности они называют “немножко красный”, “мало синий”,насыщенность света выражают словами: “совсем – совсем зеленый”, “очень – очень красный” и т. д.
Дидактические игры,которые можно использовать в работе с детьми:
“Подбери по цвету”,
“Нарисуй ниточки к воздушным шарам”,
Основное знакомство с цветом происходит на пятом году жизни. С 4 до 5 лет дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветов в спектре, учатся самостоятельно получать оттенки цветов (светлый и темный).
Для углубления представлений детей о цвете вводится новый технический прием – смешивание красок на палитре. Добавляя в основной цвет белила, дети получают светлые оттенки (розовый, голубой, светло – зеленый и т. д., а добавляя немножко черного, получают темные оттенки (темно – зеленый, темно – синий, темно – красный).
“Цветное лото”,
“Разноцветная вода”,
“Цветной волчок” и др.
В этом возрасте красочность детских работ противоречива: она выражает отношение ребенка к миру и служит условным обозначением окраски предметов.
Для ознакомления с цветом в средней группе широко используются народные промыслы России. Например, изделия Гжели знакомят детей с синим, голубым цветами и их оттенками; изделия Хохломы – с гаммой теплых цветов (желтый, красный, оранжевый). Ярко и красочно знакомит с цветом дымковская игрушка. И на занятиях по декоративному рисованию, аппликации они с удовольствием выполняют росписи по мотивам народных, выдерживая характерную для них цветовую гамму.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте дети узнают все цвета радуги, их оттенки, смешивают краски для получения оттенков, используют тональные сочетания одного и того же цвета. Дети знают гамму теплых и холодных цветов. В этом возрасте детей подводят к восприятию цвета как средства передачи настроения.
Для решения этих задач используются игры:
“Подбери себе соседа”,
“Пирамидка” (составление ряда по светлоте,
“Разноцветная вода”,
“Волшебные краски” (получение оттенков,
“Чайный сервиз” и “В гостях у солнышка” (группировка цветов спектра на теплые и холодные).
Природа также знакомит детей с цветом. Ученые установили, что летом в средней полосе природа дает 123 оттенка зеленого цвета. Но, привлекая внимание детей к богатству и разнообразию цвета в природе, обогащая их впечатления, воспитатель не должен превращать природу в дидактическое средство, вырывая из нее лишь цвет. Всегда нужно, даже маленьким детям, показывать цвет не изолированно от предмета, явления, образа, а в целом жизненном впечатлении, достаточно полном и живом. Было бы не верно рассматривать бабочку с детьми только ради ее цвета. Желтый цвет бабочки живет, играет, горит, когда дети ее видят, летающей среди зелени. Зеленый полосатый арбуз хорошо смотрится среди листьев или рядом с желтой спелой тыквой. Если на дворе зима, можно заметить, что снег в зависимости от света, то голубой, то сиреневый, то матовый, то искрящийся, переливающийся.
На прогулке воспитатель обращает внимание детей на изменяющийся цвет неба, воды в разное время дня, при разном освещении, разном природном окружении. Помогает этому и показ произведений изобразительного искусства. Они служат не только украшением интерьера, их рассматривают, проводят по ним беседы.При этом внимание детей направляется на:
1. Содержание картины (что на ней изображено).
2. Средства выразительности – линия, цвет, композиция…
Иллюстрации известных детских художников В. Лебедева, Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Конашевича и других отличаются красочностью, полны жизненных наблюдений. Дети 5-7 лет могут понять фантастичность иллюстраций к сказке П. Бажова “Серебряное копытце” художника М. Успенского, которая достигается цветовыми сочетаниями – синий – “сказочный” цвет.
Таким образом, дети приобретают “цветовую зоркость”, потребность в цветовых впечатлениях, в передаче их в изобразительной деятельности. Цвет обогащает эстетические чувства и потребности детей, создает радостный настрой жизни.
«Ознакомление дошкольников с миром природы» «Ознакомление до школьников с миром природы» Подготовили: Воспитатели гр. «Солнышко» Энгелько Е. А., Духина А. Г. Ст. воспитатель:.
Консультация «Ознакомление дошкольников с живописью» Ни для кого не секрет, что основы духовных ценностей закладываются с раннего возраста. Важным средством формирования духовного мира детей.
Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Дата проведения: 11.03.2019г. ФГОС дошкольного образования.
Презентация «Ознакомление дошкольников с профессиями» В системе дошкольного образования педагоги стараются найти все более эффективные способы обучения детей и все чаще используются современные.
Экологическое воспитание дошкольников. Ознакомление с насекомыми Мир природы вокруг нас (насекомые) Экологическое воспитание дошкольников Рябова Елена Николаевна Воспитатель «Мир, окружающий ребенка,.
Ознакомление дошкольников с неживой природой Работа с детьми среднего возраста осенью. Используя теплую погоду во время прогулок в сентябре, воспитатели организуют игры с песком во.
Ознакомление дошкольников с русскими народными музыкальными инструментами Музыка на протяжении всей истории всегда оказывала особое воздействие на человека. Окружая ребенка с раннего возраста, музыка благоприятно.
Ознакомление дошкольников с живописью Цель: дать представления о методике и программных задачах ознакомления детей с живописью в различных возрастных группах. Изобразительная.
Презентация «Ознакомление младших дошкольников с окружающим» Слайд 1 Вашему вниманию предоставляется презентация на тему …. Слайд2 зачитать Слайд3 В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов.
Консультация для родителей «Ребенок рисует черным цветом? Выясняем, почему!» Рисующий ребенок – умилительная картина для любого родителя. Когда малыш берет в руки карандаши или краски, радуются все. Но не редко нарисованное.
Методические рекомендации «Изучение цвета с детьми младшего дошкольного возраста»
елена тузова
Методические рекомендации «Изучение цвета с детьми младшего дошкольного возраста»
Цвет – это, то свойство окружающего мира, которое первым обращает на себя внимание.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, чёрный, оттенки серого).
Знакомство детей с цветом начинается с четырёх основных цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий. Только после того, как дети научатся узнавать эти цвета, различать их и называть, можно знакомить их с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства детей с цветомможно выделить этапы:
Различение цветов по принципу «такой – не такой». Дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу;
Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу;
Закрепление представлений о цвете в слове. Дети различают цвета по названию.
Дети знакомятся с цветом в ходе специально организованных занятий, игр, упражнений и в быту при рассмотрении различных предметов.
«Цветные кубики»
Цель: Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: Пары разноцветных кубиков (красные, жёлтые, зелёные, синие).
Ход занятия.
Разложить кубики на столе. Воспитатель берёт один кубик и показывает детям с просьбой, найти такой же кубик. Выбор производится путём прикладывания к выбранному кубику других.Действия комментируются: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».
Затем детям раздаются кубики разных цветов с предложением найти им пары.
В следующий раз количество кубиков каждого цвета увеличивается. Возможно введение нового цвета.
«Разноцветные палочки»
Цель: Учить различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету.
Материалы: Счётные палочки двух контрастных цветов (одинаковое количество).
Ход занятия
Высыпать перед ребёнком палочки и предложить разложить их на две кучки. Воспитатель показывает, как следует раскладывать палочки,комментируя свои действия: «Сюда кладём все такие палочки, а сюда все такие».
Когда ребёнок выполнит задание, комментируем результат, называя цвет палочек.
Постепенно количество палочек увеличивается.
«Цветная вода»
Цель: Знакомить детей с цветом.
Материалы: Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Ход занятия
В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски.
Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (сначала по одному стакану). Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведут их в воде. Если им захочется продолжить игру, можно им поменять воду и предложить развести другую краску.
На следующих занятиях можно давать малышам по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать по 2-3 краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы узнать разные оттенки одной краски.
«Цветные парочки»
Цель: Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, шарики, пирамидки и др.).
Ход занятия
Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например: красные кубики, жёлтые шарики, зелёные карандаши или фломастеры и т. д., затем разные (например: жёлтый мячик и жёлтый цыплёнок, зелёная ёлочка и зелёный кубик, красный шарик и красный карандаш, синее кольцо и синяя рыбка, коричневая машинка и коричневый медвежонок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальное перемешайте на столе. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.
В эту игру можно играть с одним ребёнком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите разложить предметы парами, группируя их по цвету. Количество цветных пар следует увеличивать постепенно.
«Ниточки для шариков»
Цель: Учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой», знакомить с названиями цветов.
Материалы: Воздушные шары и узкие ленточки красного, жёлтого, синего и зелёного цветов.
Ход занятия
Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные воздушные шары я для вас принесла. Они большие и круглые. Хотите с ними поиграть? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть, но у каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета».
Предложите детям поиграть с шарами. При этом называйте цвета шариков, не требуя от малышей повторения.
Дидактические игры по математике для младшего дошкольного возраста. Изучение временных понятий и определение местоположения 1. Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» Цель игры: упражнять детей в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Методические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возраста Сегодня я хочу предложить вашему вниманию рекомендации по озвученной мной теме. Ознакомление детей с природой и ее объектами является одним.
Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.
Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.