что такое тсо в школе

Технические средства обучения (ТСО)

Технические средства обучения – это технические устройства, помогающие педагогу обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения и т.д. После расшифровки термина можно перейти к детальному описанию методов.

В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащегося и контроля. Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры, диапроекторы, эпипроекторы, графо- проекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы). Они постоянно совершенствуются. В школы систематически поступают новые ТСО.

Современные технические средства обучения в образовательном процессе

Широкое распространение получают в школах обучающие персональные компьютеры, которые могут быть использованы в обучении по любым предметам. Персональные компьютеры используются на уроках как эпизодически, так и систематически, в зависимости от целей и методов обучения, а также от технических возможностей самого компьютера. По своим техническим характеристикам персональные компьютеры (ПК) разделяются на современные и морально устаревшие. Перед использованием ТСО уч-ся необходимо научить пользоваться ими.

Этапы развития технических средств

Частота использования технических средств обучения влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащегося интереса к ним, а иногда и к активной форме протеста.

Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста уч-ся, учебного предмета и необходимости их использования. Для физико-математических предметов экспериментально определена частота использования ТСО 1:8 (при обучении уч-ся 15-16 лет).

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование этих методов не должно длиться на уроке подряд более 20 мин: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на 5 мин) сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 мин, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 мин позже обычного.

Использование ТСО с интервалом между 15-й и 20-й мин и между 30-й и 35-й мин позволяет поддерживать внимание учащегося практически в течение всего урока. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащегося уже к 30-й мин возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление.

Источник

Что такое тсо в школе

Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

что такое тсо в школе. Смотреть фото что такое тсо в школе. Смотреть картинку что такое тсо в школе. Картинка про что такое тсо в школе. Фото что такое тсо в школе1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно воспитательных задач);

2) принципу устройства и работы;

5) характеру воздействия на органы чувств;

6) характеру предъявления информации.

Технические средства передачи информации:

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают:

Тренажерные технические средства специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей:

По принципу устройства и работы ТСО бывают:

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют:

По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на:

Источник

Технические средства обучения

Полезное

Смотреть что такое «Технические средства обучения» в других словарях:

Технические средства обучения — устройства, машины и комплексы, используемые при подготовке специалистов в целях повышения эффективности и качества обучения. Различают сложные учебно тренировочные комплексы, предназначенные для использования при обучении по специальности в… … Морской словарь

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — средства, используемые для повышения эффективности и качества обучения специалистов. По функциональному назначению делятся на технические средства передачи информации (информационные), контроля знаний (контролирующие), привития практических… … Юридическая энциклопедия

Технические средства обучения — см. Средства обучения технические. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

технические средства обучения — 3.6.3 технические средства обучения; ТСО: Системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. Примечание По функциональному назначению ТСО… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — (ТСО), средства обучения, состоящие из экранно звуковых носителей уч. информации и аппаратуры, с помощью к рой проявляется эта информация. Экранно звуковые средства (ЭЗС). подразделяют на звуковые (ауди тивные) грамзаписи, магнитные записи уч.… … Российская педагогическая энциклопедия

Технические средства обучения — средства, используемые для повышения эффективности и качества обучения специалистов. По функциональному назначению делятся на технические средства передачи информации (информационные), контроля знаний (контролирующие), привития практических… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Технические средства обучения — устройства, машины и комплексы, используемые при подготовке специалистов в целях повышения эффективности и качества обучения. Делятся на технические средства передачи информации (информационные), контроля знаний (контролирующие), привития… … Словарь военных терминов

технические средства обучения — (ТСО) приборы и устройства, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышения эффективности и качества обучения. В дефектологической практике особое значение имеют приборы, специально созданные для коррекции зрительных и… … Дефектология. Словарь-справочник

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — (ТСО) технические устройства и соответствующие им носители информации, применяемые для повышения эффективности учебного процесса и облегчения обучающей деятельности педагога и учебной деятельности учащихся … Профессиональное образование. Словарь

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) — ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО). Аппаратура и технические устройства, используемые в педагогическом процессе и самообразовании для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формирования и закрепления знаний,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Источник

Технические средства обучения

«Забота о здоровье ребёнка – это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает.

Каждый учитель должен задавать себе вопрос: «Как учить ребенка, сохраняя его здоровье?»

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Это исходный фон. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка. Урок – основная структурная единица учебной работы с учащимися. Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Гигиенически правильно организованный урок дает возможность длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения и предупреждать преждевременное наступление утомления. Но нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние здоровья педагога, что в свою очередь оказывает влияние на состояние здоровья обучающихся. Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы).

Перед использованием ТСО, обучающихся необходимо научить пользоваться ими. Здесь средство обучения выступает как предмет освоения. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой учащиеся обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому они часто обращают большое внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Рассеивание внимания может иметь место при первоначальном изучении дисплея, другой техники.

Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо специально учить детей работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, проводить инструктаж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и четко определять цели работы, объекты оценки и контроля.

Именно в начальной школе – ввиду психологических особенностей младшего школьника – ТСО просто незаменимые помощники учителя. Преимущественно наглядно-образное восприятие наших учащихся, требует использования различных аудиовизуальных средств обучения на уроках музыки, рисования и труда, на уроках чтения и природоведения, на уроках русского языка и математики, а также физического воспитания.

Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.

Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста обучающихся, учебного предмета и необходимости их использования.

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: обучающиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у обучающихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Целесообразное количество уроков с применением ТСО – не более 3-4 раз в неделю.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 5 (СанПиН 2011)

При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради – освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 – 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым СанПиН.

Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия (игры) и в результате наносят существенный вред своему здоровью. Как результат – мы получаем появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса у школьников.

Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся

Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут и для детей 7-10 лет 15 мин.

Гигиенические требования к оформлению и размещению компьютера

Рекомендуемая мебель для компьютерных классов образовательных учреждений

Рост учащихся, см Высота над полом, см

Стол Пространство для ног Стул
145-160 640 530 380
161-175 700 560 420
175 760 590 460

После использования ТСО, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, (а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

И.п. – сидя, руки подняты вверх.
1 – сжать кисти в кулак
2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. – стоя, руки вдоль туловища
1 – правую руку на пояс
2 – левую руку на пояс
3 – правую руку на плечо
4 – левую руку на плечо
5 – правую руку вверх
6 – левую руку вверх
7- 8 – хлопки руками над головой
9 – опустить левую руку на плечо
10 – правую руку на плечо
11 – левую руку на пояс
12 – правую руку на пояс
13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз.
Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 – медленный.

Все вышесказанные требования изложены в документе «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 2011 год
Сегодня во многих школах имеются компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски – вся эта техника призвана, чтобы акцентировать внимание учеников, усилить познавательный интерес, мотивацию к обучению. Но применять эти инструменты нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка.

В заключение, хочется вспомнить восточную мудрость:

«У кого есть здоровье – у того есть надежда.
У кого есть надежда – у того есть всё!»

Литература:

Источник

Технические средства обучения в практике образовательной деятельности

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека.

В учебном процессе важную роль играют технические средства обучения. Главная задача их применения – повысить эффективность обучения и оптимизировать учебный процесс в связи с модернизацией российского образования. Это выдвигает новые требования к подготовке учителя-предметника, ставит перед ним новые проблемы, заставляет осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современной информационной среды обучения.

Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Таким образом, ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Степень применения компьютерной техники в образовательном учреждении зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов обучающихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения.

Школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Зуевка предоставляет широкие возможности для организации изучения информационных технологий. В школе имеется 2 кабинета информатики, видеотелеконференцсвязь, современные ТСО установлены в кабинетах большинства учителей-предметников, в библиотеке, на рабочих местах администрации. Все компьютеры школы объедены в локальную сеть с подключением к сети Интернет по выделенной линии.

У школы создан и работает Web-сайт, функции которого заключаются не только в предоставлении информации и общении между учениками, но и в получении обратной связи. С этого учебного года школа является методическим центром района, многие учителя нашей школы являются руководителями районных методических объединений. В связи с этим, возникла потребность в общении не только учитель – ученик, но и учитель – учитель. Данная проблема разрешилась созданием Web-страниц учителей школ района. Это позволяет проводить дополнительные, не выездные, заседания РМО, получать консультации, решать насущные проблемы.

В 2010-2011 учебном году инновационной формой работы в районе является сетевое взаимодействие, которое немыслимо без использования средств ТСО.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных ТСО и информационных технологий. В процессе преподавания физики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. В своей практике я применяю ТСО и информационные технологии во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке, для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.

ПК, несомненно, незаменимый помощник. Я его использую в разных целях:

– для индивидуализации учебного процесса,
– как средство наглядности учебного процесса,
– путь поиска информации из самых широких источников (Интернет),
– способ моделирования изучаемых процессов или явлений, организации коллективной и групповой работы (проекты) и др.,
– средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные и другие виды работ) и т.д.

Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

– разработка и применение мультимедийных сценариев уроков;
– применение готовых мультимедийных курсов, обучающих программ, энциклопедий;
– проверка знаний на уроке;
– внеурочная деятельность.

Разработка и применение мультимедийных сценариев уроков

Сценарий урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Презентации демонстрируются самим учителем непосредственно в кабинете физики. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Сценарии применяются на уроках разного типа.

В этих сценариях я применяю разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной, а динамичной, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом.

Применение готовых мультимедийных курсов, обучающих программ, энциклопедий

Обучающие программы предоставляют возможности компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме. Учащиеся самостоятельно могут сконструировать атом, увидеть, как возникает невесомость в движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка происходит процесс диффузии и т.д. К тому же, если что-то не получилось, можно повторить все сначала. Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество фотографий и фрагментов видеофильмов различных физических явлений.

Проверка знаний на уроке

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации и компьютерный тренажер «Активная физика».

Презентации, посвященные проверке знаний учеников, содержат материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Еще один способ использования ТСО – это компьютерное тестирование, которое дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к пропущенным вопросам и сделать «работу над ошибками». Мною разработаны некоторые компьютерные тесты («Электрическое поле», «Механические волны», «Молекулярная физика», «Изменение внутренней энергии», «Модели атомов» и др.) с выбором ответа, которые я применяю, проводя урок в компьютерном классе.

Внеурочная деятельность

Много новых возможностей ТСО открывают для проведения внеурочной работы с детьми: подготовка и проведение традиционной научно-практической конференции в школе (оформление и защита проектов и исследовательских работ), подготовка к естественно-научному турниру школьного и муниципального уровней, подготовка к олимпиаде по предмету, различные конкурсы. Данное направление содержит в себе задания, выполнение которых предполагает не только непосредственное общение ученика с учителем, но и посредством электронной почты.

В каждом классе есть такие ученики, которые при прохождении нового материала по некоторым темам по заданию учителя заранее готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, объясняя новый материал. Учитель при этом дает необходимые пояснения и комментарии. В качестве примера можно привести несколько таких тем: простые механизмы, виды теплопередачи, устройство атомного реактора, электрические двигатели и т.д.

Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение ТСО и информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету.

Внедрение в образование современных ТСО повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей, в том числе и меня, в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Но как бы ни использовались современные ТСО, личность учителя всегда играет главенствующую роль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *