Что такое цирковая гимнастика
Что такое цирковая гимнастика
В нашей студии помимо физической подготовки и растяжки
ответим на более частые вопросы от поступивших и еще только желающих поступить:
Когда стоит отдавать ребенка в цирковой?
В 3-4 года с ребенком тяжело тренеру, дети многие не понимают, что от них хотят, другие просто плачут всю тренировку без родителей, НО огромное но, чем раньше ребенок попадает в коллектив, тем раньше он учится дисциплине, основным элементам, вниманию на тренировке, и конечно же не стоит забывать о растяжке, которая как известно благодаря старению связок с годами человека становится только хуже, чем младше ребенок тем более он гибок. У маленьких детей отсутствует чувство страха ко всему новому, они быстро привыкают и учатся доверять коллективу.
В 5-6 лет ребенок более послушен, он понимает обращенную к нему речь и более податлив на упражнения, с такими детьми можно проводить подготовку к работе в «воздухе» через более короткий промежуток, чем с маленькими детьми. Но опять же есть но, детский сад и повседневная жизнь уже может оставить отпечаток. Дети уже приходят скованными, с чувством страха нового коллектива, тренера.
Каждый понимает время по-своему. Есть детишки, кто пришел в 3 года и показал и показывает отличные результаты, а есть те кто пришли в 10 и так же стремительно учится всем основам, этого жанра.
Как вы видите точного ответа нельзя дать, для всех детей одинаково, каждый ребенок индивидуален и к каждому нужен свой подход. И кто лучше если не родители, смогут ответить на него.
Как проходит начальная подготовка?
При попадании в цирковую студию дети занимаются общей физической подготовкой, уделяя внимания растяжке и чувству ритма. Нужно быть готовым к тому, что ребенка на тренировках будут тянуть, тянуть и тянуть, через боль и «не хочу». С этим придется смириться. Все гимнасты и танцоры проходят через это, проходили и будут проходить. Объяснить ребенку что «Тянут-значит, так надо». Постепенно смотря на старших и общаясь с более опытными коллегами, дети понимают, что без хорошей растяжки не возможно достичь высоких результатов. Опять же все индивидуально если ребенок от природы гибок, то нужно только научить управлять его своим телом, и наоборот для менее гибких детишек нужно растянуть тело.
Все дети разные кто то плачет на растяжке, а кто то сцепив зубы молча терпит. Конечно после время которое дети бегали по улице, или валялись перед телевизором в свободное время будут ощущать мышечный дискомфорт, покалывание, и это не признак бросать тренировку переждать неприятные симптомы, с каждой тренировкой тело будет привыкать к нагрузкам и в течении довольно короткого промежутка все пройдет. Но если вы будете пропускать занятие по этим причинам, размятое тело будет дубеть и боли в связи со скопившейся молочной кислотой в мышцах, будет продолжать болеть, до тех пор пока периодичность посещений не урегулируется вами.
Чувство доверия к тренеру, другим участникам коллектива должно вырабатываться у ребенка с самых первых тренировок. В цирковом искусстве у детей часто бывают номера дуэты, или коллективные номера, где работа партнера напрямую зависит от доверия вашего ребенка к нему, не стоит оскорблять, грубить или высказывать отрицательное мнение в присутствие ребенка про члены коллектива, ребенок не должен испытывать отрицательные эмоции к коллективу. Особенно это важно в моменты решения, кто едит на фестивали, выступает в программе, не стоит говорить ему о незаслуженном выборе тренера. Если остаются такие вопросы лучше напрямую обсудить это с тренером, а не сеять беспокойство в ребенке.
Вредны ли такие нагрузки ребенку?
Родители спрашивают и что же это дает ребенку, детское увлечение, просто секция без продолжения, прыг скок в зале??
Ответ конечно должен будет прозвучать от вас, что вы хотите от ребенка. Конечно же это может быть как начала спортивной или танцевальной карьеры ребенка, ведь на начальных парах обучения в цирковом, предлагается программа по улучшению физического развития ребенка. В дальнейшем если у ребенка пошло все отлично и он прекрасно показал себя, посвятил себя до выпусного класса цирковому искусству и в дальнейшем хочет посвятить себя только этому, он может смело поступать в цирковое московское училище в котором учились и учатся выпускники нашей студии.
Самое главное мы родители хотим огородить детей от неблагоприятных условий нашей цивилизации. И если всего боятся и ни чего не пробовать, ребенок начнет сам находить себе развлечение и эти развлечения не всегда хорошие, поэтому важно каждому родителю с раннего возраста привить ребенку любовь к спорту. И конечно же прислушиваться к ребенку.
Что такое цирковая акробатика?
Цирковая акробатика – это разновидность гимнастики, элементы которой выполняются без какого-либо спортивного инвентаря. Как и другие формы гимнастики, цирковая акробатика требует от спортсмена колоссальной физической силы, гибкости и выносливости. Как правило, для приведения себя в нужную форму цирковые акробаты подвергаются изнурительным тренировкам. Некоторые формы цирковой акробатики входят в состав Олимпийских игр, и она довольно популярна среди зрителей.
Цирковая акробатика известна с древности. Доподлинно известно, что древние греки, также, как и римляне, выполняли элементы цирковой акробатики для демонстрации своей физической подготовки и спортивных навыков. С распространением христианства и сменой взглядов на отношение к человеческому телу популярность цирковой акробатики стала быстро угасать, но не исчезла окончательно.
В средневековье при проведении различных цирковых представлений цирковые акробаты выступали отдельно, как самостоятельные артисты, а также, они были популярны при дворах многих королевских особ. Наряду с клоунами и другими артистами акробаты придавали яркость королевским дворам, а некоторые даже становились придворными фаворитами, и в свободное от выступлений время роскошно одевались и носили дорогие украшения. Благодаря движению за здоровый образ жизни, в 1800-х годах цирковая акробатика вместе с другими видами спорта пережила свое возрождение. К этому времени цирковая акробатика стала Олимпийским видом спорта и была широко любима в обществе.
Во время своих выступлений акробаты выполняют множество тяжелых элементов: перевороты назад, всевозможные кувырки с прыжками, сальто-мортале и ходят колесом. Выступления большинства акробатов весьма динамичны и включают в себя инерционное вращение на полу в такт музыкальному сопровождению, что делает их выступление более артистичным, а демонстрацию физических данных более красочным зрелищем. Сегодня выступления цирковых акробатов проводятся на специальных гимнастических матах, обеспечивающих спортсмену больший комфорт.
Как правило, люди, желающие стать цирковыми акробатами, начинают заниматься с ранних лет, т.к. совершенство физического мастерства в гимнастике закладывается в раннем возрасте. Желающие заняться акробатикой в более зрелом возрасте тоже могут добиться определенных успехов, но они вряд ли когда-либо достигнут такой же гибкости и податливости своего тела, как спортсмены, занимающиеся с детства. За выступлением цирковых акробатов можно наблюдать во время проведения Олимпийских игр, а также на различных спортивных мероприятиях. Например, участники группы поддержки при профессиональных спортивных клубах довольно часто демонстрируют элементы цирковой акробатики в своих выступлениях в перерывах между матчами.
Часто цирковые акробаты вместе с другими артистами цирка приглашаются для проведения различных общественных мероприятий. Многие организаторы зрелищных шоу любят включать их выступления в свою программу для привлечения внимания публики.
Виды гимнастики
К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая, эстетическая, командная, аэробическая гимнастика.
Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкульт минутки в учебных заведениях и на производстве. Существует несколько видов оздоровительной гимнастики:
Спортивная гимнастика
Спортивная гимнастика — один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражненияхи опорных прыжках. В настоящее время на международных турнирах гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачёте (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (4 — у женщин, 6 — у мужчин). В программе Олимпийских игр с 1896 года.
Гимнастика является технической основой многих видов спорта: соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только даёт определённые технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.
Художественная гимнастика
Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).
В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи), или один вид (пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповых упражнениях.
Эстетическая гимнастика
Эстетическая гимнастика — вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Этот вид спорта включает гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как если бы каждое новое движение происходило от предыдущего. Все движения должны выполняться плавно, значительно изменяясь и в динамике, и в скорости. Композиция должна содержать универсальные и разнообразные движения тела, как, например, тело волнами и качели, прыжки и подскоки, спиральные повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимы гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий. Допускаются и приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток.
Командная гимнастика
Командная гимнастика зародилась в Скандинавии, в которой являлась основным видом гимнастики в течение 20 лет. Первое официальное соревнование было проведено в Финляндии в 1996 году, и теперь проводится каждые 2 года. Соревнование команд, клубов состоит из трех категорий: женские, мужские и смешанные команды. Состоит из трех видов: вольные упражнения, прыжки с мини-батута и акробатические прыжки. В каждой из трех дисциплин число гимнастов — от 6 до 12 человек. Командная гимнастика включает в себя наиболее динамичные виды гимнастических упражнений: групповые вольные упражнения, акробатические и опорные гимнастические прыжки. Ей присущи музыкальность, выраженная двигательно-образовательная направленность, оптимальная сложность упражнений.
Цирковая гимнастика
Цирковая гимнастика разделяется на партерную (упражнения на снарядах и аппаратах, укреплённых на манеже) и воздушную (упражнения на аппаратуре, подвешенной высоко над манежем); соответственно гимнасты — на партерных и воздушных.
Каждый из двух видов цирковой гимнастики включает множество подвидов (в зависимости от используемой аппаратуры и приёмов работы): партерная— упражнения на турниках, батуте, кольцах всех типов; воздушная [2] — упражнения на трапециях всех родов, корд де пареле, корд де волане, рамке, бамбуке, воздушном турнике, ремнях, полотнах, кольце, сфере.
Акробатическая гимнастика
Акробатическая гимнастика включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения.
Уличная (дворовая) гимнастика
Уличной гимнастикой занимаются, как правило, непрофессиональные спортсмены. Для многих это как увлечение, хобби, стиль жизни, способ развития и поддержания мышечного тонуса, ловкости, гибкости суставов. Ей можно заниматься практически на любой дворовой спортивной площадке, а в некоторых случаях — просто на улице.
У уличной гимнастики много различных стилей: workout, паркур, freerun, шведская гимнастика и т. д.
Спортивная акробатика – что это?
К сожалению, такой вид спорта, как акробатика, очень и очень непопулярен. Непонятно, правда, почему, ведь это по истине завораживающее, изящное и эфектное зрелище!
Для начала хочу развенчать некоторые мифы об акробатике, которые, к слову, основательно засели в человеческом сознании.
Теперь разберемся в том, какие существуют виды акробатических составов. Их всего 5:
Нельзя сказать, что в каком-то виде сложнее или легче. Могу сказать точно только одно: каждый сам определяет, что для него наиболее легкое и любимое. Допустим, я была нижней в женской паре, нижней в женской тройке, а также средней. Так вот, больше всего я любила быть средней. Почему? Сама не знаю.
Полноценное соревноватльное выступление акробатов включает в себя следующие упражнения: балансовое, темповое и комбинированное. Каждое выступление (упражнение) — это исполнение парно-групповых и индивидуальных акробатических элементов с фрагментами танца. В балансовом упражнении спортсмены выполняют определенный ряд статичных элементов с 3-секундным удержанием. В темповом — динамичные элементы, всеразличные подкидывания верхнего. В комбинированном упражнении все, соответственно, комбинируется, т.е. присутствуют и балансовые и темповые элементы.
Предлагаю разобраться в видах акробатики на конкретных примерах выступлений наших русских спортсменок и спортсменов, многократных чемпионов России, Европы и мира.
Балансовое упражнение в женской группе (тройке).
Темповое упражнение в смешанной паре.
Многие русские акробаты создали свои неповторимые элементы, некоторые из которых больше никто и ни в какой стране не выполняет. Кроме того, сборная России в этом виде спорта никогда не уезжает с чемпионатов без кубков и медалей, поскольку наш уровень очень высок. Хотя достойных соперников у русских акробатов достаточно, к примеру, китайцы всегда находят чем удивить.
Возникновение акробатики уходит далеко в глубь нашей истории, но как конкретный вид спорта в Росии она появилась только в 1938 году. А значит, спортивная акробатика совсем молода. Возможно поэтому она не так популярна, как футбол, теннис или та же гимнастика. И я вижу свою цель в том, чтобы популяризировать этот красивый и в то же время сложный вид спорта.
Что такое цирковая гимнастика
Гимнастика
Цирковые снаряды и аппараты, в отличие от спортивных, часто видоизменяются и усовершенствуются. Это диктуется возникновением более сложных творческих задач, появлением новых трюков. Гимнастические упражнения выполняются как на снарядах, находящихся в движении (в раскачке или вращении), так и на неподвижных, прочно закрепленных на месте. Цирковая гимнастика делится на партерную и воздушную.
Упражнения партерной гимнастики выполняются на снарядах, укрепленных на манеже или подвешенных на такой высоте, что исполнители непосредственно связаны с манежем. К ним относятся следующие виды гимнастики: на турниках, на кольцах, партерный полет.
Перекладина (иногда ее называют грифом) горизонтально укрепляется на двух металлических вертикальных стойках высотой 2- 2,25 м, которые, в свою очередь, неподвижно крепятся тросовыми растяжками к барьеру манежа.
Слегка пружинящий стальной прут перекладины смягчает приход гимнаста на турник. Чтобы предохранить руки от сильного трения, исполнитель надевает специальные перчатки, пропитанные особой смазкой. В отличие от спортсменов цирковые турнисты берутся за перекладину надхватом (все пальцы накладываются сверху), что удобнее при исполнении перелетов с турника на турник. В спорте же гимнасты берутся за перекладину обхватом (четыре пальца сверху, а большой снизу).
Одинарный турник (основной в спортивной гимнастике) в сегодняшнем цирке не применяется. Цирковые гимнасты выступают на двойном, а чаще на тройном турнике, дающем возможность выполнять перелеты с турника на турник. Две или три перекладины устанавливаются параллельно на расстоянии 2,4 м и крепятся между собой туго натянутыми тросами, закрепленными с помощью блоков.
Рис. 56
В трюковых соскоках на манеж, завершающих каждую комбинацию, исполняются заднее группированное сальто, заднее сальто планшем, заднее сальто с полпируэтом, заднее сальто с пируэтом, оборотное переднее сальто, двойное заднее сальто, заднее сальто с двумя пируэтами.
В 1969 г. артист В. Сериков (труппа под руководством В. Пузакова) добился исполнения тройного заднего сальто с турника на манеж. Этот сложнейший трюк теперь выполняют и другие гимнасты. Эффекты и встречные пассажи, то есть одновременные перелеты гимнастов с турника на турник навстречу друг другу.
Основой выступления гимнастов на турниках в цирке являются трюковые перелеты с турника на турник. Поэтому длинные комбинации, состоящие из многих упражнений, выполняемых на одном турнике, как это принято в спорте, в цирке не практикуются. Турники, применяемые на манеже, бывают круглыми, квадратными, шестигранными, а также разновысокими и двухъярусными. В некоторых номерах турники сочетаются с другими снарядами, не только гимнастическими (ловиторка), но и акробатическими, например разновысокие турники с батутом.
Круглый турник был создан в 1946 г. артистом М. Николаевым. Перекладина его имеет форму круга, диаметр которого соответствует дистанции, необходимой для выступления гимнастов. Выполнение упражнений на круглом турнике несколько труднее, чем на прямом, так как изогнутая перекладина менее удобна для захвата руками (рис. 57). Кроме того, групповые комбинации создают тесноту внутри круга, и малейшая неточность, допущенная одним гимнастом, может привести к столкновению с другими исполнителями. На квадратном турнике, так же как и на шестигранном, перелеты выполняются и в прямом и в перекрестном направлениях. Отдельные комбинации демонстрируются группой одновременно на всех перекладинах.
Рис. 57
Рис. 58
Двухъярусные турники устанавливают друг над другом. Перелеты исполняются с нижних на верхние турники и обратно, а также одновременно на двух ярусах (рис. 59).
Рис. 59
Трюковые комбинации, исполняемые на турниках, весьма разнообразны. Многие из них, существовавшие с давних времен, стали традиционными элементами классического репертуара гимнастов, сохранившегося до наших дней. Некоторые возникли значительно позже. Немало замечательных трюков создал выдающийся советский гимнаст А. Сметанин. Он исполнял такие сложнейшие трюки, как пируэт-сальто с первого турника на третий, заднее сальто с приходом ногами на тот же турник, банолло * с первого турника на третий и оборотное банолло на трех турниках.
А. Сметанин демонстрировал высокую исполнительскую технику. Например, в двойном заднем сальто при соскоке с турника он второе сальто делал выше первого, а это и в наши дни доступно лишь гимнастам высокого класса.
Перечислим и другие трюки, созданные советскими гимнастами: заднее сальто с первого турника на третий (А. и Г. Агдгомелашвили); твист с первого турника на третий, не снимая средней перекладины (П. Жиловец); двойное заднее сальто с первого турника на третий (Г. Ольтенс); заднее сальто с пируэтом с турника на турник (Пузаковы), оборотное банолло (В. Расцов).
Этим, конечно, не исчерпывается перечень трудных трюков, доступных лучшим гимнастам на турниках.
Необходимо отметить, что выступление на турниках по физической нагрузке и напряжению считается в цирке одним из труднейших. Гимнастика на кольцах. Цирковые кольца относятся к простейшим гимнастическим снарядам. Они имеют форму треугольника, основание которого несколько изогнуто (оно делается из металлической трубки диаметром 25 мм). Обе стороны треугольника состоят из цепей длиной 25-30 см. Кольца подвешиваются на длинных цепях или тросах к штамборту.
Рис. 60
Рис. 61
Полет. Аппарат партерного полета состоит из трапеции, неподвижной рамки-ловиторки, подвешенных на небольшом расстоянии от манежа, и мостика, который устанавливается у барьера манежа на высоте до 4 м. На таком аппарате артисты выполняют перелеты с раскачивающейся трапеции в руки к ловитору.
Расстояние между мостиком, трапецией и ловиторкой рассчитывается заранее и не меняется. Предохранительная сетка, применяемая для воздушных полетов, здесь не используется. Чтобы защитить артистов от возможных травм, под аппаратом расстилают специальные матрацы, покрытые дорожкой.
Первый партерный полет был выполнен французским гимнастом Ж. Леотаром. В 1859 г. номер перекочевал из спортивного зала на манеж. Поначалу выступление представляло собой несложные перелеты гимнаста с одной трапеции на другую без участия ловитора. В дальнейшем в полеты стали вводить ловитора и увеличивать число исполнителей. Это дало возможность осуществить множество новых трюков и значительно ускорило усовершенствование аппаратуры.
Рис. 62
Рис. 63
К воздушной гимнастике относятся упражнения, выполняемые на снарядах или аппаратах, подвешенных к куполу цирка: гимнастика на трапеции, гимнастика на корд де волане * гимнастика на вертикальном канате, гимнастика на турниках, гимнастика на рамке, гимнастика на бамбуке, воздушный полет.
Номера воздушной гимнастики исполняются как на снарядах, закрепленных на месте, так и на снарядах, раскачивающихся, движущихся по кругу, а также поднимающихся и опускающихся. Гимнастические снаряды типа трапеции, корд де волана, вертикального каната, рамки и бамбука наиболее просты.
Трапеция представляет собой металлическую перекладину длиной 60-65 см (в полетах-до 90 см) и диаметром 25-30 мм. Для более удобного захвата перекладину обматывают тесьмой, а руки гимнасты натирают магнезией. К краям перекладины крепятся веревки (с тонким тросом внутри для прочности), концы которых зацепляются за штамборт. Снаружи веревки декорируются тесьмой или бинтом. Длина веревок может регулироваться, обычно она не превышает 4 м. Трапеции, используемые в полетах, подвешивают к штамборту не на веревках, а на тонких тросах.
Трапеции бывают одинарными, двойными и групповыми.
Одинарная трапеция применяется для женского сольного выступления. На ней демонстрируются упражнения, выполняемые в висе и в упоре. Наиболее характерны вис на подколенках, «флажок» на одной руке, балансирование на спине, задний планш, обороты вокруг трапеции, а также различные «обрывы» на подколенки, на пятки, на носки. «Обрывы» бывают и более сложными, например: «обрыв» в носки из упора на шее, «обрыв» на подколенки из положения стоя на трапеции в раскачке, «обрыв» в носки из балансирования на спине в раскачке (рис. 64, 65).
Рис. 64
Рис. 65
Многие трюки, такие, как вис на пятках, на носках, «обрывы»,чаще выполняются на раскачивающейся трапеции, как более эффектные. Демонстрацию упражнений динамического характера называют выступлением на швунг-трапе.
Рис. 66
Рис. 67
Вращение вокруг штамборта осуществляют и на аппарате, напоминающем подвесные качели (этот способ можно демонстрировать только вдвоем). Стоя на концах узкой длинной (2 м) площадки, гимнасты раскачиваются до тех пор, пока не начнут вращаться вокруг штамборта. Этот вид лопинга был впервые показан в 1930 г. М. и А. Ширай (рис. 68).
Рис. 68
В финале номера иногда исполняют и ризенвелле, используя штамборт в качестве перекладины (В. Суркова). Гимнастка Г. Адаскина усложнила этот трюк: сделав несколько оборотов вокруг штамборта, она отрывалась от него и, используя специальное приспособление, опускалась на манеж, держась за тонкие тросы, которые разматывались с вращающейся катушки, установленной на аппарате. Трюк ризенвелле в женском исполнении встречается очень редко и доступен лишь гимнасткам высокого класса.
Наиболее распространены завершающие номер трюки такого типа: повиснув на руках на петлях, прикрепленных к краям штамборта, гимнастка сильным маховым движением быстро проносит туловище между рук, повторяя эти круговые перевороты много раз подряд. Подобное вращение исполняется и в висе на одной руке. Двойная трапеция (доппель-трапе) предназначена для двух гимнастов. Она состоит из широкой перекладины, подвешенной к штамборту на трех тросах, причем один трос, находясь в середине, как бы делит перекладину пополам, образуя две трапеции (рис. 69).
Рис. 69
Вначале оба участника номера синхронно, каждый на своей трапеции, выполняют различные упражнения. Затем один из них повисает на подколенках, а другой, взявшись за его руки, «обрывается» с трапеции. Из положения в висе партнеры выполняют всевозможные упражнения парной гимнастики (рис. 70).
Рис. 70
Особая сложность этого номера заключается в том, что вис на подколенках осуществляется без каких-либо упоров или захватов носками ног. Поэтому ловитору удерживать вольтижера в таком положении значительно труднее,, чем в номерах на рамке или ловиторке, где есть возможность прочно зацепиться ногами.
Традиционным завершением выступления гимнастов на двойной трапеции являются различные вращения. Например, отцепив средний трос, артисты, сплетаясь, вращаются вокруг грифа валетом. Или, вися на подколенках, гимнаст-ловитор держит вращающегося в зубнике партнера («зубы в зубы» или за пояс).
Групповая трапеция рассчитана на одновременное выступление четырех-пяти гимнасток. Она состоит из длинной металлической перекладины, подвешенной к штамборту пятью-шестью тросами, разделяющими перекладину на четыре-пять трапеций.
Номер начинается с синхронного выполнения упражнений одновременно всеми исполнительницами. Далее следуют построения различных пирамид в висе. Две гимнастки, повиснув на подколенках или зацепившись ногами за петли, держат остальных участниц группы в различных положениях. Подобного рода построения создают красивые фигурные композиции в воздухе (рис. 71).
Рис. 71
Интересный номер на одинарной трапеции создали артисты Денисовы. Зацепившись за трапецию пятками, один из участников номера удерживает в руках небольшую трапецию, на которой точно в таком же положении, как и он, висит партнер, тоже держащий трапецию с партнершей. Эта трехэтажная пирамида поднимается вверх и опускается.
Другой трюк: раскачавшись на трапеции (при этом следует отметить очень широкую амплитуду), артист, вися на пятках, принимает с мостика, установленного у барьера манежа, партнершу, которая, взявшись за короткую трапецию в его руках, также повисает на ней пятками. Находясь в таком положении, партнеры продолжают раскачиваться. Еще трюк: вися на трапеции на одном носке, артист держит в руках короткую трапецию, на ней удерживается на пятках партнер тоже с трапецией в руках, на которой партнерша висит на одной пятке.
Этот вид гимнастики исполняется также и двумя артистами на двух корд де воланах (рис. 72).
Рис. 72
Рис. 73
В финале номера, повиснув ногой в петле, артистка, держа в зубнике один конец корд де волана, быстро вращалась, а в это время партнер исполнял вертушку на канате.
Нужно отметить, что номера на корд де волане многие годы почти не менялись по форме и по приемам.
Номера этого рода обычно заканчиваются эффектными оборотами вокруг каната. Повиснув рукой в петле, гимнастка быстро вращается вокруг каната, который в это время энергично раскручивает ассистент.
Используя центробежную силу, гимнастка отводит туловище на вытянутую руку и постепенно принимает горизонтальное положение.
Один из видов спуска вниз исполняется следующим образом: прижав к себе канат под одним плечом и обвив его одной ногой, артистка скользит по канату вниз головой.
Выступления на вертикальном канате бывают сольными и парными. Для парной работы к одному штамборту подвешивают рядом два каната параллельно друг другу. Вначале артисты выполняют одинаковые упражнения одновременно на двух канатах. Затем один гимнаст повисает на штамборте на подколенках или в ножной петле на одном из канатов и в таком положении удерживает партнера, выполняющего трюки, аналогичные тем, что демонстрируют на рамке и бамбуке.
Рис. 74
Рис. 75
Рис. 76
Рис. 77
Такая динамичная форма выступления на бамбуке быстро завоевала популярность в цирке. Советские артисты создали немало оригинальных вариантов вращающейся подвесной аппаратуры. Вслед за торпедой появилась сигарообразная ракета с двумя бамбуками по концам. Упражнения исполнялись одновременно на двух бамбуках двумя парами гимнастов (группа под руководством Д. Зементова). В другом номере бамбук прикреплялся к модели спутника (Л. Ионо- ва и Г. Резников). Артисты П. Чернега и С. Разумов несколько изменили форму бамбука, придав ему вид стрелы, вращающейся по кругу.
На вращающуюся аппаратуру была перенесена и гимнастика на рамке. Рамку прикрепляли под фюзеляжем небольшой модели летающего по кругу самолета (Е. и А. Бараненко и А. Тряпицын) или под ракетой, которая выезжала из-за кулис, плавно поднималась вверх с помощью троса и лебедки и летала над манежем
(Е. Синьковская и В. Лисин). Рамка укреплялась и внутри большого металлического шара, который по кругу вращался над манежем. Шар раскрывался, и артисты, находившиеся на рамке, демонстрировали гимнастические упражнения (Е. Лебединская и П. Щетинин).
Центробежная сила, развивающаяся при вращении аппарата, конечно, усложняет работу гимнастов, но и придает ей эффектность. Вот некоторые трюки, выполненные на вращающемся аппарате артистами П. Чернегой и С. Разумовым: закрепив ногу в петле на бамбуке, ловитор держит в зубнике две веревки с петлями на концах, на которых партнерша фиксирует шпагат, как на гимнастических кольцах, затем неожиданно «обрывается» и повисает на одной ноге; в другом трюке ловитор, вися на руках, держит партнершу, зацепившуюся носками за его носки; еще трюк: в руках у ловитора две короткие петли, ухватившись за которые партнерша выполняет в темп маховые выкруты между рук (кабриоли). В финале номера артисты демонстрировали «обрывы» с помощью штрабатов. Конечно, такие трюки доступны лишь мастерам высокого класса.
Специфика выполнения одинарного полета несколько ограничивает трюковые возможности номера. Назовем основные трюки: гладкий перелет с одной трапеции на другую, перелет из виса на подколенках, заднее сальто с трапеции на трапецию, полпируэта с трапеции на трапецию.
Рис. 78
Одинарные полеты редки в наших программах. Гораздо шире представлены групповые воздушные полеты. Они более динамичны и разнообразны по своим трюковым и художественным возможностям. Групповой полет. Аппарат для группового воздушного полета аналогичен партерному, но в нем обычно применяется качающаяся ловиторка.
Рис. 79
В групповом воздушном полете ловитор кроме виса над подколенках может находиться и в других положениях. Например, на подъемах ног (ловитор зацепляется за гриф ловиторки специальными небольшими крючками, скрытыми в шнуровке обуви) или в висе захватом, то есть как бы обвив ногами боковые стропы ловиторки (для этого их делают мягкими).
Внешне положение в висе на носках несколько эффектнее, чем распространенный в полетах вис на подколенках, так как раскачивающиеся два вытянувшихся в рост гимнаста смотрятся лучше, более плавными и длинными получаются амплитуды. Однако ловить вольтижера в таком положении менее удобно, поскольку ловитор лишен той опоры подъемами ног, какую он обретает в висе на подколенках. Поэтому положение ловитора в висе на подколенках в воздушных полетах более распространено.
Длина строп ловиторки и трапеции не одинакова, но рассчитана так, чтобы на высшей точке раскачивания они, максимально сблизившись, дали возможность вольтижеру перелететь с трапеции в руки к ловитору. Вольтижер должен сойти с мостика в точно установленное время, рассчитываемое для каждого трюкового перелета индивидуально. Незначительное нарушение точности этого момента может привести к тому, что вольтижер не попадет в руки к ловитору.
Существенно для выполнения полета расстояние (дистанция) между мостиком, трапецией и ловиторкой, оно строго сохраняется при установке аппарата. У гимнастов вырабатывается привычка к одной и той же дистанции. Малейшее отклонение от нее нарушает ритм, так как меняется привычная амплитуда раскачивания на трапеции, изменяется время отхода на трюк.
Трюковый репертуар групповых воздушных полетов обширен и разнообразен. Мы расскажем лишь о нескольких наиболее сложных и интересных трюках, демонстрировавшихся лучшими советскими вольтижерами. Среди них особое место принадлежит выдающемуся гимнасту, вольтижеру мирового класса, Евгению Морусу. Его рекордные достижения в воздушном полете оказали огромное влияние на развитие этого вида гимнастики.
Все эти трюки были в репертуаре мужчин. Участия женщин-гимнасток в качестве вольтижеров в полетах до середины 20-х гг. не отмечалось. В отдельных номерах (полеты под руководством Г. Руденко, Ф. Гаупт, В. Манион) в паузах между трюками вольтижеров они исполняли гимнастические упражнения на одинарной трапеции, подвешенной в середине дистанции. Однако эти статичные выступ-ления сильно проигрывали по сравнению с динамичными трюками полетчиков, и начиная с 30-х гг. их перестали вводить в номера. Постепенно гимнастки стали овладевать мастерством вольтижеров. Вслед за В. Волгиной (труппа Донато), О. Гаупт (труппа Гаупт) выдвинулась С. Бадина. Благодаря отличным артистическим данным и технической подготовке она немало способствовала успеху труппы, в которой выступала (руководитель Ф. Конев). Среди ее трюков гладкий перелет из упора на трапеции в руки к ловитору, заднее сальто, оборотное переднее сальто, заднее сальто с пируэтом. В финале номера Бадина исполняла прыжок со штамборта трапеции в руки к ловитору, а также двойное заднее сальто в сетку. Успех Бадиной вдохновил многих гимнасток, следом за ней пришедших в номера воздушного полета. В числе их достижений можно назвать такие трюки: полтора задних сальто в руки к ловитору (М. Душухина); двойное заднее сальто в руки к ловитору (Н. Витоль, Р. Расцева, Я. Кокина, В. Ватулина); два с половиной задних сальто в руки к ловитору (Н. Витоль); полтора задних сальто в руки к ловитору из виса на трапеции на подколенках (Я. Кокина).
Существует и такая разновидность жанра гимнастики, как перекрестный полет. В таком номере может участвовать группа из восьми- девяти гимнастов.
На поперечной дистанции перелеты исполняются с одной трапеции на другую. В процессе выступления вольтижеры перелетают с одного мостика на другой и с основной дистанции на поперечную и обратно. Таким образом, полеты демонстрируются почти всей группой одновременно в обоих направлениях. Воздушная сфера цирка как бы заполняется плавно летящими гимнастами. Это эффектное и очень красивое зрелище.
Первым в России перекрестный полет продемонстрировал известный гимнаст Л. Матеус. Его продолжателем в советском цирке стал замечательный мастер М. Эльворти. Успешно исполняла перекрестный полет труппа гимнастов под руководством В. Галагана. Представляет интерес и комический полет с амортизаторами, созданный А. Вязовым. Аппарат для такого полета состоит из мостика, трапеции и неподвижной рамки-ловиторки. Предохранительная сетка здесь не применяется. Артист в момент перелета с трапеции в руки к ловитору неожиданно «обрывается»; тонкие тросы, прикрепленные одним концом к его поясу, а другим к резиновым амортизаторам у аппарата, растягивая их, не препятствуют падению артиста. Перед тем как гимнаст приблизится к манежу, амортизаторы резко сжимаются и подбрасывают его вверх в руки к ловитору. Это устройство позволяет демонстрировать и многие другие комические трюки.
Линия поведения комических персонажей в полетах несложна. Чаще всего комик выступает в роли трусливого человека, случайно оказавшегося на мостике. Вначале участие в полете его пугает, а потом он «неожиданно» увлекается и оказывается умелым гимнастом. Такая игровая линия традиционна. Участие комиков не только оживляет номер, но и несет еще определенную смысловую нагрузку: панический страх, трусость персонажа в нелепом, мешковатом костюме выгодно подчеркивают и оттеняют контраст между ним и бесстрашными, ловкими, стройными гимнастами. Не менее важным является и то, что этот персонаж в конце концов преодолевает «страх».
Остановимся еще на нескольких разновидностях полетов.
Такое сочетание полетов вольтижеров между двумя ловиторами и двумя трапециями весьма интересно и перспективно.
Своеобразен параллельный полет: к двум штамбортам, установленным друг против друга на расстоянии дистанции полета, подвешиваются рядом по две трапеции. Полеты вольтижеров выполняются параллельно и одновременно с двух мостиков, находящихся с обеих сторон (группа под руководством В. Лобзова). Своеобразие аппарата сказалось и на композиции номера. В этом полете вольтижеры сначала выполняют гимнастические упражнения на четырех трапециях одновременно. Затем две трапеции и мостик (с одной стороны) убираются вверх, а на их место опускается ловиторка. Далее полет исполняется с участием ловитора.
Оригинальный воздушный полет без сетки демонстрирует группа под руководством А. Бредо. Хотя сетка и является надежным страхующим приспособлением, но все же она не гарантирует от травм при неудачном падении. Кроме того, она ограничивает обзор полета для некоторой части зрителей. Группа Бредо применила вместо сетки в качестве страхующего средства тонкие тросы, которые крепятся к поясу артиста и почти незаметны из зала, но эти поясные тросы не дают возможности исполнять традиционный трюковый репертуар в полном объеме.
Следует назвать и трехъярусный полет, который осуществлялся гимнастами на трех уровнях (группа под руководством Ф. Конева).
Разнообразие аппаратуры, обилие трюков и приемов исполнения дает основание считать воздушный полет одной из самых перспективных разновидностей жанра гимнастики.