Что такое цинковая чума
Что такое «цинковая чума»? Советы начинающим коллекционерам.
Коллекционирование масштабных моделей автомобилей времен СССР – распространенный вид хобби, которым увлекается достаточно большое количество людей в нашей стране. Наряду с приятными моментами приобретения моделей и создания собственной коллекции, есть определенные нюансы, знать которые нужно каждому начинающему коллекционеру.
Речь пойдет о таком явлении, «как цинковая чума».
Цинковая чума – это своеобразное сленговое определение, которое обозначает микрофизические явления, происходящие с изделиями из цинковых сплавов, в том числе с цинковыми коллекционными машинками. Происходящие явления со временем разрушают структуру цинковых сплавов и в целом нарушают целостность предмета. Если объяснять более простым языком, то метафизические явления – это попросту уменьшение размеров и деформация отлитых цинковых деталей со временем.
60% всей усадки сплавов приходится на первые два месяца после сборки модели. Далее усадка деталей происходит на протяжении всех последующих лет до того, как машинка полностью рассыплется. Такое явление происходит вследствие того, что на заводе-изготовителе готовые детали не отдали на отжиг (специальную термическую обработку), а передали сразу на сборку моделей. Еще одна причина возникновения цинковой чумы является неверные пропорции сплавов для изготовления деталей, либо присутствие лишних компонентов. Стоит отметить, что «заболеть» цинковой чумой могут не только модели, которые активно используются (например, ребенком во время игры), но и те, которые спокойно находятся на поверхности.
Еще одной причиной почему некоторые модели цинковых масштабных авто разрушаются со временем, является негативное воздействие различных внешних условий (критические температуры). Причем, это может даже происходить, если модель находится в постоянно спокойном состоянии. Предотвратить процесс развития цинковой чумы невозможно, и также невозможно восстановить физико-механический ущерб от ее воздействия.
Совет коллекционерам
Во избежание порчи масштабных автомоделей не стоит располагать коллекцию вблизи каминов, окон, возле радиаторов отопления и в других подобных местах, где возможны перепады и изменения температуры.
Пример. Машинка находится на полке возле окна – летом на нее попадают прямые солнечные лучи в течение нескольких часов, зимой во время проветривания на предмет дует холодный воздух. Так, в течение года перепад температуры может составлять около 20-30 градусов С. Если учесть, что каждый элемент цинкового сплава имеет свой коэффициент расширения, то можно предположить, что цинковая модель разрушиться достаточно быстро.
Так же, чтобы коллекция не подвергалась негативному воздействию света и тепла, рекомендуется освещение полок для автомоделей делать из диодной подсветки и с нормальной вентиляцией.
[Диагноз: цинковая чума]
Приобретение новой модели всегда связано с радостью предвкушений и яркими впечатлениями от покупки. Впервые извлечь из коробки модель, за которой давно охотился — пожалуй вот оно, самое сладкое и неповторимое чувство, которое дарит нам занятие коллекционирование.
|
|
|
|
Мы затаиваем дыхание, изучая прекрасную деталировку модели, очень бережно открываем двери и едва касаемся кузова, предусмотрительно надев перчатки. Нам кажется, что если мы будем трепетно относиться к моделям, то они будут радовать нас всегда. Но увы, это не так.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Цинковая чума». Неизлечимая болезнь металла, превращающая масштабную копию автомобиля в кучку крошащихся обломков. Ее невозможно предотвратить, невозможно остановить, и если вы обнаружили ее на одном из своих экспонатов — можете вычеркнуть модель из своего списка.
Сленговое выражение «Цинковая чума» означает микрофизическое явление, заключающееся в нарушении целостности и разрушении структуры металла. Проще говоря, металлические детали откровенно разрушаются, причем это не является естественным старением металла.
Причины цинковой чумы кроются в нарушении технологического процесса отливки деталей. Стандартный материал, из которого делают масштабные модели автомобилей, представляет собой сплав с 99% цинка и 1% алюминия или магния. Зачастую ради экономии производитель отходит от этой схемы и добавляет в сплав вместо алюминия другой металл, чаще всего свинец или олово. Однако, при низких температурах (ниже 14*С) олово и свинец в сплавах начинают менять свою структуру. Это провоцирует разрушение сплава и делает модель довольно хрупкой. Через какое-то время на детали появляются трещины, которые подобно паутине расползаются на всю деталь и в итоге последняя разваливается на отдельные куски, в которых процесс «зачумления» продолжается. Таким образом, модель невозможно восстановить, т.к. даже если скрепить все расколовшиеся куски, металлические детали будут продолжать разваливаться.
Наиболее остро цинковую чуму ощутили собиратели моделей отечественных автомобилей в 43-ем масштабе, когда спустя какое-то время началось массовое разрушение моделей, выпущенных на предприятиях «Агат»-«Тантал»-«Радон» в период с 1990 по 2002 гг.
Я лично наблюдал, как в один 2007 год от ЦЧ погибли три моих модели — «Волга-2402» 2002 года, «Москвич-2141» 2000 года и «Москвич-412» 1999-ого. В какой-то момент я обнаружил, что на кузовах моделей появились мелкие трещинки. Слегка надавив на подозрительный участок, я отколол кусочек задней стойки 41-ого Москвича. Приклеив его на место, я на какое-то время успокоился, пока через какое-то время не обнаружил, что кусочек начинает раскалываться поперек. У «Волги», при попытке открыть дверь верхняя часть двери так и осталась в пальцах, а у Москвича капот вздувался до тех пор, пока под собственным давлением не лопнул. Период инкубации во всех случаях занимал около года.
Про «цинковую чуму» в кругах коллекционеров ходит много баек.
Первая из них — что чума может на каком-то этапе прекратиться. Это не так! Обнаружили трещину — меняйте деталь. Остановить процесс вы не сможете, однако стоит внимательно изучить другие детали на наличие трещин: бывает, что чумеют только отдельные элементы (двери, капот, кузов) в то время как другие остаются целыми.
Вторая легенда, что цинковая чума заразна. Очевидно, это мнение связано непосрественно с жаргонным названием процесса, однако на самом деле чума ни в коем случае не заразна, так как это внутрений процесс, обусловленный различиями в поведении металла в сплаве под воздействием различных факторов.
Третья легенда (хотя в ней уже есть доля истины), что чума является следствием неправильного хранения модели, в частности когда модель подвергается сильным колебаниям температурного режима. На практике, неправильное хранение может лишь ускорить процесс чумления, но никак не спровоцировать его. Все мы помним (или в моем случае — скорее слышали) о здоровенных советских металлических игрушках, которые подобно ГАЗону из российского ТопГира, горели, морозились, и при этом отлично выживали. По другую сторону легенду атакует тот факт, что большинство зачумевших моделей хранились в образцовых условиях, что, однако, не повлияло на их участь.
Пожалуй, я рассказал все, что мне известно или удалось накопать об этом неприятном явлении. А теперь пришло время перейти от слов к практике.
В моей коллекции было несколько моделей, которых чума съела полностью и около десятка, которые были затронуты ею лишь частично. Примерный список перед вами:
Волга-2402/2002/»Агат»(Россия)/все двери, капот.
Волга-2402 номерная /1985/»Тантал»(СССР)/кузов
Волга-3102/1999/»Агат»(Россия)/целиком
Москвич-412/1999/»Агат»(Россия)/полностью
Москвич-2141/2000/»Агат»(Россия)/полностью
Москвич-ИЖ-1500/2000/»Агат»(Россия)/двери
Москвич-ИЖ-1500/1997/»Агат»(Россия)/кузов
ЗАЗ-968/2006/»Тантал»(Россия)/крышка багажника
ВАЗ-2102/1998/»Агат»(Россия)/целиком
ВАЗ-21213/»Тантал»(Россия)/кузов
ВАЗ-2101/»Агат»(Россия)/2002/целиком
К этому стоит добавить, что иномарок в 43-ем масштабе я практически не собирал. Однако, цинковой чуме подвержены и модели иномарок. «Чемпионом» среди заведомых кадавров является фирма Norev. Их модели зачастую разваливаются через пару лет после изготовления (наряду с отечсественными моделями, которые чумеют через 5-10 и больше лет). Были случаи разрушения моделей из иностранных журнальных серий, а в группе фанатов Миничампса ВКонтакте можно увидеть пару фотографий развалившегося Миничампсовского Вольво.
Чуме подвержены и модели в 18-ом масштабе. В черный список попали практически все престижные мировые бренды, модели которых могут стоят баснословных денег. Означает ли это, что собирать модели — безнадежное занятие? Отнюдь! Это лишь требует от нас немного больше внимания при первичном осмотре модели. Соберите как можно больше информации про интересующую вас модель. Постарайтесь пообщаться с обладателями аналогичных, особенное внимание уделите вопросу прочности. И только после этого идите в магазин, где следует внимательно осмотреть модель перед покупкой. Небольшие сколы, мелкие трещинки на корпусе или дверных петлях позволят вам потребовать у продавца здоровую модель вместо «прокаженной», и это избавит вас от необходимости в последствии торговать запчастями для моделей.
Скрытый враг масштабных моделей
До этого материала в рубрике «Грузовичок» мы рассказывали о довольно позитивных вещах, связанных с изготовлением и коллекционированием масштабных моделей автомобилей. Вы узнавали о новинках, нюансах создания конкретного экземпляра или серии моделей, подробностях жизни людей и коллективов их создающих. Однако как и в любой деятельности человека, у коллекционирования масштабных моделей есть и обратная сторона медали – гораздо менее позитивная.
Я не имею в виду вандалов или неуклюжих гостей, которые могут повредить ваши масштабные модели на выставках, реальных встречах коллекционеров или у вас дома. Не подразумеваю и досадные просчёты изготовителей, чьими результатами со временем становятся искорёженные элементы масштабных моделей (колёсный диск, покрышка, приборная доска, подставка или помутневший бокс). Не касаюсь я и мошенников, непрерывно искушающих вас, пытающихся выманить ваши кровные деньги и не предоставить заветный раритет. Всё это досадно, но не смертельно. Повреждённую модель можно отреставрировать и восстановить, потерянные средства заработать вновь. Я же имею в виду «цинковую чуму» – страшное обидное и досадное микрофизическое явление, полностью или частично разрушающее желанные экземпляры наших коллекций иногда на протяжении многих лет, а иногда довольно быстро. Эффективных методов борьбы с ней, к сожалению, ещё не придумано.
Цинковая революция
Если вы коллекционер масштабных моделей автомобилей, выполненных по технологии die-cast, и никогда не сталкивались с «цинковой чумой», то вы просто везунчик – баловень судьбы! По сути, «цинковая чума» – это непрофессиональный термин, придуманный коллекционерами или вообще потребителями изделий, созданных из сплавов цинка.
В чистом виде металл цинк в природе не встречается. Получить его полностью очищенный вариант удалось лишь в 1738 году в Великобритании. Хотя впервые о нём упомянул в своих трудах ещё Парацельс (1493–1541 гг.). Сплав цинка с медью или латунью применяли в Древней Греции, Индии, Древнем Египте, позднее в Китае. В наши дни цинковые сплавы называют «ZAMAK», в России – ЦАМ. Наименование сплавов представляет собой немецкую аббревиатуру, образованную из первых букв названий легирующих металлов сплава: Zink (цинк) + Aluminium (алюминий) + MAgnesium (магний) + Kupfer (медь). Русское название аналогичных материалов (ЦАМ) составлено из первых букв русских названий легирующих элементов: цинк + алюминий + медь. Далее я буду использовать аббревиатуру, принятую в России – ЦАМ.
Благодаря своим технологическим свойствам ЦАМ с 1930-х годов стал широко использоваться в литейных смесях, потому что его показатели текучести и усадки позволяют изготовлять из них отливки сложной формы с тонкими стенками. ЦАМ начали использовать во всем мире для эффективного изготовления галантерейных товаров, дверной фурнитуры, бытовой техники, в часовой индустрии, комплектующих велосипедов, мотоциклов и автомобилей и во многих других областях.
Конечно, обратили внимание на ЦАМ и изготовители сувенирной продукции и игрушек. Как сказано в книге Нобору Накаямы «Масштабные модели автомобилей мира» настоящий расцвет в производстве масштабных моделей начался именно в 30-х годах. Производители стали отходить от использования жести – ранее основного материала для производства технических игрушек. Компания Meccano в Великобритании начала лить из ЦАМа свою серию Dinky Toys, не отставала и M ä rklin из Германии, AR, CIJ и Solido из Франции. Пластик в производстве масштабных моделей начали использовать только в 1950-х годах, именно тогда появились масштабные die-cast копии автомобили в привычном нам, современном понимании, а в СССР, как многие из нас помнят, выполненные по технологии die-cast масштабные модели автомобилей начали изготовлять в 70-х годах.
Разборки с ЦАМом
Классическое соотношение металлов в этом сплаве: 95% цинка, 4% алюминия, 1% меди. Цинк придаёт сплаву низкую температуру плавления, алюминий улучшает его механические характеристики, уменьшая размер «зёрен» в структуре сплава, а медь с одной стороны увеличивает его прочность, с другой несколько ухудшает его пластичность и устойчивость к влиянию коррозии. Увеличить устойчивость ЦАМа к коррозии можно добавляя в сплав магний (примерно 0,06%). В ЦАМе можно встретить вкрапления других металлов, которые негативно влияют на его характеристики. К ним относится железо, олово, кадмий и свинец. Если этих материалов в сплаве содержится слишком много, он становится менее устойчивым к механическому воздействию, повышается склонность к образованию трещин! Процесс производства сплавов ЦАМ в России определён в государственных документах: «ГОСТ 19424–97 Сплавы цинковые литейные в чушках. Технические условия» и «ГОСТ 25140–93 Сплавы цинковые литейные. Марки».
Именно из этого сплава создано великое множество масштабных моделей, изготовляемых по технологии die-cast. В связи с тем, что рецептура изготовления сплава может различаться, могут быть разными и прочностные характеристики масштабной модели. Кстати, окрашивая свою продукцию различными эмалями, производители масштабных моделей не только приближают её внешний вид к копируемому прототипу, но и дополнительно защищают ЦАМ от действия влаги, ультрафиолета и других факторов внешней среды. А если перед покраской модель ещё и загрунтовали, как это делали на фабрике Corgi в Великобритании, то деталь её кузова можно считать защищённой вдвойне!
Резонно можно заметить, а зачем коллекционеру нужна вся эта информация? Для него главное – копийность, а с помощью каких материалов это достигается, многим не так уж и важно. Я вам отвечу. Коллекционеру необходимо знать материал, из которого созданы масштабные модели, чтобы как минимум определить правильную методику их хранения и транспортировки. Для кого-то пластик или смола вообще являются неприемлемыми в составе масштабной модели, ведь в основных деталях прототипа, которые она копирует, они также отсутствуют.
Ну, хорошо, скажете вы, буду хранить модели в сухом месте, при комнатной температуре, оберегая от прямых солнечных лучей и всё будет хорошо! Однако нет, в один прекрасный день вы замечаете, что ваша любимая машина, с трудом заполученная die-cast модель, начинает разваливаться на части сама собой. Вы потратили время на поиски, общение с разными людьми, уйму средств на покупку, хранили её в идеальных условиях, а она тем не менее разрушается!
Кто нажал кнопку самоликвидации?
Версий по этому поводу множество, порой даже очень невероятных. Споры не утихают до сих пор. Это одна из самых тяжелейших и обсуждаемых тем в среде коллекционеров масштабных моделей. Именно они придумали термин «цинковая чума», скорее всего по аналогии с «оловянной чумой», которую изучали в конце XIX века многие химики. Дело в том, что «белое олово» – серебристо-белый, мягкий, пластичный металл при низких температурах (от –14 до –33 °C) превращается в «серое олово», по сути, кристаллический порошок. Соприкосновение «серого» олова с «белым» заражает последнее.
Возможно, именно поэтому, как только коллекционеры столкнулись с непонятным для них явлением – саморазрушением моделей, одним из симптомов развития «цинковой чумы» стали считать низкие температуры. Поговаривают даже, что в Саратове на производстве масштабных моделей проводили над ними испытания при низких температурах. Увы, их методика и результаты, мне не доступны. Однако из рассказов коллег, я слышал о подобных испытаниях, проводимых в частном порядке. И большая часть из них, говорит о том, что после заморозки кузовов моделей, выполненных из ЦАМа в морозилке обычного холодильника и последующем на них механическом воздействии (удар молотка или падение с высоты 1,5–2 метра) их прочность уменьшается в разы. Однако никто не смог доказать, что в структуре сплава из-за низких температур происходят изменения, приводящие к его саморазрушению.
Другой версией возникновения «цинковой чумы» высказывалось нарушение режима остывания отливок деталей. Некоторые коллеги, имеющие опыт работы с «белым металлом» (white metal – общий термин, охватывающий группу сплавов с относительной низкими температурами плавления на базе олова или свинца), чьи сплавы на данный момент не замечены в повреждении «оловянной» или «цинковой» чумой, утверждали, что изделие, которое после выплавки остудили принудительно, а не естественным образом, в дальнейшем обязательно рассыплется. Однако это тоже не доказано.
Чумовой диагноз
Первоначальными признаками «цинковой чумы» являются незначительные вздутия краски на модели с продолжающимся дальнейшим разрушением металла. Поэтому одной из версий её возникновения стало не наличие примесей в сплаве, а наличие в нём газов (углерод и кислород). С течением времени молекулы газов вырываются наружу и разрушают сплав, ускоряя коррозию металла, причем не снаружи, а изнутри. Возможно, это так и есть, вот только пока это всего лишь версия. Как и не доказано возникновение «цинковой чумы» от механических воздействий: сверление, распил или обработка напильником. Такие воздействия происходят при конверсии моделей, и довольно часто следом идёт «цинковая чума», а вот нетронутые доноры продолжают жить).
Коллеги в нашей стране предположили, что самопроизвольное разрушение масштабных моделей – происходит только у нас, и только с продукцией, выпущенной в Саратове со второй трети 90-х годов до начала 2000-х, связывая это с тем, что в СССР в 1985–1986 годах изменилась в худшую сторону технология выплавки ЦАМа. Специалисты литейных производств, стали очень вольно вести себя в вопросе его очистки от различных примесей при плавке руды.
Похоже эту версию можно считать наиболее правдоподобной. Только вот по информации, поступающей из разных сторон, оказалось, что «цинковой чуме» подвержены не только копии автомобилей саратовского производства, но и отдельная продукция, ранее выпускавшаяся в Москве («Прогресс»), Казани («Элекон»), Каменец-Подольске (знаменитые ЗИЛы), Запорожье (ремейки), Костроме (МАЗы), Екатеринбурге («Русская Миниатюра»), Санкт-Петербурге (ЛОМО). От неё пострадали в Германии – Schuco, Minichmps; в Италии – Burago, RIO, Old Cars, Politoys; во Франции – Norev, Solido; в Испании – Guisval; в Нидерландах – AHC-Pilen; в США – Road Champs, ERTL, Motor Art; в Китае – Welly, Cararama, New Ray, Atlas.
В принципе, это можно тоже объяснить: в нашей стране во время Перестройки начались изменения и не всегда к лучшему. В Европе также. Если до 1997 года применительно к сплавам ЦАМ в каждом государстве Европейского союза действовали национальные стандарты. Так, в Германии в отношении них силу имел стандарт DIN1743 (часть 1: «Цинковые сплавы», часть 2: «Цинковые отливки, получаемые методом литья под давлением»). После вступления в силу европейских стандартов EN1774 («Цинковые сплавы») и EN12844 («Цинковые отливки, получаемые методом литья под давлением») различия в маркировке цинковых сплавов и их химических составах были упрощены и унифицированы. А переместив производство в Китай, многие производители могли поддаться и на уловки китайских промышленников, не всегда следивших за необходимым уровнем качества, стремясь минимизировать собственные издержки.
Однако у противников этой версии появились контраргументы и довольно весомые. Есть сведения о том, что «чуме» подвержены и масштабные модели, выпущенные в Саратове и в 1970-х годах, к ним добавились некоторые экземпляры старого Norev из Франции, из Германии GAMA, M ä rklin 1940-х годов прошлого века.
Рецепты благоразумия
По сути, в СССР масштабные модели из ЦАМа начали производить в 1970-х годов, т. е. с самим сплавом могли ещё экспериментировать и только к 80-м годам определить его оптимальную рецептуру. Замечено, что именно масштабные модели 80-х годов пока самые живучие.
То, что в кругах коллекционеров принято называть «цинковой чумой» – это просто химическая коррозия. Когда её проявления (вспучивание металла, увеличение отливок в размерах, выгибание, растрескивание) становится явной – спасти модель уже невозможно. В отличие от настоящей чумы, в медицинском смысле, она не заразна, не опасна ни человеку, ни другим масштабным моделям. Лекарств от неё нет. Но всё же старайтесь хранить ваши коллекции в сухом месте, без резких перепадов температур. Конечно, есть «кулибины», которые не сдаются, пытаются спасти «зачумевшие» масштабные модели с помощью разных шпатлёвок и смол, однако я не берусь оценивать результат их ухищрений и аутентичность того, что появляется в результате их деятельности. Каждый должен решить сам, стоит ему вкладывать силы и средства в уже заболевший раритет или нет.
Я не преследовал цель напугать коллекционеров, и надеюсь, что не уменьшил их тягу к нашему общему хобби. Я также не делал попытки очернить репутацию ни одного из перечисленных мной производителей масштабных моделей. И я не буду призывать вас к пониманию всеобщей бренности окружающих нас вещей, и любви к тому, что имеем, ведь любая потеря, и естественно потеря иногда лучшей части коллекции – это большой стресс. Поэтому по крайней мере будьте осторожны при выборе новых экземпляров для своих собраний и не покупайте, как бы вам ни хотелось иметь раритет, если что-то вызывает у вас малейшие подозрения. А случаев сбыть «зачумевшую» модель в наши дни очень много.
Удачного коллекционирования, не смотря на любые трудности и «цинковую чуму!».