Что такое цифровой лагерь
Путин подписал закон о «всероссийском цифровом концлагере», как называют его противники
Причем эти самые противники — это не столько «либералы», сколько люди, в общем-то, власти лояльные.
Ранее закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Теперь он вступает в силу.
Речь в нем идет о создании базы данных на россиян, где будут содержаться сведения о гражданах страны и находящихся на территории России иностранцах. Данные соберут из информационных систем органов госвласти и государственных внебюджетных фондов.
Государство соберет о гражданах около 30 видов различных сведений, в том числе об уровне образования, семейном положении и т. д.
В регистр не будут включаться данные о доходах и имуществе граждан, а также сведения, составляющие гостайну. Оператором регистра назначили Федеральную налоговую службу (ФНС).
Госдума даже выпустила специальный ролик, разъясняющий безопасность этого закона.
Видео Госдумы России: «Вся правда о единой базе данных россиян»
Но этот закон вызвал массу споров в обществе. Причем между, казалось бы, людьми, придерживающимся одинаковых взглядов и лояльным нынешним российским властям.
Как раз из-за этого закона недавно поругались и разошлись телеведущие Анна Шафран и Владимир Соловьев. А лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает, что теперь «англо-саксонцы будут контролировать каждого из нас… Это электронно-бытовой концлагерь, о котором фашисты даже не мечтали».
Против закона выступали даже известные деятели культуры. Светлана Крючкова, Александр Розенбаум, Наталья Бондарчук, Александр Михайлов, Иван Охлобыстин, Николай Бурляев и Мария Шукшина записывали видеобращение, где выступили против «цифрового контроля за россиянами». Но их мнение власти не учли.
Видео: обращение артистов против закона о федеральном информационном регистре
Противники создания единой базы данных людей в России прежде всего боятся утечки информации. Многие знают, насколько все плохо в России с хранением и защитой персональных данных. Но это не единственная претензия.
Что людям не нравится в новом законе, они сами пишут в соцсетях.
— Березницкий Вячеслав (@Viacheslav43) June 8, 2020
Путин подписал закон о создании единого регистра сведений о населении
Подсчет крепостных на Руси — давняя забава членов партии Единая Россия…
Путин подписал закон о создании единого регистра, содержащего всю информацию о гражданах. Ещё в нём будут отслеживаться все важные этапы жизни с момента рождения.
Добро пожаловать в цифровой ГУЛАГ.
Про то, что данные будут у бандитов всех мастей, помимо кремлёвских, вообще молчу.
Многоуважаемый Владимир Владимирович!
Прокомментируйте пожалуйста, Вы сегодня подписали закон о создании единого регистра сведений о россиянах? Есть ли риск того, что теперь нечистый на руку сотрудник налоговой, имеющий доступ к данным сведениям, может торговать ими?
Скорее всего, люди создавшие и узаконившие идею Единого Федерального Информационного Регистра (ЕФИР), подумали, что для полноты учета персональных сведений о гражданине, недостает еще данных об его исторической генетической предрасположенности к разного рода деятельности…
На патриотическо-охранительском корабле бундЪ?
он позволит повысить слежку за населением, скоро в туалетах заставят анализаторы ставить, что бы определять, что накануне человек ел, а потом отчитывался на какие шиши были куплены продукты…
— Владимир Савенко (Волгоградец) (@zhitelvlg) May 22, 2020
Вообще вся эта цифра дошла до шизофрении. Тотальный контроль. Цифровой концлагерь.
Закон о создании единого регистра с информацией о гражданах, принятый в четверг Госдумой — очередное проявление цифрового авторитаризма. Государство использует технологический прогресс не для улучшения жизни россиян, а для укрепления собственной власти и контроля за оппозицией.
Очень опасный прецедент, имея всю информацию по человеку, и его поднаготную власти и денежные мешки получают безграничные возможности. Это гораздо страшней чем «длинные руки» КГБ. Финансовая информация и личные предпочтения каждого человека под анализом бизнесменов обогатит их.
Вот мы сейчас хихикаем, закатываем глаза «рептилоиды, теории заговора», а наши дети будут жить в цифровом фашизме.
Вот создадут регистр россиян, и поделят бояре между собой холопов.
Надо было сразу же установить рекомендованную розничную цену на базу, ну чтобы уж два раза не вставать
Никита Михалков: «Единый регистр населения — это подарок ЦРУ и всем спецслужбам».
Цифровой концлагерь? За вами уже следят, вы просто этого не знаете
Появилось сразу несколько поводов поднять тему того, как государство может использовать технологии, чтобы следить за гражданами и тем, что они делают в повседневной жизни. К сожалению, эта тема изобилует мифами, домыслами, которые создают как те, кто боится слежки за собой, так и чиновники, выдумывающие страшилки и запускающие их в широкий оборот. С чьей-то легкой руки в последние недели появилась фраза «цифровой концлагерь», она увязывается с ограничениями на передвижение, что введены в Москве, когда нужно получать QR-код, а также привязывать к этому коду свои персональные данные плюс номер машины или номер электронной транспортной карты («Тройка»/«Стрелка»).
Мне всегда нравилась точность определений, и несмотря на литературность, образность фразы про цифровой концлагерь, она не отражает сути тех же QR-кодов. Концентрационный лагерь – это место, в котором всех собирают, помещают как минимум под наблюдение. Те же QR-коды для этой задачи не служат никоим образом, так как глубоко вторичны и ни государством, ни мэрией Москвы для чего-либо использоваться не могут. Тут присутствует очевидный элемент обмана и запугивания, когда во всех медиа говорят о страшных штрафах, которые последуют, если вы нарушите режим самоизоляции. Например, мне понравилась сказка о том, что камеры, фиксирующие штрафы ПДД в Москве и области, теперь будут соединены с базой QR-кодов и все, кто их не оформил или сделал это неправильно, начнут получать квитанции на 5 000 рублей. И не просто разово, а за проезд под каждой камерой: проехали под десятком камер – будьте добры заплатить 50 тысяч рублей. Несуразность самого штрафа, отсутствие юридических обоснований для QR-кода – все это разбиралось в той или иной мере многими людьми, я останавливаться на этом не буду. Правовая форма QR-кода, на мой взгляд, наиболее соответствует понятию «филькина грамота» – серьезнейший документ, что призван убедить нас, что за ним есть высокие технологии и все под колпаком.
Дискуссия о том, что в Москве пытаются запустить под прикрытием мер по борьбе с вирусом систему слежки и QR-коды – это часть такой системы, вызывает улыбку. Невозможно серьезно рассматривать это утверждение, так как система контроля за перемещениями граждан существует давно, эффективно работает и никакие QR-коды для нее не нужны! История вокруг QR-кодов – это создание мифа, чтобы люди ограничили свои перемещения, оставались на карантине в своих домах. Более того, все мифы, созданные в последний месяц, не выдерживают даже минимальной проверки реальностью.
Например, в первый же день привязки транспортных карт к пропускам выяснилось, что система не работает, в транспорте можно использовать карты, которые нигде не указаны. Первоначально можно было выписывать себе QR-коды с любой информацией, она де-факто не проверялась. Уже задним числом ввели простейшие проверки, чтобы вычистить откровенно липовые пропуска. Но подделать пропуск при наличии головы на плечах не составит труда, другое дело, зачем это делать, если его можно получить в обычном режиме?
Давайте посмотрим на городскую инфраструктуру и на то, как она выстраивается, что она позволяет узнать про человека, насколько он остается анонимным. Для передвижения по городу вы можете использовать личный транспорт или общественный. С личным транспортом все достаточно просто, машина имеет номера, что отслеживаются на камерах дорожного движения. Необязательно машина должна быть зарегистрирована на вас, это может быть муж, жена, дедушка, дядя из Мелитополя, это не играет большой роли. Машина как объект – не иголка в стоге сена, местоположение всегда известно, вне города известны зоны, где машина может находиться (какие камеры проезжала). Где-то сетка камер плотная, где-то она пореже.
В общественном транспорте все выглядит иначе. Транспортные карты анонимны (за исключением именных городских карт), на первый взгляд их нельзя привязать к конкретным людям. Увы, это заблуждение. Каждая карта имеет уникальный номер, который фиксируется на турникетах в метро, в валидаторах на транспорте. Отследить перемещения каждой карты не составляет никакого труда. Но ведь человек неизвестен?
Программа лояльности для карты «Тройка» – это первое что приходит на ум, там нужно вводить сведения о себе, чтобы воспользоваться бонусами. Но это полнейшая ерунда, на уровне государства никто не будет полагаться на случай и то, что человек сам раскроет свою личность.
В дело вступает система видеонаблюдения, причем нужно разделить разные элементы этой системы. Еще в СССР метрополитен стал площадкой для обкатки новых технологий, в частности, систем видеонаблюдения. В Москве, несмотря на гигантский пассажиропоток, видеокамеры позволяли проследить путь отдельных пассажиров, обнаружить их точки входа, переходы и выходы. Тридцать лет назад число камер в метро было ничтожным, это входы и выходы, вестибюли, но не подвижной состав. Сегодня число камер на порядки больше, они покрывают практически все пространства и обеспечивают непрерывный контроль.
А теперь давайте добавим такой элемент, как распознавание лиц. Например, на станции Шаболовка некий анонимный гражданин входит через турникет. Его карта регистрируется в 8 часов 16 минут 24 секунды. В системе видеоанализа нужно получить картинку турникета (часть общей картинки), выделить лицо и запомнить его. Получив точку входа, система может отслеживать этого «анонимного» человека, в том числе увидеть, на какой станции он вышел. Это все автоматизированные операции, что не требуют никакого ручного труда.
В наземном транспорте также есть камеры, но они пока не подключены к той же базе, что и в метро, пока эти базы разрозненные. Вопрос времени, когда возникает общее пространство, в которое также добавят камеры на светофорах и во дворах. Более того, локальные камеры обзаведутся собственными мозгами, они смогут сверять лица с базой разыскиваемых граждан и тут же отправлять в управляющий центр сигнал, что найдено соответствие. В Китае подобные системы не просто работают, они уже применяются на практике, и очень широко. Фактически каждая камера становится в чем-то умной, города покрываются широкой сеткой из таких камер. Почитайте материал о том, как эти технологии применяют во благо.
Вернемся к наземному транспорту. После выгрузки видео с разных транспортных средств можно проследить путь человека в городе (имени мы пока не знаем). Можно отмотать историю назад и посмотреть перемещения в прошлом, рассчитать стандартные маршруты. Привязка транспортной карты к лицу человека не нарушает чьи-то свободы, это нигде не оговорено, и в принципе невозможно куда-то пожаловаться, если только не написать письмо в «Спортлото».
Как узнать, кем является наш аноним? Тут существует десяток разных способов, не сработает один, тогда отлично подойдет другой. Самый банальный способ – это идентификация транспортной карты по базе платежей, многие покупают и оплачивают карты с помощью своих банковских карт. Вы можете этого не сделать в самом начале, когда покупаете карту. Но в какой-то момент вы засветите свою карту в автомате, где нужно пополнить баланс, или в кассе, когда под рукой не окажется наличных. Не ручаюсь за точность информации, но ребята из сферы безопасности говорят, что так лишаются анонимности (так и тянет написать «цифровой невинности») порядка 90% всех транспортных карт.
Является ли ваше лицо вашей собственностью? Формально да. Давайте я задам вопрос иначе – является ли изображение вашего лица, тела, возможно, оцифрованное представление походки вашим? Ответ – нет. Все это могут использовать как частные компании, так и государство, для создания любых систем, что отслеживают перемещения. Понятно, что государство воспринимает это исключительно как свою прерогативу, но частный бизнес строит и свои системы. Правового поля в этой области нет практически нигде в мире, она слишком свежа.
Добавим камеры, что стоят на каждом подъезде в Москве, они также собирают информацию нон-стоп, распознают лица ночью и даже на удалении в десять метров от подъезда! В некоторых домах дворовое пространство простреливается камерами насквозь, обеспечивая полное покрытие площади.
Оруэлл и Большой Брат произвели неизгладимое впечатление на целое поколение, стали отражением страхов многих людей, что государство научится следить за каждым шагом любого человека. У меня есть плохая новость – государства уже научились это делать, и такие системы достаточно эффективны. С каждым годом их эффективность и объем данных/знаний будет только возрастать.
И вот тут мы приходим еще к одному мифу, который важен для понимания современной концепции безопасности. Это поиск иголки в стоге сена. То есть заказчик в лице государства хочет иметь возможность найти и вычислить анонима, узнать, кто он, и сделать это в разумные сроки. Для этого приходится собирать информацию обо всех без исключения, иначе реализовать эту возможность нельзя. Можно ли это назвать системой массовой слежки? С некоторой натяжкой и рядом оговорок.
Возможности государств поражают, но с точки зрения идеологии не изменилось ровным счетом ничего. В прошлом, когда кто-то совершал преступление, его искали с помощью опроса свидетелей, восстанавливали социальные связи, искали зацепки и так далее. Сегодня в этом нет большой необходимости, так как в конечном итоге будет создано сплошное информационное поле, в котором будут учитываться все передвижения граждан, и они будут анонимны до момента, пока не произошла какая-то ситуация, например, то же преступление.
Государства не хотят создавать универсальный инструмент, который позволяет в одних руках сосредоточить полный объем информации. Поэтому в большинстве стран все базы данных разрозненны, доступ к ним жестко регламентирован. И в России ровно такая же ситуация. Чем выше уровень чиновника, спецслужб, тем к большей части информации они имеют доступ. Но это не единая база, это возможность в короткие сроки сопоставить данные из разных баз.
Государство не следит за всеми своими гражданами одновременно в режиме реального времени, такой задачи нет, и она слишком сложна для технической реализации сегодня. В недалеком будущем это станет возможным, но сегодня этого просто не существует. До момента, пока вы не становитесь объектом внимания, ваша жизнь, ваши передвижения никого не волнуют и никак не отслеживаются. Концепция этого хорошо описана в фильме «Враг государства», который вышел в 1998 году. Отбросьте всю шпионскую мишуру, посмотрите на идею, она передана очень точно.
Приватная жизнь возможна только в рамках вашего жилья, вне квартиры или дома вы попадаете в общественные пространства, где вас постоянно снимают тысячи камер и отслеживают каждый ваш шаг. Чуть позже к этому добавится контроль разговоров, их распознавание. Одна компания уже запустила распознавание голосовых сообщений в мессенджерах, выпустила B2C-продукт, который первоначально создавала для государства и контроля телефонных разговоров. Оцифровка наших жизней идет полным ходом, хотим мы того или нет.
Я в этом не вижу для себя какой-либо опасности. Это инструмент, и он может быть как полезным, так и вредным. Как лопата, ей можно копать, а можно приложить кого-то так, что человек умрет. И тут все зависит от общества, от того, как выглядит государство, какие формы взаимодействия существуют. Из моего рассказа следует, что мы движемся к утопии в стилистике «Черного зеркала», но, наверное, жизнь все-таки будет скучнее и привычнее. Мы уже видим, что система тотального контроля никак не сказывается на повседневной жизни. И поверьте, что QR-коды как попытка вас контролировать на фоне перечисленного – это какой-то детский сад, уж простите за такое сравнение.
Телефон как идеальный инструмент слежки за человеком
Люди не могут выйти из дома без своего телефона, они готовы забыть что угодно, но не телефон. Без этого помощника мы чувствуем себя зачастую неполноценными, нас лишают большого куска жизни. И то, что телефоны настолько вошли в повседневность, хорошо, они дают нам многое. Но это также идеальный предмет, который служит соглядатаем и показывает все, что вы делали. Нет никакой необходимости слушать ваши разговоры, читать вашу переписку, телефон расскажет про вас намного больше, чем вы даже можете предположить.
Мне нравится пример, которым поделился сотрудник информационной безопасности одного из банков. Мошенники пытаются обмануть людей, разводят на деньги, используют левые SIM-карты или маскируют свой номер с помощью GSM-шлюза, когда не видно, кто звонит. Но это не играет никакой роли, так как жертва может сообщить время звонка, а также его продолжительность. Вся эта информация содержится в любом телефоне без исключения.
Можно ли найти по времени звонка и его продолжительности того, кто звонил? Однозначно. Нужно, чтобы операторы проверили такие звонки, это большой объем работы для поиска по базе (он автоматический, руками и глазами никто его не делает), но дальше будет обнаружено несколько записей. Дело техники, как обнаружить локацию мошенника.
Почему эти возможности не используются массово? Ответ очевиден, подобными средствами обладает не МВД, а ряд спецслужб, которые не занимаются мошенничествами, у них другой спектр задач. В принципе, МВД может использовать такой поиск, что они иногда и делают, когда речь идет о громких преступлениях. И это еще один важный момент – это недешевый инструмент для оператора, его нельзя применять массово, он избирателен.
Массовая слежка должна предполагать, что некий большой круг лиц может видеть все, что делают другие люди. Ни в одной стране мира этого нет, так как слежка в конечном итоге сводится к конкретным людям, группам лиц, а не ко всем гражданам без разбора.
Можно ли натренировать AI-алгоритмы, чтобы они искали нестандартное поведение в использовании телефонов – перемещения, звонки и так далее? Да! Что для этого нужно? Набор первоначальных данных. Например, у нас есть человек, что пойман на размещении закладок с запрещенными веществами. И таких людей не один десяток. В полиции знают, с каких номеров телефонов они осуществляли свою деятельность, большего не нужно для тренировки алгоритма. Даже не нужен доступ к самому телефону и его содержимому, это лишнее. Оператор знает все звонки, перемещения, интернет-сессии (не нужно видеть, что внутри, пусть они даже защищены VPN-соединением), в конечном итоге алгоритм сможет найти другие подобные аппараты на сети. Они подпадают в некое множество, которое имеет сходный паттерн использования. И подобным образом можно искать кого угодно и где угодно. Люди не осознают, как много информации доступно оператору из технических данных. Никому не нужен доступ к вашей переписке, звонкам, это лишнее. Узнать про вас все, чем вы дышите и чем живете, намного проще без беллетристики (вспоминаю доктора Хауса – «все люди врут»). И такая информация точно показывает, кто может стать объектом для изучения.
У меня часто спрашивают, как оградить себя от этого. Ответ звучит банально – быть обыкновенным человеком, вести обыденную жизнь. Другого способа пройти сквозь эти сети не существует. Нигде в мире, ни в США, ни в России, ни в Китае. Отказ от телефона вас не убережет и не спасет, так как это только часть истории, пусть и достаточно значительная.
Ваш телефон знает о вас все, что только возможно. Да и ваш оператор знает об этом. Добавьте сюда полную прозрачность банковской сферы, то, что ваш личный кабинет, так или иначе, привязан к номеру телефона, и вы получите понимание, что никаких тайн не существует. Концепция приватности мертва, другое дело, что есть иллюзия, что такие системы еще не созданы, а значит, кто-то и что-то может скрывать от государств. Это заблуждение.
То, насколько государство видит расходы и доходы компаний, конкретных лиц, приводит к постепенному усилению контроля за налогами, что правильно. Это еще одно следствие цифровых технологий, от всевидящего ока практически невозможно скрыться. Но также как и в контроле, тут нет массового применения инструмента, вначале начинают контролировать большой бизнес, потом идут вниз – обычные люди в самом конце цепочки. И эти инструменты не автоматизированы, они всегда применяются в ручном режиме. Почему? Чтобы не наломать дров и не вызвать социальную напряженность.
Когда отдельные люди, занимающиеся политикой, начинают играть в шпионов, пытаются менять SIM-карты, телефоны и изображают бурную деятельность по защите информации, это забавно. Такой подход работает у их конкурентов, что находятся на их уровне. От государства нет никакой защиты, оно обладает инструментами для полного контроля (конечно, не все государства в мире, их сегодня от силы пять-шесть с подобными возможностями).
В качестве заключения хочу сказать следующее. Системы массового контроля появились больше десяти лет назад, они сильно эволюционировали и продолжают развиваться. Остановить прогресс в этой области невозможно, да и не нужно, так как блага для общества перевешивают потенциальные минусы. Это отличный способ борьбы с преступностью, любыми видами криминала. Государство не использует такие системы для массовой слежки, объект – это всегда человек. И таких людей не очень много, в процентном соотношении это доли процента от числа живущих.
У меня нет желания занимать какую-то позицию, утверждать, насколько это плохо или хорошо. Это уже есть, и это данность, которая не изменится. Мое желание – рассказать об этом так, чтобы не было иллюзий, что существует приватность, вне дома есть возможность быть анонимом. Мы давно прошли этап, когда в городе человек мог остаться неузнанным.
Понятно, что не везде описанные системы есть в полном объеме, Москва лидирует по их числу и ассортименту. В маленькие города такие системы придут позднее, но там в силу меньшего числа жителей они будут намного более эффективны. И прежде чем возмущаться, что за вами следят, подумайте, что именно вас смущает в этом вопросе. Сам факт того, что железки записывают ваши действия? Так весь наш мир устроен теперь таким образом. Что-то волнует из того, что вы делаете, и вы считаете, что об этом лучше не знать другим людям? В чем причина вашего беспокойства?
С кем и как нам жить, решат чиновники: Цифровой концлагерь готов
На днях Госдума незаметно для всех приняла во втором чтении законопроект «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ». Зная статистику рассмотрения чтений, реакцию Совфеда и ту спешку, с которой принимают этот законопроект, можно говорить, что скоро нас ждёт концлагерь персональных данных. Ну и конец целой статьи Конституции.
Статья 23 Конституции Российской Федерации гласит следующее:
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Давайте себе это ещё раз зафиксируем. Закон знать очень полезно. Но зайдём с другого конца.
Что это за законопроект такой? По словам авторов, он «создан в целях учёта сведений о населении» и всё в таком духе. Можете сами посмотреть по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/759897-7. Там достаточно подробно раскрыта в первоисточнике ситуация с данным законопроектом.
Благие намерения
Продираясь сквозь чиновничье-законодательный язык, словно буераки, можно понять, что первая цель, которую ставят депутаты, – войти наконец в цифровую экономику, сделать Россию цифровой. Ну и дать заодно возможность чиновникам получить так называемые «эталонные данные» о населении. Что это вообще такое?
Дело в том, что сейчас разные ведомства хранят разные данные. МВД, ФНС, ПФР – все эти трёхбуквенные ведомства ведут свои базы данных и обладают своим набором сведений о гражданах. Обмен между ними происходит, но, по сути, разные ведомства иногда и вынуждены дублировать сведения о гражданах. Вот именно на эту проблему и пытаются обратить внимание законодатели, делая упор в основном на неё же.
Но всё ли в порядке с этим законом на самом деле и к каким последствиям он может привести? Давайте для начала посмотрим на финансовое обоснование проекта. Прямо отдельный документ на сайте Госдумы. Обычно при словосочетании «финансовое обоснование» мы ждём хотя бы таблицу с расшифровками, как говорится, «что, куда, зачем». Открываем документ. И видим ровно пять строчек: «Реализация Федерального закона «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации» будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период».
Денег нет, но для этого найдём
Вы когда-нибудь видели, чтобы на реализацию Федерального (!) закона было такого размера обоснование? Я вот ни разу. Это же официально выложено. Где чёрным по белому написано: «Денег, вообще, на самом деле нет, но мы их где-нибудь в бюджете найдём, не переживайте». Господа, вы, конечно, извините, но единая база данных для 150 000 000 человек не может стоить три копейки. Не может быть создана за неделю. Не может обслуживаться непонятно кем. Не может её охранять неизвестно кто.
Да, в пояснительной записке указано, что это ФНС должна за всё отвечать. И всё вроде как делать. Но, извините, бюджета на это нет. Как тогда прикажете внедрять законопроект? Какими ресурсами? На какие деньги? За какое время? Силами только специалистов из ФНС? Почему?
Но, допустим, мы оторвали налоговиков от их дел. Заставили сделать новую базу данных. И это не тупо скопировать один файл, размножив его, вставив в другую папку. Это процесс настолько другого уровня, что может потребоваться многомиллиардный бюджет и пара лет работы. И заодно это всё потом нужно будет поддерживать. Я готов поспорить на что угодно, что за три копейки эту работу просто не сделать. Не нужно уподобляться сумасшедшим из интернета и сразу орать «разворуют» и всё в этом духе. Любая информационная система такого порядка стоит дорого. Очень. Но и дать может экстраординарные результаты.
Тотальный контроль
Вот о них и поговорим. Даже представим, что да, всё выделили. Чтобы всё сделать. Окей, даже сделали. И даже это заработало. Зачем это было делать? В пояснительной записке и в СМИ фигурируют данные про «адресную помощь». Якобы чтобы дошло «до кого нужно». Но, господа, право на эти данные давно есть у любого отдела местной соцзащиты. Что, секрет, что ли, что у нас каждый пятый гражданин находится за чертой бедности? Не секрет. Что, нельзя на текущих данных начать им помогать сильнее? Вытаскивать их из бедности? Можно. Зачем тогда городить ещё одну, финальную базу данных?
Всюду цифровой контроль. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
Похоже, что скорее за тем, чтобы контролировать эти данные. Сейчас, чтобы собрать профиль, у гражданина есть Госуслуги. Может, всё взять оттуда? Нет, просто так не возьмёшь. Это для вас всё довольно удобно, для граждан. Министерствам и ведомствам красивые странички не нужны. Им нужны базы. Например, ПФР будет знать то, что знает налоговая, налоговая будет знать всё из данных МВД, а ФНС – вообще собирать все потоки. К чему это приведёт? Да известно к чему. Вот рядом есть соседи. К социальному рейтингу китайского типа приведёт. Когда на каждого из нас будет через несколько лет накоплено столько данных, что не только частной жизни не останется вовсе. Чиновники будут выставлять вам рейтинг, а на его основании будут решать, где вам жить, что вам есть, сколько денег вам давать, можете ли вы быть начальником, благонадёжны ли вы. Всё это уже внедрено у китайских соседей. Поинтересуйтесь опытом Поднебесной. Поспрашивайте про Тайвань, Гонконг и уйгуров. И заодно уточните, на что влияет этот рейтинг. А после для полной визуализации посмотрите эпизод сериала «Чёрное зеркало», чтобы стало понятно, куда это всё приведёт. Без гражданского общества. Без контроля со стороны СМИ. Без неравнодушных граждан. В простой цифровой концлагерь.
И это всё под добровольные песни о контроле, безопасности, детей наших обязательно ещё приплетут. Это вообще классика манипуляции и обоснований в ГД РФ. Но как вообще будет соблюдаться ваша приватность? Как эти данные будут защищены? Кто и в каком размере понесёт ответственность за их утечку? Будут ли неравнодушные граждане следить за своими данными? Сразу могу дать ответы: плохо, никак, никто, да вообще никому не объясняли самого важного.
Поймите, сейчас данные ценнее денег. Они – такой товар, который иногда нельзя купить ни за какие деньги. Представьте, что у чиновников есть вообще любые данные на вас: что вы купили, что вы ели, куда вы ходили, что вы смотрели, кто ваши родственники, есть ли среди них сидевшие, что вы читали, чем вы занимаетесь на работе. Всё это уже легко получить из нескольких баз. А так будет одна. С быстрым доступом. Где можно про любого рассказать всё что угодно.
Так что забудьте в скором времени про 23-ю статью Конституции. Никто вам помогать с её соблюдением не будет.