Что такое цезура в музыке
Цезура (в музыке)
Смотреть что такое «Цезура (в музыке)» в других словарях:
ЦЕЗУРА — (лат. caesura, от caedere рубить, отрезывать). 1) в поэзии пресечение, остановка, разделяющая две части стиха. 2) в музыке: ритмические отделы музыкальных фраз, предложений, в больших периодах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского … Словарь иностранных слов русского языка
ЦЕЗУРА — жен. пресеченье; конец первого полустишия в пяти и в шестистопных стихах; в музыке: препинанье, конец одной музыкальной мысли. Цезурный, к сему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
цезура — ы, ж. 1) В стихосложении: ритмическая пауза внутри стихотворной строки, обязательная для данного размера. 2) В музыке: грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения, расчленяющая целое на части и способствующая… … Популярный словарь русского языка
Цезура — (от лат. caesura рубка, рассечение) термин, заимствованный из теории стиха, где он обозначает определяемое метром постоянное место словораздела, членящее стих на полустишия (синтаксич. пауза при этом не обязательна). В антич. стихе это… … Музыкальная энциклопедия
Цезура — I Цезура (лат. caesura рассечение) медиана, в стихосложении, постоянный словораздел в стихе. В античном стихосложении Ц. приходилась, как правило, на середину стопы. В силлаботоническом стихосложении, наоборот, Ц., как правило,… … Большая советская энциклопедия
Стихосложение — (в дополнение к ст. Метрика). Несмотря на то, что стихотворную речь независимо от ее содержания никто не принимает за поэзию, учение о С. относят до сих пор и не без основания к теория поэзии. Как ни очевидно, что произведения прозаического… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Песня — 1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных групп. 6. Бытование песни. 7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни. 8. Основные моменты в изучении песни.… … Литературная энциклопедия
Современная музыкальная нотация — Нотная запись … Википедия
Песня — Гусляры, картина В. М. Васнецова, 1899 год … Википедия
Троянцы (опера) — Опера Троянцы Les Troyens … Википедия
Цезура
М. Г. Харлап.
Смотреть что такое «Цезура» в других словарях:
ЦЕЗУРА — (лат. caesura, от caedere рубить, отрезывать). 1) в поэзии пресечение, остановка, разделяющая две части стиха. 2) в музыке: ритмические отделы музыкальных фраз, предложений, в больших периодах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского … Словарь иностранных слов русского языка
цезура — ы, ж. césure f. <лат. caesura рубка, разрез. 1. Пауза внутри стихотворной строки, обязательная для данного стихотворного размера. БАС 1. Французские романтики версификацией щеголяют, блеском ее стараются по крайней мере помрачить своих… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
цезура — словораздел, пауза Словарь русских синонимов. цезура сущ., кол во синонимов: 3 • пауза (16) • пентемим … Словарь синонимов
ЦЕЗУРА — ЦЕЗУРА, цезуры, жен. (лат. caesura, букв. разрез):. 1. Ритмическая остановка в стихе, обычно в середине пяти или шестистопного стиха (лит.). 2. Пауза в музыкальной мелодии (муз.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЦЕЗУРА — ЦЕЗУРА, ы, жен. В стихосложении: пауза, делящая строку на части; в музыкальном исполнении: очень короткая пауза между двумя фразами или завершёнными разделами. | прил. цезурный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
ЦЕЗУРА — жен. пресеченье; конец первого полустишия в пяти и в шестистопных стихах; в музыке: препинанье, конец одной музыкальной мысли. Цезурный, к сему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Цезура — ЦЕЗУРА (или цесура) главная субъективная пауза (см.) в стихе, падающая на словораздел (см.) вслед за колоническим ударением. С. П. Б … Словарь литературных терминов
Цезура — Содержание 1 Цезура в метрике 1.1 Цезура в героическом гекзаметре … Википедия
цезура — ы, ж. 1) В стихосложении: ритмическая пауза внутри стихотворной строки, обязательная для данного размера. 2) В музыке: грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения, расчленяющая целое на части и способствующая… … Популярный словарь русского языка
цезура — (лат. caesura – рассечение), постоянный словораздел в стихе, пауза, необходимая для интонационного деления стиха на полустишия в том случае, если этот стих многосложный. В силлабо тонике используется, если в стихе более пяти 2 сложных или более… … Литературная энциклопедия
Цезура
Содержание
Цезу́ра (лат. caesura — рубка, срубание; др.-греч. τομή — рассечение, отсечение, отрубание):
Цезура в метрике
Необходимость пауз в метрической поэзии возникает из ритмической симметрии размера. Например, в силлабо-метрических размерах (которые были песенными, с нефиксированным «плавающим» ритмом) наличие паузы некритично для восприятия стиха. В метрических размерах (которые были речитативными, с фиксированным постоянным ритмом) цезура, без которой слух не охватывает длинной моноритмичной строки, необходима.
Цезура в героическом гекзаметре
На раннем этапе, когда гекзаметр являлся преимущественно сакральным стихом, он произносился симметрично, без пауз, и был собственно дактилическим (то есть первые пять стоп были дактилями и не подменялись спондеями). Позже, с развитием индивидуального творчества, гекзаметр стал в полной мере квантитативным, с произвольным слоговым составом, но общей фиксированной долготой.
Таким образом, гекзаметр представляет собой стих, состоящий из последовательности трехморных (трехдольных) фрагментов, начало и окончание которых маркируется паузами. Как правило, гекзаметр делится на два или три таких фрагмента. Употребление паузы в метрическом стихе требует осторожности; она не должна находиться в таком месте, где рассекла бы стих на два тождественных полустишия. Отсюда в поэтической практике возникло два правила:
Для метрического стиха, состоящего из стоп одинаковой структуры, это в первую очередь значит: пауза не должна проходить между стопами, но должна стопу рассекать. То есть, первое полустишие должно заканчиваться начальной, сильной частью рассеченной стопы; второе — начинаться неначальной, слабой. Такая пауза, которая рассекает стопу, получила название цезуры. В гекзаметре устоялись следующие цезуры:
Ὣς εἰπὠν ἡγεῖϑ᾽, || ἡ δ᾽ ἕσπετο Παλλὰς Ἀϑήνη. (Homerus, Odyss. I, 125) Áurea príma satá [e]st || aetás, quae víndice núllo… (Ovidius, Metam. I, 89)
Οἰονοῖσί τε πᾶσι • || Διὸς δ᾽ ἐτελείτο βουλη. (Homerus, Il. I, 5) Pándite núnc Helicóna || deáe, cantúsque movéte… (Vergilis, Aen. VII, 64)
Díc mihi, Dámoetá, cuium pécus? || Án Melibóei? (Vergilius, Ecl. III, 1)
Quídquid id ést, || timeó Danaós ¦¦ et dóna feréntes (Vergilius, Aen. II, 49)
Διογενὲς || Λαερτιάδη, || πολυμήχαν᾽ Ὀδυσσεῦ. (Homerus) Quídquid id ést, ¦¦ timeó Danaós || et dóna feréntes (Vergilius, Aen. II, 49)
Буколическая цезура (3) отличается от прочих тем, что не рассекает стопу. Такая пауза также называется диереза. Диереза, которая требует после себя сильной доли (и соответственно, по указанным причинам, не может использоваться в середине стиха) используется относительно редко и, как правило, не в начале но в окончании (после первой цезуры).
Наиболее употребительная из всех цезур — пятиполовинная. Синтагматическое деление стиха (и соответственно пунктуация) приходится, как правило, на нее; при этом в греческом гекзаметре апостроф цезуру не нарушает:
Ὣς εἰπὠν ἡγεῖϑ᾽, || ἡ δ᾽ ἕσπετο Παλλὰς Ἀϑήνη. (Homerus, Odyss. I, 125) Árma virúmque canó, || Troiáe qui prímus ab óris… (Vergilius, Aen. I, 1)
Цезура в ямбических и трохеических стихах
трех- и семиполовинная цезуры в ямбическом сенаре:
Fabúlla: || númquid ílla, || Páule, péierát? (Mart. Ep. VI 12, 2)
пятиполовинная цезура в ямбическом триметре:
volés sonare: || tú pudica, tú proba (Hor. Ep. XVII, 41)
Цезура в силлабо-метрике
В асинартических (составных) и логаэдических стихах, то есть в стихах с переменным ритмом, цезуры возникают автоматически при смене ритма. Напр. в асинартете (биметре, стихе с двояким ритмом) цезура возникает между отрезками разного ритма, напр. в Архилоховом стихе:
Núnc decet áut viridí nitidúm caput || ímpedire mýrto’ (Hor. Carm. I 4, 19)
Tú ne quáesierís, || scíre nefás, || quém mihi, quém tibí (Hor. Carm. I 11, 1)
Integér vitáe || scelerísque púrus (Hor. Carm. I 12, 1)
Цезура в силлабо-тонике
Как эта улица зовется — ты на дощечке прочитай, А для меня ее названье — мой рай, потерянный мой рай. Как этот город весь зовется — ты у прохожего узнай. А для мeня его названье — мой рай, потерянный мой рай.
В этих стихах Елены Шварц как цезурные сигналы использованы: а) метрический контраст (медиальные вкрапления анапеста, заметные на фоне ямба); б) знаки препинания, обусловленные особенностями синтаксического устройства фразы, в данном случае — тире. Цезурование обязательно изменяет ритм стихов, сообщая им так называемую внутреннюю ритмовку. В результате приведенные стихи звучат так:
Как эта улица зовется — Ты на дощечке прочитай, А для меня ее названье — Мой рай, потерянный мой рай.
For the moon never beams without bringing me dreams
Or les petits enfants, sous le rideau flottant
Eine starke, schwarze Barke
в средневековой латинской поэзии:
Gloria factorum temere conceditus horum.
Известен этот прием и в русской поэзии:
Детей от Прекрасной Дамы иметь никому не дано, || но только Она Адамово оканчивает звено. И только в Ней оправданье темных наших кровей, || тысячелетней данью влагаемых в сыновей. И лишь по Ее зарокам, гонима во имя Ея — || в пустыне времен и сроков летит, стеная, земля. (М. Шкапская, 1921)
§13 — Музыкальная фраза. Цезура. 



Когда мы пропеваем с начала до конца какую-либо песню, мы обычно ощущаем в конце песни законченность, завершенность мелодии. Любая песня представляет собой цельное, законченное построение. В то же время каждая песня делится на небольшие части — музыкальные фразы. Музыкальная фраза обычно заканчивается вместе с определенной частью текста: предложением, строфой стихотворения и т. п.
Как делится на фразы башкирская песня «На лодочке»?
Эта песня отчетливо делится на 4 музыкальных фразы. Каждая фраза соответствует строфе стихотворения.
А песня «Уж и где же это видано» делится на 2 фразы:
Так же на 2 фразы делится «Зимняя песенка» А. Лепина, хотя по размерам она больше предыдущей песни:
В приведенных песнях каждая фраза заканчивается небольшой остановкой. Этой остановки в конце фразы может и не быть. Таковы 2-я и 3-я фразы песни «Пение птиц»:
Момент разделения музыкальных фраз называется цезурой. По своему значению цезуры в музыке близки к знакам препинания в словесной речи. Они отделяют музыкальные построения друг от друга и помогают яснее воспринимать музыку.
Цезура обозначается знаком V и указывает на то, что в этом месте нужно взять дыхание. Каждую фразу следует петь на одном дыхании. Нельзя брать дыхание посередине фразы. Взяв дыхание перед началом фразы, нужно экономно расходовать его, чтобы воздуха хватило на целую фразу.
В каждой музыкальной фразе есть так называемая вершина. Вершина фразы обычно совпадает с ударным слогом главного смыслового слова этой фразы. Для поющего очень важно в каждой музыкальной фразе найти вершину и исполнить фразу со стремлением к вершине, с некоторым усилением звучности к вершине и затем ослаблять звучность на безударных слогах. Это является одним из важнейших условий выразительного, художественного исполнения. Не может быть выразительного пения, если поющий невнимателен к слову, если он безразлично исполняет ударные слоги и в то же время у него «выскакивают» слоги безударные.
Разберем со стороны фразировки и ударений две песни.
1. Н. Леви. «Песня Маши».
Песня отчетливо делится на 2 фразы. Вершина каждой фразы падает на первую долю третьего
такта. Поэтому песню нужно исполнять со следующими оттенками:
2. П. Ступел. «Часы».
Эта песня также состоит из двух фраз. Вершина первой фразы падает на первую долю 4-го такта, а вершина второй фразы — на первую долю 3-го такта. В соответствии с этим песня должна исполняться следующим образом:
Таким образом, исполнение музыкальной фразы со стремлением к вершине, на одном дыхании, правильное исполнение ударных и безударных слогов — это важнейшие условия выразительного пения. Помимо этого, как указывалось выше, петь нужно всегда чисто, ритмично и красивым звуком. Если хотя бы одно из этих условий будет нарушено, пение не сможет быть выразительным.
Музыкальная форма. Простые элементы
Музыкальная форма представляет собой целое произведение, но с другой стороны состоит из частей различных по замыслу. Каждая часть отделена от другой. Это воспринимается и зрительно (если смотреть в ноты) и на слух.
Как я уже упоминал в предыдущей статье, любая музыкальная форма построена на принципах контраста и тождества.
Эти принципы могут проявляться в отдельных элементах музыкальной фактуры (например, в ритме, гармонии или мелодии) так и в их комплексе. Когда контраст или тождество между частями явно выражено, тогда мы и можем наблюдать разграничение, разделение построений.
Такое разделение частей действует как на уровне мотивов, периодов предложений, так и на уровне целых частей произведения. Обычно такую членораздельность музыкальной формы сравнивают с литературным произведением: главы, параграфы, абзацы — это элементы литературной формы.
Важнейшее значение для освоения и понимания любой музыкально формы имеет цезура. Цезурой называется момент между любыми частями формы. Правильно выбранная цезура усиливает ощущение единства и контраста формы, создает необходимое разделение музыкальной речи.
Многие авторы грешат отсутствием четких цезур, что порой напоминает произведение без знаков препинания. Применение цезур говорит о логичности мышления автора и помогает слушателю легче воспринимать музыкальный материал. С другой стороны опытные композиторы всегда используют хитрые приемы маскирования цезур, что создает определенную недоговоренность. Это подобно стихотворному приему при котором конец фразы переносится в начало следующего четверостишия.
На письме мы используем точки, запятые, тире и т.д.
В музыке также различаются разные виды цезур.
Рассмотрим наиболее популярные признаки цезуры:
1) Пауза самый простой и действенный способ создания цезуры. Пауза практически всегда звучит хорошо.
Однако почему то этот прием незаслуженной забыт, особенно в области аккомпанирующих партий.
Один из самых эффективных приемов композиции и аранжировки это резкие паузы всех инструментов.
Использование пауз в вокальной строчке
Toto Africa
Radiohead How do you?
2. Остановка на продолжительном звуке.
Длительность звуков может быть различной, но обычно признаком цезуры является звук более длинный относительно общего движения мелодии.
В примере ниже 4х тактовая фраза делится на два мотива с помощью половиной длительности.
«Dearly Beloved» Green Day
3. Повторность мелодико-ритмических фигур с затактами одинаковой длины.В примере с помощью данного вида цезур разграничиваются мотивы.
Также признаком цезуры являются различного рода смены регистра, динамики т.е. приемы построены на принципах контраста.
В импровизации очень часто используются цезуры с помощью смены вида длительностей.
Например, переход с триолей на шестнадцатые или смена темпа с восьмых на четверти и т.п.
Обычно цезуры ярче всего проявляются в главном голосе.
При этом сопровождение (аккомпанемент или сопровождающие — голоса, бас, барабаны) может не заключать в себе перерывов.
Часть формы ограниченная цезурой называется построением.
Построение это очень важное понятие музыкальной формы. Оно может означать как несколько тактов, так и крупные разделы формы.
Все зависит от вида цезуры и анализируемого произведения.
Важно то, что и начало и конец построения очень редко совпадают с тактовой чертой, которая служит чаще всего для организации метра.
Совпадение же цезуры с метрическим делением характерно только для музыки моторного характера
(многие поп-песни построены как раз по такому принципу 4 +4+4 и т.д.).
Части формы, отделенные друг от друга находятся в соподчинениях разного рода благодаря которым образуют целую форму. Позже я рассмотрю виды таких соподчинений и их применение в практике композиции.
На начальной стадии изучения музыкальных форм мы очень близко соприкасаемся с музыкальным синтаксисом.
Суть его в расчленении относительно законченной музыкальной мысли на части и анализ их соподчинения друг с другом.