Что такое церковь катехизис

Катехизис

Катехи́зис (греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis – устное поуче­ние, настав­ле­ние) — крат­кое настав­ле­ние в вере ново­на­чаль­ным хри­сти­а­нам или тем, кто желает при­нять Кре­ще­ние; руко­вод­ство, содер­жа­щее основ­ные поло­же­ния хри­сти­ан­ского веро­уче­ния; жанр хри­сти­ан­ской веро­учи­тель­ной лите­ра­туры.

Что такое церковь катехизис. Смотреть фото Что такое церковь катехизис. Смотреть картинку Что такое церковь катехизис. Картинка про Что такое церковь катехизис. Фото Что такое церковь катехизис

В раннем хри­сти­ан­стве кате­хи­зи­сом назы­вали устное настав­ле­ние тем, кто гото­вился при­нять Кре­ще­ние. Именно в таком зна­че­нии это слово упо­треб­ля­ется в Новом Завете. Таким обра­зом, «кате­хи­зис» пре­вра­тился в жанр хри­сти­ан­ской лите­ра­туры, рас­кры­ва­ю­щий незыб­ле­мые веро­учи­тель­ные прин­ципы хри­сти­ан­ства.

В совре­мен­ном пони­ма­нии кате­хи­зис можно назвать спра­воч­ни­ком по основ­ным дог­ма­ти­че­ским поня­тиям Пра­во­сла­вия. Это книга, содер­жа­щая в сжатой форме квинт­эс­сен­цию хри­сти­ан­ства, притом в такой форме, кото­рая не должна вызы­вать недо­уме­ний или неод­но­знач­ных тол­ко­ва­ний. Это кон­цен­три­ро­ван­ное выра­же­ние того, что Цер­ковь пола­гает необ­хо­ди­мым осно­ва­нием веры каж­дого чело­века.

В этой тра­ди­ци­он­ной для нас форме кате­хи­зис впер­вые сфор­ми­ро­вался на Западе. Первой книгой, полу­чив­шей назва­ние «Кате­хи­зис», стал труд Андре­аса Альт­ха­мера, состав­лен­ный в форме вопро­сов и отве­тов в начале XVI века.

Однако еще в ран­не­хри­сти­ан­скую эпоху свт. Кириллу Иеру­са­лим­скому, свт. Иоанну Зла­то­усту, блж. Авгу­стину при­над­ле­жали целые циклы огла­си­тель­ных поуче­ний или гомилий (омилий), послу­жив­ших образ­цом для позд­ней­ших сред­не­ве­ко­вых и ново­ев­ро­пей­ских кате­хи­зи­сов. Гото­вя­щимся при­нять Кре­ще­ние необ­хо­димо было полу­чить пред­став­ле­ние о смысле цер­ков­ных Таинств, а также озна­ко­миться с Сим­во­лом веры как важ­ней­шим изло­же­нием основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, с молит­вой Гос­под­ней («Отче наш») как выра­же­нием сути хри­сти­ан­ской духов­но­сти и с деся­тью запо­ве­дями как основ­ным нрав­ствен­ным руко­вод­ством для хри­стиан. В раннем хри­сти­ан­стве жан­ро­вая форма кате­хи­зиса, как и его содер­жа­ние, была доста­точно сво­бод­ной — необя­за­тельно вопрос-ответ. Да и в эпоху Сред­не­ве­ко­вья в Запад­ной Церкви были созданы мно­го­чис­лен­ные док­три­наль­ные руко­вод­ства для свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мирян, дале­кие от жан­ро­вого свое­об­ра­зия совре­мен­ных кате­хи­зи­сов.

В совре­мен­ном тер­ми­но­ло­ги­че­ском зна­че­нии кате­хи­зис (как дог­ма­ти­че­ски точное изло­же­ние основ веры в вопро­сах и отве­тах) появился в Запад­ной Европе в эпоху Рефор­ма­ции.

В рус­ской цер­ков­ной тра­ди­ции под­го­товка к кре­ще­нию назы­ва­лась «огла­ше­нием», а те, кто про­хо­дил такую под­го­товку, име­но­ва­лись «огла­шен­ными». Было также слово «огла­шен­ник», кото­рым обо­зна­ча­лась книга поуче­ний для гото­вя­щихся при­нять хри­сти­ан­ство, и выра­же­ние «огла­шен­ные сло­веса», то есть поуче­ния для огла­шен­ных. Вплоть до XVII сто­ле­тия на Руси пере­чис­ле­ния основ­ных кате­го­рий хри­сти­ан­ства вместе с Сим­во­лом веры и кате­хи­зи­сом, как пра­вило, поме­ща­лись в бук­ва­рях, тол­ко­вых молит­вен­ни­ках и других учебно-бого­слу­жеб­ных сбор­ни­ках или сводах.

Первый пра­во­слав­ный кате­хи­зис у восточ­ных славян раз­ра­бо­тал учи­тель Львов­ской брат­ской школы Лав­рен­тий Зиза­ний. Однако из-за пло­хого пере­вода на сла­вян­ский его кате­хи­зис ока­зался во многом не точен. В итоге тираж был кон­фис­ко­ван и почти пол­но­стью уни­что­жен. С именем Лав­рен­тия Зиза­ния и его брата Сте­фана иссле­до­ва­тели свя­зы­вают еще несколько, к сожа­ле­нию, не сохра­нив­шихся кате­хи­зи­сов конца XVI — первой трети XVII века.

После Зиза­ния у Рус­ской Церкви вплоть до XX века было два офи­ци­аль­ных пра­во­слав­ных кате­хи­зиса. Первый — это «Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние кафо­ли­че­ской и апо­столь­ской церкви Восточ­ной» зна­ме­ни­того рек­тора Киев­ской ака­де­мии, киев­ского мит­ро­по­лита Петра Могилы, и второй — «Кате­хи­зис про­стран­ный хри­сти­ан­ский» мос­ков­ского мит­ро­по­лита Фила­рета (Дроз­дова). Эти кате­хи­зисы в основ­ном удер­жи­вают тра­ди­ци­он­ную схему: разъ­яс­не­ние молитвы Гос­под­ней, Сим­вола веры и десяти запо­ве­дей, а также хри­сти­ан­ских таинств.

В тече­ние почти трех веков исто­рии рус­ской бого­слов­ской науки в Рус­ской Церкви исполь­зо­вался кате­хи­зис Мос­ков­ского свя­ти­теля Фила­рета (Дроз­дова). Еще в первой трети XIX века он был реко­мен­до­ван к исполь­зо­ва­нию Свя­тей­шим сино­дом. Именно этот кате­хи­зис, щедро пере­из­да­ва­е­мый пра­во­слав­ными кни­го­из­да­те­лями, зача­стую ста­но­вится первым «спра­воч­ни­ком» в обла­сти пра­во­слав­ного бого­сло­вия для многих нео­фи­тов.

В XX веке появи­лось боль­шое коли­че­ство автор­ских кате­хи­зи­сов: митр. Анто­ния (Хра­по­виц­кого), еп. Алек­сандра (Семе­нова-Тян-Шан­ского), свт. Нико­лая Серб­ского и др.

В насто­я­щее время опре­де­ле­нием Архи­ерей­ского Собора РПЦ от 27 июня 2008 года «О вопро­сах внут­рен­ней жизни и внеш­ней дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви» «при­знано важным начать работу по созда­нию совре­мен­ного кате­хи­зиса Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви» (п. 21). На засе­да­нии Свя­щен­ного Синода 27 июля 2009 года поста­но­вили «начать под­го­товку совре­мен­ного кате­хи­зиса Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви» (журнал 62).

Источник

Катехизис: история слова, которое стало книгой

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Катехизисом называют руководство, которое содержит основные положения христианского вероучения. То есть, это своего рода элементарный учебник веры, где изложены самые основы догматики и христианской нравственности. Но часто с этим словом, как правило, ассоциируется что-то совершенно сухое и скучное, оторванное от жизни. Катехизис представляется набором по большому счету ничего не говорящих правил и формул, и тогда к нему более чем к чему-либо еще, казалось бы, применимы слова Гете «суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет».

Действительно, слово κατήχησις (katēhēsis) в переводе с древнегреческого означает «поучение», «назидание», «наставление». А современному человеку не особенно нравится, когда его поучают. Тем более, когда поучают чему-то такому, что ему представляется очень далеким от нужд и потребностей собственной жизни. Ведь в катехизисе вопрос и ответ представляют собой настолько нерасторжимое целое, что они выступают под единым названием «вопросоответ». Что же это за вопрос, если на него заранее известен ответ? Неинтересно как-то получается.

Впрочем, если катехизис – это действительно учебник веры, то почему же он все-таки воспринимается как что-то предельно скучное? Ведь никто же не считает скучным, скажем, букварь. Однако в этом древнегреческом слове есть еще одно его значение, которое может помочь понять, почему и при каких условиях катехизис начинают ассоциировать с чем-то занудным и ненужным.

Ведь κατήχησις образовано от глагола κατηχέω (katēheō) – (устно) поучать, наставлять, оглашать. И этот оттенок значения слова как именно устного поучения, оглашения (когда человека словно затронули и объяли звучащим словом), важен для понимания смысла катехизиса как учебника веры, для понимания того, что он предполагает еще в качестве дополнения к нему, чтобы не быть только грузом мертвящей буквы.

Вспомним, что та часть литургии, которая предваряет литургию верных, называется литургией оглашенных. Оглашенными в древней Церкви называли тех людей, которые еще не являются собственно христианами, кто еще только готовится принять Крещение. Поэтому оглашенные не имели права присутствовать на литургии верных и должны были перед ее началом покинуть храм, в котором идет богослужение.

Тогда получается, что катехизис как первоначальное введение в христианское вероучение, в самые его азы сам по себе хоть и необходим, но недостаточен для правильной, настоящей веры. Святитель Филарет Московский в «Пространном катехизисе» говорит, что «Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души». Но для этого благоугождения, говорит далее Филарет, «нужны, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела». Таким образом, изучение самых основ веры и наставление в ней необходимо предполагают живую веру самого человека и совершение добрых дел, потому что вера без дел мертва (Иак 2:20).

Таким образом, чтение катехизиса и наставление в нем является лишь оглашением, которое предполагает дальнейшее движение человека в вере, так же, как за оглашением должно следовать Крещение. Чтобы с охотой читать и изучать катехизис, нужно иметь настоящий интерес к христианскому вероучению и пытаться жить по вере, чтобы в душе был огонь, этот интерес подпитывающий. И тогда катехизис станет для своего читателя настоящей живой книгой.

Источник

Введение

Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс «Катихизиса» имеет целью изучить главные «несущие конструкции» и «соединительные узлы» этого здания, понять основные принципы его устройства и, таким образом, получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания.

1. Понятие о православном «катихизисе»

1.1. Значение слова «катихизис»

Слово «катихизис» происходит от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете.

Достопочтенный Феофил, к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, был наставлен (κατηχήθης) ( Лк. 1:4 ) в учении христианской веры.

Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, был наставлен (ἦν κατηχημένος) в начатках пути Господня ( Деян. 18:25 ).

Первоначально «катихизисом» называлось устное научение основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом «катихизис» превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

1.2. Что такое вера?

а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены.

Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Апостол Павел определяет веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ).

б) Верой называется также и самый предмет уверенности, то есть некоторое учение, в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово «вера» ап. Павел, когда говорит о людях, которые отвергли прежнюю веру ( 1Тим. 5:12 ), о невеждах в вере ( 2Тим. 3:8 ). В таком смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.

С субъективной стороны такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие – доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию.

«Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Рим. 4:3 ).

Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие – в этом он не сомневался и ранее, – а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.

Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На низких степенях духовного развития стремление быть верным Богу может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни корыстный расчет не могут сообщить верности положительного нравственного основания и потому несовместимы с христианским совершенством. Таким основанием может быть только любовь как совокупность совершенства ( Кол. 3:14 ).

«Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8, 16 ), и вера в Бога – Любовь по мере своего роста срастворяется любовью, любовь же побуждает хранить верность тому, кого любишь:

«Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» ( Ин. 14:15 );

«кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин. 14:23 ).

В этом смысле ап. Павел говорит о вере, действующей любовью ( Гал. 5:6 ).

г) Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть, прежде всего, определенный образ жизни. С одной стороны, его содержание – стремление к богообщению, к соединению с Богом. С другой стороны, этот образ жизни непременно включает в себя твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке.

1.3. Предмет настоящего курса

Когда мы определяем катихизис как наставление в вере, то понимаем под этим обзор основных истин христианского учения. Истины веры можно разделить на три группы:

а) истины вероучительные, заключающие в себе знание о Боге и о Его отношении к миру и к человеку;

6) истины нравоучительные, устанавливающие круг нравственных обязанностей человека по отношению к Богу, к самому себе и к себе подобным;

в) истины, которые можно назвать мистическими, относящиеся к практике богообщения.

Настоящий курс «Катихизиса» ограничен рассмотрением только основных вероучительных истин, содержащихся в Никео-Цареградском Символе веры.

2. Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина

2.1. Значение разума в религиозной жизни

Почему знание основ христианского вероучения необходимо «всякому христианину»? Разве для нормального протекания духовной жизни не достаточно ограничиться только областью личного благочестия: молитвой, соблюдением заповедей, посещением храма и тому подобное? Как показывает опыт, ограничение духовной жизни только областью чувств не дает христианину возможности построить свою жизнь как разумное служение Богу ( Рим. 12:1 ). Такой христианин не в состоянии исполнить во всей полноте заповедь о любви к Богу.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением [!] твоим ( Мф. 22:37 ), – такой ответ дал Господь Иисус Христос на вопрос о наибольшей заповеди в законе.

Служение Богу требует участия всего человека, включая и душу с ее естественными силами (разум, чувства и воля), и тело. Православию чуждо противопоставление веры и разума, которые неразрывно связаны между собой и предполагают друг друга. Не может быть веры без разума, потому что

1) человек не может верить в то, о чем он совершенно ничего не знает;

2) сама вера должна быть разумной, осмысленной.

В то же время и разум нуждается в вере. Скептицизм не ведет к знанию, напротив, подрывает его основы. Само познание мира основывается на двух предпосылках, принимаемых на веру:

1) вере в то, что окружающий мир реально существует;

Исключение разума из религиозной сферы неизбежно негативно отразится на всем строе духовной жизни человека. Например, такие печальные явления религиозной жизни, как фанатизм, нездоровый мистицизм, обрядоверие, часто имеют своей причиной невежество в вопросах вероучения.

2.2. Что необходимо для спасения

Целью жизни падшего человека является достижение спасения. «Пространный Катихизис» учит, что «для благоугождения Богу и для спасения души» необходимы 5 :

а) «познание истинного Бога».

Но что значит «познать Бога»? Ведь Бог не есть объект познания в общепринятом смысле слова! Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через личностное отношение, то есть в опыте богообщения. Поэтому истинное богопознание есть не образ мысли, а, прежде всего, образ жизни, жизнь в непосредственном единстве с Богом.

б) «правая вера в Него».

То есть наличие у человека правильных представлений о Боге, о Его отношении к миру, так как ложная вера, суеверия, сочетая душу человека с неправдой, объективно отделяют его от Бога. При этом веру как знание о Боге следует четко отличать от непосредственного знания Бога, которое приобретается только на путях личностного богообщения.

в) «жизнь по вере и добрые дела».

Иными словами, приведение всей жизни человека в соответствие с волей Божией.

Необходимость в духовной жизни богообщения и исполнения воли Божией не вызывает сомнения. Через личностное общение с Богом, выражающееся, прежде всего, в молитве и в участии в церковных таинствах, мы получаем освящающую нас благодать, необходимые для праведной жизни силы, а через упражнение в добродетели достигаем духовно-нравственного совершенства. Каково же место и назначение в духовной жизни теоретического знания?

2.3. Понятие о богословии, догматическое сознание

Богопознание, жизнь с Богом – опытный процесс, но духовный опыт по мере накопления становится знанием, а знание, в свою очередь, требует систематизации. Таким образом возникает наука – богословие.

Вероучение, усвоенное человеком и составляющее предмет его веры, называется догматическим сознанием. Наличие у человека догматического сознания, знание хотя бы основ вероучения необходимо

а) для обобщения и систематизации духовного опыта, для сообщения опыта тем, кто его не имеет. Архим. Софроний (Сахаров), ученик прп. Силуана Афонского, передает следующие слова своего преподобного учителя:

Лишенный догматического сознания, человек в духовной жизни оказывается совершенно дезориентированным, он подобен слепцу, который вынужден прокладывать себе путь ощупью. Например, он в принципе не способен понять, какое значение в духовной жизни имеет Церковь с ее таинствами, какое место в деле спасения принадлежит собственно человеческой активности.

б) для проверки доброкачественности нашего духовного опыта. Ложное, искаженное догматическое сознание не менее опасно для духовной жизни, чем полное его отсутствие.

2.4. Догматическое сознание и ересь

Искажение вероучения в христианском богословии получило наименование «ереси». По своей сущности ересь (от греч. – выбор, предпочтение) представляет собой предпочтение части истины целому, в результате чего одна из граней духовного опыта вырывается из общего контекста и возводится в абсолют. Обычно ересь связана с рационализацией вероучения, стремлением изгнать из богословия момент тайны, подменить опытное знание Бога знанием о Боге, сделать истину веры вполне доступной для человеческого рассудка.

Всякое погрешение в вопросах вероучения есть ересь, поэтому с точки зрения канонического права еретиками являются все вообще неправославные.

Ересь не есть результат чисто теоретического заблуждения, практически всегда ересь является внешним выражением повреждения в самом строе духовной жизни. Однако будучи выражением ложного духовного опыта, еретическое учение обладает и обратным действием: усвоенное человеческим сознанием, оно неизбежно искажает и саму духовную жизнь, в большей или меньшей степени препятствует соединению человека с Богом. Прп. Силуан предупреждает:

Например, повреждение учения о Христе неизбежно приводит к искаженному представлению об образе совершения Богом нашего спасения, а следовательно и о путях достижения спасения человеком.

Примером того, как незначительные, на первый взгляд, повреждения вероучения способны деформировать духовную жизнь огромных церковных сообществ, могут служить римо-католичество и особенно многочисленные направления современного протестантизма.

В первые века исторического бытия Церкви вероучительные истины, являясь непосредственным обобщением живого духовного опыта, не имели умозрительных формулировок. Однако, когда начали появляться ереси, Церковь, движимая заботой о духовном здоровье своих чад, вынуждена была установить пределы истины, определить границы религиозного опыта, указать ту черту, которая отделяет истинное церковное учение от ереси. Таким образом появились догматы.

2.5. Значение вероучительных истин в жизни христианина

3. Православная катихизическая литература

Приобретению человеком четкого догматического сознания служит катихизическая литература.

Первоначально научение истинам веры осуществлялось изустно, основанием для такого научения служили достаточно краткие Символы и Исповедания веры. Позднее стали появляться более пространные изложения вероучения, катихизисы в современном значении слова. Среди авторов «катехизисов» были известные отцы и учители Церкви. В Православной Церкви большим авторитетом пользуются «Огласительные слова» свт. Кирилла Иерусалимского (387), «Большое огласительное слово» свт. Григория Нисского (ок. 394), Enchridition ad Laurentium. (Руководство для Лаврентия. ) блж. Августина (430), «Катехизис» прп. Феодора Студита (820) и др.

а) «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», составленное в 1640 г. при активном участии митрополита Киевского Петра (Могилы). Исповедание было утверждено Восточными Патриархами (Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским) в 1643 г. В Русской Церкви «Православное исповедание» было принято в 1685 г. при патриархе Иоакиме. В 1696 г. при патриархе Адриане это решение было подтверждено, а «Исповедание» было рекомендовано в качестве учебного пособия.

б) «Изложение Православной Веры Восточной Церкви» (в Русской Церкви известно под названием «Послание Патриархов Православно-кафолической Церкви о православной вере»). Оно было составлено Иерусалимским патриархом Досифеем и в 1672 г. одобрено архиерейским совещанием в Иерусалиме. В 1725 г. «Изложение» было одобрено четырьмя Восточными Патриархами. Тогда же к нему присоединилась и Русская Церковь.

Каково должно быть наше отношение к этим вероизложениям? Несомненно, в целом они православны, однако их авторы сами были не вполне свободны от влияния западного, латинского богословия, что и проявилось в некоторых частных положениях. Очевидно, что «Исповедание» и «Послание» не могут иметь общецерковного непреходящего значения, как, например, догматические определения Вселенских Соборов. Несмотря на то что они сохраняют для нас значительный авторитет, это не более чем исторические памятники догматического характера.

Для Русской Православной Церкви особое значение имеет «Пространный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви», основную часть которого составил свт. Филарет (Дроздов). Однако этот «Катихизис» нельзя рассматривать как авторский. Во-первых, он подвергался редактированию. Во-вторых, «Пространный Катихизис» был единогласно принят Святейшим Синодом Русской Православной Церкви и утвержден императором. Эти решения до сих пор никем не были отменены.

Фактически «Пространный Катихизис» выражает позицию всей Русской Церкви XIX в. «Катихизис» издавался в трех редакциях: в 1823–1824, в 1827–1828, в 1839 гг. и в последней, третьей, редакции подвергся переработке в духе латинского богословия. По своему богословскому уровню «Пространный Катихизис» выше, чем «Православное Исповедание» и «Послание Восточных Патриархов».

В XX столетии появилось большое количество авторских катихизисов: «Катихизис» епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского), «Катихизис» прот. Владимира Глиндского, семейный катихизис «Жив Бог», составленный группой православных христиан из Франции, «Основы Православия» прот. Фомы Хопко и др., однако ни один из них по степени своей авторитетности не может быть сопоставлен с «Пространным Катихизисом».

Пространный Христианский Катихизис Православныя Кафолическия Восточный Церкве. Белосток, 1990 (репринт), с. 3.

Источник

Введение

Предварительные понятия

1. Что такое православный катехизис?

Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.

2. Что означает слово «катехизис»?

3. Что нужно для благоугождения Богу и спасения души?

Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела.

4. Почему в начале нужна вера?

Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, «без веры угодить Богу невозможно» ( Евр. 11:6 ).

5. Почему кроме веры нужны жизнь по вере и добрые дела?

С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, «вера без дел мертва» ( Иак. 2:20 ).

6. Что мы называем верой?

По объяснению апостола Павла: «вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

7. В чем различие между верой и знанием?

Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера – невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера – на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

8. Почему в учении благочестия нужны не только знания, но и вера?

В учении благочестия требуется не только знание, но и вера потому, что главным объектом изучения является Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, окружённая тайной. Поэтому многое в этом учении не может быть охвачено знанием, а может быть воспринято только верой. «Вера, – говорит святой Кирилл Иерусалимский, – есть зрение, освящающее совесть; она даёт человеку ведение. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» ( Ис. 7:9 ; Огласительное поучение, 5).

9. Святой Кирилл объясняет необходимость веры таким образом: «Не только у нас, носящих имя Христово, за великое почитается вера, но и всё совершаемое в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верой. На вере утверждено земледелие: не верящий в то, что соберёт урожай, не станет трудиться в поле. Верой руководствуются мореплаватели, вверяя свою судьбу малому судну и волнующееся море предпочитая твёрдой земле, предаваясь неизвестным надеждам и имея при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря» (Огласительное поучение, 5:3).

О Божественном откровении

10. Что является источником учения о Православной вере?

Учение о православной вере мы почерпаем из Божественного откровения.

11. Что мы понимаем под Божественным откровением?

Божественное откровение – это то, что Сам Бог пожелал открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно в Него веровать и достойно Его чтить.

12. Всем ли дано Божественное откровение?

Бог дал необходимое и спасительное откровение для всех людей, но поскольку не все способны непосредственно принять откровение от Бога, то Он избрал особых провозвестников, которые передали Божественное откровение тем, кто желает его принять.

13. Почему не все способны принять откровение от Бога?

Не все люди способны непосредственно принять откровение от Бога по своей греховной нечистоте и немощи духа и тела.

14. Кто были провозвестниками откровения Божия?

Провозвестниками откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки. Они приняли и проповедовали начала откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по вселенной через Своих учеников и апостолов.

Апостол Павел говорит:

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам о Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» ( Евр. 1:1–2 ).

«Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей; которой никто из властей века сего не познал… А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:7–8, 10 ).

Евангелист Иоанн пишет:

«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ).

«Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11:27 ).

15. Может ли человек познавать Бога без особого его откровения?

Человек может познавать Бога методом исследования сотворённых Им вещей, но это познание является несовершенным и недостаточным и может служить только приготовлением к вере или лишь некоторым пособием к познанию Бога из Его откровения.

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» ( Рим. 1:20 ).

«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:26–28 ).

Рассуждение о вере в Бога начинается с мысли о том, что Бог есть. К этой мысли мы приходим созерцая сотворённые Им предметы. Внимательно рассматривая мир, мы познаём, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаём также и многие невидимые Его свойства. Таким образом принимаем Его как Верховного управителя. Поскольку Бог Творец всего мира, а мы составляем часть этого мира, следовательно, Бог есть и наш Творец. За этим знанием следует вера, а за верой – поклонение (святой Василий Великий, Послание 232).

О Священном Предании и Священном Писании

16. Каким образом Божественное откровение сохраняется и распространяется?

Божественное откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

17. Что мы называем Священным Преданием?

Под Священным Преданием понимается то, что словом и примером истинно верующие и чтущие Бога люди передают друг другу и предки передают своим потомкам: учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды.

18. Где хранится Священное Предание?

Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием, по устроению Божию преемственно и в единстве, составляют Церковь, которая и есть хранительница Священного Предания, или по изречению апостола Павла, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ).

Святой Ириней пишет: «Не следует у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В неё, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили всё, что принадлежит истине. Каждый желающий может пить из неё воду жизни, она есть дверь жизни» (Против ересей, кн. 3, гл. 4).

19. Что мы называем Священным Писанием?

Священным Писанием называются книги, написанные Святым Духом через освящённых от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называют Библией.

20. Что означает слово «Библия»?

Слово Библия в переводе с греческого означает книги. Этим названием выражено то, что священные книги по отношению к другим достойны особого внимания.

21. Что древнее: Священное Предание или Священное Писание?

Древнейший и первоначальный способ распространения откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Своё и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом и апостолы вначале распространяли веру и утверждали Церковь Христа. Книгами не все могут пользоваться, а преданием – все (в этом также состоит необходимость Священного Предания).

Священное Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как если бы мы сами с ними жили и их слышали, несмотря на то, что священные книги написаны за несколько веков или тысячелетий до нашего времени.

23. Следует ли придерживаться Священного Предания, если есть Священное Писание?

Мы должны соблюдать Священное Предание, согласное с Божественным откровением и Священным Писанием, как учит этому само Священное Писание. Апостол Павел пишет:

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес 2:15 ).

24. Как в наше время пользоваться Священным Преданием?

Священное Предание нужно и в наши дни для руководства к правильному пониманию Священного Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления.

Святой Василий Великий говорит об этом следующее: «Из всех хранимых Церковью догматов и традиций, одни получены из письменного источника, а другие приняты от переданного тайно Апостольского предания. Для благочестия же те и другие имеют одинаковую силу, и этому не будет противоречить никто, мало–мальски разбирающийся в церковных правилах. Поскольку если мы осмелимся отвергнуть неписаные обычаи, как якобы не имеющие большого значения, то обязательно повредим Евангелию в самом главном, – более того, оставим от апостольской проповеди одну внешнюю оболочку. Так, например, где написано, чтобы надеющиеся на имя Господа нашего Иисуса Христа осеняли себя крестным знамением? Какое писание нас научило в молитве обращаться к востоку? Кто из святых записал нам слова призывания в преложении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения? Ведь мы пользуемся не только словами из Апостола и Евангелия, но и перед ними, и после, произносим слова, взятые из неписаного учения и имеющие великую силу для Таинства. По какому писанию мы благословляем воду Крещения, елей Помазания, самого крещаемого? Не по тайному ли и неписаному преданию? Что ещё? Помазанию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда троекратное погружение человека? И относящееся к Крещению отрицание сатаны и ангелов его, – из какого взято писания? Не из необнародываемого ли и негласного учения, которое отцы наши, быв основательно научены молчанием охранять святыню таинств, сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании? Поскольку было бы недостойно писанием оглашать учение о том, на что некрещёным и воззреть непозволительно?» (Правило 97, О Святом Духе, гл. 27).

О Священном Писании

25. Когда написаны Священные книги?

Священные книги написаны в разные времена. Одни до рождения Христа, а другие – после.

26. Как разделяются Священные книги?

Эти два раздела Священных книг имеют особые названия. Те Священные книги, которые написаны до рождения Христа, называются книгами Ветхого Завета; а те, которые написаны после рождения Христа, называются книгами Нового Завета.

27. Что такое Ветхий и Новый Завет?

Ветхий и Новый Завет – это древний и новый союз Бога с человеком.

Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию.

29. Как Бог готовил людей к принятию Спасителя?

Бог готовил людей к принятию Спасителя через постепенные откровения, через пророчества и прообразования (прообразы).

Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, единородного Сына Своего Иисуса Христа.

31. Из скольких книг состоит Ветхий Завет и каковы названия этих книг?

Святой Кирилл Иерусалимский, святой Афанасий Великий и святой Иоанн Дамаскин принимают число Священных книг Ветхого Завета – двадцать две, в соответствии с тем, как их считают евреи (по числу букв древнееврейского алфавита – ред.) (см. Афанасия, послание 39, праздничное; Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 4, гл. 17).

32. Счисление (счет) евреев

достойно внимания потому, что, как говорит апостол Павел: «Им вверено слово Божие» ( Рим.3:2 ), и новозаветная христианская Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от ветхозаветной Церкви еврейской.

33. Ветхозаветные книги

34. В этом перечне ветхозаветных книг не упомянуто

о книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и о некоторых других, потому что их нет на еврейском языке (не сохранилось в древнееврейском подлиннике).

35. Но мы должны принимать эти последние книги.

О них святой Афанасий Великий говорит: «они назначены отцами для чтения вступающих в Церковь».

36. Как подразделяются книги Ветхого Завета?

По содержанию ветхозаветные книги можно разделить на четыре разряда: книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета; исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия; учительные, которые содержат учение благочестия; пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и особенно об Иисусе Христе.

37. Какие ветхозаветные книги являются законоположительными?

Законоположительных книг пять, написанных пророком Моисеем: книга Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает этим книгам общее наименование – Закона Моисеева (см. Лк. 24:44 ).

содержит повествование о сотворении мира и человека, а также историю и установление благочестия в первые времена рода человеческого.

39. Другие четыре книги Mоисеевы

содержат историю благочестия во времена пророка Моисея и данный через него от Бога закон.

40. Какие ветхозаветные книги являются историческими?

Исторические книги Ветхого Завета – это книги: Иисуса Навина, Судей, Руфи, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, книги Неемии и Есфири.

41. Какие ветхозаветные книги являются учительными?

Учительные книги – это книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы.

42. Какое место в Библии занимает Псалтирь?

Псалтирь вместе с учением благочестия содержит его историю и многие пророчества о Христе Спасителе. Являясь превосходным руководством к молитве и прославлению Бога, Псалтирь всегда используется в богослужении.

43. Какие ветхозаветные книги являются пророческими?

Книги пророческие – это книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати прочих.

44. Сколько книг в Новом Завете?

В Новом Завете двадцать семь книг.

45. Какие книги Нового Завета называются законоположительными?

Законоположительными книгами, лежащими в основании Нового Завета, являются четыре книги, составляющие Евангелие: евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

46. Что означает слово «Евангелие»?

Слово Евангелие – греческое, оно означает благовестие, то есть добрую или радостную весть.

47. О чём говорится в Евангелии?

Книги, называемые Евангелием, благовествуют о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его жизни на земле, чудесных Его делах и спасительном учении, наконец, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо.

48. Почему Евангелие получило такое название?

Эти книги названы Евангелием, потому что для людей не может быть лучшей и более радостной вести, чем весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому–то и чтение Евангелия в Церкви каждый раз предваряется и сопровождается радостным восклицанием: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

49. Какая книга в Новом Завете является исторической?

Среди новозаветных книг есть книга историческая: книга Деяний святых апостолов.

50. Она повествует о сошествии Святого Духа на апостолов

и о распространении через них христианской Церкви.

51. Что означает слово апостол?

Слово апостол значит посланник. Этим именем называются избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он послал проповедовать Евангелие.

52. Какие книги в Новом Завете являются учительными?

Учительные книги Нового Завета – это семь Соборных посланий: одно апостола Иакова, два Петровых, три Иоанновых, одно Иудино и четырнадцать посланий апостола Павла: к Римлянам, Коринфянам два, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Солунянам (Фессалоникийцам) два, Тимофею два, Титу, Филимону и к Евреям.

53. Какая книга в Новом Завете является пророческой?

Среди книг Нового Завета есть и книга пророческая – это Апокалипсис.

54. В переводе с греческого языка

это слово значит откровение.

55. Эта книга содержит таинственное изображение

будущей судьбы Церкви Христа и всего мира.

56. Как следует читать Священное Писание?

При чтении Священного Писания нужно соблюдать следующее: необходимо читать его с благоговением, как слово Божие, и с молитвой о его понимании; с чистым намерением, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам; понимать его следует согласно толкованию Православной Церкви и святых отцов.

57. Что подтверждает то, что Священное Писание есть слово Божие?

Церковь представляет следующие признаки того, что учение откровения Божия и Священное Писание есть истинное слово Божие: высоту этого учения, свидетельствующую о том, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим; чистоту этого учения, показывающую, что оно произошло от чистейшего ума Божия; пророчества; чудеса; могущественное воздействие этого учения на сердца человеческие, свойственное только Божией силе.

58. Что такое пророчества?

Пророчества являются признаком истинного откровения Божия. Это можно пояснить следующим примером.

Пророк Исаия предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего человеческий разум не мог даже помыслить, и через несколько сот лет после этого Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии. Это пророчество было словом Бога всеведущего, а исполнение пророчества – делом Бога всемогущего. Поэтому евангелист Матфей, повествуя о рождении Христа, приводит пророчество Исаии:

«А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф. 1:22–23 ).

59. Что такое чудеса?

Чудеса есть дела, которые не могут быть сделаны посредством человеческих знаний или способностей, но только всемогущей силой Божией. Например, – воскрешение умершего.

60. Чудеса являются признаком истинного слова Божия.

Кто творит истинные чудеса, тот действует силой Божией, следовательно, он угоден Богу и причастен Святому Духу. Такой человек говорит только истину. И потому, когда он говорит именем Божиим, через него говорит слово Божие. Сам Господь Иисус Христос творил чудеса, которые являлись свидетельством Его Божественного посланничества:

«Дела, которые Отец дал мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин. 5:36 ).

61. Каково воздействие христианского учения?

Могущественное действие христианского учения можно видеть на примере двенадцати апостолов, избранных из людей бедных, неучёных, невысокого общественного положения, однако этим учением они победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и царства.

Состав катехизиса

62. На какие три части можно разделить катехизис?

Чтобы правильно представить состав катехизического учения благочестия, в соответствии с «Православным исповеданием», одобренным Восточными Патриархами, можно руководствоваться словами апостола Павла о том, что в основе жизни христианина должны находиться вера, надежда, любовь.

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь» ( 1Кор. 13:13 ).

Итак, христианину нужны: учение о вере в Бога и в Таинства, которые Он открывает; учение о надежде на Бога и о средствах утверждения в ней; учение о любви к Богу и ко всему, что Он повелевает любить.

63. Посредством чего раскрывается учение о вере?

Церковь вводит нас в учение о вере посредством Символа веры.

64. Посредством чего раскрывается учение о надежде?

Руководством к учению о надежде можно принять изречения Господа о блаженстве и молитву Господа.

65. Посредством чего раскрывается учение о любви?

Начальное учение о любви можно найти в десяти заповедях Закона Божия.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *