Что такое целевой показатель по заработной плате

Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть фото Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть картинку Что такое целевой показатель по заработной плате. Картинка про Что такое целевой показатель по заработной плате. Фото Что такое целевой показатель по заработной плате

Ответы на вопрос:

Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть фото Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть картинку Что такое целевой показатель по заработной плате. Картинка про Что такое целевой показатель по заработной плате. Фото Что такое целевой показатель по заработной плате

Целевой показатель повышения средней заработной платы, указанный в «дорожной карте» ‑ это требуемое отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников отдельной категории к среднемесячному доходу от трудовой деятельности, выраженное в процентах.

Для разных категорий работников этот показатель разный.

Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть фото Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть картинку Что такое целевой показатель по заработной плате. Картинка про Что такое целевой показатель по заработной плате. Фото Что такое целевой показатель по заработной плате

Валентина Дмитриевна! Целевой показатель по средней заработной плате, это установленный правительством показатель, по различным отраслям, к которому должны стремиться при выплате зп работодатели.

В медицине и культуре есть установленный майскими указами Президента размер зп, который рассчитывается исходя из средней зп в регионе, индикатор для врачей два, т.е.средняя зп умножается на 2, это и должен быт размер зп врача, а младший и средний медперсонал должны получать не ниже средней зп в регионе.

Похожие вопросы

Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть фото Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть картинку Что такое целевой показатель по заработной плате. Картинка про Что такое целевой показатель по заработной плате. Фото Что такое целевой показатель по заработной плате

Что означает формулировка – «Установить оплату в размере одного целевого размера заработной платы.»?

Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть фото Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть картинку Что такое целевой показатель по заработной плате. Картинка про Что такое целевой показатель по заработной плате. Фото Что такое целевой показатель по заработной плате

Человек работает педагогом по совместительству, нужно ли ему заработную плату доводить до целевых показателей.

Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть фото Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть картинку Что такое целевой показатель по заработной плате. Картинка про Что такое целевой показатель по заработной плате. Фото Что такое целевой показатель по заработной плате

С 2013 года у нас в компании новая система оплаты труда, называется как бы наколоть посильнее сотрудника Суть данного нововведения ввод доп. коэфф.

3) оценка руководителя (вообще не ясно каким образом ставиться данный коэфф. Что то на подобие понравился или нет) расчета, ссылки чем руководствуются нет.

4) оценка работы отдела (тоже понравился или нет отдел в этом мес. яце) ссылки тоже нет.

Никаких доп. соглашений и разъяснений по этому поводу из руководства никто не дает.

Источник

Что такое целевой показатель по заработной плате

Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть фото Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть картинку Что такое целевой показатель по заработной плате. Картинка про Что такое целевой показатель по заработной плате. Фото Что такое целевой показатель по заработной плате

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть фото Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть картинку Что такое целевой показатель по заработной плате. Картинка про Что такое целевой показатель по заработной плате. Фото Что такое целевой показатель по заработной плате

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть фото Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть картинку Что такое целевой показатель по заработной плате. Картинка про Что такое целевой показатель по заработной плате. Фото Что такое целевой показатель по заработной платеОбзор документа

Письмо Минфина России от 15 марта 2018 г. N 12-03-08/16220 О достижении целевых показателей заработной платы медицинских работников

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона 326-ФЗ финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Федеральным законом от 05.12.2017 N 368-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура, возникающих при осуществлении переданных в сфере обязательного медицинского страхования полномочий, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрены субвенции на 2018 год в объеме 1 870,5 млрд рублей.

Согласно статье 8 Федеральный закон 326-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относится, в том числе финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Также Распоряжением 2190-р установлено, что в «дорожных картах» предусматриваются мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с Указом, в том числе проведение мероприятий с учетом специфики отрасли по возможному привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, а также по возможному привлечению средств от приносящей доход деятельности.

С учетом вышеизложенного, бюджетные ассигнования Федерального фонда обязательного медицинского страхования, не являются единственным источником повышения заработной платы отдельных категорий медицинских работников в целях реализации Указа.

Указанная задача должна решаться за счет всех источников финансового обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Обзор документа

Бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение расходных обязательств регионов и города Байконура, возникающих при реализации переданных в сфере ОМС полномочий, из бюджета ФФОМС предусмотрены субвенции на 2018 г. в объеме 1 870,5 млрд руб.

С 2013 г. предусматривается заключение трудовых договоров с руководителями учреждений на основе типовой формы, в которой в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении ему стимулирующих выплат будет закреплено соотношение средней зарплаты работников возглавляемого им учреждения, получаемой за исполнение возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней зарплаты по соответствующему региону с учетом достижения средних для отдельных категорий работников показателей по каждому субъекту Федерации.

В дорожных картах предусматриваются мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней зарплаты отдельных категорий работников, в т. ч. с учетом специфики отрасли по возможному привлечению на повышение зарплаты не менее 1/3 средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, а также по возможному привлечению средств от приносящей доход деятельности.

Таким образом, бюджетные ассигнования ФФОМС не являются единственным источником повышения зарплаты отдельных категорий медработников.

Указанная задача должна решаться за счет всех источников финансового обеспечения, предусмотренных законодательством.

Источник

Как рассчитывать фонд оплаты труда и что при этом важно учесть

Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть фото Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть картинку Что такое целевой показатель по заработной плате. Картинка про Что такое целевой показатель по заработной плате. Фото Что такое целевой показатель по заработной плате

Фонд оплаты труда — это все расходы по заработной плате и другим отчислениям работникам за определенный период времени. Необходим для планирования, составления штатного расписания, определения рентабельности и исчисления налогов и сборов.

Зачем рассчитывают ФОТ

Нормально работающая организация всегда использует наемный труд и платит заработную плату работникам. В нормативных документах и отчетах часто встречается такое понятие, как ФОТ, применительно к планированию, рентабельности, льготам и даже исчислению обязательных платежей. Разберемся, что такое ФОТ — фонд оплаты труда в организации, и как его посчитать. Эта часть расходов регулируется п. 8 ПБУ 10/99.

Фонд оплаты труда — не абстрактная величина, его необходимо рассчитывать на разных этапах работы и держать под контролем. В статье 129 Трудового кодекса РФ указано, что это:

все расходы на заработную плату работников, в том числе стимулирующие и компенсационные выплаты.

При создании новой организации ФОТ считают для планирования предстоящих расходов и составления штатного расписания. Обычно затраты на заработную плату и прочие выплаты персоналу занимают значительное место в бюджете компании. От размера ФОТ зависит право на некоторые льготы и возможность применения льготных налоговых режимов. Он прямо влияет на рентабельность, поэтому до начала и во время ведения хозяйственной деятельности его контролируют и корректируют.

Что включают в ФОТ

Руководитель каждой организации самостоятельно решает, что входит в фонд оплаты труда: заработная плата работников; премиальные выплаты; стимулирующие и компенсационные надбавки; отпускные; материальная помощь; пособия; страховые взносы.

Все выплаты и платежи, включаемые в ФОТ, производятся исключительно за счет средств работодателя. Пособия, которые оплачивает ФСС, в него не включают. Поэтому входят ли больничные в фонд оплаты труда — только за 3 дня, оплачиваемых работодателем из собственных средств.

Окончательный состав выплат, включаемых в ФОТ, закрепляют в учетной политике организации и применяют для планирования и отчетности. С его помощью анализируют эффективность затрат на персонал и другие экономические показатели.

Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть фото Что такое целевой показатель по заработной плате. Смотреть картинку Что такое целевой показатель по заработной плате. Картинка про Что такое целевой показатель по заработной плате. Фото Что такое целевой показатель по заработной плате

Фонд оплаты труда отличается от фонда заработной платы тем, что кроме заработной платы и страховых взносов, в него включают компенсации, стимулирующие выплаты, пособии, матпомощь. Если таких выплат в организации нет, то ФОТ равен фонду зарплаты.

Общая формула расчета

В законодательстве отсутствует универсальная формула, как рассчитать фонд оплаты труда — все зависит от его состава, определенного в организации. Обычно посчитать общую сумму несложно — достаточно все сложить. В плановом исчислении часто требуется определить затраты на финансирование работников для изготовления определенной партии товара. В этом случае определяют стоимость изготовления одной единицы и умножают на необходимое количество, добавляя премиальные и прочие надбавки. Формула выглядит так:

ФОТ = Стоимость одного изделия × количество изделий % премии.

В бухгалтерии применяется более точная формула расчета фонда оплаты труда, но она подходит для определения фактического по итогам определенного периода, а не планового ФОТ.

Он равен сумме кредита счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с дебетом счетов учета прочих расходов (при условии, что расходы на выплаты работникам в них входят):

Так как кредит — это отрицательное значение, а дебет — положительное, получаются реальные затраты организации. Но как посчитать фонд оплаты труда, если требуется провести анализ работы организации, — применять усредненные и справочные показатели. В расчет берут:

Примеры расчета

Организация решила открыть филиал, и ей требуется составить план его финансирования. Рассмотрим пример, как рассчитывается фонд оплаты труда в таких условиях. В филиале должны работать:

По итогам месяца предусмотрена премия в размере 30% от оклада — для администрации и 20% — для рядовых сотрудников.

Как рассчитать месячный показатель

Разберемся, как посчитать ФОТ за месяц для этого филиала организации. Для этого суммируем все оклады:

50 000 + 40 000 + 40 000 + 30 000 + 20 000 = 180 000 руб.

Но это не окончательный вариант расчета. Далее вычисляем премии:

50 000 × 30% = 15 000 руб.; 130 000 × 20% = 26 000 руб.; всего 41 000 руб.

И страховые взносы на зарплату и премию:

(180 000 + 41 000) × 30% = 66 300 руб.

Суммируем показатели и получаем 287 300 руб. в месяц. Это плановый показатель, который отличается от реального, так как в процессе работы сотрудники берут больничный, уходят в отпуск или не выполняют целевые показатели для получения премии.

Как рассчитать годовой показатель

Теперь выясним, как рассчитать фонд оплаты труда на год: просто умножить месячное значение на 12.

В нашем примере годовой плановый ФОТ филиала составит 3 447 600 рублей.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Что такое целевой показатель по заработной плате

Типовые вопросы (и ответы)

по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений социальной защиты (далее – учреждения)

Вопрос 1. Приведите перечень основных нормативных правовых актов и иных документов, устанавливающих и регулирующих существующую систему оплаты труда работников учреждений

Базовые документы

(обязательны для применения в каждом учреждении):

Локальные документы

(обязательны для разработки и применения в каждом учреждении, не должны противоречить базовым документам)

Вопрос 2. Разъясните концепцию повышения заработной платы работников учреждений во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Указы)

Ответ. Указами предусмотрено поэтапное повышение к 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников (далее – повышение средней заработной платы), а также:

Этапы (годы) и целевые показатели повышения средней заработной платы (по годам) определены региональными отраслевыми «дорожными картами», утвержденными распоряжениями Правительства Новосибирской области:

от 11.04.2017 № 126-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания Новосибирской области» на 2013-2018 годы» ‑ по социальным работникам;

от 04.03.2013 № 121-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Новосибирской области» ‑ по врачам, младшему и среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу;

от 23.04.2013 № 192-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в системе образования Новосибирской области, направленные на повышение эффективности и качества» ‑ по педагогическим работникам организаций, оказывающим социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Целевой показатель повышения средней заработной платы, указанный в «дорожной карте» (далее – целевой показатель) ‑ это требуемое отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников отдельной категории к среднемесячному доходу от трудовой деятельности, выраженное в процентах.

Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников отдельной категории, который должен быть обеспечен по итогам года (Ср.ЗПк) для достижения целевого показателя по данной категории работников (ЦПк) за год, определяется по формуле:

Ср.ДНСО – среднемесячный доход от трудовой деятельности.

Вопрос 3. На какие категории работников распространяется действие Указов в части повышения оплаты труда?

Ответ. Действие Указов в части повышения оплаты труда распространяется на:

а) работников следующих категорий:

— врачи (по основной должности),

— средний медицинский (фармацевтический) персонал (по основной должности),

— младший медицинский персонал (по основной должности),

— педагогические работники организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (по основной должности);

б) работников, занимающих должность «социальный работник» (как основную)

Вопрос 4. Необходимый (целевой) уровень средней заработной платы, определенный в соответствии с «дорожной картой», должен быть обеспечен по каждому работнику, занимающему должность (работающему по профессии) из числа категорий (должностей), поименованных в Указах?

Ответ. Указы предусматривают поэтапное повышение средней заработной платы работников бюджетного сектора экономики, в том числе, организаций социального обслуживания: врачей, среднего и младшего медицинского (фармацевтического) персонала, педагогических работников организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также работников, занятых на должности «социальный работник».

При этом размер оплаты труда конкретного работника должен определяться в зависимости от уровня его квалификации, эффективности, результатов труда на основании качественных показателей деятельности.

Вопрос 5. Каков минимальный уровень номинальной начисленной заработной платы?

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2021 года установлен минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) в сумме 12 792 рубля в месяц.

В связи с этим, с 1 января 2021 года начисленная заработная плата работников учреждений должна быть не ниже 15 990 руб. (с учетом действующего на территории Новосибирской области районного коэффициента 1,25).

Вопрос 6. Каков порядок повышения (индексации) должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) работников учреждений?

Ответ. Индексация должностных окладов, ставок заработной платы служащих и окладов по профессиям рабочих производится на основании нормативных правовых актов Новосибирской области.

Вопрос 7. Что такое «эффективный контракт»? Каковы основные принципы его использования в трудовых отношениях?

Ответ. Под «эффективным контрактом» понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным учреждением) и работниками, основанные на системе оплаты труда, системе нормирования труда, системе оценки эффективности деятельности работников, способствующие наиболее полному отражению в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки их труда, условий оплаты труда и предоставления льгот.

Трудовой договор должен формироваться с учетом рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н.

В трудовом договоре должны быть конкретизированы:

— должностные (профессиональные) обязанности;

— условия оплаты труда;

— показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг.

Одним из важнейших аспектов оформления трудовых отношений является определение условий оплаты труда работника. Согласно статье 57 Трудового Кодекса Российской Федерации, условия оплаты труда указываются в трудовом договоре. Содержание трудового договора в этой части должно базироваться на положениях Трудового кодекса РФ, отраслевого тарифного соглашения, положении об оплате труда работников учреждения, должностных инструкциях, профессиональных стандартах и локальных порядках (регламентах).

В трудовом договоре должны быть отражены составляющие начисления заработной платы:

— размер должностного оклада (оклада, ставки заработной платы);

— размер доплаты за стаж работы (доплата за стаж устанавливается по решению работодателя);

— размеры выплат компенсационного характера;

— размеры выплат стимулирующего характера за качественные показатели деятельности;

— возможные единовременные премии (при наличии экономии фонда оплаты труда).

Необходимо, чтобы параметры оплаты труда четко соответствовали документам-основаниям и вытекали из условий трудового договора, которые должны неукоснительно соблюдаться.

Вопрос 8. Каковы основания для уменьшения размера ежемесячных стимулирующих выплат работнику?

Ответ. Размер ежемесячных стимулирующих выплат зависит от выполнения работником качественных показателей деятельности, зафиксированных в трудовом договоре с указанием размера выплаты за выполнение каждого из показателей (в процентах от должностного оклада).

Качественные показатели деятельности работника должны быть проверяемыми и измеримыми.

В случае выполнения качественного показателя деятельности по итогам контрольного периода (месяца), стимулирующая выплата в размере соответствующего процента от оклада должна быть начислена работнику в обязательном порядке.

Основанием для уменьшения стимулирующих выплат является невыполнение работником качественных показателей деятельности (одного или нескольких).

Для урегулирования возможной ситуации, когда размер стимулирующих выплат, установленных работникам (в целом по учреждению), превышает объем имеющихся средств фонда оплаты труда учреждения, выплаты стимулирующего характера снижаются пропорционально по ВСЕМ работникам учреждения до размеров, позволяющих осуществить начисление заработной платы в рамках имеющегося фонда оплаты труда.

Данная норма в обязательном порядке должна быть установлена в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору с каждым работником учреждения.

Вопрос 9. В каком случае трудовая деятельность социального работника является сверхурочной? Как оплачивается сверхурочная работа?

Ответ. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, для социальных работников установлена нормальная продолжительность рабочего времени – не более 40 часов в неделю.

По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Вопрос 10. В какие сроки должна выплачиваться заработная плата?

Ответ. В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Источник

Типовые вопросы и ответы по заработной плате

Типичные вопросы по оплате труда для размещения на сайте министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края в сети Интернет

Вопрос. Какие сроки для выплаты заработной платы установлены действующим законодательством?

Ответ.

В соответствии с частью шестой статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены лишь для отдельных категорий работников и только федеральным законом.

В соответствии с частью 8 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Вопрос. Что делать, если работодатель задерживает выплату заработной платы?

Ответ.

В соответствии со статьей 136 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

Если в вашей организации заработная плата выплачивается 1 раз в месяц, это означает, что Ваш работодатель ежемесячно задерживает выплату части Вашей заработной платы на 15 дней и в соответствии со статьей 236 Трудового Кодекса Российской Федерации, он должен нести за это материальную ответственность.

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Вопрос. Из чего состоит заработная плата?

Ответ.

В соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата состоит из трех элементов:

Вопрос. Как оплачивается работа в выходные и нерабочие праздничные дни?

Ответ.

Согласно статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Вопрос. Для чего нужна средняя заработная плата и как она исчисляется?

Ответ.

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Порядок исчисления средней заработной платы установлен ст. 139 Трудовым Кодексом Российской Федерации. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

Вопрос. За какой объем обязанностей выплачивается должностной оклад?

Ответ.

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Вопрос о том, какой объем обязанностей входит в те должностные обязанности, за выполнение которых выплачивается должностной оклад, определяется в каждом конкретном случае – по учреждению и работнику. Педагогические работники имеют различные виды нагрузки: аудиторную (учебную, преподавательскую) и неаудиторную (методическую, воспитательную, индивидуальную работу с обучающимися, иную педагогическую).

Соответственно, ставкой (за которую выплачивается должностной оклад) является выполнение нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, которая установлена приказом Минобрнауки России от 22.12.2014
N° 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Эта норма может составлять 36 либо менее (в зависимости от занимаемой должности) часов.

При этом для отдельных категорий педагогических работников устанавливается норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы. Такая норма учебной (преподавательской) нагрузки составляет 18 часов (с некоторыми исключениями). Однако это не значит, что рабочее время педагогических работников соответствующих должностей ограничивается исключительно 18-ю часами, а их обязанности сводятся к ведению учебной (преподавательской) работы. Иная педагогическая работа также выполняется данными работниками, однако она не входит в указанную нормируемую часть педагогической нагрузки.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждены приказом Министерства образования и науки РФ
от 11 мая 2016 года N° 536.

Нагрузка сверх ставки может осуществляться в двух возможных формах (согласно трудовому законодательству):

за счет увеличения рабочего времени, когда дополнительные обязанности выполняются работником в течение дополнительного времени, которое он работает сверх основного рабочего времени (совместительство);

за счет увеличения интенсивности труда, когда дополнительные обязанности выполняются работников в течение основного рабочего времени, однако он работает более интенсивно (совмещение).

Работа по совместительству предполагает заключение отдельного трудового договора, соответственно, с заработной платой работника. Работа на условиях совмещения предполагает отдельную доплату (в структуре заработной платы) за выполнение дополнительных обязанностей.

Согласно постановлению Минтруда РФ от 30 июня 2003 года N° 41
«Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора определенные виды работ, в том числе «педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой».

Вопрос. В чем отличие выплат стимулирующего и компенсационного характера?

Ответ:

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и, в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации, зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Стимулирующие выплаты в отличие от выплат компенсационного характера направлены на стимулирование достижения высоких результатов трудовой деятельности, повышение производительности труда и поощрение работников.

В соответствии с пунктом 16 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2015 г. N° 12) (Единые рекомендации) размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются организацией самостоятельно посредством соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников на основе показателей и критериев эффективности работы.

Работодатель вправе обоснованно не выплатить или снизить размер выплаты стимулирующего характера при наличии у работника дисциплинарного взыскания и (или) нарушения работников Правил внутреннего распорядка.

Компенсационные выплаты выплачивают за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Обязательные компенсационные выплаты прямо предусмотрены существующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, вместе с тем в договорном порядке могут быть установлены и иные, дополнительные компенсационные выплаты.

К обязательным относятся (статья 146 Трудового Кодекса Российской Федерации): выплаты за труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в выходные и праздничные дни; за сверхурочную работу и в ночное время; за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы.

Вопрос. Кто устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ)?

Ответ:

Величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N° 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N° 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц.

Вопрос. Почему снизился уровень заработной платы. Как повысить уровень зарплаты?

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

В соответствии со статьей 144 Трудового Кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются образовательными и научными организациями самостоятельно коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

На уровень заработной платы влияют в том числе выплаты стимулирующего характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), при этом данные выплаты не являются обязательными, определяются работодателем, порядок их назначения устанавливается в нормативных правовых актах, регулирующих оплату труда в организации. Работодатель вправе уменьшить или не начислять стимулирующие выплаты отдельным работникам или всему коллективу на основании проведенной оценки качества результатов их труда, а также в связи с наличием установленных оснований для депремирования.

Необходимо внимательно изучить положение о системе оплаты труда, действующее в организации, включая регламенты назначения стимулирующих выплат (условия, порядок). За счет достижения установленных в нормативной правовой базе организации показателей качества, по итогам решения соответствующего уполномоченного органа (Комиссии по распределению стимулирующих выплат, например) уровень заработной платы может быть выше за счет увеличения стимулирующих выплат.

При заключении трудового договора работодатель обязан ознакомить работника с условиями оплаты труда по соответствующей должности. Повышая уровень образования, получая в процессе исполнения обязанностей согласно функционалу, а также в процессе повышения квалификации необходимые компетенции, можно, при наличии вакансий, претендовать
на должности, по которым установленные условия оплаты труда более соответствуют полученному образованию.

Вопрос. Что такое минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум?

Ответ:

Размер МРОТ регулируется Федеральным законом от 19 июня 2000 г.
N° 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а также статьей 133 Трудового Кодекса Российской Федерации, которой устанавливается федеральный и региональный уровень.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

Согласно статье 133 Трудового Кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы, устанавливается
в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N° 134-ФЗ
«О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Статьей 4 указанного закона предусмотрено, что его величина в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;

других установленных федеральным законом целей.

Вопрос. В каких случаях можно обращаться в Роструд?

Ответ:

В случае, если работник считает, что его трудовые права нарушены, то он может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя для получения консультации по вопросу соблюдения трудовых прав или проведения контрольно-надзорных мероприятий (электронный сервис «Онлайнинспекция.рф»).

Вопрос. Почему средняя заработная плата в регионах различна?

Формирование средней заработной платы в каждом регионе зависит от ряда факторов, в том числе от временного периода, на который дается информация (год, полугодие, квартал), от уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, соотношения уровней доходов и расходов консолидированного бюджета внутри субъекта Российской Федерации, особых геоэкономических условий в отдельных регионах.

Вопрос. Почему заработная плата педагогического работника отличается от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации?

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» субъекты Российской Федерации должны были обеспечить доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате, полученной по результатам организованного Росстатом федерального статистического наблюдения за деятельностью государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки, итоги которого формируются по форме № «ЗП-образование» (приказ Росстата от 25 декабря 2017 г. № 864 «Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).

Оценка целевого показателя средней заработной платы осуществляется по организации в целом и агрегируется на региональном уровне, а не в отношении конкретного работника, поскольку уровень заработной платы конкретного работника образовательной организации зависит от стажа работы, уровня квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Вопрос. Может ли работник участвовать в формировании оплаты труда в образовательной организации?

Каждый работник образовательной организации имеет право участвовать в формировании нормативной правовой базы, регулирующей действующую в организации систему оплаты труда.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Федеральный закон № 10-ФЗ) каждый работник, достигший возраста 14 лет, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 10-ФЗ профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.

Кроме того, согласно статьей 22 Федерального закона № 10-ФЗ установлено, что профсоюзные работники вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере. И в случаях нарушения законодательства о труде вправе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации.

Вопрос: Чем отличаются выплаты стимулирующего характера от выплат компенсационного характера?

Стимулирующие выплаты в отличие от выплат компенсационного характера направлены на стимулирование достижения высоких результатов трудовой деятельности, повышение производительности труда и поощрение работников.

В соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются организацией самостоятельно посредством соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.

Работодатель вправе обоснованно не выплатить или снизить размер выплаты стимулирующего характера при наличии у работника дисциплинарного взыскания и (или) нарушения работников Правил внутреннего распорядка.

Компенсационные выплаты выплачивают за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Обязательные компенсационные выплаты прямо предусмотрены существующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, вместе с тем в договорном порядке могут быть установлены и иные, дополнительные компенсационные выплаты.

Вопрос. Из чего состоит должностной оклад педагогического работника, от которого формируется зарплата в месяц? Менее ставки, более ставки – что включается для проведения расчетов?

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации и в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Структура заработной платы определяется на основании трудового законодательства Российской Федерации. В структуре заработной платы выделяются три основные части – базовая часть, непосредственно вознаграждение за труд в зависимости от сложности, количества, качества труда, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

При этом под должностным окладом понимается именно эта базовая часть оплаты труда, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

При этом базовую часть можно посчитать двумя различными способами. Это может быть либо оплата за выполнение трудовых обязанностей в течение месяца – тогда будет иметь место должностной оклад. Либо может быть оплата за выполнение нормы труда за определенную единицу времени (например, час, день) – тогда будет иметь место тарифная ставка.

В частности, Трудовой кодекс содержит в статье 129 следующие определения. Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Вопрос. Правомерно ли, что на летний период отменены выплаты стимулирующего характера, так как образовательные организации не осуществляют образовательного процесса?

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, стимулирующие выплаты являются составной частью заработной платы и, соответственно, должны выплачиваться в составе заработной платы за фактически отработанное время.

Особенности работы работников образовательных учреждений в период каникул установлены разделом IV приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Вопрос. Производятся ли ежемесячные денежные выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Российской Федерации: почетная грамота Министерства образования Российской Федерации, нагрудной знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»?

Почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и почетная грамота Министерства образования Российской Федерации не включены в перечень государственных наград Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации
от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 ноября 2008 г. № 1218 «О введении отраслевой системы оплаты труда работников государственных образовательных организаций и государственных учреждений образования Краснодарского края» работникам образовательных организаций при установлении выплат стимулирующего характера к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы за почетное звание устанавливается повышающий коэффициент, при соответствии почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин.

Рекомендуемый размер повышающего коэффициента за почетное звание «Заслуженный», «Народный» – 0,075.

Вопрос. Каким образом должна оплачиваться работа воспитателя, если он помимо своей работы, выполняет обязанности отсутствующего воспитателя?

Полагаем, что речь идет о выполнении воспитателем педагогической работы, сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы. Такая работа может выполняться только с согласия работника.

Следует отметить, что выполнение такой работы в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора о работе по совместительству.

При этом, оплата работы, выполняемой за отсутствующего воспитателя, ничем не отличается от оплаты работы за основную ставку заработной платы, производится пропорционально отработанному времени, с применением всех повышающих коэффициентов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных системой оплаты труда.

О продолжительности рабочего времени на ставку заработной платы

В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников в соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации регламентируется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» и устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.

Согласно пункту 1.2 раздела I приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Приказ № 536) режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Особенности режима рабочего времени педагогических работников

в каникулярный период и в период отмены учебных занятий

Особенности режима рабочего времени педагогических работников связаны с наличием в большинстве образовательных учреждений каникулярного периода, а также периодов отмены учебных занятий (образовательного процесса).

Периоды каникул, т.е. перерывы в учебных занятиях, предоставляемые для отдыха обучающихся, для работников образовательных учреждений к перерывам для отдыха не относятся, а являются для них рабочим временем, если каникулярные периоды одновременно не совпадают с ежегодными основными и дополнительными оплачиваемыми отпусками работников.

Регулирование режима рабочего времени педагогических и иных работников образовательных учреждений в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, осуществляется в соответствии с разделом IV Приказа № 536 и изменению не подлежит.

Например, руководители образовательных учреждений, в т.ч. учреждений на базе которых создаются оздоровительные лагеря, не вправе устанавливать учителям в каникулярный период, не совпадающий с их отпуском, продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.

Вместе с тем, поскольку в эти периоды объективно изменяется характер работы педагогических работников, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).

Основанием для уточнения перечня работ по должностям работников образования в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, являются:

— раздел «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее –Приказ № 761н), зарегистрированным Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638;

— раздел IV Приказа № 536.

Так, в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» Приказа № 761н квалификационных характеристик установлено, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий; изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

При уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, необходимо исходить из того, что в указанные периоды учителя, преподаватели (за исключением преподавателей учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, соответствующего установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.

Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 раздела II Приказа № 536, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами работ намечены соответствующие мероприятия или виды работ.

Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, т.е. количеством часов учебной нагрузки, которое педагогический работник имел до начала каникул.

За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Несколько иной режим рабочего времени в каникулярный период определен для преподавателей учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в связи с тем, что нормируемая часть их рабочего времени определена в виде годового объема учебной нагрузки.

Указанные преподаватели в соответствии с пунктом 4.2 раздела IV Приказа № 536 в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий. За этот период указанным работникам выплачивается среднемесячная заработная плата.

В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени регулирует рабочее время работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

К другим основаниям отмены учебных занятий, к примеру, могут быть отнесены периоды, связанные с проведением на базе образовательного учреждения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.

Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) по перечисленным и иным основаниям для работников также являются рабочим временем и не могут рассматриваться как простой, как иногда необоснованно пытаются квалифицировать указанные периоды.

За время работы в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса), как и в периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, не совпадающие с отпуском работников, оплата труда учителей и других педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Привлечение к работе в каникулярные периоды, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным выше причинам, не совпадающие с отпуском, осуществляется на основании соответствующих распорядительных актов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени, т.е. введен суммированный учет рабочего времени в порядке, установленном статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации.

О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных

с режимом рабочего времени педагогических и других работников

В соответствии с частью 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678.

Труд педагогических работников как на должностях с различными наименованиями, так и по одноименным должностям может существенно отличаться по сложности и условиям выполнения работы в различных образовательных организациях, с различным контингентом обучающихся и воспитанников. Следовательно, понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не является единой для всех педагогических работников продолжительностью рабочего времени так как она зависит от занимаемой должности и (или) специальности, а также особенностей труда.

Объем учебной (преподавательской) работы каждого педагогического работника может быть равен норме часов, установленной за ставку заработной платы, может быть с письменного согласия педагогического работника составлять менее или более нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, что пропорционально уменьшает или увеличивает их рабочее время и размер оплаты труда по сравнению с нормой часов и размером ставки заработной платы.

Установление педагогическому работнику продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, что может быть сверх фактического объема учебной нагрузки (педагогической работы), являющегося нормируемой частью их рабочего времени, является неправомерным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *