Что такое цель в бизнесе

В чем отличие цели и задачи в бизнесе?

Что такое цель в бизнесе. Смотреть фото Что такое цель в бизнесе. Смотреть картинку Что такое цель в бизнесе. Картинка про Что такое цель в бизнесе. Фото Что такое цель в бизнесе

Что такое цель в бизнесе. Смотреть фото Что такое цель в бизнесе. Смотреть картинку Что такое цель в бизнесе. Картинка про Что такое цель в бизнесе. Фото Что такое цель в бизнесе

Какой должна быть цель в бизнесе

Цель — это представление, которое должно быть реализовано. При этом правильность формулировки цели нужно проверять по следующим критериям:

Что такое цель в бизнесе. Смотреть фото Что такое цель в бизнесе. Смотреть картинку Что такое цель в бизнесе. Картинка про Что такое цель в бизнесе. Фото Что такое цель в бизнесе

Что такое задача в бизнесе

Правильно сформулированная задача должна отвечать следующим условиям:

Функция в бизнесе

Например, отдел продаж имеет такие классические функции, как ведение базы данных клиентов, привлечение новых, работа с существующими, сохранение постоянных клиентов и установление доверительных отношений с ними.

Функция в отличие от отдельно взятой задачи имеет регулярность. То есть отдел продаж из примера выполняет все вышеперечисленные функции не разово, а относительно долгое время.

Отличие целей от задач и функций

Например, целью может быть расширение ассортимента интернет-магазина на 20 позиций, удовлетворяющих потребности вашей целевой аудитории.

А это примерный список задач, которые надо решить для реализации цели:

Данные задачи вы поручаете разным сотрудникам своего бизнеса либо сторонним специалистам в зависимости от выполняемых ими функций.

Правила постановки целей и задач в организации

Все цели в зависимости от выделенного на их реализацию срока можно разделить на долгосрочные и краткосрочные.

И если организация большая, то просто необходимо отдельно следить за тем, чтобы краткосрочные цели не противоречили долгосрочным, а также чтобы цели, поставленные разными отделами, не противоречили друг другу.

Что такое цель в бизнесе. Смотреть фото Что такое цель в бизнесе. Смотреть картинку Что такое цель в бизнесе. Картинка про Что такое цель в бизнесе. Фото Что такое цель в бизнесе

Также при постановке задач важно выделять их иерархию, выстраивать сроки их выполнения и определять важность каждой конкретной задачи для реализации цели организации.

На основную задачу всегда нужно выделять больше всего ресурсов.

Если требуется исследование целевой аудитории или рынка, то стоит также учитывать соответствие цели исследования общим целям компании, а также отличие целей исследования от задач. В чем оно будет заключаться? В том, что если вы проводите исследование, то его результат должен отвечать на один конкретный вопрос, который и будет его основной целью. А способы, которыми оно проводится, будут задачами исследования.

Цели и задачи рекламной кампании на примере Nescafe

Рассмотрим примеры отличия целей от задач в достаточно интересной рекламной кампании от известного бренда растворимого кофе Nescafe.

Компания «Нескафе» работала с социальной сетью «ВКонтакте» и ее пользователями для того, чтобы:

Чтобы увеличить количество клиентов, была предложена кампания по популяризации бренда Nescafe в студенческой среде через социальную сеть «ВКонтакте».

Что такое цель в бизнесе. Смотреть фото Что такое цель в бизнесе. Смотреть картинку Что такое цель в бизнесе. Картинка про Что такое цель в бизнесе. Фото Что такое цель в бизнесе

Это пример, на котором можно увидеть отличия целей от задач наглядно.

Цели данной кампании:

Задачами рекламной кампании были:

Что такое цель в бизнесе. Смотреть фото Что такое цель в бизнесе. Смотреть картинку Что такое цель в бизнесе. Картинка про Что такое цель в бизнесе. Фото Что такое цель в бизнесе

Результатом кампании был рост продаж кофе «Три в одном», повысилась и вовлеченность целевой аудитории во взаимодействие с брендом.

Источник

Что такое цели и как они относятся с задачами в бизнесе.

Уверен, что слово ЦЕЛЬ, бизнес-цель многие слышат почти каждый день, если не по несколько раз в день. «наша цель – повысить рентабельность». «Бизнес-цель нашего проекта – заработать не меньше чем конкуренты» и тому подобное. Но является ли это целью? Что оно действительно из себя представляет? Если говорить кратко, то цель, по сути, это конкретная точка в будущем, на которой у вас должны быть определенные результаты.

Структура целей и их положение в общей системе.

Цель не может быть сама по себе. Она обязательно привязана к бизнесу и помогать выполнять миссию компании. Общую схему я бы представил так:
Что такое цель в бизнесе. Смотреть фото Что такое цель в бизнесе. Смотреть картинку Что такое цель в бизнесе. Картинка про Что такое цель в бизнесе. Фото Что такое цель в бизнесе
Как видно из схемы, все цели (их может быть много, особенно если компания крупная) должны подчиняться миссии компании. О миссии я обязательно напишу отдельную статью, т.к. многие недооценивают ее вес. Так вот, цели служат миссии. Т.е. если Миссия организации рассматривается как какой-то процесс (удовлетворения спроса), то цели – это конкретные точки в будущем. Каждая цель может состоять из нескольких промежуточных целей, или подцелей (причем их может быть несколько уровней или же не быть вообще). И уже подцели, если есть, состоят из конкретных задач.

Примеры постановки целей.

В качестве примера, возьмем наш проект Seolib.ru. Мы поставили там цель, в декабре 2010 года увеличить доход до ХХХ денег. Для решения этой цели есть несколько подцелей: улучшить скрипт проверки, создать новый скрипт анализа ТОПа, проведение новогодней акции. Каждая из подцелей состоит из задач, например, проведение акции включает задачи: продумать схему бонусов, разработать и провести рекламную кампанию, оценить эффективность.
Для запуска нового скрипта, нужно написать техническое задание, выполнить его, протестировать, запустить, рекламировать… И т.д. Каждую задачу можно дальше разложить на операции. Но это чаще используется в очень крупных и государственных операциях, где все строго регламентировано. В этом случае каждый сотрудник имеет огромный список инструкций, которые объясняют ему что и как делать, и какое решение принимать в каждой конкретной ситуации. Кроме того, следует понимать важность и приоритетность той или иной цели или подцели. Но это тоже тема отдельной статьи…

Характеристика целей.

Еще один интересный момент. Далеко не каждый, может сформулировать цель. «Мы хотим заработать больше денег» — целью не является. Как и «завоевать рынок» или «раздолбать конкурентов» 😉 Дело в том, что цель, а особенно бизнес-цель, имеет ряд формальных характеристик. Итак, она,

SMART – система постановки целей.

Часто, для постановки целей используют так называемую систему СМАРТ:

Цели и задачи.

И последнее, на чем хотелось бы остановиться в рамках данной статьи – это относительность понятий, что есть цель, подцель и задача. Дело в том, что в рамках разного проекта, одно и то же действие, может быть как целью, так и задачей. Все зависит от круга вашего влияния. Главное, на что надо обращать внимание, это «вложенность» всех действий и операций в единое русло, для достижения ГЛАВНОЙ цели, или миссии. Бывают очень важные задачи, намного важнее, чем некоторые цели. Но, все же, следует соблюдать их приоритетность. Простой пример из жизни. Вы открываете магазин. Ваша цель – магазин должен быть полностью готов к торжественному открытию 10 января: и идет перечень что именно должно быть готово (никто не говорит что цель краткая). Из этого следует подцель – расставить товар по полкам. Для этого нужен толковый мерчендайзер с опытом. И вот, руководитель проводит собеседования с потенциальными сотрудниками, слушает одного, другого, третьего… Потом решает заняться сам… И целыми днями читает книги, ходит на семинары и меняет красную и синюю коробку местами на полках. Мерчендайзинг для магазина – крайне важная задача.
НО… Если отдавать этому все свое время, не занимаясь поиском персонала, документами, бухгалтерией, рекламой… Таким образом, насколько важной задача бы не была, нельзя все силы кидать на нее, если у вас есть другие нерешенные задачи, необходимые для достижения поставленной цели. Вот и все, что я хотел сказать про постановку и достижение целей и задач. Надеюсь, это поможет в вашем бизнесе. Хотя, систему СМАРТ часто используют и для достижения своих личных целей.

Источник

Бизнес-цель проекта: работа на долгосрочную перспективу

Когда предприниматель решает воплотить в жизнь собственную идею, он должен четко понимать, для чего и зачем нужен проект. Обычно неопытные владельцы фирмы ставят единственную цель – заработать побольше денег. И это в корне неверно. От правильной постановки бизнес-цели зависит успех предприятия.

Что такое бизнес-цель?

Бизнес-цель – это главный фактор, побуждающий к выполнению, реализации проекта. Формирование цели происходит на стратегическом уровне, то есть цель связана с глобальными задачами и одновременно с самим проектом. Работать со стратегией – обязательно, ведь предприниматель переходит на тактический уровень. В этом случае цель «мельчает», предприниматель видит своей главной задачей просто создать продукт.

Если речь идет о подготовке к открытию бизнеса, то цель должна быть достаточно веской, чтобы предприниматель перешел к следующему шагу – формированию устава, технико-экономического обоснования.

Если бизнес уже функционирует, то предприниматель тоже сталкивается с необходимостью формулировать бизнес-цель. Например, если компания реализует проект по заказу нового оборудования, его монтажу, то цель формулируется так:

Как правило, бизнес-цели формулируются в отдельном документе, который называется «Декларация целей». Туда записываются краткосрочные и долгосрочные цели организации, эта информация обязательно доносится до рядовых сотрудников. Когда сотрудники ознакомлены с целями, они получают дополнительную мотивацию для работы.

Критерии бизнес-цели

Несмотря на то, что личные цели и бизнес-цели проекта – два разных понятия, они связаны друг с другом. Движущая сила проекта – перспективная задумка. Она напрямую зависит от предпринимателя. Если человек будет увлечен идеей, то он сможет развить бизнес, найти клиентов и увеличить доходы. Поэтому цель проекта должна соответствовать наклонностям, знаниям, умениям предпринимателя. Это первый критерий.

Второй критерий правильной бизнес-цели – актуальность. Товар или услуга, которые получаются в результате реализации проекта, должны быть интересны потенциальным клиентам.

Третий критерий – цель должна быть долгоиграющей. Есть товары и услуги, которые позволяют быстро зарабатывать. Например, несколько лет назад были популярны моноподы для селфи: предприниматели, которые поставили цель закрыть потребность пользователей и компаний в аксессуарах для фото. Однако популярность гаджетов долго не продержалась, поэтому те же предприниматели вынуждены искать новый способ заработка.

Примеры бизнес-целей

Нормально, если у проекта (как действующего, так и зарождающегося) будет несколько бизнес-целей. Совокупность целей становится основой планирования всей дальнейшей деятельности. Обычно цели затрагивают эти сферы работы фирмы:

Есть другой подход к формулированию бизнес-цели. Согласно ему, можно делить цели не просто по сферам работы, но и по времени достижения. Считается, что такой подход является более эффективным, так как более соответствует SMART-технике. Руководителю проекта вместе с ведущими менеджерами предлагается четко определить:

ранг в иерархии всех целей.

Кроме того, рекомендуется привязать каждую цель к определенному отделу или сотруднику, который будет отвечать за реализацию. Тогда цели ставятся таким образом:

Аналогичным образом можно сформулировать цели для торговых точек, если у предприятия их несколько.

Бизнес-цели в рамках дерева целей

Бизнес-цели являются вершиной дерева цели – набора задач, которые ранжированы по важности и приоритетности. После того как цели первого уровня выделены, можно развивать вторичные уровни. Например, компания сформулировала бизнес-задачу для своего проекта: увеличить количество покупателей до N.

В системе дерева целей бизнес-цели – это главные задачи, которые считаются наиболее сложными в реализации. Чтобы их упростить, руководство определяет оперативные и тактические задачи. Цели второго уровня – маркетинговые. Они являются подспорьем в достижении бизнес-целей. Отвечают на вопрос – как должна измениться ситуация, чтобы добиться заданной планки?

Компания-пример на втором этапе работы с бизнес-целями задает себе такой вопрос: каким должно быть поведение целевой аудитории, чтобы их заинтересовал наш продукт? Получив ответ на вопрос, компания видит направления работы:

Увидев эти перспективы, руководство проекта формулирует маркетинговые цели. Например:

Подобно бизнес-целям, маркетинговые цели формулируются однозначно, конкретно и с ограничением по времени.

Третий этап детализации бизнес-цели – формулирование коммуникативных целей. В случае с приведенным примером (увеличение числа клиентов) руководство компании после маркетингового планирования задает такой вопрос: как должен вести себя потенциальный клиент после того, как увидел, услышал или столкнулся с рекламой?

В данном случае в зависимости от ответов на вопрос фирма определяет, что и как она будет транслировать клиентам, по какие рекламным каналам и как часто. Затем выделяются базовые цели третьего уровня:

Оптимально установить сроки для реализации каждой подцели.

Чтобы процесс достижения этих целей было удобнее контролировать, необходимо определить, на какие показатели лучше равняться. Например, охват рекламы, потраченный рекламный бюджет.

Результат постановки бизнес-цели

Думать о бизнес-целях своего проекта необходимо всегда. На начальных этапах, когда предприятие еще только готовится к открытию, формулировка цели помогает предпринимателю сконцентрировать на имеющихся ресурсах, сильных сторонах своей команды.

Когда бизнес уже функционирует, необходимо периодически менять и дорабатывать бизнес-цели. Если их правильно сформулировать, грамотно детализировать и выделить из них более мелкие, тактические задачи, можно быстрее добиться высоких результатов.

Источник

Цель бизнеса | как выйти на желаемую прибыль

Цель бизнеса – это всегда что-то очень конкретное. В то же время она распадается на множество подцелей, задач, подзадач, показателей и мелких каждодневных действий. Структурируем все это многообразие, покажем какие цели нужно ставить и как их достигать.

Еще больше идей по этой теме можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.

Что такое цель в бизнесе. Смотреть фото Что такое цель в бизнесе. Смотреть картинку Что такое цель в бизнесе. Картинка про Что такое цель в бизнесе. Фото Что такое цель в бизнесе

Хотите понять, как ставить цели в бизнесе и как их добиваться?

Приходите на программу Oy-li

Цель бизнеса: что это?

Цель создания бизнеса у каждого своя – деньги, амбиции, даже мир во всем мире. Самое интересное, что, какая бы из них не была основной, каждая приводила и будет приводить предпринимателей к успеху.

Считается, что если у вас на уме только прибыль, то бизнес-счастья вам не видать. А вот если вы просто занимаетесь тем, что нравится, тогда успех гарантирован. Тем не менее, не все так однозначно.

Действительно, исключительно финансовая цель, приправленная отчаянием от долгов или ненавистью к своей нынешней жизни, до добра никого не доводила. В таком настроении сложно заниматься бизнесом. Вы просто долго не протянете на одном желании денег и полном отсутствие интереса к делу, которым вы занимаетесь.

Поэтому разберемся с соотношением целей и их многозначностью. Итак, основные цели бизнеса — это, конечно, прибыль и желание реализовать амбициозный, привлекательный, конкретный, но в то же время актуальный и посильный проект. Если с этим сочетанием у все в порядке, то дальше вас ждет кропотливая и скрупулезная проработка целей более низкого уровня, которые послужат фундаментом. Пример цели по бизнесу – увеличить конверсию на 10% к 01.03.20ХХ. Это как раз та самая частная бизнес-цель, которая будет работать на глобальный результат по прибыли.

Примите простую мысль: бизнес-цель — это любая цель, которая ставится на соответствующем ей уровне и достигается по строгому алгоритму. Но обо всем по порядку. Давайте посмотрим на эти уровни.

Бизнес цели: какой проект я собираюсь реализовать?

Лучше всего начинать с продумывания самой идеи проекта, которая будет настолько увлекательна, что согреет и подпитает вас энергией в самые темные времена для бизнеса.

Тут основным инструментом, который в дальнейшем позволит правильно поставить цель по глобальной реализации проекта, является бизнес-план. Он даст ответы на основные вопросы.

Цели бизнеса: какова прибыль?

Когда идея прописана и у вас есть предварительный план ее реализации, то есть бизнес-план, приступайте к финансовому прогнозированию. Неважно находитесь ли вы на старте, успели ли заработать первые деньги, а может бизнесу уже несколько лет, всегда занимайтесь планированием прибыли. Упрощено это выглядит следующим образом.

► 1. Установите цифру прибыли. Для этого вам придется реально смотреть на вещи: понимать свои слабые и сильные стороны, а также возможности и угрозы внешней среды. Воспользуйтесь SWOT-анализом.

► 2. Затем подсчитайте выручку, исходя из планируемой доли прибыли в ней. Доля прибыли устанавливается опытным путем, либо на основании стандартов избранной рыночной ниши.

► 3. Разделите полученную цифру выручки на величину среднего чека (своего или среднего по нише). Так вы поймете, сколько примерно сделок нужно закрыть за планируемый период, чтобы достичь прогнозируемой прибыли.

► 4. Дальше необходимо понять, как много потребуется лидов. Их количество можно вычислить по показателю конверсии: вашей реальной или планируемой по SWOT. В конце концов, можно уточнить средний показатель конверсии в рыночной нише.

Имея такой план, вы точно будете знать сколько человек/заказчиков/контрагентов вам нужно привлечь, чтобы часть из них конвертировать в покупателей.

Цели и задачи бизнеса

Продвигайтесь вглубь от глобальных целей к задачам, выполнение которых, собственно, и позволяет получать прибыль и развивать проект. Эти задачи – те же самые цели, но на своем более низком уровне. Существует 3 уровня.

Уровень 1: лидогенерация и лидоконвертация

Из плана по прибыли вы уже знаете примерное количество лидов, которое следует получить, чтобы закрыть необходимое число сделок. Теперь нужно обеспечить не только их приток, но и качество. Поэтому вашему штатному маркетологу или вам придется поработать с такими категориями, как количество, качество и стоимость лида из того или иного канала. Именно на них вам предстоит влиять и улучшать каждый параметр.

Лидоконвертация отслеживается на каждом этапе бизнес процесса по промежуточным показателям конверсии. Влиять на них можно через повышение квалификации продавцов по проседающим этапам, а также мотивацию в части мягкого оклада за выполнение KPI.

Уровень 2: активность менеджеров

Уровень активности менеджеров – это количественные показатели по действиям менеджеров на каждом этапе бизнес-процесса. То есть вам предстоит определить и запланировать ежедневное число звонков, повторных звонков, встреч, презентаций, коммерческих предложений, выставленных счетов, оплат. Как это рассчитать? По промежуточной конверсии между этапами следует вычислить необходимое количество ежедневных действий для каждого менеджера. Очень простая математика.

Уровень 3: сделка

Улучшение показателей по каждой конкретной сделке осуществляется, если вы на каждодневной основе ставите 3 цели:

Бизнес цель: как пользоваться SMART?

Методика SMART – удобный инструмент для правильного форматирования целей. Мы уже показали, какие цели в бизнесе существуют и как их ставить. Теперь нужно взять полученную информацию и прогнать ее через фильтры критериев SMART.

Эти критерии зашифрованы в самой аббревиатуре SMART, которая, кстати образует слово, переводимое с английского, как «умный».

Это завершающий этап целеполагания, когда все показатели и детали для достижения целей и выполнения задач емко распределяются внутри критериев методики SMART.

Цели в бизнесе: молочник или мясник?

Молочник и мясник – образные названия для двух разнонаправленных стратегий в бизнесе. Они касаются того, что вы собираетесь делать с прибылью.

Молочник каждый месяц небольшими частями забирает деньги из бизнеса, что называется, на жизнь. При этом желательно, чтоб на жизнь хватало трети прибыли. А оставшуюся часть можно было бы зарезервировать и реинвестировать в этот же бизнес или в новый проект по истечению времени.

Мясник вообще не забирает деньги из бизнеса до определенного времени. А потом вообще может продать компанию за кругленькую сумму. Или превратиться в молочника.

К чему мы это все? Если перед вами стоит цель вырасти в 2 раза, то стратегия — «молочник» — не подходит. Но и перенаправлять всю вырученную прибыль в бизнес все время тоже нельзя. Это демотивирует. Сами не заметите, как начнете работать хуже.

Мы рассмотрели основные цели бизнеса, их виды, а также разобрали зачем их достигать. Используйте эту информацию, и вы никогда не будете дезориентированы ложными целями.

Источник

Как поставить бизнес-цель и достичь ее: методика СМАРТ

Методика СМАРТ помогает руководителю компании поставить конкретную и реальную цель.Рассказываем, как ее использовать.

Что такое цель в бизнесе. Смотреть фото Что такое цель в бизнесе. Смотреть картинку Что такое цель в бизнесе. Картинка про Что такое цель в бизнесе. Фото Что такое цель в бизнесе

Маркетологи Тинькофф

Продвигают продукты банка

Методика СМАРТ помогает собственнику или руководителю компании поставить конкретную и реальную цель. После формулировки цели у компании появляется предварительный план, как и когда эту цель достичь.

Эта методика — не волшебная таблетка. Мало просто сформулировать цель, ее нужно еще реализовать. А еще СМАРТ работает в спокойные времена, когда можно планировать вдолгую.

Что такое система СМАРТ

СМАРТ (SMART) — система постановки целей в менеджменте. Слово SMART — английская аббревиатура от названий критериев, которым должна соответствовать правильно поставленная цель.

Критерии СМАРТ-целей на примерах

У каждого критерия есть особенности. Давайте сразу на примерах

Конкретная. Ваша цель максимально очевидная, ее можно представить и проверить. В правильно сформулированной цели по СМАРТ вы легко сможете ответить на вопросы: что? кто? где? как? когда? и зачем?

Конкретная цель однозначна в понимании: ясно, зачем она нужна. А после формулировки цели у вас возникает образ результата.

ПлохоХорошо
Усовершенствовать систему сбыта товара, чтобы максимально эффективно развить бизнес

Такую формулировку можно трактовать : подключить онлайн-каналы, начать продавать за рубеж, может быть, вообще уволить половину менеджеров по продажамПривлечь в интернет-магазин роликовых коньков 200 новых покупателей в месяц

Формулировка конкретнаВыйти на максимум продаж керамической плитки

Понятие максимума у каждого разное. Руководитель отдела продаж и рядовой сотрудник могут не сойтись во мнении, где же этот максимум.

И еще не ясно, что такое «выйти». Каким образом: нанять новых сотрудников, открыть магазины или расширить базу клиентов?Увеличить количество продаж керамической плитки в магазине на ул. Вавилова в два раза по сравнению с показателем прошлого года

Тут уже яснее, что плитку продают в магазине, а не через интернет, что вырасти нужно в два разаВыйти на федеральный уровень продаж

Здесь очень много вопросов: федеральный — это какой? Во всех городах России? Или выйти на пределы одного города? Или это объем денег?Открыть торговые представительства и доставку в Москве, Екатеринбурге, Владивостоке и Краснодаре

Тут появляется образ, что нужны офисы в конкретных городах

При формулировке цели используйте глаголы-действия: «привлечь», «продать», «закупить», «опубликовать» и другие. Глаголы-абстракции «оптимизировать», «усовершенствовать», «улучшить», «развить» лучше забыть.

Измеримая. Важно определить показатели, по которым будет ясно, что вы достигли цели. Это могут быть оборот, охват, конверсия, число новых покупателей, упоминание в рейтинге или еще, что можно проверить и сравнить с первоначальным значением.

Когда появятся цифры, цель можно будет разбить на подцели, назначить исполнителей и составить график.

ПлохоХорошо
Привлечь в интернет-магазин максимальное число новых покупателей в месяц

Допустим, руководителю отдела продаж поставили цель — «привлечь максимальное число клиентов, оставаясь в рамках положительного LTV». Для наброска это нормальная формулировка, но дальше ее нужно конкретизировать и принести руководителю конкретную цифру — сколько именно можно привлечь клиентов, оставаясь в рамках LTV.

Есть риск, что в конце периода нашего руководителя продаж могут и уволить: потому что представления о максимуме у всех разные, и даже уточнение про LTV тут не спасет. Люди концентрируются на значимых для себя вещах, а не на ограниченияхПривлечь в интернет-магазин по 200 новых покупателей в месяц

Хорошо, что есть конкретная цифра, ее невозможно трактовать иначе

Не для всех целей можно найти количественные показатели. Например, измерить репутацию бизнеса в деньгах сложно, но можно найти косвенные показатели, что репутация становится лучше. Это может быть тональность поисковой выдачи, рейтинги или доля негативных отзывов в интернете.

Если для цели невозможно найти количественные показатели, можно договориться о качественных показателях. Например, у маркетингового агентства может быть цель договориться о сотрудничестве с наиболее влиятельными блогерами. То, что Заключение партнерского контракта будет сигналом, что цель выполняется.

Допустим, сотрудники из разных отделов периодически задают одни и те же вопросы друг другу, на ответы уходит время. Понятно, что нужно написать регламент, который будет регулировать взаимодействие отделов. Но если не вести почасовую статистику времени работы каждого сотрудника, измерить количественный результат от внедрения регламента будет практически невозможно. В таком случае достаточно зафиксировать цель на качественном уровне: раньше не было регламента, а теперь есть.

Если нельзя найти количественный критерий, нужно договориться о качественном

«У нас далеко не с первого раза получилось перевести компанию на работу в CRM-системе. Несколько переходных месяцев мы, по сути, вели двойную отчетность: в старых табличках гугл-документов и в новой CRM-системе.

Тогда мы решили, что цель следующего квартала — полностью перейти на работу в системе и избавиться от двойной отчетности. Критерий достижения был простой: мы достигнем цели ровно в тот день, когда без страха и сожаления сможем удалить старые гугл-таблицы. Получилось».

Алексей Башук, управляющий партнер юридической фирмы «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Достижимая. В постановке цели важно руководствоваться здравым смыслом и ресурсами компании: сотрудниками, деньгами, знаниями, опытом, репутацией на рынке, связями. Если цель глобальная, а достаточных ресурсов на нее нет, такая цель может демотивировать сотрудников и будет только во вред бизнесу.

Здесь суть не в формулировке цели, а в том, насколько она соответствует реальным ресурсам компании. Одна и та же цель может быть достижима для одной компании и недостижима для другой. Если у компании только три курьера на самокатах в Брянске, цель выйти за 12 месяцев на прибыль федеральной Яндекс.Доставки будет недостижимой.

ПлохоХорошо
Привлечь 200 новых покупателей в интернет-магазин в следующем месяце

Если у компании вообще нет интернет-магазина или до этого в месяц приходило только по 10 новых клиентов, резкий рост в 20 раз маловероятенПривлекать в интернет-магазин по 200 новых покупателей в месяц

Если в интернет-магазине уже ежемесячно по 100 новых клиентов. Вырасти в два раза — вполне реальная цель

Тут есть нюанс: цели руководителя и линейного сотрудника будут разными.

Сотрудник отдела продаж мыслит категориями «выполнить план по продажам и получить премию». Руководитель ставит перед собой более амбициозные цели. Если компания хочет увеличить оборот или открыть новую точку, она может найти новые ресурсы. Например, взять кредит или нанять новых сотрудников. Линейный сотрудник такие решения принять не может.

Актуальная. Цель по СМАРТ должна соответствовать планам развития бизнеса и не должна конфликтовать с другими целями и тенденциями на рынке.

Например, личные цели предпринимателя могут коррелировать с бизнес-целями. Грубо говоря, он ставит цель бросить курить, в результате работоспособность повысится и бизнесу от этого только лучше. С другой стороны, если ИП хочет с семьей уехать зимовать за границу, то он не сможет расширить производство, закупить оборудование и наладить поставки своего товара в крупные сети в ближайшие полгода.

ПлохоХорошо
Если в период локдауна рынок масштабно переходит в онлайн, а компания планирует расширять сеть ресторанов — эта цель не актуальна для текущих тенденций на рынке. Люди не ходят в рестораны, и, скорее всего, он прогоритВ период локдауна владелец ресторана ставит целью создать собственную службу доставки

Ограниченная во времени. У каждой цели должен быть срок. Четкие сроки заставляют действовать и проверять промежуточные результаты в процессе.

Если в формулировке цели есть слова «когда-нибудь», «в будущем», «в ближайший год», это не СМАРТ-цель.

ПлохоХорошо
Привлекать в интернет-магазин по 200 новых покупателей в месяцПривлекать в интернет-магазин по 200 новых покупателей в месяц с 1 января по 30 мая 2021 года

Реализация СМАРТ-цели

Мало правильно сформулировать цель. Самое сложное начинается потом — цель нужно реализовать. После того как определили цель, ее нужно декомпозировать на более мелкие цели и задачи, разделить на сотрудников и контролировать процесс выполнения. Можно пользоваться методиками ведения проекта, программами типа Monday или Trello. Но это тема отдельной статьи.

Кому подходит техника

СМАРТ-методику считают эффективной почти везде: в личном планировании, в бизнес-управлении. СМАРТ хорошо подходит для компаний и ситуаций, когда можно прогнозировать результат. Например, в продажах — спланировать объем продаж, в производстве — партию, в рекламном агентстве — количество выпущенных рекламных роликов.

Считается, что для креативных проектов СМАРТ не эффективен, творческим работникам нужно давать больше свободы и не регламентировать каждый их шаг.

СМАРТ дает адекватное понимание, куда двигаться

«Думаю, что для творческого бизнеса тоже подходит структурный подход и цели по СМАРТ. Нельзя просто взять и сказать сотруднику: придумай креативное, чтобы у нас повысились продажи. Как минимум у него снизится мотивация, как максимум — бизнес никуда не придет.

Раз мы говорим о бизнесе, то мыслим прибылью и у нас обязательно будут количественные показатели и дедлайны. СМАРТ не регламентирует каждый шаг, но дает адекватное понимание направления движения».

Юлия Бюрг, основательница репутационного агентства MRF

На практике заказчики могут ставить креативным сотрудникам задачи с формулировкой: «Вот бы нам креатив». В редакции Тинькофф Бизнеса с подобной постановкой задачу просто не берут в работу. Заказчика просят обязательно конкретизировать задачу. Например, описать продукт, для какой цели и рекламной кампании нужен креатив, какая целевая аудитория, дедлайн — все, что может помочь творческому работнику, да и самому заказчику уже во время формулировки задачи представить результат.

Карточки, в которых нет сроков или четкого описания, авторы просто не берут в работу.

Недостатки целей по СМАРТ

Как и любая другая методика, СМАРТ не даете гарантий и не обещает выполнить цель за вас. Сначала вы составляете план действий, понимаете сроки, оцениваете ресурсы, а потом доносите цель до сотрудников и запускаете процесс.

На достижение цели может много что повлиять: снизится мотивация, сыграет человеческий фактор, всплывут новые факты или цель просто станет менее приоритетной.

Например, руководитель хочет найти нового сотрудника в отдел — это его цель. Он определяет для себя критерии подходящего сотрудника: опыт, портфолио, образование. По всем формальным параметрам — резюме, тестовому заданию — кандидат подходит. В личной беседе же выясняется, что кандидат идет в компанию, чтобы украсть информацию.

Преимущества целей по СМАРТ

Гарантий выполнения ни одна методика не дает. Но СМАРТ дает определенность планирования, структуру, четкое видение результата и временные ограничения. По сути, это обычная гигиена целеполагания в бизнесе.

СМАРТ помогает даже в тех задачах, которые не знаешь, как делать

«Для меня СМАРТ — это не методика, а просто здравый смысл. Я могу написать какую угодно амбициозную цель, но это не значит, что я или моя команда сможем ее реализовать. Поэтому цель должна быть конкретная и реальная, соответствовать нашим ресурсам, у нее должен быть срок. Понятно, что, если есть потребность через два дня сделать вебинар, мы не успеем подготовить все материалы и за такую задачу не возьмемся. Как я уже и сказала, это здравый смысл — ориентироваться на ресурсы и реальные сроки.

В редакции мы принимаем задачи по определенной форме, в критериях — четкое описание самой цели, результата, срока, ресурсов и прочее. Если стандартная задача приходит вне этих критериев, мы не берем ее в работу. Заказчику приходится лучше проработать цель.

Бывает, что приходят задачи, которые мы еще никогда не делали. Например, хотим открыть блог для бизнеса. Это большая, амбициозная задача, никто не знает, как ее делать, с чего начать. И тогда СМАРТ помогает нам разбить большую цель на кусочки, мы задаем себе вопросы:

Вот так мы задаем себе вопросы, обсчитываем идею, проверяем ресурсы. И потом решаем, запускаем или нет, в каком объеме, что нам еще нужно.

Так что СМАРТ — это просто хороший инструмент для работы с целями. Но главное, конечно, это здравый смысл и реализация».

Ирина Ильяхова, главный редактор Бизнес-Секретов

Где нет смысла использовать

Цели по СМАРТ не работают в период турбулентности, сильных экономических потрясений, кризиса или войны. В таких ситуациях сложно прогнозировать. Хотя теоретически их можно ставить, но проверять и корректировать цели придется не раз в квартал, а иногда и каждый день. Например, в 2020 году мир захватила пандемия коронавируса и бизнесу пришлось резко менять модель работы.

СМАРТ больше подойдет для предсказуемых экономических условий

«Пандемия ― время краткосрочных стратегий. Моя компания производит аксессуары для путешествий. В январе 2020 года границы еще не закрыли, и я планировал к концу года рост выручки с 175 000 до 250 000 ₽. Потом наступил март, закрыли границы, продажи упали на 90%. Пришлось очень быстро менять все планы, перепрофилировать производство, искать новых поставщиков, отшивать тестовые модели, налаживать сбыт.

Это приходилось делать быстро. Мы бы больше энергии и сил тратили на корректировку цели, чем на непосредственную деятельность, привлечение клиентов, поиск новых способов развития бизнеса. Наша задача — это быстро ориентироваться в меняющихся условиях, а не заниматься корректировкой планов».

Шаблон постановки цели по СМАРТ

Этот шаблон поможем вам сформировать понятную и четкую цель. Распечатайте его и заполняйте.

Сейчас читают

Как подготовить и провести презентацию

Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.

Как заработать на елках на Новый год

Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок

Какие нужны документы на помещение для открытия кафе

Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Что такое цель в бизнесе. Смотреть фото Что такое цель в бизнесе. Смотреть картинку Что такое цель в бизнесе. Картинка про Что такое цель в бизнесе. Фото Что такое цель в бизнесе

Что такое цель в бизнесе. Смотреть фото Что такое цель в бизнесе. Смотреть картинку Что такое цель в бизнесе. Картинка про Что такое цель в бизнесе. Фото Что такое цель в бизнесе

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *