что такое трудовая династия определение
Проект ученицы 2 класса «Трудовая династия семьи Прошенковых — Марушиных»
Круглова Елена Константиновна
Проект ученицы 2 класса «Трудовая династия семьи Прошенковых — Марушиных»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кирская средняя общеобразовательная школа имени Героя России летчика-космонавта Н. М. Бударина»
Тема: «Трудовая династия семьи Прошенковых – Марушиных»
Прошенкова Виктория Сергеевна
2 класс,
Круглова Елена Константиновна,
учитель начальных классов
У каждого народа, как и каждого человека, есть своё настоящее и своё прошлое. Быстро идёт время. Я хочу изучить историю своей семьи, потому что история — это память. Немногие ребята осознают сегодня всю значимость и необходимость изучения истории своей семьи. Без знания своих истинных корней, невозможно считать себя полноценным человеком. Человек, у которого нет прошлого, не имеет настоящего и будущего. Каждому человеку просто необходимо знать своих предков. Изучая историю своей семьи, я учусь любить страну, в которой я живу и очень хочу быть достойной своих предков.
Я надеюсь, что моя работа «Трудовая династия семьи Прошенковых – Марушиных» вызовет интерес и уважение к этой профессии.
Актуальность моей темы обусловлена тем, что трудовая династия семьи Прошенковых (Марушиных) внесла свой вклад в развитии лесной промышленности поселка Киря, Чувашской Республики.
Во–первых: общий стаж работы в лесной промышленности составил более 208 лет.
Во-вторых: бабушки и дедушки награждены за добросовестный труд почётными грамотами, благодарственными письмами.
В-третьих: добросовестное отношение к своему делу вызывает интерес у меня и побуждает меня следовать примеру моих, бабушек и дедушек.
Проблема: Без знания своих истинных корней, невозможно считать себя полноценным человеком.
Цель проекта: изучение трудовой династий семьи Прошенковых – (Марушиных) путём исследования материальных свидетельств их деятельности.
1. Собрать и проанализировать материал по трудовой династии семьи Прошенковых – Марушиных.
2. Составить таблицу их общего трудового стажа.
3. Познакомить одноклассников с результатами моего исследования.
Исследование своих династий должно являться обязательной частью самообразования каждого человека.
1. Изучение специальной литературы.
2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
История возникновения династии.
Прикосновение к истории всегда благотворно, потому что помогает лучше разобраться в делах сегодняшнего дня и отчетливее представлять, что впереди. Удивительна человеческая память! Вот где поистине и сосредоточена вся глубина не только знаний, но и человеческих отношений. А главное, опыт того труда, где человек работает с большой любовью, принося пользу себе, людям. Почитать и уважать предков, хранить память о них я считаю обязанностью каждого. Сохраняя память о них, сохраняешь свое имя в истории своей семьи, своего рода. Годы не властны над тем, что вызывает уважение во все времена. Трудовые династии – опора предприятия, его прошлое, настоящее и будущее. Лучшим примером стабильности предприятия является не только сохранение рабочих династий, но и возникновение новых. Трудовые династии свидетельствуют о благополучии и социальной значимости предприятия. Профессионализм – вот самое главное отличие представителей трудовых династий. А чтобы стать профессионалом, как известно, требуется немало времени. В стародавние времена знания, опыт и навыки передавались от отца к сыну, от брата к брату. Связанные родственными узами, работали дружно, старались не подводить друг друга, не уронить марку фамилии. Поддержка таланта и энтузиазма молодежи, создание благоприятных условий для профессионального роста позволяют добиться высоких показателей работы всего коллектива и великой благодарности молодого поколения старшему. Это очень важно.
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Во славу единого дела
Они на Земле родились.
Секреты и опыт, и знания
В наследство передались.
Основатели династии:
Прошенков Александр Васильевич (17.02.1917- 10.10.1960 г)
Прошенкова Татьяна Михайловна (05.09.1923 – 07.05.2000 г
Мой прадедушка Прошенков Александр Васильевич и прабабушка Прошенкова Татьяна Михайловна родились в селе Каменка. Детство их прошло в колхозе. Детство было тяжелое, голодное. На учебу не хватало времени, нужно было работать. Затем, как и все мужчины, дедушка ушел на фронт, воевать. Вернувшись с фронта, прадедушка продолжил работать в колхозе. Потом, в1956г мои прадедушка и прабабушка приехали в поселок Киря. И начали трудовую деятельность в Кирском лесокомбинате. Прадедушка работал –шофером. А прабабушка –рабочей Кирского лесопункта. У моего прадедушки много наград.
ПРОШЕНКОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Родился 01.01.1955г. в пос. Глухая Порецкого района. Закончил Кирскую среднюю школу, затем Алатырский лесотехнический техникум. Два года отслужил в армии, в авиационных войсках. После армии вернулся домой и начал трудовую деятельность в Кирском лесокомбинате, в производственном отделе –инженером по лесфонду. С 2008г инженер службы производства и маркетинга ООО «Континенталь»
МАРУШИНА (ПРОШЕНКОВА) ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
и (зять) МАРУШИН АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ
Александр Борисович родился 28.01.1959г. в пос. Киря. Окончил Кирскую среднюю школу. После школы окончил ДСАФ. Выучился на водителя и токаря. В 1979г. пришел с армии и начал трудовую деятельность в Кирском лесокомбинате, В хвойно-витаминном цехе (водителем). Затем работал водителем у директора лесокомбината. С 2008 г. мастер леса ООО «Континенталь»
ПРОШЕНКОВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ. Родился 20 августа 1977 года. Закончил Кирскую СОШ в 1992г. Затем Алатырский автодорожный техникум (1992-1996)
С 1 марта 2017 и по настоящий день Лесничий КУ «Лесная Охрана» Мин. природы Чувашии
Продолжатель династии – средний внук (мой папа)
ПРОШЕНКОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ. Родился 29 декабря 1982 года. Окончил Кирскую СОШ. Потом армия МЧС Тульская область посёлок Кураково. После армии вернулся в родной поселок. Сейчас трудится в ООО «Континенталь»
МАРУШИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Родился 27 декабря 1982 года в поселке Киря. Закончил в 2000 году Кирскую СОШ с золотой медалью. Поступил в ЧГУ на экономический факультет (Красный диплом) Потом ЧГУ юридический факультет. Сейчас учится при Президентском институте.
1 ноября 2008г. основал компанию «Общество с ограниченной ответственностью «Континенталь» где сейчас является генеральным директором. Индивидуальный предприниматель Марушин А. А. победитель республиканского конкурса «Лучший предприниматель Чувашии 2009 года»в двух номинациях: «Лучший предприниматель Чувашии» и «Лучший налогоплательщик года».
В республиканском конкурсе «Молодой предприниматель – 2010» Алатырский район представлял Марушин Андрей, генеральный директор ООО «Континенталь», который в номинации «Успешный старт» занял 2 призовое место.
Именно такие люди обеспечивают экономическую стабильность, внося весомый вклад в развитие экономики района.
Создание таблицы общего трудового стажа моей семьи в лесной промышленности
Итак, для создания таблицы общего трудового стажа семьи Прошенковых (Марушиных)мною было сделано следующее: • узнала информацию о трудовой деятельности своих предков от мамы, папы, бабушек, дедушек, тетей, дядей; • рассмотрела и изучила фотографии и документы из семейного архива; • привела данные в таблицу. Результаты занесла в таблицу и ознакомила своих одноклассников.
Работая над этой темой, я поняла, исследование своих династий должно являться обязательной частью самообразования каждого человека, тогда появляется возможность больше узнать о трудовой деятельности своих предков.
Семьи, в которых существует связь поколений, трудовые династии зачастую не прерываются.
На сводной таблице общего трудового стажа очень наглядно можно увидеть, что все люди нашей семьи, поистине преданные своему делу, люди достойные уважения.
Список использованной литературы.
Документы и фотографии из семейного архива.
Статья на тему » Трудовая династия»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОГАУ им. Н.В. Парахина, Многопрофильный колледж ,
Аннотация: данная статья посвящена теме значимости трудовых династий в современном мире, о почитании семейных традиций, о приобщении молодого поколения к преподавательской деятельности и созданию своих трудовых династий.
Ключевые слова: трудовая династия, архивные сведения, семейные традиции, преподавательская деятельность.
Нет ничего,что не преодолевалось бы трудом.
Актуальность: формирование трудовых династий, как регулятора системы образования.
Объектом исследования являются трудовые достижения членов династии.
Предметом исследования : архивные и документальные сведения.
пробудить у молодежи стремление к продолжению и почитанию семейных традиций, к написанию и поддержанию своих родословных;
приобщить молодое поколение к преподавательской деятельности и созданию своих трудовых династий.
1.систематизировать сведения из архивов.
2.привить любовь к семейным и профессиональным ценностям
3.рассказать о нашей трудовой династии, о достоинствах трудовых династий
Я, Плясова (Шарова) Марианна Викторовна, преподаватель Многопрофильного колледжа ФГБОУ ВО Орловского ГАУ, хочу рассказать о нашей трудовой династии педагогов.
В современном мире редко встречаются семьи, члены которой имеют одинаковую профессию, а тем более работают в одном и том же учреждении. Наша семья является исключением. Я хочу доказать, что трудовая династия имеет очень много достоинств и преимуществ.
Мой дедушка, Брунелевский Евгений Андреевич, моя бабушка, Брунелевская Раиса Михайловна, моя мама, Шарова (Брунелевская) Татьяна Евгеньевна, работали преподавателями в Орловском строительном техникуме (нынешнем Многопрофильном колледже ФГБОУ ВО Орловского ГАУ). Они внесли большой вклад в развитие образования и улучшения методик преподавания в данном учебном заведении.
Основателем нашей династии является мой дедушка, Брунелевский Е.А.,работавший преподавателем математики с 1956 по 1989 годы, в дальнейшем 2 года трудился лаборантом. На протяжении всей его жизни рядом с ним была верная жена, моя бабушка, Брунелевская Раиса Михайловна. Она проработала в техникуме 29 лет (с 1956 по 1985 годы). Мои бабушка и дедушка очень добросовестно и ответственно относились к своей работе. Математиков Брунелевских Евгения Андреевича и Раису Михайловну знали и уважали не только в Строительном техникуме Минсельстроя. Евгений Андреевич в 60-е годы изобрёл прообраз современных компьютеров, а именно ЭВМ с программированным обучением и контролем знаний студентов. В его кабинете происходили поистине чудеса: сами открывались и закрывались шторы, поворачивалась доска, на которой были изображены звездное небо, планеты, спутники земли и математические расчёты. Многочисленные комиссии из Министерства и из других городов удивлялись, как это укладывалось в голове простого математика. Раиса Михайловна прекрасно совмещала преподавание математики и любовь к родному краю, к литературе и к русскому языку. В кружках и секциях студенты нередко писали стихи и даже поэмы о математике и о своей любимой учительнице. Она являлась классным руководителем и поддерживала своих учеников не только в стенах колледжа; общалась с ними даже на пенсии.
Брунелевский Евгений Андреевич и Брунелевская Раиса Михайловна были награждены званием Ветерана Труда с вручением медалей. БрунелевскийЕ.А. Министерством высшего и среднего специального образования СССР награжден нагрудным знаком «За отличные успехи в среднем специальном образовании» в 1982 и 1984 годах. За долголетний и добросовестный труд Брунелевский Е.А. занесен в книгу Почета техникума Ветеранов Войны и Труда
Старшая из трёх детей Брунелевских, Татьяна с детства мечтала работать учительницей математики, после уроков в школе спешила на учебные пары к родителям. Сын Алексей с трёх лет научился читать, а в шесть лет удивлял студентов решеним непростых задач программы Строительного техникума. В настоящее время Алексей Евгеньевич трудится в юридической фирме. Младшая дочь Наталия окончила Орловский пединститут, художественно-графический факультет. Некоторое время работала по специальности в лицее №32.Сын Татьяны Михаил Шаров окончил экономический факультет ОГУ. Дети Наталии Иванеха(Брунелевской) Александрина и Тарас также окончили ОГУ биолого-географический факультет.Тарас Леонидович в настоящее время ведущий специалист ЗБК.
Шарова Татьяна Евгеньевна до работы в колледже работала проектировщиком в ЦНИИЭПСЕЛЬСТРОЙ (г.Апрелевки Московской обл.) и инженером лаборатории (на заводе керамзитового гравия объединения Орелсельстройконструкция). С 1980 по 2009 год работала в ОСК преподавателем технической механики и других спецдисциплин. Татьяна Евгеньевна объясняла сложные предметы доходчиво и понятно, применяя современные активные методы работы. Являлась председателем ПЦК, вела курсы молодого педагога, исполняла обязанности методиста колледжа. За 29 лет работы классным руководителем у нее было 7 «выпусков». Параллельно основной работе в колледже она окончила Психолого-педагогический факультет на базе УСХА, город Киев. Работала над темой: «Психология трудных подростков и методы учебно-воспитательной работы с ними». Участвовала в конкурсе «Лучший учитель года» в 1998 году среди ССУЗов. Заняла почетное 3 место (среди 20 участников). Неоднократно награждалась Почетными Грамотами, является Ветераном Труда. В 2007 году была награждена Почетной Грамотой Департамента Кадровой политики и образования РФ. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе, не теряя связь с бывшими студентами, организуя регулярные встречи.
Наблюдая за работой своих родных, мне всегда нравилась профессия педагога, поэтому в 1992г. я окончила Орловский Строительный техникум с отличием по специальности Промышленное и гражданское строительство. Также я приобрела большой практический опыт после учебы на работе в лаборатории завода «Монолит» контролёром ОТК в 1992г. С 1992 по 1999 год училась в Российском Государственном Открытом Техническом университете путей и сообщения в Москве по специальности Промышленное и гражданское строительство. Применяя полученные знания с 1992 по1999 годы, работала в СПТУ№1 по совместительству преподавателем спецдисциплин и лаборантом кабинета физики. Затем с 1999 по 2002 годы работала в Профессиональном училище № 2 преподавателем спецдисциплин и являлась классным руководителем в группах с трудными подростками.
В нашей семье с почитанием и уважением относятся к опыту старших поколений. Их добро, теплоту, порядочность и любовь забыть невоможно. Так они всегда относились не только к своим детям и внукам, но и к студентам. Их порядочность, отзывчивость, ответственность передавались молодому поколению. Наверное, поэтому я тоже продолжила трудовую династию, заинтересовавшись выбранной профессией моих родных. Работать с молодежью очень ответственно и интересно. Общий стаж работы нашей трудовой династии в Орловском строительном техникуме (Многопрофильном колледже) составляет 108 лет 6 месяцев. Общий стаж работы трудовой династии составляет 147 лет. Одновременно с этим родные из нашей династии были членами профсоюзных организаций. Я не сомневаюсь,что кто-то из наших детей в будущем продолжит нашу трудовую династию!
На мой взгляд, трудовая династия-это стабильность в системе образования будущих специалистов, привлечение абитуриентов для процветания нашего колледжа. В свое время я тоже была студенткой Строительного техникума. Я переняла много полезного и важного от своих педагогов. Некоторые мои коллеги также учились в нашем колледже. Я надеюсь, что они тоже будут формировать свои трудовые династии, внося незаменимый вклад в историю этого учебного учреждения.
Благодаря нашей работе, выпущено несколько поколений Орловских строителей, также многие выпускники занимают руководящие посты, организовывают свои собственные строительные фирмы. И в том, что наш Орловский край растет и развивается вширь и ввысь, есть заслуга моих дорогих родных. Вечная память ушедшим, здоровья живущим, процветания будущим. Удачи работающим и правильного выбора грядущим поколениям!
История предприятий — это история династий
Трудовые династии – опора предприятия, его прошлое, настоящее и будущее.
Лучшим примером стабильности предприятия является не только сохранение рабочих династий, но и возникновение новых. Они свидетельствуют о благополучии и социальной значимости компании.
Профессионализм, передающийся из поколения в поколение – вот самое главное отличие представителей трудовых династий. В стародавние времена знания, опыт и навыки передавались от отца к сыну. Связанные родственными узами, работали дружно, старались не подводить друг друга, не уронить марку фамилии.
К сожалению, было время, когда в суете реформ и всевозможных перестроек о таком сильном по своей общественной сути понятии, как преемственность поколений, практически везде просто забыли. Но на предприятии «Новичиха лес» (входящем в холдинг «Алтайлес») этого не случилось. На предприятии, история которого насчитывает почти 72 года, выросло и работает несколько трудовых династий. История предприятия – это история каждой семьи.
Начало династии Савиных, что трудились и трудятся в Токаревском лесохозяйственном участке, положили супруги Савины – Андрей и Татьяна. Их общий рабочий стаж составляет 47 лет. После окончания школы в 1983 году, перед Татьяной стал вопрос — по какому профилю продолжить образование – стать гуманитарием или выбрать профессию, связанную с производством. Выбор пал на лесное дело. И в 1983 году она поступила в Воронежский ордена дружбы народов лесотехнический институт. В 1990 году после окончания учебы Татьяна по распределению поехала на Алтай в Новичихинский район, а именно в село Токарево на должность помощника лесничего. Этот год, наверное, стал для нее знаменателен еще и тем, что она вышла замуж. Супруг Андрей перевелся в Токаревское лесничество, где долгое время работал мастером леса, рабочим лесозаготовок. В семье родилось трое детей: Надежда, Михаил и Полина. По словам Татьяны Вениаминовны, по началу были трудности, но постепенно они прикипели душой к нашему суровому сибирскому краю. Все острые углы семейной жизни сглаживали их дети. Вместе с родителями они садили лес, и с гордостью следили за тем, как растут молодые сосенки. Андрей всегда брал детей с собой в лес – учил постигать тайны леса и его обитателей.
С годами убеждаешься: врожденные качества человека, конечно, играют главную роль, но личный пример родителей — не менее важный фактор становления личности. Так и сложилось в семье Савиных — любовь родителей к лесу стала эталоном в жизни детей, и по мере взросления каждый из них ни разу не усомнился в правильности своего выбора.
Любовь к природе прививалась детям не только в семье, но и в созданном школьном лесничестве «Школа лесных наук», в котором Татьяна была руководителем от лесничества. Во время обучения в нем, все трое детей семьи Савиных принимали непосредственное участие в деятельности лесничества. Проще говоря — росли, учились и уходили во взрослую жизнь из этого лесничества.
Так, после окончания школы, старшая дочь Надежда поступила в Рубцовский педагогический колледж с последующим переводом в Барнаульский педколледж по профилю учитель начальных классов, при этом работая в школе педагогом и руководя тем же самым школьным лесничеством от образовательного учреждения. Продолжая обучение в Бийском пединституте, разносторонне развитая учительница географии настолько была увлечена работой в школьном лесничестве, что, глядя на сестру, и брат Михаил влился в ряды юных лесоводов, продолжая добрую традицию своих родителей.
Миша был членом школьного лесничества «Школа лесных наук» с момента его основания в 2000 году, а последние два года перед выпуском — его лесничим. Участвовал в первом межрайонном слете–конкурсе школьных лесничеств вместе с Надеждой. Для нее это был первый и последний слет, так как она закончивала школу. Любознательность и стремление получить как можно больше не только теоретических, но и практических знаний повлияли на его дальнейший выбор жизненного пути. А выбор был прост – лесник. Он поступил в Алтайский государственный аграрный университет на отделение лесного хозяйства, где по окончании получил диплом с отличием. В том же году Михаил поступил в аспирантуру и так же с отличием закончил ее в 2018 году. В настоящее время работает в АГАУ ассистентом кафедры лесного хозяйства, являясь заместителем декана агрономического факультета по воспитательной работе, и параллельно пишет кандидатскую диссертацию. Во время учебы в университете полгода был на практике в Германии в Баварии. Прошел заочную переподготовку с присвоением квалификации «Педагог профессионального образования». Работая в университете, Михаил не только отдает накопленные знания студентам, но и привлекает их принимать участие в различного уровня конкурсах. Он работает совместно с преподавателями университета по гранту Российского Фонда фундаментальных исследований по теме «Изучение влияния растительного покрова и гидротермического режима на естественное возобновление сосны обыкновенной на гарях ленточных боров». Ежегодные летние лесные экспедиции, проводимые факультетом, позволяют Михаилу привить практические навыки ведения лесного хозяйства своим студентам, и самому обогатить свой практический опыт.
И как итог, уже с накопленным багажом знаний, в период участия в работе школьного лесничества, младшая дочь Полина выбрала тот же путь – путь лесовода созидателя с глубоким чувством долга и ответственности за лесные богатства края, — тем самым продолжая добрые традиции всей своей семьи. Окончив школу в 2018 году, она поступает в АГАУ на факультет лесное хозяйство и вливается в студенческую семью. Имея опыт участия в районных и краевых слетах-конкурсах, проводимых краевыми и районными детскими образовательными учреждениями, она приняла участие в IV Международной олимпиаде по устойчивому лесоуправлению среди студентов лесных вузов России 2019. Это мероприятие объединяет более 1000 студентов со всей страны. По итогам конкурса выпускница школьного лесничества «Школа лесных наук», а ныне студентка первого курса по направлению подготовки «Лесное дело» Савина Полина заняла 1 место среди студентов 1 курса Алтайского ГАУ, став при этом 4-й из 312 участников со всей России, уступив 3 месту всего 4 балла. Ее впечатления о таком форуме: «Участие в подобных олимпиадах точно не бывает лишним. Во-первых, студент оценивает свои знания. Во-вторых, развивается. Ну и, в-третьих, это возможность «показать себя».
Учиться думать, одерживать победы и правильно оценивать поражения – все это невозможно без направляющей руки наставников. К счастью, наставниками являются самые близкие люди, для которых их дело становится смыслом жизни их детей. И это здорово. Ведь то, что посажено их руками, теперь растить и охранять их детям. Удивляясь царственному величию леса, любуясь его необыкновенной красотой мы понимаем, что есть у нас настоящие продолжатели трудовых династий лесников.
И мы спасибо скажем всем,
Кто лесом правит ежедневно!
Нам нужен лес,
Нам важен лес –
И служите ему вы верно!
Куда пропали трудовые династии или Папа, зачем мне работать?
В прежние времена в России существовали династии — цепочка нескольких поколений семьи, посвятивших свою жизнь семейному делу. После революции династии сошли на нет, потому что исчезло частное предпринимательство и купечество. Передавать от отца к сыну было нечего. В советскую эпоху заговорили о трудовых династиях, когда в одной семье из поколения в поколение люди занимались одним видом деятельности или работали на одном предприятии. Те, кто всю жизнь отработал на одном заводе или фабрике, даже получали прибавку к пенсии.
С разрушением советской экономики и эта практика канула в Лету. Люди научились быть мобильными, сейчас не страшно поменять место работы или профессию, напротив, те, кто способен подстраиваться под стремительно изменяющиеся условия жизни, более уважаемы в обществе. В России вновь возник класс предпринимателей, людей, занимающихся своим делом.
Это может быть магазинчик, автосервис, ветеринарная клиника или массажный кабинет. Некоторые достигают больших успехов, открывают крупные предприятия, медицинские центры, большие станции техобслуживания. Со стороны может показаться, что у владельцев бизнеса нет никаких проблем и все у них, что называется, “на мази”. Это, конечно, не так. И у класса предпринимателей есть собственные проблемы, и одна из них весьма своеобразна: многие из современных бизнесменов сетуют на то, что их дети не хотят продолжать их дело. Попросту бизнес некому передать.
“Я полжизни угробил на то, чтобы создать прочный фундамент для моих детей. Я устанавливал связи, пробивал подписи, брал кредиты и влезал в долги. Я три года строил медицинскую клинику, запускал ее в работу. Я думал, что мои сыновья пойдут по моим стопам — ведь эта клиника строилась не для меня, а для них. Ну сколько еще я смогу заниматься этим бизнесом? Мне сейчас 50. Еще лет 15, максимум 20. И что? Ни один, ни второй не хотят работать. Они подсчитали, что продадут клинику, разделят деньги пополам и обоим хватит на всю жизнь” — рассказывает предприниматель из Приамурья.
Брат и сестра, сыновья другого предпринимателя, державшего несколько магазинов в Подмосковье, тоже не грузятся проблемой как заработать. Они подсчитали, что после кончины всех бабушек, дедушек и родителей им на двоих достанется шесть квартир и пять магазинов. Если все это продать, то до глубокой старости они могут нежиться на турецких курортах, не заботясь о такой мелочи, как заработок на хлеб насущный, причем еще и внукам останется.
И таких историй — много. И дело не в том, что этим бизнесменам некому передать свои магазины и клиники, а в том, что их дети не хотят работать. Родители, вложившие много сил и средств в свои предприятия, полжизни положившие на то, чтобы наладить бизнес, испытывают обиду: оказывается, это никому не нужно, а детей интересуют только деньги. Понятие семейного дела не удается воплотить в жизнь.
Как парадоксально ни звучало бы — для человека естественно стремление поменьше работать и побольше получать. Но когда человек совсем не хочет работать, это ненормально. Труд облагораживает человека, это не просто красивые слова, это действительно так. Тот, кто не занят умственным и физическим трудом, начинает деградировать. Женщины, делающие перерыв в работе на несколько лет, единодушно говорят о том, как тяжело вернуться к работе, причем чаще всего звучит фраза: “Закисаешь”. Труд для человека — естественное занятие. В пожилом возрасте труд помогает избежать болезни Альцгеймера.
Конечно, если дети не желают работать, во многом виноваты сами родители. Стремление к труду закладывается в детях с раннего возраста, как только дитя начинает ходить, разумные матери уже привлекают его к уборке игрушек, к тому, чтобы не разбрасывать по комнате одежду. По мере роста увеличивается и список посильных домашних дел, а подростки уже могут и подрабатывать в каникулы. Главное — донести до ребенка мысль, что только трудом можно обеспечить себя всем необходимым, что родители не вечны, что настанет время, когда самим родителям может понадобиться его помощь. В дореволюционное время отцы лет с шести брали сыновей с собой в лавку, учили определять качество товара, разговаривать с покупателем, вести учет. К совершеннолетию молодые люди уже превосходно владели профессией и на равных работали с родителем. Не могло быть и речи о том, чтобы молодое поколение жило за счет накоплений старшего поколения. Сын знал, что ему придется поддерживать и развивать отцовское дело, чтобы обеспечить себя и затем передать его своим детям. Самой страшной была угроза лишить наследства за неподобающее поведение. Даже дети последнего российского Государя, будучи окружены свитой прислуги и гувернанток, самостоятельно убирались в своих комнатах, застилали постели, а девочки занимались шитьем и уходом за ранеными солдатами в госпиталях.
А как “у них”?
В ХХ веке в США и Европе состоятельные люди, ставшие свидетелями того, как ленью наследников разрушались создаваемые несколькими поколениями промышленные империи, частенько лишают своих детей наследства. Так поступили Уоррен Баффетт, Майкл Блумберг, Билл Гейтс, Бернард Маркус и многие другие предприниматели и политики, чьи состояния выражаются в шестизначных и даже девятизначных цифрах. Нет, они не пускают своих дочерей и сыновей по миру, но они практически все свои деньги, недвижимость, активы передают в благотворительные организации. Лучше всех высказался по этому поводу Уоррен Баффетт: “Я хочу дать своим детям достаточно для того, чтобы они могли выбрать занятие себе по душе, но недостаточно для того, чтобы они могли не делать ничего”. Бернард Маркус сказал, что не оставит всех своих денег детям ради их же блага. Дейл Каргнеги как-то выразил мысль, что если родители оставляют своим детям слишком много денег, то они губят их таланты. Последние годы среди состоятельных людей США и Европы распространилась тенденция оставлять наследникам не более 10% своего имущества, а все остальное передавать в благотворительные организации.
А что говорят у нас?
Многие святые мужи видели в значительном состоянии опасность. Феодорит Кирский говорил: «Обилие денег и преизбыточество преспеяний в добродетели прямо между собой противоположны». Киприан Карфагенский, вспоминая о временах гонений, замечает: «Многих обманула слепая любовь к наследственному их достоянию: не были готовы и не могли отступить те, которых подобно путам связывали их богатства. Это для остающихся были узы, это были цепи, которые задержали их доблесть, подавили веру, победили ум, оковали душу — и привязанные к земному они сделались добычей и пищей змия». Несмотря на то, что в целом православие не отрицает возможности спасения богатого человека, оно указывает, что имущество легко может возобладать на тем, в чьих руках оно находится, а еще точнее об этом сказано в Евангелии: “Истинно говорю вам: трудно богатому войти в Царствие Небесное: легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Mф. 19, 23–24).
Богатство, выражаясь современным языком, расслабляет человека. Распространенное явление: заработав состояние, бизнесмен в какой-то день думает: “На мой век хватит. Бизнес работает, управляющий носится — а мне зачем париться?”, и начинает прожигать деньги. Немало случаев, когда состоятельные люди, поддавшись этому искушению, за несколько лет спускали все нажитое. Еще больший искус представляют дармовые деньги для наследников. Такова психика человека, что незаработанное в наших глазах имеет куда меньшую ценность, чем то, что досталось своим трудом, потом и кровью. Высока вероятность того, что получив легкое состояние, наследники не будут ценить не только его, но и плоды трудов других людей. Высока вероятность того, что они нелегким трудовым будням предпочтут легкую жизнь крыловской стрекозы и собственноручно похоронят свои таланты и способности. Мы получим прослойку богатых бездельников.
К сожалению, и на уровне государства сейчас ведется политика, направленная на уничтожение трудовых традиций. Сейчас по школам ходит много представителей всякого рода правозащитных организаций, которые любят рассказывать детям об их правах. Жаль, что они забывают рассказать им об их обязанностях. В результате в сознании детей происходит перекос: дети считают, что родители им должны предоставлять все, что они захотят, а взамен ничего не требовать. Заставлять выполнять домашнюю работу нельзя, заставлять убираться в комнате нельзя — это насилие над личностью. К насилию сейчас приравнивается даже принуждение делать уроки. Каких детей можно воспитать с таким подходом? Поколение дармоедов?
Чтобы не случилось такого, родители должны уделять воспитанию трудолюбия в детях с самого раннего возраста. Дети не должны без дела сутками слоняться по улицам от приятеля к приятелю или все свободное от школы время проводить за компьютером. Родители обязаны научить детей трудиться. С самого раннего возраста ребенок должен знать, что помимо прав у него существуют еще и обязанности: обязанность учиться и обязанность вкладывать посильный труд в семью. Детям необходимо объяснять губительность безделья примерами из жизни известных людей, промотавших свои деньги и оказавшихся на дне общества. Одновременно детей полезно знакомить с биографиями тех, кто начал с нуля и построил собственные промышленные империи, известные на весь мир. Необходимо прививать стремление к большему, не останавливаться на достигнутом. И, конечно, самим родителям следует стремиться обеспечить детей не “всем”, а необходимым, чтобы у них был стимул к развитию.