что такое труд в обществознании

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

что такое труд в обществознании. Смотреть фото что такое труд в обществознании. Смотреть картинку что такое труд в обществознании. Картинка про что такое труд в обществознании. Фото что такое труд в обществознании

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

План.

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект —субъект —мотив —цель — средства —процесс (действия) —результат.

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Характерные черты труда как вида деятельности

Виды труда

Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Виды трудовой деятельности:

Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Характерные черты игры как вида деятельности

Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.

Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.

Характерные черты учения как вида деятельности

Особенности деятельности человека.

Отличие деятельности человека от активности животного.

Деятельность человека.

Активность животного.

Значение деятельности в жизни человека.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Труд — основа жизни

что такое труд в обществознании. Смотреть фото что такое труд в обществознании. Смотреть картинку что такое труд в обществознании. Картинка про что такое труд в обществознании. Фото что такое труд в обществознании что такое труд в обществознании. Смотреть фото что такое труд в обществознании. Смотреть картинку что такое труд в обществознании. Картинка про что такое труд в обществознании. Фото что такое труд в обществознании

Всего получено оценок: 40.

Всего получено оценок: 40.

Всё, чем мы сегодня пользуемся, является результатом труда. Здания, мебель, бытовая техника, транспорт, одежда, еда были созданы людьми. На протяжении жизни человек постоянно преобразует окружающий мир для того, чтобы удовлетворить свои нужды. Узнаем, что такое труд, каким бывает труд человека, какие его разновидности выделяются по содержанию, сложности, результату.

Трудом называется деятельность человека, при которой происходит изменение им окружающей среды. Она всегда ориентирована на получение определённого результата. В её основе лежит цель — удовлетворение потребностей отдельной личности или общества в целом.

Человеческий труд имеет количественную и качественную оценку. Например, при работе на заводе или фабрике устанавливаются нормативы производства. За смену человек должен изготовить обозначенное количество деталей или предметов. Качественный труд поощряется премией, благодарностью.

В современном мире труд является обязательным условием благополучия. Человек, не желающий работать, вряд ли сможет обеспечить себе и своей семье высокий уровень жизни. Люди, постоянно совершенствующие свои знания и умения, ценятся на рынке труда, занимают престижные должности, получают хорошее вознаграждение.

Виды труда

В обществознании существует несколько классификаций труда, основанных на разных критериях, которые изучают в 5 классе. Кратко познакомимся с наиболее популярными из них.

Умственный и физический труд

По содержанию принято выделять два вида труда.

Часто эти две разновидности труда сочетаются в одной деятельности. Так, например, скульптор создаёт произведения искусства, применяя собственные физические силы. Однако в основе его творчества лежит идея, результат длительного умственного труда.

Простой и сложный труд

В зависимости от сложности труд делится на два вида. Познакомимся с их определениями.

Репродуктивный и творческий труд

что такое труд в обществознании. Смотреть фото что такое труд в обществознании. Смотреть картинку что такое труд в обществознании. Картинка про что такое труд в обществознании. Фото что такое труд в обществознании

Что мы узнали?

Труд — целенаправленная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей. Он может быть умственным и физическим, простым и сложным, репродуктивным и творческим.

Источник

Труд в обществе

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 человек и общество

Труд — основа жизни

Труд — это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд не бывает бесцельным. Он всегда приводит к результату.

Благодаря труду человек приобретает все жизненные блага: пищу, одежду, предметы быта, жилье. Благодаря труду создаются различные вещи, изделия, услуги. Учебник — это изделие, но поход в больницу или к парикмахеру — это уже услуга.

Результаты труда человек использует либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, который производится для продажи, называется товаром. Товары, приобретенные для собственных нужд, являются результатом труда.

Труд является не только основой жизнедеятельности человека, важнейшей его потребностью, но и условием его благополучия.

Содержание и сложность труда

Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.

Результаты труда. Заработная плата

Труд людей чаще всего оценивается по конечному результату. Но как оценить труд учёного или воспитателя? Огромную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд обычно поощряется. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

Труд — условие благополучия человека

Что такое богатство? Для одних это деньги, драгоценности, богато обставленный дом, для других — здоровье, понимание близких, верные друзья, для третьих — книги, музыка, возможность путешествовать, узнавать новое. Для каждого из нас понятие «богатство» весьма различно.

В стремлении к богатству нет ничего предосудительного. Важно различать, на какие цели оно употребляется. Не безразличны обществу средства достижения богатства: добыть его честным трудом, талантом или получить хитростью или обманом. Первый путь является законным и вызывает восхищение, второй — в обществе неприемлем.

Источниками богатства человека могут служить природные ресурсы: земля, лес, полезные ископаемые. Ещё один источник богатства — результаты трудовой деятельности (например, построенный дом, посаженный сад, написанная книга, сочинённая музыка). Важный источник богатства — приобретённые человеком знания и умения, признанные и оценённые другими людьми.

Благотворительность и меценатство

Богатым человеком считается тот, у кого много имущества. От бедного человека его так же отличает то, что он имеет возможность сделать лучше не только собственную жизнь и жизнь своих близких, но и помочь другим людям.

Благотворительность — состоит из двух слов: «благо» и «творить».

«Раньше соперничали, кто лучше церковь выстроит, кто лучше её украсит… С конца XIX века главное соперничество между именитыми родами пошло в том, кто больше для народа сделает».

Большое количество богатых людей тратят свои деньги на строительство больниц, школ, собирание коллекций картин. Богатых людей, отдающих часть своих денег на развитие искусства, науки, называют меценатами. Промышленник К.С. Алексеев создал в Москве Художественный театр и стал его актёром и режиссёром. Он вошёл в историю под именем К.С. Станиславского.

Бахрушиных в Москве называли профессиональными благотворителями — они оплатили и содержали: Бахрушинскую городскую больницу, дом бесплатных квартир, приют и колонию для беспризорных, ремесленное училище для мальчиков, дом престарелых и др. Благодаря материальному богатству подобных людей удается сохранить духовное богатство.

Источник

Понятие труда — обществознание для 5 класса

Понятие труда

Труд — осознанная, целенаправленная и энергоемкая деятельность человека, направленная на получение конкретного результата, связанного с повышением качества жизни. В ходе такой деятельности человек при помощи средств производства осваивает и приспосабливает предметы и явления природы, используя их физические, механические, химические свойства, для извлечения пользы.

В теории определение «труд» может звучать по-разному, однако для каждого источника характерно признание основных признаков:

Функции труда

Виды труда

Понятие «труд» можно классифицировать по различным основаниям.

По средствам труда:

По способу оформления трудовых отношений:

По количеству работников:

По методу привлечения работников:

Характеристика

Характеристики труда можно разделить на две большие группы:

Количественные — затраты, обусловленные численностью работников, рабочим временем, степенью прилагаемых усилий:

Качественные — уровень квалификации работников. По этому основанию труд делится на:

Примеры труда

Разновидностей труда великое множество. Все, что влияет на жизнедеятельность человека, охвачено трудовой функцией. Политика, оборона, правопорядок, здравоохранение, промышленность, строительство, энергетика, образование, спорт — абсолютно все предполагает выполнение конкретных задач.

Бывает, труд не подпадает под привычные понимания, но также важен и нужен обществу, например, труд священнослужителя (особенность такого труда: религиозность).

Но чаще всего любые трудовые обязанности просты и понятны большинству людей, то есть для их осознания не нужно прилагать особых усилий.

Источник

Что такое труд в обществознании

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. [1]

что такое труд в обществознании. Смотреть фото что такое труд в обществознании. Смотреть картинку что такое труд в обществознании. Картинка про что такое труд в обществознании. Фото что такое труд в обществознании

что такое труд в обществознании. Смотреть фото что такое труд в обществознании. Смотреть картинку что такое труд в обществознании. Картинка про что такое труд в обществознании. Фото что такое труд в обществознании

В историческом материализме труд рассматривается как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.

Продукт труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости труда являются орудия труда. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того, в процессе труда возникают особые отношения между людьми — производственные отношения.

Содержание

Роль труда в антропогенезе

Развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез).

Животные, в отличие от человека, могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда. Проблема возникновения человека мыслящего, творящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобождённая от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования её неспециализированных навыков для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу.

Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакреплённые «схемы деятельности». В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщённые способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления.

Поскольку труд — деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах её организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», то есть появилось, что сказать другим. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру, это и стало биологической предпосылкой возникновения речи.

Труд как экономическая категория

Крестьянин и ремесленник работают на себя самого, самостоятельно регулируют время и интенсивность труда. При этом при феодализме крестьян могли также заставлять работать на феодала на барщине.

При рабстве как сам раб, так и средства труда соединяются как собственность рабовладельца, и это порождает личную зависимость трудящегося от того, кто присваивал результаты его труда.

При капитализме основной формой труда является труд наёмного работника по трудовому договору. Согласно марксизму, прибавочная стоимость создаётся только трудом работников и безвозмездно присваивается капиталистами. Однако немарксистские экономисты считают, что новая стоимость создаётся при равном участии всех факторов производства, а не только наёмными рабочими. Так, Альфред Маршалл писал: «капитал вообще и труд вообще взаимодействуют в производстве национального дивиденда и получают из него свои доходы соответственно в меру своей (предельной) производительности. Их взаимная зависимость самая тесная; капитал без труда мёртв; рабочий без помощи своего собственного или чьего-либо другого капитала проживёт недолго. Когда труд энергичен, капитал пожинает богатые плоды и быстро возрастает; благодаря капиталу и знаниям рядовой рабочий западного мира питается, одевается и даже обеспечен жильём во многих отношениях лучше, чем принцы в прежние времена. Сотрудничество между капиталом и трудом столь же обязательно, как и сотрудничество между прядильщиком и ткачом; небольшой приоритет на стороне прядильщика, но это не даёт ему никакого преимущества. Процветание каждого из них теснейшим образом связано с силой и энергией другого, хотя каждый из них может выгадать себе временно, а то и постоянно, за счёт другого, несколько большую долю национального дивиденда.» [2]

Карл Маркс был одним из первых авторов, осознавших, что развитие промышленности редуцирует многие виды работы до однообразных, неинтересных заданий. Согласно Марксу, разделение труда отчуждает людей от их работы. В традиционных обществах, отмечал он, работа нередко была изнурительной, но люди могли сами организовывать свою работу, для выполнения которой требовалось множество знаний и навыков. Наёмные же рабочие в промышленности практически никак не влияют на характер выполняемых заданий, внося лишь небольшую часть в процесс изготовления целого продукта, и совсем не могут повлиять на то, кому и как он в конце концов продаётся. Работа, таким образом, становится чем-то чуждым, заданием, которое рабочий должен выполнить, чтобы получить вознаграждение, но которое по сути своей его совершенно не привлекает. [3]

Эта проблема частично решается благодаря автоматизации производства, что уменьшает область применения физического труда. При этом в постиндустриальном обществе возрастает роль умственного, творческого труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *