что такое трубный глас
Трубный глас
Трубный глас
Трубный глас— голос, который будет услышан при Страшном суде.
Содержание
Трубный голос в Ветхом завете
Трубный голос в Новом завете
«Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.
Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
Откровение Святого Иоанна Богослова гл.8 7-13
Трубный голос в Коране
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Трубный глас» в других словарях:
трубный глас — сущ., кол во синонимов: 1 • звук трубы (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Трубный глас — Трубный гласъ. Ср. Вотъ здѣсь, когда меня не будетъ, Вотъ здѣсь уляжется мой прахъ! На мѣстѣ семъ меня разбудитъ Одинъ гласъ трубный въ небесахъ. Кн. И. М. Долгорукой. Завѣщаніе. Ср. Dies irae, dies illa, solvet saeclum in favilla. Пер. День… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
трубный глас — Ср. Вот здесь, когда меня не будет, Вот здесь уляжется мой прах! На месте сем меня разбудит Один глас трубный в небесах. Кн. И.М. Долгорукой. Завещание. Ср. Dies irae, dies illa, solvet saeclum in favilla. День гнева, этот день обращает мир в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Трубный глас — Церк. По христианскому вероучению: звук архангельской трубы в день Страшного суда. Грянут, грянут гласы трубные! Станут мёртвые вставать! За дела то душегубные Как придётся отвечать? Некрасов. Коробейники). Спят покойнички, спят родимые! бормочет … Фразеологический словарь русского литературного языка
ТРУБНЫЙ — ТРУБНЫЙ, трубная, трубное. прил. к труба во 2 знач. Трубный звук (очень громкий). Трубный сигнал. ❖ Трубный глас (церк. книжн.) в христианской мифологии: звук трубы в день страшного суда. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГЛАС — ГЛАС, а, муж. (устар. высок.). То же, что голос (в 1 и 3 знач.). Г. небес (божественный голос). Г. народа (общественное мнение; книжн., часто ирон.). • Глас вопиющего в пустыне (книжн.) безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской… … Толковый словарь Ожегова
трубный — Трубный глас (церк. книяен.) в христианской мифологии: звук трубы в день страшного суда … Фразеологический словарь русского языка
глас — а, м. 1. трад. поэт. Голос (в 1, 4 и 6 знач.). Глас народа. □ Раздался звучный глас Петра: За дело, с богом! Пушкин, Полтава. И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон. А мы тем часом Свою в виду держали даль. И… … Малый академический словарь
глас — а; м. 1) высок. = голос 1), 4), 6) Раздался трубный глас. Услышать глас народа. Мирный глас страны. Глас вопиющего в пустыне (книжн.; ; о призыве, остающемся без ответа, без внимания) Ни гласа ни воздыхания (книжн.; ; о полном молчании,… … Словарь многих выражений
глас — а; м. 1. Высок. = Голос (1, 4, 6 зн.). Раздался трубный г. Услышать г. народа. Мирный г. страны. Г. вопиющего в пустыне (книжн.; о призыве, остающемся без ответа, без внимания). Ни гласа ни воздыхания (книжн.; о полном молчании, безмолвии). 2. мн … Энциклопедический словарь
Трубный глас
Смотреть что такое «Трубный глас» в других словарях:
Трубный глас — голос, который будет услышан при Страшном суде. Содержание 1 Трубный голос в Ветхом завете 2 Трубный голос в Новом завете … Википедия
трубный глас — сущ., кол во синонимов: 1 • звук трубы (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Трубный глас — Трубный гласъ. Ср. Вотъ здѣсь, когда меня не будетъ, Вотъ здѣсь уляжется мой прахъ! На мѣстѣ семъ меня разбудитъ Одинъ гласъ трубный въ небесахъ. Кн. И. М. Долгорукой. Завѣщаніе. Ср. Dies irae, dies illa, solvet saeclum in favilla. Пер. День… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
трубный глас — Ср. Вот здесь, когда меня не будет, Вот здесь уляжется мой прах! На месте сем меня разбудит Один глас трубный в небесах. Кн. И.М. Долгорукой. Завещание. Ср. Dies irae, dies illa, solvet saeclum in favilla. День гнева, этот день обращает мир в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ТРУБНЫЙ — ТРУБНЫЙ, трубная, трубное. прил. к труба во 2 знач. Трубный звук (очень громкий). Трубный сигнал. ❖ Трубный глас (церк. книжн.) в христианской мифологии: звук трубы в день страшного суда. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГЛАС — ГЛАС, а, муж. (устар. высок.). То же, что голос (в 1 и 3 знач.). Г. небес (божественный голос). Г. народа (общественное мнение; книжн., часто ирон.). • Глас вопиющего в пустыне (книжн.) безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской… … Толковый словарь Ожегова
трубный — Трубный глас (церк. книяен.) в христианской мифологии: звук трубы в день страшного суда … Фразеологический словарь русского языка
глас — а, м. 1. трад. поэт. Голос (в 1, 4 и 6 знач.). Глас народа. □ Раздался звучный глас Петра: За дело, с богом! Пушкин, Полтава. И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон. А мы тем часом Свою в виду держали даль. И… … Малый академический словарь
глас — а; м. 1) высок. = голос 1), 4), 6) Раздался трубный глас. Услышать глас народа. Мирный глас страны. Глас вопиющего в пустыне (книжн.; ; о призыве, остающемся без ответа, без внимания) Ни гласа ни воздыхания (книжн.; ; о полном молчании,… … Словарь многих выражений
глас — а; м. 1. Высок. = Голос (1, 4, 6 зн.). Раздался трубный г. Услышать г. народа. Мирный г. страны. Г. вопиющего в пустыне (книжн.; о призыве, остающемся без ответа, без внимания). Ни гласа ни воздыхания (книжн.; о полном молчании, безмолвии). 2. мн … Энциклопедический словарь
Что такое трубный глас
Впервые в Священном писании говорится о звуке труб в связи с дарованием евреям Закона на Синае. В то время, когда Моисей говорил с Богом, «весь народ видел громы и пламя, и звук трубный и гору дымящуюся; и увидев то, весь народ отступил и стал вдали… И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам…». (Исход, 20:18,22) Итак, Господь говорит к народу «во гласе трубнем» (Пс.150:3).
Сам Господь дает повеление Моисею: «сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтоб они служили тебе для созывания общества и для снятия станов» (Числа, 10:2). Более того, трубить предоставлено было одним только священникам, как замечает Блаженный Феодорит, ибо «труба означала Божие призвание». «Сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши» (Числа, 10:8). Таким образом, трубление — не только привилегия, но и обязанность священников.
Кроме того, повелением Божиим был установлен праздник труб, когда созывалось священное собрание: 1-й день 7-го месяца тишри. Трубление – самый характерный признак праздника – должно было возбуждать народ к самовниманию и покаянию (Левит, 23:24).
Один из самых известных Библейских сюжетов – взятие Иерихона, описанное в 6-й главе книги Иисуса Навина. Согласно указанию Господа, Ковчег Завета Господня 6 дней обносился вокруг Иерихонских стен. При этом весь народ сохранял полное молчание из благоговения к идущему посреди них Богу, символом присутствия Которого и был Ковчег. И только священники трубили в трубы. В седьмой день Ковчег был обнесен вокруг города 7 раз, после чего священники вострубили в трубы, а Иисус сказал народу: «Воскликните, ибо Господь предал вам город!» (Иис.Нав.6:15). И когда народ воскликнул, а священники затрубили, то вся стена города обрушилась до основания. Это явное чудо Божественного всемогущества было тем более замечательным, что у евреев не было никаких орудий для взятия подобного города.
В христианской традиции взятие Иерихона символизировало будущую победу Христа над грехом, адом и смертью. Неслучайно поэтому предводитель еврейского народа, сын Навин, носил имя Иисус. Хананеи, жившие в Иерихоне, были весьма порочным народом, поэтому стены, за которыми они находились, символизировали неприступную державу греха и смерти. И как у евреев не было никакой возможности разрушить стены Иерихона, так и у человечества не было никакого средства для победы над смертью и адом, которые поглощали и грешных и праведных. Весьма примечательно, что событие, являющееся прообразом снисхождения во ад Господа Иисуса Христа, совершилось при звуках труб. Таким образом, если звуки труб и должны нам напоминать что-либо, то не «рев адского пламени», а скорее победу Христа над адом и смертью.
Далее, весьма интересно описание освящения храма, построенного Соломоном, описываемое во 2-й книге Паралипоменон. Освящение совершалось при звуках множества музыкальных орудий, среди которых было 120 труб, в которые трубили священники: «…все они… одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, и были как один трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа, – и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий» (2Пар.5:12-14).
В христианской традиции это событие осознается как пророчество, или прообраз воплощения Сына Божия. Как тогда Невместимый небесами вместился и обитал во храме Соломоновом, так и теперь Невместимый вошел в лоно Пречистой Девы и обитал в ней как в храме. Примечательно, что столь великое событие также происходит при звуках множества труб!
Подобным образом храм был очищен от осквернения и освящен при царе Езекии также с использованием труб, в которые трубили священники (2Пар.29:26). Форму музыкальных труб, использовавшихся еще при Моисее, Иосиф Флавий (Древн. 3, 12:6) изображает так: «длиною труба немногим меньше локтя; а трубка ее узка… наконечник ее достаточно объемист, чтобы вбирать в себя массу воздуха, который вдувает в нее играющий; оканчивается же она широким отверстием, на подобие охотничьего рога». Данное описание восполняется изображением музыкальной трубы на триумфальной арке Тита в Риме.
Упоминаются трубы и в Новом Завете. Так, о них неоднократно говорится в Откровении. Писатель его, Апостол Иоанн, говорит, что Сам Господь обратился к нему, и голос Его был «как бы трубный». В трубы трубят Ангелы, возвещающие окончание земного бытия или этапы этого окончания.
Воскресение мертвых произойдет «при последней трубе» (1Кор.15:52).
В псалмах, которые пелись за богослужением в храме Соломона, а теперь поются в христианских храмах, также содержатся призывы прославлять Бога игрою на трубе:
При звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом! (Пс.97:6).
Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях! (Пс.150:3) (Слав: хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех!). Заканчивается этот псалом словами, которые выразительнее всего звучат не на русском, а на церковно-славянском языке: «Всякое дыхание (Рус: все дышущее) да хвалит Господа!». Так смысл получается глубже: не только все, что дышит, должно хвалить Его, но и каждый вдох и выдох наши должны прославлять Бога!
Когда священник совершает крещение, то во время чтения заклинательных молитв трижды дует крестообразно на лицо крещаемого для изгнания нечистого духа, чтобы в крещаемом смог обитать Дух Святой. Когда трубач из трубы «дует» на тех, кто его слушает, то какой дух он преподает слушателям? Не тот ли, который в нем самом и в исполняемом произведении? Поэтому трубач должен быть еще более ответствен перед слушателями за свое духовно-нравственное устроение, чем другие музыканты. Возможно, это и была одна из причин, по которой в Ветхозаветные времена трубить было привилегией священников.
Таким образом, можно сделать вывод, что труба является священным инструментом, который употреблялся при богослужении в Ветхозаветные времена. Звук трубы должен нам напоминать о Господе, его воплощении, смерти и воскресении и прославлять Его. Поэтому трубачу следует обратить максимальное внимание на свое духовно-нравственное состояние, чтобы звук его трубы не напоминал «рева адского пламени».
Трубный глас
Смотреть что такое «Трубный глас» в других словарях:
Трубный глас — голос, который будет услышан при Страшном суде. Содержание 1 Трубный голос в Ветхом завете 2 Трубный голос в Новом завете … Википедия
трубный глас — сущ., кол во синонимов: 1 • звук трубы (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
трубный глас — Ср. Вот здесь, когда меня не будет, Вот здесь уляжется мой прах! На месте сем меня разбудит Один глас трубный в небесах. Кн. И.М. Долгорукой. Завещание. Ср. Dies irae, dies illa, solvet saeclum in favilla. День гнева, этот день обращает мир в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Трубный глас — Церк. По христианскому вероучению: звук архангельской трубы в день Страшного суда. Грянут, грянут гласы трубные! Станут мёртвые вставать! За дела то душегубные Как придётся отвечать? Некрасов. Коробейники). Спят покойнички, спят родимые! бормочет … Фразеологический словарь русского литературного языка
ТРУБНЫЙ — ТРУБНЫЙ, трубная, трубное. прил. к труба во 2 знач. Трубный звук (очень громкий). Трубный сигнал. ❖ Трубный глас (церк. книжн.) в христианской мифологии: звук трубы в день страшного суда. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГЛАС — ГЛАС, а, муж. (устар. высок.). То же, что голос (в 1 и 3 знач.). Г. небес (божественный голос). Г. народа (общественное мнение; книжн., часто ирон.). • Глас вопиющего в пустыне (книжн.) безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской… … Толковый словарь Ожегова
трубный — Трубный глас (церк. книяен.) в христианской мифологии: звук трубы в день страшного суда … Фразеологический словарь русского языка
глас — а, м. 1. трад. поэт. Голос (в 1, 4 и 6 знач.). Глас народа. □ Раздался звучный глас Петра: За дело, с богом! Пушкин, Полтава. И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон. А мы тем часом Свою в виду держали даль. И… … Малый академический словарь
глас — а; м. 1) высок. = голос 1), 4), 6) Раздался трубный глас. Услышать глас народа. Мирный глас страны. Глас вопиющего в пустыне (книжн.; ; о призыве, остающемся без ответа, без внимания) Ни гласа ни воздыхания (книжн.; ; о полном молчании,… … Словарь многих выражений
глас — а; м. 1. Высок. = Голос (1, 4, 6 зн.). Раздался трубный г. Услышать г. народа. Мирный г. страны. Г. вопиющего в пустыне (книжн.; о призыве, остающемся без ответа, без внимания). Ни гласа ни воздыхания (книжн.; о полном молчании, безмолвии). 2. мн … Энциклопедический словарь
Трубный глас зова четвертого
От страха Божия человек переходит к благоговению. От него приходит ведение, посредством которого – совет и рассудительность.
Это обращение Бог желает приобрести для нас, однако не может, если мы не согласимся на это. Поэтому ведет нас самыми разными путями и призывает нас самыми разными трубами, если нужно, говорит к нам и гласом грома.
То, чего всячески ищет Бог, – это спасение, или наше духовное возвращение к Нему и Домой, даже если мы остаемся в этой жизни. Люди же, скованные неведением, короткие умом и слабые верой, жаждут земной жизни, и весь плач их – о телах их (Сир. 41: 14). Пока будет существовать эта форма жизни, будут жить вперемешку разные люди: новозаветные, сыны благодати, и ветхозаветные, которых только страх перед законом еще удерживает в норме, и люди безо всякого завета – люди беззакония и неустроения неисцельного, которые суть сыны лукавого.
Поэтому пока мы не придем к тому же мнению, что и Бог, касательно жизни нашей земной, равно как и той, потусторонней, у нас не будет мира ни в душе, ни друг с другом, ни телесного здоровья, ни человечного строя. Нужно подклониться под всеведущую премудрость Божию, которая во всем, что совершает, печется о мудрости нашей, понимаем мы это или не понимаем.
Когда мы преклоняем голову и желаем того же, чего желает Бог, в это мгновение мы стяжаем мир в душе, что бы ни выпало на нашу долю. Ибо Он – Господин жизни и смерти, Ему покоряется тварь и Его боится ад, по Его повелению бесы повинуются сатане своему. Все живущие на земле – ничто пред Ним; Он делает, что пожелает, с воинством небесным и с живущими на земле, и никто не может противостать гневу Его и сказать Ему: что Ты делаешь? (ср.: Дан. 4: 32).
Многим из людей, однако, и дела нет до слов этого зова Божия, сколько бы они ни слышали их ушами и сколько бы ни видели их. Если и после столь гневного зова, обжигающего кожу жизни, люди все же не обращаются к Богу, жизнь их оказывается в опасности – начинаются скорби смертные, трубный глас зова четвертого.
Жизнь мы имеем от Бога: Им мы живем, и движемся, и существуем (Деян. 17, 28). То есть Бог есть источник, защитник и смысл, предназначение жизни нашей. Если мы движемся так, в согласии с Ним, тогда имеем жизнь, гарантированную Богом, а если не следуем Ему, а затаптываем жизнь нашу во все беззакония и мерзости, из-за которых одержимыми становятся и душа наша, и тело, и проводим так продолжительное время, тогда Бог – по прегрешению нашему – отворачивается от нашей жизни. Но все же Он не отворачивается от нас сразу же после прегрешения, а некоторое время терпит заблуждение человека, младшего сына Своего, всячески зовя его, пока, наконец, не отчается в спасении многих.
Сначала люди жили долго. Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер (Быт. 5: 27). С течением времени, когда люди умножились на земле, умножилось и растление, блуд в людях этих, ибо они – одна только плоть. И сказал Бог: не останется Дух Мой в людях сих, потому что они одна лишь плоть; итак, да будут дни их только сто двадцать лет (ср.: Быт. 6: 3). А по прошествии еще некоторого времени и умножении беззакония среди людей Давид говорит: дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь (Пс. 89: 10).
Так было в давние времена. Сегодня же множество болезней и частые войны еще больше сократили жизнь людей.
Мы больше не подлежим власти ветхого закона, мы живем в Царстве благодати, добытом нам Христом Спасителем для того, чтобы мы спаслись. А если неразумный человек идет против Христа беззаконий ради, тогда он отпадает от благодати и подпадает под закон, и так над ним нависает наказание внезапной смертью, осуществляющееся посредством войн и несчастий, в точности как написано в законе:
Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти (Исх. 21: 15). Кто злословит отца своего или мать, того должно предать смерти (Исх. 21: 17).
Кто не послушает священников, тот должен умереть (ср.: Втор. 17: 12).
Соблюдайте день покоя, ибо он свят для вас. Кто осквернит его, тот да будет предан смерти. Кто станет в этот день делать какое-нибудь дело, та душа должна быть истреблена из среды народа Моего (ср.: Исх. 31: 14). Всякий, кто работает в день покоя, да будет предан смерти (ср.: Исх. 31: 15).
Ворожеи не оставляй в живых (Исх. 22: 18).
Ни вдовы, ни сироты не притесняйте! Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами (Исх. 22: 22–24).
Если же кто с намерением умертвит ближнего коварно, да будет предан смерти (ср.: Исх. 21, 14).
Все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26: 52).
Те, кто причащается недостойно, похищая Святое Причастие, делаются также повинными смерти. О них еще говорит святой Павел: многие из вас немощны и немало умирает (1 Кор. 11, 30).
Вот какие дела мы должны удалить из среды нашей, ибо они тянут за собой час смертельной опасности, и меч невидимо повисает над жизнью. А если вместо исправления, для которого Бог посылает нам всякое время скорби, мы все же противимся умом воле Божией, тогда случается, что мы довершаем меру своих беззаконий, и меч обрывается и вонзается в голову, в которой уже нет ума.
|
Отец Арсений (Бока) родился в 1910 году в семье простых верующих, башмачника и крестьянки. Окончив в 1929 году национальный православный лицей, сразу поступил в знаменитую Богословскую академию города Сибиу, где сделался одним из лучших студентов, получил от друзей прозвище «Святой» и подружился с преподавателем отцом Думитру Стэнилоае, ставшим впоследствии самой крупной фигурой в православном богословии всего ХХ века.
В 1933 году, окончив академию, будущий отец Арсений был направлен в Бухарест для продолжения обучения в Академии художеств. Также он прошел подготовку по христианской мистике у знаменитого профессора Никифора Крайника на Бухарестском богословском факультете и изучал медицину.
В 1936 году был рукоположен в диакона. В 1938 году окончил Академию художеств, в 1939 году был направлен на 3 месяца на Святую гору Афон. Румынские и греческие рукописи, привезенные им с Афона, были переведены отцом Думитру Стэнилоае и вошли в знаменитое 12-томное румынское «Добротолюбие». Отец Арсений был главным помощником отца Думитру в подготовке и издании первых четырех томов.
В 1940 году отец Арсений принял монашеский постриг, в 1942 году стал иеромонахом, духовником, настоятелем, строителем и первым насельником пустовавшего более сотни лет монастыря Брынковяну, называемом также Сымбэта-де-сус. Пока монастырь восстанавливался из руин, отец Арсений подвизался в крохотной келье, высеченной в скале.
В самое короткое время ему удалось не только возродить святую обитель, но и создать широкое движение за духовное возрождение. В августе 1946 года наконец был освящен восстановленный храм. Однако у власти уже стояли враги Церкви Христовой.
В 1945 году отец Арсений был арестован в первый раз, затем один за другим последовали еще несколько арестов, год он отбыл наказание в исправительно-трудовом лагере на канале «Дунай-Черное море», полгода – в самых жутких тюрьмах, Жилава и Орадя, в 1948 году был переведен в другой монастырь, Прислоп, в 1959 году обвинен в финансовых нарушениях и изгнан из монастыря (в тот год в Румынии был издан декрет, по которому все монашествующие, не достигшие пенсионного возраста, должны были покинуть монастыри). Оставшиеся 30 лет жизни он провел, расписывая храмы, под строгим наблюдением службы безопасности, без права покидать место жительства. 28 ноября 1989 года многострадальный отец Арсений предал Богу свою светлую душу.
Могила отца Арсения (Боки) в монастыре Прислоп, и это одно из самых посещаемых в Румынии мест, а сам отец Арсений широко почитается как мученик и чудотворец.