что такое тропари и кондаки в православии

У православных молитв есть разные названия — что они означают?

Зачем верующим столько разных молитв?

Многие молитвы используются во время богослужений, которые строятся по определенным правилам. Люди могут благодарить Бога или святых за их помощь, каяться в грехах или чего-то просить. Для каждого из этих случаев нужны особые тексты или песнопения. Кроме того, молитвы писали люди, которые использовали разные литературные формы для передачи своих мыслей, поэтому молитвенный корпус текстов очень разнообразен.

Что такое акафист?

Акафист (в переводе с греческого «молитва, которую читают стоя»). Подробно рассказывает о жизни святого или событиях праздника. Состоит из 13 коротких текстов (кондаков), которые заканчиваются возгласом «Аллилуйя», и 12 длинных (икосов), в каждом из которых содержится 12 хвалебных обращений к святому, начинающихся словом «Радуйся».

Что такое канон?

Канон (в переводе с греческого «правило, образец») — это большая молитва, посвященная Христу, Богородице или святому. Обычно она состоит из 9 частей (песен), каждая из которых начинается коротким песнопением, связанным с определенным событием из Ветхого Завета (ирмос). Потом читается несколько (от 2 до 4) коротких текстов, посвященных святому или празднику.

Что такое ирмос?

Ирмос (в переводе с греческого «связь, соединение») — молитва, которая поется в начале каждой песни канона. Ирмос показывает, на какого персонажа из Ветхого Завета похож святой или к какому ветхозаветному событию отсылает церковный праздник. Задача этой молитвы — связать более поздние исторические события с «образцами» из Библии.

Что такое тропарь?

Тропарь (в переводе с греческого «обращение») — самая главная короткая молитва праздника. Он рассказывает о событиях из жизни Христа, Богородицы или святых. В тропаре прямо говорится о том, какие поступки сделали человека святым или какие события (Рождение Христа, явление иконы Богородицы и т. п.) стали поводом для церковного торжества.

Что такое кондак?

Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») — вторая важная молитва праздника. Она рассказывает о том же человеке или событии, что и тропарь, но несколько подробнее. В кондаке раскрываются исторические или богословские причины поступков святых. Тропарь рассказывает о том, что случилось, а кондак — о том, почему это произошло.

Что такое икос?

Икос (в переводе с греческого «дом») — благодарственная молитва, которая прославляет, хвалит Христа, Богородицу или святых, рассказывая о событиях из их жизни. 12 икосов входят в состав акафиста и состоят из вступления, 12 прошений, начинающихся словом «Радуйся», и завершающего обращения к святому («Радуйся, Николае, великий чудотворче»).

Что такое стихира?

Стихира (в переводе с греческого «стихотворение») — песнопение, которое поется после коротких отрывков из псалмов. Число стихир на Всенощном бдении может быть разным. Чем важнее праздник, тем больше этих молитв поется. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи возвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).

Что такое кафизма?

Кафизма (в переводе с греческого «сидение») — название частей Псалтири, объединяющих несколько псалмов. Название происходит от обычая сидеть во время чтения кафизм в храме. Всего существует 20 кафизм, и они последовательно за несколько дней или недель прочитываются в храме во время богослужения или в составе домашних молитв.

Источник

Тропарь

что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть фото что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть картинку что такое тропари и кондаки в православии. Картинка про что такое тропари и кондаки в православии. Фото что такое тропари и кондаки в православии

Если вы лишь недавно переступили порог храма, вероятно, вам сложно разобраться в том, что происходит во время церковного богослужения. Мы постараемся раскрыть вам суть праздничной литургии и рассказать о специальных церковных песнях, прославляющих Господа и святых Его. Все церковные богослужения разные, но во многом похожи. Они состоят из определенных частей, важнейшими являются тропарь и кондак. Вы можете отметить, что текст литургии объясняет, что за праздник сегодня отмечает Церковь? В чем его суть и значение для христиан?

Тропарь — это короткая церковная песня, которая, наряду с теософическими гимнами стояла у истоков гимнографии нашей Церкви. Тропари бывают разными: в основном, конечно, они посвящены праздникам и святым, но бывают постные, бывают и «стихиры», которые дублируют тексты псалмов, и кафизмы, которые поют между главными текстами. В самом конце христианской песни поют «ирмос», ирмос поет не только хор, но и все присутствующие в храме, поэтому его легко сразу узнать на литургии. На Литургии христиане встречаются с Самим Господом, восхваляют Его с помощью церковных песен. О необходимости участвовать в церковной жизни и церковном богослужении косвенно говорит сам Христос. И, если насчет Евхаристии у нас есть прямое указание Господа «Сие творите в Мое воспоминание», то собираться вместе и молиться — необходимость «общения святых» (в данном случае, общения между нами, членами Церкви), Иисус просит, говоря «Там где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».

что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть фото что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть картинку что такое тропари и кондаки в православии. Картинка про что такое тропари и кондаки в православии. Фото что такое тропари и кондаки в православии

Поэтому так важно понимать чуть церковной гимнографии, христианских песен и, может быть, даже выучить тропари и кондаки основных праздников наизусть.

Тропарь: значение

Тропарь — это торжественный гимн, тихий и радостный, сочиненный православными гимнографами, авторами христианской песни. Обычно тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан.

У каждого праздника есть тропарь и кондак. Если тропарь — это песня, которая говорит о сути праздника, то кондак — это жанр стихотворной проповеди. Тропарь и кондак двунадесятых праздников Церкви полезно знать каждому христианину.

что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть фото что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть картинку что такое тропари и кондаки в православии. Картинка про что такое тропари и кондаки в православии. Фото что такое тропари и кондаки в православии

Пример: Тропарь Рождества, глас 4:

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Рождество Твое Христе Боже наш, — это обращение к Господу.

возсия мирови свет разума, — воссияло миру светом разума. Свет разума — это свет духовного познания Бога.

Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе! — Здесь речь идет о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Богомладенцу с Востока. Несмотря на то, что они были язычниками прежде, положение звезд на небе и появление Вифлеемской звезды для них стало знаком свыше — пришел Спаситель.

Кстати, именно этот сюжет часто изображается на иконах Рождества Христова, а тропарь иногда называют «словесной иконой». Тропари напоминают верующим, что события, которые описаны в Библии, это — не абстрактные люди и не «предания старины глубокой», а то, что для нас, христиан, всегда звучит мощно и современно.

Тропарь у истоков христианской гимнографии

Появившийся в ряду христианских церковных песен тропарь в IV веке был лишь припевом к другим песням литургии. Тропарь — это вид церковной песни, который сочиняли люди, его текст не взяли со страниц Библии. Сочиняли тропари и святые, их тексты появлялись по Божественному благословению. Ближе к V веку тропарь приобрел свое современное значение. Теософические гимны прежде выполняли функцию тропаря. Сейчас Церковь не сохранила их. На тропари того времени влияла культура Греции и Ближнего Востока. У самых истоков христианской гимнографии стояли, скорее, теософические гимны, которые пели с I по III век. Изначально часть литургии, рассказывающую о жизни святого не «пели» в привычном нам понимании слова, они даже не всегда были рифмованы.

что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть фото что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть картинку что такое тропари и кондаки в православии. Картинка про что такое тропари и кондаки в православии. Фото что такое тропари и кондаки в православии

Считается, что Родина современного тропаря — Византия. Первое упоминание о тропарях мы встречаем в Уставе Константинопольской Церкви. Ритмически тропарь «подстраивался» под кондак, ударения в тропаре расставлялись, как правило, по смыслу. Под влиянием преподобного Ефрема Сирина основным в тропаре было именно словесное ударение. В IV-V веке тропарь стал сопровождаться «гласом» — музыкой.

В России тропари имеют настолько древнюю историю, что находятся археологами на берестяных грамотах. Об этой находке 2010 года рассказывал на своих лекциях академик Андрей Зализняк.

Самый известный древний тропарь — «Свете тихий». А самый известный древний гимнограф — Феодор Крестьянин.

Первый тропарь

Автором первого тропаря считают Романа Сладкопевца. Роман Сладкопевец был одним из диаконов греческой церкви. Он не только не был выдающимся служителем Церкви, но в свое время вызывал даже насмешки. Только Патриарх Евфимий благоволил скромному юноше. Несмотря на благочестивую добродеятельную жизнь, он плохо пел на клиросе. Однажды для насмешки его вытолкнули на амвон и вынудили петь. Это был позор. Святой Роман, вернувшись к себе, молился Богородице, рассказывая о том, что с ним произошло. И Богородица явилась к нему, как когда-то являлась пророку Иезекиилю и Иоанну Богослову. Она велела съесть свиток, после чего святой Роман Сладкопевец не только стал обладателем прекрасного музыкального слуха и голоса, но и получил дар слагать церковные песни. Когда его снова вытолкали на амвон, он запел собственно сочиненный гимн чудесным сладким голосом, чем поразил всех присутствующих. Кондак Рождества, авторства святого Романа Сладкопевца стал неотъемлемой частью богослужения. В те времена поэтов равных Роману Сладкопевцу не было. К нему обращаются в молитвах те, кто хочет научиться пению. Его тропари — до сих пор являются образцом христианской гимнографии.

Роман Следкопевец в итоге стал учителем церковного пения.

Кому или чему посвящены тропари?

Тропари пишутся о церковном празднике, важном для Цекрви событии или о святом.

В переводе с греческого языка тропарь — это «памятник». Песня — своеобразный литургический памятник духовным подвигам святого или важной странице христианской истории. Первые тропари посвящались, кстати, только святым. Традиция писать тропарь и на праздники появилась гораздо позже. Есть и другая версия, в которой тропарь происходит от слова «обращение», эта церковная песня обращается к святым за помощью и заступничеством.

Существует версия, по которой тропарь — это «мелодия». Тропарь действительно одним из первых стал сопровождаться «гласом». В каждом гласе у тропаря существует свой напев. Этимология термина до сих пор остается загадкой.

Так Рождественский тропарь посвящен празднику Рождества, он звучит все Святки. Это время с дня Рождества Христова до Крещения Господня. Тропарь — одна из основных песней праздника.

В дни престольных праздников обычно исполняют по одному тропарю и кондаку. В Пасху, величайший Праздник для все христиан, день Воскресения Христова, трижды поют «Христос Воскресе».

«Настоящими», истинными тропарями считаются именно отпутсительные тропари — заключительное пение, посвященное празднику или святому. Тем не менее, сам жанр этой церковной песни очень разнообразен. Например в Типиконе «тропарь» означает стихиры на «Господи воззвах».

Церковное богослужение и его состав очень продуманы и выверены Церковью. Например, во время Великого поста некоторые тропари не поются. Так тропарь святого дня пропадает из богослужения. Почему это происходит? В финале второго Троична мы молим о заступничесвте всех святых и пение отдельного тропаря просто не требуется.

что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть фото что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть картинку что такое тропари и кондаки в православии. Картинка про что такое тропари и кондаки в православии. Фото что такое тропари и кондаки в православии

Тропари на каждый день недели

Тропари основных христианских праздников многие верующие учат наизусть. Специально учить тропари и кондаки необязательно. Христианские песни сами собой запоминаются, если постоянно посещать храм.

В 2018 году даты праздников выпадают так:

7 января 2018 года — Рождество Христово
19 января 2018 года — Святое Богоявление. Крещение Господне
15 февраля 2018 года — Сретение Господне
1 апреля 2018 года — Вербное воскресенье
7 апреля 2018 года — Благовещение Пресвятой Богородицы
8 апреля 2018 года — Пасха. Светлое Воскресение Христово
17 мая 2018 года — Вознесение Господне
27 мая 2018 года — Пятидесятница
7 июля 2018 года — Рождество Иоанна Предтечи
19 августа 2018 года — Преображение Господне
28 августа 2018 года — Успение Пресвятой Богородицы
11 сентября 2018 года — Усекновение главы Иоанна Предтечи
21 сентября 2018 года — Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября 2018 года — Воздвижение Креста Господня
4 декабря 2018 года — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Существуют еще тропари на каждый день. Их еще принято называть «словесная икона». Каждый день недели имеет свой тропарь.

что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть фото что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть картинку что такое тропари и кондаки в православии. Картинка про что такое тропари и кондаки в православии. Фото что такое тропари и кондаки в православии

Понедельник — В этот день читается тропарь архистратигам, первым среди ангелов, бесплотных небесных чинов.

Вторник — Во вторник читается тропарь Библейским пророкам.

Четверг — четверг — это время чтения тропаря святым Апостолам и Николаю Чудотворцу.

Исполнять тропарь можно дома.

О тропаре на Правмире:

Видео о тропаре:

Тропарь и кондак Рождеству Христову, детский хор «Радовесть»

Тропари Воскресные. Хор подворья Александра Свирского монастыря Санкт Петербурга

Тропарь святителю Николаю, глас 4

Источник

Словарь православных гимнографических терминов

«Богословский подход к науке о богослужении, то есть стремление построить литургическое богословие и систематизировать богословские идеи нашего богослужения, обращают внимание, главным образом, на внутреннее содержание богослужебного материала. А так как он содержится преимущественно в богослужебных песнопениях или в гимнографии, то изучение этой последней представляет для литургиста особый интерес. Это изучение должно совершаться, конечно, в исторической перспективе, почему история песнопений, их развитие и прекращение тех или иных форм их, равно как и история песнопевцев, стоит в центре нашего внимания».

что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть фото что такое тропари и кондаки в православии. Смотреть картинку что такое тропари и кондаки в православии. Картинка про что такое тропари и кондаки в православии. Фото что такое тропари и кондаки в православии

«Считаясь священнее Апостола, Евангелие должно иметь пред собою и превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно иметь пред собою что-нибудь более исключительное. Таким и является положенная пред литургийным Евангелием песнь аллилуиа. По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности.

Кроме этого значения, как способа пения, слово антифон используется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.

Главные случаи употребления этого термина:

1. Антифоны Псалтири

2. Антифоны изобразительные или вседневные

3. Степенные антифоны

4. Праздничные антифоны.

Читайте также по теме:

«Акростих или «краегранесие», «краестрочие» представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов.

Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте. Ясно, что «краегранесия» заметны и доступны только в греческом оригинале песнопений».

Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Из составителей кондаков и икосов особенно известен Роман Сладкопевец, живший в V веке.

Одно из древнейших церковных песнопений и один из древнейших гимнографических терминов в истории христианства.

Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма.

В каноне помещается после 6-й песни и сопровождается икосом.

Основоположником кондаков является Роман Сладкопевец (556г.), непревзойденный автор большинства кондаков.

Название восходит к частому повторению слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.

В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.

В Православной Церкви Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении.

Читайте также по теме:

«Исполняемое по чину «Бог Господь» песнопение «Свят Господь» служит подготовлением к светильну, который занимает здесь, по 9-й песни канона, такое же положение, какое занимает по 3-й песни седален, а по 6-й кондак.

Если кондак превосходит торжественностью седален, то самое место светильна в заключении канона, после такой песни, как 9 песнь, заставляет ждать от него еще большей торжественности.

Светилен, действительно, занимает исключительное положение на богослужении. Это нигде более не повторяющаяся песнь утрени. Как показывает самое название его (светилен, φωταγωγικόν), он воспевает Бога как свет и Подателя света; так, светильны постной утрени все наполнены понятием свет.

«Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся.

Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий.

«Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения. Это:

1. Стихиры на «Господи воззвах»,

2. Литийные стихиры,

3. Стихиры на стиховне,

4. Стихиры на «Хвалитех».

В древности под именем τά στιχηρά то есть βιβλία подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные стихотворным размером; иногда так назывались ветхозаветные песни. Вероятно, что отдельные стихи этих песен и были первоначальных обликом стихир».

Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.

Источник

Что такое тропарь и как правильно его читать

Новообращенные христиане, да и многие невоцерковленные православные, постоянно слыша слова «акафист», «кондак», «тропарь», принимают их просто на слух, не задумываясь о значении и порядке чтения каждого из них.

В этой статье мы познакомимся с жанром церковного песнопения – тропарем. Тропарь в православии – песнопение, совершаемое в начале и конце богослужения, раскрывающее смысл и цель служения этого дня.

Церковные тропари, история появления и посвящения

В ранней Церкви тропари, а это были музыкальные комментарии к происходящему богослужению, писались не стихами, а прозой в определенном ритме. Стихотворная форма этого вида песнопения появилась в конце четвертого века.

Со временем церковная гимнография наполнилась несколькими видами тропарей, посвященных определенному дню, празднику, святому. Руководит церковными песнопениями глас. В словах тропаря раскрывается сущность богослужения или славословится имя какого-то святого.

Кондак – это расширенный тропарь, в котором основная тема раскрыта более полно. Тропарь звучит в песнях, а кондак исполняется в стихотворной форме. Слыша церковные песнопения, по их смыслу можно определить, какому событию или святому посвящено богослужение.

Читайте о богослужениях:

Роман Сладкопевец приобрел право считаться первым автором церковных песнопений, пройдя через унизительные испытания. Будучи диаконом церкви в Греции, лишенный слуха и голоса, благочестивый юноша находился под постоянными насмешками собратьев, они не раз выталкивали его вести песнопения, и это был позор и новые издевательства.

Свои обиды Роман высказывал в ночных молитвах Матери Божьей, и однажды Богородица явилась к нему в келью со свитком. Она велела диакону съесть свиток, после этой ночи юноша стал не только лучшим церковным певцом, обладающим уникальным голосом, но и получил дар сочинительства гимнов.

Совет! Хотите научиться петь – молитесь Роману Сладкопевцу. Он является автором первого, Рождественского тропаря, который исполняется и поныне.

Устав Константинопольской церкви содержит первые тропари, написанные Романом Сладкопевцем.

Тропарь и кондак исполняется по одному разу на каждом престольном празднике, только на Пасху трижды повторяется «Христос Воскрес».

Виды тропарей

Отпустительные песнопения – заключительные песни, посвященные празднику дня.

Праздничные тропари и кондаки исполняются по великим двенадцати праздникам, среди которых Рождество и Богоявление, Сретение и Вербное воскресенье, заканчивает год праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.

Все песнопения, кроме Литургии, можно исполнять дома, их еще называют словесной школой.

Они поются по дням недели:

Ноты и слова всех церковных песнопения собраны в Тропарионе. Святой Церковью четко расписано песнопение и порядок каждого богослужения.

Тропарь различают по разным тематикам, это может быть:

В будние дни исполняют храмовые песнопения, которые поются и во время воскресных богослужений, если этот день не является днем памяти кого-либо святого.

Заупокойные субботние песнопения исполняются тогда, когда нет восславления памяти святого.

Источник

Кондак

Конда́к (греч. κόντάκιον от κοντός – палочка, на кото­рую нама­ты­вался свиток пер­га­мента) – неболь­шое пес­но­пе­ние (в одну-две строфы), в парал­лель тро­парю рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность празд­ника.

Тро­парь празд­ника рас­кры­вает его сущ­ность и вос­пе­вает его. Тро­парь, посвя­щен­ный свя­тому, рас­кры­вает осо­бен­но­сти подвига свя­того, про­слав­ляет его житие и свя­тость. Кондак, вос­пе­вая то же собы­тие или то же свя­щен­ное лицо, допол­няет, раз­ви­вает основ­ную тему тро­паря.

Это можно наглядно уви­деть, срав­ни­вая тро­парь и кондак кон­крет­ного празд­ника. При­ве­дём пример тро­паря и кондака Пасхи:

Кондак: Аще и во гроб снизше́л еси, Без­смертне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Побе­ди­тель, Христе Боже, жена́м миро­но­си­цам веща́вый: Радуй­теся!, и Твоим апо­сто­лом мир да́руяй, падшим подая́й вос­кре­се­ние.

В каноне поме­ща­ется после 6‑й песни и сопро­вож­да­ется икосом.

Древ­ние кондаки – мно­го­строф­ные (ок. 20–30) поэмы. Строфы объ­еди­ня­лись единым рефре­ном и единым мет­ри­че­ским сло­же­нием. Первая строфа явля­лась вступ­ле­нием, послед­няя – обоб­ще­нием нази­да­тель­ного харак­тера. Строфы читал кано­нарх, рефрен пел народ.

Осно­во­по­лож­ни­ком конда­ков явля­ется Роман Слад­ко­пе­вец (556г.), непре­взой­ден­ный автор боль­шин­ства конда­ков…

«Осно­ва­те­лем такого рода цер­ков­ной песни счи­та­ется прп. Роман Слад­ко­пе­вец (VI в.), сириец, певец Кон­стан­ти­но­поль­ской св. Софии, и первым конда­ком его, по пре­да­нию, спетым по осо­бому небес­ному вдох­но­ве­нию, был кондак на Рож­де­ство Хри­стово «Дева днесь», – разъ­яс­няет М. Ска­бал­ла­но­вич. – К этому кондаку при­ло­жены 24 икоса с тем же заклю­че­нием, что в кондаке: «Отроча младо Пре­веч­ный Бог», име­ю­щие акро­стих: τοϋ ταπεινού Ρωμανού ό ΰμνος (сми­рен­ного Романа гимн); число 24 соот­вет­ствует коли­че­ству букв греч. алфа­вита и имеет соот­вет­ствие в пс. 118, состо­я­щем из 22 отде­лов, начи­на­ю­щихся по порядку всеми бук­вами еврей­ского алфа­вита. Еще более соот­вет­ствуют постро­е­нию этого псалма кондак и икосы Бла­го­ве­ще­нию, состав­ля­ю­щие так назы­ва­е­мый ака­фист, рас­по­ло­жен­ные по алфа­виту и при­пи­сы­ва­е­мые раз­ными иссле­до­ва­те­лями то прп. Роману, то пат­ри­арху Кон­стан­ти­но­поль­скому Сергию I (610–638 г.), то его рефе­рен­да­рию и диа­кону св. Софии Геор­гию Писиде».

С VIII в. кондак как жанр вытес­ня­ется кано­ном. Число строф кондака сокра­ща­ется. В совре­мен­ном бого­слу­же­нии сохра­ни­лись две строфы, назы­ва­е­мые конда­ком и икосом, кото­рые чита­ются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак чита­ется на часах. Исклю­че­ние состав­ляет сохра­нив­шийся полным кондак, кото­рый поется и чита­ется при отпе­ва­нии свя­щен­ника или архи­ерея.

Конда­ками также назы­ва­ются строфы ака­фи­ста.

«Кондак, в его тепе­реш­нем облике и объеме – неболь­шое пес­но­пе­ние в одну-две строфы, очень похо­жее на тро­парь и даже у рус­ских поемое по тро­пар­ной мело­дии и поме­ща­е­мое после 6‑ой или после 3‑ей песни канона. Оно повто­ря­ется и на литур­гии, и на пове­че­рии. Совсем иное пред­став­лял собою кондак по своему про­ис­хож­де­нию и древ­нему упо­треб­ле­нию. Исто­рия его поучи­тельна, хотя и не вполне еще изу­чена.

Самое слово «кондак» – κόντάκιον неко­то­рые про­из­во­дят от κόνταζ (как его умень­ши­тель­ное) – «копье»; но веро­ят­нее про­из­во­дить его от κοντός – палочка, на кото­рую нама­ты­вался свиток пер­га­мента, назы­вав­шийся ίλητάριον. Сбор­ники та­ких «конда­ков» назы­ва­ются конда­ка­ри­ями.

Но если в наших совре­мен­ных бого­слу­жеб­ных книгах это пес­но­пе­ние зани­мает самое скром­ное место и теря­ется в обшир­ных песнях канона, то в древ­но­сти, до появ­ле­ния кано­нов, кондак зани­мал совер­шенно исклю­чи­тель­ное место в суточ­ном и годич­ном бого­слу­же­нии. Он вовсе не огра­ни­чи­вался одной стро­фой, а пред­став­лял собою само­сто­я­тель­ное и боль­шое поэ­ти­че­ское про­из­ве­де­ние, так сказ., целую бого­слов­скую поэму. Древ­ний кондак в его клас­си­че­ском облике – это цепь из 20–30 строф, посте­пенно раз­ви­ва­ю­щих одну общую тему. В этой поэме надо раз­ли­чать сле­ду­ю­щие состав­ные части: началь­ная строфа, κουκούλιον, напи­сан­ная одним, необыч­ным для всего про­из­ве­де­ния, раз­ме­ром; икосы, числом чаще всего 24, напи­сан­ные одним общим для всех их раз­ме­ром; припев, έφύμνιον, или άκροτελεύτιον, или άνακλώμενον в один-два стиха. Припев этот явля­ется послед­ней фразой всту­пи­тель­ной строфы, «кукуля». Ини­ци­алы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акро­стих, «крае­гра­не­сио». Икос, οίκος, по-гре­че­ски значит «дом». Как пока­зало науч­ное иссле­до­ва­ние, кондаки пер­во­на­чально про­ис­хож­де­ния сирий­ского; а по-сирий­ски «Deth» – дом – может озна­чать и строфа; точно также, как по-ита­льян­ски «Stanza» значит и строфа и ком­ната. Таким обра­зом, весь кондак фигу­рально упо­доб­ля­ется боль­шой постройке, чер­тогу, постро­ен­ному по осо­бому плану с мно­же­ством отдель­ных комнат.

Пре­да­ние свя­зы­вает про­ис­хож­де­ние конда­ков с именем преп. Романа Слад­ко­певца, совре­мен­ника импер. Ана­ста­сия I (491–518). Этот поэт был, пови­ди­мому, про­ис­хож­де­ния сирий­ского, родом из Верита (Бей­рута). Кондаки его пред­став­ляют сложно постро­ен­ную бого­слов­скую поэму. И дей­стви­тельно, кондаки Романа Слад­ко­певца во многом схожи с про­по­ве­дями. Так как их содер­жа­ние не было свя­зано ни с какой зара­нее данной темой, как это потом слу­чи­лось с кано­нами, при­вя­зан­ными по содер­жа­нию своих песен биб­лей­ским, то кондаки поз­во­ляли их автору сво­бодно раз­ви­вать свою тему. Твор­че­ское даро­ва­ние поэта сво­бодно созда­вало образы, раз­ви­вало основ­ную мысль празд­ника или жития дан­ного свя­того, бого­слов­ство­вало в стихах.

Со вре­ме­нем, под вли­я­нием вхо­див­шего в обиход канона, тоже литур­ги­че­ской поэмы, но уже с зара­нее дан­ными рам­ками для каждой песни, при­уро­чен­ными к песням биб­лей­ским, кондак посте­пенно стал усту­пать место новому облику цер­ков­ного пес­но­твор­че­ства и был им почти совер­шенно вытес­нен».

Наш тепе­реш­ний кондак, как уже ска­зано, мало чем отли­ча­ется от тро­паря. Дей­стви­тельно, при беглом на него взгляде, он, также как и тро­парь, гово­рит о данном празд­нике или святом. Это и неуди­ви­тельно, так как перед нами теперь только первая строфа, «кукуль», кото­рая дает только основ­ную тему, а все ее раз­ви­тие, весь бого­слов­ский и поэ­ти­че­ский узор исчез из вни­ма­ния совре­мен­ных бого­моль­цев. Но все же при более вни­ма­тель­ном срав­не­нии можно заме­тить и неко­то­рое раз­ли­чие. Как ука­зы­вает Ска­бал­ла­но­вич, кондак дает обычно другую сто­рону празд­ну­е­мого собы­тия, чем тро­парь: если тро­парь дает кар­тину внеш­ней сто­роны собы­тия, то кондак – внут­рен­ней или наобо­рот; кроме того, кондак это собы­тие изоб­ра­жает полнее. При­ме­ром могут послу­жить кондаки и тро­пари Рож­де­ства Хри­стова, Кре­ще­ния, Воз­не­се­ния, Пре­об­ра­же­ния.

Самые позд­ние по про­ис­хож­де­нию кондаки, это – кондаки и икосы вос­крес­ные. О них упо­ми­на­ется только в руко­пи­сях XI в., а нынеш­него своего места они не имеют в неко­то­рых руко­пи­сях и XVI в., как гово­рит Ска­бал­ла­но­вич. Этих вос­крес­ных конда­ков нет еще в Евер­ге­ти­дском уставе и в Сту­дий­ском. Их заме­нял тогда или кондак свя­того минеи, или седа­лен».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *