что такое трон аллаха

Войдите в ОК

О ТРОНЕ АЛЛАХА (Описание, местонахождение Трона и его вечность)

Был спрошен Ибн Баз: «Что такое ‘Арш (Трон Аллаха)?»

Что первым сотворил Аллах – Перо или Трон?

Сообщается со слов Убады бин Самита, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Первое, что создал Всевышний Аллах, было Перо, и Он сказал ему: «Пиши». И он ответил: «О мой Господь, что мне писать?», и Он сказал ему: «Запиши предопределение каждой вещи и что будет с ней до Судного дня»
(Достоверный хадис, переданный Абу Даудом (№ 4700) в главе «Предопределение», а также ат-Тирмизи в книге «Предопределение» (№ 2317)

Ибн Абиль-Изз аль-Ханафи, да помилует его Аллах, сказал: «Среди ученых есть различные мнения относительно того, что было сотворено первым – Перо или Трон Аллаха, о чем упоминал хафиз Абу-ль-Аля аль-Хамазани. Наиболее правильным является то, что Трон был сотворен прежде, чем Перо, как это подтверждается в сборнике достоверных хадисов имама Муслима со слов АбдуЛлаха бин Амра, да будет доволен ими обоими Аллах. Он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Аллах установил предопределение творений за пятьдесят тысяч лет до того, как создал небеса и землю, и был Его Трон над водой». ( Передан Муслимом (№ 2653) в следующей версии: «Аллах предписал предопределение для всех творений за пятьдесят тысяч лет до того как создал небеса и землю, и был Его престол над водой»)
Это прямо указывает на то, что предопределение было установлено после создания Трона, сразу после того, как был создано Перо, как говорится в хадисе Убады (да будет доволен им Аллах)».
«Шарх акыда ат-Тахавийя», 206-207

Нам сообщил Абу Бакр Ибн Абу Шэйба и Мухаммад Ибн Аль-Саббах: «Пересказал Язид Ибн Харун: «Нас уведомил Хаммад Ибн Саляма, от Я’ля Ибн ‘Аты, от Ваки’а Ибн Хадаса, от Абу Разина – дяди последнего по отцовской линии, сказавшего: «Я спросил: «Поасланник Аллаха, где был Господь наш прежде, чем Он создал творение Свое?» (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Был Он в слепом мраке, поверх которого бездна и снизу которого бездна, вслед за чем творение трона Его на воде.»
Сахих ибн Маджа

25/59. Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он — Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего.

Трон — это вершина мироздания, самое прекрасное и величественное из Божьих творений. На него поднялся Милостивый Аллах. Он объемлет небеса и землю, и милость Аллаха тоже объемлет все сущее. Это означает, что Аллах вознесся на величайшее из творений посредством величайшего из Своих качеств.
Таким образом, Всевышний в одном аяте сообщил о том, что Он является Единственным Творцом Вселенной, знает обо всем явном и сокровенном, находится над Троном и отделен от Своих творений.
Абд ар-Рахман ибн Насир Ас-Саади, «Толкование Священного Корана».

Передают, что Катада бин ан-Нуман рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, то вознесся на Трон».
Аз-Захаби передал этот хадис в книге «аль-Улувв» (119), назвав его рассказчиков заслуживающими доверия, а аль-Халлал передал его в книге «Китаб ас-Сунна».

В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Аллах создал творения и начертал надпись у Него над троном: «Моя милость одолела (победила) Мой гнев».

Сказал Абдуллах Ибн Умар Ибн Аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Сотворил Аллах 4 вещи своими руками: Трон, Перо, Рай, и Адама, затем сказал остальным творениям „Будь!“, и они появились»
Передал Дарими в «Родд Аля Джахмия», 35, и Ибн Джарир Ат-Табари в тафсире, 21-238, и иснад этого сообщения достоверный.

Аллах сказал: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше» (11:7).

Всевышний сообщил о том, что небеса и земля были сотворены за шесть дней. Их сотворение началось в воскресенье и завершилось в пятницу. Все это время Его Трон располагался над водой, что находится над седьмым небом. А после завершения сотворения небес и земли Всевышний Аллах вознесся на Трон, откуда Он управляет делами Вселенной по Своему усмотрению, руководствуясь законами предопределения и небесных религий.
Абд ар-Рахман ибн Насир Ас-Саади, «Толкование Священного Корана».

Бухари (6869) и Муслим (1659) передал, что Абу Хурайра сказал: «Правая рука Аллаха полна и не уменьшается в ней, когда что-то тратится; она переполняется ночью и днем. Подумай о том, что Он потратил со времен сотворения небес и земли, но все что он потратил, не уменьшило того, что в Его Правой руке». И он сказал: «И его трон на воде, и в Его другой руке сила для умерщвления, и Он возвышает одних и унижает других».

Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «В сообщении Исхага ибн Рахайах говорится: «и Трон на воде». Внешний смысл таков, какой использовал Пророк (мир ему и благословения Аллаха) в этих словах. Внешний смысл хадиса, который шел до него, в том, что Трон был на воде до создания небес и земли, и два хадиса, будучи объединены указывают, трон до сих пор находится на воде»
(Фатх аль-Бари, 20/496).

Передает Имам Аль Бухари от Садка слова табиина Сулейман Ат Тейми: «Если меня спросят „Где Аллах?“ Свят Он и Высочайший. То я скажу: „На небесах“. Если меня спросят: „А где был Его Трон до создания небес?“. То я скажу: „Над водой“. А если спросят меня: „А где был Трон до создания воды?“. Я отвечу: „Не знаю“.

Дополнил эти слова Имам Бухари: Сказал Абу Абдуллах (т.е. я, Аль-Бухари) — „И это в соответствии со Словами Аллаха: “ Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» (2-255), то есть, кроме того, что разъяснено Аллахом.»
См. Бухари в книге «Хальк ‘афаль ‘Ибад» стр. 37, и Лялякаи «Шарх усул И’тикьад», 3/401.

Аз Захаби передал в аль Алв (аль Мухтасар, 35), что Абдуллах ибн Амр сказал: «Аллах создал воду над семью небесами, и Он создал Трон над водой» Шейх Албани сказал: Иснад – сахих.

В Сахихе Муслима приводится хадис от Абдулы ибн Амра о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Всевышний Аллах соразмерил предопределения творений за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небеса и земли. А его Трон на воде».
Сахих аль-Бухари (6867), Муслим (2653).

Когда Ибн Теймию спросили о достоверности хадиса: «Семь вещей никогда не исчезнут и не умрут: Ад, его обитатели, хранимая скрижаль, перо (которое написало все, что произойдет вплодь до Судного дня), Престол (аль-Курси) и Трон (аль-Арш)». Он ответил: «Эти слова не принадлежат пророку (мир ему и благословение Аллаху), это слова некоторых ученых. Все саляфы этой уммы, имамы и все сторонники ахлю-Сунна уаль-джама’а единогласны в том, что из творений Аллаха есть то, что никогда не исчезнет, а это Ад, Рай и Трон. И никто не говорил о том, что исчезнут все творения без исключения,кроме некоторых философов из числа приверженцев нововведений!»
«Баяну тальбис аль-джахмия» 1/115.

Ибн Теймия также сказал: «Все предшественники этой общины и её предводители единодушны в том, что среди творений Аллаха есть такие, которые не исчезнут. И это Рай, Ад, Трон /‘Арш/ и др. О том, что исчезнут все творения Аллаха, говорила лишь группа людей Писания, последовавшая за нововведениями. И это мнение не имеет под собой оснований»
Мухтасар аль-фатауа-ль-мисрийа. Т. 1. С. 169

Источник

Арш: Трон Аллаха и сердце совершенного человека

что такое трон аллаха. Смотреть фото что такое трон аллаха. Смотреть картинку что такое трон аллаха. Картинка про что такое трон аллаха. Фото что такое трон аллаха

В аятах Корана и хадисах Пророка (мир ему) говорится о существовании Трона Аллаха. Что под этим имеется в виду, разбирается İslam Ansiklopedisi.

В арабском языке слово «арш» означает «возвышенное место; потолок; дом; шатер», также оно употребляется в значениях «власть правителя; слава; почет; трон». В 18 аятах Корана прямо или косвенно это понятие применяется по отношению к Аллаху. О Всевышнем говорится, что Он «Владыка Трона» (ат-Тауба, 9/129), «Обладатель Трона» (аль-Исра, 17/42). В 7-м аяте суры аль-Худ сообщается, что Его Трон находится на воде. В других аятах говорится, что Его Трон великий и возвышенный, например, в 129-м аяте суры ат-Тауба. Ангелы окружают Трон, восхваляя Всевышнего (аз-Зумар, 39/75). Ожесточенные споры вызывают аяты, в которых говорится: «Аллах возвысился над Троном» (Юнус, 10/3; ар-Рад/17).

Так как особых пояснений по поводу того, что представляет собой Арш ни в Коране, ни в хадисах нет, то уже во 2-м веке по хиджре начались дискуссии об этом творении Аллаха. По словам ад-Дарими (869-797), до появления сект джахмитов и мутазилитов все мусульмане, как и евреи с христианами, верили, что над седьмым небом находится огромный драгоценный трон, который окружают и поддерживают ангелы. Джахмиты и мутазилиты первыми стали придавать понятию Арш значение «все творение (мульк)». Хотя большинство суннитских и некоторые шиитские религиозные ученые последовали за ними, со временем в исламской философии под Аршем стали понимать «девятое небо, охватывающее мир со всех сторон». Некоторые авторы заявляют, что среди мусульман существовало единодушие по поводу того, что Арш – это некий объект, находящийся над небесами, форму и сущность которого познать невозможно.

что такое трон аллаха. Смотреть фото что такое трон аллаха. Смотреть картинку что такое трон аллаха. Картинка про что такое трон аллаха. Фото что такое трон аллаха

Схема “Места сбора” (Ард аль-Хашр) в Судный день, из рукописи “Футухат аль-Маккия” философа Ибн Араби (ок. 1238 г.). Показаны Арш (Престол Божий), кафедры для праведников (аль-Аминун), семь рядов ангелов, Джабраил (ар-Рух), Араф (Преграды), река Каусар, аль-Макам аль-Махмуд (Достохвальное место; где Пророк Мухаммад будет заступаться за правоверных), Мизан (Весы), Ас-Сират (Мост), Джаханнам (Ад) и Мардж аль-Джаннат (Рай) / Источник: en.wikipedia.org

Особое значение придавалось понятию Арш в тасаввуфе. Об этом профессор Сулейман Улудаг пишет: «В суфизме понятие «Арш» используется в разных смыслах. Согласно одному из них, это начало тварного мира (алям-и халк). Этот смысл имеется в виду в аяте: «Милостивый – Он возвысился над Троном» (сура «Таха», 20/5). Согласно другому значению, Арш – это «место возвышения» (мустава) Аллаха, т.е. место, где Он проявляется. Например, это проявление «суда и решения» (фасл ва када), т.е. место, где Всевышний проявится в Судный день, чтобы судить людей. В соответствии с еще одним смыслом Арш представляется как атрибут, означающий «охватывание; все творение (мульк)». Таким образом, Трон Милосердного охватывает все творение. Исходя из этого, оно, в целом, именуется Троном Аллаха (аршуллах), но конкретно так называют человека, который является местом проявления имен Всевышнего. Суфии передают хадис о том, что Аллах не вмещается в небеса и землю, но вмещается в сердце Своего верующего раба. Сердце совершенного человека шире небес и земли. В таком случае, подобно тому, как Всевышний «возвышается» над Троном, Он точно так же «возвышается» над сердцем Своего верующего раба, т.е. проявляет в таком сердце Свои имена и атрибуты. Таким образом, когда сердце становится Троном Аллаха, то совершенный человек становится местом проявления (мазхар) всех имен Всевышнего, и его именуют аль-арш аль-махдуд (Ограниченный Трон)».

Источник

Что такое «Трон Аллаха»?

что такое трон аллаха. Смотреть фото что такое трон аллаха. Смотреть картинку что такое трон аллаха. Картинка про что такое трон аллаха. Фото что такое трон аллаха

С казал Имам Садык (А): «Воистину, у Трона (Арш) множество различных качеств. По каждой причине упоминания в Коране он имеет особое качество. И слово Его: „Господь великого Трона“ (9:129) означает — (Господь) великой власти и царства. Или слово Его: „Милостивый утвердился на Троне“ (20:5), то есть — владеет властью и царством, и это — власть и царство над сущностью вещей. И Трон (Арш) соединён с Престолом (Курси), но вместе с тем отличен от него. Ибо оба они — врата из величайших врат сокровенного, и оба они — сокровенное и пребывают в сокровенном, и связаны друг с другом. И Престол есть внешние (проявленные) врата сокровенного, откуда поднимаются начала, и от него идут все вещи. Трон же — внутренние (скрытые) врата сокровенного, где находится знание сущности, бытия, меры, предела, нахождения, намерения, и описания замысла (Творца), и знание слов, движений и прекращения, и знание возвращения и изменения судьбы. И они — врата, близкие друг к другу в знаниях, но царство Трона — вне царства Престола, и знание его — более сокровенное, нежели знание Престола. И потому сказано: „Господь великого Трона“, то есть — качества Трона наделены большим величием, нежели качества Престола, и в этом они близки друг к другу».

Я (передатчик сообщения) сказал: «Да буду я твоей жертвой! Почему Трон в своём величии соседствует с Престолом?».

Он (Имам) сказал: «Он соседствует с ним, потому что в нём — знание сущности, и в нём — внешнее (проявленное) из врат изменений судьбы и местопребывания их, и их сопряжений и разрывов. И они соседствуют друг с другом и несут друг друга, по образу наделённых знанием, и указывают на истину друг друга, ибо Аллах наделяет Своей милостью, кого пожелает, и Он — Сильный, Великий».

«Таухид» — «Единобожие», глава 50, хадис 1

В книге «Единобожие» приведено от четвёртого Имама Саджада (А):

«Воистину, Аллах, свят Он и велик, сотворил Трон четвёртым, и сотворил прежде него только три вещи: стихию (хава), перо и свет. Потом создал его (Трон) из различных светов, из них — зелёный свет, от которого становится зелёным любое зелёное; и жёлтый свет, от которого становится жёлтым любое жёлтое; и красный свет, от которого становится красным любое красное; и белый свет, который есть свет светов, и от него происходит свет дня. Потом Он сделал его (Трон) семьюдесятью тысячами ступеней, и длина каждой — как от вершины Трона до самого его низа, и каждая ступень восхваляет хвалою Господа своего, и святит Его различными голосами и непохожими языками. И если будет дозволено какому-либо из этих языков дать услышать другим то, что под ним, — разрушатся горы, и города, и сёла, и высохнут моря, и всё остальное также уничтожится. У Трона этого восемь столпов, и на каждом из столпов — воинства ангелов; никто не подсчитает число их, кроме Аллаха, свят Он и велик: славят Его днём и ночью непрестанно. И если одна ступень почувствует нечто от того, что выше её, встаёт в мгновение ока между нею и чувством этим власть, и величие, и сила, и святость, и милость».

«Таухид» — «Единобожие», глава 51

Имам Али (А) сказал: «Господь, Великий и Славный, — Он тот, кто несёт Трон, небеса и землю и то, что в них и между ними». Его спросили: «Тогда как Он говорит: „Восьмеро понесут Трон Господа в тот День“?». Имам (А) ответил: «Они понесут знание из Его знания и Его свет».

«Аль-Кафи», книга 22 — «Трон и Престол», хадис 334

Также Имам Садык (А) в толкование к аяту Корана: «Восьмеро понесут Трон Господа в тот День» (69:17) сказал: «Несущих Трон восьмеро: четверо из нас (Ахль аль-Бейт) и четверо из тех, кого захочет Господь».

Приведём также хадис о величии Трона от Посланника Аллаха (ДБАР): «Воистину, эта земля со всеми, кто в ней и на ней, по сравнению с тем, что под нею, подобна кольцу в пустыне, и оба они со всеми, кто в них и на них, по сравнению с тем, что под ними, — как кольцо в пустыне. И так же и третье, пока не достигнешь до седьмой (земли)… И всё это и эти два неба — как кольцо в пустыне по сравнению с третьим. И это третье, и все, кто в нём и на нём, — как кольцо в пустыне по сравнению с четвёртым. И так пока не достигнешь седьмого. И эти семь небес со всеми, кто в них и на них, — как кольцо в пустыне по сравнению с морем, что сокрыто от обитателей земли. И семь небес, и сокрытое море — как кольцо в пустыне по сравнению с горами града. И тогда он прочитал аят: „И низводит Он с неба горы, в которых град“ (сура „Свет“, аят 43). И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града — как кольцо в пустыне по сравнению с завесами света. И то семьдесят тысяч завес, свет которых избегает взоров. И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света — как кольцо в пустыне по сравнению со стихией, которою поражаются сердца. И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света, и стихия — в Престоле (Курси), как кольцо в пустыне. И тогда он прочитал этот аят: „Его престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий“ (сура „Корова“, аят 255). И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света, и стихия, и престол — как кольцо в пустыне по сравнению с Троном (Арш). И тогда прочёл он аят: „Милостивый утвердился на троне“ (сура „Та Ха“, аят 5) — и несут его ангелы не иначе, как повторяя: „нет бога, кроме Аллаха, и нет силы и мощи, кроме как у Аллаха“».

«Таухид» — «Единобожие», глава 38, хадис 1

Источник

Что такое «Трон» Аллаха («Арш»)?

Редакция Shia.world собрала и доперевела для своих читателей крайне интересные, полные мистических откровений, хадисы от Посланника Аллаха и Имамов Али, Садыка и Саджада, да будет над ними всеми мир и благословение Всевышнего, подробно описывающие одно из самых загадочных и величественных творений Всемогущего Аллаха, свят Он и велик, — Его Трон (Арш).

1. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Аллах сотворил Трон из четырёх светов: красный свет, от которого становится красным всякое красное; зелёный свет, от которого становится зелёным всякое зелёное; жёлтый свет, от которого становится жёлтым всякое жёлтое, и белый свет, от которого становится белым всякое белое. И это — знание, которое Великий и Всемогущий Аллах дал нести несущим» («Иршад аль-кулюб», с. 308).

2. У Имама Садыка, да будет мир с ним, спросили: «Почему Кааба названа „Каабой“?». Имам ответил: «Потому, что имеет она четыре стороны». Имама спросили вновь: «Тогда почему она имеет четыре стороны?». Имам сказал: «Потому что она и есть подобие Бейт аль-мамура („Дома населённого“ — „Небесной Каабы“), а он же имеет четыре стороны». Имама переспросили: «А почему Бейт аль-мамур имеет четыре стороны?». Он сказал: «Ибо он и есть подобие Трона, а тот имеет четыре стороны». У Имама спросили: «Почему Трон имеет четыре стороны?». Имам ответил: «Потому что ислам стоит на четырёх словах: «Субханаллах» («пречист Аллах»); «альхамдулиллях» («хвала Аллаху»); «Ля иляха илляллах» («Нет бога, кроме Аллаха»); «Аллаху акбар» («Аллах велик»)» («Бихар аль-анвар», т. 14).

3. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Господь, Великий и Достославный, понесёт Трон, небеса и землю и то, что в них и между ними». Люди спросили: «В то время, как Аллах говорит: „И ангелы по краям его, и понесут Трон Господа твоего над ними в тот день восемь?“ (69:17). Имам ответил: «Они понесут знание из Его знания и Его свет» («Аль-Кафи», т. 2).

4. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал в толкование к аяту «И ангелы по краям его, и понесут Трон Господа твоего над ними в тот день восемь?» (69:17): «Несущих Трон — восьмеро: четверо из нас (Ахль аль-Бейт) и четверо из тех, кого захочет Господь» («Аль-Хисаль», хадис 339).

5. Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Аллах, свят Он и велик, сотворил Трон четвёртым, и сотворил прежде него только три вещи: стихию, перо и свет. Потом создал его (Трон) из различных светов, из них — зелёный свет, от которого становится зелёным любое зелёное; и жёлтый свет, от которого становится жёлтым любое жёлтое; и красный свет, от которого становится красным любое красное; и белый свет, который есть свет светов, и от него происходит свет дня. Потом Он сделал его (Трон) семьюдесятью тысячами ступеней, и длина каждой — как от вершины Трона до самого его низа, и каждая ступень восхваляет хвалою Господа своего, и святит Его различными голосами и непохожими языками. И если будет дозволено какому-либо из этих языков дать услышать другим то, что под ним, — разрушатся горы, и города, и села, и высохнут моря, и всё остальное также уничтожится. У Трона этого восемь столпов, и на каждом из столпов — воинства ангелов; никто не подсчитает число их, кроме Аллаха, свят Он и велик: славят Его днём и ночью непрестанно. И если одна ступень почувствует нечто от того, что выше её, встаёт в мгновение ока между нею и чувством этим власть, и величие, и сила, и святость, и милость» (Садук, «Ат-Таухид», хадис 367).

6. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Воистину, эта земля со всеми, кто в ней и на ней, по сравнению с тем, что под ней, подобна кольцу в пустыне, и оба они со всеми, кто в них и на них, по сравнению с тем, что под ними, — как кольцо в пустыне. И так же и третье, пока не достигнешь до седьмой (земли). И всё это и эти два неба — как кольцо в пустыне по сравнению с третьим. И это третье, и все, кто в нём и на нём, — как кольцо в пустыне по сравнению с четвёртым. И так пока не достигнешь седьмого. И эти семь небес со всеми, кто в них и на них, — как кольцо в пустыне по сравнению с морем, что сокрыто от обитателей земли. И семь небес, и сокрытое море — как кольцо в пустыне по сравнению с горами града». И тогда он прочитал аят: «И низводит Он с неба горы, в которых град» (24:43).

Пророк продолжил: «И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града — как кольцо в пустыне по сравнению с завесами света. И то семьдесят тысяч завес, свет которых избегает взоров. И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света — как кольцо в пустыне по сравнению со стихией, которой поражаются сердца. И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света, и стихия — в Престоле (Курси), как кольцо в пустыне». И тогда он прочитал этот аят: «Его престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (2:255).

Затем Посланник Аллаха сказал: «И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света, и стихия, и престол — как кольцо в пустыне по сравнению с Троном». И тогда он прочёл аят: «Милосердный — Он утвердился на троне» (20:5). Затем сказал: «И несут его ангелы не иначе, как повторяя: „Нет бога, кроме Аллаха, и нет силы и мощи, кроме как у Аллаха“» (Садук, «Ат-Таухид», глава 38, хадис 1).

7. Джасалик спросил Имама Али, да будет мир с ним: «Поведай мне о Великом и Всемогущем Аллахе: Он держит Трон или Трон держит Его?». Повелитель верующих сказал: «Великий и Всемогущий Аллах держит Трон, небеса, землю и всё, что в них, и всё, что между ними. Это и есть слова Аллаха: „Поистине, Аллах держит небеса и землю, чтобы они не исчезли. А если бы они исчезли, то никто бы их не удержал после Него; Он ведь — кроток, прощающ!“ (35:41)» («Аль-Кафи», т. 1, с. 129).

8. Давуд ар-Ракки рассказал: «Я спросил Имама Садыка, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха „И был Его Трон на воде“ (11:7). Он спросил: „Что говорят люди?“. Я сказал: „Они говорят, что Трон был на воде, а Господь был над ним“. Имам сказал: „Они лгут. Тот, кто полагает подобное, превратил Аллаха в переносимое и описал Его качеством творений. И получается, что то, что переносит Его, сильнее Его“. Я попросил: „Разъясни мне, да стану я жертвой за тебя“. Он сказал: „Прежде чем появились земля и небо, джинны и люди, солнце и луна, Аллах поручил Свою религию и Своё знание воде. Когда Он пожелал сотворить творения, Он рассеял их перед Собой и сказал им: «Кто ваш Господь?». И первыми, кто ответил, были Посланник Аллаха, Повелитель верующих Али и Имамы. Они сказали: «Ты — наш Господь!». И поручил им Аллах знание и религию. Затем Он сказал ангелам: «Они — носители Моей религии и Моего знания, они Мои доверенные среди Моих творений, и они ответственны». Затем Аллах сказал потомкам Адама: «Признайте за Аллахом господство, а за этими людьми руководство и подчинение им». Потомки Адама сказали: «Да, наш Господь, мы признаём!». И сказал Аллах ангелам: «Засвидетельствуйте!». И сказали ангелы: «Да, мы свидетельствуем…, чтобы завтра они не сказали: „Мы были небрежны к этому“. Или же не сказали бы: „Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?“»“ (7:172—173). Имам Садык сказал: „О Давуд, наше руководство подтверждено заветом с ними“» («Аль-Кафи», т. 1, с. 132).

Источник

Арш: трон Аллаха

В Коране и хадисах говорится о существовании трона Аллаха. В арабском языке слово «арш» означает «возвышенное место; потолок; дом; шатер», также оно употребляется в значениях «власть правителя; слава; почет; трон». В 18 аятах прямо или косвенно это понятие применяется по отношению к Аллаху.

О Всевышнем говорится, что Он «Владыка трона», «Обладатель трона»: «Скажи [, о Мухаммад]: «Если бы рядом с Ним существовали бы [другие] боги, как утверждают [неверные], то они непременно стали бы домогаться пути к Обладателю [небесного] трона» (Сура «аль-Исра», 17 / 42).

Также в Коране сказано, что Его трон находится на воде: «Он — Тот, кто создал, пока Его трон покоился на воде, небеса и землю за шесть дней, дабы испытать, кто же из вас лучше по деяниям. Если ты [, Мухаммад,] скажешь: «Воистину, вы будете воскрешены после смерти», — то неверные непременно скажут: «Это ведь не что иное, как явное колдовство!» (Сура «аль-Худ», 11 / 7).

В других аятах говорится, что Его Трон великий и возвышенный: «Они продали знамения Аллаха за ничтожную цену и сошли с пути, указанного Им. Воистину, прескверны их деяния!» (Сура «ат-Тауба», 9 / 129).

Из Корана известно, что ангелы окружают Трон, восхваляя Всевышнего: «И увидишь ты ангелов, стоящих сонмами вокруг Трона и прославляющих хвалой Господа своего: [ведь] между [людьми все] было решено по справедливости. И скажут все: «Хвала Аллаху, Господу [обитателей] миров» (Сура «аз-Зумар», 39 / 75).

Так как особых пояснений по поводу того, что представляет собой Арш, ни в Коране, ни в хадисах нет, поэтому уже во 2-м веке по Хиджре начались дискуссии об этом творении Аллаха. Некоторые авторы заявляют, что среди мусульман существовало единодушие по поводу того, что Арш – это некий объект, форму и сущность которого познать невозможно.

Особое значение придавалось понятию Арш в тасаввуфе. Об этом писал профессор Сулейман Улудаг: «В суфизме понятие «Арш» используется в разных смыслах. Согласно одному из них, это начало земного мира (алям-и халк). Этот смысл имеется в виду в аяте: «[Он] — Милостивый, который утвердился на [небесном] троне» (Сура «Та Ха», 20 / 5).

Согласно другому значению, Арш – это «место возвышения» (мустава) Аллаха. Например, это проявление «суда и решения» (фасл ва када), т. е. место, где Всевышний проявится в Судный День. В соответствии с еще одним смыслом Арш представляется как атрибут, означающий «охватывание; всё творение (мульк)». Таким образом, Трон Милосердного охватывает все творение.

Аллах не вмещается в небеса и землю, но вмещается в сердце Своего верующего раба. Сердце совершенного человека шире небес и земли. В таком случае, подобно тому, как Всевышний «возвышается» над Троном, Он точно так же «возвышается» над сердцем верующего, т. е. проявляет в таком сердце Свои имена. Таким образом, когда сердце становится Троном Аллаха, то совершенный человек становится местом проявления (мазхар) всех имен Всевышнего, и его именуют аль-арш аль-махдуд (ограниченный Трон)».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *