что такое тромплей в живописи
Жанр Trompe loeil: 3D рисунки и обманки в живописи
Сегодня проведу небольшой экскурс в жанр 3D, «trompe l’oeil» и «обманоки» в изобразительном искусстве. В изобразительном искусстве жанр Trompe l’oeil (тромплеи, обманки) применяется со времен Древней Греции. По легенде, на изображение виноградной грозди руки художника Зевксиса, слетались птицы ее клевать.
В европейской живописи тромплеи нашли свое отражение в натюрмортах. Это необычные классические натюрморты. Мастера обманок применяют много технических приемов, чтобы ввести в заблуждение зрителя. Они вызывают у зрителя неподдельный интерес к изображению, желание прикоснуться к изображению. Художник заставляет зрителя задуматься, реальные ли это предметы или двухмерное изображение. Но как только это сближение происходит, обманка растворяется, представляя взгляду зрителя всего лишь изображение.
Нужно заметить, что речь идет не о гиперреалистичном искусстве. А о куда более тонкой грани между условностью изображения и созданием иллюзии, имитации, игры, в которую втянуты чувства зрителя.
Толстой Федор Петрович, «Ягоды красной и белой смородины», 1818г. В этой работе художник сталкивает разные типы условности: нарисованные ягоды с тенью, и капли воды как бы настоящие. Иллюзия основана на игре ощущений: ощущение рисунка как невещи, а вещи как нерисунка.
Георг Хинц «Шкафы для украшений» (1666г.).
Корнелис Норбертус Гисбрехтс (1630-1683).
Frederic Edwin Church (1826 – 1900).
Антони Леманс Йоханнес (1633 – 1688).
Samuel van Hoogstraten (1627–1678).
Сергей Судаков (н/в) — еще один тип trompe l’oeil: предметы как бы выходят за рамки картины.
Теплов Георгий Николаевич, Натюрморт с нотами и попугаем, 1737г.
Свое развитие жанр trompe l’oeil получил в монументальной и интерьерной живописи. Обманка в интерьере позволяет визуально расширить пространство, обогатить его приумноженной трехмерностью и очень богатой игрой чувств для присутствующего человека. Такая живопись вызывает желание не только потрогать, но и шагнуть за грани иллюзорного пространства.
На этом фото: роспись стен входа в аллею в виде стеллажей и предметов на них.
На этом фото: в круглой комнате прописана стена с иллюзией галереи.
Еще фото жанра trompe l’oeil в интерьере.
В настоящее время жанр trompe l’oeil развился в другое направление — 3D рисунки. 3D рисунки не только продолжают свое развитие на холсте и бумаги. Они вышли далеко за пределы холстов и помещений.
В Стрит-арт, пожалуй, самым известным художником является Курт Веннер. Он рисует свои шедевры мелом на асфальте. Нужно заметить, что для такого рода обманок уже недостаточно знаний только перспективы и свето-тени. Важно мастерское применение техники проекции (анаморфоза).
Несколько фото Курта и других художников.
А вот примеры trompe l’oeil на стенах домов.
Обманки на улицах Uskadar в Стамбуле. Испанский уличный художник Pejac.
И на последок, предлагаю посмотреть 3D рисунки, сделанные карандашом.
«Ах, обмануть меня не трудно.
Я сам обманываться рад!»
А. Пушкин «Признание»
В истории европейского искусства есть необычные картины, которые стоят как бы в стороне от других и которые называются «обманка», или «тромплей» (фр. trompe-l’;il, «обман зрения»).
История картин-обманок восходит к Древней Греции. Легенда рассказывает, что в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину.
Мастера обманки применяли множество приемов, чтобы вызвать у зрителя желание дотронуться до предметов, представленных на картине.
Они писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги, создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и так далее.
Скрытые от взгляда фрагменты предметов и надписей побуждали человека протянуть руку, чтобы отдернуть иллюзорную занавеску и увидеть предмет или прочитать фразу целиком.
Мастера умело использовали светотень, передавали блеск стекла, металла, тщательно выписывали фактуру предметов, стараясь сделать их, осязаемо реальными.
Поскольку тромплеи в принципе делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, они иногда не вставлялись в раму, чтобы выглядеть как можно более естественными.
Внимательно рассматривая эти картины, зритель был часто «. сам обманываться рад», восхищаясь мастерством и изяществом их исполнения.
Жанр живописной обманки XVII века оказался тесно связан с искусством самых разных уровней, эмоционально объединяя виртуозные, но всего лишь любопытные обманки Хоогстратена и Гейсбрехта, например, с высочайшим искусством Питера де Хоха и Вермеера Дельфтского.
В России самым знаменитым мастером тромплеи был художник начала XIX века граф Федор Толстой. Он был почетным членом многих европейских Академий художеств.
Сложно даже сказать, какие произведения в первую очередь приходят на ум любителю искусства при упоминании его имени, но «кормили» художника именно картины-обманки, которые он часто выполнял на заказ, в том числе для императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны.
И в этом искусстве Федору Толстому трудно найти равных.
Свою знаменитую акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818) он повторял столь многократно, что сам художник говорил: «. можно не шутя сказать, что моя семья питалась одной смородиной».
Что такое trompe l’oeil
Все просто — художественный прием в декоративно-прикладном искусстве, который называют по-французски trompe l’oeil [tʁɔ̃p ɛl’oeil ] означает оптическую иллюзию.
Словарь поясняет: тромплёй (фр.trompe-l’œil — «обманчивый глаз», «обманчивая видимость») — это способ изображения и совокупность технических приёмов, «создающих иллюзию невозможного, либо напротив — представление доступного, осязаемого, но на самом деле несуществующего».
Все когда-нибудь сталкивались с такими примерами декора, просто не знали, что это так называется.
В антикварном серебре от Tiffany & Co можно увидеть элементы trompe l’oeil «капля». Тающие серебряные металлические капли сбегают по стенкам сосудов, как будто это капли воды или плавящегося металла. Такой прием был заимствован дизайнерами компании Тиффани на рубеже XIX и XX веков у японских мастеров.
Когда Эдвард Чендлер Мур вернулся с Парижской выставки 1878 года, он привез с собой много приобретенных там японских товаров. Эти изделия должны были стать моделями и вдохновить дизайнеров Tiffany & Co.
Среди этих произведений была удивительная бронзовая ваза с орнаментом в виде капель. Интересно отметить, что в число экспонатов, переданных Эдвардом Муром Музею искусств Метрополитен входит японская бронзовая ваза с каплями, идущими по краю. Эти капли воды перекликаются с волнами подставки и морскими мотивами вазы.
Ваза-кувшин среди волн, Япония, период Мэйдзи (1868-1912), вторая половина 19 века, из собрания Метрополитен-музея, Нью-Йорк.
Ваза с каплями заинтересовала ведущего дизайнера фирмы Чарльза Т. Грожана, который оставил в своих дневниках быстрый эскиз капельного декора. Мастер много экспериментировал в этом направлении с разными металлами и сочетаниями металлов. Одна небольшая ваза с «капельным» декором в настоящее время экспонируется в музее Метрополитен. Она интересна тем, что при ее изготовлении испробованы все искания и новинки, которые в те времена внедряла Tiffany & Co.
Инкрустация из чистого серебра на вазе Tiffany Mixed Metal Trompe l’Oeil, ок. 1879 г.
Редко можно увидеть такой уникальный дизайн, как на этой необычной вазе. Корпус в форме тыквы насыщенного пурпурно-красного цвета, украшен инкрустацией из нескольких металлов. Инкрустация включает золото и особую смесь серебра сероватого оттенка, напоминающего олово. Еще более примечательна инкрустация из чистого серебра в нижней части корпуса. Эта инкрустация выполнена в виде неравномерного «разбрызгивания» в четырех местах.
Эта ваза является одним из очень немногих сохранившихся примеров работы Тиффани с красной обработкой поверхности. Красный цвет вазы — результат глубокого патинирования меди. Сохранившиеся рисунки вазы показывают, что кажущиеся случайными пятна на красной поверхности и многослойные каскадные капли были тщательно спланированы. Примечания к рисункам также указывают, что чистое золото должно было быть «инкрустировано чеканкой». Технически, нанесение чистого серебра на медь по детализированному рисунку, подобному этому, является сложным процессом, который, вероятно, включает маскировку областей, удаление меди с помощью кислотной ванны, а затем электроосаждение серебра в пустотах. В те времена Tiffany & Co экспериментировала с этим электрическими и гальваническими процессами, пробуя разные мощности батарей и разные технические решения.
Еще один пример капельного Tiffany Mixed Metal Trompe l’Oeil — набор для эля, состоящий из кувшина и двух кружек, ок. 1878 г.
Этот кувшин для эля, включающий красочный и живописный набор металлических сплавов в сочетании с природными формами и орнаментом, является воплощением «японского» стиля Tiffany. Кованая отделка этого кувшина и чашек для эля была продемонстрирована Тиффани на многочисленных работах, представленных на Парижской выставке 1878 года, и получила большое международное признание. Поскольку этот набор отмечен французскими импортными марками, вероятно, кувшин и кружки выставлялись на Парижской выставке.
Тромплей
Тромплей (фр. trompe-l’œil, «обман зрения») — это технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости.
Содержание
Тромплей в античный период
Этот приём использовался уже в Древней Греции и Древнем Риме. Типичный пример античного тромплея — настенное изображение окна, двери или атриума для создания ложного эффекта того, что комната больше, чем она есть.
В одной из популярных древнегреческих историй рассказывается о споре между известными художниками. Зевксис создавал настолько реальные и убедительные картины, что птицы прилетали и клевали нарисованный виноград. Зевксис спросил своего соперника Парразия (Parrhasius), можно ли ему скинуть изорванную в лохмотья штору с картины, чтобы оценить её. Но обнаружил, что эта штора нарисована. Так Зевксис вводил в заблуждение птиц, а Парразий ввёл в заблуждение Зевксиса.
Тромплей в период Ренессанса
С пониманием законов перспективы итальянские живописцы позднего кватроченто, как Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли, начали рисовать стены и своды, в основном фрески, с использованием законов перспективы для создания эффекта увеличения пространства. Этот тип тромплея известен как di sotto in sù, снизу вверх в переводе с итальянского.
Тромплей после Ренессанса
Законы перспективы XVII века, более полно интегрируемые в архитектурную иллюзию и использовавшиеся художниками для того, чтобы «открыть» пространство стены или свода, получили название quadratura. Один из превосходных примеров архитектурного тромплея представляет собой купол Иезуитской церкви в Вене художника Андреа Поццо, который хотя лишь слегка изогнут, но создаёт впечатление реального архитектурного сооружения.
Применение тромплея в различных сферах
Тромплей используется создателями фильмов для съёмки сложных сцен. Для этого часть сцены рисуется на стекле, которое помещается перед камерой во время съёмки сцены. Этот способ использовался при съёмке ранних фильмов серии Звёздных войн.
Также тромплей используется для создания трёхмерных татуировок и рисунков в стиле боди-арт.
Тромплей получил распространение среди художников, рисующих на асфальте.
Примеры тромплея в скульптуре
Мраморный бюст с прозрачной вуалью, ХХ век, Музей Бэнкфилда
Этот эффект не пропадает под любым углом и на любом расстоянии.
Современный тромплей, фонтан-мозаика в форме ковра
Примеры настенного тромплея
Живопись на куполе церкви Сант-Иньяцио, Рим
Фасад театра Saint-Georges, Париж, Франция
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Тромплей» в других словарях:
тромплей — trompe l oeil? архит. Обрезная статуя. Плужников … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Тромплей — Обрезная статуя. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
тромплей — Фігура з площинним зображенням у середині силуетного контуру. Встановлювалась у садибних парках, багатих особняках, церквах. Інша назва статуя обрізна … Архітектура і монументальне мистецтво
Боршграв, Изабель де — Изабель де Борграв Имя при рождении: фр. Isabelle de Borchgrave Дата рождения: 1946 год(1946) Место рождения … Википедия
Вилла Барбаро — Координаты: 45°48′43″ с. ш. 11°58′35″ в. д. / 45.811944° с. ш. 11.976389° в. д. … Википедия
Дом там, где сердце (фильм) — Дом там, где сердце Where The Heart Is Жанр комедия Режиссёр Джон Бурмен Продюсер Джон Бурмен Эдгар Ф. Гросс Ш … Википедия
Оптические иллюзии — Основная статья: Зрение человека Оптические иллюзии (зрительные иллюзии) ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины… … Википедия
Дом там, где сердце — Where The Heart Is Жанр комедия Режиссёр Джон Бурмен Продюсер Джон Бурмен Эдгар Ф. Гросс Шон Райэрсон … Википедия
Оптическая иллюзия — Основная статья: Зрение человека Оптическая иллюзия (зрительная иллюзия) ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины… … Википедия
ngasanova
Вспомнить, подумать.
Тромплей
Тромплей, или обманка — это прием, с помощью которого художники показывают «фокус»:
создают на плоскости объемную реальность.
Легенда гласит:
в V веке до нашей эры древнегреческие художники Зевксис и Паррасий поспорили,
кто лучше распишет стену храма.
Зевксис, V век до н. э.
Художники устроили конкурс на лучшее полотно.
В час презентации Зевекис снял с работы завесу — а там виноград настолько реалистичный,
что птицы принялись его клевать.
— Твоя очередь, снимай покрывало! — бросил сопернику довольный художник.
Паррасий Эфесский, живописец
— Не могу — ответил Паррасий, — покрывало тоже нарисовано!
Зевксис склонил голову.
«Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца».
Так состоялась презентация первых тромплеев. Позже художники начали использовать
этот прием, чтобы визуально расширить пространство: рисовали на стенах ниши,
окна и другие детали.
Геррит Доу. «Автопортрет»
Геррит Доу Торговец домашней птицей в магазине
Геррит Доу Отшельник
От Корнелис Сафтлевен
Корнелис Сафтлевен «Кот, смотрящий через забор».
От Самюэля ван Хогстратен, ученика Рембрандта
Старший из семерых детей в семье Хогстратен рисовать любил с малых лет. Сначала
брал уроки у отца, затем — у Рембрандта. У него в мастерской Самюэл познакомился
с коллегой, который увлек его оптическими иллюзиями — с Карелом Фабрициусом.
Так художник полюбил тромплей.
Самюэл ван Хогстратен Перо и ножницы
Самюэл ван Хогстратен Письмо
Самюэл ван Хогстратен Тапочки
Самюэл ван Хогстратен Коридор
От Петрус Кристус (1410-1475)
Ученик Яна ван Эйка не раз помогал старому мастеру с заказами и получил его
мастерскую в наследство. Помимо главного наставника, на стиль Кристуса
повлияли Рогир ван дер Вейден и Робер Кампен.
Петрус Кристус Портрет картезианского монаха
«Тромплейная часть» картины — деревянная рамка, которая на самом деле нарисована.
Петрус Кристус Св. Элигий в мастерской
Фламандский художник родом из Антверпена любил натюрморты,обманки и поражал
королей умением рисовать полотна, максимально похожие на реальность.
Корнелис был придворным художником королей Дании Фредерика III и Кристиана V.
Корнелис Норбертус Гисбрехтс Тромплей с мандолиной, нотной тетрадью и др. предметами
«Тромплей. Оборотная сторона картины в раме» (1668−1672 гг),
Копенгаген, Государственный музей искусств
. Корнелис Норбертус Гисбрехтс Тромплёй Vanitas 1668,
От Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825)
Художник Иоганн Генрих Фюссли (1741−1825) известен как автор серии картин на
тему кошмара. Бывший пастор, который стал выдающихся художником.
Репродукция картины Фюссли «Ночные кошмары» висела у кабинета Фрейда.
Мастер любил все мистическое, мрачное и был не прочь наблюдать за играми
разума — немудрено, что его картины нравились отцу психоанализа.
Иоганн Генрих Фюссли Обманка
Фюссли дружил с поэтом и художником Уильямом Блейком, не боялся заглядывать в
глаза человеческим страхам и вообще считался главным новатором в живописи своей
эпохи. Но в то же время уважал основательный, классический подход: хорошо знал
историю искусств, мифологию, изучал античность и заимствовал из прошлых
эпох строгость форм.
Каталонский художник родился на севере Испании, неподалеку от Пиренеев. Любил
пейзажи и религиозную тематику,но также удивлял зрителя и новаторскими штучками.
Он дважды имел возможность стать главой крупной школы живописи в Барселоне,
но вместо этого создал собственную Академию искусств.
Пер Боррель дель Касо «Бегство от критики»
(1874 г., коллекция банка Испании, Мадрид)
От Хуан Санчес Котан
Один из основателей испанского реализма, человек с мурчащей фамилией Котан много
лет писал в Толедо натюрморты и портреты, а затем бросил все и стал послушником
в монастыре. Усталость от мирской суеты привела художника туда,где у него появилось
много времени на совершенствование мастерства.
Хуан Санчес Котан Натюрморт с айвой, дыней, капустой и огурцом
От Гелия Коржева (1925-1012)
Гелий Коржев — представитель «сурового стиля». Это направление советского реализма,
характерное для стыка 50-х и 60-х. «Суровые ребята» стремились на холсте передать
брутальность новых героев и новой жизни. В основном их персонажи похожи на Гошу
из фильма «Москва слезам не верит»: резкие, где-то даже навязчивые,
но подкупающие напором.
Гелий Михайлович Коржев Самовар
От Федора Толстого (1783−1873)
Граф Толстой зарабатывал на творческие эксперименты «утилитарными», но
впечатляющими обманками и натюрмортами. Акварель «Ягоды красной и белой
смородины» (1818 г.) художник повторял так часто, что сам шутил:
«Моя семья питается одной смородиной!».
Говорят, его работы заказывала сама императрица Мария Федоровна (жена
Александра III).
Граф прославился не только талантом,но и своенравностью, необычными манерами
и страстью к путешествиям.
Федор Петрович Толстой Ягоды красной и белой смородины 1818
Федор Петрович Толстой Ветка винограда 1814
Федор Петрович Толстой Вилла на озере Обго 1813
Федор Петрович Толстой Ветка сирени и канарейка, 1819
Федор Петрович Толстой Нарцисс 1814