что такое троллейная линия
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Троллейная линия
Троллейные линии собирают из отдельных изделий, поставляемых комплектно для каждой из линий, или в виде комплектных троллейных секций со специальными токосъемниками. [1]
Троллейные линии собираются из отдельных изделий либо из комплектных троллейных секций. Отдельными изделиями для троллейных линий являются троллеи; подпиточные шины, троллейные кронштейны, троллейные компенсаторы, троллейные планки, светофоры, а также ящики с коммутационной аппаратурой. [2]
Троллейные линии должны размещаться со стороны, противоположной расположению кабины мостового крана. [3]
Троллейные линии для питания кранов, электрических талей и других подъемно-транспортных механизмов выполняют с помощью троллейных шинопроводов серии ШТМ на токи 200 и 400 А. Все виды шинопроводов изготовляются заводами Главэлектромонтажа. [4]
Троллейные линии необходимо оборудовать приспособлениями для автоматического отключения их в случае обрыва. [5]
Троллейные линии должны иметь приспособления для автоматического выключения их в случае обрыва. [8]
Троллейные линии служат для электропитания мостовых кранов, кран-балок и тельферов. [9]
Троллейные линии служат для питания мостовых кранов, кран-балок, электроталей ( тельферов) и других передвижных механизмов. [10]
Троллейные линии выполняются преимущественно из угловой разнобокой стали. Токосъем с троллейной линии осуществляется скользящими токосъемниками, укрепленными на фермах кранов или кран-балок. [11]
Троллейные линии подключаются, как правило, к главным питающим магистралям или к шинам КТП. К питающим магистралям могут быть подключены отдельные в основном мощные электроприемники. Радиальные схемы питающих сетей с распределительными устройствами ( РУ) или щитами применяются при наличии нескольких мощных потребителей, не связанных единым технологическим процессом или удаленных друг от друга настолько, что питание их по магистральной схеме нецелесообразно. Радиальные схемы находят применение в цехах с агрессивной или взрывоопасной средой. При этом все коммутационные аппараты располагаются в отдельных изолированных помещениях. [15]
Содержание материала
Линии главных крановых троллеев представляют собой троллеи с подпиточными шинами (или без них), смонтированные на кронштейнах с троллеедержателями, или комплект специальных секций, соединенных между собой. Трассы троллейных линий проходят по подкрановым балкам.
Для обеспечения надежного и четкого токосъема, обусловленного плавным перемещением токосъемника по троллеям с малоизменяющимся давлением на них, троллеи прокладываются строго параллельно рельсам подкрановых путей с жесткой привязкой троллеев к рельсу подкранового пути, которая характеризуется расстояниями от оси рельса до оси троллеев и от верхней точки рельса до верхней точки верхнего троллея. Расстояние от оси рельса до оси троллея 550—600 мм для троллейных кронштейнов с межфазными расстояниями 250 и 450 мм и до 350 мм для троллейных кронштейнов с межфазным расстоянием 140 мм (обычно однобалочных кранов). Расстояние от верхней точки рельса до верхней точки верхнего троллея 300—350 мм.
На рис. 55 даны примеры крепления троллейных кронштейнов к железобетонным и металлическим подкрановым балкам.
Крепление троллейных кронштейнов к железобетонным подкрановым балкам (рис. 55,а) осуществляется приваркой П-образного элемента кронштейна
к коротким уголкам («коротышам») шпилек, укрепленных в сквозных отверстиях балок. К металлическим (рис. 55,б) балкам троллейные кронштейны крепятся приваркой непосредственно П-образного элемента кронштейна к ребрам жесткости этих балок.
Достаточная жесткость троллеев обеспечивается установкой троллейных кронштейнов на расстоянии 3 м друг от друга.
Рис. 55. Крепления троллейных кронштейнов к балкам.
а — железобетонной; б — металлической; 1— П-образный элемент; 2 — шпилька; 3 — железобетонная балка; 4 — металлическая балка.
Крановые троллейные линии различаются по числу троллеев (троллейных «ниток»), сортаменту стали, из которых эти троллеи изготовляются, и числу рабочих и ремонтных участков. Для троллеев применяются: стальные уголки, швеллеры, двутавры, профили круглого и квадратного сечений, а также аналогичные профили из алюминиевых сплавов.
Число ремонтных участков зависит от числа кранов, питающихся от линии. Для одного крана достаточен один ремонтный участок с одного конца; для двух — два участка с двух концов линии, для трех и четырех — три ремонтных участка (два с концов и один посредине линии).
Кроме того, ремонтные участки бывают в местах технологических разрывов, с которыми граничит зона обслуживания крана. Минимальная длина крайних ремонтных участков обычно на 2 м больше ширины крана, средних — больше на 4 м.
Троллеи рабочих и ремонтных участков имеют разрыв (зазор), равный 50 мм, образованный соответствующим закреплением концов этих троллеев на троллее- держателях секционного кронштейна.
Следует отметить, что на крайних кронштейнах концы троллеев выступают на 150—200 мм за пределы троллеедержателей.
Компенсация температурного удлинения троллеев осуществляется компенсаторами, которые устанавливаются через каждые 30 м; если длина троллеев рабочего участка составляет примерно 60 м, то ставится посредине один компенсатор. Компенсаторы предпочтительно устанавливать у температурных швов зданий.
Перемещение троллеев при температурных изменениях направленное. Это достигается закреплением концов троллеев (например, приваркой к пластине троллеедержателя) таким образом, что перемещение троллея возможно в сторону компенсатора либо секционного разрыва, если такой имеется.
Если электропроводность троллеев не достаточна по условиям потери напряжения (обычно для троллеев из угловой стали), то параллельно троллеям прокладываются шины так называемой подпитки, к которым троллеи присоединяются в определенных местах. Присоединение выполняется при помощи подпиточной планки, которая соединена с подпиточной шиной и приваривается к троллею. Конструкция подпиточной планки такова, что после приварки к троллею она становится также закрепой для подпиточной шины.
Для троллейных линий передвижных электроталей, однорельсовых тележек с крюком или подъемным магнитом грузоподъемностью до 10 Т применяются тельферные кронштейны или кронштейны-траверсы с троллеедержателями, расположенными в горизонтальной плоскости.
Эти кронштейны крепят приваркой скобы к монорельсу. Расстояние от оси монорельса до оси ближайшего троллея 225 или 375 мм в зависимости от конструкции тельфера. Для этих троллеев применяется либо стальная полоса 40X4, либо стальной уголок 32X32X3 или 40 Х40Х4. Секционных кронштейнов для таких линий нет; при необходимости в месте секционирования устанавливаются рядом два кронштейна, на каждом из них крепят троллеи соответствующей секции с зазором 50 мм.
Питание троллейных линий осуществляется через коммутационные аппараты (рубильники, автоматы, контакторы). Троллеи ремонтных участков могут питаться как от троллеев рабочего участка, так и непосредственно от источника питания; как в том, так и в другом случаях питание подается через коммутационный аппарат.
Ящики с коммутационными аппаратами устанавливают обычно на ремонтных площадках и стенах и колоннах на уровне ремонтных площадок вблизи секционного разрыва. Провода питающих линий присоединяют к троллеям, а при наличии подпиточных шин — к шинам. К троллеям провода присоединяют через переходную сталеалюминиевую планку, привариваемую к троллеям.
Световая сигнализация. Каждый участок троллеев (как рабочий, так и ремонтный) снабжается световой сигнализацией. Эта сигнализация осуществляется ламповыми светофорами; каждая из ламп светофора включена на фазу (полюс) троллейной линии секции. Долговечность службы ламп достигается снижением на них напряжения на 10% против номинального.
Комплектные троллейные линии.
Наряду с описанным выполнением троллейных линий, которые собираются из отдельных элементов (троллеев, подпиточных шин, троллейных кронштейнов и пр.), троллейные линии выполняются из комплектов специальных троллейных секций (аналогично линиям сетей из шинопроводов). Комплектная троллейная линия состоит из троллейных секций в виде шестиметровых коробов, содержащих троллеи, смонтированных с подпиточными шинами на троллеедержателях, разрывами для секционирования и компенсаторами, а также с планками-контактами для присоединения питающих проводов, соединенных друг с другом и укрепленных на подкрановых балках.
Каждый из коробов секции имеет элемент, выполненный в виде направляющих для колесиков тележки, на которой установлен токосъемник. Из направляющих отдельных коробов создается путь, по которому токосъемник перемещается вдоль троллеев.
Токосъемник с краном связан гибко; гибкая связь исключает последствия толчков при движении крана.
Бестроллейная скользящая система питания кранов.
В цехах, в которых по разным соображениям нежелательно иметь открытые троллеи, применяется бестроллейная скользящая система питания кранов. Она представляет собой комплект колонок, в верхней части которых, в их головке, установлены утоплено пластины, число которых соответствует числу троллейных ниток. К пластинам подведено питание. Токосъемник выполнен в виде лыж, которые скользят по пластинам при движении крана. Расстояние между колонками увязано с длиной лыж таким образом, что лыжи в любом месте пути крана касаются минимум пластин одной колонки, причем лыжи переходят с колонки на колонку без разрыва цепи.
По соображениям безопасности эксплуатации при напряжении до 500 в расстояние от троллейных проводников до уровня пола или земли должно быть не менее 3,5 м, а в проезжей части — не менее 6 м.
Троллейные линии должны размещаться со стороны, противоположной расположению кабины мостового крана.
Коммутационные аппараты, через которые питаются троллеи, должны запираться на ключ.
Содержание материала
ГЛАВА ПЯТАЯ
ЦЕХОВЫЕ ТРОЛЛЕЙНЫЕ ЛИНИИ
Основные положения
Основными видами цеховых троллейных линий являются троллейные крановые и тельферные линии. Их конструктивное исполнение зависит, в основном, от грузоподъемности и количества кранов и тельферов. Кроме того, троллейные линии могут быть с жесткими и гибкими троллеями. В настоящей главе не рассматриваются линии с гибкими троллеями (свободной подвески) как редко применяемые для цеховых троллейных сетей.
Троллейные линии собираются из отдельных изделий либо из комплектных троллейных секций. Отдельными изделиями для троллейных линий являются троллеи; подпиточные шины, троллейные кронштейны, троллейные компенсаторы, троллейные планки, светофоры, а также ящики с коммутационной аппаратурой.
Для троллеев применяются отрезки сортовой стали 40X40X4, 50X50X5, 63x63X6 и 75X75X8, швеллеры № 8 и 10, двутавры № 10, полосы 40X4 длиной 3, 6 или 12 м, отрихтованные и окрашенные, а для подпиточных шин — отрезки алюминиевых шин такой же длины.
Длина стальных отрезков для троллеев и отрезков алюминиевых шин зависит от условий поставки и принятой технологии монтажа. При изготовлении троллеев и шин на месте монтажа они обычно делаются большей, при изготовлении на заводе — меньшей из указанных длин.
Наряду со сталью для троллеев в связи с ростом мощности кранов применяется в качестве материала алюминиевый сплав, например АД31Т1.
В зависимости от того, для каких троллеев предназначаются троллейные кронштейны, они разбиваются на две основные группы — крановые и тельферные.
Изделия для троллейных линий
Крановые троллейные кронштейны (рис. 52,а и б) представляют собой металлоконструкцию с несколькими (по числу троллеев) троллеедержателями.
Металлоконструкция крановых троллейных кронштейнов, выполненная обычно из прокатных или листогнутых уголков и швеллеров, представляет собой стойку с консолями (полками) или без них и с элементами для закрепления в виде приваренных к ней двух уголков, двух швеллеров или П-образной скобы из уголков.
Рис. 52. Крановые и тельферные троллейные кронштейны:
а —для тяжелых кранов; б — для легких кранов; в — тельферные;
1 — стойки; 2 — элемент крепления; 3 — троллеедержатель; 4 — консоль; 5 — установочная скоба.
Крановые троллейные кронштейны разделяются на промежуточные и секционные. Секционные отличаются от промежуточных наличием двойного комплекта троллеедержателей (для возможности крепления концов троллеев двух секций).
Троллеедержатели кронштейнов рассчитаны на разные усилия; допустимая нагрузка троллеедержателей для цеховых троллейных сетей лежит в пределах 50—300 кГ. Троллеедержатели обеспечивают закрепление троллея, допускающее осевое перемещение в пределах 50 мм.
Троллеедержатели устанавливаются либо на консолях (рис. 52,а), либо непосредственно на стойке (рис. 52,б).
Рис. 53. Элементы троллейных линий.
а — проволочный компенсатор; б — ленточный компенсатор; в — троллейная планке; г — подпиточная троллейная планка; 1 — троллей; 2 — планка троллейная; 3 — переход алюминиевый; 4 — подпиточная шина.
Кронштейны для установки на железобетонных подкрановых балках имеют комплект шпилек с приваренными к ним отрезками уголков; этот комплект является промежуточным, необходимым для крепления. Для установки на металлических балках кронштейны обычно не имеют таких дополнительных элементов.
Тельферные троллейные кронштейны (рис. 52,в) представляют собой металлоконструкцию, на которой установлены троллеедержатели. В отличие от крановых кронштейнов троллеедержатели тельферных кронштейнов расположены горизонтально в один ряд. Металлоконструкция тельферного кронштейна выполнена в виде консоли, имеющей на одном конце установочную скобу, которая приваривается к монорельсу. Секционных тельферных кронштейнов нет.
Троллейные компенсаторы предназначены для создания гибкой связи с сохранением непрерывности электрической цепи в местах разрывов троллеев. Компенсаторы выполняются проволочными и ленточными. Проволочные компенсаторы (рис. 53,а) состоят из гибкого алюминиевого провода, к которому на концах приварены стальные пластины. Ленточные компенсаторы рис. 53,б) состоят из алюминиевых лент (перьев), приваренных к стальным пластинам.
Рис. 54. Разрез комплектной троллейной секции.
1 — короб; 2 — троллеедержатель; 3 — троллей; 4 — тележка с токосъемником.
Троллейные планки (проводные) применяются для присоединения проводов питающей линии к троллеям. Планка (рис. 53,в) представляет собой стальную пластину, к которой приварен наконечник для присоединения жилы провода опрессовкой.
Подпиточная планка (рис. 53,г) служит для присоединения подпиточной шины к троллею с одновременным ее закреплением на троллее. Алюминиевая часть планки приваривается к подпиточной шине, стальная — к троллею.
Светофоры.
Для сигнализации наличия напряжения на троллейных линиях применяются светофоры: трехламповые для трехпроводных линий и двухламповые — для двухпроводных.
Светофор состоит из металлического основания, на котором смонтированы три или две специальные арматуры. Сопротивления, включенные последовательно с лампами, обеспечивают снижение напряжения на зажимах ламп на 10%.
Комплектная троллейная секция (рис. 54) для троллейной линии представляет собой шестиметровый короб. В нем установлены две металлоконструкции с троллее- держателями, на которых укреплены шестиметровые отрезки троллеев при необходимости с подпиточными шинами. Края короба имеют направляющие, по которым на колесиках может перемещаться токосъемник, гибкой связью соединенный с краном. Связь делают предельно гибкой для исключения передачи толчков крана на токосъемник.
Вместо короба может быть применен лоток с аналогичными направляющими.
Наряду с секциями, содержащими сплошные отрезки троллеев, имеются секции с компенсаторами и с разрывами для секционирования.
Что такое троллеи мостового крана?
Что такое троллеи мостового крана? Троллеи – это жесткие или гибкие токоподводы, широко распространенные на подъемно-транспортном оборудовании.
Для подачи питания к крановому механизму по троллейному принципу применяется токоподвод из стального профиля различной формы, в качестве альтернативы возможна установка рельс.
Троллейный шинопровод – закрытая цепь, которая может устанавливаться как в помещении, так и на открытом воздухе.
Рис.1. Крановые троллеи
Электрическая троллея может быть открытой или закрытой. В открытой троллее кабели полностью отсутствуют. Ток подается через медные жилы и передается по специальным токосъемникам.
Закрытые троллеи обладают повышенной надежностью и долговечностью. Медные жилы помещаются в ячеистый ПВХ кожух. Крановые троллеи имеют класс защиты IP 13, при необходимости дополнительно комплектуются защитной шторкой.
Главный параметр оценки пропускной способности троллея – сечение. Оно определяется исходя из расчета мощности тока, длины электрической цепи и проводимости применяемого материала. Максимальная потеря напряжения в сети не может превысить 12 %.
Установка троллейных линий осуществляется на безопасном расстоянии от стены и кранового механизма. Крепежные лапы устроены таким образом, чтобы надежно закреплять уголковые троллеи.
Рис. 2. Крановые троллеи
Троллеи, расположенные за пределами крана, называются главными, а те, которые располагаются непосредственно на мосту – крановыми (вспомогательными). В зависимости от вида тока (постоянного или переменного) главные троллеи выполняются спаренными из двух или трех троллеев.
Медные проводники соединяются с троллейными конструкциями сварным методом. При больших расстояниях пространство между проводами заполняется медными перемычками. Одно из основных преимуществ данного типа питания – простота обслуживания. При выходе из строя отдельного участка его можно локализовать без полного отключения линии. Чтобы определить вышедший из строя участок, на главный троллей устанавливается электрическая лампочка.
Крановые троллеи: что это такое, устройство закрытого типа для мостовых и козловых кранов
Из чего состоит
Внешний токоподвод изготовляется из стального профиля различной конфигурации, чаще всего неравнополочного уголка. Иногда используют рельс.
При установке троллеи изолируются от стен посредством держателей с фарфоровыми изоляторами.
Для защиты от ржавления, за исключением поверхностей, контактирующих с токосъемником, их покрывают краской (как правило, красной), или применяют токопроводы из цветных сплавов.
В целом открытая троллейная линия мостовых и козловых кранов состоит из блоков, закрепленных кронштейнами, защищенными от конструкций грузоподъемного механизма. Электропитание поступает от стационарных направляющих на аппаратуру через мобильные скользящие токоприемники.
Подвижный подвес
Токоподводы могут подвешиваться на фиксирующих или подвижных подвесных элементах вдоль крановых путей на кронштейнах, прикрепленных к опоре (например, к двутавровой балке). Выполняют роль дополнительного крепежа для подстраховки токомагистрали. Выполняются данные комплектующие из нержавейки. Стандартное расстояние между ними для внутренней и наружной установки – 1200 мм.
Каждая секция комплектуется четырьмя узлами. Изолятор требуется для того, чтобы троллейный шинопровод мог свободно смещаться. Это может, например, понадобиться при его наращивании, ремонте или модернизации, изменении температурного режима.
Подвес скользящий
Стыковая крышка
Фиксирующий подвес
Подвод питания
Концевой источник нужен для подключения к электросети. Монтируется как на правом, так и на левом краю троллейной магистрали. Линейный подвод устанавливается на любом выбранном стыке двух секционных блоков токопровода.
Оба вида подвода электроэнергии поставляются отдельно.
Контактный рельс
Похожие новости
Токосъемник
Специальное мобильное устройство. Передвигаясь по шинопроводу, оно с помощью угольных щеток «забирает» электроэнергию с медных шин, после чего передает грузоподъемному агрегату.
Корпус производят из высокопрочного и лёгкого пластика, в который добавлено для усиления стекловолокно. Механический контакт с токоприемником осуществляется с помощью механизма захвата, передача электричества происходит через подпружиненные щетки.
Концевая заглушка
Монтирование
Стыкуем шины
Стыковка шинопровода производится через пружинные и винтовые соединения. Последние используются в троллейных сетях с большей нагрузкой (125, 160 и 200A).
Медные имеют с одного края пружинный механизм для стыковки, с другой – выступ. Состыкуемые направляем друг к другу, вставляем одни концы выступами в пружинные защелки на расстояние, рекомендованное производителем и указанное в инструкции.
Затем обе части токопровода стыкуем, прижимая до полного защелкивания фиксаторов. Сочленение должно получиться жестким, без выступающих ребер, зазоров. Его прочность проверяем визуально и вручную, пытаясь разомкнуть и сместить стороны корпуса. Допускаются щели между шинами до 2 мм.
Устанавливаем кронштейн для крепления
Устанавливаем скобы в вертикальном положении, затягиваем гайки и контргайки. Необходимо, чтобы боковые полки были направлены строго вниз. Обращаемся с ними аккуратно, дабы не допустить случайно их деформации. Расстояние между скобами не более 1,5 метров. Чтобы зафиксировать шинопровод, никакого особого инструмента не понадобится.
Внимательно следим, чтобы нижние ребра троллеи для крана-балки улеглись в узкие пазы. Следим, чтобы индикатор и предохранительный уголок находились по одной стороне токопровода.
Жесткий подвес монтируем посередине установки.
Помещаем токосъемник в нишу контактного рельса
Перед этой операцией ещё раз проверяем, отключен ли токопровод от электросети.
Вставляем токосъёмное устройство в торец секции. Стопор-предохранитель помогает нам произвести операцию в правильном положении.
Следим, чтобы не была нарушена полярность между шинопроводом и токосъёмником.
Присоединяем при помощи кабеля тележку токосъёмника к токопроводу. Здесь главное, что соединительный провод не должен мешать двигаться.
Затягиваем болты на стыке двух контактных рельсов
Закрываем токоведущие части от случайного прикосновения с кронштейном для сочленения
Подключаем питающий кабель к вводному фидеру
Запускаем линию и смотрим, что все было собрано правильно
Виды троллеев
Различают главные и крановые. Первые расположены за пределами машины и используются для подачи электроэнергии на один или несколько грузоподъемных механизмов в пролете. Вторые располагаются на мосту и подают ток непосредственно на тележку. Их ещё называют вспомогательными.
Но основное различие среди них кроется в конструкции и принципе работы. С этой точки зрения пути козлового и мостового подъемника подразделяются на внешний и закрытый типы.
Открытый
Однако система имеет существенные недостатки, которые заставляют большие предприятия отказываться от их применения.
Токоведущие элементы в ней всегда на виду, что представляет собой опасность для персонала в производственных цехах. Кроме этого, они не защищены от попадания влаги, пыли, посторонних предметов, что снижает производительность линии.
Отсутствие должной защиты и нерегулярное обслуживание быстро приводят к загрязнению, износу троллейного пути. Это, в свою очередь, ведет к перебоям и скачкам напряжения, потере контакта.
Движение башмака по стальному полотну вызывает появление искры, что недопустимо в отдельных производствах.
Поэтому все больше предприятий выбирают более безопасные и надежные в плане стабильности для кранов.
Закрытый
Они применяются для обеспечения питания электрических мостовых и козловых устройств. Могут использоваться как внутри помещений, так и на открытом воздухе. Пластиковые защиты обладают высокой ударной прочностью, устойчивы к коррозии. В коробе располагаются медные шины, внутри токоподвода передвигается токоприемник, который посредством щеток отбирает ток и предает его на двигатель.
Троллейные шинопроводы из пластмассы отвечают международным и российским стандартам безопасности грузоподъемных механизмов. Компактные габариты позволяют их легко монтировать и обслуживать.
Преимущество троллеев закрытого типа для мостовых кранов
Легкость и компактность
Безопасность
По сути, это главное превосходство закрытой системы. Защита предохраняет человека от случайного прикосновения к токопроводящим элементам, создает безопасную зону для действующего рядом оборудования.
Исключено попадание инородных предметов на токоведущие части. Многие системы как иностранных производителей, так и отечественных, оснащаются пылезащитными и герметизирующими приспособлениями, чистящими каретками, токосъемниками специальной конструкции. Для избегания наледи при работе на открытых площадках в зимнее время, некоторые системы оснащены устройствами обогрева токопроводов.
Троллейные шинопроводы обладают повышенной степенью защиты по ПУЭ от IP23 до IP54. В них сформирована непрерывная электрическая цепь для защитного заземления.