что такое триумф в древнем риме в
Триумф
Зарождение триумфов появляется у этрусков. Это народ, живший на Аппенинском полуострове и соседствовавший с римлянами, который в последствии был последними покорен. Римляне многое заимствовали у покоренных народов (арочный свод, поединки на похоронах (гладиаторские бои), триумф не исключение. Но римляне не слепо это копировали, а перерабатывали под свои реалии, под свое мировоззрение. Слово ТРИУМФ имеет этрусское происхождение, а этруски заимствовали его у греков «θρίαμ¬βος», что означает похвальный гимн в честь бога Диониса. Римляне же во время проведения своего триумфа кричали «io triumphe» ( пер. я торжествую).
Первоначально римский триумф был просто возвращением победоносной армии во главе с полководцем, первым мероприятием которого было принесение жертвы верховному богу города. Заметной особенностью этого действия была демонстрация пленных и добычи. В этом и состоит суть триумфа. Триумф происходил после каждой крупной компании, как нечто само собой разумеющееся. После того, как была разработана церемония, возникла традиция ограничивать его проведения его только в особые случаи. И на него уже требовалось разрешение Сената.
Триумф имел 2 аспекта: религиозный и военный
Если говорить о религиозном, то перед тем, как отправиться на театр военных действий, полководец должен был совершить ауспиции (это гадания по полеты птиц, крикам животных и других божественных предзнаменований) и приносил обеты за успехи в войне. В случае, когда кампания была успешной и ему предоставлялся Сенатом триумф, то он принимал форму шествия на Капитолий, где следовало исполнить обеты и совершить жертвоприношения богу Юпитеру. Этот религиозный характер триумфа подчеркивал тот факт, что полководец в процессии являлся в образе бога. Его одежда была такой же, как у бога, и принадлежала храму, откуда ее по такому случаю доставали. Позднее императоры могли владеть ей, как собственной. Богу принадлежали также золотая корона и скипетр с орлом, тело полководца, по крайней мере, в ранние времена раскрашивалась красной краской, а белые колесничные кони, которых часто использовали императоры, напоминали белых коней Юпитера и Солнца.
После важной победы войско провозглашало своего полководца императором. Он принимал фасции (т.е. почки лавровых прутьев, перевязанные ремнем и с топором посередине) и украшенное лаврами донесение о победе. После возвращения полководца с армией в окрестности Рима следующим этапом было получение согласия Сената, но оно могло быть получено только при выполнении определенных условий:
1. Будущий триумфатор должен был быть провозглашен войском императором.
2. Победа должна была быть одержана в справедливой борьбе против врагов государства, а не в гражданской войне и не в восстании рабов.
3. Победа должна была быть одержана в ходе крупного сражения, в рагу должен был быть нанесен урон не менее 5 тыс. человек в 1 битве. ( в 1 в до н.э. полководца обязали подтверждать свои сведения под присягой, за фальсификацию данных был штраф). Хотя много примеров предоставления триумфов за общие результаты. Победа должна была быть одержана малой кровью со стороны Рима.
4. Война должна была быть завершена, чтобы армию можно было отозвать, присутствие победоносного войска было частью церемонии, но со временем обстоятельства потребовали присутствия постоянных армий на большом расстоянии от Италии и это правило отменили. Также крупная победа в широкомасштабной или продолжительной войне могла вознаграждаться триумфов.
5. Разрешение Сената. Для обсуждения дарование или не дарование триумфа Сенат собирался вне городских стен в храме Беллоны (богиня войны, входила в свиту Марса), Аполлона. Это было сделано для того, чтобы полководец имел возможность лично отстаивать свои притязания на триумф. Если Сенат не допускал триумф, то тогда мог предложить ОВАЦИИ (малый триумф, вместо жертвоприношения быка-овцу), но полководец мог это обжаловать в Народном Собрании.
Ход: Триумф начинался на Марсовом поле (вне стен Рима) и заканчивался жертвоприношением в храме Юпитера Капитолийского.
1. Магистраты и сенат
4. Белый бык для жертвоприношений с позолоченными рогами, которого сопровождают жрецы.
5. Важнейшие пленники в цепях (Югурта, ВерцингЕторикс, изображение умершей Клеопатры). Их как правило убивали в тюрьме у Капитолия.
6. Ликторы с фасциями, украшенные лаврами.
9. Иногда за триумфатором и его детьми шли римские граждане, освобожденные от рабства победой триумфатора.
10. Процессия завершалась проходом пехоты с криками IO triumphe и иногда неприличными песнями и частушками в адрес триумфатора. Это позволялось.
Триумф мог длиться несколько дней. И заканчивался жертвоприношением и пиром с сенаторами в храме Юпитера Капитолийского. Для солдат также устраивалось празднование в храме Геркулеса.
На этом почести триумфатора не заканчивались, он имел законное право на:
1. Возможность впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние.
2. Получить землю для дома за государственный счет и украсить дом трофеями
3. Поставить статую, как победителю среди статуй других триумфаторов.
4. Имел право быть похороненным внутри городских стен и на могиле написано, что он был удостоен трибуна.
5. В честь своих побед строить триумфальные арки
Схожие темы
Литература
1. Ковалев С.И. История Рима. Новое издание, исправленное и дополненное/Под ред.проф. Э. Д. Фролова. СПб.: Полигон, 2002.—864 с.
2. Машкин Н.А История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 2006. — 753 с.
Триумф (Древний Рим)
Триумф (Древний Рим)
Триумф (лат. triumphus ) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат. imperium extraordinarium ). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев).
Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе. В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат. villa publica ) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata ), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат. toga picta ), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.
Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.
Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для триумфа много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесённые победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой — около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побеждённые цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время триумфа убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу.
Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный (memento mori), и ему не следует слишком гордиться. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «Jo triumphe» и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались ещё игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).
Лица, получившие триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения триумфа — права вести войну «suis auspiciis». Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен триумфа лишь право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов. Последний триумф был, кажется, справлен Диоклетианом. Менее важную и торжественную форму триумфа представляла так называемая «овация».
ТРИУМФ (лат. triumphus)
Торжественный въезд в город полководца, который предоставлялся ему по решению сената в случае значительной победы.
Происхождение триумфа темно, но, несомненно, наличие этрусского влияния в этой церемонии, которую напоминают похожие сцены с некоторых этрусских гробниц. Триумф выработался постепенно из простой церемонии вступления в город возвращавшегося по окончании войны войска и из обычая полководцев приносить благодарение богам, даровавшим победу. Обязательными условиями для триумфа были следующие: ведение войны магистратом или промагистратом с империем; действие полководца под собственными ауспициями. Кроме того, обычно для триумфа считалось необходимым, чтобы победа была одержана в ходе формально объявленной войны над внешним врагом, а в сражении погибло, по крайней мере, 5000 вражеских воинов.
Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего империй, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа империй в городе. Во время триумфа полководец, облаченный в тунику, расшитую пальмовыми ветвями, пурпуровую тогу и золоченую обувь (эти одежды напоминали одеяние римских царей), следовал с Марсова поля к храму Юпитера на Капитолии на колеснице, запряженной четверкой лошадей, вместе с рабом, который держал над ним лавровый венок, постоянно напоминая триумфатору, что он смертный. В шествии принимали участие сенаторы и магистраты, знатные пленники, римские военнопленные, освобожденные в ходе войны и одетые как вольноотпущенники триумфатора, само войско (при этом солдаты распевали про своего полководца насмешливые стишки, чтобы отвратить от него гнев богов).
При этом триумф сопровождался демонстрацией захваченной добычи: поначалу это был скот и пленники, но со временем все большую роль стала играть драгоценная утварь, а затем и произведения искусства покоренных стран (особенно из богатых эллинистических государств). Начиная с III в. до н. э. некоторые римские полководцы, которым было отказано в триумфе, устраивали за свой собственный счет процессию к храму Юпитера Латинского на Альбанской горе. Кроме того, если не все условия были соблюдены, полководцу мог предоставляться «малый триумф» или овация (Plin. N.H., XV, 19).
В эпоху империи триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров и членов императорской семьи, что объяснялось, как нежеланием предоставлять эту почесть кому-либо еще, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми вооруженными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения триумфа – права вести войну «под своими ауспициями».
Иллюстрация:
Барельеф с триумфальной арки императора Тита. Мрамор. I в. н. э. Рим
Римский триумф
Высшей почестью, которой мог удостоиться римский военачальник за одержанную над врагом победу, было право праздновать триумф. Корни этого обычая уходят в давнее прошлое Рима. Прежде чем стать торжественной церемонией, триумф являлся религиозным обрядом. Проходя под триумфальной аркой, возвращавшееся из похода войско очищалось от крови, пролитой им на войне. Въезжавший в город на колеснице военачальник, облачённый в триумфальную одежду, на время церемонии становился земным воплощением Юпитера Капитолийского. Со времён основания Рима и до конца эпохи Республики было отпраздновано более двухсот триумфов, а после учреждения принципата это право монополизировал император.
Происхождение триумфа
Плутарх и некоторые римские авторы напрямую связывают происхождение триумфа с обычаем приношения «тучных доспехов» военачальником, собственноручно сразившим вражеского предводителя. Однако в дальнейшем на первый план вышло значение этого празднества как торжественного возвращения войска из похода. Само происхождение триумфа одна из современных гипотез связывает с очистительными обрядами, через которые проходили возвращавшиеся с чужбины воины и их командир. Чтобы очиститься от скверны, связанной с пролитием вражеской крови, войско проходило под сводами специально сооружённой арки, а военачальник приносил умилостивительные жертвы богам, чтобы отблагодарить их за помощь и отвести их зависть.
Некоторые авторы утверждали, что обычай праздновать триумф ещё более древний, чем сам Рим, и происходит от торжественных процессий, устраивавшихся в ознаменование возвращения бога Диониса/Вакха из индийского похода. Его изображали в запряжённой тиграми золотой колеснице в окружении пьяных сатиров, силенов и менад. Само происхождение слова «триумф» римские грамматики выводили из греческого «триамбос» (θρίαμβος) — восклицания, которое издавали участники дионисийских процессий. Считалось, что обычай праздновать триумф римляне через этрусков заимствовали у греков. В первоначальном виде он представлял собой религиозный акт и лишь позже приобрёл вид торжественного восхваления победителя.
Кто мог праздновать триумф
По уверениям римских авторов, обрядность триумфа сформировалась в царскую эпоху. Ромул в своём импровизированном триумфе шёл пешком, а вот его преемники уже совершали этот путь на запряжённой четвёркой коней колеснице. Одежда триумфатора, включая вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (toga picta) и лавровый венок, который держал над головой триумфатора специально приставленный к нему государственный раб, ассоциировалась у римлян с регалиями времён царской власти, а через них — с ещё более древним обликом Юпитера Капитолийского. Сходство с последним довершалось обычаем покрывать лицо триумфатора красной краской, как изображалось лицо божества на установленных в его честь статуях. Облик триумфатора позволял удостоившемуся этой чести военачальнику на один день почувствовать себя равным древним царям и даже уподобиться верховному божеству. Не случайно раб должен был время от времени повторять ему на ухо: «Помни, что ты человек».
Триумфальные почести считались высшей наградой для представителей римской знати, являлись предметом её страстного желания и зависти. Основанием для получения триумфальных почестей была императорская аккламация — провозглашение военачальника императором, происходившее на поле боя. Этой почести могли удостоиться лишь высшие магистраты, обладавшие верховной властью (imperium), то есть диктаторы, консулы и преторы. Кроме того, они должны были воевать в качестве главнокомандующего или, как говорили римляне, «под собственными ауспициями» (suis auspiciis), а не под властью другого военачальника.
Теоретически эта победа должна была завершать войну с противником, однако правило не всегда соблюдалось. Валерий Максим упоминает о том, что триумф мог присуждаться за сражение, в котором пало не менее 5000 врагов. Хотя достоверность последнего правила вызывает возражения у историков, масштабы одержанной победы, видимо, действительно принимались в расчёт при назначении почестей.
Разрешение праздновать триумф выдавал сенат, который собирался в храме Беллоны за пределами городской черты и выслушивал отчёт претендовавшего на почесть военачальника. До этого момента он не имел права вступать в священные пределы города (pomerium). Поскольку обычаи предков (mos maiorum) в этой части были весьма расплывчаты, в большинстве случав отцы-сенаторы могли трактовать их в свою пользу. На практике их решения определялись главным образом политическими соображениями. Например, в 211 году до н.э. Марку Клавдию Марцеллу сенат отказал в праве справлять триумф на том основании, что его войско осталось на Сицилии, однако через 11 лет Луций Фурий Пурпуреон, находясь, по сути, в аналогичных условиях, такое разрешение получил. В некоторых случаях военачальник мог получить право отпраздновать триумф через постановление народного собрания. Наконец, после 232 года до н.э. военачальник мог сам справлять триумф на Альбанской горе без сенатского позволения. Такой триумф считался неофициальным, но сведения о нём также записывались в триумфальные фасты.
Существовала и более скромная версия триумфа — овация. Эта почесть также декретировалась сенатом и назначалась в тех случаях, когда условий для предоставления настоящего триумфа не хватало. Например, если военные действия велись против разбойников, пиратов или восставших рабов или же когда конфликт удавалось разрешить малой кровью. В этом случае военачальник вступал в город без войска, верхом на коне, а не на колеснице, не в пурпурной, а в окаймлённой сенаторской тоге (toga praetexta), будучи увенчан миртовым вместо лаврового венка. Поднявшись на Капитолий, он приносил в жертву не быка, а овцу (ovis), от имени которой и происходит название самой процедуры. В Республиканскую эпоху известны 23 случая празднования овации.
Триумфальная процессия
Ранним утром в назначенный для триумфа день его участники собирались на Марсовом поле за пределами римской городской черты. Триумфатор прибывал в находившееся здесь общественное здание (villa publica), где облачался в триумфальную одежду. Войска и другие участники шествия собирались в построенном в 221 году до н.э. цирке Фламиния (Circus Flaminius) — огромном открытом сооружении, первоначально простиравшемся на 500 м в длину и доходившем до Овощного рынка (Forum Holitorium). В 135 году до н.э. консул Децим Юний Брут Каллаик на деньги из военной добычи, взятой в ходе испанской кампании, построил здесь храм в честь Марса. Здесь же находилось ещё несколько древних храмов, связанных с ритуалом празднования триумфа, в том числе храм Юноны Регины, построенный Марком Фурием Камиллом после взятия Вей и освящённый в 392 году до н.э., или находившийся рядом храм Юпитера Статора, воздвигнутый Квинтом Цецилием Метеллом Македонским в 131 году до н.э.
Шествие вступало в город через Триумфальные ворота, расположенные между западным склоном Капитолия и берегом Тибра. Триумфатор в праздничной одежде, уподоблявшей его облик древним царям, ехал на запряжённой четвёркой белых коней колеснице. В одной руке он держал лавровую ветвь, а в другой — богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла. Стоявший позади него на колеснице раб держал над головой военачальника лавровый венок. Дети, родственники, друзья и клиенты, все одетые в праздничные белые тоги, шли вокруг колесницы с лавровыми ветвями в руках. Иногда за ними шли освобождённые из плена граждане в одеждах вольноотпущенников. Затем стройными рядами двигалось войско: сперва помощники, легаты и военные трибуны, которые ехали верхом, затем облачённые в парадные белые одежды центурионы и знаменосцы со значками, а завершали шествие солдаты в полном убранстве и со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «io triumphe!» и пели импровизированные песни, в которых иногда высмеивали недостатки самого триумфатора.
Особым украшением триумфа служили наиболее выдающиеся внешним видом и положением пленники и знатные заложники, которые толпой шествовали перед колесницей победителя. Эмилий Павел явил римлянам зрелище идущих перед его колесницей детей царя Персея, маленького мальчика и девочки, которые своим нежным возрастом до слёз растрогали публику. Плутарх продолжает повествование:
«Позади детей и их прислужников шёл сам царь в тёмном гиматии и македонских башмаках; под бременем обрушившегося на него горя он словно лишился рассудка и изумлённо озирался, ничего толком не понимая. Его сопровождали друзья и близкие; их лица были искажены печалью, они плакали и не спускали с Персея глаз, всем своим видом свидетельствуя, что скорбят лишь о его судьбе, о своей же не думают и не заботятся».
Судьба знатных пленников порой складывалась трагически: после участия в шествии их отводили в расположенную у склона Капитолия тюрьму и убивали. На дне тюремного колодца (carcer) окончили свои дни нумидийский царь Югурта и галльский вождь Верцингеториг. Избиение пленных было обычным делом для древнейшей эпохи. Впоследствии им обычно оставляли жизнь, но держали под неусыпным надзором.
Обогнув Капитолий и миновав Бычий рынок (Forum Boarium), триумфальная процессия затем проходила через Большой цирк (Circus Maximus), огибала южную и юго-восточную сторону Палатинского холма и по Священной дороге (via Sacra) вступала на Форум. Здесь триумфатор сходил с колесницы и поднимался на Капитолий, где в окружении собравшихся сенаторов посвящал Юпитеру лавры своих фасц и приносил в жертву быков. После завершения жертвоприношения он возносил обращённую к божеству молитву о благе Римского государства. Празднества заканчивались торжественным обедом для магистратов и сенаторов и угощением для солдат и всей собравшейся публики. Нередко в дополнение к триумфальной процессии по обету военачальника устраивались игры в цирках, в том числе бои гладиаторов.
Триумф в императорскую эпоху
После окончания Гражданских войн Август принял титул императора, который стал одной из основ его чрезвычайного положения в системе государственных институтов Рима. Это обстоятельство вводило ограничение на появление других императоров и, соответственно, на право военачальников праздновать триумф. Важнейшим прецедентом этого положения вещей стал отказ в праве отпраздновать триумф за победу над бастарнами Марку Лицинию Крассу Младшему в 28 году до н.э., а также в праве посвятить захваченные им «тучные доспехи» Юпитеру Феретрию. С получением Августом большого проконсульского империя (imperium maius) остальные военачальники становились его подчинёнными легатами, что лишало их прав на императорский титул и празднование триумфа. Последний раз триумф праздновался лицом, не относящимся к императорской фамилии, в 19 году до н.э. Этой почестью был вознаграждён Луций Корнелий Бальб-Младший за победу над гарамантами.
Идеология эпохи принципата рассматривала триумф как привилегию верховной власти. Императоры регулярно получали аккламации за победы, одержанные подчинёнными им военачальниками. Наиболее выдающиеся полководцы могли всё же получить триумфальные украшения (ornamenta triumphalia) — формальные знаки триумфа — или даже праздновать овацию, как, например, Авл Плавтий за покорение Британии в 47 году н.э. Сенат всё еще обсуждал эти вопросы, но исход голосования, вероятно, был предрешён. Число триумфов в имперскую эпоху резко сократилось, хотя дошедшие до нас описания по-прежнему акцентируют внимание на их размахе и богатстве.
Когда императоры оставили Рим, триумфы совершенно прекратились. Последний триумф в истории Западной Римской империи отпраздновал император Гонорий 1 января 404 года в ознаменование победы, одержанной его военачальником Стилихоном над готами.