что такое триада загадка
ЗАГАДКИ
Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.
Святой верой в человека проникнута чувашская загадка, сформулированная в виде вопроса: «Кто на свете всех сильнее?» Отгадка обычно произносится хором, дружно: «Человек!» Известны варианты этой загадки у других народов; ее ответ: «Могущественнее народа на белом свете никого нет». Нередко отгадывание этой загадки связывалось со сказкой «Кто сильнее?», которую рассказывали детям старшие. Подобная сказка известна почти всем тюркским народам, особенно интересен и поучителен ее киргизский вариант.
Самые разнообразные виды трудовой деятельности охарактеризованы в загадках о труде, оборудиях труда, о сельскохозяйственноных культурах, домашних животных, одежде, пище и т.д. и т.п. Даже в сказках о вселенной постоянно присутствуют орудия труда и тема труда. Например, в загадках о солнечном свете говорится о коромысле, о мерном шесте и других орудиях труда. Показательно, что часто в загадке тот или иной предмет рассматривается по частям, а эти части, в свою очередь, рассказывают о последовательности трудовых операций. В загадке «Восемьдесят солдат, два жандарма, один барин» говорится о крыше как результате человеческого труда: установление стропил, балок, прибивание досок).
В загадках говорится о доброй славе («Дерево свалится, и тень от чего останется?»), высмеивается ложь («На непаханом загоне, под невыросшей березой лежит нерожденный заяц»), бичуется сплетня («Что на свете горше всего?»), говорится о совести («Беззубая мышь кость гложет»), о горе и печали («Что на свете тяжелее всего?») и др.
Загадки о людях, их жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, косвенно призывающий молодежь к совершенствованию личности:
Как составить загадку триаду
Быстра стрела, когда выстрелят;
Быстра мысль, когда думают;
Быстры глаза, когда смотрят.
А вот ответ о четырех зеленых в мире:
Загадками пользуются и как намеками. В присутствии детей в разговоре на педагогические темы взрослые изъясняются загадками: «Выражайтесь осторожнее, бревна имеют трещины», т.е. при детях разговоры можно вести не на все темы, дети все слышат, по-своему понимают, истолковывают и разносят.
Следующая загадка
Афористическая поэзия калмыков разножанрова и самобытна, представлена пословицами, поговорками, загадками. Одной из разновидностей загадки являются трехстишия – триады. Калмыцкое название трехстиший «орчлнгин гурвнтс» в переводе означает «есть в мире нечто по три» – по три предмета, явления, качества, обладающих одной общей особенностью. Существовало мнение, что количество триад достигает девяноста девяти образцов, т. е. число их канонизировано.
Загадка-триада состоит из двух частей. Первая часть – это загадка в собственном смысле слова, представляющая собой вопрос, вторая же часть – это отгадка триединой загадки, она более сложна по композиции и по своей содержательности, требовала от отгадывающих определенной фантазии и наблюдательности. Но, видимо, постепенно ответ на первую часть триады становился традиционным, т. е. постоянным, неизменным. В трехстишиях большое значение придается цвету и его символике. Многозначным словом цаган (белый) характеризуются вещи и явления с положительной стороны. У монгольских народов новогодний праздник называется Цаган cap (Белый месяц), в свадебном обряде был обычай, когда в дом невесты заносили цаган идэн – белый (молочный) продукт.
В противоположность белому цвету определяется черный цвет, который ассоциировался с темными силами. Образы загадок-триад, связанных с этим цветом, также имеют отрицательный характер. Синий цвет воплощает в себе вечность неба и природы: небо синее, «дым костра в степи синий, милой Волги воды сини». Красный же цвет священен, он ассоциируется с вечным, животворным лучом солнца.
Трехстишия имеют органическую связь с народным бытом. В них отразились народные этические и эстетические представления. Они являются кладезем народной мудрости, в них – наблюдательность и оригинальность взгляда кочевников на окружающий мир.
Тематически калмыцкие триады совпадают с триадами бурят и монголов, но в ряде моментов они имеют свою специфику. Триады калмыков связаны с их бытом, хозяйственной деятельностью, с материальной культурой. Особое отражение в триадах получил пейзаж калмыцкой степи: ее животный и растительный мир.
Темы могут быть взяты произвольно – в основном из человеческой жизни, из богатой палитры природных явлений: три острых – у голодающего зубы остры; у умирающего взгляд остер; остер луч солнца меж облаками. Три быстрых – осенний ветер в поле быстр; быстр бег выносливого коня; быстры мысли седого мудреца. Три богатых – семья богата детьми; богат ученый, обладающий знаниями; богат человек без долгов.
Говоря о поэтической форме загадки-триады, следует сказать, что стихи, как правило, аллитерированы – смежные стихи начинаются с одних и тех же звуков. Созвучие стихов усиливается этим приемом, встречается и сплошная аллитерация. Такое стихосложение создает особый стихотворно-мелодический ритм, присущий калмыцкой устной поэзии. Звуковая выразительность трехстиший, исполнявшихся, в основном, публично, усиливала их художественно-эстетическое воздействие на слушателей.
Следующая загадка
Интересный материал! С удовольствием прочла о бурятском фольклоре! Думаю,что детям об этом знать интересно и полезно! Спасибо за работу!
Ватолина Светлана Анатольевна, 08.09.19 в 15:46 1 Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, спасибо за интересную статью.
Ахметшина Наталья Юрьевна, 09.09.19 в 05:50 1 Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, интересно было прочитать о соответствии русских и бурятских пословиц и поговорок. Всегда восхищаюсь меткостью и точностью народного языка. А вот загадки не разгадала бы без подсказки. Спасибо Вам за интересный материал!
Ирина Владимировна Казарцева, 09.09.19 в 15:08 1 Ответить Пожаловаться
Дорогие коллеги Марина Юрьевна, Светлана Анатольевна и Наталья Юрьевна! Большое спасибо за отзыв. Основная нагрузка в 5-7 классах, один 10, математический. Дети много знают про русский фольклор, а местным материалом почти не владеют. Но загадки бурятские очень понравились, теперь придумывают: что видят, то и загадывают. Видимо, продолжение будет.
Следующая загадка
Тема: «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий».
воспитатель 1кв. категории
Детский сад «Радуга», филиал МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанский район.
Цель: знакомство педагогов с алгоритмом составления загадок по методике ТРИЗ и РТВ технологий.
— познакомить с особенностями методики и алгоритмом составления загадок;
— показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация и наглядные пособия) в работе по речевому развитию.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родителям.
получение педагогами представления о методике составления загадокдетьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:
Поэтому сегодня мне хотелось бы показать и дать возможность практически опробовать методический приём, который я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.
Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса,я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?
Воспитывает, но не родитель
Обучает, но не учитель
Учится, но не ученик
Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)
— Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? (ЗАГАДКА)
Итак, тема сегодняшнего мастер-класса «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий»
Теоретически – демонстрационная часть.
Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кто – то не догадается). Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».
Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Поэтому гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.
Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не только отгадывать их, а ещё их и придумывать. Для этого я использую ТРИЗ и РТВ технологию.
Объектами для составления загадок служат предметы,с которыми дети чаще всего сталкиваются и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т. д.
Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
При составлении загадок использую три основных модели и приёмы, которые вам сейчас покажу
Модель 1. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия) опора на сходство
Яблоко Какой? Какая? Что бывает таким же?
По цвету красное клубника
По форме круглое мяч
По вкусу сладкое конфета
2. Даем ему характеристики (по каким свойствам будем его характеризовать)
3. Далее определяем, какой но по цвету, по форме, по вкусу
4. Сравниваем, что бывает таким же? Красным – клубника и т. д.
5. Читаем загадку, используя между строк связку слов «а не»
Модель 2. Модель работы по прямой аналогии.
Что делает? Что делает так же?
светит (тусклая) лампочка
тает (небольшой) снег
капает (редкий) дождь
2. Описываем функции, которые он выполняет (рисуем)
3. Заполняем правую часть, что делает так же в прямом значении
4. Читаем составленную загадку, используя связки слов «как»
Используя «завышение» или «занижение», описание объекта становится более подробным, а загадка – содержательнее.
Модель 3. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается на отличие.
На что похож? Чем отличается?
похож на гриб П (но не природный мир)
Ю напоминает юлу не умеет крутиться
похож на колокольчик Д но может укрыть от дождя
2. Подбираем схожий объект (Значение признака в левой и правой частях таблицы можно обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в другой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом).
3. Далее думаем, чем он может отличаться?
4. Читаем составленную загадку, используя связки слов «но не»
Сейчас я предлагаю вам попробовать самостоятельно с помощью этой методики и этих моделей составить загадки по опорным таблицам, используя те приёмы, которые вам понравились.
У вас на столах лежат модели составления загадок, можете взять фломастеры, а можете признаки записать ручкой.
Давайте посмотрим, какие загадки у вас получились и загадаем их жюри.
А теперь посмотрите видеоролик, как загадки составляют наши дети в с. р. и «Магазин».
Рефлексия участников мастер-класса.
А теперь я бы хотела узнать ваше мнение от проведенного мастер – класса.
Когда мы получаем много новой информации, у нас в голове «винегрет». Я предлагаю вам сейчас подумать
— каких компонентов вам показалось много?
-может чего – то не хватило?
Спасибо за внимание и сотрудничество!
Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
С чего мы начинаем обучение составлению загадок?
Подготовительную работу начинаем уже в младшем возрасте: учим детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;
В средней группе наши дети учатся составлять сравнение по двум – трём признакам.
А в старшей группе, где работаю я, мы уже самостоятельно сравниваем объекты по разным признакам, учимся выбирать наиболее удачно подобранные признаки, действия и самостоятельно составляем загадки по разным моделям.
У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор, следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее.
С детьми мы пробовали объединить в одной загадке две модели, использовали другие связки слов между строчками «как будто, «но без», «словно», эти загадки на мой взгляд даже интереснее по своему содержанию.
Составленные с детьми загадки мы к концу года оформим в «Книгу загадок», которая будет являться самостоятельным продуктом деятельности.
Применение ТРИЗ технологии по развитию творческого воображения позволяет активно развивать у детей все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи).Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
А еще она хороша тем, что не требует больших затрат в оформлении, карточки – объекты легко применить при составлении загадки и наоборот.
Но применяя на практике, заметила, что дети больше любят сами рисовать загадку, с картинками использую только сначала для обучения.
На улице, идем мыть руки.
Публикации по теме:
Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.
Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.
Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.
Картотека загадок на тему «Осень» Методическая разработка «Лукошко загадок для Осени» Давно не публиковала свои работы,но вот осень навеяла мне осеннее настроение и мои.
Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.
Статья на тему «Бурятские пословицы, поговорки, загадки на уроках литературы в 5-6 классах»
Бурятские пословицы, поговорки, загадки на уроках литературы
Одним из важных принципов в образовании, развитии личности на уроках литературы является принцип региональности. Этот принцип позволяет учителям в процессе изучения той или иной темы в курсе литературы обращаться к культурным достижениям, национальным традициям, нравственным взглядам родного народа (в данном случае бурятского). При этом происходит приобщение учащихся к богатствам устного народного творчества народов Байкальского региона, к художественным произведениям широко известных бурятских писателей. Все это формирует у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям бурятского народа.
Так, в 5-6 классах при изучении раздела “Устное народное творчество” я обращаюсь к бурятскому фольклору, рассказываю историю собирания и изучения афористической бурятской поэзии, ее происхождения и бытования, тематического разнообразия, обращаю внимание на изобразительные средства языка, на влияние русского фольклора на бурятский; на связь, существующую между пословицами, поговорками, загадками, благопожеланиями с другими фольклорными жанрами.
В устном народном творчестве отражены народные черты характера бурят: спокойный нрав, вежливость в обращении с людьми, уважение к старшим, любовь к родной земле, наблюдательность, смекалка, ум, находчивость.
На уроках, где изучаются бурятские пословицы, поговорки, загадки, благопожелания, желательно приглашать учителей бурятского языка, так как те и другие должны звучать и на бурятском языке, и на русском языке, а уже после этого их можно сравнивать между собой и анализировать.
Тексты бурятских пословиц до присоединения Бурятии к России можно условно разделить на четыре тематических раздела:
1. пословицы, отразившие семейный быт;
2. пословицы, рисующие общественный быт;
4. пословицы, раскрывающие общечеловеческие пороки и недостатки.
Чтобы учащимся было ясно, привожу соответствующие русские и бурятские пословицы:
Встречают по одежке, провожают по уму
Что такое триада загадка
Афористическая поэзия калмыков разножанрова и самобытна, представлена пословицами, поговорками, загадками. Одной из разновидностей загадки являются трехстишия – триады. Калмыцкое название трехстиший «орчлнгин гурвнтс» в переводе означает «есть в мире нечто по три» – по три предмета, явления, качества, обладающих одной общей особенностью. Существовало мнение, что количество триад достигает девяноста девяти образцов, т. е. число их канонизировано.
Загадка-триада состоит из двух частей. Первая часть – это загадка в собственном смысле слова, представляющая собой вопрос, вторая же часть – это отгадка триединой загадки, она более сложна по композиции и по своей содержательности, требовала от отгадывающих определенной фантазии и наблюдательности. Но, видимо, постепенно ответ на первую часть триады становился традиционным, т. е. постоянным, неизменным. В трехстишиях большое значение придается цвету и его символике. Многозначным словом цаган (белый) характеризуются вещи и явления с положительной стороны. У монгольских народов новогодний праздник называется Цаган cap (Белый месяц), в свадебном обряде был обычай, когда в дом невесты заносили цаган идэн – белый (молочный) продукт.
В противоположность белому цвету определяется черный цвет, который ассоциировался с темными силами. Образы загадок-триад, связанных с этим цветом, также имеют отрицательный характер. Синий цвет воплощает в себе вечность неба и природы: небо синее, «дым костра в степи синий, милой Волги воды сини». Красный же цвет священен, он ассоциируется с вечным, животворным лучом солнца.
Трехстишия имеют органическую связь с народным бытом. В них отразились народные этические и эстетические представления. Они являются кладезем народной мудрости, в них – наблюдательность и оригинальность взгляда кочевников на окружающий мир.
Тематически калмыцкие триады совпадают с триадами бурят и монголов, но в ряде моментов они имеют свою специфику. Триады калмыков связаны с их бытом, хозяйственной деятельностью, с материальной культурой. Особое отражение в триадах получил пейзаж калмыцкой степи: ее животный и растительный мир.
Темы могут быть взяты произвольно – в основном из человеческой жизни, из богатой палитры природных явлений: три острых – у голодающего зубы остры; у умирающего взгляд остер; остер луч солнца меж облаками. Три быстрых – осенний ветер в поле быстр; быстр бег выносливого коня; быстры мысли седого мудреца. Три богатых – семья богата детьми; богат ученый, обладающий знаниями; богат человек без долгов.
Говоря о поэтической форме загадки-триады, следует сказать, что стихи, как правило, аллитерированы – смежные стихи начинаются с одних и тех же звуков. Созвучие стихов усиливается этим приемом, встречается и сплошная аллитерация. Такое стихосложение создает особый стихотворно-мелодический ритм, присущий калмыцкой устной поэзии. Звуковая выразительность трехстиший, исполнявшихся, в основном, публично, усиливала их художественно-эстетическое воздействие на слушателей.
Составитель – Тамара Басангова
Һурвн цаһан
Өсҗ йовхла – шүдн цаһан,
Көгшрәд ирхлә – үсн цаһан,
Үкхлә – ясн цаһан.
Три белых
Когда растёшь – белеют зубы,
Стареешь – белеют волосы,
А умрёшь – белеют кости.
Һурвн йорал уга
Көкрсн дала йорал уга,
Күңклин ухан йорал уга,
Күмнә мууһин муңхг йорал уга.
Три бездонных
Зеленеющее море бездонно,
Мудрость человека бездонна,
Глупость человека бездонна.
һурвн улан
Сән залуһин һанзһ улан,
Сууҗ йовх нарна сүүр улан,
Җирмәхә заһсна җивр улан.
Три красных
Красна богатыря добыча,
Красны лучи заходящего солнца,
Красны у мальков плавники.
һурвн харңһу
Хөн уга хотн харңһу,
Зул уга өргә харңһу,
Сурһуль уга чееҗ харңһу.
Три тёмных
Тёмен хотон без овец,
Тёмен дом без лампады,
Темна душа без знаний.
Һурвн дүүрң
һолын эрг хаврт дүүрң
Өглһин эзнә хәәсн дүүрң
Өнчнә зовлң дүүрң.
Три полных
Весною реки водою полны,
У благодетеля котел пищи полон,
У сироты страданий полно.
һурвн өндр
Уулд урһсн саглр модн өндр,
Уул дундан Хан Теңгр өндр,
Олн-әмтн дунд алдр цецн өндр.
Три высоких
Высоко дерево, растущее на горе,
Высоко над горами небо – хан Тенгри,
Высок великий мудрец среди множества людей.
Һурвн ахлдг
Җиләс җил ахлдг,
Ламас зам ахлдг,
Цолас медрл ахлдг.
Три главенствующих
Старше года будущий год,
Главнее ламы только повар,
Главнее титулов – знания.
Һурвн хан
Хәәстә әркән өмнән тәвсн көгшә хан,
Харңһу сө орад ирсн дәәсн хан,
Хамтиг чееҗлсн күн хан.
Три хана
Хан – старец с чашей, полной водки,
Хан – враг, нагрянувший тёмной ночью,
Хан – человек, познавший всё.
Һурвн зөргтә
Хар бәрлдәнд орсн баатр зөргтә,
Харңһу сөөд орсн хулхач зөргтә,
Хәрд һарсн баавһа зөргтә.
Трое смелых
Смел богатырь, участник жестокой, страшной битвы,
Смел вор, прокравшийся тёмной ночью,
Смела замужняя женщина.
Һурвн догшн
Халта хаана зэрлг догшн,
Хаврар шуугҗ йовх бүргдин шүүрлһн догшн,
Хорнь күцсн моһа догшн.
Три жестоких
Сурового хана приказ жесток,
Весной шум крыльев напавшего беркута яростен,
Наполненная ядом змея свирепа.
Һурвн эццн
Чидлнь чилсн сумн эццн,
Чидлнь буурсн барс эццн,
Мөн мууһин седкл эццн.
Три из того, что худо
Худа на излёте стрела,
Худ барс, потерявший силы,
Худы желания плохого человека.
һурвн тату
Байна нөр тату,
Җоран өөкн тату,
һәргин ухан тату.
Три из тех, кому недостаёт
Богачу сна недостаёт,
Иноходцу жира недостаёт,
Дураку ума недостаёт.
Һурвн тоста
Урна урл тоста,
Малчин амн тоста,
Ут тоолврин ашнь тоста.
Три из того, что в масле
Губы умельца в масле,
Рот скотовода в масле,
Разумного решения итог в масле.
Һурвн зәәлү йов
Бух йовсн царас зәәлү йов,
Гелң йовсн харас зәәлү йов,
Буру седклтә күүнәс зәәлү йов.
Три из тех, кого следует сторониться
Сторонись вола, бывшего в прошлом быком,
Сторонись простолюдина, бывшего гелюнгом,
Сторонись человека с дурными помыслами.
һурвн көөстә
Теңгс дольгалхларн көөстә,
Му махн буслхларн көөстә,
Му күн көдлхләрн көөстә.
Три пенящихся
Море, волнуясь, пенится,
Плохое мясо пенится, кипя,
Слабый человек, когда работает, – весь в мыле (в пене).
Һурвн хоосн
Тохм муутын толһа хоосн,
Медрл муутын һар хоосн,
Хармчин гер хоосн.
Три пустых
Пуста голова человека из скверного рода,
Пусты руки человека с плохими знаниями,
Пуст дом скупого человека.
Һурвн өнчн
Эк-эцк уга күүкд өнчн,
Эврә биш һазрт күн өнчн,
Эгл заагт бәәх номт өнчн.
Три сиротливых
Без отца, без матери – дети сироты,
Человек на чужбине – сирота,
Ученый, живущий среди тёмных людей, – сирота.
Һурвн зутаһул
Үмсн өсхлә һулмтын зутаһул,
Күүкн көгшрхлә герин зутаһул,
Мал көгшрхлә хашан зутаһул.
Три позорящих
Зола накопится – очаг грязен,
Девушка состарится – для дома обуза,
Скот состарится – загон грязен.
Һурвн зовлң
Мууһар гүүдг мөрн зовлң,
Седкл эс туссн бүлд зовлң,
Бүст йовсн му утх бас зовлң.