что такое треугольник щербы
Билет 1. Артикуляторная характеристика гласных.
Билет 1. Артикуляторная характеристика гласных.
Гласные звуки характеризуются по трем основным признакам: по ряду, по подъему и огубленности (два звука: «у» и «о»).
Треугольник Л.В. Щерба.
Ряд/подъем | Передний | Средний | задний |
верхний | и | ы | у |
средний | э | о | |
нижний | а |
Треугольник Л.В. Щерба.
1. Ряд – движение языка внутри ротовой полости вперед и назад.
Гласные переднего ряда: «и» и «э».
Гласные заднего ряда: «у» и «о».
Гласные заднего ряда: «ы» и «а».
2. Подъем – это движение языка вверх и вниз внутри ротовой полости.
Гласные верхнего подъема: «у», «и», «ы».
Гласные заднего подъема: «а»
Гласные среднего подъема: «э»
3. Огубленность/неогубленность
Огубленные гласные «у» и «о».
Билет 2. Артикуляторная характеристика согласных.
Билет 3. Слог, законы слогоделения. Ударение, его особенности в русском языке.
Слог – отрезок речи, состоящий из одного и более звуков, произносимых одним толчком воздуха, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью.
УДАРЕНИЕ – выделение одного из слогов различными фонетическими средствами:
1.сила выдоха
2.долгота/краткость
3.особенности движения голоса
Подберезовик.
Билет 4. Интонация, интонационные конструкции.
Билет 7. Принципы русской орфографии.
Орфография. Основной принцип русской орфографии – морфологический принцип – фонемы в сильной позиции пишутся в соответствии с правилами графики, фонемы в слабой позиции определяются по сильной позиции или в словарном порядке. Требует единообразия морфем.
Ограничения морфологического принципа: (морфема единообразна – в др словах корень меняется)
· связано с историческим чередованием
· связано с твердостью/мягкостью
Нарушения морфологического принципа:
Билет 1. Артикуляторная характеристика гласных.
Гласные звуки характеризуются по трем основным признакам: по ряду, по подъему и огубленности (два звука: «у» и «о»).
Треугольник Л.В. Щерба.
Ряд/подъем | Передний | Средний | задний |
верхний | и | ы | у |
средний | э | о | |
нижний | а |
Треугольник Л.В. Щерба.
1. Ряд – движение языка внутри ротовой полости вперед и назад.
Гласные переднего ряда: «и» и «э».
Гласные заднего ряда: «у» и «о».
Гласные заднего ряда: «ы» и «а».
2. Подъем – это движение языка вверх и вниз внутри ротовой полости.
Гласные верхнего подъема: «у», «и», «ы».
Гласные заднего подъема: «а»
Гласные среднего подъема: «э»
3. Огубленность/неогубленность
Огубленные гласные «у» и «о».
Фонемный уровень
Языковая единица фонемного уровня – фонема – определяется как минимальная незначимая смыслоразличительная единица языка, представление о звуке, его артикуляционных и акустических характеристиках (дифференциальных признаках).
В лингвистических представлениях о фонеме различают взгляды московской фонологической школы (МФШ) и ленинградской фонологической школы (ЛФШ) – ныне Санкт-Петербуржской (СПбФШ).
Согласно взглядам МФШ, фонема представляет собой абстрактный инвариант (условную единицу, лишенную частных, позиционно обусловленных характеристик) звука, различающий оболочки морфем. Взгляды МФШ соотносятся с основным принципом русской орфографии, который предписывает одинаковое написание одной и той же морфемы во всех случаях в соответствии с видом морфемы в проверочном слове, то есть таким видом, который имеет морфема при отсутствии влияния на её фонемный состав фонем других морфем или других факторов. Гласный звук под ударением (с учетом фактора мягкости соседних согласных фонем) и согласный звук перед гласным являются реализациями инварианта (основного вида) фонемы. Таким образом, в письменной форме речи мы фиксируем не звуки, а фонемы. В отношении звучащей речи взгляды МФШ верны, если считать, что при подготовке к произнесению слова человек составляет его из морфем, а при восприятии сначала делит его на морфемы, что логично, но не соответствует реальности, так как взрослый человек составляет слова из морфем лишь в исключительных случаях. В традиции МФШ фонемная транскрипция заключается в угловые скобки, например, (не ), так как в первом слоге корня под ударением произносится [О], а не [А] (короб), а в форме с беглой гласной после корня произносится [Б], а не [П] (коробок).
Согласно взглядам ЛФШ, фонема – абстрактный звукотип, который различает оболочки слов и словоформ. Здесь подразумевается, что человек произносит слово (словоформу) целиком, не отдельными морфемами, а каждая форма слова хранится в сознании человека как законченная последовательность звукотипов, близкая по своим характеристикам к тому, что Ф. де Соссюр называл «акустическим образом». Фонемная транскрипция в ЛФШ, таким образом, практически совпадает с фонетической и традиционно заключается в косые скобки, например, /КАРОПКА/, что близко в школьной фонетической транскрипции: [КАРОПКА][*], поскольку именно такой состав фонем более соответствует тому, что мы произносим и слышим.
Теория МФШ лежит в основе вузовского курса современного русского языка.
Парадигматические отношения на фонологическом уровне представлены противопоставлением классов фонем (гласных и согласных), а также противопоставлениями внутри классов. Противопоставления внутри классов могут быть двух типов: корреляции – противопоставления по одному признаку и дизъюнкции – противопоставления более чем по одному признаку. Признаки, по которым различаются фонемы, называют «дифференциальными признаками».
Система гласных фонем в современном русском языке представлена пятью элементами, различающимися признаками ряда, подъёма, лабиализации. Ряд – признак, указывающий на часть языка, которая поднимается (опускается) при произнесении звука. Подъём – степень подъёма (опускания) языка при произнесении звука. Лабиализация – использование губ при произнесении звука. Лев Владимирович Щерба предложил представлять систему гласных фонем в виде треугольника (Рис. 7).
Рис. 7. Треугольник Л.В. Щербы
Согласные фонемы противопоставляются по способу образования, месту образования, соотношению шума и тона, палатализованности / непалатализованности (мягкости / твердости). Причём по соотношению шума и тона (глухости / звонкости), палатализованности / непалатализованности согласные фонемы за некоторыми исключениями образуют коррелятивные пары. Звуки как реализации фонем характеризуются теми же признаками, но для фонем это абстрактные признаки противопоставления, а для звуков – реальные акустические и артикуляционные характеристики.
Речевая реализация фонемы – аллофон, или звук (фон). Причём «аллофон» – термин, подразумевающий под собой типовую реализацию фонемы и предполагающий некоторое обобщение и абстрагирование. Аллофоны – это образцы звуков, в которых может реализоваться фонема в зависимости от фонемного окружения, позиции по отношению к началу, концу слова, ударению в соответствии с фонетическими законами. Реализация фонемы в том или ином аллофоне во многом определяется синтагматическими отношениями (отношениями между рядом расположенными в слове фонемами). Аллофоны могут быть трёх типов:
При обозначении аккомодации в фонетической транскрипции используются точки над знаком звука: точка слева указывает на более передний характер звука в начале артикуляции, например ; справа – в конце, например
; две точки (справа и слева) – на более передний характер звучания в начале и в конце, например,
. Гласные переднего ряда под воздействием последующих мягких согласных реализуются в звуках более верхнего подъёма (так называемых «закрытых») такие аллофоны обозначаются
,
. Вариация фонемы после твёрдых согласных фонем – звук среднего ряда [Ы].
— вариант – аллофон, который может быть реализацией разных фонем. Совпадение реализаций фонем в одном звуке вследствие воздействия на фонему позиции называется нейтрализацией. Позиции нейтрализации являются перцептивно и сигнификативно слабыми, то есть с осложнённым узнаванием и противопоставлением фонем.
В русском языке редукция может быть двух степеней. Редуцированные первой степени – [И э ], [Ы э ], [Λ]; второй степени – [Ь], [Ъ]. Первая степень редукции возможна в первом предударном слоге, в начале слова, перед и после гласной фонемы. Вторая – во втором, третьем предударном слоге, в заударном слоге. Причём фонемы и редуцируются только в длительности звучания и нейтрализации не подвергаются. Место редуцированных в треугольнике Л.В. Щербы показано на рисунке (Рис. 8).
Рис. 8. Редуцированные гласные звуки в русском языке
Реализации гласных фонем русского языка в вариантах
[Λ] | [И э ] | [Ы э ] | [Ъ] | [Ь] |
tatá [вΛдá] taat [пΛэт] at [Λтв’эт] | t’atá [л’и э дόк] t’aat [м’и э укът’] | шatá [жы э нá] | tatatá [мълΛдόй] táta [мáлъ] | t’atatá [л’ьд’и э нόй] tát’a [пόл’ь] |
— | taat [пΛы э т’ичьск’ий] аt [ы э л’ф’ийск’ий] | — | ||
— | — | — | — | — |
— | — | — | — | — |
Варианты в системе согласных фонем русского языка возникают под действием законов ассимиляции / диссимиляции, оглушения.
Классификация согласных фонем по способу образования
Способ образования | Фонемы | |
Смычные (при образовании звука органы речи смыкаются) | Взрывные (смычка разрывается струёй воздуха) | П, П’, Б, Б’,Т, Т’, Д, Д’, К, (К’), Г, (Г’) |
Проходные (воздух проходит по другому каналу) | Л, Л’, М, М’, Н, Н’ | |
Фрикативные (при образовании звука органы речи образуют щель, через которую проходит воздух) | В, В’, Ф, Ф’, Ж, Ш, Щ, З, З’, С, С’, Й, Х, (Х’) | |
Аффрикаты (смычно-фрикативные) | Ч, Ц, | |
Вибранты (звук образуется вибрацией языка) | Р, Р’ |
Классификация согласных фонем по месту образования
Место образования | Фонемы | ||
Губные | Губно-губные (смычка образуется губами) | Б, Б’, П, П’, М, М’ | |
Губно-зубные (звук образуется приближением нижней губы к верхним губам) | В, В’, Ф, Ф’ | ||
Язычные | Переднеязычные (звук образуется смычкой (приближением) кончика языка к зубам или нёбу) | Зубные | Т, Т’, Д, Д’, Н, Н’, Л, Л’ |
Нёбные | З, З’, С, С’, Ч, Ш, Ж, Щ, Р, Р’ | ||
Среднеязычные (звук образуется приближением средней части языка к нёбу) | Й | ||
Заднеязычные (звук образуется приближением задней части языка к нёбу) | К, (К’), Г, (Г’), Х, (Х’) |
Классификация согласных фонем по соотношению шума и тона
Тип по соотношению тона и шума | Фонемы | |
Сонорные (преобладает тон) | Р, Р’, Л, Л’, М, М’, Н, Н’, Й | |
Шумные | Звонкие (тон и шум в примерно одинаковой пропорции) | Б, Б’, В, В’, З, З’, Г, (Г’), Ж |
Глухие (тон отсутствует) | П, П’, Ф, Ф’, Т, Т’, С, С’, Ч, Ш, Щ, К, (К’), Х, (Х’) |
Коррелятивные пары согласных фонем по признакам глухости / звонкости, твердости / мягкости
При- Знак | Фонемы | |||||||||||||||||||||||||
Глухость-звонкость | Глу- хие | П | П’ | Ф | Ф’ | С | С’ | Т | Т’ | К | (К’) | Х | Ш | — | Щ | Ч | Ц | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Звон- кие | Б | Б’ | В | Ф’ | З | З’ | Д | Д’ | Г | (Г’) | — | Ж | — | — | — | — | Р | Р’ | Л | Л’ | М | М’ | Н | Н’ | Й | |
Твёрдость- Мягкость | Твёр- дые | П | Б | Ф | В | С | З | Т | Д | К | Г | Х | Ш | Ж | — | — | — | Р | — | Л | — | М | — | Н | — | — |
Мяг- кие | П’ | Б’ | Ф’ | В’ | С’ | З’ | Т’ | Д’ | (К’) | (Г’) | (Х’) | — | — | Щ | Ч | — | Р’ | — | Л’ | — | М’ | — | Н’ | — | Й |
Оглушение, в отличие от ассимиляции по признаку глухости, – результат действия позиции конца слова. Так, в слове «год» последняя согласная фонема (го[Д]а) реализуется в глухом аллофоне (варианте) под действием позиции конца слова – [ГОТ].
Состав как гласных, так и согласных фонем, а также набор их дифференциальных признаков, состав аллофонов и принципов реализации фонемы в одном из них в разных языках различны. Например, в латинском языке состав гласных фонем больше, чем в современном русском, за счёт противопоставления долгих и кратких фонем, а также противопоставления монофтонгов и дифтонгов, а состав согласных фонем меньше за счёт отсутствия коррелятивных по твёрдости/мягкости пар. В старославянском языке состав гласных фонем больше, чем в современном русском в связи с противопоставлением гласных по признакам долгий / краткий / сверхкраткий, назальный / неназальный и наличием гласной фонемы переднего ряда нижнего подъёма, а состав согласных фонем меньше в силу отсутствия коррелятивных пар твёрдых и мягких согласных. Причём если в современном русском слоге ряд аллофона гласной фонемы (вариации или варианта) зависит от твёрдости или мягкости предшествующей согласной фонемы, то в старославянском языке реализация согласной фонемы в твёрдом или мягком аллофоне (вариации) зависит от ряда следующей гласной фонемы.
Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 158 ; Нарушение авторских прав
Классификация звуков русского языка
Звук (речевой звук) — это колебания воздуха, возникающие при прохождении воздушной струи через речевой аппарат человека. Помимо речевых, выделяют также неречевые или шумовые (кашель, шум дождя, писк комара) и музыкальные звуки.
Классификация по артикуляционным признакам
В русском языке различают 42 звука или фонемы (от греческого phonema — звук речи): из них 6 гласных и 36 согласных. Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при произнесении звуков.
Мягкое нёбо может находиться в двух положениях. В одном случае оно поднимается и задней частью вместе с маленьким язычком прижимается к задней и боковым стенкам глотки, закрывая проход в носовую полость, вследствие чего выходящая воздушная струя направляется в ротовую полость и образуются ротовые звуки. В другом случае мягкое нёбо опущено и открывает проход выходящей воздушной струе в носовую полость, вследствие чего образуются носовые звуки.
Классификация гласных звуков
Гласные звуки «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У» — звуки речи, состоящие только из голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха не встречает на своём пути преград.
Гласные звуки различают по участию или не участию в артикуляции губ, а также по степени и месту подъема языка.
1. По участию в артикуляции губ:
В артикуляции лабиализованных гласных, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении звуков «О» и «У» выдвигаются вперед и округляются. При произнесении нелабиализованных гласных, губы находятся либо в нейтральном положении («А», «Ы»), либо в положении улыбки («Э», «И»).
2. По степени подъема языка к нёбу:
Хотя при произношении гласных звуков в ротовой полости отсутствуют преграды для выходящей воздушной струи, нижняя челюсть опускается по-разному и язык меняет свое положение, поэтому меняется и форма ротовой полости. Язык может находиться внизу (нижний подъем), на средней линии (средний подъем), или подниматься высоко к нёбу (верхний подъем). От степени раскрытия рта и подъема языка зависит звучность гласных.
3. По месту подъема языка:
При образовании гласных звуков к твердому нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части (передняя, средняя и задняя), меняя тем самым объём и форму полости рта.
Таблица классификации гласных звуков
Гласные буквы
Если в русском языке 6 гласных, то гласных букв — 10, это: «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я». Если звук — это единица устной речи, его слышим и произносим. То буква — это графический знак для обозначения звука речи на письме, её мы видим и пишем.
Йотированные гласные
Йотированные гласные — гласные, которые произносятся с помощью двух звуков. К таким гласным относят буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я».
В зависимости от места которое занимает йотированная гласная буква в слове, она может обозначать как один, так и два звука:
Классификация согласных звуков
Согласные звуки «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «М», «Мь», «Н», «Нь», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ» — это звуки речи, состоящие или из одного шума, или шума и голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает на своём пути преграды.
Согласные звуки различают по работе голосовых связок, по способу и месту образования, а также по степени напряжения средней части языка.
1. По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок:
Голосовые складки могут занимать два положения: раскрыты (воздушная струя свободно проходит через них и голос не образуется — глухие согласные) или сомкнуты (воздушная струя, проходя через них, заставляет вибрировать их, и образуется голос — сонорные и звонкие согласные). Большинство звуков русского языка произносится с участием голоса.
2. По способу образования:
Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель.
3. По месту образования:
Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.
4. По подъёму к нёбу (степени напряжения) средней части языка:
В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, «Л» и «Ль», но есть и непарные звуки: только твердые — «Ш», «Ж», «Ц», только мягкие — «Ч», «Щ», «Й».
Таблица классификации согласных звуков
Классификация по акустическим признакам
Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У».
Сонорные (звучные) звуки — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» «Р», «Рь» «Й».
Классификация гласных звуков.
В русском языке насчитывается шесть основных гласных звуков: [a], [o], [э], [и], [ы], [у]. Однако на количественный состав гласных звуков русского языка существуют различные точки зрения. В советском языкознании представлены две точки зрения на количественный состав гласных. Они связаны с наличием двух фонологических школ: московской и ленинградской.
Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ) выделяет в русском языке шесть гласных звуков. Звуки [ы] и [и] считаются самостоятельными. Такая фонологическая теория была основана академиком Л.В.Щербой. Сторонниками Л.В.Щербы являются Гвоздев А.Н., Зиндер Л.Р., Матусевич М.И., Буланин Л.Л.
Общерпниятой является точка зрения Ленинградской фонологической школы: [ы], [и] признаются разными гласными звуками.
При описании артикуляции гласных звуков следует указывать положение произносительных органов: языка, губ, мягкого нёба, голосовых связок.
Язык может производить движение в 2-х основных направлениях: по горизонтали, от чего определяется характеристика гласного по ряду, и по вертикали, с чем связано различие гласных по подъёму.
По движению языка по вертикали, или по степени подъёма языка, по степени приближения к нёбу при образовании звука все гласные делятся на звуки верхнего, среднего и нижнего подъёмов. Верхний – [и], [ы], [у], средний – [э], [o], нижний – [a].
По движению языка по горизонтали, или по месту подъёма языка при образовании звука, гласные делятся на гласные переднего, среднего и заднего ряда. При образовании гласных переднего ряда язык продвигается вперёд, кончик языка упирается в зубы, а средняя часть спинки языка немного прогибается. Так образуются [и], [э]. При образовании гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит от нижних зубов, а к нёбу поднимается задняя часть языка. Так образуются [у], [o]. Гласные среднего ряда [ы], [a] занимают среднее положение между передними и задними гласными.
Губы при артикуляции гласных могут принимать два положения. В одном случае они пассивны, не вытягиваются вперёд, а только растягиваются и открывают зубы. Так образуются неогубленные (нелабиализованные) гласные: [и], [ы], [э], [a]. В другом случае губы сближены, округлены и вытянуты вперёд. При этом образуются огубленные гласные (лабиализованные – от лат. Labia «губы»).
Т.о., можно определить каждый гласный по трём присущим ему признакам: ряду, подъёму и огубленности:
Степень подъёма языка и напряжённости
Место подъёма языка и лабиализация
Гласные звуки можно также охарактеризовать по степени напряжённости, т.е. по степени раствора полости рта. По этому признаку выделяют три группы гласных:
1.Наиболее узкая степень раствора полости рта наблюдается при образовании гласных звуков верхнего подъёма [и], [ы], [у]. В этом случае язык поднимается высоко к нёбу, оставляя узкую щель, в которую проходит воздух. Такие гласные называются узкими, закрытыми, напряжёнными.
2.При средней степени раствора рта образуются звуки среднего подъёма [э], [о], которые называются средними звуками.
3. Наиболее широкая степень раствора рта характерна для звука нижнего подъёма [а], так как язык при его образовании не изменяет своего положения по вертикали. Гласный звук [а] называется открытым, ненапряжённым, широким.
Классификация согласных звуков русского языка.
Основной характеристикой согласных является наличие шума, возникающее в полости рта при образовании этих звуков.
Классификация согласных звуков русского языка проводится по четырём признакам: 1) в зависимости от степени участия голоса и шума; 2) по месту образования шума, или по месту образования преграды, на которую наталкивается воздух; 3) по способу образования шума, или способу преодоления преграды; 4) по наличию или отсутствию смягчения (палатализации, от лат. palatum «нёбо»). Каждый согласный может характеризоваться по четырём названным признакам.
1. В зависимости от степени участия голоса и шума.
При образовании согласных голосовые связки могут выполнять следующую работу:
1)Напрягаются не до предела, работают слабее, чем при образовании гласных, но производят довольно сильный голос, преобладающий над шумом. Основу звуков при такой работе связок составляет голос, присутствует при их произнесении и незначительный шум.
Такие звуки называются сонорными (лат. sonorous – «звучный»): [р, р’, л, л’, н, н’, м, м’]. При их образовании голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. Сонорные согласные занимают промежуточное положение между гласными и согласными звуками: с гласными их сближает наличие высокой степени звучности, с согласными – наличие шума и неспособность образовывать слог.
2)Голосовые связки слабо напряжены, работают неактивно, производят слабый голос, производят слабый голос, который наслаивается на шум. Основу звуков при такой работе голосовых связок составляет шум, хотя голос присутствует. В результате образуются звонкие шумные звуки: [б, б’, в, в’, д, д’, з, з’, ж, г, г’, й]. В некоторых учебниках к таким звукам относят звуки [ж’] и [ж].
3)Голосовые связки полностью ослаблены, не работают и не производят голоса. Звук состоит только из шума. В результате образуются шумные глухие звуки: [п, п’, ф, ф’, т, т’, с, с’, ш, к, к’, х, х’, ш’, ц, ч’].
Большинство звонких – глухих согласных отличаются только одним признаком – наличием/отсутствием голоса/шума, т.е. глухостью и звонкостью. Такие согласные, которые отличаются друг от друга только звонкостью – глухостью, называются соотносительной парой по звонкости – глухости:
[б – п, б’ – п’, в – ф, в’ – ф’, г – к, г’ – к’, д – т, д’ – т’, ж – ш, з – с, з’ – с’] и, если согласиться с наличием звука [ж’], то [ж’ – ш’] = 12 пар согласных звуков.
Объединение согласных звуков в соотносительные пары по глухости – звонкости приводит к образованию соотносительных рядов согласных звуков по звонкости – глухости, т.е. согласные звуки русского языка распределяются по двум противопоставленным друг другу группам. Одну группу (ряд) составляют согласные, имеющие общий признак звонкости. Для другой группы (ряда) согласных общим признаком является признак глухости.
Каждый звук из одного ряда имеет для себя соотносительный звук в другом ряду:
[б, б’, в, в’, г, г’, з, з’, д, д’, ж, ж’]
[п, п’, ф, ф’, к, к’, с, с’, т, т’, ш, ш’].
Не все согласные звуки русского языка являются членами соотносительных рядов по звонкости – глухости и имеют парные для себя звуки. Среди таких звуков выделяются непарные по глухости, т.е. всегда звонкие: сонорные, и непарные по звонкости, т.е. всегда глухие: [х, ц, ч]. Названные звуки никогда не теряют своего дифференциального признака звонкости – глухости, в отличие от парных, которые в определённой позиции могут его потерять: гри[п] (грипп) и гри[п] (гриб).
2. По месту образования шума, или месту преодоления преграды, все согласные делятся на язычные (активным органом является язык) и губные (активным органом является нижняя губа). Активные органы речи действуют по отношению к пассивным – верхней губе, альвеолам, твёрдому нёбу. В зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные губные согласные делятся на:
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 882 ; Мы поможем в написании вашей работы!