что такое тренинг на работе и зачем он нужен
Что такое тренинг на работе и зачем он нужен
Если на семинаре предлагается порассуждать о технике холодных звонков, то на тренинге придется позвонить реальному клиенту. За рубежом тренинги в основном используют для подготовки новичков. В России обучают и старожилов компании. Выделяют следующие виды корпоративных тренингов:
1) Управленческие виды:
— формирование миссии и разработка стратегий ее реализации;
— на выходе получаем четко сформулированную миссию, которая внутренне принимается и поддерживается всеми участниками тренинга, а также конкретные стратегические планы по ее реализации;
— принятие эффективных решений;
— на выходе получаем готовые решения задач, которые ставились перед участниками, а также выработанный навык принятия решений у участников тренинга;
2) Тренинги навыков. Цель этих тренингов – дать конкретный навык для последующего использования в работе или личной жизни. Таких тренингов множество. Прежде всего, сюда относится большинство бизнес-тренингов, где дают различные навыки, которые затем можно будет использовать в своей профессиональной деятельности. Например, сюда относятся навыки продаж, проведения переговоров, ораторское мастерство, тайм менеджмент, коучинг и так далее.
3) Маркетинговые тренинги:
— управление маркетингом на предприятии;
— эффективной обратной связи от потребителей;
— работа с претензиями клиентов;
— изучение потребностей потребителей и другие виды.
Для новых сотрудников наиболее подходящими тренингами является welcome-тренинг.
Welcome-тренинг — вводный курс для новых сотрудников. В рамках адаптационной и вводной программы на начальном этапе проводите своеобразный тренинг, во время которого новички не отрабатывают навыки, а получают вводную информацию. На занятии ознакомьте сотрудников с культурой, традициями, корпоративной этикой компании.
Для текущих сотрудников компании необходимо выявить личную мотивацию специалистов.
Обучение персонала: насколько эффективны тренинги?
Некоторые руководители до сих пор уверены, что текущие умения и навыки их рабочего персонала — это максимальные возможности работников, их так называемый потолок. Однако как показывает практика, возможности и потенциал сотрудников при должном обучении практически безграничен. Это доказывают различные тренинги, проводимые с целью повышения профессиональных, коммуникативных и интеллектуальных навыков.
Многие компании считают такое капиталовложение одним из самых выгодных для эффективной работы и развития бизнеса. Креативное мышление, расширенные профессиональные познания, умение брать инициативу в нужный момент на себя — вот те качества, которые развивает в себе постоянно обучающийся персонал.
Определение понятия
В более широком смысле любой тренинг — это также:
Востребованность
Практика показывает, что не бывает одинаковых тренингов, даже если их ведёт один и тот же человек, и они организованы по одной программе. Цель опытного тренера — найти оптимальный способ преподавания для той аудитории, которая находится перед ним в данный момент. Поэтому стиль преподавания и содержание занятий каждый раз изменяется.
К человеку, ведущему тренинг, выдвигаются особые требования:
Проблема любого молодого специалиста заключается в отсутствии практических навыков. Будучи студентом, он получил в вузе лишь общие теоретические познания. А вот их практическое применение ставит его в тупик. Хорошим примером такого состояния является первый врачебный опыт молодого врача. Без поддержки более опытного коллеги он с большой долей вероятности обречён на разочарование и неудачу в профессиональной деятельности.
Та же самая ситуация наблюдается в компаниях и даже крупных корпорациях.
Поэтому при проведении корпоративных тренингов упор делается на конкретные познания и навыки, необходимые сотрудникам в ежедневной трудовой деятельности.
Наиболее востребованы следующие темы:
История развития
Такой вид передачи ценной и полезной информации, как тренинги насчитывает тысячелетнюю историю.
Ну а первооткрывателем тренингов в современном понимании стал Дейл Карнеги, который с 1912 года занимался в своём центре обучением всех желающих навыкам публичного выступления и уверенности в себе.
Полноценные тренинговые группы стали создаваться чуть позже, с 1946 года Куртом Левиным, известным на то время социальным психологом. Его ученики успешно обучали политиков, менеджеров и управленческий персонал. Такие группы со временем приобрели большую популярность, а с 1960 года началась активная подготовка профессионалов разного уровня и самых различных профессий.
Основные виды
Руководители предприятий и компаний чаще всего организуют и оплачивают следующие виды тренингов для своего рабочего персонала:
Как строится обучение?
Результативность любого тренинга во многом определяется его правильным планированием, чёткой формулировкой задач и точным выбором целей. В этой сфере всё зависит от конкретных потребностей компании или предприятия. Тренер должен понимать, что именно и для чего он делает.
Упрощённый алгоритм обучения выглядит следующим образом:
Каким должен быть тренер?
Правильный выбор тренера (инструктора) играет решающую роль. По статистике 80% успеха обучения зависит именно от личности тренера.
Он должен:
Различают следующие методики подачи материала:
Как оплачивают больничный лист вы можете узнать в нашем подробном материале!
В нашей профессиональной статье полностью описан механизм формирования средней заработной платы.
Ваша командировка пришлась на выходной день? Изучите этот материал и узнайте какие бонусы вы можете получить в этом случае!
Достоинства и недостатки
При всех очевидных преимуществах у такой формы обучения существуют также некоторые недостатки, которые необходимо учесть руководителю компании или предприятия.
Это:
К очевидным достоинствам для участников относят:
А руководители компаний и предприятий выигрывают, получив в результате тренинга более сплочённый и обученный персонал.
Тренинг: что это такое и рекомендации по его поведению
Тренинг — это форма обучения, характеризующаяся небольшим периодом проведения и высокой информативностью. Они проводятся в онлайн и оффлайн форматах с любым числом участников. Его принцип в передаче полезны знаний тренером аудитории.
Тренинг может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Его можно назвать аналогом мастер-класса с парой отличий: во-первых, здесь дается информация, но почти нет практики, а во-вторых, здесь происходит более детальное и интенсивное погружение в тематику. Спикер умеет доносить информацию, а у слушателей есть больше времени для ее освоения. При этом данные удобно структурированы, поэтому даже большой объем нового легко усваивается.
Для тренинга нужно детально проработать программу, найти площадку и техническое оснащение. Обо всем этом в этой статье дальше.
Принципы тренинга
Есть базовые принципы тренингов. Спикер обычно озвучивает правила взаимодействия время занятия. Правила в разных тренингах могут различаться. Основные из них следующие:
Подбор места и оборудования для тренинга
Тренинги занимают много времени, поэтому проводиться он должен в комфортных условиях. При выборе площадки нужно следовать этим правилам:
Помимо этого, в организации тренинга нужно обратить внимание на используемое оборудование. Потребуется звук, свет, компьютеры, экраны для презентации, магнитные доски и т.д. все должно работать четко, без накладок — лучше убедиться в этом перед началом тренинга, проведя своего рода репетицию.
Важно позаботиться о том, чтобы все оснащение было расположено правильно и хорошо настроено. Если собственного оборудования нет, можно взять его в аренду, но только у проверенной компании. Помните, от этого зависит качество тренинга и ваша репутация.
Как правильно начать подготовку к тренингу
Если ранее вы не занимались подготовкой тренингов, обратитесь к мастерам и посмотрите, как действуют они. Это поможет понять, в каком направлении действовать и как избежать ключевых ошибок. В дальнейшем вы сможете организовывать такие мероприятия самостоятельно.
Как выбрать тренинг под свои цели?
Чтобы понять, какой тренинг выбрать, вам нужно детально проработать портрет человека, на которого ориентирован тренинг. Не стоит выбирать слишком широкую аудиторию: чем больше вводных, тем лучше.
Затем нужно сформулировать проблему, которую призван решить тренинг. Задача должна быть сформулирована подробно: никаких размытых формулировок и пустых красивых фраз.
Продумайте уникальную концепцию тренинга. Она должна отличать его от других аналогичных программ. Участники должны понимать, почему им лучше прийти к вам, и что они получат в итоге. Если придумать с нуля не получается, обратитесь к опыту других спикеров и адаптируйте их идеи под себя.
Почему тренинги дают результат?
Информация усваивается лучше, если рядом находится надежный наставник, который вовремя указывает на ошибки и мотивирует на новые свершения. В этом и заключается секрет эффективности тренингов. Также свою роль играет то, что формат тренинга подразумевает интенсивную подачу информации: большой поток структурированных данных в сочетании с авторскими методиками дают результат.
Конечно, бывает, что тренинги оказываются неэффективными. В таком случае проблема может крыться либо в неправильном определении целевой аудитории, либо в слабой проработке выдаваемого материала.
Формы проведения тренингов
Заключение: результативный тренинг
При правильной организации тренинги могут творить чудеса. От позволяют перенять опыт экспертов и быстро находить решения имеющихся проблем. Для проведения тренинга нужно провести большую работу: написать программу, подобрать помещение, найти оборудование. Но, несмотря на все эти сложности, игра стоит свеч: об этом вам обязательно скажут благодарные участники тренинга.
Что такое тренинг и чем он может быть полезен
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости блога!
Сегодня, пожалуй, только ленивый не слышал о популярности разнообразных тренингов, коучингов и семинаров. Многие даже воспринимают эти мероприятия как один из видов досуга наравне с туризмом или посещением театров. Мы разберем, что такое тренинг, чем он отличается от других форм обучения, какую пользу в себе несет и как выбрать программу, чтобы она потом не разочаровала.
Определение понятия
Посмотрим, что значит слово “тренинг” по данным Википедии.
Если говорить простыми словами, это групповое занятие в аудитории, на котором люди получают именно практические умения. Теория на тренинге занимает всего 10–20 %. Остальное время посвящено практике и активному взаимодействию внутри группы.
Нередко под видом тренингов учебные центры проводят лекции. И тогда вместо выполнения практических упражнений человек смотрит слайды на экране и слушает выступление тренера. Это тоже может быть полезно, но на тренинг приходят именно за практикой. Ведь нельзя научиться плавать или ездить на велосипеде, наблюдая за тем, как это делают люди на мониторе.
История появления термина
Одним из первых, кто начал использовать понятие “тренинг”, стал Дейл Карнеги – американский педагог, писатель и мотиватор. В 1912 году он основал тренинговый центр Dale Carnegie Training, в котором и по сей день проходят занятия по развитию навыков публичного выступления и уверенности в себе.
Существенный вклад в тренинговую форму обучения внес и Курт Левин – немецкий психолог, оказавший большое влияние на американскую социальную психологию. В 1946 году совместно со своими коллегами он основал Т-группы для развития коммуникабельности участников, поняв, что наибольшую ценность имеет анализ собственных переживаний в коллективе.
Успешные результаты обучения в группах Левина послужили основанием для создания Национальной лаборатории тренинга в США, где начали проводить обучение для менеджеров, управленческого персонала и даже политических лидеров.
В 1970-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством Манфреда Форверга – философа и специалиста в области развивающей психологии – был разработан метод, получивший название социально-психологического тренинга. Суть его состояла в применении ролевых игр для развития коммуникативных навыков.
Зачем он нужен
Почему тренинги так популярны и зачем вообще нужно на них ходить? Видов таких групповых занятий много, и чуть позже мы рассмотрим их особенности и пользу. Пока попробуем обобщить достоинства тренингов и понять, что нового вы можете на них приобрести:
Как проходят тренинги
По форме проведения классические тренинги представляют собой групповые занятия в аудитории с числом участников до 10–15 человек. Продолжительность, как правило, составляет от 3 до 5 дней по 6–8 часов с перерывами.
Если говорить о структуре занятия, то выглядит она примерно следующим образом:
В интернете можно найти много онлайн-тренингов. Их принцип примерно тот же, что и у обычных очных занятий. Дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Достоинствами можно считать:
Благодаря современным интернет-площадкам онлайн-тренинги также позволяют нарабатывать практические навыки, общаясь со всеми участниками. Вместе с тем главным преимуществом тренинга как формы обучения является прямое физическое взаимодействие с людьми, чего нельзя добиться дистанционным форматом.
Виды тренингов
Общепринятой классификации не существует. Разделение на типы можно провести по нескольким основаниям. К примеру, по степени открытости выделяют:
Первые организовываются внутри компании, вторые доступны всем желающим по интересам.
Какими бывают тренинги в зависимости от их направленности:
Навыковые
Такие занятия направлены на получение конкретных умений. Тематика может быть самая разная:
В организациях могут проводиться тренинги по следующим направлениям:
Психотерапевтические
К этой категории относятся так называемые тренинги личностного роста. Они также разделяются на несколько типов:
Коммуникативные
Такие тренинги еще называют социально-психологическими. Их целью является развитие навыка общения. Есть много разновидностей занятий:
Бизнес-тренинги
Они могут проводиться как собственными штатными специалистами, так и приглашенными тренерами. Такие занятия могут быть разной направленности в зависимости от поставленных задач:
Методы
Техники, методы и приемы, которые чаще всего используются на тренингах:
Отличия от других форм обучения
Кратко мы с вами уже коснулись особенностей тренингов и выяснили, что главной их задачей является получение полезных навыков и умений. Давайте узнаем, чем отличается эта форма обучения от других похожих. Ведь их часто путают, оплачивая одно, а по факту получая совсем другое.
Особенности форм обучения:
Помимо перечисленных отличий тренинг отличается еще и тем, что каждый участник непременно должен быть вовлечен в процесс. Вы можете слушать лекцию или проходить семинар, но оставаться незамеченным в группе. Тренинг же предполагает обязательное участие каждого во всех заданиях. Поэтому и число учеников, как правило, не превышает 15 человек.
На курсе может быть хоть 200 человек. Его программа тоже подразумевает практику, но ее выполнение – это уже сфера ответственности каждого. Выполнять задания или нет – ваше личное дело.
Как выбрать подходящий тренинг
Чтобы занятия действительно приносили пользу, необходимо сначала определиться с целями. Что вы хотите? Какую задачу вы планируете решить с помощью тренинга? Просмотрите описание или презентацию программы. Она должна описывать конкретные решения, которые получит каждый участник, и эти решения должны совпадать с вашими запросами.
Приведу небольшой чек-лист, который поможет определиться с выбором:
Заключение
Мы с вами разобрали тему тренингов. Узнали, что это такое, каких видов они бывают и чем отличаются от схожих форм обучения.
Тренинги – это отличный способ в короткие сроки получить практические навыки, которые пригодятся в повседневной или деловой жизни и сделают ее лучше и комфортнее.
На сегодня у меня все. Благодарю за внимание!
Кому и зачем нужны тренинги
«Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)», 2012, N 11
КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТРЕНИНГИ
Сегодня тренинги являются самым актуальным инструментом для профессионального и личностного развития. В статье рассмотрены разновидности тренингов и цели их использования в бизнесе. Приведен практический пример эффективного использования тренинговой сессии при подготовке аспирантов и молодых ученых к работе со студентами. Показано, как тренинговые методики способствуют развитию личности, повышают уверенность в своих возможностях и перспективах.
Проведем аналогию. При подготовке научного доклада следует придерживаться правила ответов на вопросы: «Что? Кому? С какой целью?». Главное, чтобы сам автор мог быстро и четко ответить на эти вопросы. На эти же вопросы нужно отвечать и при подготовке тренинговых сессий.
Как тренинг соотносится с обучением?
В процессе тренинга участник может получить ответы на вопросы, которые не мог решить для себя в течение продолжительного времени. Все знания, полученные при помощи тренинга, усваиваются без особых усилий и готовы к немедленному использованию. Для многих высокая интенсивность тренировки создает впечатление искры в двигателе внутреннего сгорания.
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку одного или нескольких навыков. Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.
Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он сочетает в себе элементы психотерапевтической группы и формирования навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Бизнес-тренинг предназначен для развития навыков персонала с целью успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности и управленческих взаимодействий.
Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых для роста показателей эффективности деятельности организации.
Более подробно остановимся на результатах бизнес-мастерской с членами Совета молодых ученых и специалистов (СМУС) Самарского государственного технического университета, подготовленной и проведенной руководителями Студии практической психологии и бизнес-консалтинга «ЭКО-тренинг». Участниками были аспиранты и молодые ученые, имеющие опыт работы по организации студенческой научной работы в Молодежном научном обществе (МНО) от 1 до 3 лет.
При помощи специально организованных дискуссий, командных и активных игровых упражнений участники пришли к общему мнению о командной работе, значении неформального общения для построения деловых отношений и о важности вклада каждого члена команды в рабочий процесс.
В ходе стратегической сессии обсуждались вопросы: 1. Моя роль в СМУС. 2. Цели и задачи СМУС.
Группой были разработаны новые каналы распространения информации о стипендиях через председателей МНО и научных руководителей.
Участники тренинга дали описание проблем, возникающих при организации научной работы со студентами.
В результате дискуссии участники поделились своим опытом привлечения студентов к научной деятельности.
Тренинг позволил раскрыть потенциал каждого участника, а также оценить его профессиональную компетентность. Обратная связь от участников программы, записанная на видеопленку, а также отчет тренеров о проведенной бизнес-мастерской, где нашли отражение все предложения и замечания участников, были представлены руководству отдела координации научных исследований СамГТУ. После ознакомления с отчетом о проведенном тренинге руководством было принято решение проводить подобные мероприятия с членами СМУС не реже чем раз в квартал для обмена опытом и обсуждения не только текущих, но и стратегических вопросов. Используя результаты тренингов, руководители подразделений могут определять кандидатуры для выдвижения в кадровый резерв.
Таким образом, результатом участия в тренинговых программах являются:
1. Освоение новых приемов в работе.
2. Оперативное получение подробного ответа по интересующей теме как альтернатива самостоятельной работе с бесконечными источниками информации.
3. Получение информации о том, что нового происходит в мире по интересующей теме (новые законы, акты, инструкции, книги, тренеры, фильмы).
5. Обмен опытом с коллегами, имеющими аналогичные цели и задачи.
6. Возможность немного отвлечься от своего основного занятия, причем отвлечься в пользу решения стратегических задач [3].
1. Технологии социально-психологических тренингов / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Социальное здоровье России. 2001. 208 с.
2. Безносов С. П., Волков И. П., Воронина О. В. и др. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Питер. 2001. 352 с.
3. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб.: Питер. 2011. 160 с.