что такое тремоляция в голосе
Как улучшить качество пения.
«Как мне научиться красиво петь?» – таким вопросом задаётся, наверно, каждый начинающий вокалист.
«Как улучшить качество пения учеников?» – вопрос, волнующий педагогов.
Идеальные голоса, без дефектов, лично в моей практике встречаются редко. В основном наблюдаются следующие недостатки звучания голоса:
Хорошая новость, что благодаря ежедневной, планомерной, систематической работе можно либо полностью устранить эти недостатки, либо значительно улучшить качество пения.
Каким образом? Разберем каждый случай в отдельности.
Качание голоса и тремоляция.
Такой недостаток чаще всего встречается у певцов в возрасте, но может возникнуть и у детей, и у молодых вокалистов. Голос льётся не ровно и гладко, а как бы дрожит, качается между соседними звуками, пульсирует.
По природе своей это вибрация.
Вибрация голоса имеет две характеристики: размах и скорость.
Размах – это степень крайних отклонений звука от основного тона.
Скорость – это частота колебаний в секунду.
Вибрация в 6-7 колебаний в секунду называется ВИБРАТО.
Вибрато является свойством хорошего вокала. Оно придаёт голосу яркость и динамичность.
Но если скорость вибрации больше или меньше 6-7 колебаний – это уже недостаток, требующий исправления.
При скорости вибрации больше 6-7 колебаний появляется тремоляция («барашек»), а при меньшей скорости – неустойчивая интонация, качание звука.
Причины возникновения этих недостатков могут быть самые различные: это и заболевания голосового аппарата, и органические недостатки (возрастные изменения).
Но если здоровье в порядке, то основными причинами возникновения качания и тремоляции, на мой взгляд, являются:
Каковы же методы исправления?
1) Прежде всего, необходимо научиться правильно дышать при пении. Вдох должен быть активным, бесшумным и глубоким, а выдох ровный и продолжительный. Для тренировки можно использовать различные упражнения дыхательной гимнастики.
2) Петь упражнения с закрытым ртом на согласный «м», тренировать ровный, без толчков, выдох.
3) Петь упражнения с открытым ртом, хорошо прикрытым звуком. Самые лучшие гласные для устранения тремоляции – это «у» и «о».
Пение должно быть негромким, максимум mf, без форсирования, так как при громком пении вибрация увеличивается. Упражнения должны быть построены на ряде последовательных тонов в пределах квинты, не больше. Темп небыстрый, максимально позволяющий снять качание.
Усложнять упражнения и прибавлять темп следует постепенно, по мере выравнивания звука.
Гнусавость голоса.
Пение в нос – часто встречающийся недостаток.
Гнусавость может возникнуть в результате заболевания (простуда, заложенность носа). В этом случае нужно обратиться к врачу, пройти лечение.
Вторая причина – отсутствие певческого навыка, вялая нёбная занавеска. Вместо того, чтобы находиться в приподнятом положении, она провисает. В результате звук в основном проходит через нос, и возникает гнусавый оттенок голоса.
Исправление – пение на гласные «у» или «о», так как при их исполнении нёбная занавеска значительно сокращается. При этом губы должны быть очень активными, а рот должен достаточно широко раскрываться.
Также хорошо помогает пение и говорение с зажатым носом. Подробнее читайте и слушайте здесь.
Фальшивая интонация.
Опять же причины возникновения могут быть самыми различными. Сначала выясняем причину, потом принимаем меры по её устранению.
Фальшивое пение может быть результатом простудного заболевания, болезни горла, заложенности носа. Понятное дело, что в таком состоянии не нужно петь, а нужно лечиться.
Физическая слабость, переутомление, мутация тоже могут стать причиной неточного интонирования в пении. Что нужно делать? Укреплять своё здоровье, заниматься спортом, грамотно планировать работу и отдых.
Другие причины, которые можно исправить в процессе обучения:
Только при пении a cappella можно научиться петь чисто, держаться в тональности. Этот приём развивает музыкальный слух и самоконтроль певца.
Тихое пение.
Тихий, вялый и слабый звук может возникнуть по следующим причинам:
Исправление в плане работы над вокалом:
Что же касается воспитания характера, то для получения быстрого результата я рекомендую обратиться к специалисту, найти хорошего психолога, коучера, пройти тренинг личностного роста.
Важно всегда петь эмоционально, чувствовать себя свободно, раскованно. Внутреннее чувство свободы, уверенность в себе — залог успеха в любой деятельности. Но об этом — в одной из следующих статей.
Поделиться в соц. сетях
Сегодня получила письмо от читателя моего блога с просьбой объяснить, что такое слух у певца. Вопрос этот.
Очень хорошая статья, СПАСИБО))
Здравствуйте, Ирина! Конечно ищите педагогов! А как Вы хотели? Раз ребёнок хочет — радуйтесь, что хочет, что стремится, создавайте условия для развития, предоставляйте возможность учиться. Вкладывайте в ребёнка и ВРЕМЯ, и деньги. А если и перегорит, и передумает, ни в коем случае не попрекайте.
Большое спасибо Наталья!!
Очень благодарна. Процветаний и вдохновения Вам!
Спасибо, Галина! Очень приятно. Успехов Вам!
Я очень люблю петь, хоть и являюсь самоучкой. Подскажите, как развивать голос и петь чувственно?
Здравствуйте как петь в наушниках при какой громкости а то не могу найти золотую середину
Ваш комментарий Отменить ответ
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.
Голос и голосообразование
Основными носителями информации для человека являются сигналы, которые формируются органами чувств, доставляются в мозг и там обрабатываются. В первую очередь, это акустические речевые сигналы голоса. В этой статье мы подробно рассмотрим механизмы звуковой речи, голоса и голосообразования, а также выясним, почему попугаи могут говорить почти так же, как и человек.
Втечение многих миллионов лет эволюции звуки, издаваемые человеком, превратились в членораздельную речь. Это существенно отличает нас от других живых существ на планете. Результатом осмысленного использования звуков речи становятся слова и предложения, которые делают возможным обмен информацией между людьми посредством языка. Сегодня люди изъясняются на 7111 различных языках, в то время как ни одному животному это не подвластно. Кора больших полушарий головного мозга человека содержит множество зон, которые отвечают за речевую функцию.
Речевой аппарат и речь
Речевой аппарат человека состоит из гортани, языка, губ, а также полостей рта, носа и глотки. Во время говорения воздух движется и вибрирует благодаря направленному взаимодействию мышц, участвующих в этом процессе. Если бы у нас не было гортани, мы могли бы говорить только шёпотом. Если вы положите ваш палец на гортань во время говорения, почувствуете вибрацию, которая не ощущается, когда мы говорим шёпотом. Эта вибрация создаётся благодаря голосовым связкам или складкам, как их ещё иногда называют. Голосовые связки находятся в средней части гортани. При проникновении вдыхаемого воздуха они работают, как органная труба с пружинными язычками.
Голосовые связки — парный орган, они натянуты поперёк трахеи (дыхательного горла) и вместе с тем закрывают её. (Рисунок 1) Таким образом, находящаяся между ними голосовая щель оказывается плотно закрытой.
Рисунок 1: Степень открытия голосовой щели, в зависимости от осуществляемых действий.
При воспроизведении гласных звуков положение языка его форма создают состояние резонанса формантов.
В процессе говорения голосовая щель открывается под давлением воздуха, поступающего из лёгких. Когда голосовая щель открывается, происходит падение давления воздуха, и таким образом щель закрывается (закон Бернулли). И снова под голосовыми складками создаётся воздушное давление. Этот процесс беспрерывно повторяется во время говорения. Голосовые связки испытывают при этом механические колебания.
Существует огромное количество резонансных частот с основным первоначальным тоном и обертонами. Благодаря голосовым мышцам изменяется сила натяжения и толщина голосовых складок. Как следствие — изменение основных резонансных частот. Когда голосовые связки напряжены, воспроизводятся высокие звуки; при расслабленных, напротив, образуются низкие звуки. При воспроизведении низких звуков голосовые складки колеблются медленно, высокие звуки вызывают быстрые колебания.
Мужская гортань значительно больше, и голосовые связки примерно в два раза длиннее, чем у женщин. Поэтому мужской голос звучит где-то на одну октаву ниже. Осиплость голоса, вирусные инфекции, а также курение могут навредить голосовым связкам. Голос простывшего человека похож на низкое карканье. Взрослые курящие мужчины часто говорят низким невнятым голосом, похожим по звуку на хрип.
Пройти тест слуха онлайн
Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.
Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.
Звонкие и глухие звуки
Над голосовыми связками находится надставная труба (над гортанью надгортанная). Надставная труба состоит из глоточной полости и полостей рта и носа. Если не брать во внимание полости носа, то надставная труба будет похожа на открытую с одной стороны трубу.
В этой надставной трубе формируется из хриплого, резонансного шума, который проходит через голосовую щель, звуковая окраска гласных звуков. Активное изменение положения языка и губ меняет форму резонансной полости, а также длину надставной трубы. Таким образом, во время говорения появляются типичные резонансные частоты тракта, или форманты. Частоты и амплитуды этих формантов являются определяющими показателями при произнесении гласных звуков. Понаблюдайте когда-нибудь внимательно за движениями губ ведущего новостей. Вы помёте, опираясь на положение рта, как функционирует считывание с губ. При произнесении [а] рот слегка приоткрыт, [о] и [у] произносятся с вытянутыми губами. Согласные формируются благодаря определённому положению губ. В фонетике различают звонкие и глухие звуки. (Рисунок 2)
Рисунок 2: В голосовых связках формируется первоначальный сигнал, который преобразуется благодаря резонансам в надставной трубе, так что в конце концов превращается в языковой сигнал.
Глухие звуки возникают при широко раскрытой голосовой щели, так что воздух беспрепятственно может проникнуть до конца голосового тракта.
Разницу между звонкими и глухими звуками можно наглядно увидеть, проведя два опыта: держите свою руку во время говорения на гортани. Если вы почувствуете вибрацию, то звук звонкий; если вибрации нет, то звук считается глухим. Второй опыт заключается в том, чтобы закрыть уши и надавливать на козелок с двух сторон и при этом медленно говорить: «Один, два, три, четыре, пять…». Во время акустической изолированности при закрытом слуховом проходе вы заметите разницу между глухими и звонкими звуками: мягкие шумы и дребезжащие вибрации.
Глухие звуки — шипящие (свистящие) или фрикативные согласные и смычные. Во время шёпота голосовые связки задействованы только косвенно. Поток воздуха, выпускаемый во время шёпота, слабый, и он образует в слегка приоткрытой, находящейся в спокойном состоянии голосовой щели небольшие вибрации. Эти вибрации акустически воспринимаются как тихий шум, полностью лишённый звукового оформления. Силовое и звуковое резонансное усиление голосовых связок в этом случае отсутствует. В надставной трубе точно так же, как при звуковом голосообразовании, формируются те же самые резонансы, только они намного тише.
Спектрограмма
Спектрограмма (сонограмма) или визуализированная речь — трёхмерное, наглядное изображение звуков в двумерном графике. Последовательность сигналов представлена временным показателем (осью абсцисс и ординат) и частотой (осью абсцисс или продольной осью). Интенсивность звука представлена в виде относительного потемнения или масштабирования интенсивности цвета (третье измерение) временного и частотного изображений.
Чтению и интерпретации спектрограммы нужно учиться, поскольку при определённых обстоятельствах появляется переизбыток информации. Таким образом можно распознать процессы установления и затухания колебаний, помехи и уж тем более патологические изменения в работе речевого аппарата (рисунок 3). Сонограмма даёт представление о звуковом исследовании, поле исследования размечено осями абсцисс и ординат. Уровни отражения звука измеряются с помощью акустического зонда, сопряжены с определённым местом в поле исследования, и эти участки в зависимости от интенсивности окрашены в чёрный цвет.
Рисунок 3: Спектрограмма (сонограмма) с положением формантов гласных i, u, a.
Говорливый попугай
После этого научного экскурса в звуковую систему языка и её анализа я хотела бы рассказать вам еще одну историю. Мой хороший друг очень гордился тем, что был владельцем попугая. Птицу из африканских серых попугаев (попугай жако) звали Вальтер и ей было уже больше 30 лет. Вальтер был умный малый. Он мог повторять не только своё собственное имя и имя моего друга, но и ещё достаточно бойко воспроизводил полностью адреса людей. К тому же он мог произносить небольшие предложения, например: «Ты мне нравишься» или «Ты — трус». Наклонив набок голову, смотря своим пленительным взглядом снизу-вверх, он презентовал избранным посетителям свой репертуар.
Своим очень громким и чётким голосом он умел свистеть, так что начинали болеть уши. Он воспроизводил всевозможные звуки, например, пылесоса или бритвенной машинки. Человек и животное способны стать близкими друзьями, и, конечно, Вальтеру это удалось сделать. Он был очень ласковый и прижимался к щеке моего друга, когда они «болтали». Но при этом он был пугливый и создавал адский шум, когда был взволнован. Вальтер жил в очень красивом большом вольере с игрушечным хламом разного рода, иногда вылетал оттуда и качался на люстре.
Однажды в непогожий весенний день Вальтер сидел на люстре, и вдруг от сильного порыва ветра распахнулось неплотно закрытая дверь террасы. Вальтер, конечно, запаниковал: он кричал и хрипел, а потом вылетел через открытую дверь террасы. Мой друг, конечно услышал шум, но, к сожалению, пришёл в комнату слишком поздно. Вальтера уже и след простыл…
Попугаи умеют имитировать звуки речи. В дикой природе птицы узнают друг друга по характерным звукам, присущим их виду. Многие птицы умеют не только свистеть и прекрасно петь, но и удивительно достоверно имитировать всевозможные шумы.
Как это возможно?
И у птиц есть гортань, только без голосовых связок и надгортанника. Птицы издают звуки так называемой нижней гортанью (сиринксом), расположенной глубоко в грудной клетке, около того места, где перед входом в лёгкие разделяется дыхательное горло. Здесь находятся колебательные мембраны, которые так же, как голосовые связки, могут менять своё напряжение благодаря мышцам. Поскольку органы голосового аппарата у птиц находятся в двух ветвях дыхательного горла, некоторые певчие птицы могут петь на два голоса. Послушайте, как-нибудь тихим летним вечером, как поёт соловей — вы получите огромное акустическое наслаждение! (Рисунки 4 и 5).
Рисунок 4: Гортань птиц (сиринкс) содержит две голосовых щели. Поэтому некоторые певчие птицы могут петь на два голоса.
Рисунок 5: Серый попугай Вальтер мог превосходно «произносить» не только своё имя.
Попугаи, к примеру, имеют толстый клюв и толстый язык, благодаря этому (меняя положение языка), они могут, как и человек, артикулировать большое количество звуков. Эта особенность помогла Вальтеру. Его нашёл очень милый человек и принёс в полицейский участок. Вальтер сообщил там имя своего хозяина и его адрес. Радость от встречи с хозяином Вальтер выразил очень громко — имитируя звуки сирены.
Подведение итогов
Улла Вогдт
Материал взят из журнала Hörakustik, №1 2019 г.
Пройти тест слуха онлайн
Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.
Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.
Изменение голоса причины, способы диагностики и лечения
Изменение голоса — расстройства функций голоса, которые объясняются заболеваниями в органах звукопроизводства и центральной нервной системе. Характеризуются изменением высоты, тембра и тональности, болезненными ощущениями. Больному требуется приложить усилие, чтобы выговорить слово. Возможно полное исчезновение голоса. Симптом требует срочного обращения к врачу.
Причины изменения голоса
Врачи выделяют несколько факторов, провоцирующих изменение функций голоса:
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 08 Декабря 2021 года
Содержание статьи
Типы изменения голоса
В зависимости от характера нарушения голоса выделяют следующие виды:
Выделяют органическую и функциональную форму симптома, в зависимости от происхождения. Первая подразделяется на следующие виды:
Функциональная форма классифицируется на:
Врачи выделяют патогенетическую классификацию афонии:
Диагностика
Для постановки диагноза врач собирает анамнез, проводит осмотр гортани. Больному назначают непрямую ларингоскопию. При необходимости используют дополнительные методы обследования. При воспалительном процессе и опухолях исследуют скорость оседания эритроцитов. Тензилоновую пробу используют при заболеваниях нервно-мышечного характера. Компьютерную томографию шеи назначают при новообразовании злокачественного характера в области гортани для определения стадии развития. При подозрения на раковую опухоль в пищеводе назначают эндоскопию. В сети клиник ЦМРТ используют следующие методы диагностики:
Что такое тремоляция в голосе
Лаборатория научных исследований по фониатрии Красноярской государственной академии музыки и театра
Физиологические изменения гортани у оперных певцов
Журнал: Вестник оториноларингологии. 2015;80(5): 38-40
Чернобельский С. И. Физиологические изменения гортани у оперных певцов. Вестник оториноларингологии. 2015;80(5):38-40.
Chernobel’skiĭ S I. The physiological changes in the larynx of the opera singers. Vestnik Oto-Rino-Laringologii. 2015;80(5):38-40.
https://doi.org/10.17116/otorino201580538-40
Лаборатория научных исследований по фониатрии Красноярской государственной академии музыки и театра
Для выяснения влияния вокальной нагрузки на цвет голосовых складок были обследованы 30 солистов оперы (15 мужчин и 15 женщин) в возрасте от 27 до 35 лет. Использовались два типа вокальной нагрузки: 20-минутная и 60-минутная. В первом случае обследование проводилось перед пением и через 15 мин после него. Во втором оно проводилось три раза: утром перед пением, через 15 мин и через 12 ч после него. Обследование включало в себя зеркальную ларингоскопию, ларингостробоскопию и акустический тест. Было установлено, что 20-минутное пение не приводит к гиперемии голосовых складок. После 60-минутного пения гиперемия возникала через 15 мин и длилась не менее 12 ч у 12 мужчин и 13 женщин. Стробоскопия и акустический тест при этом не выявляли отклонений от нормы у этих субъектов. Сделан вывод о том, что у большинства вокалистов пение в течение 1 часа приводит к появлению физиологической гиперемии голосовых складок, которая не вызывает субъективных и объективных нарушений качества голоса и длится не менее 12 ч.
Лаборатория научных исследований по фониатрии Красноярской государственной академии музыки и театра
Академическое пение требует ежедневных вокальных занятий для поддержания хорошей профессиональной формы. У многих исполнителей после этого при ларингоскопии определяется гиперемия голосовых складок. Существует мнение, что если такая реакция проходит через 2—3 ч, она является физиологической [1, 2]. Между тем практика показывает, что гиперемия может длиться значительно дольше у многих певцов. Отсюда возникает мнение о том, что они поют неправильно.
Цель работы — определить: 1 — какая вокальная нагрузка приводит к гиперемии голосовых складок, 2 — как долго она длится и 3 — как эти изменения влияют на качество певческого голоса.
В эксперименте участвовали 30 солистов оперы — 15 мужчин (5 теноров, 5 баритонов, 5 басов) и 15 женщин (8 сопрано и 7 меццо-сопрано) в возрасте от 27 до 35 лет, не имеющих патологии гортани. Курящие обследованию не подвергались. Женщины осматривались не позже чем за неделю до месячных. Обязательным условием для всех являлся покой голоса не менее одного дня до обследования.
Использовались два типа вокальной нагрузки, проводимой в разные дни: 20-минутная и 60-минутная. При 20-минутной обследование проводилось перед пением и через 15 мин после него. При 60-минутной оно проводилось три раза: утром перед пением, через 15 мин и через 12 ч после пения. Обследование включало в себя зеркальную ларингоскопию, ларингостробоскопию и акустический тест. Стробоскопия и акустический тест осуществлялись у тех певцов, у которых после пения появлялась гиперемия голосовых складок. Для получения контрольных данных акустический тест также назначался всем субъектам до пения.
Стробоскопию выполняли с помощью отечественного стробоскопа ЭЛС 03 при интенсивности фонации около 65 дБ в грудном регистре. Интенсивность фонации оценивали с помощью шумомера RadioShack. Акустическое исследование проводили с помощью ноутбука Hewlett-Packard 630, Pentium B960, 2,2 ГГц и специальной клинической программы, созданной в Голландском институте фониатрии. При этом субъекты читали один и тот же текст на комфортной частоте и громкости в течение 15—20 с. Затем они произносили гласную «а» на стандартной частоте (128 Гц для мужчин и 220 Гц для женщин) с интенсивностью около 75 дБ не менее 5 с. Использовался внешний микрофон с частотным диапазоном от 50 до 15000 Гц. Расстояние между ним и субъектом составляло 25—30 см. Исследование проводилось в звукоизолированной комнате с уровнем окружающего шума не выше 40 дБ.
Определялись следующие величины: при чтении текста — частота основного тона (ЧОТ) речи; при произнесении гласной — jitter (степень частотной нестабильности вибрации голосовых складок), shimmer (степень амплитудной нестабильности вибрации складок) и отношение сигнала к шуму (С/Ш), представляющее собой пропорцию шума в голосе. Jitter (local) вычислялся как отношение среднего абсолютного различия последовательных периодов к среднему периоду, shimmer (local) — как отношение среднего различия амплитуд последовательных периодов к средней амплитуде. Полученные данные были статистически обработаны с помощью t-теста по Стьюденту (см. таблицу).
Средние значения показателей акустического анализа голоса после 60 мин вокальной нагрузки Примечание. n — количество наблюдений, SD — стандартное отклонение.
У всех вокалистов перед пением голосовые складки имели обычный цвет. После 20-минутной нагрузки гиперемия не определялась ни у одного субъекта. После 60-минутной нагрузки через 15 мин отмечалась гиперемия складок у 25 певцов (12 мужчин и 13 женщин), что составило 83,3% от общего числа обследованных. Никто из субъектов не отмечал нарушений голоса. Во время фонации у них выявлялось полное смыкание голосовых складок, края которых были свободны от мокроты. При стробоскопии отмечались симметричные, периодичные колебания голосовых складок нормальной амплитуды с полным закрытием голосовой щели. Через 12 ч после пения гиперемия складок присутствовала у тех же субъектов. Никто из них не отмечал ухудшения голоса. При фонации у всех определялось полное закрытие глоттиса и отсутствие мокроты на краях складок. Стробоскопия подтверждала симметричные, периодичные колебания голосовых складок нормальной амплитуды с полным закрытием голосовой щели. Показатели акустического теста приведены в таблице.
При соответствующих акустических данных их величины не были одинаковыми. Показатели, полученные в разные периоды при 60-минутной нагрузке, сравнивались между собой: 1) до пения и через 15 мин после него; 2) до пения и через 12 ч после него; 3) через 15 мин после пения и через 12 ч после него. Было установлено, что у мужчин различия соответствеющих показателей ЧОТ, jitter, shimmer и С/Ш во всех сравнениях были статистически недостоверны (p>0,05). У женщин отмечалась аналогичная закономерность.
Ларингоскопия с помощью жесткого или гибкого эндоскопа не всегда позволяет получить естественный цвет складок, поэтому некоторые авторы рекомендуют проводить ее у вокалистов с помощью обычных зеркал [3, 4]. Между тем ларингоскопия не позволяет оценить вибрационную способность складок. Для этой цели используется ларингостробоскопия и акустическое обследование. Акустический тест является относительно новым методом и включает в себя обязательное измерение таких величин, как ЧОТ, jitter, shimmer и С/Ш. ЧОТ отражает биомеханические характеристики вибрации голосовых складок и является важным индикатором фонаторной способности гортани [5]. Изменение этого показателя может произойти при различных заболеваниях голоса. Jitter и shimmer свидетельствуют о акустических пертурбациях. Повышение показателей воспринимается на слух как охриплость [6]. С/Ш является объективным индексом степени охриплости. Его значения обратно пропорциональны наличию шума в голосе [7].
Академическое пение требует высокого подскладкового давления, что в зависимости от длительности вокальной нагрузки и индивидуальной выносливости голосового аппарата может привести к различной реакции со стороны голосовых складок. В проведенном исследовании небольшая вокальная нагрузка (20 мин) не привела к гиперемии складок ни у одного субъекта. Пение же в течение часа вызвало гиперемию у большинства (83,3%) субъектов. Несмотря на то, что у них не выявлялись объективные нарушения голоса, мы поддерживаем мнение В.Г. Ермолаева и соавт. [8], рекомендующих в такой ситуации покой голоса на сутки. У 5 (16,7%) певцов после 60-минутной нагрузки изменение цвета складок не определялось. При этом они не предъявляли жалоб на нарушение вокальной формы. С одной стороны, это свидетельствовало о более высокой выносливости их голосового аппарата, но с другой стороны могло быть расценено как индивидуальная особенность гортани. По нашему мнению, таким вокалистам также не стоит петь более одного часа в день, проверяя порог выносливости своего голоса.
Выводы
1. У большинства вокалистов пение в течение 60 мин приводит к появлению гиперемии голосовых складок, которая длится не менее 12 ч.
2. Гиперемия не приводит к субъективным и объективным нарушениям качества голоса и поэтому может считаться физиологической.