что такое трехполосный эквалайзер
Эквалайзер — темная «лошадка»?
Контакты
Телефон: 8 (800) 444 24 28
Время работы: пн-пт с 10:00 до 19:00 МСК
По всем вопросам пишите на почту: shop@bose.ru
При трудностях с заказом: help@bose.ru
Наш адрес: 105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 12 стр 2
Недавно купили младшей дочери плюшевую игрушку. Она обожает лошадей и счастливо пополнила свою коллекцию. Назвала звучным именем Эквалайзер. И тут я понял, как много работаю.
Попробовал объяснить ребенку, что означает эквалайзер, и заметил удивленное лицо жены. Оказывается, о назначении этого прибора не знают и взрослые! А вот и тема для очередной статьи. Давайте вместе разберемся, что же делает эквалайзер и где этот зверь «живет».
Для тех, кто решил, что знание для него лишнее — забегу вперед. Они повсюду! Эти устройства есть даже на гаджете, с которого вы читаете эту статью.
Что такое эквалайзер и как он «родился»
Эквалайзер — это тембр блок или программа, которая позволяет регулировать звук: добавлять или убирать басы, делать тише или громче определенную звуковую зону, например, какой-либо инструмент в композиции. Сегодня он присутствует практически в любой бытовой технике (связанной со звуком, конечно).
Жаль, производители обходят вниманием эту деталь и не объясняют, как им пользоваться. А ведь он та самая волшебная палочка, которая отредактирует плохой звук, уменьшит помехи и сделает более или менее сносным изначально «подвальное» качество записи.
Откуда же взялась такая замечательная штука?
Вопреки ожиданиям, первыми начали пользоваться эквалайзером не музыканты, а звукорежиссеры в кинематографе. Правда, не уверен, была ли тогда такая профессия — звукорежиссер, ведь кино только появилось — дело было в 30-х годах прошлого века.
Эквалайзер применяли, чтобы сделать запись голоса актеров более естественной, убрать треск и помехи. Первый подобный прибор Langevin 251A был всего с двумя ползунками и выбором частот. Почти сразу же компания Cinema Engineering представила шестиполосное устройство, по принципу которого и работают современные эквалайзеры.
Во время Второй мировой войны интерес к коррекции звука поутих — было не до музыки. Зато в 60-х вместе с повальным увлечением роком бурно развивалась и деятельность инженеров, появлялись все более совершенные эквалайзеры. Их уже использовали не только в профессиональной технике вроде оборудования для кинотеатров и студий звукозаписи — эквалайзерами начали оснащать обычные магнитофоны, затем пришел черед плееров и наушников.
Принцип работы эквалайзера и область его применения
Основное назначение эквалайзера сводится к получению адекватного (линейного) звучания исходного материала.
При работе важно помнить, что усиление какого-либо отдельного сигнала приводит к усилению всей композиции, вместе с помехами и посторонними звуками. Поэтому чтобы выделить один фрагмент, надо уменьшить звучание остальной части записи.
Знаю, при новом инструменте первым делом хочется поиграться и подвигать все ползунки, залезть во все настройки. Но без надобности эквалайзер лучше не трогать, тем более что в современной акустике он часто редактирует звук самостоятельно.
В каких случаях он полезен:
Кроме «частников» эквалайзер вовсю используют и в качестве сценического оборудования. На концертах возникает эффект «обратной связи», когда усиливающие звук колонки вступают в конфликт с микрофоном. Из-за этого появляется гудение — без многополосного эквалайзера звукорежиссер оказывается как без рук.
В результате работы аппарата звуковой резонанс выравнивается, и концерт проходит более или менее хорошо. Но на всякий случай я никогда не беру билеты в первые ряды.
Виды эквалайзеров
Несмотря на широкое применение, видов эквалайзеров всего два: это графический и параметрический.
Графический эквалайзер
Встречается в аппаратуре для частного использования, но его можно встретить и среди сценического оборудования. Он делит музыкальную композицию на полосы, каждая из которых характеризуется постоянной рабочей частотой, фиксированной шириной полосы вокруг рабочей частоты, а также диапазоном регулировки уровня, одинакового для всех полос.
Если представить регулируемую частоту на графике, то полосы верхнего и нижнего регистра являются «полочными», а все, что находится между ними, представляет собой «колоколообразную» кривую.
Принцип работы с подобным эквалайзером понятен даже новичку: весь частотный диапазон делится на полосы, каждую из которых можно поднимать или опускать, но не более чем на 12 Дб. Однако здесь не без изъяна — между полосами образуются специфические пересечения кроссфейды.
Если опустить несколько полос, между ними появятся пики — довольно неприятный эффект, ведь узкие полосы начинают выпирать из общего стройного ряда. Чем больше полос у эквалайзера, тем менее заметен очередной кроссфейд.
Для наглядности скажу, что в эквалайзерах для домашнего пользования обычно бывает от 7 до 18 полос, в профессиональных устройствах уже до 31 полосы.
Из достоинств графических эквалайзеров приведу следующие:
К недостаткам стоит отнести:
Параметрический эквалайзер
Чаще всего это именно профессиональная техника, поскольку данный вид позволяет совершить более точную настройку звука.
В отличие от графического, параметрический эквалайзер не имеет так много полос, как правило, их всего 3–5 штук. Но большого разнообразия и не нужно! Дело в том, что настройка производится не целиком всех дорожек, а только одной, но зато сразу по нескольким параметрам:
Рабочая частота, она же Frequency, это участок, от которого ведется отсчет работы эквалайзера. В параметрическом аппарате рабочую частоту можно выбрать точно, тем самым погасив резонанс не касаясь других частей спектра.
Чаще всего виртуальные эквалайзеры (программы) позволяют выбрать тип фильтра, с помощью которого можно управлять частотным спектром.
Полостной фильтр — самый популярный, выполняет основную функцию параметрического эквалайзера — регулирует частоты в выбранном диапазоне на определенное количество Дб с заданным графиком кривой.
Незаменим, когда надо свести несколько звуков со схожим спектром, чтобы каждый звук хорошо читался.
Обрезной фильтр — обрезает низкие и высокие звуки, которые выходят за значения заданной кривой. Чаще всего встречаются двухразрядные (12 дБ/окт.), или четырехразрядные (24 дБ/окт.) фильтры, реже одно- (6 дБ/окт.) или трехразрядные фильтры (18 дБ/окт.). Разряд — это количество Дб, на которое изменяется громкость при изменении частоты на октаву.
Шельфовый фильтр — похож на обрезной, поскольку также действует в пределах заданной кривой. Однако «шельф» переводится как «полка», что и объясняет принципиальное различие между фильтрами.
Шельфовый фильтр равномерно изменяет частотный диапазон выше или ниже заданной частоты, следовательно, уменьшая амплитуду, фильтр уменьшает и громкость одинаково как через одну октаву, так и через пять.
И также этот фильтр работает как в «+», так и в «—», а значит, не только отсекает лишнее, но и способен придать звуку дополнительную окраску. Обрезной фильтр только убирает, ничего не добавляя в композицию.
Иногда встречаются эквалайзеры смешанного типа, графического и параметрического, но это редкое явление.
Советы по настройке эквалайзера
Итак, принцип работы эквалайзера и что он регулирует поняли, а как воспользоваться этим знанием?
В целом разобраться и приступить к работе достаточно просто. С чего начать?
В общем, взболтать, но не смешивать. Иногда лучшее применение эквалайзера — это его отключение. Избытком энтузиазма можно только испортить нормальный трек.
А вот еще пара советов, как работать с эквалайзером:
Как видите, работа с эквалайзером требует хорошего слуха и профессиональных навыков. Но это вам пригодится только, если окажетесь за пультом звукорежиссера, а во всех наушниках Bose эквалайзер уже встроен и редактирует музыку автоматически.
Марк Авершин, приглашенный эксперт
Как настроить эквалайзер?
Эквалайзер — это специальное устройство или приложение для смартфона, компьютера, магнитолы, позволяющее улучшать звучание музыки. Происходит это путем ручной или автоматической настройки отдельных участков частотного диапазона. Так, с помощью эквалайзера можно усилить басы, подчеркнуть высокие тона, выбрать наиболее подходящее звучание для вокала, джаза, электронной или рок-музыки.
В этой статье мы разберем:
👑Популярные наушники👑
Как настроить эквалайзер: общие сведения
Самый качественный, самый приятный и чистый звук, конечно, обеспечивает ручная настройка эквалайзера. Поэтому начать нужно со следующего:
После того, как вы разобрались в работе эквалайзера, можно переходить к более точной и детальной настройке, используя эти сведения:
Настройка эквалайзера на магнитоле в машине
Эквалайзер — настройка звука. Если у вас простенькая бюджетная магнитола, то дело выглядит примерно так:
Нужна лучшая настройка эквалайзера? Если вы установили более серьезную аппаратуру, поработайте с этими значениями эквалайзера — небольшое руководство:
Настройка эквалайзера на телефоне
Обладатели современных смартфонов могут «отредактировать» звук и на наушниках, и на динамике. Как настроить эквалайзер на телефоне? Для этого достаточно зайти в приложение, где вы слушаете музыку, полистать настройки и выбрать вкладку «Эквалайзер». Удобство здесь в том, что ручная настройка не требуется — вы можете выбрать подходящий набор автоматических параметров под музыку, которую предпочитаете слушать — акустика, басы, хип-хоп, дип-хаус, электронная музыка, классика, джаз, поп, латино, ритм-энд-блюз и пр.
Что же по теме «настройка эквалайзера Android? Можно скачать несколько программ с эквалайзерами, которые позволяют добиться лучшего звука:
Как настроить эквалайзер на наушниках?
На самих наушниках, конечно, ничего не выйдет — все делают на устройстве, к которому гарнитуру присоединяют. Как настроить наушники эквалайзером? Самый простой вариант — встроенный эквалайзер Windows. Гайд по настройке:
Не всех устраивают настройки встроенного эквалайзера «Виндовс» — вы можете скачать сторонние программы для проигрывания аудиофайлов с более «продвинутыми» эквалайзерами:
👑Популярные бюджетные наушники👑
Как настраивать эквалайзер для наушников? Если вы хотите приблизить настройку звука к профессиональной — вам нужны советы:
Настройка эквалайзера для игр
Инструкция по эквалайзеру тут будет следующая:
Эквалайзеры. Полное руководство
Что такое эквалайзер?
Параметрический эквалайзер
Полностью параметрический EQ позволяет контролировать определенный назначенный диапазон частот, центральную частоту диапазона, и уровень громкости (boost/cut) этой частоты. Также возможно отдельное управление параметром Q, который представляет из себя соотношение центральной частоты с ширине частотного диапазона.
Что такое Q?
Полностью параметрические эквалайзеры позволяют работать как с очень узким частотным диапазоном, так и с очень широким, решая любые задачи при сведении. Узкий диапазон (большие значения Q) даёт возможность устранять разные неприятные свойства у аудиосигнала.
Допустим, вы записали малый барабан и на сведении выяснилось, что он неприятно звенит. Или просто сам барабан звенит и вы ничего не можете с этим поделать, а записывать надо. Тут нам на помощь приходит эквалайзер. С его помощью мы можем изолировать эту неприятную частоту (обычно в районе 1кГц) и просто убрать её. В данном случае мы используем эквалайзер как узкополосный обрезной фильтр (notch filter).
Полочный эквалайзер (shelving EQ)
Что делать?
Далее в статье указаны основные принципы управления частотами. Это начальная точка вашего путешествия по удивительному миру эквалайзеров, но, само собой, это не догмы. Эти рекомендации сэкономят ваше время в поисках нужных вам частот для подчеркивания положительных свойств различных музыкальных инструментов.
Алгоритм работы такой. Для начала включите режим «solo» на треке, с которым вы работаете. Большинство звукорежиссёров начинают строить свой микс на основе ударных и постепенно идут снизу вверх по частотному диапазону (бочка, малый, томы, хай-хэт, оверхэды). Каждый инструмент имеет какую-то характерную для него полосу частот, на которой он звучит и резонирует, так что если вы работаете с микрофоном бас-бочки, начните с самого низа.
Не торопитесь с эквализацией. Кропотливая работа даст свои плоды, звучание станет более разборчивым и более ясным. Каждый инструмент займёт своё место и засияет в миксе. Вот еще несколько полезных советов:
Буст или не буст…
У каждого инструмента есть частоты, которые можно усилить, чтобы добавить ясности и чёткости или объёма в общем миксе. И, конечно же, есть «плохие» частоты, которые делают инструмент мутным, резким или просто раздражающим. Вот небольшая табличка, которая даст вам понятие, в каком направлении стоит работать дальше. Помните, что это всего лишь рекомендации. Частоты варьируются в зависимости от инструмента, помещения, в котором он записан и микрофона, который был использован при записи.
Что такое эквалайзер и как им пользоваться
Содержание
Содержание
Эквалайзеры сегодня повсюду — в смартфонах, медиаплеерах, телевизорах, бытовой аудиотехнике, автомагнитолах и т.д. Однако мало какой производитель техники или софта поясняет, как ими пользоваться. А ведь это очень важный момент, от которого зависит, насладитесь вы звуком или нет.
В современной бытовой аудиотехнике и цифровых проигрывателях эквалайзеры позволяют:
Чаще всего с помощью эквалайзера прибавляют или убирают бас, делают вокал менее резким или более четким, убирают неприятные призвуки в верхнем диапазоне: например, цоканье тарелок, либо, наоборот, добавляют записи воздуха аккуратным прибавлением высоких частот.
История эквалайзеров
Первый эквалайзер появился, как это ни странно, не в музыкальной, а в киноиндустрии. В 30-х годах прошлого века, на заре звуковых фильмов, был создан прибор с двумя ползунками и выбором частот — Langevin 251A. Он позволял поправить звучание аудиосистемы кинотеатра, чтобы голоса актеров и музыка не резали слух, а также звучали более естественно. Так был создан первый параметрический эквалайзер.
Почти одновременно с ним компания Cinema Engineering разработала первый шестиполосный графический эквалайзер (7080). Именно такой тип эквалайзеров чаще всего встречается в бытовой аудиотехнике и аудиософте.
Во время Второй мировой войны было не до эквалайзеров, зато в 60-х, с появлением транзисторов и развитием микроэлектроники, случился настоящий бум, породивший бесчисленное количество приборов и подтолкнувший развитие звукоинженерии.
Настоящей находкой для меломанов эквалайзер стал в 70-е и 80-е годы, с появлением катушечных магнитофонов и аудиокассет. Многие любители музыки переписывали понравившиеся альбомы у знакомых или с радио, качество звучания при этом страдало. Вот тут-то и приходила на помощь эквализация: при грамотном подходе можно было настроить баланс звука не хуже, чем в оригинале! Не удивительно, что именно тогда в каждый музыкальный центр и кассетный проигрыватель производители старались вмонтировать эквалайзер.
Виды эквалайзеров
Графический эквалайзер повсеместно встречается в любительской технике и бытовых аудиоприборах. Принцип его работы прост: он делит частотный диапазон на полосы, каждую из которых можно поднять или опустить на определенное значение — как правило, до 12 Дб. Чаще всего крайняя левая и крайняя правая полосы — это фильтры низких и высоких частот, то есть они убавляют все, что перед или после них соответственно.
Такой эквалайзер очень нагляден, любой человек сможет им пользоваться. Но у него есть и недостатки. Между полосами, на которые эквалайзер делит диапазон, есть пересечения — кроссфейды. Если опустить несколько полос, то между ними образуются пики. В итоге получается довольно неприятный эффект: некоторые узкие частоты начинают выпирать, и с этим ничего нельзя поделать. Чем больше в приборе полос — тем меньше этот эффект выражен. В бытовых эквалайзерах их обычно 7–18 штук, в профессиональных — 25–31.
Параметрические эквалайзеры более точные и деликатные. Они чаще всего используются в профессиональной аудиотехнике и позволяют:
Параметрические эквалайзеры позволяют работать с нужной частотой, не затронув ничего лишнего. Причем, если аналоговые приборы имеют всего 3–5 регулируемых полос, то в современных цифровых плагинах количество полос зачастую вообще не ограничено.
Эквалайзеры в музыке и звукорежиссуре
Музыкантами и звукоинженерами эквалайзеры используются повсеместно. К примеру, гитаристы и басисты используют их в усилителях и педалях эффектов для создания уникального звучания. Эквализация помогает занять инструменту свое место в миксе, поэтому без нее невозможно себе представить современную музыку, будь это рок или электронные жанры.
Наверняка на живом концерте любимой группы вы сталкивались с оглушительным свистом или гудением. Это, так называемая, обратая связь — к ней приводит одновременная работа микрофонов и колонок. Тогда звукорежиссер ищет с помощью эквалайзера частоты, на которых возникают неприятные призвуки, и подавляет их. В некоторые микрофоны или микшеры подавители обратной связи уже встроены и работают автоматически. То же самое происходит в студии — инструмент или сама комната, в которой он записан, может прибавлять к сигналу неприятные резонансы, которые специалист ищет и вырезает. Это позволяет лучше «уложить» сигнал в общий микс.
Звукорежиссеры с помощью эквалайзера находят зашкаливающие частоты и убирают их.
В студийной работе эквализация позволяет очень тонко настроить частотный баланс инструментов: убрать лишний саббас или «коробочную» середину в барабанах, осветлить вокал добавлением высоких частот, устранить частотные конфликты инструментов, подчеркнуть приятные гармоники и т.д.
Сегодня выпущено огромное количество VST-плагинов для эквализации — от эмуляторов аналоговых приборов до динамических эквалайзеров с тонкими настройками и дополнительными функциями. Последние позволяют, например, видеть амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) до и после вмешательства, обработать по-разному левый и правый либо центр и края стереосигнала, ослабить его только тогда, когда он звучит слишком громко и т.п. Это дает возможность работать с хирургической точностью, оставляя звучание обработанного сигнала максимально натуральным.
Советы по настройке эквалайзера
Вкус к музыке и приятным звукам весьма субъективен, поэтому лучше всего настраивать эквалайзер, ориентируясь на свой слух и не обращая внимания на визуализацию АЧХ. При этом всегда стоит помнить: если запись выполнялась в студии, то звукорежиссеры и мастеринг-инженеры уже прослушали трек на всех возможных акустических системах, включая дешевые наушники и компьютерные колонки. После чего они обработали его таким образом, чтобы получить оптимальное звучание на бытовой акустике. Поэтому нередко лучшей настройкой эквалайзера будет кнопка “Выключить”.
Иногда, лучшая настройка эквалайзера — это его отключение.
Эквалайзеры в бытовых приборах не самые качественные, поэтому радикальное прибавление гармоник может привести к искажению сигнала: бас будет гудеть, на вокале и тарелках появляется неприятный скрежет, у барабанов исчезнет атака и панч. Так что лучше всего сначала работать эквалайзером на понижение — убирать то, чего слишком много. Это справедливо даже для дорогих студийных приборов — все звукоинженеры советуют сначала вырезать неприятные частоты и только потом аккуратно добавлять то, чего не хватает. Например, если не хватает баса, приглушите высокие и немного средних частот, а потом просто прибавьте громкость.
В целом, алгоритм работы с эквалайзером довольно прост:
Основные частоты инструментов и вокала
16–60 Гц — область саб-баса, который больше ощущается телом, чем улавливается слухом. Здесь находится «пинок» бочки и нижние обертоны баса в роке и электронной музыке. Чрезмерное усиление сделает звук мутным, а чрезмерное ослабление приведет к потере «кача». При этом большинство аудиосистем не в состоянии воспроизвести этот диапазон частот без сабвуфера.
60–250 Гц — область основных гармоник баса и барабанов. Их усиление придаст треку больше энергетики, однако может задавить инструменты из области средних частот. Излишнее ослабление приведет сделает звук куцым.
250–500 Гц — область нижних гармоник рабочего барабана, мужского вокала и гитар. Именно их можно задавить чрезмерным усилением баса. Однако слишком большое усиление этих частот сделает звук «коробочным», будто акустическую систему поместили в большой ящик.
500–800 Гц — в этом диапазоне могут лежать низкие гармоники женского вокала, часть тела мужского вокала и некоторых инструментов. Но, в целом, чаще всего именно эту область можно немного убавить, чтобы сделать звук более четким и собранным: бас станет плотнее, верха — ярче.
800 Гц — 3 кГц — это область гармоник вокала, гитары, фортепиано, синтезаторов и многих других инструментов. Поднятие ползунка в этом диапазоне прибавит им тела и насыщенности.
3–6 кГц — здесь лежит презенс гитар, вокала, синтезаторов, рабочего барабана, томов, а также тело скрипок и высоких духовых. Прибавлением этих частот можно добавить присутствия этих инструментов в миксе — они как бы становятся ближе к слушателю за счет увеличения их яркости. Убавление, наоброт, затенит их.
6–10 кГц — здесь находится тело тарелок и скрипок, верхние обертоны гитар и синтезаторов, а также шипящие согласные вокала: звуки «с», «ц», «ш» и «щ». Прибавление таких частот сделает звучание более прозрачным и воздушным, но можно легко перестараться и сделать верха слишком резкими, вплоть до неприятного свиста и скрежета. Чрезмерное убавление сделает звук глухим и ватным.
10–16 кГц — в этом диапазоне лежат верхние обертона тарелок и некоторых высоких инструментов, например, флейт пикколо. Подъем этих частот позволит добавить треку еще больше воздуха, но, в то же время, может появиться шум, свист и шипение — опускание ползунков даст возможность от них избавится.
16 кГц и выше — это верхняя граница слуха большинства людей. Бытовые эквалайзеры редко имеют полосы дальше этого значения, и не каждая акустическая система сможет их воспроизвести.