что такое требник в православии

Требник

В ходе православного богослужения использует ряд книг, в которых записаны тексты для каждого священнодействия. Это прежде всего Библия и акафист, и каноны, а также требник — книга, в которой изложены последовательно все требы, т.е. особые священнодействия и Таинства.

Сборник используется в тех случаях, когда священнослужитель совершает особое действие, не входящее в храмовое богослужение. Название книги произошло от древнерусского слова «треба» — жертва или осуществление особого обряда.

Оно имело сакральный смысл и сегодня означает особое действие, совершаемое священнослужителем по просьбе прихожанина (по требе). К чинопоследованию треб относятся все Таинства Церкви, т.е. молебен, отпевание, освящение, благословение, панихида, кроме Причастия и рукоположения в сан.

История происхождения

История требника начинается во времена апостольские, когда для проведения богослужения создавали некие записи молитв, которые читались по особым случаям. Первые книги подобного характера не дошли до современности и были утеряны или утрачены до времен становления христианской Церкви.

Самым ранним примером является сборник молитв, которые записал епископ Тмуитский Евхологион. Его записи являются частью сборника «Апостольские постановления» и находятся в восьмом томе. Историки предполагают, что этот документ был составлен в IV веке в Египте, где проживал епископ.

По мере становления Церкви и расширения ее богослужений и таинств, росло количество совершаемых по особым случаям молитв вплоть до IX века. Для удобства их записывали и получались своеобразные сборники с молитвословиями, которые зачитывались в определенных ситуациях.

В Греции одновременно с требником составляли и записывали и Молитвослов или Евхологион. До нашего времени дошли рукописи VIII–IX веков, которые были составлены и записаны в Барберини и в Синайском монастыре.

На территории СНГ требник появился в IX веке после того, как был переведен Кириллом и Мефодием на старославянский язык. Этот вариант составленных молитвословий сохранялся и использовался во время богослужений вплоть до царствования Иоанна Калиты.

Уже при этом великом князе митрополит Киевский Феогност дал повеление составить новый перевод, который митрополит лично привез в 1328 году в Киевскую Русь. Впоследствии именно этот вариант книги использовался повсеместно на территории России, Украины и прочих славянских государств в православных храмах.

На протяжении последующих веков, особенно с развитием книгопечатания, требники переписывались, дополнялись и исправлялись. Каждый новый патриарх вносил в сборник свои корректировки:

Последнее исправление было совершено в 1863 году при митрополите Арсении и с его благословения, оно было выпущено в печатном виде и получило название Требник Дополнительный. Дополнения и корректировки первых изданий привели к тому, что сегодня в богослужении используется наиболее полный и качественный сборник всех молитв.

Язык написания

Изначально требник был составлен на греческом языке, поскольку писали его греческие монахи. Впервые на языке славян его выпустили Кирилл и Мефодий, когда перевели существующий греческий вариант. Сегодня это древнеславянский язык, который не употребляется в церковном богослужении.

На церковнославянский язык, который сегодня звучит в каждом храме, требник был переведен в 1328 году при патриархе Феогносте. Это был рукописный вариант сборника, поскольку книгопечатание не было развито. Впоследствии печатные варианты были изданы по приказу патриарха Филарета (начиная с 1564 года).

В современной православной церкви используются 2 варианта: на церковнославянском и русском языке. По обычаю проведение треб происходит на церковнославянском языке, согласно традиции, однако по просьбе прихожан или другой особой причине священник может читать молитвословия на русском языке, который понятен окружающим.

Виды и содержание

Требник был множество раз переписан и дополнен, поэтому сегодня существует несколько вариантов этого сборника. Каждый из них используется по усмотрению священнослужителей.

Большой требник — он состоит из 2 частей, которые в целом заключают все существующие в РПЦ требы. Первая часть содержит молитвословия главных церковных Таинств (крещение, помазание миром, венчание, елеосвящение и покаяние), которые должны происходить в жизни человека.

Это наиболее важные таинства, которые имеют огромное духовное значение в жизни христианина. Вторая часть охватывает все прочие молитвенные нужды, которые не оказывают глубокого влияния на душу человека, но также важны для него. В этой части можно найти молитвословия:

Кроме этих текстов, в Большом Требнике можно найти последования к общественным богослужениям (обряд омовения ног в Великий Четверг, обряд принятия в Лоно Церкви, освящение храма и пр.). После этих частей в сборнике изложено собрание канонических правил (Номоканон) и месяцеслов с указателем святых.

Малый Требник — это сокращенный вариант Большого, поэтому в нем прописаны только несколько укороченные Таинства, последования к священнодействиям и месяцеслов.

Важно! Эти молитвы чаще всего читаются приходскими священниками. Номоканон же также входит в сборник, но в его самом сокращенном варианте, содержащим только главные правила.

Дополнительный Требник — в этом собрании можно найти только чины освящения. Они читаются при благословении храмового креста, сосудов для служения, риз священника, икон и прочей церковной атрибутики. Кроме этих, тут прописаны молитвословия на освящение бытовых предметов, которые христиане используют дома.

Требник митрополита Петра Могилы — был издан в 1646 году. Целью издания этого сборника была необходимость дать украинскому народу руководство к традиционным православным церковным обрядам. Митрополит считал, что католичество оказало существенное влияние на церковь, поэтому создал, как он считал, очищенную от погрешностей и заблуждений книгу молитвословий.

Существует также и множество различных изданий требников, которые выпускались с небольшими изменениями и корректировками действующих патриархов. Но все они крайне похожи и содержат молитвы к главным и второстепенным обрядам церкви.

Последовательность молитв в требнике

Несмотря на издание и размер требника, молитвы в нем всегда располагаются согласно определенным правилам. Чаще всего последовательность такая:

Определенная последовательность молитв необходима для того, чтобы человек мог с легкостью найти необходимый текст.

Источник

О службах особенных, совершаемых Церковью по известному случаю или по потребностям христиан

Богослужебные книги, употребляемые в частных и особенных случаях. Книги, которые относятся к частному богослужению, бывают двух родов. Одни из них имеют свое особое содержание; это книги — Требник, Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви; Последование молебных пений и др. Книги второго вида по своему содержанию представляют собой извлечение из книг, употребляемых при общественном богослужении, и приспособлены для частного (домашнего) употребления; это — Акафистник, Каноник (содержащий в себе молитвы утренние и вечерние, ряд акафистов, молитвы ко Причащению и месяцеслов), Молитвослов, Правильник и др.

Предметом нашего изучения являются богослужебные книги первого вида, а именно — Требник, архиерейский Чиновник, Чинопоследование соединяемых из иноверных и Книга молебных пений.

Требник, его состав, построение и древность происхождения. Требник содержит в себе священнодействия и молитвословия, совершаемые по нужде, по «потребности» одного или нескольких христиан. Эти священнодействия и молитвословия обозначаются общим именем треб, откуда и самая книга получила свое название. [1] В особенности этим именем обозначаются таинства, которые составляют необходимую потребность для христиан.

Требник различается — Большой, Малый и Дополнительный.

Большой Требник по своему содержанию делится на две части.

В первой части изложены молитвословия и священнодействия, совершаемые Православной Церковью при обстоятельствах, бывающих в жизни всех или большей части христиан. Этими молитвословиями Православная Церковь встречает человека при его рождении, освящает его жизнь и напутствует его, когда он переселяется в вечность.

Требник начинается молитвой, которой Святая Церковь принимает младенца при его рождении — молитвой жене в первый день рождения младенца. После этого следуют молитвы наречения имени новорожденному младенцу, молитвы жене-родильнице после 40 дней и чин воцерковления младенца. Далее в Требнике излагаются чинопоследования и самые священнодействия пяти таинств (кроме таинств Евхаристии и Священства). В случае тяжкой болезни в Требнике дан чин приобщения Святых Таин больного на дому. Наконец, Святая Церковь призывает благословение на воду, которой, по молитвам Церкви, сообщается действенная сила на душевную и телесную пользу верующих — в Требнике есть чин последования малого и великого освящения воды.

Посвятивших себя в девстве (в монашестве) на служение Богу Церковь напутствует соответствующими наставлениями и молитвословиями; для этого в Большом Требнике находятся последования одеяния рясы (рясофора), малой и великой схимы.

После этих последований в Требнике излагаются последования об умерших: погребения мирских человек, монахов, священников, младенцев и чин погребения на Пасху.

Этим заканчивается первая часть Требника.

Вторая часть Большого Требника содержит в себе, главным образом, молитвословия на разную потребу, а именно: на освящение вещей, зданий, овощей, молитвы при начале труда, при благословении яств на Пасху, последование о учении отроков; молитвословия об отгнании злых духов, затем последования, относящиеся к общественному богослужению: чин умовения ног в Великий Четверг и чин вечерни в день Пятидесятницы, молебные пения на разные случаи, чин присоединения к Православию и чины на освящение храмов (священником) и, наконец, Номоканон. В приложении помещены месяцеслов и в алфавитном порядке имена святых.

Малый Требник — сокращение Большого Требника; он заключает в себе требы, которые совершает приходской священник для прихожан. Первая часть Малого Требника по содержанию, за немногими исключениями, такая же, как и в Большом Требнике. Из второй части Большого Требника в Малый Требник внесены наиболее употребительные чины и молитвословия: молитвы на благословение разной пищи, на освящение зданий и водохранилищ; молитвы при освящении оскверненного, благословение соли, сеяния и пр. В приложении Малого Требника помещено краткое извлечение из Номоканона «нужнейших правил», месяцеслов, индиктион и зрячая Пасхалия.

В Малый Требник вошли также молитвословия, которых нет в Большом Требнике:

молитвы крещения вкратце;

канон молебный Иисусу Христу и Пресвятой Богородице на разлучение души от тела («отходная»);

молитвы на Рождество Христово «сыновом духовным»;

молитва в начале поста Святой Четыредесятницы.

Дополнительный Требник содержит молитвенные чины освящения храма архиереем и освящения вещей, принадлежащих, главным образом, храму, которые освящаются иногда вместе с храмом, а иногда особо (священные сосуды, покровцы, священнические одежды и одежды престола и жертвенника, различные иконы, нательный крест, колокол и др.). Первое отдельное издание Дополнительного Требника было, по благословению Святейшего Синода, в Киево-Печерской лавре в 1863 году. В последних синодальных изданиях он помещается во второй половине Требника в двух частях.

Все обряды, указанные в нашем Требнике, без сомнения, носят характер глубокой древности. Что касается молитв, то одни из них принадлежат IV веку, а другие появились по мере развития внешней стороны богослужения в последующее время до XI века включительно. Таким образом, с течением времени Требник умножался в своем составе.

В Греческой Церкви он, в соединении со Служебником, составил одну книгу под названием Евхологиона, или Молитвослова. С какого именно греческого издания был первоначальный перевод нашего Требника — неизвестно, так как у греков было много разных его изданий, которые все, будучи сходны между собой в главном, разнились в подробностях.

[1] Древнее название Требника — «Потребник».

Источник

Требник

Тре́бник – бого­слу­жеб­ная книга, в кото­рой изла­га­ются чино­по­сле­до­ва­ния треб – Таинств и других свя­щен­но­дей­ствий, совер­ша­е­мых Цер­ко­вью в особых слу­чаях и не вхо­дя­щих по пре­иму­ще­ству в состав хра­мо­вого (обще­ствен­ного) бого­слу­же­ния суточ­ного, сед­мич­ного и годо­вого круга.

что такое требник в православии. Смотреть фото что такое требник в православии. Смотреть картинку что такое требник в православии. Картинка про что такое требник в православии. Фото что такое требник в православии

Книга полу­чила свое назва­ние от слова «треба», кото­рое в древ­не­рус­ском языке имело сакраль­ный смысл и озна­чало «жертва», «жерт­во­при­но­ше­ние», «молитва», «испол­не­ние свя­щен­ного обряда».

В насто­я­щее время словом «треба» назы­ва­ются молит­во­сло­вия и свя­щен­но­дей­ствия, совер­ша­е­мые по просьбе (по потре­бам, нуждам) одного или несколь­ких хри­стиан в особых обсто­я­тель­ствах их жизни. Име­ются в виду все Таин­ства (кроме Евха­ри­стии и хиро­то­нии), молебны, пани­хиды, отпе­ва­ния, освя­ще­ние домов и прочее.

Исто­рия про­ис­хож­де­ния Треб­ника

По своему про­ис­хож­де­нию, чино­по­сле­до­ва­ния Таинств и других свя­щен­но­дей­ствий, изла­га­е­мых в Треб­нике, вос­хо­дят ко вре­мени апо­столь­ской жизни Церкви. Пер­во­на­чаль­ные Треб­ники до нас не дошли.

Наи­бо­лее ран­ними из извест­ных источ­ни­ков явля­ются Евхо­ло­гион Сара­пи­она, епи­скопа Тму­ит­ского (Египет, IV в.), а также сбор­ник молитв и служб, содер­жа­щихся в 8‑й книге «Апо­столь­ских поста­нов­ле­ний».

По мере раз­ви­тия внеш­ней сто­роны бого­слу­же­ния число молит­во­сло­вий уве­ли­чи­ва­лось до XI века вклю­чи­тельно.

В гре­че­ской Церкви Треб­ник вместе со Слу­жеб­ни­ком состав­ляют одну книгу, назы­ва­е­мую Евхо­ло­гион (Молит­во­слов).

До наших дней сохра­ни­лись руко­писи VIII–IX веков: Евхо­ло­гион Бар­бе­ри­нов­ской биб­лио­теки и Евхо­ло­гион Синай­ского мона­стыря, обна­ру­жен­ный епи­ско­пом Пор­фи­рием (Успен­ским) во время его путе­ше­ствия на Восток.

На сла­вян­ский язык Треб­ник был пере­ве­ден впер­вые свя­тыми Кирил­лом и Мефо­дием (IX в.). Он был в упо­треб­ле­нии до вре­мени вели­кого князя Иоанна Дани­ло­вича Калиты. При нем грек Фео­гност, постав­лен­ный мит­ро­по­ли­том Все­рос­сий­ским, пове­лел в 1328 году пере­ве­сти на сла­вян­ский язык при­ве­зен­ный им Треб­ник. Его Треб­ник вошел во все­об­щее упо­треб­ле­ние в Рус­ской Церкви.

С появ­ле­нием кни­го­пе­ча­та­ния на Руси (1564 г.) руко­пис­ные Треб­ники исправ­ля­лись и изда­ва­лись при пат­ри­ар­хах Фила­рете (1619—1633), Иоасафе I (1634–1640), Иосифе (1642–1652), Никоне (1652–1666), Иоасафе II (1667–1672), Иоакиме (1674–1690).

Пат­ри­арх Иоасаф I допол­нил Треб­ник при­ло­же­нием Собор­ных поста­нов­ле­ний. Треб­ник, издан­ный при пат­ри­архе Иосифе в 1651 году, полу­чил назва­ние Боль­шого Треб­ника. Иоасаф II в 1672 году издал сокра­щен­ный вари­ант Боль­шого Треб­ника. Он полу­чил назва­ние Треб­ника Малого. Пат­ри­арх Иоаким в 1687 году улуч­шил это изда­ние, напе­ча­тав в Малом Треб­нике Номо­ка­нон (в сокра­щен­ном виде).

В 1863 году в Киево-Печер­ской Лавре по бла­го­сло­ве­нию киев­ского мит­ро­по­лита Арсе­ния был издан Треб­ник Допол­ни­тель­ный.

Виды Треб­ни­ков и их содер­жа­ние

В цер­ков­ной прак­тике суще­ствуют сле­ду­ю­щие виды Треб­ника: Боль­шой, Малый, Допол­ни­тель­ный, Малый в двух частях.

Треб­ник Боль­шой состоит из двух частей. В первой части содер­жатся после­до­ва­ния Таинств: Кре­ще­ния, Миро­по­ма­за­ния, Вен­ча­ния (Брака), Еле­освя­ще­ния, Пока­я­ния – и других Боже­ствен­ных служб: погре­бе­ния усоп­ших, освя­ще­ния воды, постри­же­ния в мона­ше­ство. Этими молит­во­сло­ви­ями Пра­во­слав­ная Цер­ковь встре­чает чело­века при его рож­де­нии, освя­щает его жизнь и напут­ствует его, когда он пере­се­ля­ется в вечность.Молитвословия изло­жены в той после­до­ва­тель­но­сти, в какой обык­но­венно бывают потребны хри­сти­а­нину. При тяже­лой болезни, пре­пят­ству­ю­щей чело­веку идти в храм, чтобы при­нять Святое При­ча­ще­ние, Пра­во­слав­ная Цер­ковь поз­во­ляет на дому при­об­щить его Святых Тайн Хри­сто­вых. Поэтому в Треб­нике име­ется чин, «егда слу­чится вскоре вельми боль­ному дати при­ча­стие».

Вторая часть Треб­ника Боль­шого содер­жит глав­ным обра­зом молит­во­сло­вия раз­лич­ных бого­слу­жеб­ных и рели­ги­озно-житей­ских обря­дов, в част­но­сти: молитвы на освя­ще­ние вещей, зданий, стро­е­ний; молитвы при освя­ще­нии овощей (плодов) и вино­града (гроз­дия); молитвы раз­ре­ши­тель­ные от клятвы; молитвы при начале вся­кого труда и вообще испра­ши­ва­ю­щие бла­го­сло­ве­ние Божие; молитва святых седми отро­ков Ефес­ских (память 4 авг. и 22 окт.) о немощ­ном и неспя­щем (кото­рый изну­ря­ется, не имея долгое время сна); молитва над солию; после­до­ва­ние в сыно­по­ло­же­ние (то есть при усы­нов­ле­нии кого-либо); молитвы при бла­го­сло­ве­нии яств и артоса во Святую Пасху; после­до­ва­ние об отро­ках неудо­бо­уча­щихся; молит­во­сло­вия об отгна­нии злых духов. Во второй части Треб­ника поме­щены и неко­то­рые после­до­ва­ния, отно­ся­щи­еся к обще­ствен­ному бого­слу­же­нию: чин омо­ве­ния ног в Вели­кий чет­верг, слова Иоанна Зла­то­уста на Вели­кий чет­верг и на Святую Пасху и молитвы коле­но­пре­кло­нен­ные на вечерне в день празд­ника Пяти­де­сят­ницы; молеб­ные пения на разные случаи; молит­во­сло­вия о взыс­ку­ю­щих мира; изло­же­ние обря­дов и молит­во­сло­вий, какие бывают при при­ня­тии Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в свое лоно нахо­дя­щихся вне ее; чины на освя­ще­ние храма; а также Номо­ка­нон – собра­ние кано­ни­че­ских правил.

Кроме того, в Треб­нике Боль­шом име­ются две допол­ни­тель­ные главы, состав­ля­ю­щие как бы третью его часть. Первая содер­жит меся­це­слов, вторая – сосло­вие (ука­за­тель) имен (святых) по алфа­виту.

Треб­ник Допол­ни­тель­ный содер­жит чины освя­ще­ний храма и вещей, при­над­ле­жа­щих глав­ным обра­зом храму: креста на храме, сосу­дов бого­слу­жеб­ных, свя­щен­ных одежд, икон, ико­но­стаса, коло­кола, креста, носи­мого на персях (груди), и др. Здесь также име­ется чин освя­ще­ния артоса и молитв на освя­ще­ние пред­ме­тов и вещей, упо­треб­ля­е­мых хри­сти­а­нами вне храма, в домаш­нем быту. Таковы молитвы на освя­ще­ние кла­дезя (колодца), пчел, бла­го­вон­ных зелий и всякой вещи.

Треб­ник в 2‑х частях (Малый) содер­жит все то, что нахо­дится в Треб­ни­ках Малом и Допол­ни­тель­ном, а также неко­то­рые молитвы из Треб­ника Боль­шого, напри­мер: «Молитва на всякую немощь», «Молитва во еже устро­ити корабль», а также «Чин, быва­е­мый на раз­лу­че­ние души от тела, внегда чело­век долго страж­дет».

Треб­ник мит­ро­по­лита Киев­ского Петра Могилы был состав­лен и издан им в 1646 году с целью дать юго-запад­ному духо­вен­ству не только вновь обра­бо­тан­ную офи­ци­аль­ную бого­слу­жеб­ную книгу, очи­щен­ную от погреш­но­стей и заблуж­де­ний, вкрав­шихся в цер­ков­ную обряд­ность мало­рос­сий­ских церк­вей под вли­я­нием като­ли­че­ства, но и цель­ное и все­сто­рон­нее прак­ти­че­ское руко­вод­ство по всем слу­чаям совер­ше­ния част­ного бого­слу­же­ния. Петр Могила соста­вил свой Треб­ник на основе гре­че­ских евхо­ло­гиев и древне­сла­вян­ских пись­мен­ных источ­ни­ков. Однако в свой Треб­ник он вклю­чил неко­то­рые чино­по­сле­до­ва­ния и мо-лит­во­сло­вия с объ­яс­ни­тель­ными заме­ча­ни­ями из рим­ского треб­ника 1615 года, редак­ти­ро­ван­ного впер­вые еще при папе Павле V в 1603 году. Таким прямым заим­ство­ва­нием из рим­ского риту­ала явля­ется, напри­мер, «Устав тайны свя­того пока­я­ния» в Треб­нике Петра Могилы.

В Треб­нике Петра Могилы име­ются также статьи, кото­рые по своему содер­жа­нию делятся на обря­до­вые, казу­и­сти­че­ские и пас­тыр­ские. В ста­тьях пер­вого типа рас­кры­ва­ется основ­ная идея обряда и зна­че­ние всех его при­над­леж­но­стей, статьи вто­рого типа содер­жат настав­ле­ния свя­щен­нику на раз­лич­ные затруд­ни­тель­ные случаи, в тре­тьей группе ука­зы­ва­ются тре­бо­ва­ния к пас­тырю как совер­ши­телю Таинств и обря­дов и гово­рится о том, как пас­тырь должен отно­ситься к пасо­мым.

По содер­жа­нию Треб­ник Петра Могилы делится на три части. Первая часть содер­жит чино­по­сле­до­ва­ния Таинств и важ­ней­ших молитво-словий, отно­ся­щихся к жизни хри­сти­а­нина от его рож­де­ния до смерти. Во второй части Треб­ника нахо­дятся чины на освя­ще­ние и бла­го­сло­ве­ние раз­лич­ных при­над­леж­но­стей храма и пред­ме­тов быта хри­стиан (напри­мер, освя­ще­ние бого­слу­жеб­ных сосу­дов и одежд, икон). Чины эти встре­ча­ются в Треб­ни­ках Восточ­ной Церкви и состав­лены Петром Моги­лой на основе древ­ней прак­тики Восточ­ной Церкви. В тре­тьей части содер­жатся моле­ния по поводу собы­тий, име­ю­щих харак­тер обще­ствен­ных бед­ствий, напри­мер во время мора скота, а также собы­тий, каса­ю­щихся жизни отдель­ных хри­стиан или обще­ствен­ных групп: моле­бен за бес­но­ва­тых, в день ново­ле­тия, бла­го­да­ре­ние о полу­че­нии помощи.

Петр Могила, умер­ший вскоре после изда­ния своего Треб­ника, не успел пред­ста­вить его на рас­смот­ре­ние Все­рос­сий­ского Пат­ри­арха и Собора. Треб­ник не полу­чил повсе­мест­ного рас­про­стра­не­ния и при­зна­ния, хотя неко­то­рые статьи из него были вне­сены в печа­тав­ши­еся в Москве бого­слу­жеб­ные книги. Таковы «Изве­стие учи­тель­ное» в Слу­жеб­нике, чин при­со­еди­не­ния ино­вер­цев, «Книга молеб­ных пений» и т.д. Этот Треб­ник при­ме­ня­ется при совер­ше­нии обря­дов, чино­по­сле­до­ва­ния кото­рых отсут­ствуют в Боль­шом Треб­нике: на откры­тие мона­сты­рей, на обре­те­ние святых мощей. Так, по чину, изло­жен­ному в Треб­нике Петра Могилы, было совер­шено обре­те­ние нетлен­ных мощей свя­ти­теля Мит­ро­фана Воро­неж­ского в 1832 году и свя­ти­теля Тихона Задон­ского в 1861 году.

Треб­ник в трех частях (в виде трех книг). В новый Треб­ник 1980, 1984 годов изда­ния Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии помимо содер­жа­ния Треб­ника Малого в двух частях (1956 г.) вве­дены отдель­ные чины и после­до­ва­ния из других видов Треб­ника и иных бого­слу­жеб­ных книг, в част­но­сти, из «Книги молеб­ных пений».

В первой книге Треб­ника содер­жатся чины, после­до­ва­ния и молит-восло­вия святых Таинств Кре­ще­ния, Миро­по­ма­за­ния, Испо­веди, Брака, чин При­ча­ще­ния боль­ных, канон и чин при раз­лу­че­нии души от тела, по-сле­до­ва­ние отпе­ва­ния мирян и после­до­ва­ние пани­хиды, после­до­ва­ние малого освя­ще­ния воды и общего молебна Спа­си­телю, Бого­ма­тери и святым, молеб­ное пение о при­зы­ва­нии помощи Свя­того Духа пред нача­лом доб­рого дела.

Во второй книге содер­жатся после­до­ва­ния Таин­ства Еле­освя­ще­ния, молеб­ное пение о недуж­ных, об уми­ре­нии враж­ду­ю­щих и умно­же­нии любви, о путе­ше­ству­ю­щих, чин бла­го­да­ре­ния о бла­го­де­я­ниях Божиих, чины освя­ще­ния раз­лич­ных при­над­леж­но­стей храма и бого­слу­же­ния.

В третью книгу (1984 г.) вошли после­до­ва­ние вели­кого освя­ще­ния воды, чин при осно­ва­нии церкви и водру­же­нии креста, чин освя­ще­ния храма, чин бла­го­сло­ве­ния нового киота для хра­не­ния святых мощей, чин бла­го­сло­ве­ния и освя­ще­ния ико­но­стаса, чин бла­го­сло­ве­ния коло­кола, после­до­ва­ние о вто­ро­брач­ных, после­до­ва­ние над скон­чав­шимся свя­щен­ни­ком, чин погре­бе­ния мла­ден­цев, после­до­ва­ние отпе­ва­ния усоп­ших в пас­халь­ную сед­мицу, молитвы на разные потребы (освя­ще­ние вино­града на Пре­об­ра­же­ние, мясной и молоч­ной снеди на Пасху, чин освя­ще­ния артоса и т.д.), чины при­со­еди­не­ния к Пра­во­слав­ной Церкви, освя­ще­ние дома, чино­по­сле­до­ва­ние над усоп­шим непра­во­слав­ным, молеб­ное пение на ново­ле­тие.

Чино­по­сле­до­ва­ние соеди­ня­е­мым из ино­вер­ных к Пра­во­слав­ной Кафо­ли­че­ской Восточ­ной Церкви

В книге содер­жатся чино­по­сле­до­ва­ния приема в Пра­во­слав­ную Цер­ковь нехри­стиан и хри­стиан других испо­ве­да­ний:

а) через Таин­ство Кре­ще­ния (языч­ни­ков, иудеев, маго­ме­тан);

б) через Таин­ство Миро­по­ма­за­ния (люте­ран, като­ли­ков не миро­по­ма­зан­ных и каль­ви­ни­стов);

в) через Таин­ство Пока­я­ния (тех, кто крещен и миро­по­ма­зан, но отпал от Пра­во­слав­ной Церкви и совра­тился в раскол).

Книга пред­став­ляет собой извле­че­ния из Боль­шого Треб­ника неко­то­рых глав (97, 98, 103–106) с несколь­кими допол­ни­тель­ными ста­тьями. Чино­по­сле­до­ва­ние было издано отдель­ной книгой в 1757 году и затем пере­из­дано в 1845 и 1858 годах.

После­до­ва­ние молеб­ных пений

В книге изло­жены молит­во­сло­вия и чины, заим­ство­ван­ные из Боль­шого Треб­ника: молеб­ные пения «против супо­стат» (гл. 91), «во время без­до­ж­дия» и «во время без­вед­рия» (гл. 80 и 81). Книга содер­жит также после­до­ва­ния, не встре­ча­ю­щи­еся в Треб­нике: бла­го­да­ре­ние о полу­че­нии про­ше­ния и о всяком бла­го­де­я­нии Божием, чин бла­го­сло­ве­ния в путе­ше­ствие, хотя­щим по водам плыти, чин бла­го­сло­ве­ния судна рат­ного, воин­ского зна­мени, нового корабля, копа­ния кла­дезя и бла­го­сло­ве­ния его.

про­то­и­е­рей Ген­на­дий Нефе­дов
Таин­ства и обряды Пра­во­слав­ной Церкви. Учеб­ное посо­бие по литур­гике

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *