что такое транспозиция в музыке
Транспонирование музыки
Транспонирование музыки – это профессиональный приём, которым пользуются многие музыканты – чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы. Довольно часто петь номера в транспорте задают по сольфеджио.
В данной статье мы рассмотрим три основных способа транспонирования нот, кроме того, выведем такие правила, которые помогают в практическом транспонировании песен и других музыкальных произведений с листа.
В чём заключается транспонирование? В переносе музыки в другую тесситуру, в иные рамки звукового диапазона, проще говоря, в перенесении на другую высоту, в новую тональность.
Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие ноты, которые трудно петь вокалисту, тогда некоторое понижение тональности помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких звуков. Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.
Итак, переходим к следующему вопросу – способы транспонирования. Существует три основных способа транспонирования:
1) транспонирование на заданный интервал;
2) замена ключевых знаков;
3) замена ключа.
Рассмотрим их на конкретном примере. Возьмём для эксперимента известную песенку «В лесу родилась ёлочка», да и выполним её транспорт в разные тональности. Исходный вариант в тональности ля-мажор:
Первый способ – транспонирование нот на заданный интервал вверх или вниз. Здесь всё должно быть понятно – каждый звук мелодии переносится на какой-то определённый интервал вверх или вниз, в результате чего песня звучит в другой тональности.
Например, перенесём песню из исходной тональности на большую терцию вниз. Кстати, сразу же можно определить новую тональность и выставить её ключевые знаки: это будет фа мажор. Как узнать новую тональность? Да всё также – зная тонику исходной тональности, просто транспонируем её на большую терцию вниз. Большая терция вниз от ля – ля-фа, так и получаем, что новая тональность не иначе, как фа мажор. Вот, что у нас получилось:
Второй способ – замена ключевых знаков. Этим способом удобно пользоваться, когда нужно транспонировать музыку на полтона выше или ниже, причем полутон должен быть хроматический (например, до и до-диез, а не до и ре-бемоль; фа и фа-диез, а не фа и соль-бемоль).
При этом способе ноты остаются на своих местах без изменения, переписываются же только знаки при ключе. Вот, например, как мы можем переписать нашу песенку из тональности ля мажор в тональность ля-бемоль мажор:
Следует сделать одну оговорку насчёт этого способа. Дело касается случайных знаков. В нашем-то примере их нет, но если бы они были, то подключились бы следующие правила транспонирования:
а) Если транспонируем на полтона вверх, то случайные диезы превращаются в дубль-диезы, бекары в диезы, бемоли в бекары, ну а дубль-бемоли в обыкновенные бемоли. Думаю, понятен принцип – просто повышаем сам случайный знак на полтона.
б) Если транспонируем на хроматический полутон вниз, то случайные дубль-диезы понижаются до диезов, диезы – до бекаров, бекары становятся бемолями, ну а бемоли – дубль-бемолями. Тоже, думается, принципы изменений уловили – понижаем знак на полтона и всё.
Третий способ – замена ключей. На самом деле кроме ключей придётся заменить и ключевые знаки, поэтому этот способ можно было бы назвать комбинированным. Что делается тут? Снова не трогаем ноты – где они написаны, там же, на тех же линейках и останутся. Только в новых ключах на этих линейках другие ноты пишутся – это-то нам и удобно. Смотрите, как я, меняя ключ со скрипичного на басовый и на альтовый, легко переношу мелодию «Ёлочки» в тональности до мажор и си-бемоль мажор:
В заключение мне хотелось бы сделать некоторые обобщения. Помимо того, что мы разобрались в том, что есть транспонирование музыки и какие ест способы транспонирования нот, я хочу дать ещё маленькие практические рекомендации:
Кстати, если вы пока ещё не очень хорошо ориентируетесь в тональностях, то возможно вам поможет статья «Как запомнить ключевые знаки». Теперь же всё. Не забывайте нажимать на кнопки под надписью «Мне нравится!», чтобы поделиться материалом с друзьями!
Термины и определения в музыке
Транспозицией или транспонировкой называется:
В первом случае в результате транспозиции изменяется высота реального звучания музыки. Во втором случае высота звучания остается неизменной, а меняется лишь условная высота записи данной партии.
Рассмотрим вопросы транспозиции отдельных партий.
Транспонирующим называется музыкальный инструмент, действительное звучание которого отличается от нотной записи его партии на определенный интервал. Интервал этот является постоянным для данного инструмента и называется интервалом транспозиции.
Строй транспонирующего инструмента определяется тем действительным звуком, который мы слышим при извлечении на данном инструменте написанного до. Так, например, если при написанном до реально звучит си-бемоль, значит инструмент в строе си-бемоль. Если при написанном до звучит фа, значит инструмент в строе фа.
Однако не следует упускать из вида, что понятие «строй» применяется в оркестровой практике двояко:
В ряде случаев эти понятия совпадают. Так, партии корнетов пишутся в строе си-бемоль и сами корнеты тоже в строе си-бемоль. Такое же совпадение имеет место для труб (си-бемоль или ми-бемоль), альтов (ми-бемоль), теноров (си-бемоль). Для баритона (си-бемоль) понятия эти совпадают, если его партия нотирована в скрипичном ключе. Для валторны фа тоже совпадают, если только инструмент не перестраивается в си-бемоль с помощью квартвентиля.
В отношении ряда других инструментов такое совпадение отсутствует. Так, теноровый тромбон настроен в си-бемоль, теноро-басовый с включенным квартвентилем — в фа, малый и большой басы соответ-ственно настроены в ми-бемоль и си-бемоль. Тем не менее партии всех этих инструментов пишутся в соответствии с их действительным звучанием. Так же без транспозиции нотируются в ряде стран партии баритона в басовом ключе. Партии современных валторн пишут в их основном строе фа, не считаясь с возможностью перестройки инструмента.
В партитурах и оркестровых голосах обозначения строев почти всегда относятся к транспонирующим инструментам. Поэтому партии нетранспонирующих инструментов, независимо от акустической настройки последних, оставляются без обозначения строя.
В настоящее время в духовых оркестрах применяются транспонирующие инструменты почти исключительно в строях си-бемоль, ми-бемоль и фа.
В зависимости от интервала транспозиции их можно подразделить следующим образом (сверху вниз):
Сопрановые инструменты строя ми-бемоль: кларнет, корнет (применяется редко), труба (редко), фанфара, саксофон-сопранино (редко). Все они звучат малой терцией выше написанного.
Сопрановые инструменты строя си-бемоль: корнет, труба, кларнет, саксофон-сопрано. Звучат большой секундой ниже написанного.
Альтовые инструменты строя ми-бемоль: альт, валторна (редко), саксофон-альт, бассетгорн (редко). Звучат большой секстой ниже написанного.
Теноровые инструменты строя си-бемоль: тенор, баритон, басовый кларнет, саксофон-тенор. Звучат большой ноной ниже написанного.
Кроме того, в некоторых оркестрах может встретиться саксофон-баритон строя ми-бемоль, звучащий большой терцдецимой ниже написанного.
Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя си-бемоль содержит на два диеза больше или на два бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.
Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя ми-бемоль содержит на три диеза больше или на три бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.
Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя фа содержит на один диез больше или на один бемоль меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.
ТРАНСПОЗИЦИЯ (в музыке)
Смотреть что такое «ТРАНСПОЗИЦИЯ (в музыке)» в других словарях:
Транспозиция (в музыке) — Транспозиция (от позднелат. transpositio ‒ перестановка) (транспонировка) в музыке, перенос всех звуков музыкального произведения на определённый интервал вверх или вниз. Т. на любой интервал, кроме октавы, меняет тональность. Цель Т. ‒… … Большая советская энциклопедия
ТРАНСПОЗИЦИЯ — ТРАНСПОЗИЦИЯ, в музыке перенос всех звуков музыкального произведения или его части на определенный интервал вверх или вниз. Применяется главным образом для исполнения произведения голосом или инструментом другого диапазона … Современная энциклопедия
Транспозиция — ТРАНСПОЗИЦИЯ, в музыке перенос всех звуков музыкального произведения или его части на определенный интервал вверх или вниз. Применяется главным образом для исполнения произведения голосом или инструментом другого диапазона. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Транспозиция — (транспонирование, транспонировка; от лат. trānspositiō «перекладывание») многозначный термин. Транспозиция в комбинаторике перестановка, которая меняет местами только два элемента. Транспозиция в генетике перемещение… … Википедия
ТРАНСПОЗИЦИЯ — (лат.). 1) в математике: перенесение членов отношения с одной стороны знака равенства на другую. 2) в музыке: переложение пьесы, т. е. написание её в другом тоне, нежели в каком она была написана. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
ТРАНСПОЗИЦИЯ — (транспонировка) в музыке перенос всех звуков музыкального произведение на определенный интервал вверх или вниз, приводящий к изменению его тональности. Применяется главным образом для исполнения более высоким или низким голосом или на… … Большой Энциклопедический словарь
Транспозиция (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Транспозиция. Транспозиция (от позднелат. transpositio «перемещение») в музыке композиционный приём, суть которого в переносе части (отдела) музыкального сочинения на другую (по… … Википедия
транспозиция — и; ж. [лат. transpositio перестановка] 1. Матем. Перестановка элементов в пределах заданного числа. 2. Муз. Перенос всех звуков музыкального произведения на определенный интервал вверх или вниз. ◁ Транспозиционный, ая, ое. Т. перенос. Т ая замена … Энциклопедический словарь
Транспозиция — I Транспозиция (от позднелат. transpositio перестановка) (транспонировка) в музыке, перенос всех звуков музыкального произведения на определённый интервал вверх или вниз. Т. на любой интервал, кроме октавы, меняет тональность. Цель Т.… … Большая советская энциклопедия
Транспозиция — (от позднелат. transpositio перестановка) перенесение (транспонирование) муз. произведения из одной тональности в другую. Т. широко используется в вок. практике как средство, позволяющее исполнять муз. произв. в удобной для певца… … Музыкальная энциклопедия
Транспозиция (музыка)
Содержание
Скалярные транспозиции [ править ]
При скалярной транспозиции каждая высота в коллекции сдвигается вверх или вниз на фиксированное количество шагов шкалы в пределах некоторой шкалы. Шаги остаются в том же масштабе до и после сдвига. Этот термин охватывает как хроматические, так и диатонические транспозиции следующим образом.
Хроматическая транспозиция [ править ]
Диатоническая транспозиция [ править ]
Перенос высоты тона и класса высоты тона [ править ]
Есть еще два вида транспонирования, по интервалу основного тона или по классу интервала основного тона, применяемые к высоте тона или классам высоты тона соответственно. Транспонирование может применяться к полям или к классам полей. [1] Например, высота звука A 4 или 9, транспонированная на большую треть, или интервал высоты звука 4:
в то время как этот класс поля, 9, транспонирован на большую треть, или интервал класса поля 4:
9 + 4 = 13 ≡ 1 ( mod 12 ) <\displaystyle 9+4=13\equiv 1<\pmod <12>>> .
Перестановка прицела [ править ]
Хотя транспозиции обычно записываются, музыкантов иногда просят транспонировать музыку «на месте», то есть читать музыку в одной тональности, играя в другой. Иногда это приходится делать музыкантам, играющим на транспонирующих инструментах (например, при встрече с необычным транспонированием, таким как кларнет до мажор), а также аккомпаниаторам певцов, поскольку певцы иногда запрашивают тональность, отличную от той, которая напечатана в музыке, чтобы лучше соответствовать их вокальный диапазон (хотя многие, но не все песни печатаются в изданиях для высокого, среднего и низкого голоса).
Существует три основных метода обучения транспозиции взгляда: интервал, ключ и числа.
Интервал [ править ]
Сначала определяется интервал между записанным ключом и целевым ключом. Затем можно представить ноты вверх (или вниз) на соответствующий интервал. Исполнитель, использующий этот метод, может вычислять каждую ноту индивидуально или группировать ноты вместе (например, «нисходящий хроматический пассаж, начинающийся с F», может стать «нисходящим хроматическим пассажем, начинающимся с A» в целевой тональности).
Клеф [ править ]
Числа [ править ]
Транспонирование с помощью чисел означает, что можно определить масштаб записанной ноты (например, первая, четвертая, пятая и т. Д.) В данной тональности. Затем исполнитель играет соответствующую ступень гаммы целевого аккорда.
Транспозиционная эквивалентность [ править ]
Используя целочисленную запись и по модулю 12, чтобы транспонировать высоту тона x на n полутонов:
Для транспонирования класса поля на интервал класса поля:
T n ( x ) = x + n ( mod 12 ) <\displaystyle <\boldsymbol
Двенадцатитоновая транспозиция [ править ]
Милтон Бэббит определил «преобразование» транспонирования в двенадцатитоновой технике следующим образом: Применяя оператор транспонирования ( T ) к [двенадцатитоновому] набору, мы будем означать, что каждый p из множества P отображается гомоморфно (с учетом упорядочить) в T ( p ) множества T ( P ) согласно следующей операции:
Аллен Форте определяет транспонирование как применимое к неупорядоченным наборам, отличным от двенадцати шагов:
давая, таким образом, «12 транспонированных форм P ». [4]
Нечеткое транспонирование [ править ]
Что такое транспонирование в музыке
Многие музыканты уже знают, как легко транспонировать простым щелчком мыши при помощи программ или онлайн ресурсов. Однако, если нет под рукой компьютера и интернета, важно знать процесс изменения тональности музыкального произведения. Изучение того, как транспонировать музыку, поможет вам лучше понять теорию того, как создается музыка.
Для чего нужно транспонирование?
Иногда нам нужно транспонировать музыку, чтобы ее можно было правильно играть на разных инструментах. Любую мажорную тональность можно транспонировать в любую другую мажорную тональность, то же самое касается и минорных тональностей. Из-за физических свойств определенных инструментов легче транспонировать и читать ноты для них в другой тональности, чем читать их в концертном тоне (например, на фортепиано). В других случаях мы решаем транспонировать тональность пьесы, чтобы было проще играть или петь в более удобном диапазоне. Основной процесс транспонирования одинаков для любого использования.
Кварто-квинтовый круг
Кварто квинтовый круг позволяет быстро увидеть тональности на основе количества диезов или бемолей.
Допустим, у вас есть ноты, написанные для флейты (инструмент C / инструмент концертной высоты тона), и вам нужно сыграть его на кларнете (инструмент си-бемоль / инструмент транспонирующий).
Диаграмма транспонирования
Теперь, когда мы точно определили нашу исходную ключевую сигнатуру, мы можем определить, насколько выше или ниже нам нужно транспонировать, чтобы наш новый инструмент звучал так же, как наша оригинальная концертная высота. Ниже приводится удобное руководство и два примера, которые показывают, на сколько тонов (или полутонов) мы должны переместить каждую ноту из нашей исходной партитуры в новую, транспонированную партитуру.
Транспонирование из инструмента C в инструмент B-бемоль.
Вы также можете использовать эту таблицу в качестве руководства при транспонировании.
Транспонирование на октаву
Транспонированная музыка может быть написана в другом ключе, другой тональности, другой октаве или любой их комбинации! «На октаву» означает, что музыка транспонируется либо на восемь нот вверх, либо вниз на восемь. Например, мы можем транспонировать эту ноту C:
на октаву (8 нот) вниз:
Транспонирование между ключами
Это означает, что мы меняем используемый ключ – например скрипичный на басовый или наоборот. Мы можем транспонировать ту же ноту C:
на октаву ниже И определим эту ноту в басовый ключ: