что такое трамвайные пути
Трамвайные пути как элемент дороги: особенности правового режима
Трамвайные пути как элемент дороги в Правилах дорожного движения России по странному стечению обстоятельств оказались в самом настоящем правовом вакууме.
Пробелы в правовом регулировании не восполнены и судебной практикой – у российской Фемиды нет единообразного подхода. Но вопросов предостаточно. Возможно ли расположение трамвайных путей на проезжей части дороги? Разделяют ли необособленные трамвайные пути дорогу структурно на несколько проезжих частей? «Препятствие» на трамвайных путях – что за зверь? Исходя из смысла п. 1.2 ПДД или же некая иная субстанция?
Очевидных ответов нет, да и в судебной практике есть разные, диаметрально противоположные по смыслу решения, отнюдь не восполняющие указанные пробелы. Скорее наоборот – некоторые судебные акты только добавили противоречий и привнесли неразрешимую двусмысленность.
Для начала обратимся к понятийно-категориальному аппарату Правил.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (п. 1.2 ПДД).
По смыслу приведенной дефинитивной нормы трамвайные пути есть отдельный элемент дороги.
Правила не содержат ни эксплицитных указаний, ни имплицитных оговорок относительно возможности/невозможности расположения трамвайных путей на проезжей части дороги.
Конвенция о дорожном движении (ст. 29) допускает расположение трамвайных путей на проезжей части.
В ПДД РФ определено назначение проезжей части как атрибутивного элемента дороги. Но проезжая часть объективно не является «вотчиной» исключительно безрельсовых транспортных средств.
Да, и как быть с «препятствием» на необособленных трамвайных путях?
В каком случае (на фото ниже) действия водителя следует квалифицировать по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ (привилегированный состав)?
Обратимся к СП 98.13330.2018 «Трамвайные и троллейбусные линии. СНиП 2.05.09-90» (далее – СП).
При расположении линии трамвая в профиле улично-дорожной сети допускаются любые комбинации взаимного размещения проезжих частей и трамвайных путей каждого из направлений. Как правило, трамвайные пути следует размещать на обособленном полотне, по оси улицы в разделительной полосе либо в иной конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.) (п. 4.6 СП).
Предпочтительным является размещение трамвайной линии на обособленном или самостоятельном полотне по оси улицы в разделительной полосе или в другой конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.).
Допускается размещение (при отсутствии другой возможности) на совмещенном полотне с обязательной разработкой мероприятий по организации дорожного движения, препятствующих созданию заторов, парковке транспортных средств на трамвайных путях и другим возможным причинам задержки движения трамвая.
Обособленное трамвайное полотно следует отделять от проезжих частей улиц, тротуаров и велосипедных дорожек разделительными полосами и другими техническими средствами организации дорожного движения, запрещающими доступ безрельсового транспорта.
Дорожный знак 5.15.2 «Направления движения по полосе» над трамвайными путями.
Разделяют ли необособленные ТП дорогу на несколько проезжих частей? Вряд ли возможно дать утвердительный ответ.
Необособленные трамвайные пути производны от проезжей части, соприродны ей.
Восполнить указанные пробелы возможно: а) нормативно, путём внесения изменений и дополнений в Правила дорожного движения (что маловероятно); и/или же б) судебным толкованием указанных норм, формированием единообразия судебной практики.
Представляется, именно выверенное судебное толкование, основанное в том числе на конституционном принципе правовой определённости, наиболее перспективно в настоящих условиях.
arzai
Артемий Зайцев
Подписывайтесь, когда оставляете комментарий
В ПДД хотят добавить определения сегвеев, гироскутеров, моноколес. Но почему-то в ПДД нет определения трамвайных путей!
Определение трамвайных путей избавит о многих неосознанных нарушений ПДД.
Вот улица Максима Горького в Ростове-на-Дону. Сколько на Горького полос?
Вы уверены, что две полосы в каждую сторону?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобрать ПДД, рядовой водитель за доли секунды на дороге врядли поймет. А это важно.
На Горького с точки зрения ПДД только одна полоса движения в каждую сторону. Слева от полосы находятся трамвайные пути. И по-другому быть не может. Потому что трамвайные пути предназначены для трамвая, а проезжая часть для автомобилей. Ситуации, когда автомобиль может ехать по трамвайным путям в ПДД разобраны.
Асфальт на трамвайных путях и пунктирная разметка вводят в заблуждение, как будто полос две.
Белый автомобиль нарушает ПДД пункт 9.6. Движение по трамвайным путям расположенным слева разрешено только, когда все полосы заняты. Нельзя выезжать на трамвайные пути без причины. Из-за таких водителей трамвай долго не может подъехать на остановку перед перекрёстком. Таких нарушителей много. Всем прятнее и быстрее ехать посередине дороги.
Улучшить ситуацию можно, если добавить определение трамвайных путей в ПДД. Это уточнение никак не влияет на другие пункты ПДД, но поможет водителям лучше различать, где можно ехать, а где не надо.
В ПДД уже есть определение проезжей части и дороги.
Из этих двух определений следует, что Трамвайные пути не входят в состав проезжей части. И это лучше явно записать в определении, чтобы никто не сомневался, так:
Кстати, в ПДД Украины определение трамвайных путей есть. Не очень удачное, по моему мнению:
«Трамвайный путь» — элемент дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств, который ограничивается по ширине специально выделенной отмосткой трамвайной линии или дорожной разметкой. По трамвайному пути допускается движение нерельсовых транспортных средств в соответствии с разделом 11 настоящих Правил.
В ПДД Украины не понятно, если нет разметки или отмостки, то трамвайный путь перестаёт быть трамвайным путём?
А вот разделить проезжую часть и трамвайные пути лучше явно «Трамвайные пути не входят в состав проезжей части». И это избавит о многих неосознанных нарушений ПДД.
Что такое трамвайные пути
Устройство трамвайного пути. Трамвайный путь, в отличие от железно-дорожного, должен также обеспечивать возможность движения по нему и безрельсового транспорта. Располагаясь, как правило, на городских
улицах со сложившейся застройкой и планировкой, трамвайный путь имеет кривые меньших радиусов, значительные уклоны (подъемы и спуски), менее доступен Для осмотра, более подвержен загрязнению. Несмотря на то что на трамвайный путв действуют меньшие нагрузки от подвижного состава, чем на железнодорожный, он в большей степени подвержен износу ввиду частых «торможений вагонов и большего количества движущих осей, сильного загрязнения путевого полотна безрельсовым транспортом, трудных условий вписывания колес вагонов в кривые малых радиусов и большей частоты движения подвижного состава.
Трамвайный путь является сложным инженерным сооружением, состоящим из следующих конструктивных элементов:
— верхнего строения, к которому относятся рельсы и специальные части (стрелки, крестовины, пересечения) со скреплениями (подкладки, накладки, костыли, шурупы, болты, тяги и др.) и электросоединениями;
— нижнего строения, которое также называют основанием, состоящего из подрельсовых опор в виде шпал, продольных лежней или рамных конструкций и балласта различного материала (песок, щебень, гравий и др.); при отсутствии подрельсовых опор основанием пути может служить бетон или непосредственно балласт, как правило, щебеночный;
— земляного полотна, которое может быть выполнено в виде продольного котлована в тех случаях, когда пути располагаются в пределах проезжих частей улиц, и в виде насыпей и выемок при расположении трамвайного пути на собственном обособленном полотне;
— водоотводных сооружений — путевых и стрелочных водоприемных коробок с колодцами, дренажа, лотков, кюветов, труб и др.;
— дорожного покрытия различных типов (бетонное, асфальтовое, брусчатое, булыжное и др.).
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Верхнее строение пути непосредственно воспринимает давление от колес подвижного состава и передает это давление нижнему строению и земляному полотну, а дорожное покрытие воспринимает давление от безрельсового транспорта. Водоотвод служит для удаления поверхностных вод с путевого полотна и грунтовых вод от основания пути.
Основным конструктивным размером рельсового пути, определяющим взаимодействие пути и ходовых частей подвижного состава, является ширина колеи рельсового пути. Шириной колеи рельсового пути называется расстояние между рабочими гранями головок двух рельсов. Нормальная ширина колеи трамвайных путей на прямых участках 1524 мм. На кривых участках пути колея уширяется в зависимости от величины радиуса кривой на определенную величину для того, чтобы улучшить прохождение ходовых частей вагона (вписывание) по кривой.
Единая ширина колеи для трамваев и железных дорог имеет определенные преимущества, так как трамвайные пути (на прямых и кривых больших радиусов) могут использоваться и для пропуска железнодорожных вагонов, что особенно ценно для складских трамвайных путей.
Расположение трамвайного пути относительно улиц определяется его планом, продольным и поперечным профилями. Трамвайные пути в плане состоят из трех основных элементов: прямых и кривых участков, соединений и пересечений пути. На плане трамвайных путей показывается не только расположение рельсов, но и другие сооружения городских улиц — здания, подземные устройства, зеленые насаждения и т. д.
Если условно разрезать поверхность земли, по которой проложена трамвайная линия, вдоль продольной оси вертикальной плоскостью, то этот разрез будет называться продольным профилем (рис. 158). Продольный профиль трамвайного пути зависит от продольного профиля улиц, по которым он проходит, и представляет собой чередующиеся подъемы, спуски и горизонтальные площадки. Подъемы и спуски могут быть круче или положе, крутизна их определяется уклоном, который является отношением высоты подъема линии между двумя точками к длине между ними, взятой по горизонтали. Уклоны измеряются в промилях или процентах.
Земляное полотно и водоотвод трамвайного пути. Земляное полотно трамвайного пути — это выровненная в соответствии с продольным и поперечным профилями, а также планом пути поверхность земли, состоящая из грунтов. Земляное полотно воспринимает нагрузки от подвижного состава и от массы вышерасположенных элементов пути — верхнего и нижнего строений.
При всех работах по строительству, реконструкции и капитальному ремонту пути обязательно устройство водоотводов различных видов в зависимости от местных условий, качества грунта, уклона пути, типа основания и земляного полотна. Водоотводы устраиваются также в следующих случаях:
— для отвода воды с дорожного покрытия в путях трамвая и.от стрелочных коробок;
— для отвода поверхностной и грунтовой воды от основания пути и с земляного полотна;
— для пропуска воды пересекающих трамвайные пути оврагов, ручьев и речек.
В уличных лотках при наличии подземной ливневой канализации устраиваются также водоприемные решетки, продольные мощеные лотки, кюветы.
Для отвода воды с дорожных покрытий трамвайных путей мостовые Укладывают с продольными и поперечными уклонами. Во всех пониженных точках продольного профиля пути и в промежуточных точках через 200— 250 м устанавливают водоприемные коробки. Их устанавливают в колеях параллельных путей так, что их края подходят под овальные отверстия, просверленные в желобах рельсов. Коробки закрываются крышками с отверстиями для приема воды непосредственно с дорожного покрытия. Соединяются коробки с путевыми колодцами. Из путевых колодцев вода выпускается в городской водосток.
Рис. 1. Упрощенный план трамвайного пути
Рис. 2. Упрощенный продольный профиль трамвайной линии: в числителе – величина уклона в промилях, в знаменателе – протяженность уклона
Рис. 3. Основание и водоотвод:
1 – земляное полотно, 2 – балласт, 3 – дорожное покрытие, 4 – шпала, 5 – рельсы, 6 – водоприемная коробка, 7 – путевой колодец
В каждом рабочем стрелочном переводе внутри колеи предусмотрены коробки для переводного механизма с двумя отделениями, в одном помещается стрелочная тяга и автозамыкатель, в другом — электромагнитный привод. В каждом сходном (пошерстном) стрелочном переводе есть коробка с отделением для стрелочной тяги и автозамыкателя. Для отвода поверхностной воды, попадающей в стрелочные коробки, они соединяются с путевыми водосборными колодцами.
Для отвода поверхностных вод, проникающих в основание трамвайного пути и на земляное полотно котлована, служит продольный путевой дренаж, его укладывают, как правило, по оси междупутья.
Для отвода воды от основания и земляного полотна открытых (незамещенных) путей предусмотрены кюветы, продольные и поперечные лотки, нагорные и отводные канавы, из которых ливневые воды выпускаются в пониженные точки.
Нижнее строение пути. Нижним строением трамвайного пути называется путевая конструкция, расположенная непосредственно под верхним строением (рельсами, стрелками, пересечениями) и опирающаяся на земляное полотно. Нижнее строение чаще называется основанием трамвайного пути. Нижнее строение (рис. 159), или основание, служит для восприятия нагрузки от подвижного состава и верхнего строения пути и равномерной передачи ее на земляное полотно.
По главным конструктивным признакам все основания трамвайного пути делятся на три вида — шпальное, бесшпальное и сборное железобетонное.
Шпальные основания состоят из шпал, которые изготовляют из различных материалов (дерево, металл, железобетон) и балласта в виде песка, щебня, гравия или других сыпучих материалов. Современные бесшпальные основания — это однослойные или двухслойные монолитные бетонные плиты, в них заделывают или закрепляют рельсы.
Сборные железобетонные основания трамвайных путей могут быть в виде плоских рам, панелей, блоков и подрельсовых лежней. Шпалы укладывают под рельсы поперек пути, их назначение — передавать давление от рельсов на балласт. Они служат также для связи между рельсовыми нитками одной колеи. Несмотря на целый ряд недостатков деревянных шпал (недолговечность, недостаточная прочность и др.), они имеют наибольшее распространение. Железобетонные шпалы имеют значительные преимущества по сравнению с деревянными: долговечнее, прочнее, устойчивее, требуют меньших затрат на содержание пути.
Балласт воспринимает давление шпал, равномерно передает его на земляное полотно, пропускает через себя поверхностные воды, если они попадают в основание пути. Кроме того, балласт увеличивает поперечную устойчивость пути, препятствует боковому перемещению шпал, что особенно важно для открытых, незамощенных путей, обеспечивает необходимую упругость пути, смягчая удары колес о рельсы при движении вагонов.
Верхнее строение трамвайного пути. К верхнему строению трамвайного пути относятся рельсы, скрепления, соединяющие рельсы между собой по длине и с подрельсовым основанием (накладки, болты, подкладки, тяги, анкеры и др.), спецчасти (стрелки, крестовины и пересечения) и электросоединения, обеспечивающие нормальную электропроводность рельсовой сети.
Важнейшей конструктивной частью верхнего строения являются рельсы. Несмотря на то что нагрузка на ось трамвайных вагонов значительно меньше, чем на железнодорожные, но вследствие более интенсивного движения на трамвайных путях, более частых остановок и торможения, большего загрязнения пути от постороннего транспорта износ рельсов более интенсивен, поэтому трамвайные рельсы должны быть более износоустойчивы, чем железнодорожные.
Рис. 4. Рельсы:
а – железнодорожного типа, 6 – трамвайного типа; 1 – подошва, 2 — шейка, 3 — головка, 4 – губа (малое яблоко), 5 — большое яблоко
Профиль рельсов, т. е. его очертание и размеры, определяет тот или иной тип рельса. По форме поперечного сечения все применяемые рельсы можно разбить на две группы — рельсы железнодорожного типа с простой головкой и рельсы желобчатые, применяемые только для трамвайных путей, они имеют головку сложного очертания. Профиль рельса состоит из головки, шейки, подошвы и пазух — пространства, ограниченного поверхностями головки, шейки и подошвы. Головка желобчатого рельса сложная и имеет большое яблоко, губу (малое яблоко) и пространство между ними, называемое желобом.
Скрепления. По назначению рельсовые скрепления можно разбить на две группы:
— устройства, соединяющие между собой рельсы по длине. К ним относятся стыковые накладки, обхваты, болты с гайками и пружинящими шайбами;
— устройства, соединяющие рельсы с подрельсовым основанием. К ним относятся подкладки с костылями или шурупами и различные анкерные соединения с закладными деталями, болтами, прижимными лапками, клеммами и другими деталями.
К скреплениям относят также поперечные рельсовые тяги, предохраняющие колеи от уширений, противоугоны и электросоединения, предназначенные для обеспечения хорошей проводимости рельсовой сети и снижения величины блуждающих токов.
Место, где рельсы соединяются друг с другом по длине, называют рельсовым стыком. Рельсовые стыки могут быть двух видов: сборные, если рельсы соединяются с помощью скреплений первой группы, и сварные, если концы рельсов в стыке свариваются между собой. Сборные рельсовые стыки служат также для частичной компенсации изменения длины рельсов от воздействия температуры.
Основным элементом сборного стыка, воспринимающим на себя вертикальную нагрузку от вагона, являются стыковые накладки с поперечным сечением различных форм и с разным количеством отверстий для болтов. Сборный рельсовый стык устанавливается “навесу”, т. е. посередине между шпалами. Состоит стык из двух накладок, двух обхватов и болтов с гайками и пружинящими шайбами.
Рис. 5. Сборный рельсовый стык:
1 – шпала, 2 – обхват, 3 – болт, 4 – накладка, 5 – рельс
Стыковые отверстия сборного стыка, если он служит и температурным стыком, должны иметь овальную или круглую форму увеличенного диаметра (на 5—6 мм) по сравнению со стыковыми болтами. Сборный стык требует особого внимания при первоначальной сборке и в еще большей степени при текущем содержании пути. Даже слабое расстройство стыка вызывает удары колес о торцы рельсов в стыке, отчего на головке рельсов образуются выбоины, которые с течением времени увеличиваются, вызывая увеличение ударной силы колеса. Расстроенный стык приводит к расстройству всей путевой конструкции — просадкам подрельсового основания и разрушениям под ним земляного полотна. Поэтому наилучшей мерой соединения стыков является их сварка, т. е. создание бесстыкового пути. Бесстыковой путь имеет огромные преимущества по сравнению с путями со сборными механическими стыками. Он обеспечивает плавное движение вагонов и больший срок службы пути в целом. Значительно снижаются при бесстыковом пути и блуждающие токи.
Основными элементами второй группы скреплений являются подкладки с костылями или шурупами, применяющиеся для шпальных оснований с деревянными или железобетонными шпалами с деревянными втулками (дюбелями). Подкладка служит для снижения давления рельса на шпалу и предотвращения тем самым ее преждевременного механического износа.
Соединяют рельсовые нитки между собой тягами. Их назначение — поддержание нормальной ширины колеи и предохранение высоких рельсов от опрокидывания, а при отсутствии шпал — и от поперечных перемещений.
Как уже говорилось, рельсовая сеть трамвайных путей является проводником обратного электрического тока. Во избежание его утечек в землю на всех сборных стыках и между рельсовыми нитками ставятся электрические соединения (стыковые, путевые и междупутевые).
Железные обоймы стыкового электросоединения приваривают к боковой поверхности головок рельсов со стороны нерабочего канта губы; путевые и междупутевые электросоединения —к подошвам рельсов над шпалами. Располагают путевые электросоединения через 150 м, а междупутевые – через 300 м друг от друга в шахматном порядке.
Тема 1. Общие положения. Часть 2
Дорога. Проезжая часть. Тротуары. Обочины. Трамвайные пути. Разделительная полоса. Полоса движения.
Элемент собственно образующий дорогу – это, безусловно, проезжая часть, и предназначена проезжая часть для движения безрельсовых транспортных средств (в том числе для движения автомобилей и мотоциклов).
Трамвайные пути – это тоже элемент дороги и предназначены они для движения трамваев.
Тротуар – это тоже элемент дороги и предназначен он для движения пешеходов.
Обочина – это тоже элемент дороги, и при отсутствии тротуара пешеходы должны двигаться по обочинам.
В сборнике ГИБДД есть задачка на эту тему, и она вполне может вам попасться на экзамене:
___________________________________________________________________________________
Являются ли тротуары и обочины частью дороги?
1. Являются.
2. Являются только обочины.
3. Не являются.
Поздравляю! Вы ответили на первую задачку. Осталось каких-нибудь 799.
___________________________________________________________________________________
Но устроители дорожного движения на этом не успокоились, взяли и придумали пятый элемент – разделительную полосу, и при этом в Правилах строго прописали:
Разделительная полоса НЕ предназначена для движения и остановки транспортных средств.
Разделительная полоса – это, элемент дороги, выделенный конструктивно. По сути, это физическое препятствие, не позволяющее водителям оказаться на «встречке». Кроме того (и это крайне важно!), разделительная полоса делит дорогу на смежные, изолированные друг от друга проезжие части.
То есть, разделительная полоса это хорошо, она существенно повышает безопасность дорожного движения. Хотя есть тут и свои минусы: во-первых, построить разделительную полосу стоит денег, а, во-вторых, часть дороги вообще никак не используется – даже «Скорая помощь при всём своём желании двигаться по такой разделительной полосе не сможет.
Ok, сказали Правила, если слегка поступиться интересами безопасности, то можно практически за бесплатно организовать разделительную полосу на любой дороге. Только конструктивно она выделена не будет, а будет выделена с помощью всё той же дорожной разметки. Правил попросту предложили при необходимости обозначать границы разделительной полосы двумя сплошными линиями, разнесенными друг от друга на ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд, и дали такое определение:
Правила. Раздел 1. «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
И про разделительную полосу на экзамене вас обязательно спросят:
___________________________________________________________________________________
На каком рисунке изображена дорога с разделительной полосой?
1. Только на правом.
2. На обоих.
3. Ни на одном.
Проезжую часть делят на полосы движения с помощью опять-таки дорожной разметки. При этом порядок движения на различных дорогах различен – например, на двухполосной дороге Правила разрешают выезжать на «встречку», а на многополосной дороге подобное деяние – это грубейшее нарушение тех же Правил.
Для того чтобы безошибочно выполнять требования Правил, водители должны понимать, есть ли у этой дороги разделительная полоса, сколько проезжих частей у данной дороги и сколько у этой дороги полос движения.
___________________________________________________________________________________
Правила. Раздел 1. «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Не думаю, что при наличии разметки у вас будут сложности с определением количества полос движения на дороге. Однако надо ещё и понимать, сколько у данной дороги проезжих частей, и об этом на экзамене вас будут спрашивать:
___________________________________________________________________________________
Сколько проезжих частей имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
Сколько полос движения имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
Сдвоенная сплошная линия разметки не может быть разделительной полосой по определению. У этой дороги одна проезжая часть, и четыре полосы движения (по две в каждом направлении), а сдвоенная сплошная разметка (осевая линия) показывает водителям, где чья половина проезжей части.
___________________________________________________________________________________
Сколько проезжих частей имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
Сколько полос движения имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
И у этой дороги четыре полосы движения, но две проезжие части, изолированные друг от друга разделительной полосой.
___________________________________________________________________________________
Деление проезжей части на полосы движения упорядочивает транспортный поток, повышая безопасность на дороге — все двигаются строго по полосам, соблюдая рядность и, тем самым, выдерживая безопасные расстояния между боками автомобилей (то есть, выдерживая безопасные боковые интервалы).
А что делать, если разметки нет (ещё не нанесли) или её не видно, например, из-за выпавшего снега? По Правилам в этом случае водители обязаны выделять для движения в данном направлении ровно половину проезжей части, и эту свою половину они должны мысленно разбить на полосы, выбрать полосу и двигаться по ней.
Необходимо только понимать, что ширина полосы движения — это ширина автомобиля (не мотоцикла, а именно автомобиля) плюс два безопасных боковых интервала справа и слева от водителя. То есть это где-то от 3-х до 4-х метров, и по этому поводу авторы экзаменационного сборника предложили вам пару задачек:
___________________________________________________________________________________
Сколько полос движения имеет данная дорога?
1. Две.
2. Четыре.
Авторы этой задачи хотят выяснить, в состоянии ли вы понять, сколько полос движения в каждом направлении имеет данная дорога в отсутствии разметки.
___________________________________________________________________________________
Нарушает ли водитель Правила, двигаясь посередине дороги?
1. Не нарушает.
2. Не нарушает, если отсутствуют встречные транспортные средства.
3. Нарушает.
А здесь авторы задачи хотят выяснить, знаете ли вы, что в отсутствии разметки водители обязаны выделять для движения в данном направлении ровно половину проезжей части.
___________________________________________________________________________________
Что такое перекрёсток.
Дорога общего пользования – это не только дорога, это ещё и всевозможные пересечения (с трамвайными путями, с пешеходными переходами, с велосипедными дорожками, с выездами из дворов и других прилегающих к дороге территорий).
Но самое важное пересечение – это, конечно же, пересечение дорог, то есть перекрёсток. Правила дают такое определение термину «Перекрёсток».
Правила. Раздел 1. «Перекресток» – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Жёлтые линии на рисунке это и есть «воображаемые линии, соединяющие начала закруглений проезжих частей».
Водители обязаны понимать, где точно начинается перекрёсток и где точно он заканчивается.
Во-первых, это важно при выполнении некоторых требований Правил. Например, в будущем мы узнаем, что на таком перекрёстке Правилами запрещён обгон. Согласитесь, что нелишне понимать, где начинает действовать это ограничение и где заканчивается.
Во-вторых, если вам, не дай Бог, доведётся стать участником ДТП, будьте внимательны при составлении протокола происшествия. Очень может быть, что для вас окажется принципиально важным, где произошло столкновение – до перекрестка или на перекрёстке!
Необходимо только понимать, что перекрёсток это не любое вообще пересечение дорог, а пересечение дорог на одном уровне. И, кстати, не только пересечение, но ещё и примыкание, и разветвление дорог на одном уровне.
Почему это важно понимать? В будущем мы узнаем, что действие запрещающих знаков распространяется от места их установки и до ближайшего по ходу перекрёстка. На экзамене вам предложат этот рисунок и сопроводят его таким вопросом: «Разрешено ли Вам поставить автомобиль на стоянку за путепроводом»?
Путепровод это тоже дорога, только у неё кроме проезжей части есть ещё и железнодорожные пути. Но пересекаемся мы с этой дорогой на разных уровнях. И по Правилам это не перекресток! Перекрёсток будет где-то дальше, а пока вы до него не доехали, стоянка запрещена знаком.
Правила особо оговорили – не считаются перекрёстками выезды из прилегающих территорий, то есть выезды из дворов и из всевозможных учреждений и предприятий, расположенных вдоль дороги.
На самом деле выезд из прилегающей территории это примыкание двух дорог на одном уровне, и это подпадает под определение перекрёстка. Именно поэтому Правила не могли сказать, что выезды из прилегающих территорий НЕ ЯВЛЯЮТСЯ перекрёстками. Правила были вынуждены предложить нам – давайте договоримся, что выезды из прилегающих территорий НЕ СЧИТАЮТСЯ перекрёстками.
И это правильно, в противном случае пришлось бы знаки, поставленные на дороге, повторять после каждого выезда из двора (если считать его перекрестком).
На экзамене вам могут предложить вот такую задачу и сопроводят её таким вопросом: «На каком рисунке изображён перекрёсток»?
Ну что, на левом рисунке точно перекресток – примыкание двух дорог на одном уровне. А вот на правом рисунке это не перекрёсток. И действие знака в месте выезда из двора не прерывается. И принцип «помехи справа» здесь тоже не работает – выезжающий из прилегающей территории должен всем уступать дорогу.
На сегодня все. Пишите, комментируйте, будем обсуждать))
Продолжение следует
Переход к >
Переход к «Оглавлению»