что такое трактат о живописи

«Трактат о живописи»

«Трактат о живописи»

«Трактат о живописи» – первое издание трудов Мастера. Более того, Леонардо сам при жизни начал составлять этот труд. Он не завершил «Трактат», как и большинство своих работ (хотя, возможно, законченные трактаты просто утеряны). Но Франческо Мельци, его ученик, руководствуясь указаниями учителя, выбрал материалы для «Трактата» из 18 манускриптов. Больше половины архива Мастера теперь утрачено, так что благодаря Мельци до потомков дошли более или менее целиком записи да Винчи хотя бы по одному столь важному для него предмету – живописи. Вазари также сообщает, что у «миланского живописца», которого он не назвал по имени, сохранились записи Леонардо касательно живописи. Возможно, эти записи также вошли в «Трактат».

Это сочинение долгое время ходило по рукам в списках, и поскольку им владели художники, то каждый стремился добавить к размышлениям Мастера что-то свое. В итоге сильно сокращенный и переиначенный «Трактат о живописи» был издан в 1651 году. Куда более полный текст – список непосредственно с работы Франческо Мельци, еще более ста лет оставался в безвестности, пока в 1817 году рукопись не была обнаружена в Ватикане и напечатана.

В те годы, когда Леонардо начинал свою карьеру как художник, живопись считалась «механическим трудом». Более того, полагали, будто работа живописца вообще не требует умственного труда! То есть написать картину – не сложнее, чем покрасить стену.

Здесь стоит указать, что от дельной гильдии живописцев или художников во Флоренции XV века не было. Гильдия святого Луки, куда Леонардо вступил после обучения, – это гильдия докторов и аптекарей, к которой относились также бакалейщики, брадобреи и галантерейщики (они также продавали лекарства). Почему художники относились к гильдии врачей? Только потому, что покупали пигменты для красок у аптекарей. Гильдия врачей являлась одной из семи старших[30], но внутри объединения существовала своя иерархия – врачи стояли выше аптекарей, а те, в свою очередь, – выше художников и всех остальных. Скульпторы входили либо в старшую гильдию золотых дел мастеров (мастеров по металлу), либо в младшую – каменщиков и резчиков по дереву. Вероккио был членом гильдии золотых дел мастеров. Только в 1563 году художники и скульпторы объединились в художественную Флорентийскую академию (Accademia del Disegno), созданную Козимо Медичи, а затем были официально включены в систему гильдий города в 1572 году.

Неудивительно, что Леонардо постарался опровергнуть столь низкое мнение современников о живописи и возвеличить искусство, достигшее таких высот именно в его эпоху, и в первую очередь благодаря ему самому.

В своем «Трактате» он заявляет, что живопись – это, прежде всего, воссоздание зримого мира, а художник подобен демиургу, который этот мир творит. Но поскольку художник – бог, творящий свой мир, то мысль художника подобно мысли бога. А значит, художнику необходимо понять внутреннюю сущность того, что он изображает. Так от ремесленника, занятого механическим трудом, не требующим умственных усилий, Леонардо возвел художника в статус небожителя.

Следующий важный тезис Леонардо, который он провозглашает в своем «Трактате», утверждение, что живопись должна основываться на научных знаниях: математике (науке о перспективе) и данных анатомии.

И наконец, третье основное утверждение: живописец обязан точно передавать задуманный сюжет.

«Трактат о живописи» издан на русском языке, и с ним можно ознакомиться – всегда полезно читать не пересказы, а первоисточники. Однако надо помнить, что книга Леонардо – чтение не из легких.

К сожалению, другой его труд, посвященный изобразительному искусству – «Об изображении людей и их движений», – не сохранился. Что он существовал и был завершен Мастером, сказано в предисловии к книге Луки Пачоли «О божественной пропорции». Пачоли утверждает, что Леонардо «с великой искусностью завершил прекрасную книгу об изображении людей и их движений».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Малый трактат о пластике

Малый трактат о пластике В последнее время все чаще и чаще можно слышать, что актеры утеряли культуру слова. Это, конечно, верно. И оттого, может быть, утеряно еще более ценное — искусство трагедии…Театр — искусство не для слепых. Актерское искусство не только слышимое, но

«Трактат о природе птиц». И записи еще о многом другом…

«Трактат о природе птиц». И записи еще о многом другом… Кроме описанных выше, Леонардо вел геологические и палеонтологические исследования. Он опроверг общепризнанную доктрину церкви о Всемирном потопе. Согласно ей вся земля была покрыта водой, и только одна вершина

Трактат о непротивлении. «Несчастная повесть»

Трактат о непротивлении. «Несчастная повесть» 25 февраля 1893 года Толстой написал Страхову, что работа над книгой «Царство Божие внутри вас», кажется, совсем уж близка к завершению: «Я в жизни никогда с таким напряжением и упорством не работал, как я теперь работаю над всей

1. Мировоззрение. «Мир, или Трактат о свете»

1. Мировоззрение. «Мир, или Трактат о свете» зреть — поспевать, созревать; зрение — состояние зреющего зреть — смотреть, видеть; зрение — способность видения. В. Даль. «Толковый словарь» Декарт начинает свой трактат с того, что, взятые сами по себе, основные теоретические

1. «Трактат о человеческой природе» и попытки его популяризации

1. «Трактат о человеческой природе» и попытки его популяризации Юм решил посвятить себя литературе, но за время пребывания во Франции написал не беллетристическое сочинение, а отвлеченный философский трактат. Это был знаменитый «Трактат о человеческой природе» в

Джон Толанд. Христианство без тайн, или Трактат, в котором.

Джон Толанд. Христианство без тайн, или Трактат, в котором. Христианство без тайн, или Трактат, в котором показывается, что в Евангелии не содержится ничего противоречащего разуму или недоступного ему и что ни один догмат христианства не может быть назван непостижимой

Трактат о богатстве и скудости

Трактат о богатстве и скудости Бедность, безусловно, порок. Я, например, бедна только по собственной обломовской нерасторопности, но, поскольку в ней всенародно каюсь, шустрые штольцы в иномарках, интересы которых я бескорыстно защищаю и чьи баксы просто обязан воспеть

ТРАКТАТ О РАЗНОСТИ УМА

ТРАКТАТ О РАЗНОСТИ УМА Я написал однажды книгу о социальной психологии, рукопись была зарезана в издательстве «Искусство». Я чуть ниже расскажу эту историю. Придумав некогда народную пословицу для пишущих людей: «кашу Марксом не испортишь», я ей следовал неукоснительно

Малый трактат о пластике

Малый трактат о пластике В последнее время все чаще и чаще можно слышать, что актеры утеряли культуру слова. Это, конечно, верно. И оттого, может быть, утеряно еще более ценное – искусство трагедии.Но театр – искусство не для слепых. Актерское искусство не только слышимое,

«ТРАКТАТ ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ И МАГНЕТИЗМЕ»

«ТРАКТАТ ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ И МАГНЕТИЗМЕ» «Трактат» содержал все, что знал и передумал Джеймс Клерк Максвелл об электричестве и магнетизме, причем собственные его взгляды и разработки не заняли в книге подобающего им места — стремление рассказать все об электричестве,

ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ НА «ТРАКТАТ»

ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ НА «ТРАКТАТ» У книги перед статьей есть большое преимущество — ее труднее не заметить. И хотя «Трактат» в значительно меньшей степени отражал личные взгляды автора, чем его «электрические статьи», большинство физиков того времени и следующего поколения

ЗБОРОВСКИЙ ТРАКТАТ

ЗБОРОВСКИЙ ТРАКТАТ Было начало мая 1649 года. Природа проявилась во всем своем великолепии. Земля покрылась буйным цветом, свежим зеленым ковром трав. Хмельницкий, как никогда, радовался весне. Он был полон энергии, желания действовать. Начатое им дело росло, набирало силы.

БИТВА ПОД БЕРЕСТЕЧКОМ. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ ТРАКТАТ

БИТВА ПОД БЕРЕСТЕЧКОМ. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ ТРАКТАТ В Чигирин из Варшавы вернулись ни с чем казацкие послы, которые были посланы на открывшийся 5 декабря 1650 года сейм. Их отправили из Варшавы до завершения заседания сейма. Такого еще не бывало.Хмельницкий смотрел на

«Трактат по общей социологии» и последние годы

«Трактат по общей социологии» и последние годы В 1916 году увидел свет большой труд Парето «Трактат по общей социологии». Он был хорошо принят европейским научным сообществом. Парето считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял

7. Трактат

7. Трактат Заглавный мотив цикла «Над историей», определивший сюжет и «Русских богов», — «карма страны», проявляющаяся в истории. Как демоническое начало все больше начинает влиять на ход истории, как один Жругр — олицетворение государственности — сменяет другого, какие

Источник

Леонардо Да Винчи: Трактат о живописи

Здесь есть возможность читать онлайн «Леонардо Да Винчи: Трактат о живописи» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. год выпуска: 2013, ISBN: 978-966-03-5831-7, издательство: Фолио, категория: Европейская старинная литература / Искусство и Дизайн / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

Трактат о живописи: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Трактат о живописи»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Леонардо Да Винчи: другие книги автора

Кто написал Трактат о живописи? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

Трактат о живописи — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Трактат о живописи», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

Трактат о живописи. Суждения о науке и искусстве

Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором

В справедливых жалобах сетует живопись, что она изгнана из числа свободных искусств, ибо она — подлинная дочь природы и осуществляется наиболее достойным чувством. Поэтому, о писатели, вы не правы, что оставили ее вне числа этих свободных искусств, ибо она занимается не только творениями природы, но и бесконечно многим, чего природа никогда не создавала.

Так как писатели не имели сведений о науке живописи, то они и не могли описать ни подразделений, ни частей ее; сама она не обнаруживает свою конечную цель в словах и из-за невежества осталась позади названных выше наук, не теряя от этого в своей божественности. И поистине не без причины они не облагораживали ее, так как она сама себя облагораживает, без помощи иных языков, не иначе, как это делают совершенные творения природы. И если живописцы не описали ее и не свели ее в науку, то это не вина живописи и она не становится менее благородной от того, что лишь немногие живописцы становятся профессиональными литераторами, так как жизни их не хватает научиться этому. Можем ли мы сказать, что свойства трав, камней и деревьев не существуют потому, что люди о них не знают? Конечно, нет. Но мы скажем, что травы остаются сами по себе благородными, без помощи человеческих языков или письмен.

Та наука полезнее, плод которой наиболее поддается сообщению, и также, наоборот, менее полезна та, которая менее поддается сообщению.

Живопись в состоянии сообщить свои конечные результаты всем поколениям вселенной, так как ее конечный результат есть предмет зрительной способности; путь через ухо к общему чувству не тот же самый, что путь через зрение. Поэтому она не нуждается, как письмена, в истолкователях различных языков, а непосредственно удовлетворяет человеческий род, не иначе, чем предметы, произведенные природой. И не только человеческий род, но и других животных, как это было показано одной картиной, изображающей отца семейства: к ней ласкались маленькие дети, бывшие еще в пеленках, а также собака и кошка этого дома, так что было весьма удивительно смотреть на это зрелище.

Живопись представляет чувству с большей истинностью и достоверностью творения природы, чем слова или буквы, но буквы представляют слова с большей истинностью, чем живопись. Мы же скажем, что более достойна удивления та наука, которая представляет творения природы, чем та, которая представляет творения творца, то есть творения людей, каковыми являются слова; такова поэзия и подобное, что проходит через человеческий язык.

Науки, доступные подражанию, таковы, что посредством их ученик становится равным творцу и также производит свой плод. Они полезны для подражателя, но не так превосходны, как те, которые не могут быть оставлены по наследству, подобно другим материальным благам. Среди них живопись является первой. Ей не научишь того, кому не позволяет природа, как в математических науках, из которых ученик усваивает столько, сколько учитель ему прочитывает. Ее нельзя копировать, как письмена, где копия столь же ценна, как и оригинал. С нее нельзя получить слепка, как в скульптуре, где отпечаток таков же, как и оригинал, в отношении достоинства произведения; она не плодит бесконечного числа детей, как печатные книги. Она одна остается благородной, она одна дарует славу своему творцу и остается ценной и единственной и никогда не порождает детей, равных себе. И эта особенность делает ее превосходнее тех наук, что повсюду оглашаются.

Разве не видим мы, как могущественнейшие цари Востока выступают в покрывалах и закрытые, думая, что слава их уменьшится от оглашения и обнародования их присутствия? Разве мы не видим, что картины, изображающие божества, постоянно держатся закрытыми покровами величайшей ценности? И когда они открываются, то сначала устраивают большие церковные торжества с различными песнопениями и всякой музыкой, и при открытии великое множество народа, собравшегося сюда, тотчас же бросается на землю, поклоняясь и молясь тем, кого такая картина изображает, о приобретении утраченного здоровья и о вечном спасении, и не иначе, как если бы это божество присутствовало самолично. Этого не случается ни с одной другой наукой или другим человеческим творением, и если ты скажешь, что это заслуга не живописца, а собственная заслуга изображенного предмета, то на это последует ответ, что в таком случае душа людей могла бы получить удовлетворение и они, оставаясь в постели, могли бы не ходить в паломничество местами затруднительными и опасными, как, мы видим, это постоянно делается. Но если все же такие паломничества непрерывно существуют, то кто же побуждает их на это без необходимости? Конечно, ты признаешь, что это делает образ, которого не могут сделать все писания, так как они не сумеют наглядно и в достоинстве изобразить это божество. Поэтому кажется, что само божество любит такую картину и любит того, кто ее любит и почитает, и более охотно принимает поклонения в этом, чем в других обличьях, его изображающих, а потому оказывает милости и дарует спасение, — по мнению тех, кто стекаются в такое место.

Источник

Что такое трактат о живописи

Трактат о живописи. Суждения о науке и искусстве

Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором

что такое трактат о живописи. Смотреть фото что такое трактат о живописи. Смотреть картинку что такое трактат о живописи. Картинка про что такое трактат о живописи. Фото что такое трактат о живописи

В справедливых жалобах сетует живопись, что она изгнана из числа свободных искусств, ибо она – подлинная дочь природы и осуществляется наиболее достойным чувством. Поэтому, о писатели, вы не правы, что оставили ее вне числа этих свободных искусств, ибо она занимается не только творениями природы, но и бесконечно многим, чего природа никогда не создавала.

Так как писатели не имели сведений о науке живописи, то они и не могли описать ни подразделений, ни частей ее; сама она не обнаруживает свою конечную цель в словах и из-за невежества осталась позади названных выше наук, не теряя от этого в своей божественности. И поистине не без причины они не облагораживали ее, так как она сама себя облагораживает, без помощи иных языков, не иначе, как это делают совершенные творения природы. И если живописцы не описали ее и не свели ее в науку, то это не вина живописи и она не становится менее благородной от того, что лишь немногие живописцы становятся профессиональными литераторами, так как жизни их не хватает научиться этому. Можем ли мы сказать, что свойства трав, камней и деревьев не существуют потому, что люди о них не знают? Конечно, нет. Но мы скажем, что травы остаются сами по себе благородными, без помощи человеческих языков или письмен.

Та наука полезнее, плод которой наиболее поддается сообщению, и также, наоборот, менее полезна та, которая менее поддается сообщению.

Живопись в состоянии сообщить свои конечные результаты всем поколениям вселенной, так как ее конечный результат есть предмет зрительной способности; путь через ухо к общему чувству не тот же самый, что путь через зрение. Поэтому она не нуждается, как письмена, в истолкователях различных языков, а непосредственно удовлетворяет человеческий род, не иначе, чем предметы, произведенные природой. И не только человеческий род, но и других животных, как это было показано одной картиной, изображающей отца семейства: к ней ласкались маленькие дети, бывшие еще в пеленках, а также собака и кошка этого дома, так что было весьма удивительно смотреть на это зрелище.

Живопись представляет чувству с большей истинностью и достоверностью творения природы, чем слова или буквы, но буквы представляют слова с большей истинностью, чем живопись. Мы же скажем, что более достойна удивления та наука, которая представляет творения природы, чем та, которая представляет творения творца, то есть творения людей, каковыми являются слова; такова поэзия и подобное, что проходит через человеческий язык.

Науки, доступные подражанию, таковы, что посредством их ученик становится равным творцу и также производит свой плод. Они полезны для подражателя, но не так превосходны, как те, которые не могут быть оставлены по наследству, подобно другим материальным благам. Среди них живопись является первой. Ей не научишь того, кому не позволяет природа, как в математических науках, из которых ученик усваивает столько, сколько учитель ему прочитывает. Ее нельзя копировать, как письмена, где копия столь же ценна, как и оригинал. С нее нельзя получить слепка, как в скульптуре, где отпечаток таков же, как и оригинал, в отношении достоинства произведения; она не плодит бесконечного числа детей, как печатные книги. Она одна остается благородной, она одна дарует славу своему творцу и остается ценной и единственной и никогда не порождает детей, равных себе. И эта особенность делает ее превосходнее тех наук, что повсюду оглашаются.

Разве не видим мы, как могущественнейшие цари Востока выступают в покрывалах и закрытые, думая, что слава их уменьшится от оглашения и обнародования их присутствия? Разве мы не видим, что картины, изображающие божества, постоянно держатся закрытыми покровами величайшей ценности? И когда они открываются, то сначала устраивают большие церковные торжества с различными песнопениями и всякой музыкой, и при открытии великое множество народа, собравшегося сюда, тотчас же бросается на землю, поклоняясь и молясь тем, кого такая картина изображает, о приобретении утраченного здоровья и о вечном спасении, и не иначе, как если бы это божество присутствовало самолично. Этого не случается ни с одной другой наукой или другим человеческим творением, и если ты скажешь, что это заслуга не живописца, а собственная заслуга изображенного предмета, то на это последует ответ, что в таком случае душа людей могла бы получить удовлетворение и они, оставаясь в постели, могли бы не ходить в паломничество местами затруднительными и опасными, как, мы видим, это постоянно делается. Но если все же такие паломничества непрерывно существуют, то кто же побуждает их на это без необходимости? Конечно, ты признаешь, что это делает образ, которого не могут сделать все писания, так как они не сумеют наглядно и в достоинстве изобразить это божество. Поэтому кажется, что само божество любит такую картину и любит того, кто ее любит и почитает, и более охотно принимает поклонения в этом, чем в других обличьях, его изображающих, а потому оказывает милости и дарует спасение, – по мнению тех, кто стекаются в такое место.

Живопись распространяется на поверхности, цвета и фигуры всех предметов, созданных природой, а философия проникает внутрь этих тел, рассматривая в них их собственные свойства. Но она не удовлетворяет той истине, которой достигает живописец, самостоятельно обнимающий первую истину этих тел, так как глаз меньше ошибается, чем разум.

Если ты будешь презирать живопись, единственную подражательницу всем видимым творениям природы, то, наверное, ты будешь презирать тонкое изобретение, которое с философским и тонким размышлением рассматривает все качества форм: моря, местности, деревья, животных, травы и цветы – все то, что окружено тенью и светом. И поистине, живопись – наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой; но, чтобы выразиться правильнее, мы скажем: внучка природы, так как все видимые вещи были порождены природой и от этих вещей родилась живопись. Поэтому мы справедливо будем называть ее внучкой природы и родственницей Бога.

Нет ни одной части в астрологии, которая не была бы делом зрительных линий и перспективы, дочери живописи, так как живописец и есть тот, кто в силу необходимости своего искусства произвел на свет эту перспективу, – и астрология не может разрабатываться без линий. В эти линии заключаются все разнообразные фигуры тел, созданных природой, без них искусство геометрии слепо.

И если геометрия сводит всякую поверхность, окруженную линией, к фигуре квадрата и каждое тело к фигуре куба, а арифметика делает то же самое со своими кубическими и квадратными корнями, то обе эти науки распространяются только на изучение прерывных и непрерывных количеств, но не трудятся над качеством – красотой творений природы и украшением мира.

Глаз на соответствующем расстоянии и в соответствующей среде меньше ошибается в своем служении, чем всякое другое чувство, потому что он видит только по прямым линиям, образующим пирамиду, основанием которой делается объект, и доводит его до глаза, как я это намереваюсь доказать. Ухо же сильно ошибается в местоположении и расстоянии своих объектов, потому что образы их доходят до него не по прямым линиям, как до глаза, а по извилистым и отраженным линиям; и часто случается, что далекое кажется ближе, чем соседнее, в силу того пути, который проходят эти образы; хотя звук эха доносится до этого чувства только по прямой линии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *