что такое традиционная религия

Традиционные религии

Под традиционными религиями мы понимаем те религии, которые, в отличие от мировых, распространившихся во многих странах и культурах, сохранились в своей первоначальной социокультурной среде. Слово «традиционный» не относится к чему-то статичному или неизменному, а скорее обозначает эту локализованную матрицу.

Нет единого мнения о том, какое определение следует использовать при упоминании этих религий. Некоторые (например, язычество, фетишизм) несут в себе отрицательный смысл и, кроме того, на самом деле не описывают содержание этих религий. В наши дни даже такой термин, как анимизм, больше не является общепринятым. В то время как в Африке эти религии обычно называют «африканскими традиционными религиями», в Азии их называют «племенными и народными религиями», в Америке — «туземными и афроамериканскими религиями», а в Океании — «туземными религиями».

что такое традиционная религия. Смотреть фото что такое традиционная религия. Смотреть картинку что такое традиционная религия. Картинка про что такое традиционная религия. Фото что такое традиционная религия

Традиционные религии обычно имеют ясную веру в Единого Бога, в Высшее Существо, которое носит такие имена, как Великий Дух, Творец, великий, могучий дух, Божественный, трансцендентный, тот, кто живет выше, небеса и т. д. Существует также вера в других существ, которые выше человечества, но меньше, чем Высшее Существо. Их можно назвать духами, и некоторые знатоки традиционных религий иногда называют их божествами или богами. Умершие взрослые родственники, то есть предки, также являются объектами веры.

Традиционные религии обычно не претендуют на богооткровенные учения. Они также не сформулированы в теоретических положениях теологического или философского характера. Богатство их содержания и многочисленные ценности чаще всего обнаруживаются в их празднествах, историях и пословицах, и передаются через отношения, обычаи и кодексы поведения. Редко бывает так, что традиционная религия сама по себе восходит к основателю.

Источник

Характеристика религий

Традиционные религии

Традиционными религиями называются религиозные представления, верования и культы, возникающие и соответствующие племенной стадии развития народа. Для всех традиционных религий характерно достаточно простая система вероучения, отсутствие единой организации типа церкви, обширная и красочная система обрядов и ритуалов, которая в глазах верующих является главной содержательной, смысловой частью любой веры или культа. Большая часть ритуалов имеет экзотическую, самобытную форму, непонятную и часто устрашающую религиозную символику: причудливые одеяния и головные уборы, ритуальные маски и изваяния, обряды жертвоприношений и пляски колдунов, впадающих в транс. Все это вызывает большой интерес и привлекает туристов из многих стран мира.

Африканцы, верящие в магию, уверены, что некоторые люди, их речь, движения и мысли и отдельные предметы наделены сверхъестественными возможностями, свойствами. Эти особые, с магическими способностями люди могут воздействовать на других людей. Сила их воздействия на верующих огромна Описание приемов и методов магии составило бы целую книгу. В своей практике маги опираются на наблюдения за живой и неживой природой, а также используют огромный опыт своих предшественников. Культовыми сооружениями являются ритуальные хижины, храмы и святилища. Святилищами могут быть священные столбы из дерева или камня, отдельные деревья, поляны, водоемы или круги из камней. Наиболее распространенными обрядами и ритуалами являются: обрезание, инициация, почитание духа-предка, праздник в честь тотема-прародителя и пр.

Источник

К вопросу о правовом определении понятий «религия» и «традиционная религия»

Пчелинцев Анатолий Васильевич, главный редактор журнала «Религия и право», профессор РГГУ, адвокат, кандидат юридических наук.

Статья посвящена исследованию содержательной характеристики понятий «религия» и «традиционная религия», обоснованности использования данных терминов в российском законодательстве. Особое внимание уделяет автор сравнительному анализу нормативного регулирования данного вопроса в европейских государствах. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в научной деятельности.

Ключевые слова: свобода вероисповедания, религия, традиционная религия, религиозные объединения.

To the issue of legal definition of such concepts as «religion» and «traditional religion»

The article deals with understanding of such concepts as «religion» and «traditional religion». It substantiates the use of these terms in the Russian legislation. Particular attention is given to the comparative analysis of normative regulation of this issue in European countries. The conclusions made in the article may be used in scientific work.

Key words: freedom of religion, religion, traditional religion, religious communities.

В свете сказанного рассмотрим такие проблемные понятия, как «религия» и «традиционная религия».

Сложность состоит в том, что данные термины не содержатся в федеральном законодательстве, в то же время они раскрываются в законах некоторых субъектов Федерации. Неоднократно они применялись и в проектах законов, вносимых в Государственную Думу. Однако законопроекты с подобной терминологией отклонялись как не отвечающие требованиям современной юридической и религиоведческой науки.

Между тем определенность термина «религия» имеет исключительное значение для практики реализации свободы вероисповедания, поскольку производными от этого феномена являются самые разнообразные проявления религиозной жизни, подчас весьма не простые для уяснения, порождающие фундаментальные трудности при попытке классифицировать то или иное мировоззренческое течение как религиозное. Не случайно на практике суды и иные субъекты применения права нередко сталкиваются с вопросом, что следует понимать под религией. Например, в каждой религии существуют свои специфические формы коллективных (групповых) практик, включающих в себя набор мистических обрядов и ритуалов. И если исходить из узкого понимания религии, то неизбежно и узкое понимание признаков религиозного объединения. Это приводит к ограничению религиозных практик и чревато дискриминацией отдельных религиозных объединений, принадлежащих, как правило, к религиозным меньшинствам либо новым религиям. По этой причине современные исследователи по-разному, а порой диаметрально противоположно, объясняют и оценивают деятельность различных объединений граждан, построенных на религиозно-философских, эзотерических, магических и прочих практиках. Не только ученые, но и практические работники, например, не всегда могут прийти к единому мнению о мировоззренческой природе последователей Порфирия Иванова, Космического разума, Звенящих кедров России и других подобных объединений граждан.

Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 3. С. 437.

Тувинская правда. 1995. 23 мая.

Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. 1998. N 21.

Гараджа В.И. Религиоведение. М.: Аспект-пресс, 1995. С. 165.

В качестве утешительного момента следует отметить тот факт, что приведенные в законодательстве Тувы и Бурятии понятия хотя и не совершенны, но все же дают широкое, а не узкое определение религии на основе характеристик конкретной религии. Это не позволяет существенным образом ограничить признаки религиозного объединения и различные проявления религиозной деятельности.

Замечание общего порядка (Общий комментарий) N 22(1993) Комитета по правам человека на ст. 18 МПГПП, 20 июля 1993 г., 48-я сессия, параграф 2. Цит. по: Свобода религии и убеждений. Основные принципы (философия, законодательство, защита свободы совести). М., 2010. С. 315, 389.

Проблемным является и вопрос, связанный с термином «традиционная религия», хотя, как мы видим из цитируемого выше комментария, он иногда применяется в международной практике и практике других государств.

Ни в Конституции Российской Федерации, ни в законодательстве данный термин не определен, хотя и предлагался в проекте преамбулы Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и даже в качестве наименования одного из проектов Федерального закона «О традиционных религиях в Российской Федерации». Однако в дальнейшем законодатель отказался от этого термина. Вместо данного термина в действующем Законе появилась следующая формулировка преамбулы: «Федеральное Собрание Российской Федерации. признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России. принимает настоящий Федеральный закон».

Думается, что законодатель не случайно проявил осторожность, отказавшись от данного термина. Действительно, термину «традиционная религия», нередко используемому в обыденной жизни, непросто дать нормативно четкое и однозначное толкование. Однако используемая в преамбуле Закона конструкция «уважая. религии», на наш взгляд, еще более расплывчата и не определенна. В Законе не должно быть места подобным оценочным суждениям.

Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. С. 396.

То есть в рамках светской модели государственно-конфессиональных отношений, схожей с российской, наблюдается определенная дифференциация религий и религиозных организаций в зависимости от их исторического вклада в становление и развитие нации, культуры, быта и традиций народов. Государство при этом, как правило, занимает позицию благожелательного нейтралитета по отношению ко всем религиям; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Именно по такому пути пошла Республика Тува. В ст. 2 упомянутого Закона «О свободе совести и религиозных организациях» названы три традиционные для данного региона религии: шаманизм, православие и буддизм. Однако почему и по каким критериям законодатель субъекта Федерации выделил именно эти религии, к сожалению, в законе не прописано.

Таким образом, несмотря на всю сложность вопроса, нельзя исключить в будущем возможности использования в федеральном законодательстве термина «традиционные религии» («традиционные религиозные объединения»). Критериями выделения таких религий, по нашему мнению, являются: а) история возникновения религии; б) укорененность религии на конкретной территории и ее вклад в духовное и культурное развитие народа; в) поддержка данной религии значительной частью населения.

С учетом федерального устройства Российской Федерации в различных субъектах Федерации могут выделяться характерные именно для данного региона традиционные религии и религиозные объединения. Сделано это должно быть корректно, без ущемления достоинства представителей религий, не подпадающих под данное определение.

Пока же с учетом наметившейся в нормативной практике тенденции к употреблению терминов «религия» и «традиционная религия» требуется широкая научная дискуссия вокруг данных терминов и понятий. Целью такой дискуссии является наработка теоретического и эмпирического материала для возможных законодательных предложений по правовому определению данных понятий либо отказу от них.

Источник

Верования традиционные

ВЕРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫЕ (первобытные верования, ранние формы религии, родоплеменные культы), характерные для первобытной эпохи представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира. Основные формы традиционных верований: анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков, шаманизм, полидемонизм, нагуализм, магия (ведовство, колдовство), аниматизм, зоолатрия, различные промысловые и аграрные культы.

Анимизм — вера в существование духов и душ как сверхъестественных образов, управляющих всеми явлениями и процессами материального мира (иногда под термином «анимизм» объединяются все первобытные верования). Анимистические образы — это духи умерших предков, души людей, животных и растений, духи природных явлений и стихий (грома, ветра), духи болезней и т. д. Душа, как правило, связывается с каким-либо отдельным существом или предметом. Дух же действует самостоятельно и независимо. Души и духи могут быть зооморфными и фитоморфными, но часто и антропоморфными существами. Они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами. Душа человека воплощена в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание) или в его органах (голова, сердце). Допускается возможность перевоплощения душ. Для анимизма характерно противопоставление видимого и невидимого (потустороннего) миров, живого и мёртвого, но не телесного и бестелесного, одушевлённого и неодушевлённого. Анимизм часто отождествляют с полидемонизмом, для которого характерна вера в многочисленных духов (в отличие от политеизма — веры в существование множества богов), то есть сверхъестественных образов, ещё не приобретших «божественной» специфики. Отличается анимизм и от аниматизма — веры во всеобщую одушевлённость природы и конкретных её явлений, но не персонифицированную.

Фетишизм — поклонение неодушевлённым предметам и явлениям природы, которым приписываются сверхъестественные свойства и которые превращаются вследствие этого в объекты поклонения. Широко распространено представление о фетише как временном вместилище духа, действующего через него. С фетишизмом и анимизмом тесно связан нагуализм — развитая форма культа личных духов-покровителей.

Культ предков — поклонение душам или духам умерших предков (прародителей). Предки рассматриваются как хранители земли и гаранты благосостояния своего рода (семьи, племени), считается, что они постоянно присутствуют среди живых и оказывают воздействие на повседневную жизнь каждого конкретного человека и всего социального коллектива. С дифференциацией общества по социальному признаку происходит и дифференциация предков, при этом на первый план выдвигается культ вождей и старейшин. Различают культы предков семейно-родовой, общеплеменной и общенародный (культ правителей). Культ предков тесно связан с погребальным культом и похоронными обрядами, в нём напластовались представления о личных и семейно-родовых покровителях, душах и духах умерших людей, сакрализация власти, элементы тотемизма и фетишизма. Культ предков широко распространён у народов Тропической Африки, занимает видное место в политеистических религиях древних греков, римлян, индийцев и славян, является важным элементом конфуцианства и синтоизма. На базе культа предков в античных обществах возник культ героев, в христианстве и исламе — культ святых.

Тотемизм основан на представлении о сверхъестественном родстве между определённой социальной общностью (обычно родом) и тотемом — мифическим предком. Тотемами чаще всего служили различные животные и растения, реже — явления природы и неодушевлённые предметы. Тотем считался родственником (отцом, старшим братом) или другом, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Как правило, членам социальной общности, носящей имя тотема, запрещалось его убивать и употреблять в пищу (кроме ритуалов), не разрешалось вступать в брак между собой. Зафиксированы также индивидуальный, половой и другие виды тотемизма. Известны магические обряды размножения тотема, состоявшие в ритуальном поедании его мяса и плясках маскированных танцоров, подражавших тотему, а также вера в возможность постоянного воплощения (инкарнации) тотема в новорождённых членов рода. Зафиксировано представление, что гибель предмета, являющегося символом тотема, может привести к гибели его живого двойника. Лучше всего тотемизм изучен у аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки, у которых он составляет основу традиционного мировоззрения.

Зоолатрия (теротеизм, анимализм, культ животных) — почитание животных, тесно связанное по происхождению с тотемизмом и промысловыми культами.

Общая численность приверженцев племенных верований во всём мире составила в 1996 — 103 млн. человек (менее 2% всего населения). Подавляющее большинство из них живёт в Африке и Азии — соответственно 70 млн. (9% населения) и 30 млн. (около 1% населения). В Америке сторонники традиционных верований насчитывают несколько более 1 млн. человек, в Австралии и Океании — 108 тыс. человек.

В Африке значительные группы приверженцев племенных верований имеются в Нигерии (8,6 млн., или 10% населения страны), Мозамбике (6,3 млн., или 40%), ЮАР (6,2 млн., или 18%), на Мадагаскаре (5,3 млн., или 45%), в Кот-д’Ивуаре (3,8 млн., или 30%), Танзании (3,6 млн., или 13%), Зимбабве (3,2 млн., или 33%), Гане (3 млн., или 20%), Буркина Фасо (3 млн., или 33%), Эфиопии (2,7 млн., или 6%), Бенине (2,6 млн., или 55%), Кении (2,5 млн., или 10%), Судане (2,5 млн., или 10%), Сьерра-Леоне (2 млн., или 48%), Замбии (1,9 млн., или 23%), Анголе (1,4 млн., или 14%), Камеруне (1,3 млн., или 12%), Либерии (1,3 млн., или 49%), Того (1,2 млн., или 36%), Уганде (1,1 млн., или 6%), Чаде (1,1 млн., или 19%), Мали (1 млн., или 11%), Демократической Республике Конго (около 1 млн., или 3%), Гвинее (0,9 млн., или 12%), Руанде (0,7 млн., или 10%), Нигере (0,6 млн., или 9%), Ботсване (0,5 млн., или 37%), Гвинее-Бисау (0,5 млн., или 48%), Бурунди (0,4 млн., или 7%), Центральноафриканской Республике (0,4 млн., или 12%), Малави (0,4 млн., или 4%), Сенегале (0,3 млн., или 4%), Республике Конго (0,2 млн., или 10%), Свазиленде (0,1 млн., или 18%), Лесото (0,1 млн., или 6%).

В Азии — в Китае и Индии — абсолютная численность приверженцев традиционных верований велика, однако доля их в общем населении невысока (соответственно 27 млн., или 2,4%, и 12 млн., или 1,5%). В Китае это представители некоторых национальных меньшинств, в Индии — часть верующих среди так называемых зарегистрированных племён. Заметные группы образуют сторонники племенных верований также во Вьетнаме (2 млн., или 3% населения), Индонезии (1,8 млн., или 1%), Лаосе (1,3 млн., или 33%), Мьянме (0,5 млн., или 1,1%), на Филиппинах (0,4 млн., или 0,7%), в Малайзии (0,4 млн., или 2,4%), Камбодже (0,2 млн., или 2,7%).

Из американских стран только Боливия имеет в своём населении сравнительно высокую долю приверженцев племенных верований (1,1 млн., или 15% населения). Заметные группы сторонников традиционных верований есть также в Перу (0,2 млн., или 1% населения), Чили (0,2 млн., или 1,4%) и Колумбии (0,2 млн., или 0,5%). Во всех странах Америки традиционные культы распространены в подавляющем большинстве случаев среди индейцев.

Источник

Понятие «традиционные религии» как главное препятствие делу православной миссии

До недавнего времени проповедь Христа воспринималась как то, что должно быть принесено представителям всех других религий. Но, начиная с середины XX века, появилось представление о том, что существуют как бы два вида вероучений – традиционные и новые религиозные движения (секты). Первые стали считать «хорошими», а вторые – «плохими». Причем стали утверждать, что причиной высокой оценки «традиционных конфессий» является их древность, служащая будто бы гарантией их гуманности и высокой нравственности. Вопреки всем наблюдаемым фактам нам пытаются внушить, будто все традиционные религии учат только хорошему и в них не содержится никаких оснований для совершения преступлений. Все это особенно выражается в популярном, но совершенно неверном афоризме: «у преступности нет религии». После террористических трагедий в России, Америке, Индии, Филиппинах, Индонезии, Югославии и в других местах даже для самых оголтелых популяризаторов тезиса о «терроризме вне религии» становится ясным абсурдность этой идеи, которая была очевидной всегда для любого непристрастного человека. Ведь религия – это не просто безобидные разговоры о чем-то «высоком и духовным», а реальная практика общения с некоторыми духовными сущностями, и потому говорить о том, что в данном вероучении есть что-то хорошее, а плохое можно отбросить при помощи решения каких-то официальных лиц – вещь совершенно абсурдная. Проблема как раз и заключается в том, с какими существами общается человек: если это Бог Творец Вселенной, тогда от Него стоит ожидать только блага, если же речь идет о тех духах, которые по евангельскому слову служат человекоубийце от начала ( Ин. 8, 44 ), тогда какие бы красивые речи не говорили руководители данной религии, адепты ее неизбежно будут убивать других и губить себя. Ведь никто из людей не властен над тем, кому он поклоняется. И никакие разговоры о «религиозной терпимости и взаимном уважении» здесь не помогут, ибо бесы реально желают погубить человечество, и решения муфтиев или раввинов ничем на их решимость не повлияют. Тем паче, что у тех, кто служит отцу лжи понятие о правде и честности вполне утилитарно. Например, в Коране содержится ряд взаимоисключающих утверждений, касающихся иноверцев, которые применяются в зависимости от политической обстановки. Так что всякие переговоры о мире между религиями являются заведомым блефом, ибо каждый христианин и тем более миссионер помнит, что наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 12 ), которым согласно Писанию и служат все те, кто не чтит Сына, и Отца, Пославшего Его ( Ин. 5, 23 ) в единстве Святого Духа. С такими людьми у нас нет ничего общего в согласии с апостолом Павлом ( 2Кор. 6, 14–16 ), и мы должны сражаться с сатаной за их души, а не надеяться, что какими-то политкорректными переговорами мы сможем «умиротворить их».

Первое, что можно сказать по поводу этих способов миссии, – это их крайняя неэффективность. Причиной тому является как отсутствие мотивов к принятию той веры, которая считается уже и так нашей так сказать «по праву рождения». Мне неоднократно приходилось сталкиваться с людьми, называющими себя «православными атеистами». Причем само слово «православие» является для них просто другим называнием патриотизма.

Существует также примеры неоязыческих групп (например «на пути к Богодержавию»), которые называют себя православными, отвергая веру во Христа Спасителя, или совершая радикальную ревизию Откровения (некоторые из них отвергают Ветхий Завет, утверждая, что он – «откровение сатаны»). Даже в том случае, если обращенный такой проповедью человек не будет формально отступать от православного вероучения (что на практике встречается куда реже, чем считается, ибо в сознании подобных верующих часто уживаются элементы христианства с самым махровым язычеством – например астрологией, кармой и т. п.), то сама вера его чаще всего проявляет себя в виде политических акций, которым приписывается спасительное значение. Фактически христианство для сторонников данной идеологии остается лишь фасадом для строительства национального здания, и из него выхолащивается всякое воспоминание о том, что наше Отечество не на земле, а на Небе. Если и появляются в сознании такого новообращенного эсхатологические мысли, то они вызывают у него только панические настроения (ярчайший пример этого – истерия за право жить без ИНН). И это не удивительно. Ведь все его помыслы связаны с земным отечеством, а не с небесным. Конец же света у него ассоциируется не с Грядущим Господом, а с антихристом, которого тот безумно боится.

Патриотизм может быть оправдан и полезен государству лишь в той степени, в какой он защищает интересы Православной Церкви в этом государстве. Например, современные российские идеологи ислама Гейдар Джемаль и Али В. Полосин выставляют себя государственниками и горячими патриотами, противниками втягивания России в западно-атлантический альянс, борцами с американизацией российской жизни. И в их патриотизме и государственничестве сомневаться не приходится. Но условием такой независимости России от Запада Джемаль и Полосин выдвигают обращение русского народа в ислам. По пути ли нам с такими патриотами?

Второй довод против данного способа миссии: она совершенно не способна к исполнению повеления Господа о проповеди Евангелия другим народам. Сторонники такого подхода к проповеди в лучшем случае говорят, что приняв православное христианство другие народы должны стать русскими, а потому они считают представителей других православных народов (особенно греков) не вполне православными за то, что те не всегда поддерживают национальные интересы России. Думаю, что нет необходимости доказывать, что подобный подход приводит к фактическому отвержению кафоличности Церкви. Еще в 1872 году Церковь на Большом Константинопольском Соборе осудила такой подход к христианству как ересь филетизма.

Некоторые принимают концепцию «традиционных религий», боясь упрека в гордости. На самом деле боятся тут нечего. Мы, действительно, знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле ( 1Ин. 5, 19 ). С гордостью обычно сопряжено ощущение собственных заслуг, а их-то как раз и нет, ибо мы не сами создали себе веру, но лишь передаем то, что получили от Бога. Православные не должны стесняться и бояться чего-либо в сем мире, нам не нужны никакие союзники, кроме Святой Троицы. И только имея Такого Покровителя мы победим всех врагов наших (как традиционных, так и новых) так, что из врагов они сделаются нашими братьями. И да поможет нам в этом Бог!

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Октябрь. М., 1904. С. 315.

Здесь стоит заметить, что сам традиционализм своими корнями тесно связан как с сатанизмом Кроули, так и исламским фундаментализмом. Вспомним только, что гуру традиционализма бывший католик Рене Генон принял суфийский ислам, а его адепты в России, такие как Гейдар Джемаль являются фактически пропагандистами ваххабистского ислама.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *