что такое тождественность доверенности у нотариуса и зачем она нужна
Тождественность электронного документа Нотариальное удостоверение равнозначности документа
Зачастую находясь вдалеке от дома, либо в разных городах с человеком, чьи интересы необходимо представлять, возникает необходимость срочного предоставления документа, например, при оформлении наследства.
Что можно и нужно сделать вашему доверителю, либо заинтересованному лицу чтобы у вас на руках была доверенность, или необходимый документ имеющий юридическую силу и оформленный надлежащим образом?
Необходимо обратиться к нотариусу по месту своего нахождения. Нотариус составит и удостоверит необходимый документ (будь то доверенность, заявление, согласие и др.); удостоверит равнозначность бумажного документа электронному; вышлет этот документ заинтересованному лицу или необходимому нотариусу (на адрес его электронной почты), что в настоящее время широко практикуется нотариусами.
В современных условиях ускоряющегося темпа жизни эта услуга становится все более популярной, ведь она является отличным способом быстрого обмена документами на расстоянии без риска их порчи или утраты, без временных и денежных затрат на их пересылку.
Оформление электронного документа осуществляется в течение 1-го дня, оплата производится по тарифу, утвержденному в регионе совершения нотариального действия с направлением в одну сторону.
Благодаря внесенным в 2014 году изменениям в законодательство о нотариате, Российский нотариат стал еще ближе к современным * технологиям.
С 2015 года нотариусы Российской Федерации могут удостоверять равнозначность электронного документа бумажному документу, создавая электронный документ на основе представленного клиентом бумажного документа посредством квалифицированной электронной подписи нотариуса.
Были введены новые нотариальные действия:
1) удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе;
2) удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе, электронному документу.
Теперь, говоря простым языком, можно превратить документ в бумажном виде в электронный и наоборот. При этом юридическая сила документа полностью сохраняется.
Нотариальное действие по удостоверению равнозначности электронного и бумажного документа призвано решить проблему обмена бумажными документами на расстоянии.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ: удостоверение равнозначности электронного и бумажного документа, в отношении сделок, заключенных в простой письменной форме, и документов, удостоверяющих личность.
Преимущества электронного документа: использование без рисков, связанных с использованием бумажного документа, таких, как утрата;
документ может предъявляться в государственные органы и при этом иметь юридическую силу своего бумажного аналога;
можно пересылать в электронном виде нотариусу для совершения необходимых нотариальных действий.
Для удостоверения равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе:
Документ, удостоверяющий личность заявителя Документ на бумажном носителе
Для удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу
Документ, удостоверяющий личность заявителя
Электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью
Нотариус Абазинского нотариального округа Джантемирова Галина Мухамедовна
Все права защищены. 2014. Все авторские права защищены. При перепечатке с сайта ссылка на нотариальную палату КЧР обязательна.
Удостоверение равнозначности электронных и бумажных документов
В настоящее время развитие цифровых технологий и высокие скорости в любой сфере деятельности вышли на новый уровень, все больше в повседневной жизни используются, в том числе, электронные документы, а документы на бумажном носителе постепенно уходят в прошлое. Это в том числе связано с удобством использования электронных документов. Использование цифровых технологий в нотариальной деятельности позволило значительно упростить жизнь гражданам, у которых появилась срочная необходимость передать в ту или иную точку Российской Федерации доверенность, согласие, другие виды документов. Удостоверение равнозначности электронных и бумажных документов регулируется статьями 103.8 и 103.9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Нотариальное действие по удостоверению равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе, т.е. создание электронных документов на основании представленных бумажных документов заключается в следующем: заявитель предоставляет нотариусу документ на бумажном носителе, нотариус удостоверяется в подлинности представленного бумажного документа, сканирует документ в соответствии с требованиями к формату электронного документа, установленными Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой, и подписывает документ квалифицированной электронной подписью нотариуса. Изготовленный таким образом нотариусом электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, равнозначность которому удостоверена нотариусом. Полученный файл можно использовать непосредственно в электронном виде, либо при необходимости получатель электронного документа, в любой точке Российской Федерации вправе обратиться к любому нотариусу любого субъекта Российской Федерации для создания документа на бумажном носителе на основании представленного электронного документа.
Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу означает подтверждение тождественности содержания представленного нотариусу электронного документа содержанию изготовленного нотариусом документа на бумажном носителе. Для совершения такого рода нотариального действия заявителю необходимо предоставить нотариусу электронный документ, который должен быть подписан квалифицированной электронной подписью, нотариус проверит действительность квалифицированной электронной подписи лица, подписавшего электронный документ и изготовит документ на бумажном носителе, который будет иметь ту же юридическую силу, что и электронный документ.
Самые распространенные случаи, когда необходима подобная экстренная передача юридически значимого документа, связаны с выездом ребенка за границу с одним из родителей, с оформлением сделки купли-продажи недвижимости, оформлением согласия супругов на распоряжение имуществом, нажитым в период брака, а также в деятельности юридических лиц. Стоит отметить: не допускается удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе в отношении сделок, заключенных в простой письменной форме, а также документов, удостоверяющих личность.
Список документов, необходимых для удостоверения электронных и бумажных документов
Заявитель – физическое лицо гражданин РФ/ИП:
Заявитель – российское юридическое лицо:
Заявитель – представитель, действующий на основании доверенности:
Заявитель – иностранное юридическое лицо:
Тарифы
Название нотариального действия
Тариф
Плата за услуги правового и технического характера
Примечание
Удостоверение равнозначности документа
50 руб. за каждую страницу документа
УПТХ взимается за каждую страницу документа на бумажном носителе
Запишитесь на приём
Оставьте Ваши данные в форму предварительной записи и дождитесь ответа сотрудника нотариальной конторы
Заявка отправлена!
Дождитесь ответа сотрудника нотариальной конторы
Семь принципиальных вопросов о доверенностях при сделках с недвижимостью
Передаваемые полномочия нужно излагать в доверенности полно, ясно, однозначно и в строгом соответствии с законом. Так, доверенность не может быть выдана на совершение сделки или иного действия личностного характера (например, на составление завещания). По доверенности также нельзя совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. То есть, к примеру, поверенный не может сам купить у доверителя квартиру по деверенности от него же.
Короткий список полномочий, ограниченный, к примеру, регистрацией права собственности и получением готовых документов в МФЦ, также поможет предотвратить такую «самодеятельность» поверенного лица, как дарение чужой квартиры через договор в простой письменной форме или собственноручное определение цены договора. Настоятельно не рекомендуем включать в перечень полномочий поверенного и право передоверия. Если что-то пойдет не так, то «концов» при таких обстоятельствах найти будет практически нереально.
Относительно «безопасный» список полномочий на сбор документов для предстоящей сделки купли-продажи недвижимости может включать следующие пункты:
— представительство в различных государственных органах и организациях (БТИ, ДЕЗ, ЕИРЦ, Центр государственных услуг «Мои документы», ЗАГС, ФНС и прочие компетентные органы);
— получение всех необходимых документов, справок, выписок, дубликатов в указанных органах;
— подпись за доверителя заявлений;
— подача и регистрация документов.
Если доверенное лицо выполнило все возложенные на него обязанности, а срок действия документа еще не истек, лучше сразу отменить документ у нотариуса. Неотмененная вовремя доверенность может стать опасным инструментом в руках недобросовестных посредников.
Доверенность в нотариальной форме отменяется только через обращение к нотариусу. Он удостоверит распоряжение об отмене документа и внесет сведения в соответствующий реестр Единой информационной системы нотариата. Уже на следующий день доверенность будет числиться в перечне отмененных в специальном разделе портала Федеральной нотариальной палаты. Этот факт означает, что все заинтересованные лица автоматически оповещены о прекращении действия доверенности.
Доверенность, составленную в простой письменной форме, при желании также можно отменить в любой нотариальной конторе страны.
В законе не прописаны какие-либо требования к сроку, на который необходимо выдавать доверенность в том или ином случае. Однако доверенность не может быть выдана бессрочно. Если доверитель не указал точный период действия документа, будет считаться, что доверенность действует 1 год с момента выдачи.
Когда дело касается купли-продажи недвижимости, не стоит оформлять долгосрочные доверенности на год или более. Решение всех формальностей, как бы то ни было, не займет дольше нескольких месяцев.
Доверенность, касающаяся распоряжения недвижимостью и регистрации права собственности, подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Также к нотариусу нужно будет заглянуть для оформления доверенности на совершение сделки, требующей по закону нотариальной формы, и в ряде других ситуаций, прописанных в Гражданском кодексе.
Нотариус проследит, чтобы документ соответствовал всем требованиям законодательства и в нем была отражена следующая информация: место и дата его оформления; срок действия; данные о доверителе и поверенном (Ф.И.О., гражданство, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность). Также он убедится в добровольности и осознанности действий доверителя, разъяснит суть и последствия выдачи доверенности.
Учтите, что, указав в доверенности право на заключение от своего имени любых сделок с вашим имуществом и последующую регистрацию перехода права собственности, вы по факту лишаете себя возможности строго контролировать, как именно распорядятся вашей недвижимостью (продадут или, может быть, отдадут даром), в какую сумму оценят, а какую в итоге получат на руки от покупателя и так далее.
Потеряет свою юридическую силу доверенность только после окончания «срока годности», указанного доверителем, либо вследствие досрочной отмены документа, а также в ряде других обстоятельств, указанных в законе (например, из-за смерти доверителя или признания его недееспособным).
2. Реестр доверенностей
⇒ Перейти на сайт реестра: www.reestr-dover.ru
Сведения о доверенностях содержатся в реестре нотариальных действий, который в силу статьи 34.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы законодательства о нотариате) является частью Единой информационной системы нотариата (далее также — ЕИС).
В соответствии со статьей 34.3 Основ законодательства о нотариате нотариусы обязаны вносить сведения о совершении нотариальных действий (в том числе с 1 июля 2014 года об удостоверении доверенностей) при их регистрации в реестре нотариальных действий ЕИС.
Федеральная нотариальная палата согласно статье 34.4 Основ законодательства о нотариате обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к сведениям о доверенностях, а именно к сведениям о:
— дате удостоверения доверенности,
— регистрационном номере доверенности в реестре нотариальных действий ЕИС,
— дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр в случае, если доверенность отменена.
В соответствии с данным Порядком сведения о совершенном нотариальном действии после совершения нотариального действия вносятся нотариусом незамедлительно в реестр нотариальных действий ЕИС.
Сведения, вносимые в реестр нотариальных действий ЕИС, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса (или иного лица, уполномоченного на внесение таких сведений в соответствии с Порядком ведения реестров ЕИС).
В Единую информационную систему нотариата в силу статей 37 и 38 Основ подлежит передаче информация о доверенностях, удостоверенных и отмененных руководителями и должностными лицами органов местного самоуправления, а также должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.
Сведения об удостоверении или отмене доверенности, совершенных главой местной администрации или специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления, вносятся в реестр нотариальных действий ЕИС уполномоченным на то работником (работниками) нотариальных палат субъектов Российской Федерации в течение двух рабочих дней со дня их поступления и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью такого работника.
Сведения предоставляются в нотариальные палаты субъектов Российской Федерации главами местных администраций и органами, в которых работают специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью такого лица.
Нотариальной палатой субъекта Российской Федерации автоматизированным способом с использованием средств ЕИС осуществляется форматно-логический контроль сведений об удостоверении или отмене доверенности главой местной администрации или специально уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, а также проверка соответствия электронной подписи уполномоченного лица органа местного самоуправления требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования электронных подписей.
В случае, когда представленные сведения прошли указанный форматно-логический контроль и были зарегистрированы в реестре нотариальных действий ЕИС, автоматически с использованием средств ЕИС на адрес электронной почты органа местного самоуправления направляется извещение о внесении сведений в реестр нотариальных действий ЕИС, содержащее сведения о номере, дате и времени регистрации нотариального действия в реестре нотариальных действий ЕИС.
В случае, когда представленные сведения не прошли форматно-логический контроль, ЕИС выдает уведомление об отказе внесения сведений в реестр нотариальных действий ЕИС с указанием причины отказа.
Сведения об удостоверении или отмене доверенности, совершенные должностным лицом консульского учреждения, вносятся в реестр нотариальных действий ЕИС уполномоченным работником Федеральной нотариальной палаты в течение двух рабочих дней со дня их поступления и подписываются его усиленной квалифицированной электронной подписью.
Сведения предоставляются в Федеральную нотариальную палату консульским учреждением Российской Федерации, в котором работает указанное должностное лицо, через Министерство иностранных дел Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия.
Федеральная нотариальная палата автоматизированным способом с использованием средств ЕИС осуществляет форматно-логический контроль сведений об удостоверении или отмене доверенности, представленных Министерством иностранных дел Российской Федерации, а также проверку соответствия электронной подписи Министерства иностранных дел Российской Федерации требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования электронных подписей.
Представленные Министерством иностранных дел Российской Федерации сведения регистрируются в реестре нотариальных действий ЕИС в случае, если они прошли указанный форматно-логический контроль.
Извещение о регистрации сведений, представленных Министерством иностранных дел Российской Федерации, или уведомление об отказе внести такие сведения в реестр нотариальных действий ЕИС направляется в Министерство иностранных дел Российской Федерации автоматически с использованием средств ЕИС.
Извещение о регистрации сведений, представленных Министерством иностранных дел Российской Федерации, содержит следующие сведения: номер, дата и время регистрации нотариального действия в реестре нотариальных действий ЕИС.
В уведомлении об отказе внести сведения, представленные Министерством иностранных дел Российской Федерации, в реестр нотариальных действий ЕИС указывается причина отказа.
Сведения об удостоверении или отмене доверенности, представляемые главой местной администрации, специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления, должностным лицом консульского учреждения в нотариальную палату субъекта Российской Федерации и Федеральную нотариальную палату (соответственно) перечислены в приложении № 2 к Порядку.
В случае необходимости внесения изменений в ранее представленные сведения в связи с допущенной ошибкой уполномоченное должностное лицо местного самоуправления направляет в нотариальную палату субъекта Российской Федерации, а должностное лицо консульского учреждения через Министерство иностранных дел Российской Федерации — в Федеральную нотариальную палату сообщение об изменении ранее направленных сведений с обязательным указанием нотариального действия, даты его совершения, номера регистрации в реестре для регистрации нотариальных действий, данных о совершившем его лице. К такому сообщению прилагаются измененные сведения о совершенном нотариальном действии.
При получении сообщения об изменении ранее направленных сведений уполномоченный работник нотариальной палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной нотариальной палаты обязан до внесения сведений в реестр нотариальных действий ЕИС убедиться в том, что изменения касаются именно того нотариального действия, которое указано в сообщении.
Внесение изменений в сведения, внесенные в реестр нотариальных действий ЕИС, осуществляется в том же порядке, в котором вносились сведения о нотариальном действии, зарегистрированном в реестре для регистрации нотариальных действий, при этом запись реестра нотариальных действий ЕИС, содержащая изменяемые сведения, хранится в реестре нотариальных действий наряду с измененной записью о зарегистрированном нотариальном действии.
Перед внесением в реестр нотариальных действий ЕИС сведений об удостоверении и отмене доверенности к этим сведениям присоединяется файл, содержащий электронный образ нотариально оформленного документа.
Получить информацию о зарегистрированных в реестре доверенностях можно в круглосуточном режиме на сайте Федеральной нотариальной палаты по адресу по адресу: http://reestr-dover.ru
высокотехнологичная автоматизированная информационная система, обеспечивающая деятельность нотариусов РФ. Позволяет нотариусам использовать все преимущества электронного документооборота, получать актуальные данные, оперативно проверять необходимые сведения, формировать базы данных, доступные онлайн гражданам, бизнесу и государственным органам. письменное полномочие, предоставляемое одним лицом другому лицу, на совершение сделки с третьим лицом
Доверенность на продажу квартиры: как оформить и какую
Доверенность — письменное поручение, согласно которому один человек передает другому право представлять свои интересы в определенных сделках. Полномочия человека, которому вы доверили свои права, могут быть ограничены временем действия и сферой применения. При покупке и продаже недвижимости многие действия — от подбора необходимых документов до заключения самой сделки и распоряжения деньгами — можно делегировать другим лицам. Это необходимо, если один из участников сделки не может физически на ней присутствовать или принимать участие в ее подготовке, например, находясь в другом городе или стране.
Представлять интересы покупателя или продавца недвижимости может любой дееспособный гражданин, не только родственник, но и знакомый или риелтор. Единственное исключение — второй участник сделки. Один человек не может и покупать и продавать объект.
Какие бывают доверенности на продажу квартиры
Есть несколько типов таких документов:
Если нужно делегировать кому-то сделку по приобретению или продаже жилья, то подойдет только доверенность, заверенная у нотариуса.
Как и где оформить доверенность
Для оформления документа придется посетить офис нотариуса. При процедуре лично обязан присутствовать только доверитель — нотариус удостоверится, что гражданин в здравом уме и по собственной воле делегирует свои права, после чего оба подпишут доверенность. Если доверитель не в состоянии посетить нотариуса лично, то специалиста можно вызвать домой. Нотариуса можно выбрать из реестра вашего города, при этом не важно, в каком районе или округе города он работает. Если вам порекомендовали нотариуса, вы можете проверить его статус в реестре палаты своего города.
Во время оформления нотариусу нужно предъявить паспорта обеих сторон. Если доверенное лицо не может присутствовать, достаточно копии его удостоверения личности. Бывают случаи, когда могут потребоваться дополнительные документы — например, если доверителем является гражданин, не достигший совершеннолетия. Кроме его свидетельства о рождении, потребуются и документы его представителя. Аналогичные требования и в случае, если объект принадлежит лицу, признанному недееспособным. При продаже совместно нажитого имущества обязательно предоставить письменное согласие на продажу от супруга.
Текст доверенности составляет сам нотариус, учитывая собственника и доверенного лица.
Что должно быть указано в доверенности на продажу квартиры:
В документе должны быть проставлены подписи доверителя и нотариуса. Доверенность заверяется печатью.
Также в тексте должно быть указано, какие конкретно права делегирует гражданин. Это может быть право представлять интересы при продаже или приобретении недвижимости, подписывать документы, собирать и запрашивать необходимые для сделки бумаги, провести государственную регистрацию объекта, получить задаток или полную сумму за жилье. Отдельно стоит указать, включает ли документ право передоверия. То есть может ли человек, которому доверены какие-то права, передать их другому человеку и кому.
Если известна сумма сделки, то ее также можно указать в документе, как и вознаграждение доверенному лицу за оказанные услуги.
Сроки действия
На текущий момент нет никакого ограничения, сколько может действовать доверенность. Если в документе не указывается конкретная дата или срок, то по умолчанию закон ограничивает действие одним годом.
Исключение составляют доверенности, которые включают сделки с недвижимостью за рубежом. Там ограничений вообще нет, и если никакая дата не указана, то документ будет действовать до его аннулирования.
При этом доверенность, на которой не указана дата составления, будет признана недействительной, сделки по ней совершать невозможно.
Можно ли отменить доверенность
Доверитель имеет право прекратить действие доверенности в любой момент, даже если у нее есть сроки. Для этого достаточно обратиться к любому нотариусу города, входящему в палату, написать заявление об отзыве и оплатить стоимость услуг специалиста.
Нотариус внесет изменения в единый электронный реестр доверенностей Федеральной нотариальной палаты. Уведомление уполномоченного о прекращении действия доверенности происходит автоматически в течение суток после внесения изменений в реестр. Никаких дополнительных действий от доверителя не потребуется. Однако рекомендуется все же сообщить третьим лицам, участвующим в сделке, об отзыве доверенности.
Следует отметить, что электронный реестр доверенностей — открытый веб-ресурс, которым может воспользоваться любой гражданин с целью установления сведений о доверенности. Там можно узнать, действительна ли доверенность и какой у нее срок действия.
Когда доверенность считается недействительной
Документ может потерять силу не только, когда собственник сам его отозвал или когда истек срок действия. Сделки и операции по доверенности будут невозможны в следующих случаях:
Сколько стоит оформить доверенность
Стоимость нотариальных услуг регулируется палатой города. Общая сумма будет складываться из госпошлины и оплаты дополнительных услуг самого нотариуса, например консультации и составления особого текста документа. Также общая стоимость доверенности может зависеть от количества представителей в документе.
Нотариальная доверенность на продажу квартиры в Москве обойдется в среднем не более чем в 2 тыс. руб., из которых 1,4 тыс. руб. составляет пошлина. Базовые тарифы можно посмотреть на официальных сайтах нотариальных палат города.
Отзыв доверенности — также платная услуга. Ее стоимость в Москве составляет 500 руб.