что такое той у казахов
Казахский той в лучших традициях
Прихода лета ждут все, но казахи по-особенному, ведь именно летом открывается сезон свадеб. Вообще-то этот сезон у нашего народа никогда не закрывается, но летом он как будто бы достигает своего апогея. В эту горячую пору казахи каждую субботу, а то и пятницу идут на очередной той своих родственников, друзей, коллег, реже сами женят или женятся. Порой им приходится выбирать между несколькими приглашениями или совершать марафоны по ресторанам, поздравляя новобрачных по очереди, дабы не обидеть виновников торжества.
Именно из-за обилия свадеб в этот период бронировать рестораны приходится за полгода (а то и за год) вперед, иначе не будете же вы женить сына у черта на куличках и непонятно где – гости не поймут. Но как говорят казахи: «Тойдың болғанынан, боладысы қызық», – что в переводе означает: «подготовка к торжеству интересней, чем само торжество».
Так и есть, перед самой свадьбой нужно совершить несколько очень важных обрядов, без которых той не может произойти. Я не буду перечислять все, так как большинство из них уже забыты или не соблюдаются. И чаще всего не потому, что нам наплевать на свои традиции, а потому, что так практичней и экономней. Если вы хотя бы один раз были на казахской свадьбе, то могли заметить сколько бывает затрат у родителей жениха и невесты, а это только свадебные расходы.
Хотя наши предки задолго до свадьбы наносили друг другу по несколько важных визитов, обязательным атрибутом таких встреч были многочисленные подарки, а подогревалось все песнями, плясками и играми. Чтобы не быть голословной, перечислю несколько традиций, связанных с женитьбой/замужеством, и подробней остановлюсь на тех, которые до сих пор не утратили ценности.
Қыз айттыру – родители жениха высматривали будущую невесту раньше, чем сын достигал совершеннолетия, если дети были маленькими или еще не родились, то семьи договаривались в будущем стать сватами. Это значило, что они хорошо знают друг друга или давно дружат. Назывался такой договор – «атастыру». Если договор заключался до рождения детей, то будущие сваты назывались «бел құда», если сватали с колыбели – «бесік құда». Иногда человек, женивший сына на дочери свата, сам выдавал дочь за сына своего свата, в таком случае их называли «қарсы құда» – «взаимный сват».
Қамшы қайтару – отец, выбирающий невесту для сына, оповещал аксакалов аула и родственников о планах, а они в свою очередь рассказывали, где и у кого есть девушка на выданье. Отец вместе с уважаемыми людьми прибывал к родителям девушки, а после трапезы вывешивал камчу на кереге (деревянную решетку, образующую круглые стены юрты) и только после этого уезжал. Отец девушки после знакомства с гостями, поняв намек, должен был дать соответствующий ответ. Если девушка помолвлена ранее или родители не желали выдавать дочь, то он возвращал камчу хозяину.
Қыз алып қашу – по традиции молодым людям подбирали пару родители, но некоторые джигиты вопреки родительской воле крали своих возлюбленных. Кража невесты обычно заканчивалась распрями, так как в то время практически не было «свободных» девушек: их засватывали ранее. Так Қалқаман выкрал Мамыр и женился на ней (поэма «Қалқаман-Мамыр»), так и Кебек воссоединился с любимой Еңлік (поэма «Еңлік-Кебек»), но эти истории имеют несчастливый конец. Тем не менее, справедливо было бы отметить, что «қыз алып қашу» было обоюдным решением молодых.
Сегодня эта традиция не забыта нашим народом, правда поводом возвращаться к истокам чаще служит «интересное» положение невесты или отсутствие финансовых возможностей у родителей девушки. Ведь ее нужно будет как полагается проводить и устроить очередной той («қыз ұзату» – о нем позже). Обычно девушки, перед тем как сбежать из дома, оставляют письмо, в котором пишут, что сбегают с женихом по собственному желанию и оставляют адрес будущих родственников, чтобы «қуғыншылар» (в лице ее родных и близких) примчались за ней в след – тоже такая вот традиция.
К сожалению, в нашей блогосфере очень часто приходится видеть различные дискуссии(будем их так называть) и комментарии о том, что мол, это дикий обычай нецивилизованного народа. Таким товарищам хочется сказать одно: глупо путать самобытные традиции с уголовно наказуемыми деяниями.
Что касается этих самых деяний, то свои «подвиги» герои оправдывают приверженностью к национальным обычаям. А жертвы таких вот «хранителей традиций» часто смиряются со своей участью из-за того, что если похищенная вернется домой, то будет опозорена и проклята, ну и после всей этой «байги» вряд ли кто-нибудь еще захочет взять ее в жены. Как ни прискорбно, многие девушки именно по этой причине остаются и выходят замуж за нелюбимого или даже незнакомого человека. К счастью, и времена, и нравы теперь другие…
Құда түсу – сватовство. Незабытая, обязательная традиция казахского народа. Отец юноши с близкими родственниками едут сватать девушку. Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, приглашает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают, а после всех договоренностей обе стороны преподносят друг другу презенты, полагающиеся по традиции: құда аттанар, құда тарту, ат байлар, құйрық-бауыр и т.д.
Ну, а сегодня во время сватовства родители жениха и невесты знакомятся, назначают день свадьбы, и обмениваются-таки подарками. К счастью, современные казахи стали практичнее, и в сватовство теперь входят еще несколько ритуалов, один из них – сырға салу – своеобразное «окольцовывание» невесты. Мать жениха надевает серьги на будущую невестку и тем самым закрепляет ее новый статус. Ко всему прочему, сторона жениха одаривает близких родстенников невесты золотом: обычно это кольца, серьги, броши, колье, часы.
В зависимости от зажиточности семьи, подарки могут быть самыми разнообразными, для будущих родственников казахи не скупятся на них, тем самым стараясь показать свое финансовое положение и успокоить родителей невесты, что их дочь завтра будет жить в достатке. Жаль, что зачастую это превращается в какую-то ярмарку тщеславия – сваты откровенно начинают мериться … кошельками и связями. Чтобы достойно предстать перед будущей родней многие залезают в долги, берут кредиты, а ведь всего навсего-то и надо было – отдать дань уважения традициям предков. Видно символизм у нас не в чести.
Еще один вид раздачи подарков – это қоржын или қалта. Қоржын – это квадратная сумка, расшитая орнаментом. В нее кладут сладости, спиртное, фрукты, украшения. Заглянув в современный қоржын, можно найти спиртное, начиная от Nemiroff и заканчивая Jack Daniels, элитный шоколад и брендовую косметику. Презенты из қоржына раздают участникам торжества.
Бата аяқ – окончательный договор между сватами. Получив согласие стать сватом, отец жениха ехал в аул девушки и окончательно обговаривал дату свадьбы, количество калыма, кәде-жора (подарок). Эта часть сватовства называлась «бата аяқ», а в некоторых местах «сырға тағар» или «баталасу».
Қалың мал – калым. После официальной части сватовства, по обычаю, сторона жениха должна была уплатить «қалың мал», который выплачивался в основном скотом. Его размеры зависели от достатка и состояния сватающихся.
В казахской художественной литературе очень подробно написано об этом обычае, а точнее о том, какую роль играл в браке калым. Например, романы «Қалың мал» Спандияра Көбеева, «Қамар сұлу» Сұлтанмахмұта Торайғырова или «Бақытсыз Жамал» Міржақыпа Дулатова. А вспомните красивую песню Ақана Сері «Балқадиша»?
Иными словами, во всех этих произведениях рассказывается о несчастных девушках, которых выдали по расчету. С другой стороны, еще Оскар Уайльд писал: «Помолвка для молодой девушки должна быть сюрпризом, а приятным или неприятным – это уже как получится», ну или те же романы Джейн Остин, в которых родители спят и видят, как бы выгодней выдать дочерей. А по сему, стоит ли осуждать наших предков, времена были другие.
Киіт – перед отъездом сватов отец девушки наделял их по традиции «киітами» – подарками. Самый ценный «киіт» получал отец жениха, другие сваты получали «киіт» по степени родства. В богатых семьях «киіт» отцу жениха – это целый табун лошадей, большое количество чапанов и в обязательном порядке верховая лошадь. В наше время «қалың мал» не платится, но обычай давать «киіт» сохранился. Излишне вам рассказывать, что сегодняшним «киітом» могут быть норковые шубы и итальянские костюмы.
Қыз ұзату – проводы невесты. Сваты в количестве 5-7 (нечетное число), а то и больше, приезжают за девушкой. Среди них «бас құда», «құдалар» и друзья жениха. Гости веселятся, празднуют, а после торжества девушка прощается и уезжает с новой семьей в новый дом.
Современный «қыз ұзату» мало чем отличается от свадьбы: многочисленные гости, тамада, тосты, подарки, песни и пляски. Под конец вечера для невесты стелят белую дорожку и она ступает по ней, осыпанная лепестками роз (наверное, модернизация традиций). При этом все плачут, очень уж трогательное зрелище. После ее сразу увозят, а оборачиваться, говорят, нельзя – плохая примета.
Неке қияр – обряд бракосочетания. Для совершения обряда призывают муллу, ставят перед ним чашку с водой, накрытую платком. Собираются родные и близкие невесты и жениха. Мулла читает молитвы, затем при свидетелях спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак. По шариату, если невеста беременна, обряд бракосочетания откладывается, и проводится только после рождения ребенка.
Обычно «неке қияр» происходит в тот же день, что и свадьба, то есть молодожены сначала едут в мечеть, а потом в ЗАГС или наоборот.
Жасау – приданное невесты. Казахи уделяли большое внимание подготовке приданого. В него входили ювелирные украшения, ковры, текеметы, сәукеле (головной убор невесты), одежда, посуда, если у родителей была возможность, то в приданое входила и новая юрта. «Жасау» нередко превышало по стоимости «қалың мал».
Сегодня приданое для казахской девушки все так же остается важным атрибутом свадебного переполоха. Правда, вместо юрты родители покупают спальный гарнитур, а после свадьбы родные невесты привозят многочисленные баулы с подушками, одеялами, постельным бельем и т.д. Закупаются обычно в местных магазинах турецкого текстиля, некоторые из них так и называются – «Жасау».
Келін түсіру – приезд невесты в дом жениха. Девушки и молодые женщины не открывая лица невесты, вводят ее в дом и сажают за шымылдық (ширмой). Порог надо переступить правой ногой. Гости собираются и после «беташара» открывают ее лицо.
Беташар – обряд открывания лица невесты, обязательно сопровождается традиционной песней – жыр. Обычно это делает тамада или певец с домброй, в виде песенных куплетов он восхваляет и представляет невесте родителей, родственников и близких жениха, которые, в свою очередь, дают вознаграждение – «көрімдік», а невеста в знак уважения делает им поклон – «сәлем беру». В конце песни тамада открывает лицо невесты и начинается той.
Конечно, это не все обычаи и ритуалы, связанные со свадьбой, а о некоторых из них уже никто и не вспоминает. Так же хотелось бы отметить, что в каждой части Казахстана может существовать свой обряд или традиция, ну или западный обычай может немного отличаться от северного.
Как роскошные тои в Казахстане стали бессмысленными и беспощадными
Каждый из нас вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности хотя бы раз в жизни побывал на казахском тое. Щедрые угощения, развлечения и… долги – вот понятия, которые коротко и емко характеризуют торжества большинства казахстанцев. Что и говорить, наш народ славится своим гостеприимством, однако какова его экономика? И не обходится ли оно нам слишком дорого?
Считать чужие деньги – дурной тон, но в тех случаях, когда расточительство становится буквально национальным бедствием, стоит сделать исключение, выйти за рамки этических норм, посмотреть правде в глаза и признаться себе в том, что наше распиаренное гостеприимство слишком часто оказывается для нас финансово неподъемным.
Пожалуй, у каждого найдутся родственники, знакомые или соседи, которые, с размахом отметив семейное торжество, годами погашают кредиты или переходят на режим жесткой экономии.
Немало и таких, кто, не сумев рассчитаться с банками, лишается своего имущества. Кто-то платит за свою глупость свободой.
Бывает и так, что роскошная свадьба, а вернее – связанные с ней расходы, становятся поводом для разрыва отношений между родственниками. А случается и такое, что молодая семейная пара, ради женитьбы которой были понесены огромные расходы, распадается, не отметив даже ситцевую свадьбу. Казахская свадьба, или Ярмарка тщеславия
Предки завещали? Сомнительно
Что же заставляет нас быть столь расточительными? Какие мотивы толкают на столь необдуманные траты? Говорим, мол, традиции, обычаи. Однако насколько мы правы? Сложности кочевого образа жизни вряд ли оставляли нашим прадедам много свободного времени на развлечения. Жизнь в степи никогда не была праздной, она не прощала расслабленности.
Да и были бы ли довольны наши предки, узнай они о том, какое огромное количество казахстанцев загнало себя в кредитную кабалу, стараясь “достойно” женить сына, выдать замуж дочь, проводить ребенка в школу или отпраздновать поступление своего отпрыска в институт?
“Казактын тойы бiтпесiн” (“Пусть не кончается казахский той”) – эта фраза стала одним из излюбленных девизов современников, которые чаще всего не задумываются о том, что, руководствуясь глупым тщеславием и неумным желанием щегольнуть перед родственниками, они обрекают себя на хроническое безденежье. Стоит ли пара размещенных в социальных сетях фотографий таких жертв? Сомнительно.
Чтобы не быть голословными, приведем результаты небольшого маркетингового исследования, проведенного нами с целью просчитать примерный бюджет среднестатистической казахской свадьбы.
Большие деньги
В заведениях южной столицы расходы на меню варьируются в диапазоне 5 000–25 000 тенге на человека. Казахская свадьба – это минимум 100 человек гостей. Судя по “вместимости” многочисленных залов, верхняя планка доходит до 700 человек. Это значит, что только оплата банкета обходится родителям и родственникам жениха (а расходы на свадьбу покрывают чаще только они) в сумму от 500 000 до 3 500 000 тенге в самом скромном варианте и от 2 500 000 до 17 500 000 тенге в самом дорогом.
Тамада, музыканты, аренда транспорта, свадебные наряды также в зависимости от амбиций брачующихся и их родителей обойдутся в сумму от 500 000 до 1 500 000 тенге, и это в том случае, если вашу свадьбу не будет вести Ксения Собчак или Кайрат Нуртас, а развлекать гостей станут не Кристина Агилера или Валерий Меладзе.
Ещё и ещё
Всем известно, что свадьба – это не только богатый стол и культурная программа, но и сложная и весьма накладная для бюджета процедура сватовства, подразумевающая вручение дорогостоящих подарков родителям и родственникам жениха и невесты.
Уже устоялись новомодные традиции дарить им ювелирные украшения с бриллиантами, шубы и дубленки.
Эти расходы довольно трудно усреднить, поскольку очень широка линейка “хотелок” родственников невесты, которые в некоторых случаях требуют от потенциальных сватов и уплаты калыма. Непредсказуемы и аппетиты самих молодоженов. Также сложно представить и просчитать запросы родни с обеих сторон. Самые примерные расчеты дают нам нижнюю планку в 1 500 000 тенге. Верхнего предела, как показывает практика, вообще не существует.
Всё забронировано
Кризисные явления в мировой и соответственно в казахстанской экономике, приведшие к снижению реальных доходов соотечественников, по логике вещей должны были бы подтолкнуть нас к мысли о сокращении расходов, однако логика, видимо, не то, на что опирается в принятии решений большинство из нас.
В южной столице практически в любой день недели банкетные залы встречают гостей. Лучшие из них забронированы аж до конца апреля.
Свадьбы, проводы невесты, дни рождения, юбилеи, годовщины различных событий – все это создающие огромные дыры в семейных бюджетах поводы вкусно покушать, посудачить и надеть на свою шею ярмо кредита.
Эта тема неоднократно обсуждалась и на самом высоком уровне: приводились примеры случаев, когда казахстанцы отказывались от пышных торжеств в пользу помощи детским домам, звучали призывы направить средства на приобретение жилья для молодоженов. Но.
Статистика разводов говорит о том, что все эти увещевания оказались тщетными. Проводимые различными общественными организациями исследования свидетельствуют: большинство из тех, кто пришел к непростому решению о расставании, называют в качестве причины материальные трудности.
И опыт, сын ошибок трудных.
В братской Казахстану во всех смыслах Турецкой Республике все обстоит иначе. Лишь самые зажиточные ее жители отмечают торжества с помпой, понимая, что это не нанесет непоправимого вреда их финансовому положению. Все остальные подходят к таким тратам рационально, осознавая, что свадьба – это всего лишь один день, который не заслуживает того, чтобы спустить на него все семейные сбережения. И уж тем более он не стоит того, чтобы брать ради него кредит. «Пафос ваш не понять»: в Жамбылской области молодожены въехали в ресторан на кабриолетах
В Турции существует целая сеть заведений, сдающих в аренду всё необходимое для проведения свадьбы: банкетные залы, шатры, столы, стулья, тарелки, стаканы и даже столовые приборы.
Нередко свадебные застолья организовываются прямо на улице: во дворе многоквартирного дома, в саду, а в отдаленных от центра города махаллях есть специально отведенные для таких целей места.
Более того, ни одному турецкоподданному не придет в голову мысль угощать гостей до отвала. Да и алкоголь они в большинстве своем не употребляют.
Конечно, мы можем возразить и в который раз сослаться на традиции казахского гостеприимства, однако нам не нужно сбрасывать со счетов новый мир с его глобализацией, цифровизацией, урбанизацией и благами цивилизации. Все течет, все меняется, и, наверное, пришло время сделать апгрейд и нашим представлениям о гостеприимстве, тем более что оно обходится нам слишком дорого.
Почему казахи сажают детей на трон? Разбор
Почему в Казахстане детям популярно устраивать пафосные праздники с ношением их на троне и как это может повредить ребёнку, выяснял Informburo.kz.
Казахский той – это само по себе явление интересное и для культуролога и в чём-то для антрополога. Но если про свадьбы устали даже шутить, то про другие популярные в южных областях нашей страны поводы для праздника пока говорили мало. К примеру, о так называемых сундет-тоях, тусау кесу и тилашарах. Различные стадии развития и достижения маленького мальчика в казахской семье от отсекания крайней плоти до похода в первый класс сейчас модно отмечать пышными до гротеска празднествами.
Informburo.kz разобрался, сколько стоят подобные торжества, является ли это исконно казахской традицией и как вынос на троне может повлиять на психику ребенка.
Как проходит инициация?
Бывший вице-министр сельского хозяйства РК Марат Толибаев был неприятно удивлен пышностью празднества, которое устроили в честь того, что ребёнок пошёл в первый класс, в одном из городов Казахстана. Тилашар показался ему действом за гранью добра и зла и заставил тревожиться за судьбу нации.
«Недавно одна знакомая съездила на свою малую родину – в один из областных центров Казахстана. Попала там на той, родственники отмечали поступление сына в первый класс. Казалось бы, не свадьба, не юбилей. Просто сын идет в школу. Но в какое грандиозное шоу это было превращено! – пишет Марат Толибаев в Facebook. – Моя знакомая, давно живущая за границей, была в шоке. Торжество проходило в огромной той-хане на несколько сот человек с золотыми сводами и монументальными колоннами. Столы ломились от яств, некуда было руки положить. Мальчика занесли в зал золотые воины на золотом троне, его осыпали лепестками роз, ему пели гимны, его задаривали деньгами и дорогими подарками. По лицу мальчика не было понятно, нравится ему это или нет, но он уже в игре. Он уже в этой атмосфере. Он уже считает, что так и должно быть, что чем пышнее его проводили в школу, тем выше будет его статус в классе. Мне страшно за нас, казахов!»
Сколько стоит вынос на троне?
Главным виновником торжества, как правило, является маленький мальчик. Ребенок часто непонимающим взглядом смотрит на неустанно умиляющихся взрослых с позолоченного не то трона, не то паланкина, на котором его выносят в сияющий зал с хмельными гостями. В некоторых случаях трон заменяют верблюдом или специально арендованной лошадью, которая неуклюже ступает по скользкому паркету.
Масштабностью такие тои часто ничуть не уступают свадьбам и частично окупаются принесёнными гостями «коримдиками». Такие услуги, как «Вывод на троне» или аренда детского костюма короля, на различных ресурсах поставлены на поток.
Отпраздновать то, что мальчику сделали обрезание, он пошёл в первый класс или просто пошёл, по словам ивент-менеджеров, может быть и не дешевле, чем свадьбу. Всё зависит от финансовых возможностей и фантазии. К примеру, чтобы только арендовать трон, придётся выложить от 7-10 до 25 тысяч тенге – троны бывают разные. Плюс, чтобы выход был эффектнее, можно привлечь в качестве носильщиков для вашего ребёнка профессиональных джигитов в полном облачении.
«Всё зависит от материала, – говорит работник ивент-агентства Куралай. – Плюс шоу-программа. Мы обеспечиваем выход на троне с джигитами. Это стоит в среднем от 35 тысяч и до 100».
Если учесть сам банкет, то аренда зала и праздничный стол по самым скромным подсчётам обойдутся в сумму от 200 тысяч на 40 человек, к примеру. Если вы хотите зал побогаче и гостей побольше, то сумма может расти до бесконечности. Услуги тамады обойдутся в 50 000-75 000 тенге и выше.
Это не казахский обычай
«Этот обряд совершенно несвойственен для казахов. Что такое «поднимание на троне»? У казахов раньше трижды поднимали на белой кошме нового хана. Своего рода казахская инаугурация при провозглашении хана. А тут решили нечто подобное сделать для ребёнка. Я не думаю, что это красиво, что это полезно для формирования личностных качеств ребёнка», – говорит Сабира Кульсариева.
По словам этнолога, у казахов тем не менее были ритуалы, обозначающие важные моменты в жизни мальчика. Но они идейно отличались от выноса на троне.
«У казахов есть некоторые обряды, которые можно назвать инициацией, – рассказала Сабира Кульсариева. – В старину все казахи должны были уметь держаться в седле. В возрасте около семи лет ребёнка сажали в особое детское седло. И тогда мальчику говорили: «Теперь ты джигит». Вот это я понимаю, когда ребёнку дают почувствовать, что он защитник. А что даст ребёнку это нелепое сажание на трон? Что может ребёнку внушить такое действие, кроме собственной исключительности, совершенно необоснованной? Когда ты просто говоришь ребёнку, что он уже особенный, и ничего при этом в него не вкладываешь, то это опасно».
Зато запомнится
Заместитель заведующего кафедры факультета истории археологии и этнологии Казну им. Аль-Фараби Меруерт Егизбаева считает, что ничего предосудительного в таком восторженном отношении к ребёнку нет. Вынос на троне восходит к старинным казахским обрядам, когда после обрезания малыша сажали на жеребёнка. Просто для городских потомков кочевников жеребёнка заменили троном.
«Когда детям исполнялось пять лет, казахи проводили обряд сүндетке отырғызу. В честь этого устраивался пышный той. Соседи, родные собирались, давали көрімдік. Когда в семье рождался мальчик, казахи дарили ему жеребёнка. Жеребёнок рос вместе с мальчиком, потом после обряда сүндетке отырғызу его сажали именно на этого жеребёнка. Считается, что это открывает мальчику новую дорогу. Так как в городе нет жеребёнка – видимо, используют трон. Я считаю, что это хороший обряд. Потому что сундет – это стресс для ребёнка. Его надо месяц психологически готовить к этому. Поэтому пышный праздник делается для того, чтобы у него остались хорошие воспоминания».
Это скажется на развитии ребёнка
Психолог Раушан Каримова уверена, что приучать ребёнка к беспричинному самолюбованию весьма опасно для его развития. В результате у него может сформироваться необоснованно завышенная самооценка. В итоге он будет переоценивать свои возможности и не сможет адекватно вести себя в коллективе.
«Это показывает уровень культуры родителей прежде всего. Понимаете? Это возможность показать своё тщеславие, продемонстрировать богатство. Но это ни разу не поучительно для ребёнка, – прокомментировала Раушан Каримова. – Наверное родители хотят, чтобы ребёнок запомнил этот праздник. Но на самом деле для ребёнка богатство и золотой трон ничего не значат. Он ничего этого не понимает. Умные родители устроили бы праздник прежде всего для ребёнка, чтобы были дети, чтобы было весело, чтобы они могли показать себя, продемонстрировать способности, подготовку к школе. Это было бы разумнее. А чванство ничего не даёт – ни педагогического, ни морального эффекта».