что такое тотем у индейцев
Древний гороскоп индейцев: 12 тотемных животных и их характеристика
✅ Дата нашего рождения определяет всю жизнь. Здесь ничего нового. Но оказывается, что, помимо привычного для всех зодиакального гороскопа, существует еще один.
❎ Древние верили в то, что каждого человека по жизни ведет определенное животное, которое дарит ему сверхъестественную силу.
Можно определить свое тотемное животное по дате рождения. Расскажем тебе о 12 животных древнегогороскопа и о том, как они влияют на характер человека.
Какие животные особо почитались в древности
Выдра (20.01–18.02)
Люди, которых сопровождает по жизни выдра, очень терпеливы, настойчивы и дисциплинированы. Их таланты всегда сочетаются с амбициями, и они прилежные сотрудники. Ненавидят неуважение и очень хитрых людей, ведь сами очень лояльные.
Удачный день – вторник, а число – 19. Счастливый цвет – фиолетовый, поэтому важно добавлять его в интерьер и гардероб.
Волк (19.02–20.03)
Эти личности очень независимы и любят находиться в одиночестве, хотя сами по себе прекрасные семьянины. Им просто нужно личное пространство для размышлений. Они честные и щедрые. Всегда стремятся к успеху, но при этом не прибегают к хитростям и обману. В других людях не переносят высокомерие и мошенничество.
Хорошим днем считается четверг, а счастливое число – 3. Удачу приносит красный цвет.
Сокол (21.03–19.04)
Ключевые черты характера людей, которых по жизни сопровождает дух сокола, – целеустремленность, сила воли и остроумие. Живость их ума завораживает. Они очень трудолюбивы и энергичны. Легко берутся за несколько дел одновременно и всё доводят до финиша. Ненавидят медлительных и ленивых людей.
Счастливо число у них 21, а день – пятница. Черный цвет приносит удачу.
Бобер (20.04–20.05)
Под покровительством бобра люди нежные, дружелюбные и доброжелательные. Они любят теплые встречи и очень ценят общение с близкими. Они умеют сочувствовать и безвозмездно помогать. Они ненавидят грубых людей и тех, кто зависит от виртуального мира, ведь ценят живое общение. Среди них редко встречаются интроверты.
Благоприятным днем для них является понедельник, а удачу приносит число 18. Счастливый цвет – серый.
Олень (21.05–20.06)
Главные черты: энергичность, подвижность и бдительность. Это очень рисковые люди. Они решительны и мужественны. Зачастую достигают больших высот в карьере, ведь привыкли действовать быстро. Немного вспыльчивы. Общий язык с ними не найдут завистливые и презрительные люди, а также лжецы.
Счастливым днем является вторник, а с числом 11 связано много хороших моментов. Удачу притягивает белый цвет.
Дятел (21.06–21.07)
Люди, которых по жизни ведет дятел, очень продуманные и обладают хорошей интуицией. У них отличные аналитические способности, и они хорошие психологи. Эти люди очень целеустремленные и упрямые, что иногда играет против них. Они любят быть в центре внимания, но никогда не впускают посторонних в свой внутренний мир. Не признают неуважение к своей персоне и ложь.
Счастливый день – воскресенье. Удачу приносит число 29. Стоит обратить внимание на бордовый цвет и все оттенки красного.
Лосось (22.07–21.08)
Родившиеся в этот период люди всегда идут в ногу со временем и обладают тонким вкусом. Они творческие, умные и хитрые. Могут достичь больших высот в бизнесе и политике, поскольку легко находят язык с другими людьми и способны влиять на их мысли. Им не нравится порядок во всём и мирские проблемы.
Благоприятный день – пятница, а удачу приносит число 6. Для привлечения счастья нужно окружить себя бирюзовым цветом.
Медведь (22.08–21.09)
Среди сильных сторон этих людей можно выделить прямолинейность и смелость. Они страстны, жестоки и очень самолюбивы. Они то упорно трудятся, то сильно ленятся. Золотой середины нет. Достаточно придирчивы и требовательны по отношению к окружающим.
Судьбоносные решения лучше всего принимать по понедельникам. Число удачи – 23. Счастливый цвет – оранжевый.
Ворон (22.09–22.10)
Ворон наделил этих людей остротой ума, чувством юмора и настойчивостью. Они очень справедливы и понимают других с полуслова. Достаточны щедры, но не расточительны. Всегда стараются заработать больше и всё приносят в дом. Не найдут общий язык с людьми, которые любят драму, и с мелочными. Также ненавидят, когда к ним выдвигают высокие требования.
Самый благоприятный день – суббота. Число удачи – 14. Наиболее подходящий цвет – синий и все его оттенки.
Змея (23.10–22.11)
Мудрость, решительность и страсть – то, чем наделила змея людей, рожденных под ее покровительством. Каждый их шаг очень продуман, хотя с виду действуют очень быстро. Достаточно подвижны и легко адаптируются к новым обстоятельствам. Ненавидят подлиз и грубиянов.
Хороший день для новых свершений – среда, а число – 9. Самым подходящим цветом считается зеленый.
Сова (23.11—21.12)
У совушек очень загадочная натура, и они уж очень обаятельны. Эти люди амбициозные и волевые. Всегда много думают, прежде чем принять важное решение. Достаточно медлительны. Они ненавидят сплетни и никогда не участвуют в различных интрижках. Очень хозяйственные и экономные.
Удачу притягивает коричневый цвет. Благоприятный день – пятница, а число – 17.
Гусь (22.12–19.01)
Задумчивые, нежные и спокойные натуры. Отличные семьянины. У них высокие интеллектуальные способности. Они доброжелательны, но обычно редко открываются людям, а их лучшие друзья – родственники. Не переносят грубых и ленивых людей.
Счастливый день – воскресенье. Удачу приносит число 12, самый подходящий цвет – желтый.
Гороскоп северо-американских индейцев
Гороскоп северо-американских индейцев
Созданный индейцами астрологический круг животных также носит название колеса земли или колеса целительства. Благодаря пристальному изучению регулярной смены сезонов индейская астрология действительно близка к земле. Понятие «колесо целительства» также следует рассматривать исходя из представлений индейцев о проницательности человеческого сердца.
Элементы в гороскопе индейцев
Каждому из четырех элементов (стихий) соответствуют три животных-тотема :
Эти три знака каждого элемента вместе образуют так называемой клан :
Каждый клан можно рассматривать как отдельную семью или группу, и поэтому все знаки, входящие в один клан, особенно гармонизируют друг с другом.
Ветры
Ветры соотносятся с четырьмя сторонами света, позволяя разделить астрологический круг животных на четыре отдельные части. Таким образом, каждая из сторон света господствует над тремя знаками астрологического круга. Ветры символизируют знание и мудрость; каждый человек должен стремиться к знанию и обретению мудрости.
Клан Ястребов (Стихия: Огонь)
Ястреб — олицетворяет лучистую энергию огня, его стремительный бросок на выбранную жертву подобен внезапной вспышке озарения, а его могучие силы родственны неистовой энергии огня. Порой его сравнивали с мифическим Фениксом, птицей, способной возрождаться из пепла. Это сравнение указывало на способность огня очищать и преображать, разлагать материю на составляющие субстанции и поставлять строительные кирпичики для сооружения новых форм мироздания. Люди-Ястребы часто руководствуются интуицией и легки на подъем. Они быстро загораются и вовлекаются в действия импульсивно, под влиянием минутного порыва. Они страстно любят жизнь. Эти люди часто переживают вспышки вдохновения, искрясь новыми идеями и проектами, им знаком пыл энтузиазма, необходимый для реального воплощения идей. Обычно их отличает зоркость и энергичность.
Характер: активный, мужественный.
Основные черты: настойчивость, сила, уверенность, увлеченность.
Элемент
Сокол связан с элементом огня — тем самым, который отвечает за душевное тепло, сердечность, мужество и искренность. К тому же влияние огня делает Сокола очень активным, порождая в его душе сильные эмоции и наделяя вдохновением и способностью совершать спонтанные поступки. Поэтому те, кто рожден под знаком Сокола, в прямом смысле слова пылки, как огонь, — и постоянно готовы к новым свершениям и приключениям.
Клан элемента
Сокол относится к клану Сокола. Среди людей, связанных с этим кланом, немало мыслителей и героев. Обычно это очень уверенные в себе личности, которые способны вдохновлять, убеждать, увлекать и вести за собой других людей. Именно они торят новые пути, по которым позднее пойдут все остальные. Благодаря связи с элементом огня, люди, принадлежащие к клану Сокола, представляются своим современникам очень смелыми, порой «даже дерзкими — ведь именно они «проталкивают» в жизнь все великие проекты.
Ветры
В период с 21.03. по 19.04. начинают дуть ветры с востока, которые приносят с собой весну. Именно на востоке восходит солнце. Поэтому восточные ветры символизируют все новое и необычное, что так типично для людей-Соколов. Природа пробуждается к новой жизни, а в голове Сокола созревают новые планы и идеи.
Сокол любит исследовать новые места, искать новые впечатления и свежие идеи. Он может подниматься на большую высоту, но так же склонен «витать в облаках». С энтузиазмом встречает любой жизненный вызов, легко берётся за дело, но ему часто не хватает упорства и усидчивости. Овнами управляет огненная стихия, но ОГОНЬ не может гореть без ВОЗДУХА. Может быть, поэтому североамериканские знахари и шаманы приписывали людям, родившимся с 21 марта по 19 апреля, качества Сокола. Соколы легки на подъём, но доделать начатое до конца им часто не хватает терпения, поэтому «родовое гнездо» (дом или квартиру) они привыкли менять, т.к. «птицы» они кочевые. Если же Сокол очень долго живёт в одном и том же помещении, то в течение небольшого времени (не мене 4-5 лет) обстановку в доме нужно радикально менять. Не мелочитесь, уж вы то можете себе позволить радикально изменить обличье своей квартиры или офиса. Вы рождены для «высокого полёта». Вы энергичны и полны энтузиазма, но импульсивность может привести вас к поспешным суждениям и неразумным решениям.
Союзник
Ворон. Слушайте его советы.
Камень
Растение
Благоприятные периоды
Элемент
Лосось подчиняется элемент огонь, что свидетельствует о внутренней силе, страстности и импульсивной, спонтанной энергии. Выражение «у него (у нее) огонь в сердце» как нельзя лучше подходит Лососю. Влияние этого элемента проявляется в душевной щедрости людей-Лососей и их эмоциональной самоотдаче.
Клан элемента
Лосось принадлежит к клану Сокола — клану элемента огонь. Люди данной группы обычно открыты и динамичны; они реализуют себя в повседневной жизни благодаря честолюбию, целеустремленности и жажде деятельности. Но влияние элемента огонь может привести к пере¬избытку рвения и стать причиной того, что люди-Лососи буквально «выгорят» изнутри. Перевести это бушующее пламя в более умеренное русло способно искусство во всех его формах и видах, благодаря чему сила и энергия Лосося благоразумно дозируются, не причиняя ему ни малейшего вреда.
Ветры
В период с 22.07. по 22.08. дуют ветры с юга, приносящие с собой мощные потоки жизненной энергии. Эта энергия побуждает людей, рожденных под знаком Лосося, к решению трудных и ответственных задач. По, в отличие от других знаков, Лосось ни в коей мере не страдает от подобного избытка ответственности: ему нравится находиться в первых рядах, сражаясь за осуществление своих планов. Яркий свет рампы соответствует его темпераменту.
Это знак императора рыб. Лосось выражает свою энергию через игривость и любящую заботу о близких, в ярких взаимоотношениях и сильном чувстве желанности и востребованности. Лосось умеет брать ответственность на себя, но трудности возникают в тех случаях, когда он пытается прожить за других людей собственную жизнь. Любое разочарование или неблагоприятное стечение обстоятельств быстро может превратить оптимизм в уныние. Время с 22 июля по 22 августа североамериканские индейцы называли Временем Созревания, именно в этот период в Северном полушарии Солнце достигает своего зенита, и Мать-Природа в изобилии приносит свои плоды. Родившиеся в этот летний период плодовиты и целеустремлённы, именно поэтому североамериканская традиция приписывает этим людям качества плодовитого и целеустремлённого Лосося. Ваши энергия, щедрость и энтузиазм являются великими преимуществами, но важно убедиться, что уверенность в себе не развивается в чувство собственной значимости через высокомерие и бескомпромиссное отношение к окружающим. Любое разочарование или неблагоприятное стечение обстоятельств быстро может превратить ваш обычный оптимизм в беспросветное уныние, поэтому в этой жизни вам следует научиться владеть своими эмоциями. Хоть вы и привыкли изгибаться под ударами судьбы и сопротивляться переменам, необходимо понять, что настоящее удовлетворение происходит не столько от решимости, сколько от способности видеть жизнь такой, как она есть.
Союзник
Выдра. Она напоминает о том, что хорошо бы иногда прислушиваться к окружающим.
Камень
Растение
Благоприятные периоды
Элемент
Сова подчиняется элементу огонь, который наделяет людей непредсказуемостью, вдохновением и идеализмом. Однако в людях, рожденных под знаком Совы, пламя не бушует дико и бесконтрольно — скорее тихо и спокойно мерцает. Поэтому сила огня направлена у них на приобретение внутренних, духовных знаний.
Клан элемента
Сова принадлежит к клану Сокола — то есть к тем людям, которые отличаются широтой воззрений и проницательностью и всегда стремятся к более глубинному знанию. На это их толкает тот тихий и ровный огонь, который горит в глубине их души. В своем стремлении к мудрости люди, принадлежащие к клану Сокола (и особенно Совы), готовы пускаться во всевозможные рискованные авантюры и искать приключений — и все это с целью получше узнать подоплеку жизни.
Ветры
В период с 23.11. по 21.12. дуют ветры с запада. Это время длинных ночей и самоуглубления. Природа словно замкнулась в себе, погрузилась в долгий зимний сон. Но впечатление спячки поверхностно, в глубине же природы, как и в глубинах человеческой души, идет непрекращающаяся деятельность. В это время на свет появляются новые планы и идеи.
Сова обладает острым зрением на «мелочи жизни» и любознательной натурой. Совы уклоняются от скучных и утомительных ситуаций, предпочитая оставаться в одиночестве для мечтаний и размышлений, они находчивы и легко приспосабливаются. Но, несмотря на свою самостоятельность, они нуждаются в тепле и поддержке близких людей. С 23 ноября по 21 декабря индейцы отмечали Время Долгих Ночей. В Северном полушарии это период когда воздух свеж и морозен. Люди, рождённые в это время, ясно видят то, в чём они нуждаются, и знают, чего они хотят достичь. Подобно Сове, вашему животному тотему, вы обладаете острым зрением на «мелочи жизни» и отличаетесь любознательностью. Не зря у многих народов мира (не только у индейцев) Сова считалась воплощением мудрости и знаний. Следуя своему внутреннему устремлению, вы хватаетесь за новые возможности и часто идёте на новые авантюры. Несмотря на свою самостоятельность, вы нуждаетесь в тепле и поддержке близких людей, поэтому цените прочные взаимоотношения. Вы недолюбливаете любые ограничения и чувствуете себя лучше всего, когда вам предоставлена полная свобода самовыражения.
Союзник
Олень. Он будет брать на себя ответственность и делать выбор.
Камень
Растение
Благоприятные периоды
Клан Черепах (Стихия: Земля)
Черепаха служит миниатюрным отражением стабильности, прочности и опорных функций Земли. Твердый защитный панцирь черепахи обеспечивает ей комфорт и безопасность. Черепаха ассоциируется с Землей благодаря своей твердости, стойкости и несокрушимому упорству. На первый взгляд черепаха кажется неповоротливой и тяжеловесной, но она всегда обладает решимостью достичь своей цели. Помните сказку о черепахе и кролике? Победила в соревновании черепаха, медленно, но верно продвигавшаяся вперед, а не суетливый кролик, растрачивавший силу на пустяки. Черепаха выражает мудрость состояния, в котором под ногами ощущается твердая почва. Она напоминает о необходимости достижения прочного и безопасного положения в надежном окружении. Люди этого клана, подобно черепахе, как правило, крайне методичны, практичны и целеустремленны. Это люди, чья природа родственна почве, растительности и всему развивающемуся.
Характер: спокойный, женственный.
Основные черты: работоспособность, упорство, осторожность, лояльность.
Элемент
Бобер связан с элементом земли — тем самым, который отвечает за постоянство, стабильность, прочность и надежность. Земля дает всем живым существам опору и поддержку, поэтому не удивительно, что именно рожденные под знаком Бобра относятся к наиболее надежным и внушающим доверие людям. Но из-за своей любви к стойкости и прочности они уделяют слишком много внимания всему материальному.
Клан элемента
Бобер принадлежит к клану Черепахи. Вполне понятен тот факт, что это животное всегда являлось для индейцев символом земли: твердый панцирь окружает и защищает чувствительное и ранимое существо. Для всех знаков, принадлежащих к клану Черепахи, именно защищенность и чувство собственной безопасности являются наиболее важной потребностью. Таким людям необходим прочный фундамент, который позволит им активно развиваться и совершенствоваться. Они хотят создавать и оберегать.
Ветры
В период с 20.04. по 20.05. дуют ветры с востока. И если в пору пробуждения (Сокол) восточные ветры символизируют начало развития (прорыв), то теперь молодые растения стремятся к прочности и надежности, прорастая корнями как можно глубже в землю. Поэтому люди-Бобры предпочитают иметь дело с реальными, осязаемыми и понятными вещами, вместо того чтобы бросаться в погоню за идеальными и возвышенными мечтами.
Бобр продвигается вперёд постепенно, но неуклонно, сначала закладывая прочную основу для строительства. Он способен к тяжёлой работе и настойчивым усилиям, вносит постоянные изменения и улучшения в свою рабочую и домашнюю обстановку. Ваш тотем – Бобр, именно поэтому вы наделены упорством и последовательностью, стараетесь особо не торопиться, и делаете любую работу методично и поступательно, постоянно исправляя прошлые ошибки, и совершенствуетесь за счёт личного опыта. Бобры в природе пытаются остановить воду и строят плотины. Точно так же и вы должны научиться бороться с недоброжелателями, которые всегда готовы облить вас «грязной водой» сплетен и наговоров. На ошибках вы учитесь, но склонны немного тормозить, поэтому решения вы принимаете медленно. Бобры находят глубокое удовлетворение в материальных благах, приносящих комфорт и удовольствие, но вам следует не потакать своим прихотям и чаще прислушиваться к советам окружающих.
Тотемизм
В процессе жизненной практики индейские народы приобретали элементы научных знаний о природе, об окружавшей их фауне и флоре. Развитие коневодства сопровождалось накоплением ветеринарных знаний индейцев, которые по существу развивались из знаний народной медицины. Наибольший интерес представляют зачатки письменности у индейцев. Каждое племя имело свою систему пиктографического письма, о котором, однако, было много общеиндийских элементов, сложившихся под влиянием общности культуры, сходного уровня развития и общего языка жестов. Пиктографическая письменность индейцев была неразрывно связана с их изобразительным искусством, находившим свое яркое проявление в орнаментике их кожаных изделий — предметов быта, одежды, покрышек палаток.
Изобразительное искусство степных племен было представлено двумя видами
1) вышивками из игл дикобраза, позднее из бисера и
2) разрисовкой плащей, одежды, покрышек типи, кожаных сундуков.
Шедеврами народного искусства сами индейцы считали вышивки на футлярах для священных трубок. Каждый элемент орнамента и его цвет имели символическое значение. Особое внимание уделялось предметам обихода заслуженных воинов и вождей. Вышивки на их мокасинах, рисунки на их плащах и покрышках палаток отличались высоким мастерством. В то же время они были записями биографии их владельцев
Пиктографические записи индейцев распадались на три группы;
1) биографические записи,
В XVIII—XIX вв. можно наблюдать зачатки исторической науки внутри этих обществ Многие племена имели своих летописцев, ведших пиктографическую запись событий на кусках бизоньей или оленьей кожи.
В науке известны девять дакотских летописей. В 1877 г. была впервые опубликована летопись дакота по имени Одинокая Собака, охватывавшая 71-годовой период начиная с 1800 г. и состоявшая из 71 знака. Каждый год обозначался определен ной пиктограммой, отмечавшей важнейшее событие года. Летопись дакота по имени Пламя начинается с 1786/87 г и кончается 1876/77 г.
Большой интерес представляет летопись, составленная индейцем брюле-дакота по имени Коричневая Шляпа. Она охватывает период с 900 до 1879/80 г. От других летописей она отличается большей продолжительностью охватываемого ею периода и своей оригинальной формой. Период с 900 по 1700 г. трактуется летописцем как мифический. Он составлен на основании племенных мифов и записан 12 знаками круга. Записи событий в этой летописи предшествует введение, в котором говорится, что для ее составления автор имел сверхъестественные указания. Период с 900 по 931 г. обозначен одним кругом. По внешней стороне его расположены индейские типи, которые указывают на 31-летний период времени, о котором идет речь, а внутри круга изображен знак мифа об этом периоде. В середине круга изображена бизониха, которая, согласно этому мифу, является воплощением легендарной женщины, явившейся дакотам с неба и давшей им трубку, изображенную над животным, и четыре маисовых зерна — белое, черное, желтое и пестрое, которые падают на землю из вымени бизонихи. Полоски в четырех частях круга указывают на страны света. Желтая полоса перед бизонихой — север — означает дыхание легендарной женщины и является признаком появления стада бизонов, красная полоса — это кровь бизона, которой будут жить дакота. На востоке трубка пунктиром соединяется с голубым небом, указывая на божественный характер ее. На юге разноцветные полоски символизируют облака и на востоке внизу — голубое небо. Человеческая фигура внутри и снаружи круга изображает человека, который первым поведал дакотам этот миф. Изображение над кругом веток вяза и юкки говорит о том, что в те дни дакота добывали огонь путем трения конца сухой ветки юкки в отверстии, сделанном в гнилом корне вяза. Слева указаны лук и стрелы, которые свидетельствуют о том, что в то время дакоты пользовались луком и стрелами с каменными наконечниками.
Последующие круговые изображения охватывают каждый 70-летний период до 1700 г. С 1700 г. каждый год записывался пиктографическим изображением важнейшего события в году.
Пиктография дакотов была уже на стадии перехода в идеографическое письмо. Это особенно проявлялось в схематичности изображений людей и лошадей. Лошади, например, наряду с полным изображением часто обозначались знаками копыт. Крайним схематизмом отличались изображения людей: голова обозначалась точкой, либо кружком, туловище — двумя линиями. Для каждого племени в хрониках дакотов употреблялась определенная идеограмма. Например, чейены обозначались крестиком — их обозначением в языке жестов, а арикара — схемой кукурузного колоса. Племенные особенности отмечались схематичными знаками характерных головных уборов, причесок, украшений.
Дакота могли графически записывать такие отвлеченные понятия, как возраст, качества изображаемых лиц, последовательность событий Идею множественности изображали повторением объектов, идею изобилия — схемой сушильни с полосками мяса. Изображалась также идея собственности, пленения врага и т. д.
Знаки, обозначавшие один и ют же год, в разных летописях могли не совпадать, так как мнения летописцев могли расходиться в определении важнейшего события года.
Расположение знаков и их чтение в разных летописях также не были единообразными. В двух летописях, например, знаки располагались по спирали, но читались они в одной — слева направо, в другой — справа налево. В одной из летописей пиктограммы расположены вертикальными рядами и читались баст-рофсдоном, начиная от левого нижного угла вправо до конца, следующий ряд знаков читался в обратном направлении, последний знак изображался в левом верхнем углу.
Большой интерес представляют также два дакотских пиктографических списка. Один из них — список имен 84 глав семей и вождей Оглала. Он был обнаружен в 1883 г. Второй список — пиктографическая запись имен 289 последователей дакотского вождя Красное Облако, составленный также в 1880-х годах и направленный индейцами резервации Пайп Ридж в Вашингтон в качестве официального документа. Оба списка напечатаны в упоминавшейся уже работе Г. Маллери. Имя индейца в этих списках обозначалось двумя способами: либо изображением его эпонима (чаще всего животного), или схематическим изображением человеческой головы и эпонима над нею, соединенного линией с макушкой головы или со ртом. Например, в пиктограмме имени воина Краснорогий Бизон над человеческой головой изображен заштрихованный коричневой краской бизон с красными рогами, линией соединенный с ней. Известны также пиктографические летописи племени кайова. О пиктографии чейенов говорит интересная шляпа воина Пятнистый Бизон, на которой записана его биография.
В основе индейской биографической и исторической живописи лежит героическая тема войны. Нанесенные на плаще воина знаки говорили о его подвигах, его ранах, об убитых им врагах, захваченных пленных, угнанных им лошадях; изображались также сцены охоты и указывалась щедрость индейца в раздаче даров.
Таким образом, развитие социально-экономической жизни степных кочевников нашло свое отражение и в их ярком искусстве, и в появлении у них зачатков письменности и науки как исторической, так и естественной.
И в этой области духовной жизни шел процесс специализации. Первыми идеологами в обществе индейцев были служители культа — их шаманы, жрецы. Однако наряду с ними выделялись уже специалисты, музыканты, певцы, художники, историки-летописцы.
Сложный этногенез степных кочевников Северной Америки нашел свое отражение и в их религиозных представлениях и обрядах. Степи играли роль своеобразного котла, в котором смешивались элементы культуры различных народов и создавались новые, общие для всех качества. Этим же процессам подверглась и религия. Религиозные верования племен с различным историческим прошлым в условиях степного хозяйства подвергались синкретизации. В степях происходил многообразный процесс переосмысления, переплетения и слияния различных форм религии — тотемизма, культа промысловых животных, аграрных культов, что крайне затрудняет анализ и систематизацию форм религии у этих племен. Это тем более трудно, что собранные американскими этнографами материалы по религии степных племен посвящены в основном описанию их обрядовой стороны и главным образом их плясок, привлекавших внимание исследователей своей яркостью и многообразием. Читая описания религиозной жизни степных племен в работах представителей исторической школы в американской этнографии, поражаешься детализации этих описаний и абсолютному отсутствию в них исторического подхода к описываемым явлениям.
Между тем в религиозных верованиях степных племен можно проследить напластования различных эпох в их истории. У земледельческих в прошлом племен на аграрные культы солнца, кукурузы, табака наслаивались культы промысловых животных, шаманизма, личных духов-покровителей. Охотничьи в прошлом племена, восприняв земледельческий культ солнца, приспособили его к своим промысловым культам. В итоге этой переработки религиозных идей и приспособления их к жизни кочевников коневодов и охотников сложилась в основных чертах общая для всех степных племен форма религии, характерной особенностью которой был синкретизм земледельческих и промыслово-охотничьих культов.
В истории изучения этих племен мы встречаемся с попытками приписать им идею прамонотеизма. Особенно большое внимание уделил утверждению 5-той идеи патер Вильгельм Шмидт. Делалось это путем толкования дакотского термина «вакан-танка» или «ваконда» у понка или алгонкинского «маниту» как обозначений высшего божества. Однако, как показали исследования этнографами США и Канады религиозной жизни этих племен, указанные термины в действительности обозначали все необычное, все, что казалось индейцам сверхъестественным. Исследователь религии дакотов Дж. Уолкер писал, например, что «в старом языке дакотов понятие вакан-танка представляло собой два слова и обозначало целый класс духов, а через это всех духов, т. е. оно обозначало все божественное и никогда не было обозначением одного бога. Правда, после деятельности среди этих индейцев христианских миссионеров они стали применять свои древние термины для обозначения христианского бога. Об этом писал еще в конце прошлого столетия миссионер Дж. Дорсей. «На языке понка,— писал он,— ваконда означает «сверхъестественное» или «имеющее силу» и применяется это слово во многих смыслах. Теперь оно используется для обозначения монотеистического бога».
Тотемистические представления сохранились у степных племен XIX в. в крайне редуцированных формах. Но именно в них, несомненно, лежали корни широко распространенного в степях культа различных животных. Главное место. Среди последних занимали бизон, орел, медведь, олень, волк, лошадь и собака. Однако в почитании различных животных у этих племен складывалась уже идея их специализации как покровителей различных видов деятельности индейцев, что неразрывно связано было со становлением общинных и общеплеменных культов. Команчи, например, верили, что медведь помогает в лечении ран, волк предостерегает людей об опасности, олень вызывает и лечит болезни, койот предсказывает счастье, хорек считался сильнейшим духом помощников, а орел — покровителем воинов Представление об орле как покровителе воинов имело вообще широкое распространение в степях. В образе орла представлялась индейцам мифическая гром-птица, считавшаяся покровительницей воинов и хозяйкой грома, молнии и дождя. О дакотах К. Уисслер писал, например, что гром-птица считается важным божеством войны и отождествляется дакотами с орлом В мифологии дакотов и черноногих лошадь представлялась сверхъестественным даром гром-птицы. Но наряду с орлом широко в степях было распространено почитание волка как покровителя воинов.
Наиболее стойкие следы тотемизма прослеживаются в характере личных имен индейцев. Еще в XIX в. широко были распространены имена по животным. С ними было связано и представление об органической связи человека с животным, имя которого он носил. Например, кроу, манданы и хидатса верили, что в их теле обитает тот или иной зверь или его части: хвост, когти, зубы. Например, кроу по имени Много Медведей, как писал Лоуи, верил, что в его теле находятся медвежьи зубы. Другие верили, что в них обитают хвосты лошадей, объясняя этим владение большим числом лошадей, или хвосты бизонов, что делает их удачливыми в охоте и знахарстве. Индейцы верили, что обитавшие в них животные или части этих животных могли вылезать наружу под влиянием тех или иных стимулов, приводя человека в транс; и чтобы привести человека в нормальное состояние, необходимо было загнать обратно обитавшее в нем животное или части его.
Следы тотемизма можно проследить в культах религиозных и военных обществ, в промысловых культах степных племен, в их культе солнца и личных духов-покровителей. Широкое распространение среди степных племен имел медвежий праздник, сочетавший в себе промысловую направленность культа медведя с родовым тотемизмом недалекого прошлого. У кроу устраивать медвежий праздник мог человек, веривший в то, что в его теле обитают части сверхъестественного медведя. Он исполнял медвежью песню и угощал гостей мясом. На месте празднества устанавливался столб, к которому привязывалась шкура медведя, что удивительно напоминает гиляцкий обычай привязывания к столбу священного медведя. Люди становились вокруг столба и исполняли медвежью пляску. Медвежий праздник служил поводом к обмену значительными богатствами.
Важное место в религии индейцев занимал культ собаки. Она была эпонимом военных мужских обществ у многих племен, и обрядность этих обществ была связана с ее культом. Ярким проявлением этого культа были «собачьи пляски», хорошо описанные у хидатса. У черноногих сохранялись предания о сопогребении собак с их хозяевами в долошадный период. У многих племен собачье мясо считалось обрядовой пищей.