что такое тоталитарная власть
Где существует и что это такое тоталитарный режим: список и характеристика стран
Существует две ветви в политическом правлении: демократические и антидемократические уклады. Тоталитарный не относится к первому из них. Его концепцию обсуждают не первое столетие, он приковывает внимание десятков критиков. Сложно найти человека, который не знает, что такое тоталитарный режим. Но если уделить этому понятию время, то можно узнать больше интересного.
Что такое тоталитарный режим
Кратко тоталитарный режим – это полное контролирование всех сфер жизни властью. Абсолютное подчинение граждан под одну идеологию. Для более точного определения можно сказать, что это полная противоположность демократии.
За годы своего существования тоталитаризм подвергался критике политических деятелей. Вопрос о его возникновении спорный. Несмотря на то, что первые правители, которые «прославили» его на весь мир – Муссолини и Сталин, истоки уходят глубже в века.
Каждая страна вносит свои корректировки, от того понятие может искажаться. Однако существуют основные черты, которые в полной мере отражают особенность и сущность тоталитаризма.
Интересно! На самом деле даже демократия не обещает полных свобод и не всегда обеспечивает права гражданам.
В полной мере понятие раскрывает сайт «Википедия». Согласно ему – это стремление власти над полным контролем всех направлений общественной жизни.
Кроме того, любое сопротивление в жесткой форме пресекается. Акцент поставлен на правлении Муссолини и Гитлера, критике известных политологов и ситуации в Советском Союзе.
Вместе с тем отмечается, что история такого проявления власти начинается далеко не в Италии, где впервые применен сам термин.
Интересно! Как проявляется природная и социальная сущность в человеке.
Характеристика
Несмотря на то, что каждый правитель вправе по-своему формулировать концепцию, есть ряд общеизвестных особенностей. После их прочтения сразу становится понятно, что значит этот режим. Он не только противопоставлен демократии, но и имеет общие направления с авторитаризмом и даже социализмом.
Основные характеристики:
Говорить о том, что несколько пунктов уже в полной мере характеризуют любой уклад как тоталитарный, неправильно. Дело в том, что некоторые ограничения допускаются не только в социализме, но и демократизме.
Из всего перечисленного политологи выделяют отсутствие прав и свобод, единую идеологию как основу.
Кому принадлежит власть
Тоталитарный строй характеризуется тем, что власть в государстве принадлежит одному человеку. Тот, кто правит, лишая прав и свобод граждан, называется диктатором. Говоря о тотальном контроле всех сфер жизни, без внимания не оставляется Муссолини, Гитлер и Сталин.
Познавательно! Понятия, виды и признаки политических режимов.
Три правителя оставили след и увековечили годы своего правления, как времена тотального контроля, преимущество идеологии перед правами населения и целой системы манипулирования общественными массами. Причем если в отношении Муссолини термин был прикреплен уже в 1923 году Джованни Амендолой, то система правления в СССР с конца 1920 годов активно маскировалась под желание сделать страну великой и могущественной.
Сравнение Сталина и Гитлера стало целой наукой. Политологи спорят, находят разногласия, и, наконец, сходятся в одном. Два жесточайших правителя, два кровавых вождя были так похожи в своем происхождении и правлении, и так по-разному поставили точки.
Дело в разных целях и мотивах такого образа владения. Гитлер бредил исключительностью своих идей. Уничтожал, убивал, подчинял. И закончилось это крахом, развалом и черным пятном. Сталин использовал тотальное наблюдение как инструмент для достижения пика своей могущественности. В результате оставил на страницах истории великое государство.
Важно! Определение слова государство: что это такое
И спустя столько лет два человека способны поспорить: в СССР было хорошо или плохо. Расходятся мнения и в том, насколько диктаторы были жестоки. Гитлер убивал врагов, Сталин – и своих тоже. Но на руках первого больше крови.
Муссолини – тоже спорный персонаж. Дело в том, что именно с ним ассоциируется тотальная слежка, с него началась история термина. Однако у себя в стране диктатор не выстроил ту самую тоталитарную систему.
Там были некоторые отличия и свободы, которые сейчас позволяют оспаривать мнение политологов о нем, как о жестоком диктаторе и о его особенностях правления.
В СССР процветал столь антидемократический распорядок только при Сталине. Глупо говорить, что вся его история основана на тотальном контроле.
Познавательно! Изучаем типы государств: что это такое — конфедерация
Страны с тоталитарным режимом
Мнения политологов и других общественных деятелей о странах с тоталитарным устоем расходятся. Все происходит от того, что добиться конкретного правления сложно. Как уже было сказано, каждый правитель устанавливает свои нормы. Многие страны пережили тоталитаризм с «нотками» других явлений правления.
Каких бы споров о Муссолини или Гитлере не было, сейчас все же можно сделать вывод о том, что их характер правления – тотальный контроль, ограничение прав и свобод. СССР (только при Сталине), Германия и Италия являются самыми популярными и наглядными примерами.
Если говорить о современных государствах, то лидер в гонке – КНДР. Республика наиболее приблизилась полному контролю, обособилась от других стран. Если учитывать только относительное наблюдение, то претендентов немного больше.
Из-за того, что реальных примеров, которые не навевают сомнений определенно мало, некоторые и вовсе опровергают правильность такого термина как «тоталитаризм», и относят его к отклонению или ужесточению авторитаризма. Одна малоизвестная страна в Восточной Африке поражает своими особенностями в правлении.
И даже превосходит современную КНДР. В Эритрее все жители, независимо от положения в обществе, проходят службу с 18 лет до 55. Общение в одном кругу 3 человек – собрание, на которое нужно получить разрешение.
Никто не может соревноваться и с нищетой, и замороженной войной. Если говорить о странах прошлого, то добавляют Португалию, Японию, Китай, Иран. Но такое мнение относительно ошибочно.
Где режим берет начало
Термин известен с 20 века, но это не значит, что он возник из ниоткуда. Примеры древних государств с подобного рода ограничениями описывались в работах Платона «Государство».
В качестве первого примера называют шумерскую Третью династию Ура. Значит, история берет свое начало еще четыре тысячелетия назад в Месопотамии. На граждан накладывали много запретов.
В первую очередь на свободную торговлю. Ремесла тоже контролировались. Процветало рабство, что как нельзя лучше доказывает предположения о таком начале. Школьное образование всеми способами контролировалось, и должно было следовать определенным идеологическим соображениям. История подвергалась фальсификации в угоду правителю.
Второй пример – философская школа в Древнем Китае «фацзя». Основоположник положений разработал систему на основе преследований инакомыслящих. Так, жителей нужно было лишить разного рода развлечений, направить на изучение и ввести систему наказаний. На одну награду должно приходиться 9 наказаний. Эти факты о тоталитарном режиме освещает и Википедия.
Более современный пример – иезуитское государство в Парагвае. Начало правления исходило из коммунизма, но исследователи утверждают о тоталитарном строе.
Критика
Критиков тотального ограничения довольно много. Кому понравится ограничение любых свобод, манипулирование, откровенная жестокость? В своих работах развернуто проанализировали такое политическое направление:
Хайек в трудах «Дорога к рабству и «Конституция свободы» доступно и кратко разъяснил о тоталитарном режиме, недопустимости такого контроля, посягательств на права. Критике подверглась экономика и система рыночной торговли.
В отличие от других критиков, Поппер не анализирует системы правления, а приводит их основные черты, что позволяет самостоятельно понять, насколько это плохо или хорошо. Приводиться пример «открытого» и «закрытого» общества.
Ханна Арендт философствует об истоках, о том, что означает для них тоталитарный режим, и проводит анализ общих черт нацизма и сталинизма.
Важно! Что такое правовое государство: понятие и основные признаки
Тоталитаризм и авторитаризм
Если человек привел порядка десятка примеров стран с тоталитаризмом, то очевидно, все или большинство из них на самом деле с авторитарным режимом, подвергшемся изменениям. Стоит отметить, что они одинаково не относятся к демократическим.
Их общие черты:
Литература и политический режим
В литературе описано множество политических форм правления. Тоталитаризм неоднократно подвергался критике и высмеиванию в литературных шедеврах. Такие книги воспринимаются не сразу. Не все умеют смотреть сквозь призму метафор. Но открыть глаза такой подтекст может с легкостью.
Важно! Самый известный пример, который поражает своей грязной правдой, открытой критикой и силой сравнений – роман «1984» Д. Оруэлла.
Туда же относят и его сатиру «Скотный двор», где царил тоталитаризм, а свиньи ассоциировались с людьми. Без внимания не остается «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Мы» Евгения Замятина и многие другие работы, в которых, возможно, не так открыто говориться о гневе к власти, но есть акцент на том, что тоталитарный режим – это яма прошлого и большая пропасть будущего.
Полезное видео
Подведем итоги
Тоталитаризм – режим, при котором целью является полное ограничение свобод и прав граждан, вмешательства во все сферы жизни. Известно три страны, в которых он процветал: Италия при Муссолини, СССР при Сталине, Германия при Гитлере. Ведутся многочисленные споры о праве называть правление этих диктаторов тоталитаризмом. В литературе есть много примеров описания и сравнения полного ограничения и вмешательства в любые процессы общества, которые критикуются с помощью литературных приемов.
Тоталитаризм
Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота [1] [2] ) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.
Содержание
Происхождение и употребление термина
Спектр применимости термина
Режимы Муссолини и Гитлера; появление термина «тоталитаризм»
Критика СССР
После начала Великой Отечественной войны и в особенности после вступления США во Вторую мировую войну критика СССР пошла на убыль. Более того, начал получать распространение взгляд, что между СССР, США и Великобританией есть много общего. Но в то же время в 1943 году вышла книга публициста Изабел Патерсон «Бог из машины», в которой СССР был вновь назван «тоталитарным обществом».
Статус научной концепции за термином «тоталитаризм» утвердил собравшийся в 1952 г. в США политологический симпозиум, где он был определен как «закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие — от воспитания детей до производства и распределения товаров — направляется и контролируется из единого центра» [23]
После начала хрущёвской «оттепели» теория претерпела серьёзный кризис, поскольку не могла объяснить процесс ослабления режима изнутри. Кроме того, возник вопрос, является ли СССР по-прежнему тоталитарным режимом или сравнение очевидно меняющейся советской системы с поверженными фашистскими режимами неуместно. Возникла потребность в формулировке модели, которая бы объяснила приход диктаторов к власти и её дальнейшую эволюцию.
В 1970-е гг., в силу дальнейшего смягчения режима в СССР, термин «тоталитаризм» стал всё реже употребляться советологами, однако продолжал оставаться популярным среди политиков. В своём эссе «Диктатура и двойные стандарты» (1978 г.) Джин Киркпатрик настаивала, что следует отличать тоталитарные режимы от авторитарных. Согласно Киркпатрик, авторитарные режимы заинтересованы преимущественно в своём собственном выживании и поэтому, в отличие от тоталитаризма, допускают отчасти автономное функционирование элементов гражданского общества, церкви, судов и прессы. Отсюда был сделан вывод, получивший известность при Рейгане как «доктрина Киркпатрик», что во внешней политике США могут оказывать временную поддержку авторитарным режимам ради борьбы с тоталитаризмом и продвижения американских интересов.
Концепция тоталитарного общества
Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1956 г. предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский. Фридрих и Бжезинский отказались от попыток дать краткое абстрактное определение и вместо этого применили эмпирический подход, согласно которому тоталитаризм представляет собой совокупность принципов, общих для фашистских режимов и СССР периода Сталина. Это позволило им выделить целый ряд определяющих признаков, а также ввести в представление о тоталитаризме элемент динамического развития, — но не возможность системных изменений. В новой трактовке тоталитаризм означал не столько полный контроль государства над деятельностью каждого человека (что невозможно практически), сколько принципиальное отсутствие ограничений над таким контролем.
Признаки тоталитарного общества по версии К. Фридриха и З. Бжезинского
Основные выводы анализа тоталитарной модели
Мнение К. Поппера
Тоталитарная модель была долгое время предметом изучения со стороны историков и политологов и при этом оказала влияние на другие современные ей концепции. В частности, в своём труде «Открытое общество и его враги» (1945 г.) Карл Поппер противопоставил тоталитаризм либеральной демократии. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления (которая, по его мнению, лежит в фундаменте тоталитаризма) принципиально не существует. Следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику и чтобы политическая элита могла быть отстранена от власти без кровопролития. Такой системой Поппер полагал «открытое общество» — общество, открытое для множества точек зрения и субкультур.
Мнение Ханны Арендт
Следует отметить, что в отличие от других политических теоретиков, которые пытались изобразить сталинский тоталитаризм следствием коллективистской коммунистической идеологии как таковой, Арендт главной причиной тоталитаризма считала атомизацию, разобщенность масс, в результате чего они не способны к самоорганизации и поэтому нуждаются во внешней мобилизации. При этом Арендт подчеркивала, что ленинский режим ещё не был тоталитарным. [38]
Мнение Дж. Талмона
В 1952 г. Дж. Талмон ввёл термин «тоталитарная демократия» для обозначения режима, основанного на принуждении, в котором граждане, формально обладая избирательным правом, на практике лишены возможности оказывать влияние на процесс принятия государственных решений.
Мнение Карлтона Хейса
Мнение Карла Фридриха
Мнение Хуана Линца
Тоталитаризм и социализм
Согласно общепринятому взгляду, корнями нацизма являются крайний национализм и расизм, а не эгалитаризм. Экономическую систему в нацистской Германии и фашистской Италии обычно классифицируют как государственно-корпоративный капитализм.
Истоки тоталитаризма
Однако приведённые выше тирании в целом оставались в русле традиции и не пользовались массовой народной поддержкой. Практическое осуществление абсолютного контроля государства над всей общественной жизнью и производством стало возможным только в XX веке благодаря экономическому развитию, распространению телекоммуникационных технологий и появлению эффективных методов манипуляции обществом (в первую очередь, пропаганды). Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку руководства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.
Макс Вебер полагал, что возникновению тоталитаризма предшествует глубокий кризис, выражающийся в обострении конфликта между стремлением к самореализации и преобладанием внешнего мира. Начиная с XIX века, этот конфликт проявляет себя на ряде уровней: социальном (личность против народа), экономическом (капитализм против социализма), идеологическом (либерализм против демократии) и т. д. Либеральная демократия представляет собой компромисс, который достигается за счёт дифференциации сфер влияния — благодаря правовым ограничениям на власть общества и защите автономного пространства. Тоталитаризм предлагает другое решение, состоящее в ликвидации как либеральных (рыночных), так и демократических институтов. Согласно идеологам режима, тем самым исчезают предпосылки для системных конфликтов, а всё общество объединяется в единое целое.
Ряд исследователей тоталитаризма (Ф. фон Хайек, А. Рэнд, Л. фон Мизес и др.) рассматривают его как крайнюю форму коллективизма и обращают внимание на то, что все три тоталитарные системы объединяет государственная поддержка коллективных интересов (нации — нацизм, государства — фашизм или трудящихся — коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданина. Отсюда, по их мнению, вытекают свойства тоталитарных режимов: наличие системы подавления недовольных, всепроникающий контроль государства над частной жизнью граждан, отсутствие свободы слова и т. д.
Неолибералы придерживаются отчасти противоположной точки зрения. В своём труде «Дорога к рабству» (1944 г.) Ф. фон Хайек утверждал, что тоталитаризм возник в результате чрезмерного регулирования рынка, которое привело к потере политических и гражданских свобод. Он предупреждал об опасности плановой экономики и полагал, что залогом сохранения либеральной демократии является экономическая свобода.
Американский политолог Джеймс Скотт выделяет четыре необходимых условия для «апокалипсиса в отдельно взятом государстве»:
Бюрократия есть социальная машина, создающая устойчивую и дальнодействующую координацию. Отлаженная бюрократия передает и исполняет команды. Это не зло и не добро, а сложное и мощное орудие двойного применения — как мирно пашущий трактор есть, в сущности, разоруженный танк. Вводится программа — и миллионы детей получают прививки или строится город. Вводится другая программа — и из общества изымаются миллионы идеологически заданных не-людей, а города сжигаются в бомбёжке.
— Из статьи профессора макросоциологии Northwestern University Георгия Дерлугьяна «Институционализация власти»[2]
Тоталитарные тенденции в демократических странах
Теория тоталитарного общества Франкфуртской школы
«Тоталитарные тенденции» в США
Критика правомерности понятия «тоталитаризм»
Фашизм и марксизм-ленинизм имеют ряд существенных отличий и во многом враждебны и противоречивы друг для друга. Главной целью общества, согласно марксистско-ленинской теории, является социальная и экономическая справедливость, ради чего упраздняется частная собственность на средства производства. Эта идеология исходит из фундаментального равенства, в том числе, по культурным и этническим признакам, и стремится к равенству в уровне жизни. Напротив, фашизм категорически отрицает равенство и «чужеродные» влияния, утверждая, что сильная личность («сверхчеловек») обладает преимущественным правом. Более того, нацизм призывал к поражению в правах и уничтожению «низших» и «неполноценных» рас, в то время как марксизм делал основной упор на создании условий для ликвидации деления общества на экономические классы. В силу этих обстоятельств, существует точка зрения, что эти идеологии являются в корне различными и, следовательно, употребление термина «тоталитаризм» лишено объективных оснований.
Тоталитаризм в древней истории
Термин «тоталитаризм» в современном его понимании сформулирован лишь в XX веке, и выражает всеобщее, или «тотальное» огосударствление всех сторон жизни, выраженное, в частности, лозунгом Муссолини «всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства». Тем не менее, принцип всеобщего огосударствления общества отнюдь не является прерогативой новейшей истории, и известен человечеству с самых древнейших времён. Тоталитарные идеи появляются, в частности, в работах древнегреческих философов; несомненно тоталитарный характер носит знаменитый трактат Платона «Государство», доходящий даже до запрета семьи, и централизации деторождения в евгенических целях.
Первой в известной истории тоталитарной державой являлась шумерская Третья династия Ура, правившая в древней Месопотамии около четырёх тысяч лет назад (2112 до н. э. — 2003 до н. э.). Во время правления этой династии было осуществлено тотальное огосударствление ремесёл, введена государственная монополия на внешнюю торговлю, и проведена национализация большей части земли. Свободная купля-продажа земли, по всей видимости, была запрещена.
Преобразования 3-ей династии Ура затронули также религию и историю. Традиционный пантеон месопотамских богов был, в соответствии с устройством государства, также унифицирован и централизован. Изучаемая история была сфальсифицирована с целью устранить из шумерского прошлого борьбу исторических городов-государств.
Вторым крупным примером тоталитаризма в древней истории является древнекитайская философская школа «фацзя», существовавшая в IV в. до н. э., и известная в европейской традиции как «легизм» («школа законников»). Основные положения легизма были разработаны философом Шан Яном. Его взгляды были изложены в наиболее полном виде в трактате «Книга правителя области Шан» («Шаньцзюншу»). Легистская система ценностей требовала цензуры и преследования инакомыслящих, беспрецедентного поощрения доносительства, полного отказа государства от любой деятельности, кроме войны и сельского хозяйства. Философия Шан Яна требовала от правителя относиться к собственному народу, как к бессловесному сырью, утверждая, что интересы государства и народа по сути своей антагонистичны, и предоставленный сам себе народ, безусловно, будет предаваться лишь лености и увеселениям. Согласно принципу «В стране, добившейся гегемонии, на 9 наказаний приходится 1 награда, в стране, подвергшейся расчленению, на 9 наград приходится 1 наказание» делался упор главным образом на крайне жестокие наказания карательного характера (в частности, недоносительство каралось разрубанием надвое).
Одним из ключевых понятий легизма являлась «унификация народа», в изложении Шан Яна означавшая всеобщее единомыслие, отказ от путешествий, изысканной одежды, музыки, поэзии, занятия историей и всякого рода учёности. Трактаты легизма объявляют поход вообще против культуры как таковой, считая её паразитическим занятием, отвлекающим народ от того, чем он только и должен заниматься — земледелием и войной.
Принятие царством Цинь легизма в качестве государственной идеологии превратило его в хорошо отлаженную, и крайне агрессивную военную машину, успешно объединившую под своей властью весь Китай ( см. династия Цинь). Однако, оборотной стороной легизма являлась его крайняя, даже по меркам того времени, жестокость. Так, легисты практиковали принцип круговой поруки, в соответствии с которым за совершение преступления карались также все родственники осуждённого по трём линиям — отца, матери и жены. Широко практиковалась смертная казнь, а в юриспруденции господствовала презумпция виновности обвиняемого, в соответствии с которой он сам должен был доказывать свою невиновность. Поощрялся также курс на крайнюю военную агрессию, а заслуги командиров и солдат измерялись буквально в головах убитых противников.
Объединение Китая под властью легистов привело к унификации иероглифов, транспорта, денежной системы, массовым общественным работам, в частности — к началу строительства Великой стены. Вместе с тем, легисты у власти также «прославились» рядом одиозных мер, к числу которых относились массовые сжигания «бесполезных» книг, и закапывание живьём в землю конфуцианских учёных. Откровенно карательный и антикультурный уклон легизма привёл к тому, что единая общекитайская держава под его управлением продержалась всего лишь около 15 лет, начав рассыпаться немедленно после смерти основателя империи Цинь Шихуанди.
К числу более поздних примеров относится уникальное для своего времени иезуитское государство в Парагвае (XVIII в.), построившее общественную жизнь на коммунистических началах [63] (см. Иезуитские редукции). Исследователь Хорос В. Г. характеризует этот строй, как «тоталитарный» [64]
Тоталитарные общества в литературе и искусстве
Тоталитаризм нередко выводится в антиутопиях. Изображения тоталитарного общества в литературе, кино и музыке представлены в произведениях: